Государственное управление налогообложением включает

Опубликовано: 15.05.2024

Благосостояние государства

обеспечивают не те деньги,

которые оно ежегодно отпускает

чиновникам, а те, что оно оставляет

в карманах граждан.

Налоги - государственное управление налогообложением -налоговые органы - таможенные органы - налоговое планирование - налоговое регулирование - налоговый контроль - налоговая полиция - государственная таможенная политика - таможенные пошлины - экспортные квоты - квотирование импорта - лицензии - Государственная таможенная служба РФ

В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики -это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий.

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и его территориальные подразделения. Налоговые органы несут ответственность за соблюдение законодательства о налогах и сборах, осуществляют учет налогоплательщиков, проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов. Они осуществляют также возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ответственность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу Российской Федерации несут таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и его территориальные подразделения.

Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий;

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой и таможенной политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:

- оценку ситуации за истекший период;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений;

-разработку концепции налогообложения;

- утверждение конкретных ставок налогов и сборов;

- утверждение бюджета по налогам.

Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.




В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

В соответствии с Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РФСФР» от 21 марта 1991 г. контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет призваны осуществлять органы МНС РФ. МНС РФ имеет инспекции в субъектах федерации, в городах и районах. Они являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства и осуществляют свои функции как в отношении федеральных, так и региональных и местных налогов. Инспекции независимы от региональных и местных органов власти, что соответствует принципу единства государственной налоговой политики.

В систему налоговых органов РФ, кроме МНС РФ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Выполняя функции контроля, государственные налоговые инспекции на предприятиях любых форм собственности имеют право проверять финансовые документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов. Они могут также требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, производить обследование любых производственных, складских и иных помещений.

В случае непредоставления бухгалтерских отчетов, балансов и т.д., инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий и организаций, могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов или об иных объектах налогообложения.

Сам по себе сбор налогов требует определенных затрат. Это и расходы на содержание налоговой службы, так как налоговые службы вынуждены содержать многочисленный персонал для проверки правильности выплат. Это и затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет, а также на услуги налоговых консультантов. Все эти виды затрат входят в состав административных издержек налогообложения. И если они являются чрезмерными, то это существенно снижает эффективность налогообложения. Поэтому снижение затрат на осуществление налоговой политики при выработке эффективной модели налогообложения часто является не менее значимым, чем та или иная система налогообложения.

В большинстве стран законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения, а также права, обязательства и ответственность сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, является Налоговый кодекс. Он устанавливает налоговую систему, правила налогового производства и регламент налоговой ответственности. В России Налоговый кодекс (часть первая) был принят в июле 1998 г. и с первого января 1999 г. вступил в действие. Одновременно продолжалась работа над частью второй Налогового кодекса РФ.

Помимо Налогового кодекса налоговые отношения регулируются системой таможенного, арбитражного, административного, уголовного и гражданского законодательства. Кроме того, силу закона имеют международные договоры, заключаемые между странами в целях избежания двойного налогообложения. В России, как и в других странах, налоговое законодательство строится в строгом соответствии с Конституцией, а установление федеральных налогов, их правовое регулирование находится в ведении высших органов государственной власти.

Неотъемлемой частью государственного управления с целью привлечения доходов государственного бюджета является таможенная политика. Таможенные пошлины и тарифы являются разновидностями налогов во внешнеэкономической деятельности, которые взимаются при перевозке товаров через границу. Посредством механизма таможенной политики государство может весьма эффективно ограничивать количество ввозимых в страну товаров, создавая тем самым благоприятные условия для развития внутреннего рынка и защиты его от иностранной конкуренции. Посредством экспортных пошлин государство ограничивает вывоз товаров. Но и в том и в другом случае государство увеличивает количество средств, поступаемых в государственный бюджет.

Иногда государство в целях регулирования товарных потоков устанавливает преференциальные (особо льготные) таможенные пошлины, которые либо равны нулю, либо минимальны, т.е. в таком случае товар ввозится беспошлинно. Очень часто право использовать преференциальные пошлины получают страны, входящие в зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы. Государство может также использовать карательные или антидемпинговые пошлины для того, чтобы не допустить на внутренний рынок иностранные товары.

В ряде случаев иностранные импортеры идут на выплату повышенного тарифа с целью завоевать национальный рынок другой страны. В таком случае государство прибегает к количественным ограничениям ввозимого товара. Количественные ограничения позволяют национальным производителям сохранить за собой определенную долю рынка.

Для регулирования объема вывозимого товара государство использует экспортные квоты. Чаще всего они используются в целях уменьшения вывоза сырья из страны, а также для того, чтобы исключить повышение цен на сырье на внутреннем рынке, возникающее вследствие увеличения экспорта. Квотирование экспорта широко используется в России. В начале 1990-х гг. общий объем товаров, экспорт которых квотировался, составлял 70%. Российское государство широко использует также квотирование импорта.

Особенность государственного таможенного регулирования состоит в том, что международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по повышению или уменьшению таможенно-тарифных ставок. Поскольку изменение тарифов одной страны может привести к ухудшению платежного баланса другой страны, то для изменения тарифов требуются консультации на международном уровне.

В сфере таможенного регулирования государство широко использует лицензии, которые представляют собой разрешение, предоставляемое государством на импорт или экспорт какого-либо товара. Квоты и лицензии - это неценовые способы регулирования внешней торговли.

Государственная таможенная служба Российской Федерации и современное законодательство, регулирующее ее деятельность, сформировались лишь к середине 1990-х гг. Нормативное обеспечение налогового регламента, действующего на таможне, разрабатывается МНС РФ совместно Государственным таможенным комитетом РФ и согласуется с Министерством финансов РФ. В целях регулирования торговых отношений с другими странами 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1, а 13 октября 1995 г. - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривалось формирование Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Сегодня эта служба осуществляет единую государственную политику в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Она обеспечивает организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, проверяет обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов.

В настоящее время совершенствование налоговой и таможенной политики - это наиболее сложная область деятельности государства. Однако именно она способна сегодня оказать самое существенное воздействие на экономическое развитие России. До сих пор преобладающей функцией налоговой системы России является фискальная функция и совершенно неразвита регулирующая функция. Сама налоговая политика осуществляется непоследовательно, сочетает высокое налоговое бремя и огромное число налоговых льгот. Структура налоговых доходов совершенно не увязана с ролью того или иного сектора в современной российской экономике. Так, удельный вес рынка финансовых услуг в производстве валового национального продукта превышает 20%, а в налоговых поступлениях его доля составляет всего 5%. Косвенные налоги у нас значительно превышают прямые. Нестабильной является и сама проводимая государством налоговая политика, когда условия налогообложения могут меняться несколько раз в год. В целом действующая сегодня налоговая и таможенная политика в России не способна преодолеть спад производства. Она слабо увязана также с решением социальных задач и привлечением инвестиций в экономику.

Поэтому перед органами государственной власти стоят сегодня сложные задачи по пересмотру основ налогообложения. Необходимо создать такую налоговую систему, которая бы в наибольшей степени стимулировала инвестиции и экономический рост, способствовала структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.

1. Что такое государственное управление налогообложением?

2. Каковы главные задачи государственного управления в области налоговой и таможенной политики?

3. Что включает в себя налоговое планирование? Каковы основные методы налогового регулирования?

4. Что такое таможенная политика государства? В чем заключаются особенности государственного регулирования в данной области?

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст. - М., 1998 (с последующими изменениями и дополнениями).

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. - М., 1995.

Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997.

Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова, В.Н. Кашина. - М., 1998.

Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. - М, 1995.

Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М., 1996. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева.-М., 1995.

Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе.-М., 1998.

Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 1998.

Химичева Н.И. Налоговое право. - М., 1997.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М., 1998.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:46, реферат

Краткое описание

Основные положения государственного управления в сфере налогового и таможенного регулирования
В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.docx

Государственное управление налоговой и таможенной политикой в РФ

Основные положения государственного управления в сфере налогового и таможенного регулирования

В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики - это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий. Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и его территориальные подразделения. Налоговые органы несут ответственность за соблюдение законодательства о налогах и сборах, осуществляют учет налогоплательщиков, проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов. Они осуществляют также возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ответственность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу Российской Федерации несут таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и его территориальные подразделения. Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий;

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой и таможенной политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает: - оценку ситуации за истекший период; - прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений; -разработку концепции налогообложения; - утверждение конкретных ставок налогов и сборов; - утверждение бюджета по налогам. Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах. В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности. Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д. Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Государственное управление налогообложением и организация налогового контроля.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля в целом отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.

Государственные налоговые органы РФ в соответствии с Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. и Налоговым кодексом РФ организуют работу и выполняют основные функции по обеспечению правильности и своевременности внесения налогов в государственный бюджет, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства.

Государственная налоговая служба Российской Федерации является единой системой органов управления и контроля соблюдения налогового законодательства. Основные функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Общий правовой режим этих органов определен ст. 1—5 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Налоговым кодексом РФ.

Действующая система органов Госналогслужбы РФ входит в структуру органов исполнительной власти РФ.

В налоговом контроле принимают также непосредственное участие и органы Министерства внутренних дел РФ, которые обязаны оказывать практическую помощь работникам государственной налоговой службы при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Государственные налоговые инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, конституциями республик, уставами областей, налоговым законодательством Российской Федерации и ее субъектов, законами и Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами органов местного самоуправления и работают во взаимодействии с органами государственной власти и управления административно- территориальных и национально- государственных образований.

Функции контроля законности, соблюдения правопорядка, предупреждения правонарушений в налоговой сфере выполняют Федеральные органы налоговой полиции, которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами Федеральных органов налоговой полиции являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральные органы налоговой полиции представляют собой систему органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и директору Департамента налоговой полиции Российской Федерации.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят: Департамент налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации; органы налоговой полиции в субъектах Федерации (департаменты, управления); органы налоговой полиции городов и районов в городах, а также межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции (местные органы налоговой полиции).

Директор Департамента налоговой полиции Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению главы Правительства РФ. Департамент налоговой полиции и органы налоговой полиции субъектов Федерации возглавляют директора (начальники).

В качестве совещательного органа в Департаменте налоговой полиции РФ и департаментах (управлениях) налоговой полиции субъектов Федерации образуются коллегии, персональный состав и порядок работы которых утверждаются по представлению соответственно директора Департамента налоговой полиции РФ и директоров (начальников) департаментов (управлений) налоговой полиции субъектов Федерации.

Местные органы налоговой полиции возглавляют начальники, назначаемые директором (начальником) департамента (управления) республики (области) в составе Российской Федерации, начальники управлений (отделов) департамента налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.

Руководители территориальных органов налоговой полиции во взаимодействии с начальниками государственных налоговых инспекций обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.

Центральный аппарат Госналогслужбы РФ, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные названным Законом и налоговым законодательством в Российской Федерации, руководит работой государственных налоговых инспекций и выполняет следующие функции координации и налогового контроля:

а) проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля соблюдения законодательства о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

б) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

в) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

г) участвует в установленном порядке совместно с Министерством финансов РФ в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

д) осуществляет контроль изданий министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением прибыли предприятий и организаций, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;

е) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

ж) обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

з) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются — предприятия, учреждения, организации и граждане) проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

и) в случаях непосредственного осуществления контроля плательщиков налогов и других платежей в бюджет, выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;

к) организует работу государственных налоговых инспекций:

по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальных органов.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом управления системой налогообложения в России.

МНС РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками. МНС РФ несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой политики являются:

) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста

) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

) разработка правовых основ налогообложения;

) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:

оценку ситуации за истекший период;

прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений;

разработку концепции налогообложения;

утверждение конкретных ставок налогов и сборов;

утверждение бюджета по налогам.

Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.

В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет призваны осуществлять органы МНС РФ. МНС РФ имеет инспекции в субъектах федерации, в городах и районах. Они являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства и осуществляют свои функции как в отношении федеральных, так и региональных и местных налогов. Инспекции независимы от региональных и местных органов власти, что соответствует принципу единства государственной налоговой политики.

В систему налоговых органов РФ, кроме МНС РФ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Выполняя функции контроля, государственные налоговые инспекции на предприятиях любых форм собственности имеют право проверять финансовые документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов. Они могут также требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, производить обследование любых производственных, складских и иных помещений.

В случае непредоставления бухгалтерских отчетов, балансов и т.д., инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий и организаций, могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов или об иных объектах налогообложения.

Сам по себе сбор налогов требует определенных затрат. Это и расходы на содержание налоговой службы, так как налоговые службы вынуждены содержать многочисленный персонал для проверки правильности выплат. Это и затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет, а также на услуги налоговых консультантов. Все эти виды затрат входят в состав административных издержек налогообложения. И если они являются чрезмерными, то это существенно снижает эффективность налогообложения.

Поэтому снижение затрат на осуществление налоговой политики при выработке эффективной модели налогообложения часто является не менее значимым, чем та или иная система налогообложения.

В большинстве стран законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения, а также права, обязательства и ответственность сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, является Налоговый кодекс. Он устанавливает налоговую систему, правила налогового производства и регламент налоговой ответственности. I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент - это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.

Помимо Налогового кодекса налоговые отношения регулируются системой таможенного, арбитражного, административного, уголовного и гражданского законодательства. Кроме того, силу закона имеют международные договоры, заключаемые между странами в целях избежания двойного налогообложения. В России, как и в других странах, налоговое законодательство строится в строгом соответствии с Конституцией, а установление федеральных налогов, их правовое регулирование находится в ведении высших органов государственной власти.

В настоящее время совершенствование налоговой и таможенной политики - это наиболее сложная область деятельности государства. Однако именно она способна сегодня оказать самое существенное воздействие на экономическое развитие России. До сих пор преобладающей функцией налоговой системы России является фискальная функция и совершенно неразвита регулирующая функция. Сама налоговая политика осуществляется непоследовательно, сочетает высокое налоговое бремя и огромное число налоговых льгот. Структура налоговых доходов совершенно не увязана с ролью того или иного сектора в современной российской экономике. Так, удельный вес рынка финансовых услуг в производстве валового национального продукта превышает 20%, а в налоговых поступлениях его доля составляет всего 5%. Косвенные налоги у нас значительно превышают прямые. Нестабильной является и сама проводимая государством налоговая политика, когда условия налогообложения могут меняться несколько раз в год. В целом действующая сегодня налоговая и таможенная политика в России не способна преодолеть спад производства. Она слабо увязана также с решением социальных задач и привлечением инвестиций в экономику.

Поэтому перед органами государственной власти стоят сегодня сложные задачи по пересмотру основ налогообложения. Необходимо создать такую налоговую систему, которая бы в наибольшей степени стимулировала инвестиции и экономический рост, способствовала структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

19.2. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в сфере налогов и сборов

Система органов Министерства РФ по налогам и сборам представляет собой единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства в стране. Система органов построена в соответствии с федеральным принципом России.
Система органов министерства по налогам и сборам включает в себя Министерство РФ по налогам и сборам и одноименные органы в субъектах Российской Федерации, соответствующие структурные подразделения в районах и городах (за исключением городов районного подчинения), а также Главное управление налоговых расследований при Министерстве РФ по налогам и сборам, управления (отделы) налоговых расследований при государственных налоговых органах в субъектах РФ, районах и городах.
Вся эта система построена на централизованных началах и подчиняется только Президенту РФ и Правительству РФ. Назначение руководителей налоговых подразделений производится по вертикали, согласно подчиненности.
Налоги в любом государстве — основной источник формирования доходной части бюджета, поэтому организации налогового дела уделяется большое внимание.
Правовые основы налогового дела составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, принятые уполномоченными органами и их должностными лицами. К ним относятся: Закон РСФСР от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ», в текущей ред. 05.07.2001 г.; Федеральный закон «Налоговый кодекс». Часть-1, в текущей ред. от 24.03.2001 г.; ФЗ «Налоговый кодекс». Часть-2, в текущей ред. от 06.08.2001 г. Налоговые органы РФ поэтапно сформировались как единая самостоятельная система и были в правовом отношении закреплены Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР»; с развитием рыночных отношений 31 июля 1998 г. был принят закон «О налоге на игорный бизнес»; 31 июля 1998 г. принята I часть Налогового кодекса и закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; 25 сентября 1999 г. На определенном этапе существенное значение в совершенствовании налоговых отношениях имело принятое положение о налоговой полиции, утвержденное указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы налоговой полиции РФ, а также принятые изменения и дополнения № 8 Инструкция Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и ряд других нормативных актов. Таковы в целом административно-правовые основы регулирования налоговых отношений. Система органов Министерства РФ по налогам и сборам построена централизованно и подчиняется непосредственно Президенту РФ и Правительству РФ и обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью их внесения в соответствующие государственные бюджеты, а также осуществление других платежей, установленных законодательством и местными органами власти в пределах их ведения и компетенции. Правовой статус органов Министерства РФ по налогам и сборам, регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.10 2000 г. № 783 в ред. 30.08.2002 г. «Об утверждении Положения о Министерстве по налогам и сборам».
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются — налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов. Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Министерство РФ по налогам и сборам руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, и Положением о МНС России.
Основными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:
1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;
2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного, поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
3) осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
4) осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется — этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Министерство РФ по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
2) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией;
5) обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
6) подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
7) обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах; 440
8) применяет установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
9) проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Министерство РФ по налогам и сборам правомочно:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;
3) производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой;
5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест'на их имущество;
6) обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать в установленном порядке недоимки по начо-гам, сборам и пени;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия. Министерство РФ по налогам и сборам возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Министр РФ по налогам и сборам имеет следующие полномочия:
1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РФ численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на его содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований на государственное управление;
3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
4) утверждает уставы, находящихся в ведении Министерства организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями этих организаций; 442
5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
6) представляет в установленном порядке в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
7) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства и его территориальных органов и осуществляет иные, предусмотренные правовым актом полномочия. Министерство РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
В Министерстве РФ по налогам и сборам образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и иных лиц.
Должностные лица налоговых органов в объеме своей компетенции и в порядке, установленном законодательством, правомочны:
• проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
• приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях, если они не предоставляют документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;
• обследовать любые помещения налогоплательщиков, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения;
• налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний и предписаний налоговых органов;
• изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;
• получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков. При отказе физического лица допустить должностных лиц налогового органа к обследованию помещений или непредоставлении им необходимых для расчета налогов документов облагаемый доход определяется налоговыми органами исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской деятельности.
Должностные лица Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при выявлении нарушений, за которые виновные подлежат привлечению к административной ответственности, помимо отражения этих фактов в актах проверки составляют протоколы об административном правонарушении.
Руководители налоговых инспекций рассматривают эти дела и принимают постановления о наложении административного штрафа на должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налогового законодательства.
По закону гражданам, имеющим доходы по нескольким источникам, надо заполнять налоговую декларацию. Сокрытие доходов наказывается, в основном, материально: с виновного взыскивается сам налог, сумма, сокрытая от налога, и штраф в размере этой суммы. Если такое нарушение было совершено неоднократно, то штраф может достигать двух сумм, а если суд установит, что речь идет об умышленном правонарушении, - то пяти сокрытых сумм.

Читайте также: