Натуральный налог с народов сибири

Опубликовано: 08.05.2024

на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в. смотреть

(тюрк.) натуральная подать, которой облагались нерусские народы. занимавшиеся охотничьим промыслом в 15—18 вв. в Поволжье, в 17 — начале 20 вв. . смотреть

ЯСАК, -а, м. В старину: натуральный налог, к-рым облагались нек-рыенароды Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. 11 прил. ясачный, -ая, -ое.Ясачные сборы. смотреть

ясак 1. м. Натуральный налог (пушниной, скотом и т.п.), которым облагались народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (на Руси и в Российском государстве до 1917 г.). 2. м. устар. Условный знак, сигнал.

ясак налог, подать Словарь русских синонимов. ясак сущ., кол-во синонимов: 4 • дань (12) • налог (39) • подать (20) • сигнал (53) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дань, налог, подать. смотреть

Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в русский язык со времени завоевания Сибири. Я. вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли. Первоначально сбором Я. ведал сибирский приказ; с 1763 г. мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества. Я. назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и по промыслам". Уплата Я. ложилась на инородцев тяжелым бременем, так как служилые люди старались собирать его с "прибылью" и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество Я. и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 г. издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата Я. деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 г. состоялась резолюция кабинета министров собирать Я. соболями, "а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя". Злоупотребления сборщиков Я. не прекратились; "ясашные народы терпели от заборщиков Я. и прочих начальников грабительство и разорение", и правительство в 1763 г. признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения Я. инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определенным родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так назыв. "окладных зверей", разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племен, обложенных Я., значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 г. ясашные комиссии, особые для Вост. и для Зап. Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 г. деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введенный в 1763 г.; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности "по тем сословиям, в кои они вступили". По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние М. Кроль.

ЯСАК(тюркск.). 1) подать, взимаемая с кочующих племен в Сибири, преимущественно пушным товаром. 2) особый колокол при церкви, которым дают знак звонарю. смотреть

Натуральный налог в Сибири в старину

Дань мехами на Руси (ясак)

Дань мехами (ясак)

Ермак, налоги (ясак)

Какое слово получится, если перемешать буквы в слове "Аякс" (ясак)

Меховой налог (ясак)

Налог Ермаку (ясак)

Налог в старину (ясак)

Налог мехами Ермаку (ясак)

Налог пушниной (ясак)

Налог с якутов (устар.) (ясак)

Налог, который платился не деньгами, а соболями да куницами (ясак)

Натуральная подать (ясак)

Натуральный налог (стар.) (ясак)

Старинная дань (ясак)

Что выйдет из слова "Аякс", если в нём поменять местами буквы (ясак)

дань пушниной (ясак)

налог в Сибири (ясак)

налог на Руси (ясак)

"белый и пушистый" налог (ясак)

Пушной налог (древн.) (ясак)

в Московском государстве — подать, которой облагались иностранцы (слово известно с 1553 г.), а позднее — народы Поволжья и Сибири (чаще звериными шкурами) (ясак)

в России налог пушниной с народов Сибири и Севера (ясак)

в старину: натуральный налог, которым облагались некоторые народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (ясак)

дань мехами, выплачиваемая народами Сибири царскому правительству (этнографическое) (ясак)

дань пушниной на руси (ясак)

дань с сибирских охотников (ясак)

дань с якутов (ясак)

дань скотом (ясак)

его собирали в сибирских городах (ясак)

м. татарск. стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторожи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж себя ясаком кликати, Акты. Грозный Царь закричал ясаком, подал условный голос. Рыболовный атаман подал ясак, урал.-казач. маяк, условный знак для вестовой пушки. Особый колоколец при церкви, коим дают знак звонарю, когда благовестить и звонить, когда перестать маячный колокол, вестовой звон. Клепало, железная доска и боек, у ночных сторожей. Стучать и бить в ясак. Ниж. условный, не всякому понятный, или вообще чужой язык. офеней, у шерстобитов, у мазуриков свой ясак. Чу, купцы не по-русски говорят, а ясаком да это зыряне торговые! Ясак, подать, платимая инородцами, более пушным товаром ныне обложенных ясаком осталось весьма немного, но встарь большая часть татар, черемис платили ясак. Казанские люди луговые изменили, ясаков не дали, Цар. Кн. Ясачные люди, татары. Ясачный сборщик или ясачник, а стар. ясатчик и ясащик. Ясачниками зовут и ясачных инородцев. Ясачные крестьяне, вят. казенные. деревня. Ясачные деньги, податные, подушные. Ясачная дорога, столбовая, почтовая. Ясачный парень, костр. речистый, разговорчивый, беседливый. Ясачная (ясашная) грамотка, ниж. писанная не по-русски, на ином языке, либо тарабарская. Ясачить кого, объясачить, обложить податьми, ясаком (ясак)

меховой налог из жизни дореволюционной России (ясак)

мягкий и пушистый налог (ясак)

налог беличьими шкурками (ясак)

налог мехами (ясак)

налог мехами в старину (ясак)

налог пушниной в старину (ясак)

налог с сибиряков (ясак)

натуральный налог (ясак)

натуральный налог в Московской Руси (ясак)

натуральный налог с народов Сибири и Севера в России XV — XX вв (ясак)

подать для татарских ханов (ясак)

поменяйте буквы в слове "Аякс" (ясак)

прямой налог в пользу государства, собиравшийся с народов Поволжья и Сибири (ясак)

пушная подать (ясак)

пушной налог (ясак)

сибирский налог (ясак)

сибирский налог пушниной (ясак)

старинный налог (ясак)

старорусская дань (ясак)

старый налог соболями (ясак)

шкурная пошлина в Сибири (ясак)

Как назывался натуральный налог с покоренных народов Поволжья и Сибири в XV - XVII вв (ясак)

Меховой налог из жизни дореволюц. России (ясак)

На языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной (ясак)

Натуральный налог (пушниной, скотом и т. п.), которым облагались народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (на Руси и в Российском государстве до 1917 г.) (ясак)

Натуральный налог в Сибири, на Дальнем Востоке в 15-20 вв (ясак)

Натуральный налог в Сибири, на Дальнем Востоке в 15-20 вв.; условный знак (ясак)

Натуральный налог с народов Сибири и Севера в России 15-20 вв (ясак)

Налог на Руси с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной (ясак)

(c) База Бушмена: ответы на сканворды и кроссворды 2021


«К истории ясака в Сибири» – так называлась статья Петра Головачева, помещенная в газете «Тобольские губернские ведомости» в 1896 году. К каким же выводам приходит автор?

Можно прямо сказать – достаточно революционным, обличая политику государства и сочувствуя коренным сибирским обитателям – «инородцам различных племен». По мнению Петра Головачева, в XVI–XVII столетиях для московского правительства Сибирь представляла интерес как страна, откуда поступают дорогие меха, на которые был большой спрос в Европе. Поэтому правительство не жалело усилий для обеспечения «постоянного и непрерывного притока дорогих мехов… Получать с инородцев ясак, промышлять новые землицы для обложения ясаком – вот вся административная политика в то время, вся мудрость московского правительства по отношению к Сибири».

Такое отношение Петр Головачев называет первобытным: сильного – к слабому, победителя – к побежденному, в то время как понятие о налогах – этой необходимой мере для улучшения благосостояния страны – было чуждо правительству. Незначительные средства от продажи мехов расходовались лишь на администрацию, которая занималась сбором ясака и держала коренных жителей Севера в повиновении. Ни на улучшение их быта, ни на просвещение народа денег не было. «На этой почве выросло бесчисленное множество несправедливостей и злоупотреблений, которые обыкновенно практикует невежественный сильный по отношению к слабому, возникли целые кровавые драмы – почти поголовные восстания сибирских инородческих племен, которым так свойственно добродушие и прочность. По этой причине для сибирской истории весьма важен ясачный вопрос…»

По мнению автора, прежние варварские отношения не исчезли и в конце XIX века, только теперь они существуют «в виде бессовестной эксплуатации инородцев русскими торговцами», а также в форме злоупотреблений местными администрациями. Тем не менее такое положение вещей не становилось предметом обсуждения общественностью, не находило отражения в публикациях тех лет. Этот пробел решил восполнить Петр Головачев, в своей статье он обобщил некоторые важные сведения о ясачных отношениях в Сибири. По его данным, сначала размер ясака был неопределенным, и лишь в 1601 году было приказано собирать по десять соболей с женатого и по пять с холостого, позже женатым изменили количество соболей – стали брать ясак по семь соболей.

В 1631 году было предписано собирать ясак с инородцев в возрасте от 18 до 50 лет, за исключением больных, увечных и слабых. Посылали за ясаком служилых людей и детей боярских, «добрых, не воров». Так продолжалось до 1693 года. В Тобольской губернии ясак платили не только соболями, но и бобрами, лисицами, белками, куницами. Ценность соболей колебалась от 15 копеек до 8 рублей, что нередко становилось поводом для злоупотреблений. Как пишет Петр Головачев, воеводы и сборщики мехов брали соболей гораздо больше, чем следовало, хорошие соболи подменялись плохими в пользу воевод.

Инородцы, кроме ясака, платили еще и так называемые поминки – добровольные пожертвования государю, а потом и воеводам: 3 рубля государю, 1,5 рубля воеводам. Платили целой волостью, в том числе за умерших, больных, старых, при этом освободиться от уплаты за «мертвые души» было очень сложно. Меха оценивали воеводы, и чаще всего не в пользу инородцев, так как цена занижалась. Об этом стало известно в Москве, и в 1695 году пришло указание: выставлять настоящую цену, а ведомости, подписанные воеводой и подьячими, присылать в Москву. С них и взыскивали деньги, если в Москве меха оценивали иначе. При таких порядках за инородцами постоянно числились недоимки. Так, вогулы (манси) жаловались в Москву, что воевода берет с них по десять соболей вместо пяти, а когда они уходят на промыслы, забирает их жен и детей.

Власть пыталась бороться со злоупотреблениями на местах. Как пишет Петр Головачев, против березовского воеводы Плещеева было возбуждено следственное дело: «Он просто отнимал у инородцев дорогих зверей, посылал за ними служилых людей и заставлял за одну треть стоимости продавать ему этих зверей. С ясачных требовал большие «поминки», заставлял их проживаться в городе и не хотел отпустить без взятки, отнимал у них рыбные ловли, заставлял шить шубы, ловить рыбу». Но следствие ничем не закончилось, так как из боязни прогневить воеводу свидетели дали благоприятные для него показания.

Если судить по ясачным книгам, второй вид налога – «поминки» состоял из зверей высокой ценности: это были соболи высокого качества, бурые и черно-бурые лисицы, черно-карие и карие бобры. А вот лисицы и бобры низких сортов почти не встречались, при этом недоимки в «поминках» не допускались.

Свои выводы автор статьи делал на основе анализа старинных ясачных книг некоторых сибирских уездов. Петр Головачев, завершая статью «К истории ясака в Сибири», написал: «Остается пожелать, чтобы сборники подобных документов появились и для других сибирских местностей, благодаря чему в конце концов возможно будет сделать обстоятельную и полную картину ясачных отношений в старинной Сибири».

историко-философский

Научный руководитель:

Гергилёв Денис Николаевич

Налогообложение коренных народов Сибири в XVII в.

К началу освоения Сибири у государства уже имелся богатый опыт управления «иноземцами» — народами Поволжья и Приуралья. Практика управления подвластными народами заключалась в следующем: минимальное вмешательство во внутренние дела, защита от внешних врагов, невмешательство в дела религии и взимание достаточно небольшой по размерам дани.

Освоение Сибири сопрягалось с фундаментальными переменами в социальных отношениях с коренным населением этого региона. Но ломки устоявшихся традиций не происходило.

В целом, коренные жители Сибири спокойно восприняли факт своего вхождения в новое подданство, ведь, по сути, способ управления оставался тот же, а размеры ясака – дани в пользу царя, определялись в меньшем размере, чем они были, например, при Кучуме [4].

Правительство, заинтересованное в поступлении в казну доходов от ясака, стремилось расширять подвластную территорию Сибири, сохранять и увеличивать численность коренного населения.

По своей сути, ясак являлся формой эксплуатации со стороны победителей, юридическим признанием подданства. Как уже было сказано, ясак не являлся чем-то новым для коренного населения. Так, до прихода русских, население бассейнов Качи и Кана платило ясак монгольским и тюркским завоевателям, вторгавшихся в его пределы у степей – монголам, джунгарам, киргизам, тувинцам, бурятам [1, С.45].

Как общее правило, подчинению туземцев ясаку предшествовала военная экспедиция, которая должна была показать им реальную мощь новых претендентов на их пушнину. Иногда дело ограничивалось простой военной демонстрацией; но в случае упорства в ход пускалось оружие, а «погром» принуждал к покорности. Произведенное раз впечатление затем использовалось в дальнейших сношениях с окрестным населением. Условия подчинения устанавливались особым договором и скреплялись «шертью», т.е. присягой, сопровождаемой символическими обрядами вроде питья собачьей крови у киргизов [1, С.45].

Русская практика взимания ясака в Сибири знала две формы – окладной и неокладной ясак. Окладной ясак – это постоянный, зафиксированный размер сбора с той или иной волости; неокладной ясак – неопределённый – сколько возьмётся. Окладным ясаком облагались те группы ясачного населения, которые уже упрочились в русском подданстве и были учтены переписными ясачными книгами. Ясачный взнос состоял из собственно ясака – обязательного платежа, и добровольных приношений, так называемых «поминков». Со временем «поминки» стали так же обязательны, как и ясак, и полностью с ним слились [2, С.129].

Ясаком облагались налогоспособные инородцы каждой волости или зимовья на основании переписи по правительственному окладу. Инородцы платили ясак с 18-летнего возраста, то есть с того времени, когда «летнимъ промысломъ промышлять и великаго государя ясакъ платить поспевали» и до 50 лет» [3, С.418-419]. Около 1626 г. каждый ясачник стал облагаться равномерной денежной суммой, например, в 1 рубль или 2-3 рубля. Эта сумма переводилась на «мягкую рухлядь». Разнообразные виды последней могли сочетаться различно под влиянием местных условий, но в пределах этой суммы, причем общим их знаменателем считался соболь. Замена соболя другими мехами, однако, не всегда охотно допускалась правительством, по крайней мере, в позднейшее время. С ясачных Якутова в 1682 и 1685 гг. взамен соболей дозволено было взимать другие меха лишь в случае крайней бедности ясачников, «у которых скота нет» [3, С.420].

Так как колебания в численности населения постоянно меняли уровень платежных сил данной местности, а переписи производились через довольно значительные промежутки времени, то ясачникам приходилось платить ясак не только за себя, но и за умерших или выбывших из числа плательщиков товарищей. В Тарском уезде, например, ясачные люди в 1630 г. платили ясак «за себя и за старых и за малых и за мёртвых… против ясачных книг сполна». В Якутском уезде в 1676 г. около 12,6 % ясачного населения вымерло, хотя за него всё ещё продолжали платить остальные ясачники. Ясачники поэтому неохотно подчинялись равномерному окладу и жаловались на то, что ясак на них клали тяжело, «со всех равно, а не по вотчинам и не по промыслам» [3, С.420-421].

Ясак принимали преимущественно пушниной (соболиный оклад). За невозможностью достать соболей, с ясачных людей брали другие меха. Иногда разрешалась уплата ясака деньгами, что свидетельствовало о втягивании коренного населения в товарно-денежные отношения. Однако правительство было заинтересовано в поступлении в казну сибирской пушнины, а потому с большим нежеланием относилось к переводу ясачных плательщиков на денежный оброк.

Ясак, как правило, собирался при посредстве местной знати. Его либо доставляли «лучшие люди» непосредственно в уездный центр воеводе, либо за ясаком отправлялись в ясачные волости специальные сборщики. В том и другом случае ясачным людям «для спору» выдавали отписи (расписки) в получении с них ясака [2, С.130].

Вместе с приёмом и проверкой ясака производилась и его оценка. После разбора и оценки воевода посылал отписку Государю о сборе ясачной и мягкой рухляди. Эта рухлядь, ясачные книги и воеводские книги привозились в Москву служивыми или торговыми людьми, которые полученные ими платежные отписи должны были возвратить воеводе. К «посылальщикам» присоединялось обыкновенно несколько провожатых для оберегания ясачного сбора [3, С.434].

Особенности тех способов, какими взимался ясак в Сибири, вызваны были с одной стороны местными условиями: полудикое состояние ясачных племён и естественное отсутствие у них сознания в необходимости каких-либо обязанностей по отношению к государству требовали со стороны правительства большой мягкости и осторожности; с другой стороны, здесь, в стране новой, где не существовало исторически сложившихся преград к их обнаружению, ярче выступали характерные черты московского управления вообще и устройства прямого обложения в частности [3, С.421].

Для обеспечения регулярности сбора ясака, для того, чтобы удержать ясачных людей под властью и контролем русской администрации, из волости или зимовья брались один или два заложника, аманата. И тут русские только применяли практику, задолго до них изобретённую монгольскими и тюркскими завоевателями. Аманаты держались на особом дворе в уездном центре, где «пригожи, за сторожи, чтоб они из острогу никуды не ушли и дурна какого над государевыми людьми и над собой не учинили». Жестокое обращение с аманатами воеводам запрещалось. Аманаты получали подённый корм из государственных запасов и показывались своим соплеменникам, приходящим в город с ясаком, «чтобы ясачным людем в том сумненья никакого не было». Меры эти далеко не всегда предотвращали неповиновение ясачных людей. При усмирении их, однако, правительство продолжало держаться гуманной и осторожной политики [4, С.423].

Значение пушнины в хозяйстве русского государства заставляло правительство очень дорожить плательщиками ясака и заботиться не только о приобретении новых, но и о сохранении наличных ясачных людей. Отсюда своеобразная политика охраны туземцев от слишком беззастенчивых посягательств русской администрации в Сибири [1, С.57].

Так, местные власти не имели права самостоятельного вынесения смертного приговора «ясачному» человеку. Убийство ясачного или причинение ему тяжёлых увечий было равноценно прямому изъятию денег из государственной казны. Поэтому правительство и принимало эти и подобные меры, на практике приводившие к положительным для местных жителей последствиям. Страх потерпеть ущерб от ясачных недоборов побуждал власть относиться внимательно к жалобам коренных жителей, препятствовать их закабалению, наказывать людей, уличенных в жестоком обращении с ясачными, снабжать голодающих продовольствием, защищать их от набегов и т.д. [4].

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что налогообложение коренных народов Сибири являлось важной составляющей социально-экономической политики государства.

Своеобразие политики государства заключалось в том, что правительство очень дорожило плательщиками ясака, а потому принимало различные меры по сохранению коренного населения и его защите. Такая политика была в основе чисто эгоистическая и была вызвана практическим интересом, связанным с пополнением казны.

1. Бахрушин, С.В. Научные труды. Т.4. / С.В. Бахрушин.—М.: Наука, 1959.

2. История Сибири. / под ред. А.П. Окладникова, В.И. Шункова и др.—Л.: Наука, 1968.—Т.2.

3. Лаппо-Данилевский, А. Организация прямого обложения в Московском государстве со времён Смуты до эпохи преобразований. / А. Лаппо-Данилевский.—Спб. 1890.

4. Скобелев С. Г. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР / С.Г. Скобелев // «Сибирская заимка» [Электронный ресурс]. Режим доступа к статье: http://www.zaimka.ru/power/skobelev5.shtml

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

– Расскажите, кто относится к малочисленным народам России? Предусмотрены ли для них дополнительные льготы и особые права? Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы?

– Россия – многонациональная страна, где проживает множество народов. Задача сохранения их самобытности и культурного разнообразия является весьма актуальной.

  • 💡 Кто и по каким критериям относится к малочисленным народам России
  • ⭐ Законодательная база
  • 👇 Перечень народностей
  • 💰 Льготы и иные меры государственной поддержки
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💡 Кто и по каким критериям относится к малочисленным народам России

Коренные малочисленные народы РФ – народы, которые проживают на территории расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни и хозяйствования и считающие себя самостоятельным этносом.

⭐ Законодательная база

Права малочисленных народов приведены в ФЗ от 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», а также иных нормативно-правовых актах. Некоторые права и льготы содержатся в региональном законодательстве.

👇 Перечень народностей

В России выделяют 47 малочисленных этносов. Самыми малочисленными являются чамалы (чамалалы), проживающие в Дагестане и Чечне: по данным переписи, их осталось всего 24 (в 1886 году их проживало 3889 человек).

Малочисленные народности живут по всей территории РФ. Перечень самых крупных из коренных малочисленных народов приведен в таблице.

Народ Субъект РФ Количество человек по данным переписи 2010 года
Абазины Карачаево-Черкессия 43341
Манси ХМАО, Тюменская и Свердловская области, Коми 12269
Нанайцы Хабаровский и Приморский края, Сахалинская область 12003
Ненцы ЯНАО, НАО, ХМАО, Республика Коми 44640
Ханты ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Республика Коми 30943
Чукчи Чукотка, Камчатский край, Якутия 15908
Шорцы Кемеровская область, Хакасия, Алтай 12888
Эвенки Якутия, Камчатский и Хабаровский края, Иркутская, Томская и Тюменская области 38396
Эвены (ламуты) Якутия, Камчатский и Хабаровский края, Магаданская область, Чукотский АО 21830

💰 Льготы и иные меры государственной поддержки

Большая часть прав и льгот направлена на сохранение малочисленными народностями своей самобытности и уникальных традиций.

Федеральный закон №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» гарантирует этносам право на возмещение убытков, которые были причинены им в процессе ведения хозяйственной деятельности ресурсодобывающих компаний (например, нефтедобывающих и газодобывающих). Выплата компенсаций также регулируется №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Суммы платежей прописаны в конкретных соглашениях с газо- и нефтедобывающими компаниями. Так, Газпром в 2011 году перечислил коренным народностям Ямала 765 млн р., Вагнефть – на выплаты народам Севера из ХМАО – 6 млн р., Русснефть – 7,5 млн р.

  • льготы в области землепользования и природопользования;
  • право на первоочередной прием на работу по своей специальности.

Согласно ст. 8 вышеуказанного нормативного акта, малочисленные народы наделены также следующими правами:

  • участвовать в контроле за использованием земель различных категорий;
  • контролировать использование природных ресурсов, строительство и реконструкцию хозяйственных объектов;
  • участвовать в подготовке и принятии органами госвласти законодательных инициатив по сохранению традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • участвовать в экологических экспертизах;
  • делегировать представителей малочисленных народов в советы представителей;
  • получать помощь от государства в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

В ст. 10 №82-ФЗ малочисленным народностям гарантируется право на сохранение своей культуры и родного языка. Согласно ст. 395 Налогового кодекса, физлица из числа коренных малочисленных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока освобождаются от земельного налога в отношении земельных участков, которые используются для сохранения текущего образа жизни. Некоторые регионы расширяют перечень льгот и освобождают от транспортного и имущественного налогов в отношении квартир и жилых домов.

Лесным кодексом такие народности освобождаются от платы за пользование лесным фондом для своих нужд (заготовки древесины к зимнему сезону).

Закон «Об альтернативной гражданской службе» предоставляет право заменить военную службу по призыву на альтернативную.

В Минвостокразвития РФ планируется также разработать дополнительную программу господдержки коренных малых народов Севера. Она должна быть представлена до окончания 2020 года. Программа будет включать меры поддержки для малочисленных народностей по трем направлениям:

  • в части производства пищевой и сельскохозяйственной продукции;
  • поддержка экспорта произведенных товаров;
  • развитие туристического сектора в местах проживания малочисленных народов.

Также в России реализуется №193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Арктика становится особой экономической зоной с набором налоговых льгот и преференций. Этот закон предусматривает целый спектр преимуществ для резидентов арктической зоны:

Читайте также: