Передает ли таможня информацию в налоговую

Опубликовано: 14.05.2024

С 1 марта 2021 года электронные таможенные операции не сопровождаются проставлением штампов на бумажных документах. Однако в налоговом законодательстве требования о представлении таможенных отметок при подтверждении нулевого НДС сохраняются. Как быть участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), рассказывает Наталья Лайша, эксперт сервиса Контур.Декларант.

Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 отменило требование о проставлении отметок таможенных органов в транспортных, перевозочных, коммерческих и других документах, если таможенные операции совершаются в электронном виде. Это значит, что с 1 марта таможня больше ставит штампы на бумажных накладных и иных товаросопроводительных документах.

В связи с этим создается впечатление, что участникам ВЭД больше не требуются отметки «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен» для подтверждения права применять нулевую налоговую ставку при вывозе товаров. Однако это не верно. Ведь параллельно с принятым Решением продолжают действовать требования Налогового кодекса, согласно которым экспортеру для подтверждения права использовать нулевой НДС нужно подать в инспекцию:

  1. копию контракта либо выписку из него с информацией, необходимой для налогового контроля (об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
  2. таможенную декларацию с отметками таможенных органов «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен»;
  3. транспортный документ, который подтверждает факт вывоза товаров.

При этом Налоговый кодекс позволяет экспортеру выбрать, в каком виде представить указанные документы — на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п.15 ст. 165 НК РФ).

Как действовать экспортеру после 1 марта

Таможенная декларация

Какие же требования предъявляются к представлению таможенных деклараций после 1 марта 2021 года? Ситуацию с проставлением таможенных отметок разъяснил Минфин в письме от 02.11.2020 № 03-07-13/95436.

  1. Если экспортер подтверждает право применять нулевой НДС на бумаге, он должен подать в налоговую инспекцию распечатанную копию электронной декларации на товары (ЭДТ) из программного средства для таможенного декларирования.
  • В графе «С» распечатанной декларации должны быть сведения о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта. Последующее проставление таможенного штампа «Выпуск разрешен» не требуется.
  • При этом Минфин подчеркивает, что на распечатанной копии ЭДТ обязательна отметка «Товар вывезен», проставленная таможенным органом места убытия.

    Все бумажные документы перед представлением в инспекцию экспортеру следует заверить в установленном порядке.

Если экспортер взаимодействует с налоговой инспекцией через электронный документооборот, тогда вместо копий таможенных деклараций он представляет их электронные реестры (п.15 ст. 165 НК РФ).

Если налоговый орган запрашивает копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в электронные реестры, экспортер представляет такие копии без отметок таможенных органов места убытия. То есть штамп «Товар вывезен» в этой ситуации не нужен (абз. 20 п.15 ст. 165 НК РФ).

Транспортная накладная

Транспортную накладную подают только по требованию налогового инспектора, если представленные экспортером сведения расходятся со сведениями в налоговой базе данных или отсутствуют в ней.

Как получить таможенную отметку в бумажном документе

Поскольку налоговое законодательство требует представлять таможенные отметки «Товар вывезен» на бумажных копиях документов, участники ВЭД могут обратиться с соответствующим запросом в таможенный орган. Обращение должно быть мотивированным и оформленным на бланке организации с соблюдением всех формальностей делопроизводства.

В качестве основания для запроса можно использовать текст с отсылкой на контролирующий орган, который предъявил требование, например: «В связи с необходимостью соблюдения положений статьи 165 НК РФ и на основании запроса ИФНС России № … (название и номер инспекции) прошу проставить на бумажной копии ЭДТ № … (либо название транспортного документа и его номер) отметку, подтверждающую факт вывоза товаров с таможенной территории».

Резюме

Экспортеру потребуется отметка таможни «Товар вывезен» на копии ЭДТ, только если он подтверждает свое право применять нулевой НДС на бумаге.

Если экспортер ведет электронный документооборот с инспекцией, то подтверждение нулевой ставки налога происходит без таможенных штампов.

Документ полезен? 0 m n 0

В целях обеспечения эффективного взаимодействия ФТС России и территориальных таможенных органов с ФНС России и территориальными налоговыми органами при обмене документами и информацией для исполнения функций уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля в соответствии с установленной компетенцией в рамках Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. N 1160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст. 5865), ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:

1) представление по ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети в вышестоящий таможенный орган имеющейся информации о нарушениях резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2015, N 48 (ч. I), ст. 6699) (далее - субъекты контроля) актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля (далее - валютное законодательство) при осуществлении валютных операций (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов), сформированной в формате xml-файла с использованием КПС “Агент ВК”, с досылкой копии в электронном виде в формате Microsoft Excel (файлу присваивается имя, состоящее из 11 цифр, где первые пять цифр - это первые пять цифр кода таможенного органа, выявившего нарушение, следующие шесть цифр - дата, месяц и последние две цифры года формирования файла) по электронной почте на адреса должностных лиц вышестоящего таможенного органа, поименованных в списке ответственных должностных лиц, формируемом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 5 пункта 3 настоящего приказа, в течение 1-го рабочего дня, следующего за днем ее выявления и/или ее получения от подчиненных таможенных органов, по форме согласно приложению к настоящему приказу;

2) представление в ФНС России и территориальные налоговые органы копий запрашиваемых документов и информации о нарушениях, не входящих в компетенцию таможенных органов, в срок, установленный пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2007, N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7348; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4081; 2014, N Ц, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 3972, N 48 (ч. I), ст. 6716; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4218; 2017, N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон);

3) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России заверенных в установленном порядке копий документов и информации, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в течение 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса из Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России;

4) направление в территориальные налоговые органы запросов об истребовании документов, подтверждающих нарушения субъектами контроля валютного законодательства при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - нарушения, входящие в компетенцию таможенных органов), информация о которых получена из ФНС России и содержится в информационных ресурсах базы данных валютного контроля Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в соответствии с представленным доступом, с обязательным указанием в таких запросах следующих сведений:

о наименовании, идентификационном номере налогоплательщика, месте государственной регистрации, юридическом и почтовом адресе юридического лица либо о фамилии, имени, отчестве, данных о документе, удостоверяющем личность, и адресе места жительства физического лица;

о содержании нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта;

о дате (периоде) совершения и сумме незаконной валютной операции или

нарушения (если сумма известна);

о сроке исполнения запроса, устанавливаемого в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона;

5) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц таможенного органа, осуществляющих функции валютного контроля, ответственных за исполнение настоящего пункта.

2. Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (В.И.Селезнев) и Главному управлению по борьбе с контрабандой ФТС России (А.А.Юдинцев) обеспечить:

1) при выявлении нарушений, не входящих в компетенцию таможенных органов, передачу информации о них со служебной запиской в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Федеральной таможенной службе, утвержденной приказом ФТС России от 11 декабря 2012 г. N 2525, в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России с досылкой копии в электронном виде в формате Microsoft Excel по электронной почте на адреса должностных лиц Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, поименованных в списке ответственных должностных лиц, формируемом в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 настоящего приказа, в течение 2-х рабочих дней, следующих за днем их выявления;

2) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц, ответственных за исполнение подпункта 1 настоящего пункта.

3. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (С.В.Шкляев) обеспечить:

1) обобщение, анализ и передачу в ФНС России информации, предусмотренной частью 9 статьи 23 Федерального закона, поступившей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 настоящего приказа, в течение 5-ти рабочих дней, следующих за днем ее получения;

2) направление в ФНС России заверенных в установленном порядке копий запрашиваемых ФНС России документов, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов;

3) направление в соответствующие территориальные таможенные органы в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления в ФТС России запросов территориальных налоговых органов о представлении документов, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов, для их исполнения;

4) доведение информации ФНС России о нарушениях, входящих в компетенцию таможенных органов, до соответствующих таможенных органов в течение 5-ти рабочих дней со дня их получения;

5) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц, ответственных за исполнение настоящего пункта.

4. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (С.В.Шкляев) совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (Д.В.Терещенко) и Главным управлением информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) обеспечить разработку до 28 февраля 2018 года технологии сбора и передачи в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России информации, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящего приказа.

5. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (Д.В.Терещенко) совместно с Главным управлением информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) обеспечить до 1 июня 2018 года доработку программных средств АС “Валютный контроль” в целях исполнения пункта 4 настоящего приказа.

6. Признать утратившим силу распоряжение ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 38-р “О порядке оформления писем-запросов в кредитные организации”.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.И.Максимова.


Приложение
к приказу ФТС России
от 31 января 2017 г. N 123

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН . Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН . Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН .

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН ?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН . Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США , это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН . Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН , и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН : его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН . Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН . Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.

image_pdf
image_print

С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

О чем речь

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие сведения организации будут передавать в ФНС

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

CRS

Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

Что должны делать финансовые организации

В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

  • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
  • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

  • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
  • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
  • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

Начало представления данных в ФНС

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

Выводы

Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

Актуально на 01.05.2021 г.

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

Россия подписала такие двусторонние соглашения со многими странами. С какими именно и как на практике происходит автоматический обмен финансовой информацией по состоянию на 2021 год — об этом в настоящем обзоре.

ВАЖНО!

Какие страны передают финансовую информацию в Россию и за какие периоды

Как было указано выше, всего таких стран 94 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Израиль, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, о строва Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония .

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Первый обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. за 2017 год.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на январь 2020 г.

ВНИМАНИЕ! Обращаю внимание, что для целей валютного законодательства РФ необходимо оринетироваться не на перечень стран с сайта ОЭСР, а на перечень стран, утвережденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@» , вступивший в силу 05.01.2020. В соответствии с данным указанным приказом с РФ НЕ обменирваются информацией:
К таким странам в том числе относятся:

  • Великобритания ( исключена из списка обмена с РФ )
  • США (не присоединились к CRS)
  • Литва (исключена из списка обмена с РФ)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Албания (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Канада ( не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Украина (не присоединились к CRS)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус « пассивная НФО » по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является « активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Читайте также: