Впервые в отечественной литературе термин налог был употреблен

Опубликовано: 21.09.2024

Налоги и налогообложение

Бельтюкова Светлана Михайловна

Содержание

1. История развития налогообложения в Российской Федерации
2. Понятие налогов и сбора, их функции и экономическая сущность
3. Принципы налогообложения
4.Элементы налогообложения
5.Система налогов и сборов в Российской Федерации
6.Права и обязанности налогоплательщиков
7. Налоговые агенты
8.Налоговый контроль
9.Понятие налогового правонарушения
10.Налог на добавленную стоимость
11.Акцизы
12.Налог на доходы физических лиц
13.Налог на прибыль
14.Упрощенная система налогообложения
15.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
16.Транспортный налог
17.Налог на имущество организаций
18.Земельный налог
Список рекомендуемой литературы


1. История развития налогообложения в Российской Федерации.

Налоги, как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Дань выступала систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась «повозом», когда она привозилась в Киев, а также «полюдьем», когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадывали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 г.г. монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5–7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации — «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV—XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.




Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств — четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства — знаменитый «план финансов». Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных расходов и доходов, изложенные в этой программе, не потеряли актуальности до сих пор.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов» Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользованием землей.
Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, промысловый налог, алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям — «О замене продразверстки продовольственным налогом".В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета.

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многий налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

Понятие налогов и сбора, их функции и экономическая сущность.

Экономическая сущность налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

В НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8)

Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога – это проявление его сущности; способ выражения его свойств.

Выделяют следующие функции:

1 .Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Фиск (от латинского »fiscus», букв. — корзина) в Древнем Риме военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 века до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 века н.э. фиск — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

2. Распределительная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель — сделать распределение жизненно важных средств более равномерным».

3. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883—1946 гг.) налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Выделяют 3 подфункции:

1. стимулирующую (направлена на развитие определенных социально-экономических процессов);

2. дестимулирующую (направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, это проявляется через введение повышенных ставок налогов, например, установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов);

3. воспроизводственную (предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов)

4. Контрольная функция налогообложения позволяет осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России)

Данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:50, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическая сущность налогов.
2. Возникновение термина «налог» в отечественной литературе. Функции налогов и их характеристика.
3.Первые принципы налогообложения А. Смита. Современные принципы построения моделей налоговых систем государств.
4. Понятие налога и сбора. Признаки налога.

Файлы: 1 файл

НиН_2.1.docx

1. Экономическая сущность налогов.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения. Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.

Впервые в отечественной литературе термин «налог» был употреблён в 1765г.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый с орг-ции и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хоз-го ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и муниципальных образований. В этом определении отражена эк-ая сущность налогов - это безвозмездный платёж предназначенный для финансового обеспечения дея-ти гос-ва, изъятие гос-вом в свою пользу определенной части стоймости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налогов. Т.о. экономическая сущность налогов характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юр. и физ лицами, которые имеют специфическое назначение-мобилизацию средств в распоряжение государства.

2. Возникновение термина «налог» в отечественной литературе. Функции налогов и их характеристика.

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, их возникновение связано с возникновением государственности. Впервые в отечественной литературе термин «налог» был употреблён в 1765г. С 19в. Термин «налог» стал основным в описании процессов изъятия денежных средств в казну государства. Впервые в отечественной литературе термин "налог" употребляется в работе "О крепостном состоянии крестьян в России" историка А.Я. Поленова (1738 - 1816) в 1765 г.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Фискальная функция является основной, формирует доходы аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.

Распределительная (социальная) функция осуществляется через неравное обложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение задач финансово-экон-кой политики гос-ва посредством налоговых механизмов. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении или увеличении н\облаг-й базы, понижении или повышении НС.

Суть функции – налогами облагаются ресурсы направленные на потребление и освобождение от н\обл-я ресурсы, направленные на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют 3 составляющих:

1. Стимулирующая подфункция – проявляются ч\з систему льгот и освобождает на пример, для с\х производителей.

2. Дестимулирующая подфункция, которая ч\з повышение ставок налогов ограничивает развитие игорного бизнеса, приостановка вывода капитала из страны и т. д.

3. Воспроизводительная подфункция – аккумулирование средств для восстановление использованных ресурсов.

4. Контрольная подфункция – позволяет гос-ву отслеживать налоговые платежи в бюджет, сопоставить их величину с потребностями в фин-вых ресурсах.

3.Первые принципы налогообложения А. Смита. Современные принципы построения моделей налоговых систем государств.

Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

4. Понятие налога и сбора. Признаки налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства.

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом.

5. Элементы налогообложения: субъект и объект налогообложения, масштаб и единица налога.

Субъект налогообложения - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - юридические факты, которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Объекты налогообложения можно подразделить на виды:

1 -права имущественные

4-результаты хозяйственной деятельности.

МАСШТАБ НАЛОГА - установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная какой-либо физической характеристикой либо параметром измерения. Условная единица принятого масштаба является единицей налога, используемой для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила.

Единица налога - часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога.

6. Элементы налогообложения: налоговая база, ставка налога, способ уплаты налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. НБ как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, т.к. именно к ней применяется ставка налога.

Существует 2 метода исчисления НБ:

1) кассовый метод.

2) Накопительный метод.

Ставка налога – это размер налога на ед. налогообложения, т.е. норма налогового обложения. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законам субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах установленных НК. В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

1) равные ставки – когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога.

2) твердые ставки – когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога.

3)процентные ставки – когда с каждого рубля предусмотрен определенный % налога.

Существует 5 способов уплаты налога:

1. уплата налога по декларации

2. уплата налога из источников дохода

3. кадастровый способ уплаты налога

4. уплата налога в момент расходования доходов

5. уплата налога в процессе потребления или использования имущества

7. Виды налогов и сборов в РФ. Классификация налогов на группы по различным признакам.

Классификация всех существующих видов налогов и сборов может быть разной.

1) По способу взыскания: прямые и косвенные

Прямые налоги взымаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Эти налоги разделяются на:

А) Реальные прямые, которые уплачиваются с учетом недействительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

Б) Личные прямые налоги, которые устанавливаются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара. Подразделяются на:

а) косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенная группа товаров;

б) косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

в) фискальные монополии, которыми облагаются все товары производство и реализация которых сосредоточена в государственных структурах;

г) таможенные платежи, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно- импортных операций.

2) В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменить и контролировать налоги выделяют:

3) По целевой направленности ведения налогов выделяют:

4) В зависимости от субъекта налогоплательщика выделяют:

- налоги взымаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на прибыль);

- с предприятий и организаций (налог на прибыль, на имущество);

- смежные налоги, взымаемые с юридических и физических лиц.

5) По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

- закрепленные налоги непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

- регулирующие налоги, т.е. разноуровневые.

6) По порядку ведения налоговые платежи делятся на:

- общие обязательные налоги, которые взымаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взымание – это компетенция органов самоуправления.

7) По срокам платы:

10. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В НК РФ рассматривается 2 формы вины налогопл-ка: умышленное правонарушение и правонаруш-е совершенное по неостороженности.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

1. Нарушение срока постановки на учет в налог.органе - До 90 календ.дней – штраф 5т.р., более – 10 т.р.

2. Уклонение от постановки на учет в налог.органе - До 90 дней – штраф 10% от доходов, но не менее 20 т.р. Более 90 дней – штраф 20% от доходов, но не менее 40 т.р.

-Метки

-Рубрики

  • финансовые, экономические эксперименты (23)
  • я в шоке (10)
  • история (8)
  • альтернативная энергия (8)
  • дом, сарай, огород (5)
  • альтернативные деньги (18)
  • Империя (86)
  • разное (94)
  • скачать бесплатно (0)
  • таблицы (8)
  • цитаты (17)
  • юмор (3)

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Смешные цитаты и ICQ статусыСмешные цитаты и ICQ статусы из социального цитатника basher.ru
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • БитвыУ кого лучше дизайн ногтей? Кто мужественнее? Кто больше ЭМО? У кого друзья невероятнее отрываются? ЭТО РЕШИТ БИТВА!!

-Цитатник

Древние китайцы считали, что комфорт губит человека. Чрезмерное стремление к комфорту и приним.

-

-Поиск по дневнику

-Статистика

Многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…».
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость () была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 г.), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 г.), когда английское правительство предоставило компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов () в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала годов.

Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений.
Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества.
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке название налога — steuer означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII в. сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.

Общеизвестно, что основной функцией налогообложения является фискальная — наполнение государственной казны. Фиском (от латинского »fiscus», букв. — корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца I фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в введении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 фиск — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.

Уплата налогов за рубежом иногда приобретает комичный оттенок. Так, во Франции один удачливый игрок на игральных автоматах, несвоевременной уплаты налогов со своих выигрышей задолжал бюджету более 3,7 млн. франков. Подчиняясь требованиям налоговых органов, удачливый игрок в один из дней прибыл в налоговое ведомство во главе колонны из трех бронированных грузовиков, доверху нагруженных сумками с однофранковыми монетами. Чиновники приняли груз — 920 сумок общим весом в 22 тонны, 3.730.606 монет — с понимающей улыбкой.

Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1922 года предусматривал наказания за преступления против порядка налогообложения. Так, например, ст.83 предусматривала уголовную ответственность за агитацию и пропаганду, заключающую призыв к совершению налоговых преступлений, ст.84 — за изготовление, хранение с целью распространения и за распространение литературных произведений, призывающих к совершению налоговых преступлений.

Во 2–3 веках в Китае все налогоплательщики подразделялись на пять категорий. Новорожденный назывался хуан (молокосос), с 4 лет он был уже сяо (малыш), после 16 — чжун (средний), с 21 года — дин (тягловый) и после 60 лет — лао (старик). В разное время возрастное деление слегка менялось.

Лициний, римский наместник в Древней Галлии, разделил год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги.

Первый англичанин, который отважился сказать королю «нет» — Святой Хью (1140 — 1200) из Линкольна (Англия). Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории.

В Германии в 1800 году можно было заказать фамильную печать с бюстом императора Франциска II в. качестве рукоятки — но за это взимался дополнительный налог — около $10 в год.

Город Месилла в штате с 1848 по 1853 год переходил от одной страны к другой по 5 раз на неделе. Река , являющаяся естественной границей между США и Мексикой, так часто меняла свое русло, что жителям Месиллы приходилось платить налоги обоим государствам.

Учет налогов в одном из старейших королевств мира — Швеции ведется с XVI века, со времен викингов. И все сведения о налогоплательщиках той поры сохранились в архивах до сегодняшнего дня.

Прусский король Вильгельм Фридрих I, введя налог на ношение париков, поощрял «блицпроверки»: контролеры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате.

Регент наложил на одну французскую провинцию усиленные налоги. Депутат национального собрания от этой провинции чрезвычайно упорно отстаивал интересы своих сограждан, даже угрожал регенту, если тот не отменит своего решения. Регент с интересом спросил, какими же силами и средствами располагает провинция, чтобы сопротивляться принятому решению. Депутат гордо ответил: «Повиноваться и ненавидеть!»

Когда первый Министр Франции кардинал Мазарини выдумывал новый закон, парижане в ответ сочиняли новые байки, анекдоты и песенки. Мазарини обычно спрашивал своих сборщиков налогов, что говорят о новом налоге. Ему отвечали: «Поют злейшие песни про вашу милость». Мазарини усмехался и говорил: «Поют, значит будут платить!»

В древней Иудее налоги собирали мытари. Это были очень богатые люди. Право на сбор податей они покупали у казны, а затем это право передавали вторым лицам, те третьим Получалось так, что налоги собирали подчас очень хитрые и жестокие люди. Естественно, что при сборе налогов возникали разные несправедливости, насилия и обманы. У иудеев выработался стойкий взгляд на мытарей как на самых последних грешников. Слова «грешник», «язычник» и «мытарь» были почти синонимами. Мытарям даже запрещалось участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Зная об этой атмосфере общего презрения к мытарям, интересно вчитываться в некоторые места текстов Нового Завета. Открывается Новый Завет Евангелием от Матфея, одного из учеников Христа. И тут уже удивление. Кем был апостол Матфей? Мытарем! Он сам упоминает о своем прежнем занятии, называя себя «Матфеем мытарем» (Евангелие от Матфея, X, 3). Левий Матфей сидел на одном из мест сбора пошлин, когда Господь призвал его «Следуй за мной». И Матфей тут же, бросив все дела, встал и последовал за Господом. А потом, «собрав множество мытарей, сделал для Него в доме своем большое угощение». Когда стали упрекать Иисуса в том, что тот «ест и пьет» с грешниками, Он ответил: «… Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Евангелие от Луки, V, 27–32). Видно, что ни к кому у Господа нет презрения, и ко всем есть Любовь.

Подступились к Иисусу неугомонные фарисеи. Они решили задать Иисусу трудный вопрос. Вдруг Он ответит так, что Его можно будет обвинить в ереси? Долго обдумывали они свою хитрость и, наконец, спросили: «Известно, что Ты — человек справедливый, никого не боишься, и всегда говоришь правду. Вот и сейчас скажи, надо ли нам, иудеям, платить подать Кесарю (так называли римского )? А может быть, грешно это?»

Иисус разгадал их лукавство и попросил показать ему монету, которой платили подать. Ему показали динарий. На монете был изображен Кесарь.
«Чье это изображение на монете?» — спросил Иисус Христос фарисеев.
«Кесарево», — ответили они.
«Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово — душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает». Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) — «Воздайте кесарево кесарю, а божие богу»
Евангелие от Матфея, XXII, 21

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица[2].

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны[1].

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции[5].

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В этой связи налоговые механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий потенциал подоходного налога с физических лиц.

Данный налог является главным или основным источников формирования бюджетов этих стран, а также эффективным регулятором в социальной сфере. Рассмотрение эволюции подоходного налога с физических лиц в России раскрывает неэффективность применяемых форм налога, и, более того, их отрицательное воздействие на социально-экономическое положение в стране. Например, в 90-е годы отрицательное воздействие применяемых в России форм подоходного налога с физических лиц выразилось резким увеличением «теневых» доходов населения. Таким образом, назрела острая необходимость определения в России оптимальной формы налога на доходы физических лиц в современных условиях с дальнейшим ее развитием, обеспечивая на каждом этапе развития реализацию возникающих возможностей[14].

Формирование оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста[11].

Глава 1. Налоги в экономической системе общества

    1. Развитие налогообложения в России

Финансовая система Древней Руси начала складываться в конце IX в., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

Князь Олег Вещий (умер в 912 г.), объединивший вокруг Киева в результате походов земли разных народов, кроме уплаты дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани был источником постоянных внутригосударственных конфликтов.

В XIII в. После завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Ее взимание началось после переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками» под руководством Китая, родственника великого хана.

После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог. Особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XI-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения в России была упорядочена. Так, в 1655 г. Был создан специальный орган – счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVII в., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. Даже церковных верований взимался соответствующий налог. При Петре I расцвела откупная система исполнения податных обязательств.

В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывается «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVII в. можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. русский историк А.Я.Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований. Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных доходов и расходов по этой программе актуальны и по сей день[9].

Во второй половине XIX в. большое значение при обрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1883 г. была заменена налогом с городских поселений.

Вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные сборы.

В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные акцизы и т.д.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 г.

Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет[21].

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе нэпа и начинаются с доклада В.И.Ленина «О замене продразверстки продовольственным налогом» в марте 1921 г. В этот период были заложены основы налоговой системы Советского государства.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были преобразованы в два основных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли.

Были объединены некоторые виды налогов с населения, а значительная часть отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране[9].

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становление Российского государства. В это период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы : «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введением части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратил силу, за исключением ст. 19, 20 и 21, определяющих перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ. С введением части второй НК РФ утратил силу и вышеназванные статьи.

С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ: гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», и гл. 24 «Единый социальный налог»[3].

С 1 января 2002 г. были введены в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», гл. 26 « Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл.26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», гл. 27 «Налог с продаж», гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций», гл. 31 «Земельный налог». И процесс это продолжается[12].

    1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе. Рыночный механизм сам по себе не в состоянии разрешить многие глобальные и локальные проблемы экономического развития. Мировая практика свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики.

Читайте также: