Ставка земельного налога в сарапуле

Опубликовано: 02.05.2024

С января 2020 года в Удмуртии действуют льготные налоговые ставки для тех, кто впервые открывает бизнес в республике или перевозит его из другого региона. Например, для упрощенки «доходы» в первый год после переезда ставка 1%, а во второй — 3%. Но всё не так просто.

Юрий Кочергин

Елена Теленова

Льготные ставки только для упрощенки

Удмуртия предлагает бизнесу такие условия по налогам:

  • 1% на упрощенке «доходы» в первом налоговом периоде и 3% в следующем;
  • 5% на упрощенке «доходы минус расходы» в первом и втором налоговых периодах.

Чтобы платить налоги по льготной ставке, нужно:

  • работать на упрощенке;
  • впервые зарегистрировать бизнес в Удмуртии в 2020 и 2021 годах или перевести бизнес из другого региона в Удмуртию в эти же годы;
  • предоставить в налоговую Удмуртии декларацию, книгу расходов и доходов, расчет доли доходов по каждому оквэду.

Звучит просто, но давайте разберемся, что нужно сделать для переезда и правда ли получится сэкономить.

ИП может сэкономить на налогах, но потратится на переезд

Допустим, ИП на упрощенке «доходы» работает без сотрудников и каждый месяц зарабатывает по 200 000 рублей. Посмотрим, сколько он может сэкономить, если переедет в Удмуртию со ставкой 1%

Ставка 6%
Ставка 1%

Обязательные взносы в 2020 году

Взносы с дохода свыше 300 000 ₽

Налог после уменьшения на взносы

Сколько в итоге платить

Получается, ИП из примера в 2020 году сэкономит 82 156 рублей. Во втором налоговом периоде ставка 3%, но какими будут взносы, мы пока не знаем, поэтому посчитаем с прошлогодними, тогда экономия — 72 000 рублей. За два года ИП сэкономит 154 156 рублей. У ИП с большими доходами экономия получится больше — в каждом случае нужно считать индивидуально.

Теперь разберемся с расходами на переезд. Чтобы получить льготную налоговую ставку, ИП нужна прописка в Удмуртии, например в Сарапуле. Если предприниматель не планирует жить в Сарапуле, примерные расходы на переезд будут такими:

  • билеты туда-обратно, если в планах есть личный осмотр квартиры перед покупкой. Билет на поезд Москва — Сарапул туда-обратно в июле стоит 8020 рублей;
  • покупка жилья, в котором можно прописаться. К примеру, студия в Сарапуле обойдется в 700 000 — 900 000 рублей.

Теоретически, можно найти человека, который согласится прописать ИП за небольшую плату, но за фиктивную прописку есть штрафы от 100 000 до 500 000 рублей.

Ехать в Сарапул для покупки и прописки необязательно: прописку можно сделать дистанционно через Госуслуги, а право собственности оформить в МФЦ в своем городе. С поездкой минимальные расходы 708 020 рублей — это без учета трат на оформление сделки с квартирой, отель и еду, а экономия — 154 156 рублей. При этом неизвестно, какой будет налоговая ставка через два года.

Юрий Кочергин, юрист

Льготные налоговые ставки есть не только в Удмуртии — экономически слабые регионы стараются снижать отток предпринимателей и привлекать новых. Но если регион вводит льготы, это повод задуматься, получится ли там заработать. В экономически успешных регионах льгот обычно нет, потому что там предпринимателям и так неплохо живется.

ООО придется сменить юридический адрес и открыть обособленное подразделение

Теперь посчитаем экономию и расходы для ООО. Для примера возьмем компанию на упрощенке «доходы минус расходы» с годовым оборотом 10 млн рублей.

Ставка 15%
Ставка 5%

Доходы минус расходы

Получается, в этом случае можно сэкономить 400 000 рублей, но чтобы платить налоги по льготной ставке, компании придется сменить юридический адрес. Если кратко, нужно:

  • провести собрание собственников, принять решение или оформить протокол о смене юридического адреса;
  • сообщить в свою налоговую о смене адреса;
  • подать документы в новую налоговую лично или по почте;
  • получить лист записи в ЕГРЮЛ с новым адресом.

Подробнее мы рассказывали в другой статье.

Читать в Деле

Переезд может затянуться на один — два месяца, если налоговая решит провести проверку и отправит инспектора по новому адресу, чтобы он посмотрел, действительно ли компания там работает. Кроме того, придется потратиться на:

  • аренду или покупку помещения. Аренда офиса площадью 27 м² в Сарапуле обойдется в 10 000 рублей в месяц;
  • госпошлину — 800 рублей за смену адреса.

Но нельзя зарегистрировать ООО в Удмуртии, а чебуреки продавать в Москве. Чтобы продолжить работу в своем городе, надо открыть обособленное подразделение и уже через него продавать чебуреки.

Елена Теленова, налоговый консультант

Мое мнение: мудрить не надо, переезд в Удмуртию того не стоит.

ИП при переезде не заполняет заявление в налоговую — она получает данные из УФМС, вносит изменения в ЕГРИП и передает данные Росстату, Пенсионному фонду и Фонду социального страхования. В теории это занимает двадцать дней, но на практике обычно всё происходит долго и криво. Москва в этом плане работает хорошо, а регионы — не очень. Из-за этого ИП может не только не выиграть, но и получить проблемы с документами.

ООО может открыть обособленное подразделение, только если в нем будет хотя бы один сотрудник. Обособленное подразделение платит налог по ставке головного, но налоги за сотрудника, например НДФЛ, — по месту деятельности.

Обособленные подразделения бывают разными: с выделением на баланс и нет, со своим расчетным счетом и без него, но в любом случае бухгалтерское обслуживание будет обходиться примерно на 20% дороже.

Есть еще нюанс: если компания решит открыть не обособленное подразделение, а филиал, она потеряет право работать на упрощенке.

Земельный налог уплачивает каждый собственник земельного участка в обязательном порядке, как и имущественный налог. Ставки, порядок уплаты и льготы по налогу определяются муниципальными властями территорий самостоятельно. Законодательно регулируется главой 31 НК РФ.

Налог на землю — последние изменения 2021 года

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Кому нужно платить налог на землю

Оплата земельного налога регулируется статьей 388 НК РФ. Где сказано, что налог на землю оплачивают все лица, которые владеют участком на правах собственности:

  • пользования без срока;
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не подлежит оплате, если участок земли:

  • находится на праве безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ );
  • переданы по договору аренды.

Некоторым категориям граждан интересует вопрос — «Платят ли налог на землю пенсионеры, инвалиды 2 группы, несовершеннолетние дети, ветераны труда?». Да, но для них существуют федеральные и местные льготы, способствующие уменьшить земельный налог до нуля.

Льготы земельного налога в 2021 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Налоговый вычет за земельный участок

Есть возможность не платить налог, если площадь земельного участка равно или меньше 600 кв. метров. Эта льгота распространяется не на всех, уменьшить налоговую базу земельного налога на 6 соток можно всем попадающим в список категорий лиц, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ.


Льготу необходимо подтвердить документально. Сроки подачи регулируются законодательными актами регионов.

Как определяется налоговая база по земельному налогу

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Узнать кадастровую оценку можно на официальном сайте Росреестра по кадастровому номеру участка или точному адресу из пошаговой инструкции.

Что же поменялось с наступлением 2021 года? Существенным изменением стало установление и увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной, что сказалось на росте налога.

Ставка земельного налога для физических лиц в 2021 году

Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:

0,3 % для:

  • участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

1,5 % — для остальных.

Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?

Зайдите на официальный сайт ФНС и следуйте инструкции:


Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

Повышающий коэффициент

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.


В собственности Соколенко Ю.В. имеется земельный участок в Ленинградской области г. Приозерск. Его кадастровая стоимость — 867 459 рублей.

Расчёт земельного налога:

Ставка налога для этого участка земли — 0,3.

ЗН = 867 459 × 0,3 % = 2602 руб.

Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2019 года в Московской области. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Кадастровая стоимость участка составляет 1 244 000 рубля.

Расчёт земельного налога:

Налоговая ставка по региону — 0,3.

Коэффициент владения участком: K = 10 /12 = 0,8333

ЗН = 1 244 000 × 0,3 % × 0,8333 = 3110 рублей.

Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года за 385 000 рублей. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь).

Расчёт налога:

Налоговая ставка — 0,3. Коэффициент владения участком: K = 1 /12 = 0,083

ЗН = 385 000 × 0,3 % × 0,083= 96 руб.

Калькулятор земельного налога

Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об отказе или изменении суммы налога. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Сколько придется заплатить за собственный земельный участок? Вопрос оплаты землепользования актуален для всех россиян от предпринимателей до пенсионеров. Первые владеют крупными производственными площадями, вторые – дачными участками, являющимися не только местом отдыха, но и инструментом добывания средств к существованию.

Земля давно перешла из разряда общечеловеческого достояния в категорию товара. Если предприимчивые граждане хорошо зарабатывают, государство заставит их поделиться. Цеха не подвесить за воздух и не посадить в него картошку. Всем нужны земельные наделы, а они принадлежат муниципалитету.

Какая ставка налога на землю?

Земельный налог

Когда бизнесмен арендует землю, он платит оговоренную с владельцем участка цену. За оформленные в собственность территории взимается соответствующий налог. Конечная стоимость зависит от установленной государством на текущий период ставки. Размер ее находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости участка.

Земельный налог юридические и физические лица оплачивают каждый год. Собранные средства пополняют региональные бюджеты. Поэтому величины входящих в формулу расчета показателей определяется органами местного самоуправления. Сюда входят: определение налоговой ставки, формирование списка льготников, период оплаты и условия начисления.

За налогооблагаемую базу при вычислении суммы налога принимается кадастровая стоимость земли. По общероссийским условиям гражданам предоставляется налоговый вычет в размере 10 000 рублей.

Вот условия назначения:

  • награждение всеми степенями ордена Славы;
  • первые две группы инвалидности;
  • звание Героя России или Советского Союза;
  • статус ветерана военного конфликта (ВОВ и других боестолкновений);
  • нахождение в местах техногенных катастроф и получение соответствующего статуса («чернобыльцы» и приравненные к ним лица).

Уменьшение расчетной ставки сберегает средства налогоплательщиков. Если кадастровая оценка принадлежащего гражданину участка меньше суммы налогового вычета, он освобождается от оплаты.

Как формируется налоговая ставка на земельные участки

Она определяется согласно 394 статье Налогового кодекса. Несмотря на преобладание решений муниципалитетов в отношении формирования налоговых условий, здесь содержатся федеральные правила земельного сбора:

  • за использование сельхозугодий, дач и земель под жилищную застройку налог взимается по ставке 0, 3%;
  • в иных случаях применяется 1,5% ставка.

Величина ставки снижается для отдельных граждан. Список лиц, входящих в льготную категорию, определяется региональными властями. Превышать установленные федеральным законом значения запрещается. Так, в столице и Московской области земли поделены на используемые в коммерческих целях и прочие.

Для каждой категории установлены индивидуальные налоговые ставки:

  • участок, предназначенный под постройку жилых помещений – 0,1%;
  • дачное хозяйство – 0,3%;
  • земли для ведения бизнеса – 1,5%.

Ставка налога на землю для физических лиц


Величина налогового сбора зависит от вида, к которому причислен участок. При его расчете учитывают: цели использования, географическое положение и занимаемую площадь. Если размер ставки не установлен местной властью, принимают значение, прописанное в Налоговом кодексе.

По закону налог за землю не платят:

  • когда проложены дороги коллективного использования;
  • если выстроены помещения религиозного толка – церкви, мечети, соборы;
  • владельцы судостроительных организаций, работающих в особых промзонах;
  • промысловики, производящие или реализующие товары в специально отведенных местах;
  • инновационные центры («Сколково»).

Также от налога освобождаются организации инвалидов. При этом они обязаны использовать земельные участки исключительно для собственных нужд.

Когда повышается ставка налога на земельные участки

В части регионов России она увеличивается. Это относится к зонам с комфортными климатическими условиями, которые используются для организации курортного отдыха граждан.

В 2021 году земельный налог для таких мест в зависимости от оценки земли составит:

  • в Краснодарском крае – 4–6%;
  • на Ставрополье – 3,5–7%;
  • для Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 2,5–4%;
  • в Калининграде – 3–5%;
  • в Приморском крае – 2–3%.

Повышая земельный налог, власти этих субъектов не пытаются обобрать туристов. Собранные средств направляются на сохранение природы и создания условий комфортного пребывания граждан.

Расчет налога

Величина земельного налога – небольшая часть кадастровой оценки участка, которую вносят предприниматели и физические лица в бюджет государства. Кадастровая стоимость земли определяется специалистами-оценщиками. Они расставляют участки по категориям, измеряют его и выявляют особенности.

Как рассчитать ставку налога на землю


Полученная информация регистрируется в государственном реестре. Налоговой службе остается взять готовые величины и вычислить необходимую к оплате сумму. Расчет производится на основании установленных законом налоговых ставок.

Физические лица не производят вычисления самостоятельно. За них это делает ФНС. Им высылается уведомление с готовыми к оплате цифрами.

С бизнесменами по-другому:

  • если земля находится в личном пользовании и выступает в роли дачного участка или применяется для строительства собственного жилья, они получают уведомление из налоговой;
  • когда индивидуальный предприниматель использует землю в коммерческих целях, вычислить сумму земельного сбора он обязан сам.

Расчет налога бизнесмен производит независимо от категории земли. Затем данные записывают в налоговую декларацию и подают согласно установленному времени. После чего вносят необходимые авансовые платежи. В конце налогового периода подают итоговую отчетность.

Все земли, кроме арендованных, облагаются налогом. Неважно сколько удается заработать налогоплательщику. Ставку от этого не изменится. На использование земли накладываются ограничения. Если она простаивает или применяется нецелевым образом, ставка возрастает вдвое.

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Читайте также: