Гармонизация налоговой политики в странах таможенного союза

Опубликовано: 15.05.2024

Согласно Решению № 3 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» (принятого в г. Бишкеке 10.10.2008) 1 данный договор как международный акт вступил в силу 10.10.2008 г. 2 Российской Федерацией договор ратифицирован Федеральным законом от 27.10.2008 № 187-ФЗ 3 (в Республике Беларусь – Законом РБ от 9 июля 2008 г. №380-З, в Республике Казахстан – Законом РК от 24 июня 2008 г. № 44-IV).

При этом еще 23 февраля 2003 г. Президенты Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП), и 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение (вместе с Концепцией) о формировании ЕЭП. В России Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой РФ 20 апреля 2004 г. (Федеральный закон от 22.04.2004 № 22-ФЗ) 4 и вступило в силу 20 мая 2004 г. Также в апреле 2004 г. Соглашение было ратифицировано парламентами Республики Беларусь и Республики Казахстан. Украина отказалась вступать в Единое экономическое пространство, считая участие в данном виде интеграции для себя неперспективным.

В связи с тем, что цели и задачи ЕЭП фактически совпадают с целями Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) 5 , в июне 2006 г. государствами – участницами Таможенного союза было принято решение о продолжении работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, но с учетом опыта ЕЭП.

В ноябре 2011 г. главами государств Белоруссии, Казахстана и России, помимо прочих документов, была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции 6 , которой закреплен переход к ЕЭП с 1 января 2012 г. ЕЭП основывается на принципах Всемирной торговой организации и является открытым для присоединения других государств.

Для формирования ЕЭП и его оптимального функционирования необходимо стремиться к обеспечению равных условий осуществления хозяйственной деятельности между участниками интеграционного объединения. Это возможно осуществить в первую очередь посредством реализации единой налоговой политики, а также гармонизации налогового законодательства государств – членов интеграции.

На сегодняшний день в рамках Таможенного союза осуществлена гармонизация налоговых систем Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области косвенного налогообложения (НДС и акцизов). Так, был принят блок международных актов, регулирующих основные направления взимания косвенных налогов:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов и Приложения к нему.

Одновременно было внесено множество изменений в национальные законодательства каждого государства Таможенного союза.

Вместе с тем обращают на себя внимание некоторые недочеты в проведенной работе (в том числе отсутствие единой терминологии, разрозненность содержания схожей терминологии, различные налоговые ставки в отношении одинаковых товаров, отличный друг от друга перечень подакцизных товаров и др.). В настоящее время Россия, согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 7 , продолжает работу, направленную на гармонизацию ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию между государствами – членами Таможенного союза, посредством осуществления переговоров с государствами-участницами Таможенного союза с целью всесторонней оптимизации процесса интеграции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом достигнут определенный уровень гармонизации налоговых систем стран – членов Таможенного союза в отношении косвенного налогообложения, но требуется продолжение работы как в части поступательного совершенствования гармонизации косвенного налогообложения, так и в отношении гармонизации налоговых систем Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с целью оптимизации интеграционных процессов в рамках ЕЭП.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы;
Н.А. Ефимова – научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности налогообложения в Евразийском экономическом союзе, дается краткая характеристика отдельных видов налогообложения, выявляются проблемы налогообложения, вносятся предложения об унификации правовых норм в сфере налогообложения.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, унификация, международные правовые акты, налогообложение, ставки налога, НДС, акциз.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является самой развивающейся и прогрессивной из всех существующих международных организаций экономической интеграции на восточном направлении. Целью создания ЕАЭС стало обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Взаимоотношения между государствами ЕАЭС по проблемам налогообложения регулируются с помощью Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. [1], а также протоколами, многосторонними соглашениями.

В условиях динамично развивающихся международных экономических отношений, институтов региональной экономической интеграции с каждым годом заключается все больше многосторонних международных договоров, принимается больше иных международно-правовых актов, направленных на унификацию налогового регулирования между странами, входящими в Союз и имеющими различное национальное регулирование налоговой политики.

Гармонизация и унификация налогового регулирования - важные направления развития любого экономического союза. Гармонизация налогового права в рамках ЕАЭС представляет собой процесс сближения национальных систем правового регулирования налоговых отношений, уменьшение и даже в дальнейшем полное устранение различий между ними.

Унификация национальных моделей налогового законодательства предполагает такое их сближение, при котором государства, участвующие в этом процессе, берут на себя определенные международные обязательства в области налогообложения.

Одной из основных проблем на современном этапе является унификация ставок различных налогов, и прежде всего, НДС, так как в настоящее время ставки налогов стран-участниц не совпадают, к тому же взимание отдельных налогов осуществляется в соответствии с принципом страны назначения. Так, например, при импорте продукции будет применена ставка, действующая в стране-импортере, т.е. при ввозе товаров в Россию из стран - участниц ЕАЭС применяются ставки 10% и 18%, которые зависят от вида ввозимого и вывозимого товара. В то же время ставка НДС, например, в Казахстане составляет 12%, а в Республике Беларусь - 20%, в Армении – 20%, в Кыргызской республике - 20% [7, с. 7]. Как справедливо отмечается специалистами, существующие сегодня национальные различия в порядке налогообложения, преференциях и прочее не способствует созданию единого инвестиционного пространства как важнейшего условия повышения инвестиционной привлекательности интегрируемых государств, а оптимальным вариантом решения указанного вопроса является унификация ставок косвенных налогов, применяемых в государствах-членах Союза, с последующим распределением между ними уплаченных сумм налогов [10, с. 188].

Указанная мера будет способствовать созданию равных условий для развития предпринимательства, а упрощение процедуры уплаты НДС в виде установления единых тарифов повысит эффективность администрирования взыскания налогов в границах единой таможенной территории.

Следующим актуальным вопросом является достаточно большая разница в ставках акциза для подакцизных товаров в странах, выполняющих интеграцию, что приводит к нарушению принципа конкурентного равноправия.

Также необходимо указать, что в пределах ЕАЭС необходимо унифицировать налогообложение налоговых резидентов - граждан стран - членов ЕАЭС для того, чтобы при оформлении трудовых отношений с гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от выполнения труда по найму в РФ выполнялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов РФ [4, с. 26].

По мнению Е.Г. Петросян, унификация налогового законодательства государств-членов ЕАЭС будет обеспечивать и гарантировать стабильное функционирование единого рынка. Она нужна, прежде всего, для устранения преград для граждан и юридических лиц, которые связаны с трансграничной экономической деятельностью на территории Союза [9, с. 223].

В соответствии с Положением о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. унификация налогообложения государств-членов ЕАЭС заключается в следующем: формирование единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; гармонизация налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; совершенствование нормативно-правовой базы ЕАЭС в области налогообложения [2].

В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе Стороны приняли на себя обязательства по применению таких условий налогообложения по всем видам налогов и сборов, когда ни в каком из государств-членов ЕАЭС не могут существовать наименее благоприятные условия налогообложения в отношении ввозимых с территории других участников ЕАЭС товаров, чем условия налогообложения в отношении к аналогичным товарам, происходящим со своей территории.

На наш взгляд, для решения проблем унификации налогообложения в государствах ЕАЭС требуется на наднациональном уровне закрепить основные нормы и принципы, регулирующие прежде всего косвенные налоги во взаимной торговле, не двусторонними соглашениями и конвенциями, а единым международным документом ЕАЭС, при этом отдельному виду налогов должен соответствовать отдельный международный договор.

Как считает И.С. Набирушкина, унификация ставок косвенных налогов позволит создать наиболее комфортные условия для формирования единого экономического пространства, в рамках которого государства-члены смогут создать общие равные условия для перемещения товаров, основанные на единых принципах налогообложения и взимания косвенных налогов [8, с. 27].

В рамках ЕАЭС одним из основных вопросов, вызывающим интерес государств, входящих в Союз, является развитие и укрепление сотрудничества в области налогообложения, под которым необходимо считать проведение унификации и приближение основ налогообложения, единых направлений налоговых реформ, согласование налоговой политики членов ЕАЭС.

Помимо гармонизации косвенных налогов стоит задача постепенной корректировки и унификации нормативно-правовых актов пяти стран в области прямого налогообложения. С одной стороны, прямые налоги - на доходы физических лиц и на прибыль организаций - по сравнению с косвенными налогами, не имеют такого существенного влияния на налоговые поступления в бюджеты стран[5, с. 753].

В Российской Федерации все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей взимания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов. Согласно ст. 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам – нерезидентам должна применяться ставка НДФЛ, установленная для резидентов. Это означает, что для граждан Казахстана, Белоруссии, Кыргызской Республики или Армении при их трудовой деятельности в России работодатели будут удерживать НДФЛ по ставке 13%.

С 2015 г. к иностранным работникам – гражданам стран – членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам [1].

Укрепление международной экономической интеграции говорит о необходимости унификации и сближении налогообложения, единых направлений налоговой политики и национального налогового права разных стран. Как считает А.Н. Козырин, налоговое законодательство государств ЕАЭС претерпевает воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Основное направление внешнего воздействия - это гармонизация и унификация налогового законодательства, осуществляемые посредством принятия международных договоров в рамках СНГ и ЕАЭС, в том числе путем принятия решений наднационального регулятора – Евразийской экономической комиссии. Однако данные решения должны приниматься учитывая национальные интересы государств-членов ЕАЭС, в рамках процедур оценки регулирующего воздействия, которые обеспечить качественное и эффективное наднационального регулирование [11, с. 13]. Особое значение для осуществления гармонизации законодательства приобретают модельные налоговые законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ [6, с. 41], например Модельный налоговый кодекс для государств - участников СНГ[3].

Таким образом, говоря об унификации налогообложения стран-членов ЕАЭС, в настоящее время необходимо отметить значительный прогресс в вопросах унификации косвенного налогообложения. Унификация прямого налогообложения происходит более медленно и связана с некоторыми сложностями поиска компромисса, так как именно прямые налоги имеет наиболее тесную связь с экономикой государства, его экономическим развитием, социальной политикой и т.д.

Список литературы и источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения – 10.03.2017)

2. Положение о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденное Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. № 13// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.(дата обращения – 30.03.2017)

3. Модельный налоговый кодекс для государств-участников СНГ. Общая часть. Принят в г. Санкт- Петербурге 29.11.2013г. Постановлением 39-10 на 39-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Доступ из Справочно-правовой системы«КонсультантПлюс»

4. Гоголев А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов / А.М. Гоголев // Финансовое право. – 2015. – № 10. – С. 26 - 33.

5. Захарова О.О. Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза / О.О. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 750-753.

6. Козырин А.Н. Кодификация налогового законодательства в государствах Евразийского экономического союза // Реформы и право. – 2015. –№ 4. – С. 34 - 41.

7. Малис Н. Актуальные проблемы налогового администрирования НДС / Н. Малис // Налоговый вестник. – 2015. – № 12. – С. 7.

8. Набирушкина И. С. К вопросу об унификации ставок косвенных налогов в условиях функционирования ЕАЭС / И. С. Набирушкина // Налоги. – 2015. – № 2. – С. 26-27.

9. Петросян Е.Г. Пути гармонизации систем налогообложения в странах Евразийского экономического союза / Е.Г. Петросян // Экономическая политика. – 2016. – № 6. – С. 223.

10. Трунина Е.В., Правовое регулирование таможенных отношений в Евразийском экономическом союзе // Евразийство: на пути к «Большой Европе»: учеб пособие / кол. авт.; науч. ред. Ю.Н. Сушкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – С. 167-205.

11. Трунина Е.В. К вопросу проведения оценки регулирующего воздействия решений Евразийской экономической комиссии на наднациональном и национальном уровнях / Е.В. Трунина // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 12. – С. 12-14.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

система мер по координации налоговых систем и налоговой политики государств, входящих в международные союзы или объединения, заключающаяся в выравнивании в ставках налога различных государств и устранении двойного налогообложения.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки. Гармонизация находит свое выражение в создании таможенных союзов, объединяющих ряд государств, проводящих единую таможенную политику.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

Гармонизация налогов - систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки. Гармонизация налогов проявляется в создании таможенных союзов, объединяющих ряд государств, проводящих единую таможенную политику.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

важное направление налоговой политики ряда государств, включающее унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки (объединения). Первоначально гармонизация налогов нашла выражение в создании таможенных союзов (возникли в конце XIX – начале XX вв.), объединявших ряд государств для проведения единой таможенной политики. Гармонизация налогов осуществляется ныне в рамках Европейского союза (ЕС). После отмены таможенных пошлин в торговле между странами ЕС проводились мероприятия по гармонизации первоначально косвенных, а затем и прямых налогов. В этих странах был введен НДС, который уплачивается на всех стадиях производства и реализации товаров. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от этого налога. Осуществляется также гармонизация пяти акцизов – на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино и бензин, разрабатываются реформы систем налогообложения прибыли корпораций и личного подоходного налога в направлении исчисления их по единой схеме и сближения ставок. Установление единой системы обложения корпорационным налогом имеет целью обеспечение свободного передвижения капиталов в рамах сообщества, создание западноевропейского рынка капиталов. Поставлена задача гармонизации налоговых законодательств в рамках стран-участниц Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Молдова и Украина являются наблюдателями ЕврАзЭС.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

англ. tax harmonization) – систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения. Г.н. впервые начала осуществляться в конце XIX – нач. ХХ в. при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления междунар. экономич. интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и нац. налогового права разл. госв. Тенденции обусловлены: внешнеэкономич. интернационализацией контактов в разл. сферах деятельности на межгос. уровне, приведением внутреннего правового регулирования и экономич. отношений в соответствие с принципами и нормами междунар. экономич. права; внешнеполитич. обстоятельствами. Г.н. способствует преодолению ряда отрицат. налоговых явлений: двойного налогообложения, ухода от налогов и др. Г.н. означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем разл. государств на основе междунар. договоров и межгос. соглашений. Несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации нац. налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957, что послужило началом создания Европейского Содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финанс. политику, европейские гос-ва стали создавать условия для сближения налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться проблемы междунар. двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торг. политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания тер. с единым налоговым режимом. Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС: нац. налоговая политика не должна препятствовать свободе продвижения товаров; свободе передвижения лиц; не должна вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС. Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налоговых систем проявляется также в процессе согласования налогового законодательства стран – участниц ЕС. В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран – участниц ЕС проводилась обязат. и последоват. унификация взимания косвенных налогов. В частн., введено новое налоговое регулирование по НДС путем унификации принципов его исчисления и введения единых правил взимания при проведении экспортно-импортных операций, сближения уровней налоговых ставок. Акцизы на нек-рые товары (чай, соль, сахар) были отменены, а на ост. товары установлены единые ставки. Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 – с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80–90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др. Государства – члены ОПЕК создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в гос. казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на тер. стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся междунар. экономич. процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН. Расширение внешнеэкономич. сотрудничества требует согласования экономич. и финанс. политики, в т.ч. принципов налоговой политики стран – участниц СНГ. Объясняется это высокой степенью интегрированности и взаимосвязями всех хоз. секторов стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих экономич. ущерб друг другу, проведения скоординированных экономич. реформ, направленных на создание рыночной экономики, в к-рой главными экономич. регуляторами являются налоги, пр-ва СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов в интересах всех гос-в, входящих в Содружество. Поскольку одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности, согласование налоговой политики стран СНГ направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также др. формах финансово-хоз. деятельности на их территории. В соглашении стран – участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как: правила определения субъектов и объектов налогообложения, порядок учета затрат на произ-во и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий), принципы определения облагаемых доходов и не подлежащих налогообложению доходов (по подоходному налогу с физич. лиц); применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты. По вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих стран СНГ должна заключать новые соглашения между собой и с др. иностранными гос-вами и выполнять их самостоятельно. 15 мая 1992 в Ташкенте подписан Протокол об унификации подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Главы правительств стран – участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, к-рое определяет унифицир. подходы и условия при подготовке соотв. соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран – участниц СНГ. (См. также Евразийское Экономическое Сообщество.)

Налоговая политика в рамках Единого экономического пространства. Особенности налогообложения в Республике Беларусь, Казахстане и России. Основные налоги в государствах-членах Таможенного союза. Гармонизация законодательства в сфере экономики и торговли.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.04.2015
Размер файла 45,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Единое экономическое пространство трех государств Таможенного союза - Республики Беларусь, Казахстана и России, которое начало функционировать с 1 января 2012г. по праву выступает новым политико-экономическим формированием, направленного на дальнейшее создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств - участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Были приняты и вступили в силу 17 базовых соглашений ЕЭП, а сами интеграционные соглашения ЕЭП начали уже работать с июля 2012 года. таможенный союз налог торговля

Совместные меры сторон по проведению согласованной экономической политики, гармонизация законодательства в сфере экономики, торговли, финансов на основе учета общепризнанных норм и принципов международного права, а также мирового опыта формирования интеграционных объединений - это и есть основные инструменты, которые нужно создавать, изучать и умело применять на практике. Если на первых двух этапах происходило формирование ТС и ЕЭП, то перед созданным наднациональным органом - Евразийской экономической комиссией определен далее курс на создание Евразийского экономического союза.

В этой связи, запуск нового интеграционного объединения требует глубокого изучения проблем в сфере финансов, в целом, налогов и макроэкономической политики, основанной на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий, а также эффективных методах управления финансовыми ресурсами и денежными потоками.

С началом функционирования ЕЭП основными вопросами, представляющими взаимный интерес для сторон, становятся развитие сферы внешней торговли и, соответственно, углубление сотрудничества в финансово - налоговой сфере; обеспечение экономической безопасности; углубление сотрудничества в вопросах миграционной политики; совершенствование и развитие наднациональных институтов.

Следовательно, процесс унификации законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности и постепенное выравнивание условий хозяйственной деятельности как бы создает благоприятную обстановку для бизнес-сообществ, предпринимателей и простых граждан государств - членов Таможенного союза и последующего формирования Единого экономического пространства.

Одной из целей формирования ЕЭП является проведение согласованной налоговой политики. В частности, это относится и к унификации и сближения структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласования налоговой политики и национального налогового права различных государств.

Налоговые системы стран Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) должны быть трансформированы для положительного развития Евразийского экономического сообщества в целом.

Налоговая политика государств - членов ТС и ЕЭП влияет на развитие предпринимательства, на налогообложение труда и капитала, на инвестиционную активность, в том числе в особых экономических зонах и не сырьевых отраслях промышленности. Безусловно, основными целями согласованной налоговой политики в рамках интеграционных объединений являются: создание гармонизированного налогового пространства; согласованное реформирование налоговых систем; устранение налоговых барьеров, которые оказывают влияние на развитие экономических связей между странами.

В договоре о Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве говорится, что международно-правовое сотрудничество государств в налоговой сфере диктует необходимость устранения негативных последствий международного налогообложения для фискальных интересов государств, противодействия незаконным формам уклонения от налогообложения.

Специалисты отмечают, что в условиях расширения международных хозяйственных связей национальную налоговую политику невозможно рассматривать только как комплекс мер, предусматривающих внутреннее регулирование в стране. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность. При реализации положения соглашений между странами принципиально важным моментом является устранение двойного налогообложения и предотвращение уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Осуществление согласованной налоговой политики включает достаточно сложные задачи: гармонизация и унификация национальных налоговых систем с проведением ревизий всех соглашений об избежании двойного налогообложения в целях недопущения уменьшения налоговых обязательств предприятиями - резидентами государств - членов ТС и ЕЭП. Постоянного внимания на практике требует исключение недобросовестной межстрановой налоговой конкуренции с целью обеспечения равных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств-членов. Также важным остается введение эффективных методов контроля над трансфертным ценообразованием в государствах-членах.

Общеизвестно, что во всех трех странах налоговая система в целом сформирована в соответствии государственными нормативными правовыми актами, в каждой из республик имеются свои особенности в системе налогообложения. В Республиках Беларусь и Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации - трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни). По отдельным налогам имеются различия в названиях и по ставкам. К примеру, сравнение по 5 видам налогов приведено в таблице 1.

Таблица 1 Ставки основных налогов в государствах - членах ТС И ЕЭП


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.05.2016 2016-05-28

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Захарова, О. О. Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза / О. О. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 750-753. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30887/ (дата обращения: 19.05.2021).

На фоне глобализации мировой экономики, в условиях мирового финансового кризисасотрудничество между различными блоками стран — развитие региональной интеграции в разных частях мира становится особенно актуальным. Создание в 2015 году международной организации региональной экономической интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не является исключением. Евразийская интеграция — это ответ на современные глобальные вызовы. Существующая в мире тенденция формирования многополярной системы, явилась стимулом для пяти стран: России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана к созданию экономического объединения.

Интеграционное сотрудничество пяти стран в экономической сфере предполагает расширению внутреннего товарооборота, ведение согласованной макроэкономической и валютной политики, сотрудничество в области промышленности и в сфере трудовой миграции, формирование единого финансового рынка, а также унификацию принципов налогообложения и гармонизацию национальных налоговых законодательств.

Устранение налоговых ограничений и унификация национальных налоговых законодательств является неотъемлемой частью общего процесса экономической конвергенции в странах. Между тем, необходимо понимать, что гармонизация налоговых систем связана с решением наиболее сложных и чувствительных вопросов для любой страны, поскольку налоговая политика является важнейшим элементом, обеспечивающим финансовую стабильность государства. Бюджетные доходы стран формируются преимущественно за счет налоговых поступлений, поэтому любое государство заинтересовано в проведении независимой налоговой политики для эффективного развития и повышения благосостояния страны.

Налоговые системы государств-членов Евразийского экономического союза имеют определенные общие черты, в том числе, обусловленные историческими предпосылками. Вместе с тем стоит отметить наличие значительных различий, возникших естественным образом в процессе развития и модернизации национальных экономик. Основной целью налоговой политики является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства. При этом, изменяя условия налогообложения, вводя определенные виды налогов и сборов и упраздняя другие, применяя различные системы налоговых ставок, льгот и штрафов, государства-члены ЕАЭС стимулируют развитие определенных видов хозяйственной деятельности, а также способствуют решению социально-экономических вопросов, имеющих первостепенную значимость для данной конкретной страны.

Сегодня на евразийском интеграционном пространстве наблюдается общая тенденция к сближению и унификации национальных налоговых систем. Данная политика обусловлена пониманием того, что только при гармонизации подходов к налогообложению станет возможно создание полноценного общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а также равных конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности во всех государствах-членах ЕАЭС.

Главной правовой основой для сближения национальных законодательств является Договор о Евразийском экономическом союзе, гармонизации налогов и налогообложения посвящен отдельный раздел данного документа — Раздел XVII, а также Приложение № 18, которые содержат нормы и принципы налогообложения товаров и услуг, импортируемых / экспортируемых в пределах интеграционного пространства. В рамках Договора о ЕАЭС преимущественно описан механизм гармонизации взимания косвенных налогов в государствах-членах ЕАЭС. Данный факт объясняется тем, что именно косвенные налоги оказывают наибольшее влияние на формирование цен во взаимной торговле между странами. Формирование интеграционного объединения предполагает значительное расширение взаимного товарооборота, следовательно, ожидается увеличение непосредственного эффекта косвенных налогов на налоговые поступления в бюджеты стран.

К основным направлениям гармонизации в сфере налогообложения, которые описаны в Договоре о ЕАЭС и по которым уже удалось достичь значительных результатов, относятся:

1) совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость (НДС) во взаимной торговле;

2) сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам [1].

Помимо принципов налогообложения, закрепленных в Договоре о Евразийском экономическом союзе, процесс финансово-экономической интеграции нашел отражение и в национальных налоговых законодательствах стран-членов ЕАЭС.

Например, в связи с тем, что документооборот между государствами-членами Евразийского экономического союза осуществляется преимущественно в электронном виде, в таких странах, как Армения, Киргизия и Россия, введена новая норма, позволяющая предоставлять декларацию по НДС исключительно в электронном виде. В Республике Казахстан с 1 января 2015 года предусмотрена возможность выписки счета-фактуры в иностранной валюте, если счет-фактура выписана электронным способом [2].

После вступления в ЕАЭС Кыргызской Республики в понятийную часть Налогового кодекса страны были внесены существенные дополнения и изменения: в частности, появились термины «Импорт товаров» и «Законодательство Таможенного союза». Кроме того, была добавлена отдельная глава 40–1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

С 1 января 2015 года в Республике Армения вступил в силу закон «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами — членами Евразийского экономического союза» [2].

Помимо гармонизации косвенных налогов необходимо стоит задача постепенной корректировки и унификации нормативно-правовых актов пяти стран в области прямого налогообложения. С одной стороны, прямые налоги — на доходы физических лиц и на прибыль организаций — по сравнению с косвенными налогами, не имеют такого существенного влияния на налоговые поступления в бюджеты стран в связи с увеличением объемов взаимной торговли на интеграционном пространстве. С другой стороны, различия в размере ставок по прямым налогам, порядке формирования налоговой базы и перечне применяемых налоговых льгот приводят к расхождению в уровне налоговой нагрузки по странам, что, в свою очередь, приводит к существенным различиям в инвестиционной привлекательности стран-участниц интеграционного объединения. В целях предотвращения потерь бюджетов следует проводить поэтапную гармонизацию отдельных элементов прямых налогов [3].

На текущий момент на уровне наднациональных правовых документов не предусмотрены нормы по унификации подходов стран-членов ЕАЭС к прямому налогообложению, при этом можно выделить ряд мер, предпринятых отдельными странами, по сближению ставок по прямым налогам. Так, например, с 1 января 2015 года в Республике Беларусь ставка подоходного налога выросла с 12 до 13 % [4], в Республике Казахстан рассматривается возможность увеличения ставки индивидуального подоходного налога с 10 до 11 % в 2017 году и до 12 % в 2018 году [2]. При том, что в России налоговая ставка по НДФЛ составляет 13 %.

Кроме того, в ближайшей перспективе гармонизацию налоговых систем государств-членов ЕАЭС целесообразно проводить в направлении упрощения налоговых процедур [5]. Различия и особенности национальных налоговых систем, обусловленные множеством факторов, включая неодинаковый уровень экономического развития стран, специфику налоговой политики государства, этап реформирования налогового законодательства и т. д., которые замедляют процесс сближения принципов налогообложения, в свою очередь, не выступают существенным препятствием для гармонизации законодательства в части администрирования налогов, которую уже сегодня возможно постепенно проводить на интеграционном пространстве.

Административная нагрузка существенно различается по странам Евразийского экономического союза. Данный показатель, в свою очередь, играет немаловажную роль при оценке привлекательности страны с точки зрения условий ведения бизнеса.

Согласно исследованию, проведенному международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers совместно со Всемирным банком, количество платежей в год по различным видам налогов варьируется от 7 в России, Белоруссии и Казахстане, то 10 в Армении и 51 в Киргизии [6]. Данный разрыв связан с разным количеством налогов, действующих на территории стран, а также с количеством отчетных периодов по каждому из налогов.

Другим показателем, характеризующим уровень административной нагрузки, является время, необходимое налогоплательщику для соблюдения требований налогового законодательства по конкретному налогу. В исследовании компании PricewaterhouseCoopers и Всемирного банка была проведена оценка времени, необходимого налогоплательщикам из разных стран, для выполнения обязательств по трем основным видам налогов: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и социальному налогу, в том числе, социальным / страховым взносам (см. рисунок 1). Время подготовки включает время, затраченное налогоплательщиком на сбор информации, необходимой для расчета налога, расчет величины налога, подлежащего уплате, время на заполнение отчетных форм, а также время на проведение уплаты, в том числе, если уплата налога осуществляется электронным способом [6].


Рис. 1. [Источник: Аналитический обзор Paying Taxes 2016, подготовленный компанией PricewaterhouseCoopers совместно с Всемирным банком]

Как видно из приведенной диаграммы, временные затраты в странах ядра Евразийского экономического союза — России, Казахстане и Белоруссии в целом сопоставимы. При этом в России наибольшая административная нагрузка приходится на соблюдение требований налогового законодательства в части уплаты страховых взносов, в Казахстане и Белоруссии наиболее трудоемкой является подготовка для уплаты налога на прибыль. Между тем в Армении и Киргизии наблюдается значительно больший уровень административной нагрузки: для выполнения обязательств по отдельным видам налогов налогоплательщику может потребоваться более 100 часов.

Таким образом, говоря о перспективах сближения национальных налоговых систем, важным аспектом являются не только различия в ставках налогов или количество предоставляемых льгот по налогу в стране — необходимо также анализировать уровень административной нагрузки на налогоплательщика для соблюдения требований национального налогового законодательства. На текущий момент налоговые процедуры в странах-членах ЕАЭС с точки зрения простоты и единообразия находятся на довольно низком уровне. Для одновременной унификации и совершенствования налоговых систем стран-членов ЕАЭС следует учитывать положительный опыт тех участников объединения, где та или иная налоговая процедура работает наиболее эффективно, и постепенно распространять этот опыт на все интеграционное пространство.

Таким образом, говоря о налоговой гармонизации стран-членов ЕАЭС, на текущем этапе стоит отметить значительный прогресс в вопросах унификации подходов к осуществлению косвенного налогообложения. Гармонизация законодательств стран в части прямого налогообложения происходит более сдержанно и сопряжена со значительными сложностями поиска компромисса, поскольку именно прямые налоги наиболее тесно связаны с особенностями экономики государства, уровнем его экономического развития, социальной политикой и т. п. Однако данные факторы не выступают существенным препятствием для гармонизации законодательства в части администрирования налогов, которую уже сегодня целесообразно проводить на интеграционном пространстве.

  1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015).
  2. Информационно-аналитический обзор: Налоговое законодательство государств–участников СНГ и его роль в развитии национальной экономики, — М.: Исполнительный комитет СНГ, 2015.
  3. Курцер К. М. Проблемы унификации налогового права в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал № 2, 2012.
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная Часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З.
  5. Зеленкевич М. Л. Проблемы унификации налоговых систем в рамках таможенного союза // Вестник. Международная экономика № 4 (217), 2012.
  6. Аналитический обзор PayingTaxes, подготовленный международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers совместно с Всемирным банком, 2016

Читайте также: