Государство в лице различных организаций взаимодействуя с домашними хозяйствами через налоги

Опубликовано: 16.05.2024

В современной экономической литературе непрерывность производства в масштабах общества рассматривается в модели экономического оборота продуктов и дохода, которую можно представить следующим образом (рис. 1).

В рыночной экономике все находящиеся в экономическом обороте блага имеют натурально-вещественную и денежную формы. На рисунке движение благ в натурально-вещественной форме указано против часовой стрелки, а в денежной - по часовой стрелке.

В национальной экономике выделяются четыре субъекта: домашние хозяйства, фирмы (предприниматели), государство и зарубежные страны (иностранный сектор). Каждый из рассматриваемых экономических субъектов обладает целым рядом специфических черт и осуществляет многие виды деятельности.

Главным созидающим элементом экономического оборота являются предприятия (фирмы), производящие необходимые обществу (домохозяйствам) продукты и услуги. Деятельность фирм направлена на извлечение прибыли. За проданную продукцию фирмы получают соответствующий денежный эквивалент, кроме того, они предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.

Под домашними хозяйствами понимаются все частные хозяйственные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

Предполагается, что домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства. Хотя в реальной экономике собственниками части факторов являются также фирмы и государство (как и иностранный сектор), однако для анализа такое допущение вполне возможно.

Домашние хозяйства продают факторы производства (труд, капитал, земли, предпринимательские способности), получают соответствующие факторные доходы (заработную плату, прибыль, ренту), распределяют доход на потребление и сбережение, формируют портфели своих активов (имущество).

Государство представляет собой совокупность всех государственных учреждений и институтов. Основная задача государства состоит в производстве общественных благ, т.е. благ, которые производятся в интересах всего общества. К ним относятся обеспечение безопасности, социальная защита, развитие науки и культуры, формирование социальной инфраструктуры и т.п. Деятельность государства не преследует цели извлечения прибыли и направлена на реализацию общенациональных интересов.

Государство взаимодействуют с фирмами и домашними хозяйствами через налоги. Домохозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный и др.), а получают от государства заработную плату, жалованье, трансфертные платежи (пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату и т.п.). Фирмы платят государству прямые налоги (на прибыль, взносы на социальное страхование) и косвенные налоги (акциз, налог с оборота и др.), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов, оплаты расходов бюджетных организаций и др.

Кроме того, государство выполняет еще одну важную функцию - создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, фирм и самого государства.

Представленная модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики дополняется еще одним хозяйствующим субъектом - мировым хозяйством.

Иностранный сектор представляет собой совокупность всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны, включая иностранные государственные институты. Взаимодействие иностранного сектора с экономическими субъектами национальной экономики осуществляется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами и услугами, валютой и капиталом и учитывается в моделях открытой экономики.

"Модель экономического оборота благ и доходов" и другие материалы по теме "Макроэкономика"


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.

На современном этапе домашние хозяйства рассматриваются как принципиально важная часть национальной экономической системы, одним из крупнейших субъектов как экономики в целом, так и экономической деятельности в частности, от результатов которой зависит благосостояние всего населения страны, а также отдельной хозяйственной единицы.

В настоящее время термин «домашнее хозяйство» все более широко используется в научной литературе и статистических материалах, охватывает все виды трудовой, производственной и экономической деятельности. Проанализировав определения домашнего хозяйства таких авторов, как А. Баскин, А.А. Земцов, Т.Ю. Осипов и другие, нами был сделан вывод о том, что авторы, раскрывая данное понятие, сходятся в следующем:

  • домашнее хозяйство определяется как отдельное физическое лицо, либо небольшие группы лиц, проживающие в одних и тех же помещениях совместно;
  • обладает самостоятельностью в принятии решений по распоряжению своими финансовыми и другими ресурсами;
  • объединяет полностью или частично свои доходы и накопленное имущество;
  • совместно использует конкретные виды товаров и услуг, чаще всего жилья и питания.

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых им функций в экономическом процессе и способа затрат. [2] Структура сектора домашних хозяйств по Классификатору институциональных единиц по секторам экономики представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура сектора домашних хозяйств по КИЕС [2]

Как иллюстрирует представленная на рисунке 1 структура сектор домашних хозяйств включает в себя:

  • лиц или группы лиц, постоянно проживающих в рамках определенных структур, которые имеют весьма ограниченные возможности для независимого принятия мер или решений в экономических вопросах или же вообще лишены таких возможностей, такие лица в совокупности рассматриваются в качестве одной институциональной единицы, то есть одного домашнего хозяйства;
  • домашние хозяйства, основной функцией которых является производство товаров, либо оказание работ или услуг;
  • домашние хозяйства, которые не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников и не обладают другими признаками институциональных единиц;
  • лиц или группы лиц, основной функцией которых является потребление и которые производят товары и нефинансовые услуги исключительно для своего собственного потребления.

В научной и экономической литературе отводится важное место формированию бюджета домашних хозяйств. В современных условиях экономики доходная часть бюджета домашних хозяйств формируется за счет доходов наемного труда, доходов от предпринимательской деятельности, от собственности, капитала, социальных трансфертов и прочих доходов.

Следует отметить, что некоторые домашние хозяйства производят определенные виды товаров и услуг не только для собственного потребления, но и на продажу, взамен получая доход. Производство домашними хозяйствами различных товаров и услуг для продажи может осуществляться по средствам их предпринимательских способностей, то есть самостоятельность в принятии решений и личная ответственность за обеспечение необходимыми средствами, направленных на систематическое получение дохода, необходимого для удовлетворения потребностей. Так, предпринимательскую деятельность по производству товаров и оказанию услуг невозможно ни с юридической, ни с экономической точек зрения отделить от домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства могут получать предпринимательские доходы. Виды предпринимательского дохода домашних хозяйств представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды предпринимательского дохода домашних хозяйств

Как иллюстрирует рисунок 2, предпринимательские доходы домашних хозяйств возникают как в результате ведения ими предпринимательской деятельности, так и в результате ведения деятельности на условиях самозанятости. Отметим, что данный вид доходов может быть получен как в рамках организованного предпринимательства, домашних хозяйств зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, либо крестьянско – фермерских хозяйств, так и неорганизованного – частной неорганизованной торговли, надомного и кустарного производства, спорадического оказания услуг и другие.

Предпринимательский доход домашних хозяйств являются важным источником в структуре всех возможных доходов домашних хозяйств, после доходов от оплаты труда и социальных трансфертов. Структура денежных доходов домашних хозяйств представлена на рисунке 3.

По данным рисунка 3 можно сделать вывод, что развитие рыночных отношений в России сопровождается снижением доли предпринимательского дохода в структуре совокупных доходов домашних хозяйств: за период 2000 – 2015 года удельный вес доходов от предпринимательской деятельности снизился на 7,5 п.п.

Рисунок 3. Структура денежных доходов домашних хозяйств, % [9]

К расходам домашних хозяйств относятся денежные средства, направленные на потребление, оплату обязательных платежей и взносов, сбережения и накопления, а также прочие расходы. Заметный удельный вес расходной части домашних хозяйств занимают обязательные платежи и взносы, в частности налоги. Кругооборот доходов и расходов домашних хозяйств представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Кругооборот доходов и расходов домашних хозяйств

Как иллюстрирует представленная на рисунке 4 схема в кругообороте доходов и расходов домашних хозяйств особое место занимают налоги. Все источники доходов, за исключением социальных трансфертов, и направления расходов домашних хозяйств порождают налоговые правоотношения. Как видно из схемы, получение доходов, таких как оплата труда, доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и капитала, влечет уплату налогов. Расходы также ведут к возникновению налогов – косвенных при потреблении домашними хозяйства товаров, работ и услуг, прямых при владении доходом и имуществом (движимым и недвижимым, в том числе землей).

Степень и особенности участия домашних хозяйств в финансовых и налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние домашнего хозяйства рассматривается нами в качестве объекта налогообложения домашних хозяйств. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус домашнего хозяйства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах [5, с.67].

Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах. Понятие «участник правоотношения» отражает специфику конкретных субъектов, урегулированных правом. Лицо не может быть участником правоотношений, не обладая свойством правосубъектности. М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева полагают, что правовой статус субъектов налоговых отношений определяется прежде всего характером возложенных на них публичных обязанностей [8, с.66]. В.И. Гуреев определяет налоговую правосубъектность как способность иметь права и исполнять налоговые обязанности, которые признаются в равной мере за всеми налогоплательщиками. В содержание налоговой правосубъектности включается способность налогоплательщиков иметь в собственности имущество и пользоваться им, выполнять определенную работу и получать доход. [4, с.147] Под налоговой правосубъектностью Ю.А. Крохина понимает предусмотренную нормами права способность быть субъектом налогового права [7, с.219].

Проанализировав мнения вышеуказанных авторов, нами сделан вывод, что налоговая правосубъектность определяется как способность иметь права и исполнять налоговые обязанности. Так, по нашему мнению, участником налоговых отношений можно признать и домашнее хозяйство, которые также как и участники налоговых отношений, установленные законодательством, функционально реализуют те или иные налоговые права и обязанности.

Таким образом, домашнее хозяйство является участником налоговых отношений. Для целей налогообложения между домашними хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Читайте также: