Государственный налог тягло оброк

Опубликовано: 17.05.2024

1.1. Налоги в Древнерусском государстве

В эпоху объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в., основным источником доходов казны была дань. Дань — термин древнерусского финансового права — представляла собой пря­мой налог (подать), собираемый с населения.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (?—912). В русской летописи «Повесть временных лет», созда­ние которой датируется вторым десятилетием XII в., перечислялись народы «иже дань дают Руси». Древнерусские летописные своды употребляют термин «дань» прежде всего в смысле военной контри­буции, которую подвластные славянские племена платили своим по­бедителям: на севере — варягам, на юге — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачи­ваемую населением государству. Средства казны расходовались на со­держание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ве­дение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохо­зяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам «от дыма по мечу». При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в.

В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. Слободами назывались различные поселения в русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слобода ремесленников. В русских княжествах X—XVI вв. посадом называлось торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда посады делились на слободы и сотни. Впоследствии в Российской империи посадами являлись не­большие поселки городского типа.

В условиях господства натурального хозяйства денежные поборы были ограниченны и большая часть дани собиралась натурой. Дань платили отдельные хозяйства предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» 1 (под ралом понималась еди­ница обложения — плуг или соха, а шляг означал разновидность араб­ских монет, применявшихся в качестве законного платежного средст­ва на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор.

Дань как прямая подать существовала на протяжении XI—XII вв. и первой половины XIII в.

В эпоху Золотой Орды (1243—1480) появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимуществен­но раскладочным способом. В XIII в. дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Эту дань платили русские князья более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 княжил в Киеве, с 1238 — великий князь владимирский).

В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведе­ны первые переписи населения: 1257 г. — населения Суздальской, Ря­занской, Муромской земель; 1259 г. — перепись населения Новгород­ских земель.

Выход взимался сначала баскаками — уполномоченными чинов­никами ханов Золотой Орды, собиравшими натуральные и денежные повинности с населения покоренных земель, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. В середине XIII в. возникают первые протесты и восстания против действий баскаков. В 1259 г. происходит восстание в Великом Новго­роде, в 1262 г. аналогичные восстания отмечаются в Ростве Великом, Суздале и Ярославле.

При Иоанне I Калите (7—1340, князь московский с 1325, великий князь владимирский с 1328) были заложены основы политического и экономического могущества Москвы. Он добился у Золотой Орды

Соловьев СМ. Собр. соч. М: Мысль, 1988. Кн. II. С. 11.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 19

права сбора дани на Руси и первый сам стал собирать выход не только со своего княжества, но и от других удельных князей и сам отвозить его в Орду. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе само­стоятельно и передавал ее великому князю для отправки в Орду. Прежнее более или менее определенное количество выхода теперь стало изменяться — сумма выхода зависела от соглашений великих князей с ханами Орды.

Вероятно, что с самого начала великие князья предложили ханам большую сумму денег, чем та, которую доставляли баскаки. Потом эта сумма стала изменяться. Бывали случаи, когда князья увеличи­вали количество дани, но в то же время отмечаются жалобы ханов и на произвольное уменьшение суммы выхода со стороны великих князей, как, например, Мамая на Дмитрия Донского (1350—1389, ве­ликий князь московский с 1359 и владимирский — с 1362). В лето­писях не указано, сколько именно и когда платили хану, имеются данные относительно отдельных княжеств, и за один или два года. Так, Дмитрий Донской в 1371 г. платил выход со всех волостей, принадлежащих его сыновьям, в размере около 1000 руб. При сыне Донского сумма всего выхода составляла от 5 до 7 тыс. руб. Преем­ники последнего, пользуясь смутами в Золотой Орде, по нескольку лет подряд не возили выход, хотя его сбор производился ими акку­ратно и нередко поступал в собственную казну великого князя.

В XIV—XV вв., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну, т.е. дань как государственная подать не исчезла, а продолжала взиматься вместе с ордынской данью. В XIV в. дань взималась преимущественно в виде натуральных сборов. Новым во время взимания ордынского выхода было так называемое число, установившее размеры дани в обязательном для князей окладе, — по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники». Эта же единица обложения действова­ла и при взимании дани — прямой подати.

При Иоанне III (1440—1505, великий князь московский с 1462) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духов­ных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ор­дынском, но он имел уже другое назначение, поступая на содержание татарских царевичей, живших в России, и на утверждение влияния России на Казань, Крым и Астрахань. С прекращением платежа дани в Орду дань как прямая государственная подать снова получает само­стоятельное значение.

К периоду правления Иоанна III относится упоминание об исклю­чительном праве казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Су­ществуют сведения о том, что обложение производства и продажи пива и меда (медовая дань) существовало на Руси в X в. Московские князья облагали данью места продажи алкогольных напитков (корч­мы), сами создавали питейные заведения и преследовали нелегальных производителей. В России государственная винная монополия никог­да не охватывала всей территории страны и всех видов содержащих алкоголь напитков. В тех случаях, когда частным лицам разрешались выделка и продажа алкогольных напитков, на этих лиц накладывалась обязанность по уплате налогов или пошлин. В XV—XVI вв. существо­вала пошлина на право выделки алкогольных напитков, имевшая на­звание явка.

К эпохе Золотой Орды относится появление такого вида налогооб­ложения, как ям, первоначально представлявший собой обязанность предоставлять подводы ордынским чиновникам.

К XIV в. в русском государстве складывается система кормле­ний — предоставление права на управление определенной террито­рией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) вели­кому князю (князю). Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочи­вались к определенному времени — сбору урожая.

26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и владимир­ский Симеон Гордый оставляет завещание, согласно которому намест­ники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений; остальную часть податей они обязаны были передавать в великокня­жескую казну.

В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подь­ячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впос­ледствии на их содержание учреждаются казначеевы, дьячыл и подь-ячьи пошлины 1 .

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представ­лявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взи­мавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

1 См.: Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999. № 4.1.1. Налоги в Древнерусском государстве 21

дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века. Перво­начально поступления от дорожной пошлины расходовались на ре­монт и строительство дорог, мостов и переправ. Ее размер устанавли­вался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением централь­ной государственной власти дорожная пошлина превращалась в раз­новидность регалий и утрачивала свое целевое назначение.

В Древней Руси первые упоминания о дорожной пошлине отно­сятся к концу X в. Она взималась в период Золотой Орды; позднее сохранилась как доходная статья князей и монастырей. В XV—XVI вв. дорожная пошлина превратилась в государственную фискальную мо­нополию, стеснявшую развитие внутренней торговли.

Дорожная пошлина взималась в виде мыта (на перевозимые това­ры), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины, сильно затрудняв­шие движение по дорогам, в русском государстве были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

Мыт взимался с каждого воза, судна (лодки) на заставах у городов, крупных селений. Первоначально мыт означал место, где останавли­вались возы и лодки, затем стал применяться только в значении про­езжей пошлины. В XVI в. мыт с воза в различных местах составлял от 1 до 3 денег; мелкие суда с товарами и суда, шедшие без груза, осво­бождались от мыта. Соль облагалась дополнительной пошлиной — до-мытницей. Право устанавливать мыт принадлежало государству; не­редко оно продавалось частным лицам или монастырям. В этих случа­ях поступления от мыта использовались на содержание в исправности мостов и дорог, а его размер определялся особыми грамотами. Иногда должностным лицам разрешалось использовать мыт в качестве «корма». Незаконные мыты ликвидировались или отбирались в казну. С принятием торгового устава 1654 г. мыт официально был упразд­нен, но продолжал взиматься до XVIII в.

В период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) кроме ука­занных видов налогообложения постепенно распространяются судеб­ные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряно­го литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пош­лина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» — за прочие преступления. Размеры судебных пошлин составляли обычно от 5 до 80 гривен.22 Глава 1. Налоги в русском государстве

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали назы­вать целую группу налогов (кроме дани — прямой государствен­ной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие об­щинными землями и несшие государственные феодальные повин­ности; в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посад­ские люди — торгово-промышленное население, несшее государст­венное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан.

К данным деньгам относились подати, имевшие специальное про­исхождение и назначение: военное, как ямские, пищальные и емчуж-ные деньги; военно-инженерное, как сбор на городовое и засечное дело; административное, как казначеевы и дьячные пошлины. Ямские сборы и пищальные сборы — целевые сборы, предназначавшиеся для изго­товления пушек; сборы на городовое и засечное дело — на строитель­ство засек (укреплений на южных границах Московского государ­ства).

В России в XII—XIII вв. получил распространение натуральный оброк — один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

Термин «оброк» встречается в древнерусских письменных ис­точниках вместе с термином «дань». Как отмечается в Словаре Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона, «старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета». Граф Д.А. Толстой 1 не соглашался с этим определением и полагал, что «оброк была по­дать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разно­родных повинностей, деньгами или какой другой однообразной цен-

1 Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889) — русский государственный деятель. В 1865—1880 гг. обер-прокурор Синода, в 1866—1880 гг. министр народного просвеще­ния, с 1882 г. министр внутренних дел, шеф жандармов. С 1882 г. президент Петербург­ской Академии наук.

2 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брок­гауз - И.А. Ефрон 1890-1907: В 43 т. М: Изд. центр «ТЕРРА», 1990-1994. Полу­том 42. С. 574.1.2. Оброк 23

В XIX в. российские историки А.С. Лаппо-Данилевский 1 и П.М. Милюков 2 установили, что «в своем происхождении оброк про­тивоположен государственной подати» и является доходом, вытекаю­щим из договорных частноправовых отношений. По их мнению, под оброком в древности понималась аренда, т.е. срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Это подтверждается выражением «отдача на оброк из наддачи», т.е. передача имущества (городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заве­дений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий) в аренду государством и монастырями с публичных торгов.

В аренду («на оброк») в XVI в. отдавались целые деревни с живу­щими в них крестьянами, причем арендатор обязывался уплачивать определенную сумму оброка и принимал на себя и платеж всех госу­дарственных податей и повинностей «по сошному разводу».

В XV в. термин «оброк» начинает употребляться также и в значе­нии государственной подати. Смешение понятий специалисты по ис­тории связывают с тем, что в период объединения государственного и дворцового управления русских царей приемы дворцового хозяйства распространялись и на черные волости. Оброк, как и тягло, мог рас­кладываться общиной между своими членами.

В XV—XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денеж­ным оброком, на котором находились государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развити­ем крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщи­ны на денежный оброк. Оброк взимался не только с доходов от земле­делия, но и от торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброк был заменен выкупными платежами.

Натуральному оброку с крепостных крестьян соответствовала сис­тема натуральных повинностей, которые представляли собой возла­гаемые государством на население обязанности выполнять определен-

1 Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863—1919) — русский историк, ака­демик Петербургской АН (1899). Труды и публикации по социально-экономической, политической и культурной истории России XV—XVIII вв., историографии, диплома­тике, археологии.

2 Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, ис­торик, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. — председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. министр иностранных дел Временного прави­тельства 1-го состава. Труды по истории России XVIII—XIX вв., Февральской и Ок­тябрьской революций.24 Глава 1. Налоги в русском государстве

ные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение орга­нов государственной власти. Натуральные повинности широко при­менялись в рабовладельческом и феодальном государствах. Населе­ние привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строитель­стве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно-денежных отношений натуральные повинности заменяются денежными налогами.

В русском государстве в XV—XVII вв. существовало так называе­мое пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменой Юрьева дня в XVII в. взимание «пожилого» перестает осуществ­ляться.

В XV—XVI вв. в отдельных местностях России было распростра­нено взимание пошлины в пользу государства или феодала с родст­венников невесты, выдаваемой замуж в другие княжество, волость, город или за рубеж. Первоначально пошлина взималась натурой — ку­ницей, впоследствии она могла взиматься и деньгами, однако за ней сохранилось название выводной (свадебной) куницы.

\u041e\u0431\u0440\u043e\u043a - \u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 (\u0440\u0435\u043d\u0442\u0430) \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d \u0437\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0439
\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e-\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0432 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0442 \u0437\u043d\u0430\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0430, \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0432\u0448\u0430\u044f \u0432 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435. \u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0442\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u043c \u0417\u0435\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0421\u043e\u0431\u043e\u0440\u0430 1682 \u0433\u043e\u0434\u0430
\u0421\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f-\u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0443
\u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u2014 \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u0442\u044f\u0433\u043b\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0432 15\u00a0\u201417 \u0432\u0435\u043a\u0430\u0445. \u0412 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u043a\u0440\u0435\u043f\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d, \u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0435\u0441\u043b\u0438 \u0442\u044f\u0433\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432, \u0430 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430.
\u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c-\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433,\u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \u0441\u043e \u0434\u0432\u043e\u0440\u0430. \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043a\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0440\u043e\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b
\u0431\u0435\u043b\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b-\u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u044b \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430,\u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0432\u0448\u0438\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0437\u0430 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u044e.\u00a0

\u00a0
">,<"id":18048705,"content":"\u0411\u0430\u0440\u0449\u0438\u043d\u0430 - \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0442\u0440\u0443\u0434 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u043a\u0430.
\u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e - \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a \u0437\u0430\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0431\u043e\u044f\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0442 \u0437\u043d\u0430\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0430 \u0438 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u0438 \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439, \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043a\u0430\u043c\u0438.
\u0421\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f - \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u043c \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c.
\u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 - \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0435 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b, \u0442.\u043a. \u043d\u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430.
\u041f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c - \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0441 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f.
\u041f\u043e\u0441\u0430\u0434 - \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0437\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0430\u043c\u0438 \u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u0431\u043e\u044f\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u043b\u0438 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0434 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0435\u043d \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0438\u0445.
\u0411\u0435\u043b\u0430\u044f \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 - \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f, \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0442\u0435\u043c \u0436\u0435, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434.
\u0422\u044f\u0433\u043b\u043e\u00a0- \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0439 \u0441\u043a\u043e\u0442.
\u0412\u043b\u0430\u0434\u0435\u043b\u044c\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 - \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0435\u043e\u0434\u0430\u043b\u043e\u0432.">]" data-test="answer-box-list">

Барщина-принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
Оброк - плата (рента) крестьян за пользование землей
местничество-система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года
Сословия-определённые группы людей выделенные по правовому признаку
Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в 15 —17 веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.
подворная подать-налог,собираемый со двора. размер участка уже роли не играл
белые слободы-районы города,не платившие налоги за торговлю.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла


ТЯ́ГЛО, -а и ТЯГЛО́, -а́, род. мн. -гол, дат. -глам, ср.

1. Ист. Государственные повинности крестьян и посадских людей в Русском государстве 15—18 вв. — Посадские от беспощадного тягла бегут, кто в уезды, кто в дикую степь. А. Н. Толстой, Петр Первый.

2. Ист. Единица обложения внутри помещичьего владения в крепостническом хозяйстве 18—19 вв. Я назначил всего пятнадцать [рублей] с семейства — с тягла, как там называют. Григорович, Пахатник и бархатник. || Крепостная повинность — барщина, оброк, взимаемые с такой единицы. Попросился он у старого пана на тягло и захотел жениться. Короленко, «Лес шумит». || Участок земли, обрабатываемый такой единицей. Ты овсеца бы Савраске дала, — В лето один он управил, сердечный, Пашни четыре тягла. Н. Некрасов, С работы.

3. собир. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего-л. В селе насчитывалось всего шесть заморенных страдой лошадей и две пары старых быков. Тягла не хватало даже для подвоза снопов, лущевки стерни и прочих неотложных работ. Поповкин, Семья Рубанюк.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло.

Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII — XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

ТЯ'ГЛО', а-а́, мн. тя́гла, гол, глам, ср. 1. Государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности (истор.). || Норма обложения, подать, взимавшаяся с единицы обложения (см. 2 и 3 знач.; истор.). Платить два тягла. 2. Группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при разверстке государственного обложения (истор.). 3. Семья (муж и жена), а также определенное количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения (истор.). Сколько у кого тягол в семье, столько тот и земли берет. Салтыков-Щедрин. 4. Крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (истор.). Тягло с него (старика) снимут. Салтыков-Щедрин. Жили в ней (избе), плодилися и правили тягло. Некрасов. Посадили на тягло. Некрасов. 5. Участок земли. обрабатывавшийся такой единицей (см. 2 и 3 знач.; истор.). Работать на двух тяглах. 6. только ед., собир. Тяглый скот (обл., с.-х.). Тракторы и живое т.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тягло

1. система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.

2. перен. бремя ◆ В сущности, это практическая отработка стиля, постав пера, контакт слова и реальности, доводимый до автоматизма, ежедневная тренировка руки, несравнимая по эффективности ни с какими «уроками чистописания», ― вот это добровольное дневниковое тягло. Лев Аннинский, «Безвестные лодочки в реке времён», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: проталкиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Историко-генеалогический словарь-справочник


НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОДАТИ


Барщина — даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика в период крепостного права.

Дань — плата, которую побежденный народ платил победителю в Древней Руси; натуральный или денежный побор с покоренного населения.

Двор — крестьянских дом (хозяйство) со всеми пристройками и службами, как единица учета.

Издольщина — земельная аренда, при которой плата за землю вносится натурой (определённой долей урожая).

Испольщина — вид издольщины, при которой аренда собственнику земли уплачивается не деньгами, а половиной урожая.

Мыт
1) в Древней Руси (поначалу) место остановки возов и лодок;
2) в Древней Руси (позднее) устанавливаемая государством пошлина на провоз товара и прогон скота через заставы. Иногда государство давало право взимать мыт также частным лицам или духовным заведениям.

Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.

Оброк мог быть продуктовым и денежным. После 1861 года барщина и продуктовый оброк, существовавшие наряду с денежным оброком, были заменены денежным оброком.

Отработки — в конце XIX — начале ХХ века в России работа крестьян на земле помещика в качестве натуральной платы (трудом и орудиями труда) за арендованную у него землю, за взятые ссуды, за потравы.

Подать — денежный налог с зависимого (податного) населения до середины XIX века.

Подворное обложение — в России в XVII — начале XVIII века система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся двор (хозяйство, семья).

Система подворного обложения заменила систему посошного обложения.

Подымщина — в России в XVI — XVIII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлся дым (хозяйство, дом).

Подушная подать — в России с 1724 года по 1880-е — 1890-е годы система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся человек податного сословия мужского пола, вне зависимости от возраста.

Система подушного обложения заменила систему подворного обложения.

Посоха — в России в XVI — XVII веках обязанность тяглого населения поставлять посошных людей (рекрут) на посошную службу (военная служба, на которую набирали людей по принципу «от сохи»).

Посошное обложение — в России в XVI — XVII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлась соха.

Пошлина — денежный сбор государства с товаров или операций.

Продналог — натуральный продовольственный налог, введённый в 1921 году в отмену продразвёрстки и заменённый впоследствии единым сельскохозяйственным налогом.

Продразвёрстка — система продовольственных заготовок в период военного коммунизма (1918 — 1921 годы), когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельскохозяйственной продукции.

Рало — в Древней Руси до XIV века пахотное орудие типа плуга, единица обложения данью отдельного крестьянского хозяйства.

Тягло –
1) государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности;
2) группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при развёрстке государственного обложения;
3) семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения;
4) крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (тягла);
5) участок земли, обрабатывавшийся такой единицей (тяглом);
6) совокупность финансовых повинностей, лежавших на крестьянской и посадской тяглой общине, при этом за рабочую единицу принималась семейная пара — муж и жена.

Целовальник — казённая должность по надзору за поступлениями в казну и за населением, при вступлении в которую требовалось дать присягу и поцеловать крест.

Должность существовала с 1497 года по 1754 год. В 1754 году, когда ликвидировали внутренние таможни, остались кабацкие целовальники (продавцы вина), и это название оставалось в обиходе до начала ХХ века.

Ясак — дань у монгольских и тюркских племен уплачиваемая натурой — пушниной или скотом.

Читайте также: