Функция земских учреждений после реформы 1864 года сбор налогов и пошлин

Опубликовано: 29.04.2024

date image
2013-12-28 views image
9309

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было.

В январе 1864 вышло положение “ о губернских, уездных и земских учреждениях”, согласно которому создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губернияхЕвропейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.

Позитивность в реформе:

- начало разделения властей

- начало формиров-я гражд с/сознания

- об-во не было допущено в центр гос учрежд-я, не могло влиять на политику центра

- были предоставлены неравные избир права

- контакты между земствами были запрещены

Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.




Кроме того, была проведена Городская реформа (1870):

создавались городские думы и городские управы во главе с городским головой. Кандидатура головы утверждалась губернатором

выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все городское население. Из 707 губерний 621 получили реформу местного самоуправления.

Важнейшим этапом реформ местного самоуправления стала реформа 1861 г. В её положении было указано, что волостное управление отныне составляют волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. В состав самоуправления входили сельский староста и сельский сход. Должности крестьянского самоуправления замещались на три года.

Земская реформа 1864 г.

Сельский сход решал вопросы, которые касались пользования общинной землёй, общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, а также занимались раскладкой казённых податей, денежных сборов и т.п. У сельского старосты были большие полномочия в отношении общественных дел в пределах компетенции сельского самоуправления. Более того, он имел полномочия и по административно-полицейским делам. Сюда включались охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. В случае, если сельский староста отсутствовал, то все решения, принятые без него, не имели никакой законной силы.

Для контроля крестьянского самоуправления были созданы должности мировых посредников, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Об этом говорилось в «Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях». Должности мировых посредников занимали местные потомственные дворяне-помещики, которые несли ответственность за определённые имущественные условия. Одновременно с тем мировые посредники выступали и земскими гласными, и начальниками крестьянского самоуправления, которые имели возможность влиять на результаты выборов гласных из крестьян.

Стоит отметить, что волостное и сельское самоуправление должного развития не получило. Ключевой преградой служило сохранение сословного принципа формирования местного самоуправления. Органы крестьянского самоуправления находились под жёстким контролем местных учреждений по крестьянским делам, которые в большинстве своём состояли из помещиков и состояли под контролем со стороны судебно-административных органов, представители которых замещали должности по крестьянскому управлению.

В результате проведения реформы крестьяне были в большей массе недовольны собственным положением. Это, в свою очередь, стало причиной всплеска политической и общественной активности населения и привело к развёртыванию борьбы на всех уровнях государственной власти, в том числе правительство и императорский двор.

Последствием таких действий стало то, что император Александр II был вынужден в 1864 г. Принять в противовес ещё одно «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое уже в 1867 г. Охватило своим действием 34 губернии европейской России.

Этот момент стал точкой отправления для земской модели местного самоуправления.

Все ведомства и службы, которые занимались до 1864 г. Делами земских повинностей, общественного призрения, народным продовольствием и т.п. были упразднены. Дворянское самоуправление больше не занималось делами, которые относились бы к местному хозяйству губерний и уездов.

Система земских учреждений, которая была создана заново, включала в себя:

  • Земские избирательные съезды, члены которых избирались на три года – земские гласные в земские собрания.
  • Земские собрания.
  • Земские управы.

Выборы в земские учреждения могли проводиться на трёх избирательных земских съездах от трёх избирательных курий:

  • Курии уездных землевладельцев.
  • Городской курии.
  • Сельской курии.

Для сельской курии было характерно отсутствие имущественного ценза, но при этом существовала система трёхступенчатых выборов. Происходили они по принципу того, что крестьяне, собирались на волостной сход, назначали своих выборщиков и отправляли их на уездное собрание. Это уездное собрание было уполномочено проводить выборы земских гласных.

Избирательные съезды наделялись правами один раз в три года выбирать состав земских собраний. Заседание земских собраний проходило не менее одного раза в год. Роль председателя земского собрания отводилась предводителю дворянства. В полномочия уездных земских собраний входило решение таких вопросов:

  • Распределение внутри уезда государственных и губернских сборов. Эта функция возложена законом или исходит от правительства на уездные учреждения.
  • Формирование предварительных планов для губернских смет касательно размеров и способов исполнения в уезде повинностей, которые имеют отношение к разряду губернских или состоят в губернском земском собрании.
  • Получение разрешений на открытие торгов и базаров.
  • Предоставление по требованию в отношении предметов хозяйствования губернским земским учреждениям местных сведений и заключений.
  • Отнесение просёлочных и полевых дорог к разряду уездных, а также установление соответствия уездных дорог и последующий перевод их в разряд просёлочных. Кроме этого в их ведении находились вопросы относительно изменения направлений уездных дорог.
  • Выполнение местных распоряжений и надзора по указаниям губернской управы в границах уезда по устройству губернских путей сообщения, а также для исполнения потребностей сообщения и взаимному страхованию.
  • Предоставление отчёта для губернского земского собрания, в котором содержится информация касательно соответствующих действий.

Исключительными компетенциями земских учреждений были такие:

  • Раздел на уезды и губернские земские здания, сооружения, пути сообщения, повинности, заведения общественного призрения, а также их разделение и изменение.
  • Принятие решений относительно открытия новых ярмарок и перенесение или изменение сроков уже существующих.
  • Принятие решений относительно открытия новых пристаней на судоходных реках и перенесение имеющихся.
  • Предоставление ходатайств через начальника губернии с информацией о переносе по уважительным причинам земских дорожных сооружений в разряд государственных.
  • Распределение средств между уездами, полученных от государственных сборов, а также распоряжение ими как средствами, которые полагаются по закону или распоряжению правительства.
  • Рассмотрение и разрешение возникающих трудностей, которые встречались в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
  • Рассмотрение дел в отношении взаимного земского страхования имущества от огня.
  • Рассмотрение жалоб, поступающих от населения, на действия земских управ.

Положение 1864 г. не содержало конкретного устава функций земств. Главная задача, которая стояла перед ними было наведение порядка в выполнении земских повинностей. Список возможных, но не всегда обязательных занятий земств, согласно тексту положения, выглядел так:

  • Распоряжение имуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительными заведениями.
  • Попечительство «О развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности.
  • Руководство над взаимным земским страхованием имущества.
  • Принятие участие в попечительском совете, который рассматривает вопросы народного образования и здравие.
  • Распределение государственных денежных сборов, которое находится в ведении земства.
  • Взимание и распределение трат местных сборов.

Говоря об общих губернских повинностях, стоит отметить, что в ведении земских учреждений находились следующие функции:

  • Строительство и поддержание жизнеспособности дорог, мостов, переездов и верстовых столбов.
  • Наём домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей.
  • Содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах.
  • Содержание посредников, которые находятся в специальном положении межевания, а также канцелярий посреднических комиссий.
  • Содержание местных учреждений, которые занимаются крестьянскими делами.
  • Содержание комитетов, которые отвечают за статистику.

Важно отметить тот факт, что к участию земства в образовании и здравоохранении допустили только с хозяйственной стороны, иными словами земства имели право ассигновать установленные суммы на дело народного образования и здоровья, но не могли распоряжаться данными средствами.

По право сказать, даже в таким маленьких пределах, земства не использовали свои права на свободу и самостоятельность. По большому счёту практически все постановления, заключения займов, проекты смет и т.п. требовалось утвердить у губернатора или министра внутренних дел. Любое постановление могло быть опротестовано.

Кроме этого, закон 1864 г. серьёзно ограничил полномочия исполнительной власти.

Для того, чтобы взыскать сборы, необходимые земству, нужно было обращаться с просьбой о содействии к местной полиции, но, к сожалению, это не было гарантом проведение в жизнь земских распоряжений.

В распоряжении земств были весьма незначительные суммы. К ключевым источникам доходов относились права облагать земских налогоплательщиков всё новыми и новыми налогами. Даже несмотря на то, что земства действовали в интересах населения, они были вынуждены прибегать к увеличению налогов и их видов. Но стоит отметить, что и в этой сфере их действия также были ограничены.

Земские управы представляли собой исполнительные органы земств. Их состав складывался из тех, кого избирали на первом заседании земского собрания нового созыва. В свою очередь, губернская управа могла быть избрана на срок три года. Председателя губернской управы утверждал министр внутренних дел. Уездная управа складывалась из председателя и ещё двух лиц, которые входили в состав земства. Председателя уездной управы обязательно утверждал губернатор.

Управы были обязаны выполнять распоряжения земских собраний. А также:

  • Составлять губернские сметы, расклады и отчёты.
  • Вести подготовительные работы по сбору необходимых сведений и заключений.
  • Наблюдение за поступающими земскими доходами и расходами.
  • Представлять в суде интересы земства по имущественным делам.
  • Распоряжаться с позволения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.

Одним из главных принципов деятельности управ предусматривал публичный контроль. Согласно тексту Положения 1864 г., все сметы, раскладки, отчёты управ и даже результаты ревизий должны были представляться на всеобщее обозрений в «Губернских ведомостях».

Стоит отметить, что в 1867 г. приняли закон, согласно которому были запрещены все сношения между земствами разных губерний, а вскоре даже по общим делам управления. Постановление гласило, что отчёты земских управ могут быть напечатаны только с позволения губернатора. Таким образом, можно говорить о том, что местное население в большей степени потеряло возможность контролировать деятельность земских учреждений. Конечно, это негативным образом сказалось на эффективности их деятельности.

Иногда наблюдались ситуации, в которых новые пришедшие на должности гласных даже не могли ознакомиться с результатами деятельности своих предшественников.

Реформа не была в состоянии создать низшее звено самоуправления, которое могло служить бы дополнением в системе земских учреждений – волостного земства. Тот факт, что полностью отсутствовали достаточные средства для формирования счёта обложения местного населения, говорил о том, что наблюдалась острая необходимость создания собственного исполнительного аппарата. Зависимость земств от правительственных органов была очень высока.

Даже несмотря на все недостатки, которые характерны земствам, им удалось сыграть свою важную роль в развитии местного хозяйства, средств связи, здравоохранении и народного просвещения. В общей массе, органы городского самоуправления были наделены широкой самостоятельностью в области ведения городского хозяйства и в решении вопросов на местном уровне.

Результаты реформы городского управления

Говоря о результатах земской реформы, необходимо учитывать тот факт, что более эффективной она была в городской среде, нежели в сельской местности. Чуть позднее, уже в 1870 г. в городах смогла установиться рациональная структура городского управления. Важно, что распорядительные функции получила городская дума. Управа стала исполнительным органом. А деятельность управы контролировала дума, которая полагалась на соответствующую инструкцию. Все члены управы выбирались думой, и, что крайне важно, они не утверждались дополнительно на разных уровнях. К тому же их могли отстранять от занимаемых должностей постановлением и далее дела передавались в суд. Дума избирала и городского главу. Но утверждался он, опираясь на ранг города, либо губернатором, либо министров внутренних дел.

Городской глава чаще всего одновременно был ещё и председателем думы.

В таблице ниже приводится пример того, как росла активность земств с 1910 по 1915 гг., а также структура их расходов.

Виды расходов Тыс. руб. %
Участие в расходах правительственных учреждений 15 130 4,4
Содержание земского управления 23 482 6,9
Арестные помещения 1815 0,4
Дорожное дело 23 663 6,9
Народное образование 93 034 27,1
Общественное призрение 8 128 2,4
Медицина 82 835 24,2
Ветеринария 9 920 2,9
Экономические мероприятия 24 087 7,0
Прочие расходы 60 227 17,8
Всего 342 816 100,0

Земская модель местного самоуправления имела свои характерны черты. Они таковы:

  • Для земской модели было характерна работа учреждений вне системы государственных органов.
  • Наличие земской системы на двух административных уровнях: уездном и губернском.
  • Земские органы были наделены значительными полномочиями.
  • У земских органов была стабильная финансово-экономическая база.
  • Земская система имела чёткую правовую регламентацию.

Заключительный период истории земств в России связан с их ликвидацией. Осенью 1917 г. серьёзное воздействие на них оказывали параллельные органы местной власти – Советы рабочих, солдатский и крестьянских депутатов. Таким образом это стало причиной возникшего кризиса власти – двоевластие Советов и Временного правительства, комиссарами которого по большей части были земские деятели. Ликвидировать губернские, уездные и волостные собрания стали сразу после победы в вооружённом восстании в Петрограде. А после III Всероссийского съезда Советов этот процесс стал необратим. Полностью земства были ликвидированы в середине 1918 г.

Земское о городское управления полностью отвечали всем требованиям времени и законам самоуправления.

Хозяйственная самостоятельность земских учреждений не имеет аналогов во всём мире.

Земская система самоуправления уникальна по своей сути не только в России, но и во всём мире.

Земская реформа 1864 года

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.

Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.

Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

hello_html_m5ab105c9.jpg

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

hello_html_m78a5640c.jpg

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

hello_html_24f3e9e9.jpg

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.

Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.

Сбор статистических данных и организация переписи населения.

Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору . Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

hello_html_m436edf15.jpg

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Регионы, где землевладение отсутствовало или было незначительным. Это Сибирь, Оренбургская, Архангельская и Астраханская губернии, а также Средняя Азия.

Регионы, где основная часть помещиков не была русскими. Это правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Кавказ.

Это был главный недостаток реформы – избранность. Второй же недостаток – выборные сословия. На бумаге выборная система выглядит самодостаточной, в реальности же она получилась сословной, где значительное преимущество в численности был у дворян.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

Земская реформа Александра II (1864 год) была важным и последовательным шагом после отмены крепостного права.

Этот манифест даровал личную свободу крестьянам, а также право владеть имуществом.

Но реформа 1861 года имела некоторые недостатки, суть которых состояла в неудовлетворенности крестьян необходимостью выплаты денег за землю, провоцировавшей круговую поруку.

  1. Кратко о земской реформе 1864 года
  2. Предпосылки и причины проведения
  3. История создания и содержание
  4. Реализация земской реформы
  5. Земская реформа Александра II – плюсы и минусы

Кратко о земской реформе 1864 года

Кратко сущность реформы заключалась в том, что в 1864 г. было принято Положение о земских учреждениях, которое предполагало появление земств, органов местного самоуправления.

Разработчик реформы Н. А. Милютин, затем П. А. Валуев. При этом подготовка началась еще в 1861 г.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

Краткий конспект по теме «Земская реформа Александра II» в виде таблицы.

Предпосылки и причины проведения

Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам.

Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.

Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.

История создания и содержание

Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.

Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.

Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).

Земства занимались следующими вопросами:

  • обеспечение содержанием больниц, открытие новых,
  • обеспечение содержанием школ, открытие новых,
  • содержание и строительство дорог,
  • обеспечение продовольствием населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
  • обеспечение семенами населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
  • помощь при строительстве промышленных объектов на территории земства,
  • сбор статистических материалов, описание местности.

Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.

Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.

Реализация земской реформы

Земская реформа проводилась постепенно, поскольку достаточно сложно было спрогнозировать последствия радикальных изменений.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

Впервые реформа была проведена в Самарской губернии – через год после подписания положения.

Система предполагала постепенное введение, поэтому к началу 1866 г. земское самоуправление действовало в 18 губерниях. А через 15 лет активное формирование принципов местного управления шло уже в 33 губерниях.

Но проект не ставил целью повсеместное распространение земств, поэтому земская реформа не была введена в ряде губерний. Это обусловлено тем, что в этих районах или не было помещиков, или было казачье самоуправление.

Земская реформа Александра II – плюсы и минусы

Основное значение земской реформы – появление местного самоуправления. В целом земства стали важным инструментом в просветительской работе интеллигенции либеральной и революционной.

Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы

В качестве итога отметим положительные и отрицательные стороны земской реформы.

Плюсы:

  • укрепление местного хозяйства,
  • распространение просвещения,
  • развитие медицины,
  • повышение качества жизни населения,
  • развитие земского либерального движения,
  • появление точных статистических данных,
  • появление «третьего элемента» в лице земских учителей, агрономов, врачей, авторитет которых был значим,
  • развитие агрономии.

Минусы неповсеместное и крайне длительное проведение земской реформы не дало быстрых результатов.

Положительные итоги оказали плодотворное воздействие на снижение социальной напряженности в обществе, привели к улучшению экономической ситуации. Но с 1866 г. была введена система коррекционных мер.

Плюсы и минусы земской реформы 1864 года

В 1861 году во время правления Александра II проведена реформа по отмене Крепостного права. В результате чего перед местными властями возникла задача по принятию неких политические изменения в системе управления страной. Болезни и эпидемии, отсутствие медицинской помощи и гигиены, низкий уровень просвещения среди населения — все это подтверждает то, что наша страна в 60-е годы XIX века была в тяжелом состоянии. Для изменения управленческой стороны вопроса требовалось согласиться с либералами и, по их желанию, организовать систему местного самоуправления.

Задумки по этому поводу возникли еще в 1859 году, когда министерство возглавляли Н.А.Милютин, а после него и П.А.Валуев. Главной целью будущей реформы, по их мнению, стало изменение принципа и ситемы бюрократизации в областных учреждениях страны.
Поэтому 1 января 1864 года произошло утверждение закона о Земском самоуправлении.

Земская реформа 1864

До сих пор данная реформа считается буржуазной. Она была организована из-за потребности приблизить самодержавие российских властей к желаниям и потребностям капиталистического развития и привлечением на сторону царизма либерального движения, что поспособствовало бы противостоянию и их борьбе с революционерами и их выступлениями.

Основные положения реформы

  1. В систему земств (по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года), тогда входили: земские съезды, собрания и управы. К этим группам относилось местное население страны, независимо от занимаемых людьми сословий и положений в обществе. Органы всех земских учреждений по своей функции условно можно было разделить на распорядительные и исполнительные. К первой группе можно отнести земские собрания, ко второй — земские управы (губернские и уездные).
  2. Они должны были управлять хозяйством местного населения, их здравоохранением, образованием и строительством российских дорог.
  3. Возникновение курий, другими словами неких разрядов, на которые подразделены избиратели во время выборов по определенным категориям (например, по сословному признаку). Выделялись такие группы курий: 1) уездных землевладельцев, 2)городских участников голосования, 3) представителей сельских населений.

Кроме того, исходя из особенностей и положений реформы 1864 года, следует рассмотреть и понять ее положительные и отрицательные стороны.

Плюсы Земской реформы 1864 года

  • Создание первых за всю историю страны местных органов самоуправления.
  • Повышение степени местного хозяйства русской деревни.
  • Развитие просвещения, повышение уровня образования в стране (Это подтверждается открытием огромного количества земских школ и больниц).
  • Улучшение системы здравоохранения местных жителей и даже создание нескольких ветеринарных учреждений.
  • Образование «третьего элемента» (в эту группу входили земские врачи, учителя, агрономы).
  • Сделан шаг в развитии российской промышленности (строительство дорог, медицинских учреждений, создание инфраструктуры в ближайших пунктах).

Минусы Земской реформы

  • Земства решали узкий список вопросов, поскольку на организуемом заседании присутствовали (в основном) представители высших ступеней общества. Следовательно, интересы низших сословий в рамках данной реформы не рассматривались.
  • Неравноправность в процессе проведения голосований. Землевладельцы и крестьяне голосовали отдельно, каждый по своим избирательным участкам. Таким образом правительство пыталось «обезопасить» выборы. Они боялись того, что крестьяне (их было существенно больше) могли забаллотировать всех кандидатов высших сословий. Поэтому у помещиков, как этого следовало ожидать, в процедуре выборов существовали большие преимущества перед крестьянами.
  • Не был организован один единственный государственный орган, который смог бы следить за выполнением работы всех существующих земств и управлять ими.
  • Эти земства не обладали широтой политических прав. В их обязанности входило только: решение вопросов хозяйства и быта, сбор налогов с народа на местные нужды.

Подводя итог, становится понятно, что несмотря на недодуманность Земской реформы, она имеет ряд положительных качеств. Она не только обеспечила введение в политической системе первых органов самоуправления, улучшение просвещения, промышленности и здравоохранения, но также дала своеобразный толчок многим частям нашей страны.

Реформа позволила ускорить темпы развития экономики в России. Ее также можно считать одной из первых попыток перехода политической системы России к демократии. Именно поэтому необходимо понимать значительную роль Земской реформы 1864 года в масштабе истории всей страны, ее необходимость и важность для будущего России.

Читайте также: