Госпошлина администрируемая налоговыми органами

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина


1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 октября 2020 года

ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ВОЗВРАТА ГОСПОШЛИНЫ,

НЕ АДМИНИСТРИРУЕМОЙ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА

УПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ ЗА ЕЕ НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ВОЗВРАТ

В дополнение к совместному письму Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 21.07.2020 N 23-01-06/63537 и N 07-04-05/05-14232 при проверке территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) обоснованности возврата администраторами доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по группе доходов 1 08 - государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами (далее - государственная пошлина, не администрируемая налоговыми органами), в соответствии с правилами контроля обоснованности возврата, предусмотренными Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н и от 13.04.2020 N 66н , необходимо учитывать следующее.

Применяется с 1 января 2021 года.

1. В части порядка осуществления ТОФК контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета плательщику излишне или ошибочно уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами.

Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса установлено, что организации и физические лица признаются плательщиками, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Главой 25.3 Налогового кодекса.

В связи с чем, в случае отказа лица от совершения юридически значимого действия, возврат государственной пошлины должен быть осуществлен лицу, которое обращалось или планировало обратиться за совершением юридически значимого действия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Тем самым, при осуществлении контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по государственной пошлине, не администрируемой налоговыми органами, ТОФК необходимо осуществлять проверку Заявок на возврат, поступивших от администраторов доходов бюджета на предмет их соответствия:

- сроку подачи заявления для возврата государственной пошлины, установленному пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса;

- реквизитам получателя платежа (ИНН, КПП (при их наличии) и наименование), указанным в разделе 3 "Реквизиты получателя" Заявки на возврат, реквизитам распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Распоряжение) "ИНН", "КПП" плательщика (при их наличии), и наименованию плательщика, указанного в реквизите "Плательщик" или "Назначение платежа" (при уплате государственной пошлины иным лицом), заполненным в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н.

В случае успешного прохождения соответствия вышеуказанных реквизитов дополнительные документы, подтверждающие права плательщика, не требуются.

При невозможности однозначно идентифицировать плательщика, чья обязанность исполняется, по Распоряжению (Реестру к платежному поручению на общую сумму), в соответствующем реквизите которого отсутствует либо некорректно указана информация о плательщике, или в соответствующих реквизитах указана информация о двух лицах, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагаются копии документов, идентифицирующих плательщика, чья обязанность исполняется, в соответствии с информацией, указываемой в реквизитах "Код", "Назначение платежа" Распоряжения (например: документ, подтверждающий начисление платежа физическому лицу по Уникальному идентификатору начисления (УИН) (постановление, решение, и (или) документ, подтверждающий ФИО плательщика, чья обязанность исполняется, по идентификатору сведений о физическом лице (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение и иные документы).

В тех случаях, когда в Распоряжении (Реестре к платежному поручению на общую сумму) отсутствует информация, позволяющая однозначно определить плательщика, чья обязанность исполняется, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагается копия письма кредитной организации, подтверждающего факт уплаты платежа иным лицом, указанным в Распоряжении.

В случае возврата государственной пошлины иностранным юридическим и физическим лицам в валюте Российской Федерации на их счета, открытые в банках-нерезидентах, проверка таких возвратов осуществляется ТОФК по наименованию получателя, указанному в реквизите "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 Заявки на возврат, на предмет его соответствия наименованию плательщика, указанному в реквизите "Плательщик" или в реквизите "Назначение платежа" Распоряжения. При этом в реквизите "Наименование" раздела 3 Заявки на возврат должно быть указано наименование банка-нерезидента получателя средств.

2. В части порядка осуществления ТОФК контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.1. В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) детей (далее - несовершеннолетний гражданин) являются их родители, усыновители или опекуны (далее - представители несовершеннолетнего гражданина).

В связи с чем возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм по государственной пошлине, не администрируемой налоговыми органами, уплаченной за несовершеннолетнего гражданина представителем несовершеннолетнего гражданина, осуществляется представителю несовершеннолетнего гражданина. При этом в качестве подтверждающего документа к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагается копия Свидетельства о рождении несовершеннолетнего гражданина, чья обязанность исполняется, или иного документа, который подтверждает право представителя несовершеннолетнего гражданина совершать от его имени юридически значимые действия.

2.2. В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний" личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации или иной государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, за счет собственных средств осужденного, находящихся на его лицевом счете, возврат такой государственной пошлины, осуществляется на лицевой счет осужденного. При этом в качестве получателя в разделе 3 Заявки на возврат указывается исправительное учреждение, в котором находится осужденный, в реквизите "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 Заявки на возврат указываются Фамилия, Имя и Отчество (при наличии) осужденного и номер его лицевого счета.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В случае уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, возврат такой государственной пошлины осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, перечислившему денежные средства.

2.3. Согласно пункту 2 статьи 333.18 Налогового кодекса, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные Главой 25.3 Налогового кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае перечисления одним из плательщиков всей суммы государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, в одном Распоряжении без выделения долей, при возврате лицу (нескольким лицам) государственной пошлины, в случае отказа от совершения юридически значимого действия, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагаются копии документов, подтверждающих обращение за совершением или совершение юридически значимого действия в отношении нескольких плательщиков, для совершения возврата государственной пошлины в соответствующих долях.

2.4. Согласно подпункту 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса государственная пошлина уплачивается за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации за проведением аттестации сотрудника обращается организация, и уплата данной государственной пошлины производилась организацией за каждого работника, направляемого на аттестацию, с указанием в реквизите "Назначение платежа" Распоряжения фамилии и инициалов аттестуемых работников, то юридически значимым действием является процедура аттестации, составной частью и итогом которой является выдача документа аттестуемому сотруднику, который подтверждает уровень его квалификации.

В связи с чем в данном случае возврат государственной пошлины осуществляется организации, осуществившей оплату государственной пошлины.

3. В части порядка уплаты процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса, в случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, на сумму излишне уплаченной государственной пошлины, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

В соответствии с пунктом 13 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" уплата процентов, начисленных при нарушении сроков возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, в том числе по государственной пошлине, подлежит отражению главными администраторами, являющимися федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении федеральными казенными учреждениями, по коду классификации доходов бюджетов, предназначенному для учета соответствующего вида доходов, с применением кода группы подвида доходов бюджетов "5000".

Для осуществления перечисления процентов, начисленных при нарушении сроков возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм государственной пошлины, администратором доходов бюджета к Заявке на возврат прилагаются копии документов, подтверждающих несвоевременный возврат денежных средств плательщику.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 декабря 2014 года N 02-08-05/63226

О механизме администрирования государственной пошлины

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 249-ФЗ) в части зачисления доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации, сообщает следующее.

Приказ "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 65н" после регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации будет размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации и исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации".

Согласно положениям проекта приказа, при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет уплаты государственной пошлины при обращении через МФЦ необходимо указывать коды бюджетной классификации с новыми кодами подвида доходов бюджетов:

8000 - при обращении через многофункциональные центры;

8003 - государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);

8004 - государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения) (при обращении через многофункциональные центры);

8005 - государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет (при обращении через многофункциональные центры);

8006 - государственная пошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет (при обращении через многофункциональные центры);

8007 - государственная пошлина за внесение изменений в паспорт, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);

8034 - государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации (при обращении через многофункциональные центры);

8035 - государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность (при обращении через многофункциональные центры);

8300 - государственная пошлина за предоставление лицензии (при обращении через многофункциональные центры).

В соответствии с приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", указанные денежные средства, зачисленные на счета органов Федерального казначейства, подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства в федеральный бюджет и соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года N 249-ФЗ главным администраторам доходов бюджета необходимо внести изменения в правовые акты о наделении территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов, в части закрепления кодов бюджетной классификации с новыми кодами подвида доходов бюджетов в перечне источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также рекомендовать администраторам доходов бюджета довести до плательщиков коды бюджетной классификации доходов с учетом кодов подвида доходов бюджетов для учета поступлений по государственной пошлине при обращении через МФЦ путем размещения соответствующей информации на порталах, официальных сайтах, стендах и т.д.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

На какой счет отнести госпошлину бухгалтеру? Казалось бы, ответ прост: в ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам, что позволяет учитывать ее на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтера настаивают на использовании счета 76. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать госпошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в публикации.

Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ

Особенности налогового учета госпошлины

В налоговом учете госпошлины бухгалтеру наиболее важно определить момент признания в расходах. Согласно НУ это прочие расходы организации, которые нужно отражать в момент начисления (НК РФ, ст. 264-1-1), однако, каким образом определять конкретную учетную дату, законодатель не поясняет. Очевидно, что на момент признания должны соблюдаться следующие условия:

  • госпошлина соответствует законодательным нормам;
  • госпошлина экономически обоснована;
  • госпошлина уплачена, в том числе и через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.

Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида госпошлины. К примеру, регистрация прав собственности и некоторые другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.2) невозможны без внесения госпошлины. Вместе с тем юрлицо еще до начала регистрации может от нее отказаться и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4). Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.

Подтверждающими документами будут здесь квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.

Госпошлина за лицензию отражается в НУ в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Контекст письма ФНС позволяет считать момент начисления идентичным моменту уплаты госпошлины.

При уплате судебной госпошлины нужно иметь в виду следующее: ст. 272-7-1 НК РФ говорит о дате начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 однозначно утверждает, что сбор должен быть уплачен до обращения в суд. Поскольку конкретной даты законодательство не содержит, а в учете платеж нужно отражать именно конкретной датой, расходы по НУ признаются в день платежа.

Если в последующем по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.

Существует также мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до окончания судебного процесса не отражать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть аргументирован ссылками на нормативные документы и отражен в ЛНА.

Пошлина, связанная с приобретением НМА и ОС, учитывается двояко (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):

  • если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, зачисляется в первоначальную стоимость;
  • если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, – в прочих расходах.

Бухгалтерский учет госпошлины: проводки

В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.

Судебные издержки истца (госпошлину) существует возможность начислить в периоде обращения в суд на основании второго экземпляра искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).

Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают по факту включения в первоначальную стоимость либо в прочие расходы. Госпошлина, как сбор федерального значения, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Этот платеж нередко отражают на 76 счете, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с открытием субсчета в определенных случаях применяют для учета госпошлины.

Проводки по начислению госпошлины:

  1. Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, приобретении, создании имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих госрегистрации.
  2. Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина — за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в разных случаях, к примеру, если речь идет о государственной регистрации изменений устава.

Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или выдана бессрочно (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/1 г.1 ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.

Для срочных лицензий существует еще несколько вариантов учета указанной госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях необходимо списывать затраты через расходы будущих периодов, частями:

  • Дт 97 Кт 68/госпошлина;
  • Дт 44 Кт 97.

Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно относить на стоимость лицензии
Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, издержки по нетипичным для компании контрактам, как и судебные, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.

Следует иметь в виду, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются с применением счета 68. Частные нотариальные услуги определяются не госпошлиной, а тарифом. Проводка на тариф формируется при участии счета 76: Дт 20, 91/2 и др. Кт 68 (76).

Счет 76 также используется при учете госпошлины в суд. Истец вначале отражает ее на счете 68 как прочий расход, затем уплачивает в бюджет. Далее по решению суда, если суд им выигран, госпошлина взыскивается с ответчика по судебному решению. У истца проводка будет Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика — Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает истцу госпошлину: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту же операцию обратной проводкой.

Важно! И в доходах, и в расходах здесь госпошлина будет учитываться на дату вступления в силу судебного документа.

Пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ она обязана уплатить пошлину 4%, или 760 руб. В учете компании А отразится:

  • 91/2-68 — 760,00 руб.;
  • 68-51 — 760,00 руб.

А выиграла суд, Б возмещает ей госпошлину:

  • 76-91/1 — 760,00 руб.;
  • 51-76 — 760,00 руб.

В учете компании Б по итогам судебного решения отразится:

  • 91/2-76 — 760,00 руб.;
  • 76-51 — 760,00 руб.

Отметим, что, если суд у компании был с госорганом (например, ИФНС) и он выигран, при возврате госпошлины счет 76 использовать нельзя.

  • Дт 68 Кт 91/1;
  • Дт 51 Кт 68.

Они отражаются в учете на дату принятия решения госоргана о возврате средств (по тексту ПБУ 9/99 п. 7, ст. 333.40-3 НК РФ).

Уплата госпошлины может осуществляться не только через расчетный счет, но и через расчеты с подотчетными лицами: Дт 20 и др. Кт 71, а полученная из кассы сумма отразится по Дт 71 (Минфин, письмо 03-05-04-03/43 от 01/06/12 г.). При этом требуется подтверждение, что подотчетное лицо действует от имени фирмы и деньги получены им для уплаты госпошлины (доверенность, учредительные документы, РКО на выданные под отчет средства, иные документы).

"Бюджетный учет", 2006, N 5

По просьбе наших читателей С.С. Бычков, заместитель начальника отдела формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России, прокомментировал применение на практике гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.

После публикации статьи "Как вернуть госпошлину" (см. "Бюджетный учет", 2006, N 3, с. 22), в которой рассматривались изменения в процедуре возврата госпошлины, произошедшие с 1 февраля 2006 г., к нам в редакцию поступило множество писем. Вопросы касались не только возврата госпошлины, но и порядка ее взимания за некоторые юридически значимые действия, совершаемые органами государственной власти. Дело в том, что, хотя Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" перестал действовать еще с 1 января прошлого года, а гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса действует уже больше года, все неясности еще не разрешены.

В представленном материале рассмотрены не только вопросы учета госпошлины администраторами, но и порядок оформления платежных документов, алгоритм действий, в случае если платеж перечислен по неправильным реквизитам или в заниженном размере. Поэтому многие разделы статьи интересны не только администраторам госпошлины, но и всем учреждениям-плательщикам.

Принципиальные моменты

Новый порядок взимания государственной пошлины имеет два принципиально новых момента, которые непосредственно касаются ее администрирования (см. таблицу "Госпошлина за юридически значимые действия органов госвласти").

Госпошлина за юридически значимые действия органов госвласти

Проверка платежных документов

В соответствии с бюджетным законодательством администратор поступлений в бюджет выполняет функцию контроля за правильностью исчисления и уплаты платежа. Поэтому администратор государственной пошлины в рамках исполнения указанной функции доводит до плательщика реквизиты, необходимые для заполнения полей платежного поручения на перечисление государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации. Администратором государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимое действие, за которое в соответствии с Налоговым кодексом предусмотрена уплата государственной пошлины, за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах. Администратором государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, является Федеральная налоговая служба. Принципиальные моменты заполнения платежных поручений показаны в таблице "Как заполнить поля платежного поручения" на с. 6.

Как заполнить поля платежного поручения

При заполнении платежных документов на перечисление государственной пошлины в бюджет физическими лицами администратор доводит реквизиты до плательщика в аналогичном порядке.

В настоящее время многие плательщики указывают свой код ОКАТО, а не тот, который соответствует месту совершения юридически значимого действия. Возникают большие проблемы и с реквизитами "ИНН получателя", "КПП получателя". Необходимо тщательно проверять, чтобы эти реквизиты соответствовали ИНН и КПП территориального органа администратора, с которым органы Федерального казначейства осуществляют информационное взаимодействие по форме и в сроки, определяемые органами Федерального казначейства.

Неправильное заполнение плательщиком реквизитов приводит к росту показателя кредиторской задолженности в органах Федерального казначейства. Кроме того, неточность в реквизитах - причина дебиторской задолженности в расчетах между администратором и плательщиками. Это влечет возникновение у администратора обязательств осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Это обстоятельство объясняется тем, что органы Федерального казначейства не имеют возможности самостоятельно уточнять поступления от государственной пошлины по неправильно заполненным платежным документам. Поэтому они относят такие платежи на невыясненные поступления.

Учет госпошлины

Учет госпошлины за юридически значимые действия, совершаемые органами госвласти, необходим прежде всего для контроля ее уплаты. Подобный контроль складывается из двух этапов.

Платежные документы

Первый этап контроля за уплатой государственной пошлины проходит в автоматическом режиме, благодаря тому что юридически значимые действия осуществляются после уплаты госпошлины.

Полномочия по отражению операции начисления государственной пошлины в бюджетном учете могут быть переданы:

  • органу (учреждению, подразделению), находящемуся в ведении администратора и непосредственно осуществляющему юридически значимое действие;
  • территориальному органу администратора;
  • центральному аппарату.

При этом бюджетное законодательство Российской Федерации не накладывает каких-либо ограничений по передаче указанных выше полномочий внутри структурных подразделений органа государственной власти.

Во всех этих случаях порядок заполнения Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам (форма по ОКУД 0504071) утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти, администрирующего государственную пошлину. Сведения в этот журнал бухгалтеру необходимо вносить при получении от плательщика платежного документа с отметкой банка об исполнении. Сумма платежного документа, а фактически - начисление госпошлины отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 205 01 560

"Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам"

Кредит 1 401 01 110

Сведения Казначейства

Второй этап подтверждения уплаты государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации связан с информацией, получаемой администратором от органа Федерального казначейства. При получении от органа Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (Приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н, далее - Приказ N 116н) администратор делает следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 1 210 02 110

"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам"

Кредит 1 205 01 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам".

После этого необходимо сравнить суммы, отраженные в дебете (уплата госпошлины) и кредите (начисление госпошлины) счета 1 205 01 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам", и выяснить причины расхождений. После их выяснения следует действовать по алгоритмам, представленным в схеме справа.

Нетрудно заметить, что вторая схема очень сложна. Более того, фактически в налоговом законодательстве не установлены повторные взыскания. Поэтому некоторые моменты исполнения алгоритма могут вызвать объективные трудности. Особенно если, взыскав сумму госпошлины, администратор вовремя не оформит решение о ее возврате. Подобные ситуации как нельзя лучше иллюстрируют важность доведения правил оформления платежей до плательщиков госпошлины.

Помимо Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета орган Федерального казначейства направляет администратору Справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы государственной пошлины по бюджетам Российской Федерации. На основе этой Справки администратор составляет бюджетную отчетность по поступлениям от государственной пошлины. Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 401 01 100

Кредит 1 210 02 100

"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет налоговым доходам".

Привязку размеров государственной пошлины к основным видам юридически значимых действий, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины, можно разделить на три раздела (см. таблицу "Структура главы 25.3 Налогового кодекса" на с. 8). Именно по структурной логике формировались коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации подгруппы 000 1 08 00000 00 0000 000 "Государственная пошлина, сборы". Разница лишь в том, что в связи с требованиями Бюджетного кодекса в части установления различных нормативов распределения поступлений от государственной пошлины по бюджетам в зависимости от конкретных видов юридически значимых действий возникла необходимость в дополнительном разделении кодов бюджетной классификации (см. таблицу "Примеры дополнительных уровней аналитики по госпошлине").

Структура главы 25.3 Налогового кодекса

Примеры дополнительных уровней аналитики по госпошлине

Таким образом, в целях организации исполнения бюджетов в бюджетной классификации выделены дополнительно коды бюджетной классификации, соответствующие каждому из перечисленных выше видов государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.

Другой показательный пример связан с лицензированием различных видов деятельности. Коды классификации доходов от лицензирования различных видов деятельности группируются по двум различным направлениям (см. таблицу "Группировка доходов от лицензирования для формирования КБК").

Группировка доходов от лицензирования для формирования КБК

Код администратора

С 2005 г. в структуру кода бюджетной классификации введен код администратора (1 - 3 знаки КБК) . Сегодня проблема определения кода администратора для конкретной государственной пошлины стала одной из самых актуальных.

Функциональная нагрузка кода администратора заключается в том, что код администратора показывает, какой орган госвласти осуществляет функции администратора соответствующих поступлений в бюджет, установленные ст. 20 Бюджетного кодекса РФ. Назначение администраторов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации - федеральных органов государственной власти устанавливается Приложением 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н.

В соответствии с Приложением 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н (далее - Указания), государственная пошлина за совершение отдельных видов юридически значимых действий закрепляется за федеральными органами государственной власти. Например, возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, закрепляется за Федеральной налоговой службой (код администратора 182).

Отдельные виды государственной пошлины закрепляются за всеми администраторами (в Приложении 11 указан код администратора 000). Например, государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств. Однако это не означает, что в платежном документе указывается код администратора 000 (т.е. отсутствует администратор). В этом случае администратором государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимые действия, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины.

В настоящее время бюджетное законодательство не содержит явных указаний на то, кто конкретно является администратором госпошлины в подобных случаях. Поэтому принято решение о том, что орган государственной власти, осуществляющий юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина, устанавливает своим нормативным правовым актом как процедуры исполнения функций администратора, так и перечень источников доходов бюджетов РФ (включая виды государственной пошлины), администрируемых данным органом государственной власти. Это решение озвучено в Письме Минфина России от 13 марта 2006 г. N 02-13-10/527 (далее - Письмо N 02-13-10/527).

Принятый органом власти нормативный правовой акт - основание для организации информационного обмена о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации между органами Федерального казначейства и администратором.

Рассмотрим, как работает такой порядок, на примере государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 транспортные средства регистрируют:

  • подразделения Министерства внутренних дел России;
  • органы Федеральной таможенной службы;
  • органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин;
  • военные автомобильные инспекции.

Все они должны издать нормативный правовой акт по госпошлине в порядке, предусмотренном в Письме N 02-13-10/527, с обязательным указанием кода администратора (см. таблицу "Государственная регистрация транспортных средств").

Государственная регистрация транспортных средств

Одной из причин того, что в Приложении 11 Указаний появился код 000 "Доходы, закрепляемые за всеми администраторами", является то, что администраторами доходного источника могут выступать орган государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Если доходный источник в явном виде закреплен за федеральными органами власти, то в соответствии с Указаниями администраторами указанного доходного источника не могут являться органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Показательным примером этого правила как раз и является государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств.

Другая причина появления кода 000 - то, что администрирование доходного источника осуществляют практически все федеральные органы государственной власти. Применительно к государственной пошлине показательным примером является государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием.

Читайте также: