Гончаренко налоговые риски теория и практика управления

Опубликовано: 16.05.2024

  • Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


    Русская версия
    English version

    2020. Том 6. № 1 (21)

    Тифин Пьер, доктор юридических наук, профессор публичного права, декан факультета права, экономики и управления, Университет Лотарингии (г. Мец, г. Нанси, Франция); pierre.tifine@univ-lorraine.fr

    Огородникова Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры кафедры экономики и финансов Финансово-экономического института Тюменского государственного университета; i.i.ogorodnikova@utmn.ru

    Степанов Александр Александрович, аспирант, факультет права, экономики и управления, Университет Лотарингии (г. Мец, г. Нанси, Франция); daistipuhu@gmail.com

    Преобладание косвенного налогообложения при формировании доходов федерального бюджета в Российской Федерации во многом обусловлено введением в 1992 г. налога на добавленную стоимость. К 2019 г. доля НДС в консолидированном бюджете занимала около 20%. Однако современные подходы налоговой политики при формировании бюджета разных стран по-прежнему связаны с налоговыми рисками. Рискология налогообложения изучает спектр негативных финансовых последствий как для государства, так и для налогоплательщиков, что, в свою очередь, обусловлено рядом внутренних и внешних факторов. Налог на добавленную стоимость во многих странах мира занимает безусловные лидирующие позиции и является бюджетоообразующим, и поэтому уклонение от уплаты НДС чревато как для экономики страны, так и для наполняемости бюджета. Цифровизация процесса налогового администрирования и применение IT-технологий позволили увеличить поступления налога на добавленную стоимость, но при этом не смогли устранить налоговые нарушения, возникающие при его исчислении и взимании. Внедрение цифровых технологий налогового администрирования усиливает позиции государства в сфере налогового контроля. Установление ставки НДС с 2019 г. до 20% как косвенного налога повлекло увеличение налогового бремени и только усилило возникновение налоговых правонарушений. Данный аспект характерен для всех стран, применяющих в своей налоговой системе налог на добавленную стоимость.

    Антипина Н. Л. Социально-экономические проблемы интеллектуализации общества / Н. Л. Антипина, А. В. Калинина, С. М. Моор // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 4 (26). С. 7-14.

    Бакша Н. В. Управление рисками: учеб. пособие / Н. В. Бакша. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. 259 с.

    Гамукин В. В. Комбинаторика рисков бюджетной системы / В. В. Гамукин // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 19 (379). С. 18-26.

    Гамукин В. В. Снижение платежеспособности налогоплательщиков как фактор бюджетного риска / В. В. Гамукин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 1. С. 223-237.

    Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления / Л. И. Гончаренко // Финансы и кредит. 2009. № 2 (338). С. 2-11.

    Гончаренко Л. И. Основные риски государства при изменении налогового законодательства в отношении крупнейших налогоплательщиков / Л. И. Гончаренко, Н. Г. Вишневская, В. И. Голишевский // Налоговая политика и практика. 2016. № 4 (160). С. 52-61.

    Данные по формам статистической налоговой отчетности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

    Лазутина Д. В. Налоговая нагрузка и методы ее расчета: дис. … канд. экон. наук / Д. В. Лазутина. Тюменский государственный университет. Тюмень, 2005.

    Майбуров И. А. Методологические аспекты учета вклада теневой экономики в расчетах налоговой нагрузки / И. А. Майбуров // Аудиторские ведомости. 2012. № 9. С. 50-62.

    Майбуров И. А. Проблема уклонения от налогов: теоретический анализ, изучение факторов и последствий / И. А. Майбуров, А. М. Соколовская // Вестник Уральского федерального университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 4-15.

    Майбуров И. А. Реформирование налоговой системы: обсуждение проблем и перспектив / И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, Л. И. Гончаренко // Налоговая политика и практика. 2012. № 8 (116). С. 10-12.

    Майбуров И. А. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография / И. А. Майбуров и др.; под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 384 с.

    Майбуров И. А. Цифровые технологии налогового администрирования: монография / И. А. Майбуров и др.; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.

    Моор С. М. Некоторые базовые составляющие формирования гражданского общества в условиях реального и виртуального пространства / С. М. Моор, П. К. Моор // Государство и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2007. С. 243-248.

    Новосёлов К. В. Перспективы развития риск-менеджмента в налоговой сфере / К. В. Новосёлов // Экономика. Налоги. Право. 2017. Том 10. № 6. С. 29-38.

    Новосёлов К. В. Развитие налогового контроля с учетом применения современных информационных технологий / К. В. Новосёлов // Современные информационные технологии как основа совершенствования налоговой системы. 2018. С. 149-156.

    Новосёлов К. В. Трансформация налогового контроля НДС в условиях цифровой экономики / К. В. Новосёлов // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5-1 (53). С. 188-191.

    Отчет по форме № 2-НК по итогам 2019 года // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. https://www.nalog.ru/rn72/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8460139/

    Противодействие рискам мошенничества при формировании отчетности как фактор обеспечения экономической безопасности российских организаций / Л. Ф. Шилова, О. А. Кузьменко // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С. 221-224.

    Шилова Л. Ф. Организация оценки и управление рисками как элемент системы внутреннего контроля предприятия / Л. Ф. Шилова, М. С. Узлов // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С. 198-206.



    Беседу провела Екатерина Степина,
    эксперт по финансовому законодательству

    Мы поговорили с главным бухгалтером компании «М. Видео» Наталией Александровной Смирновой о том, как в условиях изменений в законодательстве грамотно управлять налоговыми рисками, о способах взаимодействия с налоговой инспекцией и об особенностях работы отдела методологии компании «М. Видео».
    «М. Видео» — лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Сеть «М. Видео» ведет свою деятельность с 1993 года. Кроме того, «М. Видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть. Торговля акциями ОАО «Компания «М. Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках — РТС и ММВБ. Компания насчитывает более 17 тысяч сотрудников.

    В основе компании одно юридическое лицо

    Наталия Александровна, расскажите как выглядит юридическая структура компании?

    Юридическая структура компании максимально упрощена. В основе одно юридическое лицо, в которое входят все магазины. В упрощенной структуре проще контролировать риски. С 2007 года мы стремимся упростить организационную структуру, так как ей легче управлять.

    В упрощенной структуре легче контролировать риски

    В чем плюсы упрощенной структуры?

    Так мы можем избежать двойного налогообложения в рамках одного бизнеса, ведь в ситуации с несколькими юридическими лицами компании часто оказывают друг другу услуги, выполняют работы.
    Также нам не нужно придумывать, как перераспределить денежные ресурсы между юридическими лицами. Не возникает контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами — разными компаниями, то есть закон о трансфертном ценообразовании мы не применяем. А значит, нет лишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

    Для упрощения структуры была проведена централизация бухгалтерии

    Какие мероприятия по упрощению структуры были проведены?

    В этом году была завершена централизация бухгалтерии. Ранее наш департамент делился на два отдела: офис и региональный уровень. Бухгалтеры по регионам вели учет затрат в магазинах. Такая система не позволяла управлять затратами и анализировать налоговые риски быстро и качественно. Поэтому было решено сократить бухгалтеров в регионах и сделать единую бухгалтерию в составе финансовой службы компании.
    Теперь вся бухгалтерия находится в Москве, это около ста человек. При централизации департамента мы имеем всю информацию еще на стадии согласования платежей, что позволяет анализировать состав документов, давать рекомендации по их заполнению. Также мы имеем единую базу всей первичной документации, архив находится в одном месте, это удобно и эффективно.

    А как вы решаете вопрос с первичными документами? Ждете, пока все они придут в Москву?

    Все первичные документы у нас обрабатывает централизованная бухгалтерия в Москве. Но для этого мы не всегда ждем, пока до нас дойдут бумажные оригиналы «первички». Мы успешно используем электронный документооборот. Документ в регионе сканируется, заводится в систему и становится виден в центральной бухгалтерии в Москве. На основании таких электронных копий «первички» ведется своевременный учет и контролируются все расходы.
    Оригиналы документов нам доставляет курьерская служба и на случай налоговой проверки у нас всегда есть бумажная «первичка».

    Применение электронных счетов-фактур пока затруднительно

    А электронные счета-фактуры вы начали применять?

    Пока это затруднительно, так как наши контрагенты не готовы перейти на электронный документооборот. Ведь для того, чтобы обмениваться электронными счетами-фактурами, у нас и у контрагента должен быть единый провайдер в сфере электронных услуг. Но, к сожалению, у всех провайдеры разные. И это актуальная проблема для отрасли в целом. Отмечу, что налоговая инспекция пока не готова принимать большой объем электронных документов и в ближайшее время вопрос вряд ли разрешится. Поэтому, на мой взгляд, будущее электронного документооборота в нашей стране достаточно туманно.

    Работа ведется по внешним и внутренним факторам рисков

    Наталия Александровна, давайте подробнее поговорим о рисках. Как выглядит ваша программа по управлению рисками? На что вы нацелены в первую очередь?

    Мы работаем над внешними и внутренними факторами рисков. Есть спорные вопросы, которые не находят понимания уже среди методологов, или вопросы, которые имеют публичную огласку — их материальность для нас значима. В таком случае мы обязательно заказываем экспертную оценку в консалтинговых компаниях или пишем запросы в Минфин и ФНС России. Также, чтобы быть в курсе событий, мы все время участвуем во всевозможных рабочих группах по налоговым спорам. Обмениваемся мнением с нашими контрагентами, мониторим арбитражную практику. В нашей компании введен обязательный отчет по налоговым рискам в составе годовой отчетности, которая предоставляется руководству. Все эти действия помогают минимизировать внешние риски.

    Отдел методологии анализирует все контракты

    Как вы снижаете влияние внутренних факторов на формирование налоговых рисков?

    У нас есть отдел методологии, который согласовывает все контракты, которые рождаются в компании. На этапе согласования методолог определяет налоговые риски, просчитывает их по каждой сделке и прописывает для бухгалтерии метод учета данных операций. Ведутся реестры сделок или процессов, в которых, на наш взгляд, есть риски.
    Методологи отвечают за учетную политику компании, сопровождают проверки и аудит. В их ответственность также входит контроль исполнения бухгалтерами дисциплины в рамках Налогового кодекса.

    В компании проходят семинары по спорным вопросам

    Налажена ли коммуникация между подразделениями? Как вы сообщаете о рисках коллегам?

    Мы проводим коммуникацию по налоговым вопросам и спорам для бизнес-подразделений компании. Есть такая практика — семинары по спорным вопросам или по изменениям в законодательстве. Причем выступать на семинарах в качестве лектора могут как представители компании, так и сторонние специалисты из консалтинга.

    Грамотная система КРI позволяет минимизировать риски

    Как вы контролируете выполнение намеченных стратегий и задач?

    Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений. Для нас очень важно правильно отразить и проконтролировать такие процессы.
    Анализ отчетности и ключевых показателей, таких как эффективная ставка налога на прибыль — это основные KPI (ключевые показатели эффективности) на текущий год для нашего департамента. Вообще, грамотно выстроенная система KPI дает возможность совершенствовать учет и тем самым минимизировать налоговые риски.

    Для персонала созданы комфортные условия работы

    Вы много внимания уделяете своему персоналу?

    Да, мы внимательны к своим специалистам, создаем комфортные условия работы. Отсутствие стрессовых ситуаций, авральной работы — это норма жизни для нашего департамента, которая дает свои плоды. Бухгалтеры не делают ошибок, у них больше времени остается на анализ ситуации, на внесение предложений по совершенствованию. Мы также заинтересованы в развитии своих сотрудников, предоставляем им возможность обучаться. Например, все методологи изучают МСФО и получают сертификаты DipIFR, ведь наша компания обязана применять международные стандарты и публиковать отчетность, так как акции компании продаются на открытых площадках.

    Сложные сделки обсуждаются заранее с налоговой инспекцией

    А как вы взаимодействуете с налоговой инспекцией? Помогает ли ФНС снизить налоговые риски вашей компании?

    Мы с налоговым органом всегда ведем активные переговоры. Когда появляется сделка, по которой могут возникнуть налоговые риски, мы обсуждаем эту сделку с инспекцией до того, как подпишем договор с контрагентом. Либо мы пишем запрос, либо я приезжаю лично и обсуждаю с контролерами спорные моменты по сделке. Пока я не пойму позиции налоговиков и не буду уверена, что сделка не принесет убытков, я не смогу грамотно определить величину риска.
    Поэтому у нашей компании на сегодняшний день нет глобальных споров с налоговыми органами, мы не имеем судебной практики по налоговым претензиям.

    Щекин Д.М. дает следующее определение налогового риска: налоговый риск - это возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления. Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков, но и для других участников налоговых правоотношений.

    Практическая деятельность налоговых органов также связана с рисками. Поэтому в налоговой науке и практике появилось понятие "налоговый риск". Это понятие присуще разным субъектам налоговых отношений, в том числе и налогоплательщикам – юридическим лицам. Проводя налоговый контроль юридических лиц, налоговые органы выявляют все стороны их деятельности, которые могут быть связаны с налоговыми рисками. Поэтому в системе налогового администрирования значимое место стали занимать вопросы управления налоговыми рисками.

    Система управления налоговыми рисками, являющаяся отдельной подсистемой налогового администрирования, основана на мониторинге, представлена на рисунке 1.

    Рис. 1. Подсистема управления налоговыми рисками в системе налогового администрирования

    Данная подсистема должна включать контроль и проверку организаций на:

    • соблюдение требований налогового законодательства;
    • точность и полноту процессов и процедур, касающихся внутренней и внешней документации;
    • предотвращения ошибок и искажений;
    • исполнения приказов и распоряжений руководства;
    • точности и полноты финансовой отчетности.

    Налоговые риски возникают в связи с ожиданием пересмотра ставок налогов, введением новых налогов или платежей, а также изменением налогового законодательства. В отличие от других рисков, таких как финансовые или ценовые, налоговые полностью определяются политикой государства, и уровень их зависит от стабильности фискального законодательства, которое является важнейшей составляющей общих институциональных условий в экономике.

    Рис.2 Управление налоговыми рисками.

    Предварительный этап управления налоговыми рисками включает проведение налоговыми органами разъяснительной, профилактической деятельности с целью определения круга лиц, у которых могут возникнуть налоговые риски. Содержанием основного этапа является группировка налогоплательщиков, у которых выявлены налоговые риски, и применение к ним мер по управлению налоговыми рисками. На заключительном этапе определяются результаты управления налоговыми рисками, производится работа эффективной деятельности налоговых органов, а на их основе осуществляется мониторинг (контроль результатов реализации программы мероприятий по управлению налоговыми рисками).

    Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, факторов, способов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

    Факторами целенаправленного управления налоговыми рисками являются:

    • правовой, означающий стабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности; изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;
    • социально-экономический обусловленный изменениями налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка; изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности;
    • рациональности, то есть обеспечения рационального объема затрат на налоговое администрирование и управление налоговыми рисками [6, с. 128].

    Поскольку величина налоговых рисков влияет на экономическое развитие и на бюджет государства, то государство стремится к увеличению налоговых поступлений и, одновременно к сокращению затрат на налоговое администрирование;

    • организационный, обусловленный необходимостью упорядочить действия налоговых органов в процессе исполнения ими контрольных функций.

    Управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками можно представить как определенную совокупность действий налоговых органов, направленных на предупреждение возникновения налоговых рисков и обеспечение эффективного контроля налогоплательщиков.

    При выборе конкретного средства разрешения налогового риска представляется, что налогоплательщик должен исходить из следующих принципов предосторожности:

    • принципа предварительной оценки возможных последствий риска;
    • принципа поддержки положительной репутации, означающем, что не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради сомнительной налоговой экономии.

    В заключении хочется отметить, что с налоговым риском имеет дело каждое предприятие, поскольку налогообложение касается всех видов деятельности и все налогоплательщиков и, следовательно, необходимо каждому предприятию учитывать налоговый риск и принимать меры по его снижению.

    1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.- М.: Проспект, КноРус, 2012.-784 с.

    2. Гончаренко, Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления [Текст]: /Л.П. Гончаренко//Финансы и кредит.- 2009.- №2.- С.30-31.

    3. Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками [Текст] / О.В. Гордеева. // Законодательство и экономика. -2008. -№ 2. -С.38 – 45.

    4. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение России [Текст] /М.А. Петров.- Ростов н/Дону.: Феникс, 2009.- 402 с.

    5. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права [Текст] / Д.М.Щекин.- М.: Статут, 2007.- 112 с.

    6. Шевелев, А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие /А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева.- М.: КНОРУС, 2007.- 280 с.

    Щекин Д.М. дает следующее определение налогового риска: налоговый риск - это возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления. Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков, но и для других участников налоговых правоотношений.

    Практическая деятельность налоговых органов также связана с рисками. Поэтому в налоговой науке и практике появилось понятие "налоговый риск". Это понятие присуще разным субъектам налоговых отношений, в том числе и налогоплательщикам – юридическим лицам. Проводя налоговый контроль юридических лиц, налоговые органы выявляют все стороны их деятельности, которые могут быть связаны с налоговыми рисками. Поэтому в системе налогового администрирования значимое место стали занимать вопросы управления налоговыми рисками.

    Система управления налоговыми рисками, являющаяся отдельной подсистемой налогового администрирования, основана на мониторинге, представлена на рисунке 1.

    Рис. 1. Подсистема управления налоговыми рисками в системе налогового администрирования

    Данная подсистема должна включать контроль и проверку организаций на:

    • соблюдение требований налогового законодательства;
    • точность и полноту процессов и процедур, касающихся внутренней и внешней документации;
    • предотвращения ошибок и искажений;
    • исполнения приказов и распоряжений руководства;
    • точности и полноты финансовой отчетности.

    Налоговые риски возникают в связи с ожиданием пересмотра ставок налогов, введением новых налогов или платежей, а также изменением налогового законодательства. В отличие от других рисков, таких как финансовые или ценовые, налоговые полностью определяются политикой государства, и уровень их зависит от стабильности фискального законодательства, которое является важнейшей составляющей общих институциональных условий в экономике.

    Рис.2 Управление налоговыми рисками.

    Предварительный этап управления налоговыми рисками включает проведение налоговыми органами разъяснительной, профилактической деятельности с целью определения круга лиц, у которых могут возникнуть налоговые риски. Содержанием основного этапа является группировка налогоплательщиков, у которых выявлены налоговые риски, и применение к ним мер по управлению налоговыми рисками. На заключительном этапе определяются результаты управления налоговыми рисками, производится работа эффективной деятельности налоговых органов, а на их основе осуществляется мониторинг (контроль результатов реализации программы мероприятий по управлению налоговыми рисками).

    Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, факторов, способов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

    Факторами целенаправленного управления налоговыми рисками являются:

    • правовой, означающий стабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности; изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;
    • социально-экономический обусловленный изменениями налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка; изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности;
    • рациональности, то есть обеспечения рационального объема затрат на налоговое администрирование и управление налоговыми рисками [6, с. 128].

    Поскольку величина налоговых рисков влияет на экономическое развитие и на бюджет государства, то государство стремится к увеличению налоговых поступлений и, одновременно к сокращению затрат на налоговое администрирование;

    • организационный, обусловленный необходимостью упорядочить действия налоговых органов в процессе исполнения ими контрольных функций.

    Управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками можно представить как определенную совокупность действий налоговых органов, направленных на предупреждение возникновения налоговых рисков и обеспечение эффективного контроля налогоплательщиков.

    При выборе конкретного средства разрешения налогового риска представляется, что налогоплательщик должен исходить из следующих принципов предосторожности:

    • принципа предварительной оценки возможных последствий риска;
    • принципа поддержки положительной репутации, означающем, что не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради сомнительной налоговой экономии.

    В заключении хочется отметить, что с налоговым риском имеет дело каждое предприятие, поскольку налогообложение касается всех видов деятельности и все налогоплательщиков и, следовательно, необходимо каждому предприятию учитывать налоговый риск и принимать меры по его снижению.

    1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.- М.: Проспект, КноРус, 2012.-784 с.

    2. Гончаренко, Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления [Текст]: /Л.П. Гончаренко//Финансы и кредит.- 2009.- №2.- С.30-31.

    3. Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками [Текст] / О.В. Гордеева. // Законодательство и экономика. -2008. -№ 2. -С.38 – 45.

    4. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение России [Текст] /М.А. Петров.- Ростов н/Дону.: Феникс, 2009.- 402 с.

    5. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права [Текст] / Д.М.Щекин.- М.: Статут, 2007.- 112 с.

    6. Шевелев, А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие /А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева.- М.: КНОРУС, 2007.- 280 с.

    В статье выполнен ретроспективный анализ развития понятия «риск», систематизированы научные точки зрения относительно категории «налоговый риск» и его позиционирования, как разновидность экономического риска в системе внутрифирменного риск-менеджмента. Выделены позиции государства через действие налоговых органов и организаций-налогоплательщиков. Детально рассмотрена сущность налоговых рисков на локальном уровне внутрифирменного управления. На основе выполненных исследований предложено авторское определение управления налоговыми рисками в судоходных компаниях с учетом специфики их деятельности. Это может быть использовано в качестве методической основы при принятии эффективных управленческих решений по регулированию внутрифирменного налогообложения судоходного бизнеса с целью предотвращения негативных последствий, таких как: снижения конкурентоспособности, сокращения или ликвидации деятельности; снижения финансово-экономических результатов, ресурсов и имущественного комплекса; роста текучести персонала.

    Ключевые слова

    риск, экономический риск, налоговый риск, потери, последствия, управленческие решения, внутрифирменный финансово-экономический риск-менеджмент

    Читать полный текст статьи: PDF

    Список литературы

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: АСТ, Астрель, 2001. - Т. 4. - 1152 с
    Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с
    Пилипенко А. А. Научно-прикладные подходы к пониманию налоговых рисков / А. А. Пилипенко // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://normapravaspb.ru/?utm_ source=yandex&utm_campaign=8934_adhands&utm_medium=cpc&utm_content=1802340 (дата обращения: 16.02.2015)
    Шевелев А. Е. Риски в бухгалтерском учете: учеб. пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: КноРус, 2008. - 302 с
    Чернова Г. В. Управление рисками: учеб. пособие / Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев. - М.: Проспект, Велби, 2003. - 158 с
    Уродовских В. Н. Управление рисками предприятия: учеб. пособие / В. Н. Уродовских. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА, 2010. - 167 с
    Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А. С. Шапкин. - М.: Дашков Кш, 2004. - 543 с
    Вишняков Я. Д. Общая теория рисков: учеб. пособие / Я. Д. Вишняков, Н. Н. Радаев. - М.: Академия, 2007. - 362 с
    Тэпман Л. Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман; под ред. проф. В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 379 с
    Щекин Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Д. М. Щекин; под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: Статут, 2007. - 236 с
    Плотникова А. И. Анализ научных позиций в определении внутрифирменных налоговых рисков / А. И. Плотникова // Материалы V межвуз. науч.-практ. конференции аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России» 14 мая 2014 г. - СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2014. - С. 440-445
    Балабанов И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 187 с
    Тоцкая К. П. Развитие методов управления налоговыми рисками в организации: диссертация / К. П. Тоцкая. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012. - 207 с
    Содномова С. К. Трансформация рисков при осуществлении налогового контроля / С. К. Содномова // Известия ИГЭА. - №2 (88). - С. 14-18
    Козенкова Т. А. Налоговое планирование на предприятии / Т. А. Козенкова. - М.: АиН, 1999. - 64 с
    Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник / В. Г. Пансков. - М.: 162 Юрайт, 2011. - 680 с. - С. 227
    Пинская М. Р. Налоговый риск: сущность и проявление / М. Р. Пинская // Финансы. - 2009. - № 2. - С. 16-19
    Cozmei C. Risk management triggers: from the tax risk pitfalls to organizational risk / C. Cozmei, E. C. Serban [Electronic resource]. - URL: http://ac.els-cdn.com/S2212567114006303/1-s2.0-S2212567114006303- main.pdf?_tid=1e6c1978-b05c-11e4-83df-00000aacb361&acdnat=1423487222_06b60f07b970e4dca44e714a3f123f 1b (access date: 09.02.2015)
    Tax risk management strategy. Vodafone Limited [Electronic resource]. - URL: http://www.vodafone. com/content/dam/sustainability/pdfs/vodafone_tax_risk_management_strategy.pdf (access date: 09.02.2015)
    Tax Risk and Dispute Management. KPMG Services Pte. Ltd. [Electronic resource]. - URL: http://www.kpmg.com/SG/en/kpmginstitutes/TaxInstitute/Documents/TRDM-jun2012.pdf (access date: 09.02.2015)
    Брызгалин А. В. Налоговые риски: осведомлен - значит, вооружен / А. В. Брызгалин // Налоговые споры. - 2009. - № 4. - С. 12
    Демчук И. Н. Налоговый риск: сущность и содержание понятия / И. Н. Демчук // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 1 (9). - С. 10-15
    Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент / И. Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2011. - 764 с
    Филина Ф. Н. Анализ налоговых рисков / Ф. Н. Филина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosbuh.ru/?page=article&item=1467 (дата обращения: 04.02.2015)
    Иванян А. Г. О налоговых рисках / А. Г. Иванян, А. Ю. Че // Налоговый вестник. - 2007. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/61293/ (дата обращения: 04.02.2015)
    Чурилкина Е. В. Налоговые риски: Сущность, причины возникновения, методы управления / Е. В. Чурилкина, О. В. Дерина // Электронный журнал МГУ им. Н. П. Огарева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2011-4/PDF/13/Churilkina.pdf (дата обращения: 04.02.2015)
    Пятницкий Н. Налоговые риски и уголовная ответственность за налоговые преступления / Н. Пятницкий // Налоги и налоговое планирование. - 2011. - № 1 - C. 37-42
    Плотникова А. И. Анализ научных подходов к определению экономических рисков предприятия / А. И. Плотникова // IV межвузовская науч.-практ. конференция аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России»: межвузовский сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2013. - С. 576-581
    Бернар П. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: в 2 т. / П. Бернар, Ж.-К. Колли; пер. с франц. - М.: Межд. отношения, 1994. - Т. 2. - 500 с
    Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления / Л. И. Гончаренко. // Финансы и кредит. - 2009. - № 2. - С. 30-31
    Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения / Л. И. Гончаренко // Налоги и налогообложение. - 2009. - № 1
    Шишкина Я. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста / Я. Шишкина // Налоговый учет для бухгалтера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5606 (дата обращения: 04.02.2015)
    Тихонов Д. Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 153 с
    Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА М, 2006
    Мигунова М. И. Финансовые риски в налоговом планировании: диссертация / М. И. Мигунова. - Новосибирск: Изд-во Новосибирский государственный университет экономики и управления, 2006. - 208 с
    Филин С. А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений / С. А. Филин // Финансы и кредит. - 2002. - № 3. - С. 21-31
    Лисовская И. А. Налоговые риски: понятие, факторы возникновения, методы управления / И. А. Лисовская // Новый университет. - 2011. - № 2. - С. 3-13
    Калашникова Э. Л. Налоговые риски: оценки и их финансовые последствия: диссертация / Э. Л. Калашникова. - Иркутск: Изд-во Байкальский Государственный университет экономики и права, 2007. - 180 с
    Богданова А. Е. Совершенствование управления налоговыми рисками, обеспечивающего экономический рост предприятия / А. Е. Богданова // Материалы XVI Всероссийского конкурса научных работ молодежи. - М.: ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2013
    Боброва А. В. Оценка и анализ налоговых рисков в предпринимательстве / А. В. Боброва, Л. Г. Ильинская // Вестник ЮУрГУ. - 2011. - № 41. - С. 106-112
    Лаврентьева Е. А. Концептуальные основы налогового потенциала организаций водного транспорта / Е. А. Лаврентьева // Эксплуатация морского транспорта. - 2012. - № 1. - С. 67-71
    Лаврентьева Е. А. Налоговые аспекты при страховании ответственности за причинение вреда в морском судоходном бизнесе / Е. А. Лаврентьева // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 3. - С. 167-171
    Лаврентьева Е. А. Страхование ответственности за причинение вреда в судоходном бизнесе: налогообложение, организация и правовое обеспечение: монография / Е. А. Лаврентьева. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2009. - 171 с
    Лаврентьева Е. А. Гарантии государства флага / Е. А. Лаврентьева, Е. Д. Голоскокова // Морские вести России. - М.: Морские вести, 2007. - № 23
    Лаврентьева Е. А. Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности / Е. А. Лаврентьева, Л. Н. Корельская // Налоги и финансовое право. - 2013. - № 5. - С. 122-128
    Лаврентьева Е. А. Коварный НДС / Е. А. Лаврентьева, Г. А. Плавинская // Морские порты. - 2010. - № 8. - С. 44-47
    Лаврентьева Е. А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса): монография / Е. А. Лаврентьева, Г. А. Плавинская. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2007. - 148 с
    Лаврентьева Е. А. Особенности налогообложения деятельности судов, регистрированных в Российском международном реестре / Е. А. Лаврентьева, Г. А. Плавинская // Налоги и финансовое право. - 2014. - № 12. - С. 54-60

    Об авторах

    Лаврентьева Елена Александровна

    ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

    Плотникова Антонина Игоревна

    ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

    Читайте также: