Налогообложение сельского хозяйства механизмы проблемы в современных экономических условиях

Опубликовано: 22.04.2024

Необходимость создания в России механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом. Сельское хозяйство в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в силу его специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низко доходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью, и в результате этого вложение в нее капитала приносит меньшую отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам.

Следует также отметить, что сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию не позволяют предприятиям аграрной сферы осуществлять производство на рациональном уровне интенсивности. Многочисленность производителей продукции агропромышленного производства, географические и экономические условия их развития не позволяют значительно влиять на спрос продуктов с помощью метода продвижения товара на рынке. Кроме того, предприятия реализуют свои товары через несовершенную маркетинговую систему, которая резко увеличивает цену продукта.

Процесс расширенного воспроизводства в АПК в настоящее время не осуществляется. Во-первых, реальный процесс обращения денег, то есть превращение их в товар и обратно в деньги, разорван. Производительный сектор экономики функционирует на основе натурального обмена, деньги появляются на заключительной фазе воспроизводства, после многочисленных взаимозачетов и обменов продукта на продукт. Финансовый сектор в основном занят получением прибыли от взаимных кредитов, операций с ценными бумагами, скупки недвижимости с ее последующей реализацией, краткосрочных ссуд, вкладов граждан, купли- продажи валюты и т. п. Все эти операции приносят высокий и быстрый доход, нейтрализующий действие инфляции, несравнимый по прибыльности с производственными инвестициями.

И, наконец, большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной продукции являются в последние годы основной причиной упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны.

Серьезным тормозом для динамичного развития сельскохозяйственного производства является низкая доходность в отрасли. Прибыль в среднем на одну сельскохозяйственную организацию составляет 4-4,9 млн. руб. Располагая такими средствами, невозможно достичь экономического роста, какие бы льготные условия получения кредитов и использования лизинга не были созданы.

Решение этой проблемы видится, во-первых, в модернизации производства и повышении на этой основе производительности труда; во-вторых, в эффективной ценовой политике на рынке сельхозпродукции и продовольствия, в-третьих, государственной поддержке сельскохозяйственных производителей на уровне, сопоставимом с поддержкой фермеров в развитых странах. В этом случае можно будет решить и другую проблему, касающуюся повышения доступности кредитов (текущих и инвестиционных), полного использования возможностей лизинга, роста инвестиционной активности в отрасли.

Много нареканий относительно формирования потребительских цен на агропродовольственном рынке: темпы их роста существенно опережают цены реализации на продукцию сельхозпроизводителей. В результате, доля непосредственных производителей в конечной цене продукта крайне низкая. Сохраняется диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Кстати, та разница в ценах, которая складывается на агропродовольственном рынке, во многом объясняется отсутствием его реальной инфраструктуры. В развитых странах многие вопросы решаются с помощью кооперации. В США, например, 70% молока реализуется через кооперативы, в северных странах - почти 100%. Аналогичное положение во Франции, Германии, Японии.

Национальным проектом и Госпрограммой предусмотрено развитие сбытовой кооперации для мелкотоварного производства. К сожалению, большая часть созданных кооперативов так и не работает. Целесообразно, видимо, сформировать ведомственную программу по развитию кооперации, включить в документ целый ряд экономических стимулов и организационных мер, таких как ослабление антимонопольного пресса, государственная поддержка создания заготовительной инфраструктуры и переработки продукции, льготное кредитование, особенно инвестиций, и другие.

Еще одна нерешенная проблема - доступ сельхозпроизводителей на рынок. Согласно мониторингу, проводимый в 30 регионах страны всех административных округов, было опрошено более 15 тыс. респондентов, на вопрос о том, испытывают ли товаропроизводители трудности при реализации сельхозпродукции, почти 60% из них ответили утвердительно.

За последние четыре года процедуру банкротства прошли около 20 тыс. сельхозорганизаций. В таких условиях наладить стабильно развивающееся производство невозможно, какие бы организационно-правовые формы ни преобладали в отрасли. Из 280 тысяч созданных за годы реформ крестьянских (фермерских) хозяйств в настоящее время функционируют лишь 126 тысяч.

Банкротство зачастую принимает самые уродливые формы: вывозится и, в конечном счете, уничтожается скот, остаются бесхозными земли, лишаются работы сотни людей. Какая биржа труда может помочь тем, кто живет в отдаленных деревнях?

С одной стороны, тратятся немалые средства на завоз высокопродуктивного скота, восстановление заброшенных земель, привлечение кадров, а с другой, уничтожается производство. Сейчас идет подготовка проекта федерального закона о корректировке отдельных положений по банкротству. На наш взгляд, разрабатываемые предложения также не решают существа проблемы.

На агропродовольственном рынке складывается непростая ситуация: розничные цены растут независимо от колебаний цен реализации продукции сельхозпроизводителями.

То же самое происходит с ценами на материально-технические ресурсы для села. Принятые меры в отношении дизельного топлива, минеральных удобрений, несомненно, ослабили негативное влияние диспаритета цен, но в целом проблему не сняли.

Задолженность сельскохозяйственных организаций по всем видам кредитов и займов достигла почти 1,2 трлн. руб., что на порядок больше полученной ими прибыли.

Для обеспечения продовольственной безопасности нашей стране предстоит одновременно решать, как минимум, четыре взаимосвязанные и капиталоемкие задачи:

во-первых, осуществлять технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства, пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

во-вторых, формировать кадровый потенциал отрасли, способный осваивать инновации;

в-третьих, вести масштабные работы по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, увеличить площадь посевов примерно на 25-30 млн. га;

в-четвертых, создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий, без чего реализация намеченных целей невозможна.

Поэтому нужна комплексная оценка потребности в инвестициях и источниках их покрытия.

Многие из этих вопросов отражены в Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2025 года. Возможно, учитывая сложившуюся ситуацию и новые задачи, в нее целесообразно внести определенные коррективы.

В проекте Доктрины продовольственной безопасности для оценки степени ее достижения обозначены следующие пороговые значения доли отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка: по зерну и картофелю - не менее 95%, сахару и растительному маслу - не менее 80, мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85, молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90, рыбе и рыбопродуктам - не менее 80%.

В настоящее время эти показатели, по данным Минсельхоза России, составляют по растительному маслу 86%, свинине и птице - 65, рыбе - 63, говядине - 60, сахару и овощам - 60%.

Как показывают расчеты, около половины сельхозпродукции по-прежнему производится в малопроизводительном низкотоварном секторе хозяйств населения. Совокупная товарность по хозяйствам всех категорий составила лишь 50% по семенам подсолнечника, до 22% - по картофелю. По мясу и птице этот показатель достиг 74%, по молоку – 57%.

Такого нерационального использования ресурсов, в том числе трудовых, не существует ни в одной развитой стране. На Западе практически все производство охвачено разными формами кооперации, как заготовительной, так и сервисной.

Какое бы направление повышения устойчивости мы не рассматривали, неизменно приходится возвращаться к нескольким основополагающим положениям.

Возможно, основным из них является создание условий обеспечения в хозяйствах доходности, необходимой для расширенного воспроизводства. Сельское хозяйство в силу его положения в экономике страны не в состоянии диктовать условия достижения необходимой ему доходности другим отраслям и сферам деятельности. Уровень рентабельности по отношению к фондам в сельском хозяйстве ныне примерно в 4 раза меньше, чем в других отраслях экономики. Именно поэтому оплата труда в аграрном секторе остается самой низкой и на протяжении всех последних лет не превышает 40-45% ее среднего значения по экономике в целом. Вот почему уровень поддержки сельского хозяйства несоразмерно ниже его роли в обеспечении жизнедеятельности общества.

Необходимы новые подходы к формированию в АПК системы ценообразования. Практика последних лет вновь подтвердила, что в период как развития, так и кризиса «крайним» оказывается сельское хозяйство. В первом случае ему достается малая доля от роста совокупной прибыли, во втором - оно более всех страдает от понижения цен реализации на сельхозпродукцию.

На сегодняшний момент ситуация в «ножницах цен» несколько сузилась. Но в целом низко рентабельное производство продукции скотоводства из-за низких закупочных цен со стороны монополизированных посредников не создало благоприятных условий для модернизации отрасли за счет собственных финансовых ресурсов.

В части цен на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, видимо, следует перейти от их мониторинга, который сейчас осуществляется, к регулированию на основе преимущественно «мягких» механизмов. В их числе могут быть индикативные цены, минимальные предельные цены реализации (например, на молоко), расширение перечня продукции, включаемой в закупочные интервенции, залоговые операции и т.д.

Крайне важно иметь систему балансов, с одной стороны, производства и потребления, спроса и предложения на рынке сельхозпродукции, с другой - финансовых ресурсов у сельхозпроизводителей и потребности в них для осуществления расширенного воспроизводства.

Сейчас ряд продуктовых балансов разрабатывается, но для обеспечения устойчивого экономического развития необходим системный подход к индикативному планированию функционирования агропромышленного комплекса.

Состояние сельского хозяйства определяет степень продовольственной безопасности страны, её продовольственной независимости. К факторам, усиливающим продовольственную безопасность относятся такие, как наличие ценовых диспропорций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия; отставание в инновационной сфере; ускоренное выбытие основных фондов (по отдельным её видам у 50-70% машин превышен нормативный срок эксплуатации.) Невозможность технического обновления приведет к дальнейшему сокращению посевных площадей и спаду производства сельскохозяйственной продукции.

Предполагается, что цены на продовольствие, особенно на мясную и молочную продукцию, будут расти на внутреннем рынке примерно на 20%. Учитывая недостаточность валютных финансовых ресурсов и предполагаемый рост мировых цен на продовольствие, поставки его по импорту будут сокращаться.

Чтобы выйти на показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения, потребуется увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза, а фруктов - более чем вдвое.

Со всей ответственностью можно утверждать, что Россия располагает потенциальными возможностями для обретения в относительно сжатые сроки продовольственной независимости. При поддержке государства субъектов Российской Федерации, проявленной заинтересованности со стороны предпринимательских структур наша страна сможет существенно продвинуться в её решении уже в ближайшее время.

С учетом этих обстоятельств в большинстве стран с рыночной экономикой действуют развитые и имеющие длительную историю системы государственного регулирования. Их основные цели и задачи — установление стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве, поддержка рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отрасли, гарантия конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т. д.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

1. Новикова В.И. Совершенствование ценовых отношений между предприятиями АПК: монография.Смоленск: Изд-во СПб университет управления и экономики, 2013.

2. Новикова В.И. Экономические условия аграрного предпринимательства в Смоленской области. // Журнал АПК: экономика, управление. 2014. №3. С. 68-71.

3. Новикова В.И. Проблемы регулирования продовольственного рынка России. Материалы X1 международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики. – Прага, 2015, часть 2, с.197-199.


Вопросы государственного регулирования сельского хозяйства широко рассматриваются и обсуждаются в экономической литературе как с теоретической, так и практической точек зрения. Объектом теоретического анализа чаще всего выступают методические подходы, принципы содержания государственного регулирования.

В ходе исследования были определены и систематизированы базовые факторы, отличающие сельское хозяйство от других секторов экономики и указывающие на необходимость его государственного регулирования (табл. 1).

Предпосылки необходимости государственного регулирования сельского хозяйства

Основные группы факторов

Выделенные особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции. Как следствие этого, большинством стран признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства и приняты законодательные акты, на основе которых разработаны программы, обеспечивающие устойчивое развитие как отраслей сельскохозяйственного производства, так и условий проживания сельского населения.

В теории управления экономическими объектами и процессами под регулированием понимается форма (вид) управления, основанная не столько на прямом, непосредственном воздействии субъекта управления на управляемую систему, сколько на установлении общих правил и норм экономического поведения, использовании экономических стимулов и рычагов косвенного влияния. Для регулирования характерно применение взамен точечного, адресного распорядительства, администрирования иных инструментов универсального действия, именуемых в экономической теории автоматическими регуляторами [4].

При этом следует констатировать, что в экономической науке до сих пор не сложилось единого подхода к сущности понятия государственного регулирования сельского хозяйства, зачастую его отождествляют с государственной поддержкой.

Исследование научных подходов и содержания экономической категории государственного регулирования сельского хозяйства показало, что понятие «государственное регулирование» является более широким, чем понятие «государственная поддержка». Это одна из форм проявления многоаспектной экономической категории, к которой наряду с поддержкой относятся законотворчество, координация и стимулирование. Нами раскрыта сущность этих форм, выраженная через функции органов государственной власти (табл. 2).

Основные формы государственного регулирования сельского хозяйства

Форма государственного регулирования сельского хозяйства

Реализация форм государственного регулирования органами государственной власти

Разработка законов и иных нормативно-правовых актов

Доведение до сельхозпроизводителей необходимых для хозяйственной деятельности ресурсов

Побудительная деятельность по повышению эффективности использования ресурсов

Организация взаимодействия различных субъектов при решении общих задач

В экономической литературе понятия «форма», «метод» и «инструмент» регулирования нередко подменяют друг друга. На наш взгляд, под формой следует понимать общее направление воздействия на объект со стороны субъекта регулирования. Для каждой формы регулирования может быть применено несколько различных методов. Энциклопедический словарь определяет термин «метод» как совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике[7].

Формы и методы государственного регулирования воздействуют на аграрный сектор с помощью специальных инструментов государственного регулирования, которые иногда также именуются регуляторами или рычагами.

Совокупность инструментов осуществления политики государственного регулирования в ходе исследования обобщена и представлена в виде механизма государственного регулирования сельского хозяйства (рис. 1).Все методы государственного вмешательства в экономику мы классифицировали на правовые, организационные и экономические, инструменты распределили по цветам «корзин» в соответствии с требованиями ВТО.

Меры внутренней поддержки сельского хозяйства, которые искажают условия межстрановой торговли и влияют на производство, определяются ВТО как меры «желтой корзины» и нуждаются в обязательном сокращении. Меры «зеленой корзины» не оказывают прямого искажающего влияния на международную торговлю, поэтому на них ограничения не распространяются.


Рис.1. Механизм государственного регулирования предпринимательства в сельском хозяйстве.

Важным необходимым шагом совершенствования государственного регулирования отечественного сельского хозяйства является переориентация его поддержки в направлении мер, которые определены в «зеленую корзину» и разрешены правилами ВТО.

По характеру своего воздействия на субъект регулирования поддержка и законотворчество относятся к прямым формам регулирования, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, а стимулирование и координация - к косвенным, воздействующим на субъект опосредованно через экономические интересы.

Прямые формы регулирования содействуют выравниванию финансово-экономического положения различных сельхозпредприятий и предполагают адресное расходование средств на их поддержку. В это же время они искажают действительное соотношение цен и издержек, уровень конкурентоспособности предприятий, уменьшая тем самым эффективность рыночного механизма.

Косвенные формы государственного регулирования используют экономические регуляторы и дают возможность для действия механизмам рыночного регулирования. Косвенная поддержка сельхозтоваропроизводителей происходит через систему государственных институтов и направлена на стимулирование инвестиций, увеличение рентабельности сельскохозяйственного производства, рост его объемов и повышение качества продукции.

Основными принципами государственного регулирования становятся основополагающие требования, положения и правила, которые раскрывают сущность и назначение регулирования и определяют достижение поставленных целей. Они находят свое проявление в конкретных целях, функциях и методах достижения поставленных целей.

Проблемноориентированный анализ функционирования сельского хозяйства позволил нам дополнить и уточнить основные принципы его государственного регулирования (табл.3).

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства

Принципы регулирования национальной экономики

- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов

Принципы регулирования сельского хозяйства

- единство экономических и социальных целей;

- максимально эффективное использование ресурсов;

- сочетание индикативного и директивного управления аграрной сферой;

- аграрный протекционизм и программное регулирование;

- гибкий дифференцированный подход к осуществлению регулирования с учетом различий в формах собственности и эффективности хозяйствования субъектов и т.д.;

- обеспечение экономической свободы деятельности субъектов- гарантированность целевой поддержки товаропроизводителей

Устойчивое и стабильное развитие деятельности сельхозтоваропроизводителей в значительной степени обусловлено внешней средой:

Требуется определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается регулирующими воздействиями, вырабатываемыми субъектами управления.

Обобщение теоретических аспектов регулирования позволило нам рассмотреть его как систему экономического и организационного воздействия на сельское хозяйство и продовольственный рынок, которая включает различные формы и методы прямого и косвенного регулирования, обеспечивая возможность осуществления самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев продовольственного комплекса и как процесс воздействия субъектов регулирования на объекты.

Так, по утверждению Л.И. Лопатникова, «регулирование — это вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой подсистемы удерживаются на траектории, заданной управляющей системой» [3].

Государство как регулирующая организация осуществляет корректирующее воздействие на объекты регулирования (отдельные элементы экономической системы, ее подсистемы, процессы) с помощью различных форм и методов с целью содействия или ограничения их развития в интересах всей социально-экономической системы (рис.2).

Наряду с государственным регулированием в рыночной экономике должны в полную силу действовать механизмы корпоративного управления и рыночной конкуренции. Чем эффективнее они действуют, тем полнее проявляется саморегулирование экономики и тем меньше нагрузка на государственное регулирование. В то же время данные механизмы сами требуют регулирования и поддержки со стороны государства, законодательно-правового подкрепления[5].

В Федеральном законе Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» сформулирован принцип участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Таким образом, объектами государственного регулирования сельского хозяйства выступают воспроизводственные процессы, протекающие в нескольких блоках экономических отношений, основными из которых являются:


Рис.2. Система регулирования сельского хозяйства.

Только ориентация государства на расширение объекта регулирования может обеспечить сельхозпроизводителям динамизм и устойчивость экономического развития. Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в сельском хозяйстве, но только все они в совокупности определяют уровень и тенденции его развития в регионе.

Исходя из вышесказанного, мы можем согласиться с определением государственного регулирования В.И. Нечаевым, Ю.И. Бершицким, С.М. Резниченко, которые утверждают: «В рыночной экономике государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами, целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства страны на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством макро-и микроэкономических регуляторов в целях достижения долговременного устойчивого равновесного роста экономической системы»[5].

Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере сельского хозяйства региона, следует определять приоритетные принципы, объекты и механизмы государственного регулирования, осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее эффективными методами.

Рецензенты:

Шишкина Н.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж.

Меренкова И.Н., д.э.н., доцент, зав. отделом ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, г. Воронеж.

Сельское хозяйство является важнейшей и одновременно самой проблемной отраслью народного хозяйства. Исторически подтверждено, что Россия являлась сельскохозяйственным государством, в связи с тем, что данная сфера деятельности занимала в экономике страны значительный удельный вес.

Аграрный сектор подвергается постоянному вмешательству государства, которое проявляется в установлении особого режима налогообложения, применении льгот по некоторым налогам. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, хоть и представляется льготной, однако это не гарантирует решения всех вопросов, возникающих в процессе деятельности организации аграрного сектора. Налоговое законодательство в первую очередь претворяет в жизнь фискальную функцию, при этом регулирующая функция отодвигается на второй план. Налоговые механизмы, стимулирующие инвестиционную, инновационную и предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной сфере отработаны недостаточно, что приводит к возникновению в данной отрасли целого ряда проблем.

Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно – климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и определенную систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с вышеизложенным, можно выделить ряд проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В первую очередь, можно выделить такой недостаток, как ограничение применения системы налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, а тем более не выдерживают указанный семидясетипроцентный порог.

Если сельскохозяйственные организации в первый год своей деятельности не имеют права применять ЕСХН, то они будут вынуждены применять общий режим налогообложения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения, предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль — в 2004 – 2012 годах – 0 процентов, в 2013 – 2015 годах – 18%, начиная с 2016 года – 20 процентов (ФЗ от 06.08.01 № 110 – ФЗ). Таким образом, с начала 2013 года налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 18%, что не намного ниже ставки в 20%, установленной для остальных категорий налогоплательщиков, размер прибыли которых несравнимо выше, чем прибыль, получаемая сельскохозяйственными организациями. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость разработки предложений по его снижению для вновь созданных сельскохозяйственных организаций.

Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Однако отмена НДС не всегда является положительным моментом. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 процентов, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 процентов. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет. Таким образом, возникает необходимость решения и данной проблемы.

По налогу на имущество НК РФ не предусматривает каких – либо федеральных льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако региональным законодательством данные льготы могут быть предоставлены. Так, в Республике Мордовия налог на имущество организаций уплачивается по ставке 0,5 процента организациями, выполняющими функции по формированию продовольственного фонда [1].

Кроме того, еще одним существенным недостатком на наш взгляд, является обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Минсельхоз России разработал для сельскохозяйственных организаций, перешедших на уплату ЕСХН, рекомендации по ведению бухгалтерского учета (Приказ Минсельхоза России от 6 июня 2003 года №792), а также специальные первичные учетные документы (Приказ Минсельхоза России от 16 мая 2003 года №750). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.

Еще одной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей, на наш взгляд, является отсутствие какого – либо учета специфических особенностей данной отрасли, к которым, как уже упоминалось выше относятся природно – климатические условия, уровень плодородия почв. Существование многих природных (полуприродных) экосистем, в том числе степей, поддерживается традиционным сельскохозяйственным использованием, и его прекращение само по себе становится угрозой для таких экосистем и отдельных входящих в них видов. При разработке налогового законодательства в сельскохозяйственной отрасли назрела необходимость учета специфических особенностей данной отрасли (различный уровень плодородия почв, природно – климатическое условия, сезонность сельскохозяйственного производства).

Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства). По примерной оценке, совокупная стоимость сельскохозяйственной продукции природных (полуприродных) экосистем России сопоставима со стоимостью продукции, получаемой с пашни, при этом затраты на поддержание производительной способности природных экосистем на порядок ниже. Но еще важнее, что природные экосистемы служат стабилизаторами сельскохозяйственных ландшафтов, ими некогда создано и продолжает поддерживаться плодородие всех сельскохозяйственных земель – в том числе пахотных.[2]

В заключение, необходимо сказать о зарубежной практике налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимо отметить значительные различия действующего в России законодательства о механизме налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей от законодательства сельскохозяйственной отрасли зарубежных стран. На наш взгляд, возникает необходимость изучения опыта зарубежных стран в области налогообложения аграрного сектора и внедрения определенных направлений в отечественную практику с учетом российского менталитета и особенностей российской экономики и места в ней сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В развитых странах активно применяется прямое и косвенное налогообложение. Сельскохозяйственные предприятия уплачивают как федеральные, так и местные налоги, при этом местные налоги могут существенно различаться и корректироваться в зависимости от преследуемых целей, поставленных перед регионами. Налогообложение сельского хозяйства предусматривает разнообразные льготы. Налоговый механизм сельскохозяйственных товаропроизводителей является мобильным и имеет возможность достаточно быстро изменяться в условиях развития экономики государства.
Как утверждает М. В. Пьянова, в отечественной практике возможны такие направления применения положительного опыта в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, как разработка налоговой политики с учетом особенностей аграрного производства в отдельных регионах, налоговое стимулирование инвестиций в этот сектор экономики, упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, установление налогового периода по ряду налогов в соответствии с производственным циклом и их однократное взимание в конце периода, разработка ставок НДС в сельскохозяйственном производстве для обнуления сальдо налога, перечисляемого в бюджет. [3]

В развитых странах налоговая политика направлена в большей степени на регулирование и стимулирование различных сторон сельскохозяйственной отрасли путем применения льгот, направленных на облегчение ведения учета и снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Очевидно, что опыт развитых стран в сфере налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет для России большое значение, но это не означает детального его копирования либо его полного отрицания.

Таким образом, на наш взгляд, причинами нестабильного финансового положения в сельскохозяйственной отрасли являются не только экономические факторы и не эффективная государственная политика на макроэкономическом уровне, но и недостаточный учет субъектами Российской Федерации региональных особенностей аграрного сектора при разработке направлений стимулирования развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, например, в Республике Мордовия, в целях развития конкуренции на продовольственном рынке было принято «Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008-2012 годы». [4] Целью Программы является обеспечение населения Республики Мордовия качественными продовольственными товарами по доступным ценам в соответствии со спросом. [4]

В Республике Мордовия, как и в других регионах России, имеют место ряд проблем в области стимулирования предприятий аграрного сектора. К ним относятся проблемы стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса, нехватка инвестиций, отсутствует благоприятный деловой и инвестиционный климат, неконкурентоспособность продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, и как следствие — вытеснение продукции с внутреннего рынка. За последние годы произошло уменьшение количества крупных предприятий аграрного сектора, имеющих возможности внедрять новые технологии.
В настоящее время в Республике Мордовия низкие темпы структурно-технологической модернизации сельскохозяйственной отрасли, обновления основных производственных фондов, используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, преобладают неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. [4]

Таким образом, необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие развитию аграрного сектора экономики путем повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, создания условий для развития конкуренции в отрасли. Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повысить доступность получения кредитов на льготных условиях. Сельскохозяйственная отрасль особенно остро нуждается в государственной поддержке, поэтому необходимо разработать направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса данной сферы деятельности. Одной из важнейших проблем является недостаточность квалифицированных кадров и низкий уровень качества жизни населения в сельской местности. Заработные платы работающих в сельском хозяйстве просто пугают своей мизерностью. Необходимо увеличить заработные платы в десятки раз, чтобы привлечь население работать в сельскохозяйственной отрасли и снизить процент мигрирующего населения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей должна в первую очередь делать акцент не на фискальную функцию, а на регулирующую и стимулирующую функцию, которая позволит инвестировать в сельское хозяйство финансовые потоки в целях стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли.

2. На наш взгляд, в настоящее время возникает необходимость поддержки вновь созданных сельскохозяйственных организаций. Поскольку, применяя общий режим налогообложения, такие организации несут высокую налоговую нагрузку и при этом не имеют права перейти на систему налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с невыполнением семидесятипроцентного критерия. Такое положение молодых сельскохозяйственных организаций будет является отрицательным и дестимулирующим фактором в развитии сельскохозяйственной отрасли. На наш взгляд, можно было бы продлить применение льготы по налогу на прибыль в размере 0%, действующей с 2004 по 2012 год для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. Одним из направлений решения проблемы НДС может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями — плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций-плательщиков ЕСХН.

4. На наш взгляд, региональными органами власти субъектов РФ можно было бы разработать и ввести корректирующий коэффициент для каждой природной экосистемы, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от природно – климатической зоны и состава почв. А сельскохозяйственные организации, применяющие общий режим налогообложения могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На наш взгляд, такой коэффициент отвечал бы принципу справедливого налогообложения и учитывал бы особенности сельскохозяйственной отрасли. Также необходимо в регионах стимулировать развитие здоровой конкуренции путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе.

Библиографический список

  1. Закон РМ от 27.112003 №54 – З (ред. От 09.07.2007) «О налоге на имущество организаций» (принят ГС РМ 26.11.2003)
  2. http://savesteppe.org (интернет – ресурс)
  3. Пьянова М. В. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора экономики // Налоги и налогообложение, 2009, № 8.
  4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008-2012 годы».

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан.
Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.
Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь - выравнивания уровня доходов граждан.
Сельское хозяйство относится к числу отраслей, традиционно подверженных активному государственному вмешательству даже в условиях рынка. Это проявляется, в частности, в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах по отдельным видам налогов, применении специального режима налогообложения.
Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обусловливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сезонность производства и неравномерность получения дохода в течение года определяет использование длительного отчетного периода и перенос обязанности уплаты налоговых платежей на конец года, невысокий уровень доходности в отрасли предопределяет льготный порядок налогообложения. Это также означает, что, базируясь на общих принципах налогообложения, налоговое бремя в сельском хозяйстве должно быть ниже. Низкие налоги в сельском хозяйстве призваны обеспечить справедливое распределение доходов в обществе.
Как правило, стимулирующая функция налогообложения (т.е. использование методов налогообложения в качестве инструментов косвенного государственного регулирования) в сельском хозяйстве может существенно превалировать над фискальной функцией, отвечающей за наполняемость государственного бюджета.
Сельское хозяйство является основным источником продовольствия в мире. Вместе с тем российская сельскохозяйственная отрасль является одной из самых низкодоходных отраслей экономики, по сравнению с другими отраслями наиболее отсталой в техническом плане.
В декабре 2011 года был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Вступление в ВТО, так или иначе, отразится на всех отраслях экономики, однако наибольшие потери понесет агропромышленный комплекс в связи с низкой конкурентоспособностью отечественной сельскохозяйственной продукции.
Для адаптации агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО и нивелирования возможных негативных последствий для сельскохозяйственных товаропроизводителей были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые согласно Федеральному закону от 02.10.2012 года № 161-ФЗ вступили в силу с начала 2013 года.
Среди всех отраслей экономики роль сельского хозяйства, пожалуй, переоценить невозможно. Также огромно количество вопросов, сложностей и особенностей в учете в сельском хозяйстве.
Тема выпускной квалификационной работы: «Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, проблемы и пути их решения».
Предметом выпускной квалификационной работы является единый сельскохозяйственный налог в системе специальных налоговых режимов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является единый сельскохозяйственный налог.
Целью данной работы всесторонне рассмотреть: принцип перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; перечень налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога; основания, по которым налогоплательщик имеет право перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; регламент перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возвращения к общепринятой системе; элементы обложения единым налогом; порядок определения доходов и расходов в целях формирования налоговой базы по единому налогу; порядок исчисления и уплаты единого налога; порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, а также выявить основные проблемы в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей и найти пути их решения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить историю развития ЕСХН в Российской системе налогообложения;
- изучить действующий механизм взимания ЕСХН;
- выявить основные проблемы в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- определить пути решения проблем в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения. История появления и развития налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России

Известный ученый И. И. Янжул (1846—1914) в конце XIX в. предложил выделять в процессе развития налогообложения три этапа: первый охватывает Древний мир и Средние века, отличаясь неразвитостью и случайным характером налогов, второй – XVI – XVIII вв. и характеризуется появлением большого количества новых налогов, преимущественно непрямых. Третий этап берет начало в XIX в. и отличается меньшим количеством налогов, их большим однообразием и более совершенными правилами администрирования . Следует отметить наибольшую востребованность данной периодизации. В частности, ее придерживаются многие современные российские и украинские ученые.
Первый период: от Древнего мира до Средних веков. Согласно этим представлениям в этот период происходит зарождение налогообложения. Налоги не являются основным источником доходов государства. Большую часть своих доходов государство получало как любое частное лицо путем эксплуатации своих земель, промыслов, имущества, а также в виде дани, до-бычи, контрибуции, даров.
На первом этапе эволюции налогообложения налоги имеют случайный и временный характер, часто вводятся в связи с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего войнами.
Основными формами налогов, применяемыми в тот период, были имущественные, земельные, подушные налоги, акцизы, пошлины, т.е. наиболее простые формы прямых и непрямых налогов, не требовавших сложной системы учета и определения объекта налогообложения и налоговой базы. Сумма налога определялась на основе заявлений граждан об их семейном положении и объеме имущества (имущественный налог), переписей населения (подушный налог), обмера земельных участков (земельный налог).
Среди прямых выделим также налог на наследство, впервые введенный в Риме, а также промышленный налог, которым облагались лица, занимавшиеся любым видом промысла. В Средние века возникают налоги на доходы.

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет целый ряд особенностей, присущих только этой отрасли. В аграрной сфере для сельскохозяйственных товаропроизводителей законодательно предусмотрены, кроме общей системы налогообложения, специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН).
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право выбора: оставаться на общем режиме налогообложения или перейти на специальные налоговые режимы.
Сравнение преимуществ и недостатков перехода на ЕСХН свидетельствует о том, что вопрос о целесообразности применения общего или специального режима налогообложения продолжает оставаться актуальным.
При применении ЕСХН, эффект от освобождения от уплаты таких на-логов, как налог на прибыль и на имущество, проявляется в снижении величины налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эффект освобождения от обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость не является однозначным. В ряде случаев такое освобождение означает потерю контрагентов в силу невозможности для последних принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг).
Налоговая ставка при уплате ЕСХН устанавливается в размере 6 % для всех регионов страны, причем не все регионы России имеют одинаковые по плодородию почвы и одинаковую прибыль от занятия сельским хозяйством.
Поэтому для стимулирования ведения сельского хозяйства на малоплодородных землях и снижения убыточности существующих сельскохозяйственных организаций, по мнению автора, налоговую ставку должны устанавливать региональные органы власти, причем она не может превышать установленной в ст. 346.8 НК РФ ставки в 6%.
Можно сделать вывод, что существующая система налогообложения сельского хозяйства далека от совершенства, она не в полном объеме учитывает специфические особенности отрасли.
Подводя итоги, необходимо отметить, что, несмотря на общую положительную оценку ЕСХН, отдельные положения требуют совершенствования с учетом выявленных в процессе исследования недостатков.
При этом совершенствование действующей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей должно быть направлено на создание прозрачности и полноты учета особенностей сельского хозяйства при уплате налогов и ведении бухгалтерского учета, что должно способствовать росту конкурентоспособности отечественной сель-скохозяйственной продукции на мировом рынке.
Вместе с тем для дальнейшего совершенствования налогового законодательства предлагается:
1. В части функционирования ЕСХН уделять особое внимание вопросам совершенствования и параллельного развития с общей системой налогообложения.
2. В части стимулирования инвестиций в сельское хозяйство сделать акцент на регулирующую и стимулирующую функции, а не на фискальную. К числу стимулирующих налоговых мер на селе можно отнести: снижение налогового бремени и формирование благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе.
3. В части стимулирования эффективного использования земельных ресурсов и экологического налогообложения необходимо отметить, что в от-личие от мировой практики российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве.

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

БашатоваЕлена Николаевна,судентгр. ОО4110,филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе

Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

Аннотация. В данной статье рассматриваются Российские особенности налогообложения в сельском хозяйстве. За последние двадцать лет оно пережило долгий путь от стандартного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в итоге, к введению специального налогового режима.Ключевые слова:инвестиционные вложения, налоговый режим, налоговая система, финансовые ресурсы.

Налогообложениеэто система взимания имущества,созданный государством РФ.В порядке налогообложения государство взимаетдолю имущества у подвластного члена РФ. Взимание имеющейся собственности сопутствует принудительным операциям,отныне оно совершается по причине согласия между работодателем и работником,вместо конкретного предпочтения имеющего второстепенное от первостепенного. Соответственно к властному налогообложение оказывает порядок субсидирования власти аз счет элементов считающих эту власть оптимальной и сочтивших еёза самозащиту.На сегодняшний день сельское хозяйство касается некоторых разделов,т.к.государство должно вмешиваться в ситуации сельскохозяйственного рынка.Также оно отражается в специальных ситуациях налоговых льготах,налогообложенияа также по разным видам налогов использование распоряжение налогообложения.Единая схема налогообложения сельского хозяйства в России была введена в 1992 г., но с тех времен изменилась. Ссамого начала реформ сельскому хозяйству был дан ряд налоговых льгот: сельхозпроизводители не платили налог на прибыль и налог на имущество, сборы в пенсионный и дорожный фонды платились с пониженной ставкой, фермерские хозяйства первые 5 лет с момента создания были освобождены от земельного налога. В результате сельхозпроизводители получали налоговые льготы.

Но с другой стороны, налоговый режим уплаты другихналогов для сельскохозяйственного сектора был такой же, как и для других отраслей экономики, что конечно не учитываетсезонность сельскохозяйственного производства. Это привело к накоплению штрафов и пени по платежам в бюджеты всех уровней, которыенеоднократносписывались и реструктуризировались, что ослабилоналоговую дисциплину в отрасли[1].В итоге, не выявленной проблемой осталось налогообложение фермерских хозяйств, которые были вынуждены вести полноценную бухгалтерию для налоговых целей. Сельхозпроизводители страдали от множественности взимаемых налогов. В связи с этим в сельском хозяйстве возникло устойчивое представление о сложности системы налогообложения в сельском хозяйстве и о необходимости введения упрощенного единого налога, рассчитываемого на 1 га земли или на 1 рубль валовой продукции. Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и многозначность налогового законодательства, выраженный взимаемый характер, недостаточное использование налоговых методов целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обуславливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.Высокий риск получения убытков в производстве от природных условий ведет к необходимости дополнительных возможностей наличий в налоговой системе. Это отсрочка налоговых платежей,кредитов и займов,перенос убытков. Перенос уплаты налогов на конец года определяет сезонность производства и неравномерность получения дохода. Льготныйпорядок налогообложения определяет низкий уровень доходностив хозяйстве. А это значит,что налоговое давление в сельском хозяйстве должно быть ниже.Если в сельском хозяйстве будут низкие налоги,то распределение в обществе обеспечится.Основная цельналогообложения

механизмы налогового регулирования в сельском хозяйстве, которые должны оказывать финансовую помощь для определенных групп налогоплательщиков; создавать экономические стимулы, побуждающие налогоплательщиков к определенным видам действий, таких как инвестирование в основной капитал и развитие многих видов землепользования; проводить политику уменьшение расходов на налоговое администрирование за счет упрощения процесса сбора налогов.Низкое развития институтов землевладения и землепользования, неэффективность институтов государственного регулирования земельного рынка приводят к недооценке земли как актива, изменяют воспроизводственныеподходы, рентные позиции[2].Налог на землю продуктивного направляемого земельного участия не важны. На часть земельного налога необходимопримерно 6 %всего количестваналогов,зачисленных товаропроизводителями сельского хозяйства.Развитие системы налогообложения идет по путиоблегчения, уменьшения действующих налогов, падение уровня ставок иувеличенияналогооблагаемой базы. Опыт Украины, Польши идлядругих стран показывает, что в процессе внедрения и функционирования единого налога в сельском хозяйстве активно обговариваются следующие вопросы: списокналогов, которые включаютв единый налог; база исчисления единого налога в сельском хозяйстве; возможность в то же время функционирования с другими системами налогообложения. Отсутствие гибкости и возможности регулироватьпроцессы в производственной сфере это недостаток экономической функции налогообложения. Без оценки эффекта,которое оказывает на экономическое поведение производителей сельскохозяйственных товаров невозможно применение налоговых стимулов и регуляторов в сельском хозяйстве.Экономический результат оценки ЕСХНозначает,что этапы разработки экономической политики оценивает систематический процесс получения и воспроизводства полученных результатов способов исследованияв целях качественного анализа.ЕСХН в целях оценки показала абсолютную и частичную нехватку для начальных целей внедрения[3].НедостаткиЕСХНэто:1.В процессеразработки законодательства по этому налогу просчеты и ошибки .Необходимость начальной оценки экономического эффекта заключается во внедрении новых налогов в законодательстве ,чтобы предотвратить критическое состояние и выбрать самое результативное средство чтобы совершить начальные пути.2.Результат Вторичного ранга сельскохозяйственной системы налогов изучены и обнаружены в одной из функций ЕСХН.В ситуации, когда сельскохозяйственное производствоотстранено от налога на прибыль, ЕСХН долженоказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств должна быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения. Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, рассматривается как результативныйинструмент для умножения уровня инвестиций. Вследствие этогоинвестирование наводит наналоговуюэкономию.Еслисказатьо природоохранной составляющей налогообложения в сельском хозяйстве, то нужно отметить, что экологическая и налоговая политика имеют сферу пересечения, которая определяется использованием экологических налогов и определенной мотивацией к природоохранной деятельности. В сопоставлении с мировой практикой российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве России.В условиях неблагоприятного экономического состоянияв отрасли и кризиса в экономике в целом момент для введения новых экологических налогов, сборов за использование энергии и топливных отходов, сборов за использование грунтовых вод, за применение пестицидов, гербицидов, сборов за отходы животноводческих производств и т. д. не является подходящим, даже несмотря на тяжелую экологическую обстановку в отрасли. В качестве первого шага можно сосредоточить внимание не на введение новых налогов и корректировку налоговых ставок, а на мерах стимулирования инвестиционных вложений в природоохранные и энергосберегающие мероприятия. Переоборудование производства с целью соответствия экологическим критериям и нормам [4].Недостаток собственных финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также ограниченные возможности областных и региональных бюджетов приводят к снижению эффективности функционирования агропромышленного комплекса. В АПК Урала существует проблема создания и функционирования эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.Чтобы ускорит 5 % ставки,за вычетом типа действийзакон №3103к плательщику налогов принят следующий спрос.Отдельное значение прибыли от реализации этих действий в общей совокупности прибыли до их снижения наразмер прибыли составляет больше 70% .Свободный порядок уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе,и как,что массовая сельхозпродукция отрасли довольно большая часть сельскохозяйственной продукции своих служебных ферм жителей страны,не должны платить налоги ,всё это свидетельствует о том что вложение сельского хозяйстваво всеобщую величину налогов меньше ,чем вложение в валовый внутренний продукт.Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве—создание благоприятных условий для экономического развития отрасли. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, и гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве с Государственной программой развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[5].Налогообложение налогов должно быть осмотрено на так как единственное преобладающее началосоздания акцентированных денежных методов страны но и единственное средство власти управления экономикой в целях побуждения и поднятия разных функций экономики.Российская система сельскохозяйственного налогообложения характеризуется частыми изменениями. За последние двадцать лет она пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в конечном итоге, к введению специального налогового режима.С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны —стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения.Таблица 1

Налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными организациями на общем режиме налогообложения

НалогиНалоговые ставкиКомментарииНалог на прибыль20082009гг. –6%20102011гг. –12%20122014гг. 18%с 2015 24%В соответствии с ФЗ от 13.03.2006г. № 39ФЗ Налоговые ставки увеличиваютсяНалог на имущество организаций0 –2,2%. В Хакасии 2,2%Ряд основных регионовпроизводителей сельскохозяйственной продукции установили нулевую ставку, если выручкапо сельскохозяйственному производству составляет не менее 5070% общей выручки. ЕСН20%С учетом вычета взносов на пенсионное страхование, уплачиваемого при всех специальных режимах максимальная ставка 10,3%, итоговая ставка ЕСН составит 9,7% (20% 10,3%)НДС018% или сумма возврата из бюджетаВеличина НДС колеблется от нуля, так как входящий НДС уплачивается по ставке 18%, а исходящий для производителей большинства видов продукции по ставке 10%. Кроме того, суммы к возврату присутствуют у хозяйств, которые приобретают основные средства, занимаются строительствомнаходятся в стадии активной модернизации. У данных налогоплательщиков суммы к возмещению достигают нескольких десятков миллионов рублей.Земельный налог, арендная плата за землю0,10,3%В Хакасии дифференцированные ставки по районам и городам Транспортный налогНе установленаСельскохозяйственная техника не является объектом налогообложения

По данным таблицы 1можносделать вывод, что сельскохозяйственные организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения уплачиваютземельный налог. Налоговые ставки в налогах на прибыль в 2014 году увеличились на 12% по сравнению с 2088 годом.В налогах на имущество организаций установилась нулевая ставка,в ЕСНналоговая ставка установиласьв 20%,в НДС налоговая ставка колеблется от 018% налоговой ставки,в земельном налоге арендная плата за землю составляет от 0,10,3%,в транспортном налоге налоговая ставка не учитывается [6].В итоге, общая максимальная нагрузка в 2008г. составила18,2%, а минимальная 15,7%. Но к 2015 году нагрузка по плану будет увеличиваться, вместе с тем, организация, исходя из положений главы 25 НК РФ,имеет возможность минимизировать налог на прибыль путем проведения законных операций по учету расходов, так как перечень расходов в данной главе шире, нежели в гл.26.1 НК РФ. Данные расчеты являются приблизительными, для любого хозяйствующего субъекта в сельском хозяйстве, необходимо проведение анализа расчетов платежей в бюджет, потому что каждый субъект имеетиндивидуальные особенности деятельности, технологии производства, владеет объемом имущества, широким перечнем наименования выращиваемой сельхозпродукции. Налоговая нагрузка при уплате ЕСХН составляет 16,6%, то есть разница в нагрузке незначительна [6].

Во второй таблице проанализируем общие недостатки и преимущества единого сельскохозяйственного налога.Таблица 2Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога

ПризнакиПреимуществаНедостаткиЗамена единым налогом ряда налогов1.Налог на прибыль, за исключением обязанностей налоговых агентов2.НДС, за исключением обязанностей налоговых агент, также при ввозе товаров на таможенную территорию РФБез комментариевКассовый метод учетадоходов и расходов1.Доходы признаются только после поступления денежных средств или иным способом1.В качестве доходов признаются полученные авансы2.Расходы принимаются только после их оплатыУчет основных средств и НМАОсновные средства и НМА, приобретенные до перехода на ЕСХН, списываются быстрее, чем при общем режиме налогообложения1.В случае реализации ОС и НМА до истечения 3х лет с момента учета расходов на их приобретениеналогоплательщик должен пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатации и уплатить дополнительную сумму налога на прибыль и пени за эти годыДоходы и расходыБез комментариев1.Предельное минимальное значение –70%2.Ограниченный перечень расходов, чем при общем режиме налогообложенияОсвобождение от уплаты НДСОсвобождены от обязанности выписывать налоговые регистры по НДСВысокая вероятностьпотери партнеров –плательщиков НДСУбытки, полученные до перехода на ЕСХНБез комментариевНе уменьшает налоговую базу в период применения ЕСХНПредставление отчетностиТолько одна декларация по ЕСХНОтсутствие возможности получения достоверной информации о финансовом положении и др.

По данным таблицы 2 преимущества, даваемые ЕСХН, не так уж и важны. Принципы налогообложения сельскохозяйственного сектора вгосударственном производствеи принимает главное место в экономике государства.А это значит,чтопроцесс роста этой доли экономикиэто и есть основная проблема нашего государства.Важно сделать общий вывод,что характеристика налога на землю ЕСХН,налог на прибыль,налог на имущество и все элементы наряду с его спецификой РФрешает и выводит недостатки и трудности налогов в политике и этапах роста сельского хозяйства ,созданы и представлены сосредоточение и конкретные планы для усовершенствования агропромышленного комплекса.

Ссылки на источники1. Борхунов Н. А., Сагайдак Э. А., Зарук Н. Ф., Бондаренко Т. Г., Маслова В. В. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: ВосходА, 2009. 224 с.2. Гончаренко Г. А. Система налогообложения в сельском хозяйстве России в современных условиях. М., 2010. 16 с.3. Иванова Д. Ю. Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3. С. 33.4. Субаева А.К., Постнова М.В. Экономика отрасли.Учебное пособие.

Ульяновская ГСХА им.П.А.Столыпина,2014.182с.5.Субаева А.К.Экономика предприятия.Учебное пособие.Ульяновска ГСХА им.П.А.Столыпина,2015.300с.6.СубаеваА.К. Влияние технической базы сельскохозяйственных организаций на производственные результаты// Бизнес.ОбразованиеПраво.Вестник Волгоградского института бизнеса .2014.№1.С.7782.

Читайте также: