Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков

Опубликовано: 16.05.2024

Как известно, финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства. Финансы являются неотъемлемой частью рыночных отношений с одной стороны и инструментом государственного регулирования – с другой.

«Статистика финансов» является одним из основных разделов экономической статистики и включает в себя статистику государственных финансов и финансов предприятий, статистику денежного обращения, цен и инфляции, статистику банковской деятельности, страхования и ценных бумаг.

Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения, возникающие по поводу формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства.

Статистика государственных финансов изучает процесс формирования доходов и расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Поскольку в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – налоговые поступления, то в данном разделе следует также рассматривать статистику налогов и налогообложения.

Рассмотрим применение статистических показателей состояния и динамики государственных финансов, а также анализ влияния факторов на финансовые показатели при решении задач.

Примеры решения задач по теме «Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения»

Задача 1. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +5%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,3 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 1800 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 20%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Решение

Для решения составим таблицу:

Показатель Обозначение (формула) Базисный период Отчетный период
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. НБ 1800 1800*1,3 =2340
Ставка по налогу на прибыль, % С 20 20+5=25
Налоговые отчисления, тыс. руб. НО=НБ*С/100 1800*0,2 =360 2340*0,25 =585

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде найдем по формуле:
∆НО = НО1-НО0 = 585-360 = 225 тыс. руб. - произошло увеличение объема налоговых отчислений.

Изменение объема налоговых отчислений по факторам найдем по формулам:
∆ С НО = (С10)НБ1 = (0,25-0,20)*2340 = 117 тыс. руб. – увеличение за счет изменения ставки налога;
∆ НБ НО = (НБ1-НБ00 = (2340-1800)*0,2 = 108 тыс. руб. - увеличение за счет изменения налогооблагаемой прибыли.

Задача 2. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1 80 90 1,6 1,9 30 32
2 150 160 2,4 2,5 34 36

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов.

Решение

1) На изменение объема налоговых доходов влияет изменение количества налогоплательщиков (n), величины налоговой базы (Б) и налоговых ставок (с): Н=n*Б*с.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в базисном периоде:
∑Н0 = ∑n0*Б0*с0 =80*1,6*0,30+150*2,4*0,34 =160,8 млн. р.
Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде:
∑Н1 = ∑n1*Б1*с1 = 90*1,9*0,32+160*2,5*0,36 = 198,72 млн. р.

2) Найдем абсолютное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
∆Н = ∑Н1-∑Н0=198,72-160,8=37,92млн. р.
Найдем относительное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):
IН = ∑Н1/∑Н0 = 198,72/160,8 = 1,2358 = 123,58%.
Как видим сумма налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 23,58%, что в абсолютном выражении составляет 37,92 млн. р.

3) Найдем изменение суммы налоговых отчислений (доходов) по факторам:

- за счет изменения числа налогоплательщиков:
∆Нn=∑n1*Б0*с0-∑n0*Б0*с0= (90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)-160,8= 173,76-160,8=12,96 млн. р.
IНn==∑n1*Б0*с0/∑n0*Б0*с0 = 173,76/160,8=1,0806=108,06%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения числа налогоплательщиков произошло на 8,06%, что соответствует 12,96 млн. р.

- за счет изменения налоговой базы:
∆НБ=∑n1*Б1*с0-∑n1*Б0*с0= (90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)-(90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)=187,3-173,76 =13,54млн. р.
IНБ==∑n1*Б1*с0/∑n1*Б0*с0 = 187,3/173,76=1,0780=107,80%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет увеличения налоговой базы произошло на 7,8%, что соответствует 13,54 млн. р.

- за счет изменения налоговой ставки:
∆Нс=∑n1*Б1*с1-∑n1*Б1*с0= 198,72-(90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)=198,72-187,3=11,42 млн. р.
IНс=∑n1*Б1*с1/∑n1*Б1*с0= 198,72/187,3=1,0610=106,10%
Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения налоговой ставки произошло на 6,1%, что соответствует 11,42 млн. р.

4) Взаимосвязь абсолютных и относительных изменений налоговых доходов:
IН= IНn *IНБ* IНс = 1,0806*1,078*1,061=1,2359
∆Н=∆Нn+∆НБ+∆Нс=12,96+13,54+11,42=37,92 млн. р.
Данные значения совпадают со значениями, полученными в п.2, следовательно расчеты выполнены верно.

Другие статьи по данной теме:

  • назад:Статистика рынка труда и занятости населения: примеры решения задач
  • далее:Статисика финансов предприятия (организации)
  • Бюджет как основное звено системы финансов государства
  • Налоги в системе финансовых отношений. Основные принципы налогообложения. Функции и элементы налога

Список использованных источников

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которы возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Понятие налогоплательщика и плательщика сбора

Никакой обязательный платеж не может взиматься, если не предусмотрен круг лиц, обязанных его вносить. По этой причине, каждый раздел НК, устанавливающий тот или иной налог и сбор содержит соответствующие положения.

Общие правила, определяющие статус налогоплательщиков, которые занимают центральное место в отраслевом законодательстве, установлены в главе 3 НК РФ.

Определение содержится в ст. 19 НК РФ. Согласно нему, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лика, а также организации, на которых этот документ возлагает обязанности по их уплате.

С 2017 г. будут предусмотрены новые правила. Администрирование и контроль уплаты взносов во внебюджетные фонды передаются налоговым органам, поэтому указанное определение приобретет соответствующие элементы.

В отдельных случаях, налогоплательщиками признаются иностранные структуры, действующие в России без образования юридического лица.

Учитывая понятие, изложенное в ст. 19 НК РФ, законодатель разделяет понятия плательщика налогов и плательщика сборов. С 2017 г. появится плательщик обязательных взносов. Судебная практика пришла к тому, что статус этих субъектов не един.

Права и обязанности налогоплательщиков, касающиеся исключительно их, не распространяются на плательщиков сборов и наоборот.

Состав налогоплательщиков и плательщиков сборов

Ст. 57 Конституции России предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов каждым. Эти положения конкретизируются нормами НК.

Налогоплательщики и плательщики сборов делятся на 2 основные категории: физическое лицо и организация. Каждый указанный тип субъекта имеет свои особенности, предусмотренные нормами ГК и НК.

Дополнительным основанием для деления этих лиц служит их принадлежность к России. Отличают национальных и иностранных налогоплательщиков. Это касается как граждан, так и организаций.

Также налогоплательщики могут делиться на резидентов России (пребывающих на ее территории от 183-х дней на протяжении года) и нерезидентов. Последним могут предоставляться льготы, в том числе, они вправе получить освобождение от уплаты некоторых налогов. Это объясняется тем, что место их жительства расположено за рубежом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами

Законодательство называет в качестве физического лица граждан России, иностранцев и лиц, не обладающих таковым. Действующий порядок предоставляет им схожий статус, и они исполняют обязанности по уплате на общих основаниях. Все они получают индивидуальный номер. В отдельных случаях, возможности могут зависеть от гражданства. Речь идет о возможности получить льготы или освобождение.

Отдельное регулирование предусмотрено для индивидуальных предпринимателей (ИП). Помимо постановки на учет в качестве физического лица, они должны сдавать документы, дополнительные декларации, а также получать свидетельство о регистрации в качестве ИП. Эта категория, согласно ст. 11 НК, включает главу фермерского или крестьянского хозяйства. Такое лицо рассматривается как предприниматель. Права и обязанности налогоплательщиков этой категории гораздо шире, нежели у обычного гражданина.

Если эти субъекты не встали на учет, то они все равно несут налоговые риски, аналогичные тем, которые связаны с детальностью ИП. Сослаться на то, что такое наименование налогоплательщика отсутствует, не получится. Тот факт, что лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, не будучи внесенным в качестве ИП, не освобождает его от ответственности.

Выделяется и такая категория, как самозанятые граждане. К ним относятся адвокаты и нотариусы.

Если налогоплательщик недееспособен или является несовершеннолетним, то необходимые функции выполняют представители (родители или опекуны). Однако становится на учет и получает индивидуальны номер именно подопечный или ребенок. Но все риски, связанные с ответственностью, несут представители.

Налогоплательщики, являющиеся организациями

Ст. 11 НК определяет их как образованные в соответствии с российским законом юрлица, либо иностранные юрлица, обладающие правоспособностью, а также международные организации и их российские филиалы, либо представительства.

Правовое положение филиалов и представительств организаций не предполагает признание их налогоплательщиками. Однако они имеют значение в ситуациях, когда проводится налоговый контроль (выездная проверка деятельности филиала) и подлежат постановке на учет с выдачей соответствующего уведомления.

НК толкует понятие филиалов и представительств более расширительно, нежели ГК. Налоговыми нормами вводится понятие обособленного подразделения, под которым подразумевается наличие как минимум одного стационарного рабочего места. В отношении каждого из них требуется постановка на учет.

Права и обязанности налогоплательщика и плательщика сбора

Правовое положение (статус) этих субъектов предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Другие его элементы включают ответственность налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В случае применения последней, закон предусматривает возможность отстаивания интересов. Это выражается в таком институте, как права налогоплательщиков на защиту.

Перечень всех прав, принадлежащих налогоплательщикам установлен в ст. 21 НК и предусматривает следующее:

1. Получение бесплатной информации обо всех налогах, подлежащих уплате, включая их основные элементы (объект налогообложения, база, ставка и другие). Помимо этого, он может получить действующую форму любой декларации и проконсультироваться о том, как ее заполнить. Также предусмотрено информирование о порядке постановки на учет и о том, как выдается соответствующее свидетельство.

2. Получение разъяснений Минфина о порядке установления и внесения федеральных, региональных и местных обязательных платежей и структурах, осуществляющих информирование об итоговом размере налога. Для решения такой проблемы этого нужно подать заявление.

3. Использование всех имеющихся налоговых льгот, в том числе, освобождение. Конкретные послабление содержатся в нормах 2-й части НК. Каждый налог может предусматривать отдельные льготы.

4. Отсрочка, рассрочка платежа либо получение инвестиционного налогового кредита, порядок предоставления которого определен нормами НК.

5. Распоряжение переплаченными суммами налогов. Возможен как их в зачет как в по будущим начислениям, так и возврат.

6. Встречное информирование со стороны налоговой инспекции в ходе сверки расчетов с бюджетом.

В этой статье содержится лишь база. Перечень прав носит открытый характер и может дополняться специальными нормами.

Налогоплательщики обязаны соблюдать требования ст. 23 НК. К ним относятся следующие действия:

1. Внесение всех предусмотренных платежей. Субъекты налогообложения и плательщики сборов обязаны исполнять установленные законом налоговые обязательства. Помимо самих расчетов с бюджетом, в ряде случаев, должны самостоятельно определять некоторые элементы налога (объект налогообложения, база, ставка).

2. Постановка на регистрационный учет налогоплательщиков обязывает всех лиц состоять на нем по месту нахождения. Каждый из таких субъектов должен получать уникальный номер. Не стоит путать регистрацию ИП и юридических лиц с этой процедурой. Первая носит гражданско-правовой-характер, а постановка служит одним из методов, при помощи которого осуществляется контроль.

3. Представление в налоговую инспекцию по месту нахождения декларации по налогам и сборам. Даже если есть освобождение от уплаты, потребуется информирование (если есть объект налогообложения). В этом случае сдаются нулевые декларации. Иначе бездействие будет рассматриваться в качестве нарушения. Важно внимательно указывать каждый предусмотренный номер.

4. Юридические лица должны сдавать бухгалтерскую отчетность по месту своего нахождения.

5. Адвокаты, нотариусы и ИП должны представлять книги учета доходов и расходов в порядке исполнения запросов инспекции.

6. На протяжении 4-х лет хранить налоговые и бухгалтерские документы. Это связано с возможностью проводить проверки доначислять налоги за 3 предшествующих года. При проведении таковой должна обеспечиваться возможность изучить указанные документы.

В этих нормах также перечислена база. Отдельными положениями могут предусматриваться дополнительные обязанности.

Ответственность налогоплательщиков

В зависимости от характера, который носит правонарушение, могут применяться различные меры ответственности. Они принадлежат разным правовым отраслям.

В случаях, когда правонарушение связано с налоговыми правоотношениями, ответственность наступает в соответствии с нормами НК. Примером служит непредставление декларации. Даже несданный «нулевой» отчет повлечет проблемы.

Возможна и административная ответственность за правонарушение. В качестве примера подойдут случаи, когда сведения, указывающие место расположения организации (объект недвижимости), не соответствует данным учета (постановка на учет с нарушениями). Эти риски стоит исключить и обозначить актуальное место нахождения юрлица.

Если правонарушение по сокрытию налогов носит преступный характер, то ответственность наступит по нормам УК РФ.

Тогда высоки риски лишиться свободы. Стоимость такого нарушения и связанные с ним проблемы будут существенными.

В ряде случаев ответственность распространяется не на плательщиков, а на налоговых агентов – субъектов, на которых возложено исполнение обязательств по уплате в бюджет, подавать сведения и выполнять другие функции.

Защита при проведении налогового контроля

В случае, если в отношении налогоплательщика проводится налоговый контроль, ему обеспечивается защита. В рамках нее он может представлять пояснения, документы и другие доказательства и сведения в обоснование своей позиции.

Кроме того, предоставляются следующие возможности:

  • получение копий требований и актов проверяющей структуры;
  • требование соблюдения законных процедур;
  • не осуществление исполнения заведомо незаконных требований и предписаний проверяющих;
  • участие в заседаниях, на которых изучаются налоговые документы и вынесение заявления по существу рассматриваемых вопросов;
  • обжалование всех актов, требований и решений налоговых структур, а также требование возмещения причиненных в результате нарушения убытков. Возможна как судебная защита (порядок и особенности предусмотрены процессуальными нормами), при которой подается исковое заявление, так и обращение в вышестоящую инспекцию (порядок содержится в НК).

Также налогоплательщик имеет право на соблюдение сохранение налоговой тайны. Инспекцией должна быть обеспечена ее защита, не допускающая того, чтобы эти сведения утекли.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


В перечне прав, которыми Налоговый кодекс наделил налоговые органы, значится право определять суммы налогов расчетным путем (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В каких случаях налоговики могут воспользоваться этим правом? На основании какой информации они могут определить размер налогов, причитающихся к уплате в бюджет? В каких ситуациях арбитры поддерживают инспекторов, применивших расчетный метод, а в каких не соглашаются с их решением? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данного материала.

В каких случаях ИФНС вправе применять расчетный метод?

  • отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
  • отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налого­обложения;
  • ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности исчислить налоги.
Правовые основания для применения расчетного метода при определении налоговых обязательств возникают только в случаях, установленных пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (Постановление АС ДВО от 30.03.2016 № Ф03-917/2016 по делу № А04-3278/2015).

Рассмотрим указанные случаи подробнее.

Отказ в допуске к осмотру помещений и территорий

  • выездной проверки;
  • камеральной проверки на основе декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ.
При воспрепятствовании доступу инспекторов на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. (В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.) На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Воспрепятствование доступу налоговиков на территорию налогоплательщика может повлечь доначисление налогов расчетным методом (в том числе и в случае воспрепятствования при проведении камеральной проверки декларации по НДС, ведь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не установлено ограничений для этого вида проверки).

Отметим, что НК РФ не раскрывает, какие действия (бездействие) проверяемого лица следует считать «воспрепятствованием доступу должностных лиц». Есть судебное решение, где судьи таковыми считают действия проверяемого лица, в результате которых доступ налоговых органов в помещение затруднен. Если же при осмотре помещения налоговым органом представитель налогоплательщика не присутствовал, он никак не мог воспрепятствовать доступу в помещение должностных лиц налогового органа (см., например, Постановление ФАС СЗО от 29.01.2014 по делу № А56-32593/2013).

Отсутствие представителей налогоплательщика по месту нахождения не является воспрепятствованием доступу, а значит, не может являться основанием для применения расчетного метода.

В то же время есть примеры, когда судьи поддержали налоговиков, сумевших доказать в суде, что представитель налогоплательщика знал о проводящейся налоговой проверке и необходимости представить для ее проведения документы, но не исполнил данную обязанность, предусмотренную ст. 23 НК РФ. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 30.09.2011 по делу № А70-9334/2010 пришел к выводу, что инспекция была вправе провести проверку в своем помещении и самостоятельно определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у нее данным о налогоплательщике.

Непредставление документов налоговикам в течение более двух месяцев

Интересным является вопрос о возможности (точнее, о невозможности) применения расчетного метода в случае представления лишь части первичных документов.

Здесь следует различать два варианта. Первый вариант – налогоплательщик может подтвердить лишь доходы, а документы, обосновывающие расходы, отсутствуют вообще. Второй вариант – имеется лишь часть документов, подтверждающих понесенные расходы.

При первом варианте арбитры считают возможным применение расчетного метода.

Так, ФАС СКО в Постановлении от 13.11.2012 по делу № А32-30599/2010, выяснив, что налогоплательщик подтвердил суммы полученных доходов, а размер расходов не имел документального подтверждения, отметил: частичное представление в рамках проведения выездной проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим налоговые органы от применения положений пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Вывод, сделанный ФАС СКО, согласуется со следующей правовой позицией Президиума ВАС.

Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 № 668/04).

В случаях отсутствия у налогоплательщика документов, касающихся не всех, а только части расходов, расчетный метод, по мнению судей, применению не подлежит.

Например, в случае, который представлен в Постановлении ФАС ЗСО от 04.10.2012 по делу № А27-840/2012, налогоплательщик утратил часть документов по причине затопления помещения, где они хранились, о чем свидетельствует соответствующий акт. Из-за этого обстоятельства налогоплательщик не смог представить все истребуемые документы в срок. Налоговый орган самостоятельно рассчитал подлежащую уплате сумму налога на основании документов, которые налогоплательщику удалось восстановить или запросить у контрагентов; сведений, заявленных в декларациях; информации, содержащейся в выписке банка с расчетного счета. Налогоплательщик, обратившийся в суд, настаивал, что инспекции в сложившейся ситуации следовало определить сумму налога на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Судьи, не согласившись с мнением налогоплательщика, отметили правомерность неприменения налоговым органом указанной нормы для определения налогов расчетным методом.

Такое же мнение в аналогичной ситуации высказал ФАС ДВО – в Постановлении от 17.07.2012 № Ф03-2926/2012 по делу № А24-4404/2011.

Отсутствие или ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги

Отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги, являются причинами, по которым ИФНС может применить расчетный метод.

Самая распространенная ситуация – осуществление налогоплательщиком деятельности, которая, по его мнению, подпадает под обложение ЕНВД, а значит, весь объем учета, соответствующий ОСНО, им не ведется. Когда налоговики обнаруживают, что применение спецрежима неправомерно, они доначисляют налоги по общей системе налогообложения, применяя расчетный метод определения реальных налоговых обязательств (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ), поскольку учет доходов и расходов не велся. В качестве примера можно привести Определение ВС РФ от 14.09.2015 № 308‑КГ15-10511 и Постановление ФАС ВВО от 06.12.2011 по делу № А29-862/2011.

О методах определения базы расчетным путем

Отметим, что в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ отсутствует четкая методика доначисления налогов расчетным путем. Поэтому в свое время один из налогоплательщиков даже оспаривал конституционность этой нормы (см. Определение КС РФ от 29.09.2015 № 1844‑О).

Конституционный суд, отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, отметил, что допустимость применения расчетного метода исчисления налогов, предусмотренного этой нормой, непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.

КС РФ пришел к следующему выводу. Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не только содержит перечень оснований для применения расчетного метода определения налогового обязательства, но и закрепляет обязательное условие (устанавливает метод), при соблюдении которого определение суммы налогов в данном случае может быть признано достоверным.

За основу для расчета принимаются сведения не о любых иных налогоплательщиках, а лишь о тех, которые обладают по отношению к проверяемому налогоплательщику аналогичными, то есть максимально приближенными экономическими характеристиками, влияющими на формирование налогооблагаемой базы.

В случае, когда аналогичные налогоплательщики не установлены, расчетный метод не может быть применен, поскольку иных способов определения расходов расчетным методом НК РФ не преду­сматривает (см. Постановление АС ВВО от 06.12.2016 № Ф01-5195/2016 по делу № А11-11994/2014).

Выбор аналогичного налогоплательщика

Как правило, инспекторы при выборе аналогичных налогоплательщиков принимают во внимание следующие факторы: вид осуществляемой деятельности организаций, дату их создания, период осуществления деятельности; систему налогообложения; наличие лицензий; ассортимент реализуемых товаров; наличие производственных, складских помещений, оборудования (см., например, постановления АС ЗСО от 13.01.2017 № Ф04-6288/2016 по делу № А27-6292/2016, АС ВСО от 12.01.2017 по делу № А19-16924/2015, от 23.09.2015 № Ф02-4242/2015, Ф02-4354/2015 по делу № А78-14492/2014).

Определение финансовых показателей расчетным методом на основании имеющейся у инспекции информации об организации и аналогичных налогоплательщиках основано на гипотезе, что у другого налогоплательщика в сходных экономических условиях размер налоговой базы будет таким же (Определение ВС РФ от 25.01.2016 № 302‑КГ15-17939 по делу № А78-14492/2014).

Однако в арбитражной практике можно встретить примеры, где арбитры поддерживают налогоплательщиков, не согласных с выбором контролерами аналогичных налогоплательщиков. Например, если налоговики сравнивают производственные показатели индивидуального предпринимателя с данными государственных предприятий, осуществляющих такую же деятельность (см. Постановление АС ЦО от 30.07.2015 № Ф10-2219/2015 по делу № А35-7363/2014).

Отметим, что нередко инспекторы определяют сумму налога на прибыль, умножая численность работников организации на средний показатель выручки, приходящейся на одного работника, исчисленной по данным аналогичных налогоплательщиков. Как правило, суды соглашаются с налоговиками, если речь идет о среднесписочной численности.

Приведем пример, где судьи признали расчеты не соответствующими положениям пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. В ситуации, которая представлена в Постановлении ФАС СЗО от 10.12.2013 по делу № А21-1284/2013, инспекция применила в расчетах численность работников на основании справок о доходах по форме 2‑НДФЛ (от 27 до 161 человека за год). Суд указал, что инспекция рассчитала налог, исходя из среднего показателя суммы выручки аналогичных налогоплательщиков, следовательно, должна была исчислить налог с учетом среднесписочной численности работников общества, которая составила от 1 до 39 человек за год. Справка по форме 2‑НДФЛ представляется на работников независимо от периода их работы, на основании такой справки нельзя определить среднесписочную численность работников за проверяемый период.

О доначислениях налогов расчетным путем в сделках между взаимозависимыми лицами

Как отмечалось выше, неправомерные действия или бездействие налогоплательщиков обусловливают допустимость доначисления налогов расчетным путем. Отдельно хотелось бы поговорить о доначислениях в сделках между взаимозависимыми лицами на примере Определения ВС РФ от 22.07.2016 № 305‑КГ16-4920 по делу № А40-63374/2015.

В ходе выездной проверки было установлено, что между налогоплательщиком и его взаимозависимыми контрагентами, находящимися на УСНО и зарегистрированными незадолго до совершения спорных операций, произведены сделки по купле-продаже недвижимого имущества. Экспертизой установлено многократное (30, 116 и 230 раз) отклонение цены, указанной в договорах купли-продажи трех зданий, от рыночного уровня цен.

Поскольку операции по реализации имущества были отражены обществом в целях налогообложения недостоверно, Судебная коллегия, поддержав налоговиков, пришла к выводу, суть которого сводится к следующему.

Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не исключает возможность определения размера недоимки:

  • методами, установленными гл. 14.3 НК РФ, которые используются при определении для целей налогообложения доходов, прибыли, выручки в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;
  • на основании сведений о рыночной стоимости объекта оценки, , если с учетом всех обстоятельств дела эти сведения позволяют сделать вывод не о точной величине, но об уровне дохода, который действительно мог быть получен при совершении сделок аналогичными налогоплательщиками.

Нюансы определения налогов расчетным путем

Применяя положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, необходимо учитывать ряд моментов, которые были обозначены в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

В данном документе говорится, что при определении налоговым органом на основании названной нормы сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.

Бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.

В качестве примера можно привести постановления АС ВВО от 09.12.2016 № Ф01-4410/2016, Ф01-5107/2016 по делу № А29-1281/2016, АС ЦО от 18.01.2016 № Ф10-4711/2015 по делу № А68-12763/2014. В последнем постановлении говорится: организация смогла доказать, что при расчете налоговых обязательств ИФНС, используя расчетный метод, неправомерно учитывала стоимость спорных материалов без учета расходов по их доставке, поскольку такие материалы не могли быть использованы без несения транспортных расходов.

Изложенным подходом необходимо руководствоваться как при отсутствии у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.

В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным операциям, совершенным налогоплательщиком, доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика.

Предприниматели – плательщики НДФЛ вправе доказывать фактический размер произведенных расходов

Как указано в п. 8 Постановления № 57, при толковании положений абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ судам необходимо исходить из того, что предоставление ИП – плательщику НДФЛ права при отсутствии подтверждающих документов применить профессиональный налоговый вычет в определенном этой нормой размере (20 % общей суммы полученных доходов) не лишает его возможности вместо реализации названного права доказывать фактический размер соответствующих расходов применительно к правилам пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Примеры, где судьи, руководствуясь этими разъяснениями, поддержали предпринимателей, – постановления АС УО от 13.05.2016 № Ф09-3696/16 по делу № А71-5893/2015, АС ЗСО от 11.02.2016 № Ф04-28371/2015 по делу № А70-5227/2015, АС ПО от 27.08.2015 № Ф06-27019/2015 по делу № А12-31495/2014.

При использовании расчетного метода вычеты по НДС не предоставляются

На основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщику не могут быть предоставлены вычеты по НДС, поскольку положениями п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ установлены специальные правила приобретения налогоплательщиком права на указанные вычеты (п. 8 Постановления № 57). Ссылка на эту выдержку дана, к примеру, в Постановлении АС МО от 17.01.2017 № Ф05-21036/2016 по делу № А41-19516/2016.

Расчетный метод не применяется в условиях формального документооборота

Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не подлежит применению в условиях формального документооборота и при отсутствии реальных хозяйственных операций.

Такой вывод, в частности, изложен в постановлениях АС СЗО от 09.06.2016 № Ф07-3195/2016 по делу № А56-52038/2015, от 24.06.2016 № Ф07-4284/2016 по делу № А56-54537/2015.

Судьи, признавая позицию ИФНС правомерной, указали, что условием учета понесенных расходов является возможность на основании имеющихся у налогоплательщика документов сделать однозначный вывод о том, что хозяйственные операции по выполнению конкретных работ (оказанию услуг) совершены, расходы на приобретение работ (услуг) фактически произведены и связаны с предпринимательской деятельностью. Ввиду отсутствия реальных хозяйственных операций налогоплательщика со спорными контр­агентами реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат не может быть определен исходя из рыночных цен с применением предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ расчетного метода.

В заключение приведем цитату из Постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10: при расчетном методе достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам, поскольку достоверность возможна только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности, так как основано оно, как правило, на неких усредненных показателях.

[1] К случаям, когда ИФНС может применить расчетный метод, относится и непредставление налогоплательщиком – иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, декларации по налогу на имущество организаций. В рамках данной статьи этот случай не рассматривается.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:


В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое "ничтоже сумняшеся" сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.

Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: "подводные камни" и "засады".

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало "типовой" причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.

Например, вот такой.
Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».

Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.

Читайте также: