Формы платного землепользования земельный налог

Опубликовано: 01.05.2024

Нерсесян Софья Александровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.

Nersesyan Sofia Alexandrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich
1. student, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме определения роли земельного налога в формировании местных бюджетов. В статье дана историческая справка по земельному налогу, а также изучена практика его применения для пополнения местных бюджетов на примере кемеровской области. Также в статье обозначены основные проблемы, оказывающие негативное влияние на показатели собираемости земельного налога.

Abstract: This article is dedicated to a problem of definition of a role of land tax in formation of local budgets. In article the historical information on land tax is given and also practice of its application for replenishment of local budgets on the example of the Kemerovo region is studied. Also in article the main problems having negative impact on indicators of collecting of land tax are designated.

Ключевые слова: земельный налог, налоговая база, налоговая задолженность, кадастровая стоимость, доходы местного бюджета.

Keywords: land tax, tax base, tax debt, cadastral cost, income of the local budget.

Земельный налог выступает одним из источников формирования муниципальных бюджетов вместе с налогом на имущество физических лиц и налогом на доходы физических лиц. Он в полном объеме зачисляется в бюджеты муниципальных образований, но пока занимает сравнительно небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов по сравнению с тем же налогом на доходы физических лиц, 15% от суммы которого поступает в местный бюджет.

Земельный налог установлен и введен в действие Налоговым кодексом РФ[1] и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ. Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, они же определяют порядок и сроки уплаты налога.

В 1991 году начались работы по созданию налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного государства, и земельному налогу отводилось в ней особое место. Так, в этом же году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах путем принятия Закона РСФСР «О плате за землю». В этом нормативно-правовом акте под платой за землю законодателем понимались следующие формы реализации принципа платного землепользования:

— нормативная цена земли [7, с. 88].

По смыслу Закона РСФСР «О плате за землю» плата за землю представляет собой комплексное аграрное понятие, включающее, в том числе, и сам земельный налог – разновидность платы за землю, уплачиваемую собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов. Понятийный аппарат изучаемого закона справедливо подвергался критике, основной аргумент которой – земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли рассматривались вне связи друг с другом. Так, нормативная цена земли использовалась только в случаях покупки, выкупа земельных участков, при получении банковского кредита под залог земельного участка. Но, согласно положениям экономической теории и практики рыночной экономики цена земли – это основа установления арендной платы и земельного налога, и их размеры напрямую зависят от цены земельного участка заданного качества и местоположения.

Нормативно-правовая база проведения расчетов и взимания земельных платежей с 1991 года по 2005 год характеризовалась несистематизированностью материала, поскольку нормы по налогообложению земли были рассредоточены по многочисленным правовым актам, которые относились к разным отраслям права, что не позволяло обеспечить эффективное правовое регулирование этой сферы общественных отношений.

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, и произошел переход к новому методу исчисления земельного налога – налоговая база стала определяться как кадастровая стоимость земельного участка вместо площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка, учитывающая качество земли, позволяет осуществить более справедливое изъятие земельного налога. А поскольку земельный налог в полном объеме поступает в местный бюджет, то можно с уверенностью говорить об усилении заинтересованности местных властей в поступлениях этого налога в бюджеты муниципалитетов.

В 2015 году произошли существенные изменения в законодательстве, регулирующем земельное налогообложение. В частности, были приняты следующие законы:

— Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ [2];

— Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [3].

Их принятие направлено на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей земельное налогообложение.

Роль земельного налога как источника наполнения доходной части местного бюджета зависит от применяемого механизма маневрирования его ключевыми элементами:

В дореволюционной России практиковалось освобождение от его уплаты юридических лиц (монастырей) и физических лиц (дворян), а также применялись дифференцированные ставки в зависимости от качества, плодородия и расположения земельного участка и т.д. В настоящее время законодательно также определены налоговые инструменты, влияющие на расчет суммы земельного налога [4, с. 50].

В таблице 1 отражены данные о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области за последние 3 года (в 2016-2018 гг.) [11].

Данные о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.

Данные таблицы 1 позволяют сделать следующие выводы о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.:

— общая сумма поступлений земельных налогов в течение анализируемого периода постоянно снижалась – в 2017 году сумма поступившего земельного налога сократилась на 25008 тыс. руб., что в относительном выражении составило 0,74%. В 2018 году негативная динамика сохранилась – снижение составило 46376 тыс. руб. или 1,38%. В целом за 2016-2018 гг. сумма поступившего земельного налога снизилась на 71384 тыс. руб. или на 2,11%;

— сумма поступлений земельного налога с организаций также характеризовалась негативной динамикой – в 2017 году сумма поступившего земельного налога с организаций сократилась более чем значительно – на 136235 тыс. руб., что в относительном выражении составило 4,35%. В 2018 году также наблюдалась негативная динамика – снижение показателя составило 43392 тыс. руб. или 1,45%. В целом за 2016-2018 гг. сумма полученного земельного налога с организаций снизилась на 179627 тыс. руб. или на 5,74%;

— сумма поступлений земельного налога с физических лиц характеризовалась неустойчивой динамикой – в 2017 году сумма поступившего земельного налога с физических лиц увеличилась существенно – на 111227 тыс. руб., что в относительном выражении составило 43,69%, то есть в 1,44 раза. В 2018 году наблюдалась небольшая негативная динамика – снижение показателя составило 2984 тыс. руб. или 0,82%. В целом за 2016-2018 гг. сумма полученного земельного налога с физических лиц увеличилась на 108243 тыс. руб. или на 42,52%.

При этом динамика налоговых доходов местных бюджетов в Кемеровской области в 2016-2018 гг. характеризовалась позитивной динамикой, что говорит о снижении зависимости местных бюджетов от поступлений земельного налога. Так, в 2017 году сумма налоговых доходов местных бюджетов в Кемеровской области увеличилась на 1231726 тыс. руб. или на 7,14%. В 2018 году прирост показателя составил 4068454 тыс. руб. или 22,02%. В целом за 2016-2018 гг. сумма налоговых доходов местных бюджетов увеличилась на 5300180 тыс. руб., что в относительном выражении составило 30,73%.

Проблемы взыскания характерны для всех имущественных налогов, но в особенности – для земельного. Исследователи в качестве основные причин этого указывают следующие:

— долги обанкротившихся организаций;

— неполучение или несвоевременное получение налоговых уведомлений физическими лицами;

— нежелание уплачивать земельный налог в нарушение требований ст. 56 Конституции РФ;

— несоответствие прожиточного минимума населения уровню налоговой нагрузки [4, с. 50].

В таблице 2 представлены данные о задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг. [11].

Данные о задолженности по земельному налогу в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.

Наименование показателя2016 г.2017 г.2018 г.Абсолютное отклонение, +/-Темп прироста, %
Задолженность по земельному налогу (включая пени и санкции), тыс. руб.8159161278352119154637563046,04
в том числе:
— земельный налог с организаций, тыс. руб.45635877760578455732819971,92
— земельный налог с физических лиц, тыс. руб.3595585007474069894743113,19
Структура задолженности
— земельный налог с организаций, %55,9360,8365,849,91
— земельный налог с физических лиц, %44,0739,1734,16-9,91

Как следует из данных таблицы 2, задолженность по земельному налогу в 2016-2018 гг. только увеличивалась. Совокупная задолженность по земельному налогу увеличилась на 46,04%, в том числе задолженность организаций – на 71,92%, а физических лиц – на 13,19%. Об этом же говорит и изменение структуры задолженности по земельному налогу: удельный вес налога с организаций за 2016-2018 гг. увеличился с 55,93% до 65,84% (на 9,91%), а удельный вес налога с физических лиц, наоборот, сократился с 44,07% до 34,16% (на 9,91%).

На рисунке 1 отражены данные об уровне задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг., в том числе организаций и физических лиц.


Рисунок 1. Данные об уровне задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг., в том числе организаций и физических лиц

Как видно по рисунку 1, общий уровень задолженности по земельному налогу за 2016-2018 гг. увеличился с 24,10% до 35,95%. При этом уровень задолженности организаций увеличился за рассматриваемый период с 14,57% 26,58%, а уровень задолженности физических лиц – с 70,80% до 89,15%. Платежная дисциплина физических лиц оставляет желать лучшего – по состоянию на 2018 г. всего 10,85% начисленного земельного налога было оплачено своевременно. Кроме того, существенно ухудшилась и платежная дисциплина организаций.

В целом, несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного формирования финансовой базы органов местного самоуправления [9, с. 404].

Вместе с тем, переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее распространенной проблемой выступает невозможность определения налоговой базы, без которой нельзя уплатить сам земельный налог. Данная проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения, поскольку межевание осуществляется недостаточными темпами, как и кадастровый учет земель, и подготовка соглашений и договоров аренды. В результате этого муниципальные бюджеты недополучают значительные средства.

Еще одна немаловажная проблема – это налогообложение земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Поэтому сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога. А, значит, необходимо ликвидировать данные пробелы и недоработки.

Кроме того, проблемы, связанные с объединением ГНК (Государственного кадастра недвижимости) и ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) в ЕГРН, существенно влияют на величину земельного налога, поступающего в бюджет муниципальных образований [8, с. 394].

Имеется ряд недостатков и при расчете суммы земельного налога, и одним из них является определение кадастровой стоимости земельного участка. Зафиксировано множество случаев, когда независимые оценщики определяли цену участка, которая не имела весомых оснований, поскольку не принимались в учет такие факторы, как месторасположение и отдаленность от инфраструктуры. Подобный подход вызывал массу недовольства со стороны собственников земельных участков, так как имело место множество манипуляций оценщиков.

Для укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований следует отменить предоставление федеральным законодательством льгот по имущественным налогам, а в случае необходимости – компенсировать льготы по налогам прямыми субсидиями за счет сокращения субсидий бюджетам субъектов РФ. Реформированию должны подвергнуться также льготы, которые не имеют экономического эффекта и не способствуют развитию налогового потенциала местного самоуправления.

В заключение следует отметить, что эффективность действия механизма налогового регулирования должна определяться объективным установлением величины платы за земли определенного качества, целевого назначения и местоположения. С одной стороны, платежи за землю, которые являются обязательными независимо от факта ведения деятельности на отдельно взятом земельном участке, могут стимулировать собственника либо арендатора к эффективному использованию земли и предотвратить превращение земельных ресурсов в депо капитала, стимулируя оборот на рынке недвижимости. При этом, необоснованный налог на землю может привести к снижению коммерческой привлекательности земельных участков, превращая бизнес-план в «бизнес-утопию» в связи с тем, что земельные платежи неэластичны, а это чревато снижением деловой активности и отказом от ведения деятельности в отдельных территориях [7, с. 91].

Вместе с тем, нестабильный размер платы за землю снижает привлекательность инвестирования в экономику России, негативно влияя на конкурентоспособность землепользователей, подрывая стимулы к труду и инициативу, являясь причиной низкой эффективности налоговой системы в России. А это, несомненно, негативно влияет и на доходы местных бюджетов, сдерживая развитие муниципальных образований.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог


Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу с отчетности за 2020 год, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

Ставка земельного налога для юридических лиц

Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

Свою ставку налога можно узнать на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Срок уплаты земельного налога

Таблица «Сроки уплаты земельного налога юрлицами»

В сроки, установленные местными властями (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — власти этих регионов). Информация о сроках на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

Срок уплаты земельного налога за год не может быть раньше 1 февраля следующего года;

— по авансовым платежам по итогам I, II и III кварталов — не позже последнего числа следующего за отчетным периодом месяца.

Для организаций, включенных на 01.03.2020 в реестр субъектов МСП и занятых в пострадавших от пандемии сферах деятельности, сроки оплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2020 год продлены. Местные власти и города федерального значения также могут продлить сроки оплаты авансовых платежей в связи с эпидемией. Для указанной категории юрлиц:

— авансовые платежи за I квартал 2020 года продлены до 30.10.2020. Если организация — субъект МСП работает в отрасли из дополнительного перечня, указанного в п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791, то срок уплаты продлевается до 30.12.2020 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791);

— авансовые платежи за II квартал 2020 года продлены до 30.12.2020. Ряду организаций, согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ, предоставлена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты авансового платежа за II квартал.

Для авансовых платежей, срок уплаты которых продлен, предоставлена годичная рассрочка

Пункт 2 ст. 387, п. 1 ст. 397 НК РФ

Пункт 3 ст. 398 НК РФ

Подпункты «а», «г» п. 1, п. 1 (1) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409,

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791

Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты налога

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты авансовых платежей

Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Кем проводится исчисление земельного налога

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ исчисление земельного налога производится организациями самостоятельно. По окончании года ИФНС пришлет налогоплательщику сообщение об исчисленной ею сумме налога. Если компания не согласна с расчетом ИФНС, необходимо подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Об участках, на которые расчет налога не поступит, нужно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ (ст. 1 закона № 325-ФЗ), и копии документов, подтверждающих право на земельный участок. Сообщение нужно подать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет земельного налога вручную

Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

  • по каждому земельному участку;
  • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

  • у организации есть льготы;
  • срок владения участком составлял не весь год;
  • участок предназначен для жилищного строительства.

Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом

Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

  • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
  • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

Узнать, следует ли организации оплатить авансовые платежи по земельному участку, можно на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Что делать в случае переплаты по земельному налогу

Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

Зачет переплаты по налогу производится:

  • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
  • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.

Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2020 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

Таким образом, с 01.10.2020 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

В связи с упразднением с 01.10.2020 абзаца 2 п. 6 ст. 78 НК РФ перед возвратом переплаты необходимо погасить имеющуюся задолженность по любым налогам, а не только по налогам «соответствующего вида», как этого требовало законодательство ранее. Таким образом, перед подачей заявления нужно убедиться в отсутствие задолженности по всем видам налогов.

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, сначала нужно сдать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подать заявление о возврате или зачете.

Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ, на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

Льготы по налогу для юридических лиц

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.

В 2020 году из-за пандемии коронавируса введена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты земельного налога за II квартал 2020 года. Льгота установлена пунктом 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172. Она распространяется на довольно узкий круг плательщиков:

  • на организации, включенные в реестр МСП и занятые в наиболее пострадавших от пандемии отраслях по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • включенные в реестр социально ориентированные НКО, являющиеся с 2017 года получателями президентских грантов по развитию гражданского общества, грантов и субсидий, предоставляемых в рамках программ, реализуемых исполнительной властью федерального, регионального и местного уровней, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики соцуслуг;
  • централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также учрежденные ими социально ориентированные НКО;
  • включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии.

Эта федеральная льгота действует лишь в отношении тех участков, которые используются организациями в предпринимательской или уставной деятельности.

Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • освобождения от уплаты налога;
  • пониженных ставок;
  • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
  • необлагаемой доли площади участка;
  • не облагаемой налогом суммы.

Узнать, установлена ли местная льгота для участка, можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

В связи с отменой деклараций по земельному налогу, о наличии льготы по налогу за 2020 год инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Коды льгот для составления заявления нужно взять из приложения 2 данного приказа.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

Плательщики

Имеющие объект обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования.

Плательщиком земельного налога может быть признано структурное подразделение по тем объектам, которые соответствуют месту нахождения структурного подразделения.

  • Физические лица

Имеющие объект обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования.

Не являются плательщиками налога на землю:

  • Государственные учреждения;
  • Государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
  • Религиозные объединения;
  • Физические лица:

  • Участники ВОВ, лица, приравненные к ним, награжденные за самоотверженный труд и воинскую службу в тылу и другие категории, указанные в подпункте 4) пункта 3 статьи 498 – по земельным участкам, занятым жилищным фондом, придомовым земельным участкам, участкам, занятым под гаражи и участкам, предоставленным для ведения личного хозяйства, садоводства;
  • Многодетные матери – по земельным участкам, занятым жилищным фондом, придомовым земельным участкам;
  • Пенсионеры (проживающие отдельно) - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, придомовым земельным участкам.

    Объект налогообложения

    Объект обложения - земельный участок (земельная доля). В целях налогообложения земли подразделяются по категориям

    Не являются объектами обложения

  • Земли, относящиеся к следующим категориям: особо охраняемые природные территории, лесного фонда, водного фонда, земли запаса;
  • Земельные участки общего пользования населенных пунктов – площади, улицы, парки, водоемы и т.д;
  • Земельные участки, занятые сетью государственных автомобильных дорог общего пользования – транспортные развязки, путепроводы и т.д;
  • Земляные участки, занятые под объекты, находящиеся на консервации по решению Правительства РК;
  • Земельные участки, приобретенные для содержания арендных домов;
  • Земельные участки, занятые зданиями и сооружениями приобретенные государственной исламской специальной финансовой компанией.

    В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» список основных средств, являющихся объектом налогообложения земельным налогом, хранится в регистре сведений Объекты земельного налога (раздел ОС и НМА - Справочники и настройки - Объекты земельного налога).

    Для этого в документе Принятие к учету ОС или Ввод начальных остатков для ОС необходимо установить признак Объект земельного налога.

    Также указать ОС в качестве объекта земельного налога и сделать запись в регистр сведений можно документом Изменение состояния ОС.

    В карточке ОС необходимо указать местонахождение земельного участка и другие данные, влияющие на расчет земельного налога.

    Сведения, вводимые для исчисления земельного налога, можно посмотреть в регистре сведений Параметры расчета земельного налога (раздел ОС и НМА - Справочники и настройки - Параметры расчета земельного налога).

    Налоговая база для исчисления земельного налога – площадь земельного участка.

    Налоговые ставки

    Для категорий земель устанавливаются различные ставки для исчисления земельного налога.

    • Земли сельскохозяйственного назначения (в расчете на 1 гектар в зависимости от балла бонитета):
      • земли степной и сухостепной зон – ставки, установленные пунктом 2 статьи 503 НК РК;
      • земли пустынной, полупустынной и предгорно-пустынной зон - ставки, установленные пунктом 3 статьи 503 НК РК;
    • Земли несельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, используемые в сельскохозяйственных целях, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным для земель сельскохозяйственного назначения.;
    • Земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам (в расчете на 1 гектар) – ставки устанавливаются статьей 504 НК РК;
    • Земли населенных пунктов (в расчете на 1 м 2 ) - ставки устанавливаются пунктом 1 статьи 505 НК РК:
      • придомовые земельные участки - ставки устанавливаются пунктом 2 статьи 505 НК РК;
      • выделенные под автозаправочные станции, казино - ставки устанавливаются статьей 509 НК РК, увеличенные в 10 раз.
    • Земли промышленности (в расчете на 1 гектар в зависимости от балла бонитета):
      • расположенные вне населенных пунктов - ставки устанавливаются статьей 506 НК РК;
      • расположенные в черте населенных пунктов - ставки устанавливаются статьей 507 НК РК.
      • Земельные участки, выделенные под автостоянки, казино, автозаправочные станции

    Ставки земельного налога могут быть повышены или понижены до 50% от базовых ставок по решению местных представительных органов. Данное положение не распространяется на земельные участки, выделенные под автозаправочные станции, казино и т.д.

    При исчислении земельного налога к базовым ставкам применяют коэффициент 0,1 следующие налогоплательщики:

    • Оздоровительные детские учреждения;
    • Юридические лица – некоммерческие организации;
    • Государственные предприятия, основным видом деятельности которых является выполнение работ по противопожарному устройству лесов, борьбе с пожарами, вредителями и болезнями лесов, воспроизводству природных биологических ресурсов и повышению экологического потенциала лесов;
    • Государственные предприятия рыбовоспроизводственного назначения;
    • Государственное предприятие, осуществляющее функции в области государственной аттестации научных кадров;
    • Лечебно-производственные предприятия при психоневрологических и туберкулезных учреждениях.

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в социальной сфере, автономные организации образования при исчислении земельного налога применяют к ставке налога коэффициент 0.

    Исчисление налога

    Земельный налог = Налоговая база * Налоговая ставка (с учетом корректировок)

    Исчисление налога производится отдельно по каждому земельному участку.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога самостоятельно. В случае прекращения владения или пользования земельным участком, налог рассчитывается за период фактического пользования.

    Для физических лиц (за исключением ИП) исчисление суммы земельного налога производится налоговыми органами до 1 июля года, следующего за отчетным.

    Уплата налога

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают по земельному налогу текущие платежи. Уплата текущих платежей производится: не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года.

    Размер текущих платежей определяется по объектам налогообложения, которые имеются на начало налогового периода.
    При изменении обязательств по земельному налогу в течение налогового периода, текущие платежи корректируются на сумму изменения равными долями на предстоящие сроки.

    Окончательный расчет по земельному налогу осуществляется налогоплательщиком по данным декларации (форма 700.00). Уплата по декларации осуществляется не позднее 10 календарных дней после представления декларации.
    Физические лица уплачивают налог не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Налоговая отчетность

    Налоговым периодом для исчисления земельного налога является календарный год.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту нахождения объекта обложения расчет текущих платежей (форма 701.01) до 15 февраля текущего года.

    Декларация (форма 700.00) представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

    В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» расчет текущих платежей по земельному налогу производится в форме 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество».

    Также в конфигурации реализована форма 700.00 «Декларация по земельному налогу, налогу на транспортные средства и налогу на имущество».
    Данные формы расположены в разделе Отчеты - Регламентированные отчеты.

    В конфигурации расчет текущих платежей и итогового значения земельного налога за период осуществляется в реализованных формах по земельному налогу. На основании рассчитанных значений, сведения отражаются в информационной базе по кнопке Ввести документ отражения в учете.

    Статьи по теме:

    • Налог на имущество
    • Транспортный налог. Расчет текущих платежей, форма 701.00
    • Форма 700.00. Бланк и правила составления формы за 2018 год (Приказ №166 от 12.02.2018)

    Статьи PRO по этой же теме:

    • PRO фиксированные активы и их отражение в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0
    • PRO отражение убытка от реализации объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования в ФНО 100.00
    • PRO особенности заполнения ЭСФ по товарам, входящим в Перечень изъятий

    Ответы линии консультации по теме:

    • Как отразить корректировку текущих платежей по земле и имуществу в дополнительном расчете формы 701.01?
    • Налоги и отчетность за коммерческую недвижимость (магазин, офис, кафе) физических лиц
    • Как правильно указать данные о корректировке базовой ставки земельного налога для заполнения формы 701.01

    25 комментариев

    Заголовок

    Cras sit amet nibh libero, in gravida nulla. Nulla vel metus scelerisque ante sollicitudin commodo. Cras purus odio, vestibulum in vulputate at, tempus viverra turpis.

    Вложенный заголовок

    Cras sit amet nibh libero, in gravida nulla. Nulla vel metus scelerisque ante sollicitudin commodo. Cras purus odio, vestibulum in vulputate at, tempus viverra turpis.

    Вложенный заголовок

    Cras sit amet nibh libero, in gravida nulla. Nulla vel metus scelerisque ante sollicitudin commodo. Cras purus odio, vestibulum in vulputate at, tempus viverra turpis.

    Вложенный заголовок

    Cras sit amet nibh libero, in gravida nulla. Nulla vel metus scelerisque ante sollicitudin commodo. Cras purus odio, vestibulum in vulputate at, tempus viverra turpis.

    Заголовок

    Cras sit amet nibh libero, in gravida nulla. Nulla vel metus scelerisque ante sollicitudin commodo. Cras purus odio, vestibulum in vulputate at, tempus viverra turpis.

    Земельный налог — один из самых консервативных и несложных налогов. Однако изменения коснулись и его. С 2020 года правила расчета и уплаты налога существенно меняются.

    Из статьи вы узнаете:

    • как изменится порядок уплаты земельного налога;
    • кто теперь рассчитывает земельный налог;
    • как заявить льготы в налоговую по земельному налогу;
    • что поменялось в обмене документами с налоговыми органами.

    Как рассчитать и уплачивать земельный налог 2020

    Основные положения НК РФ по расчету земельного налога остались неизменными:

    • Налогоплательщики земельного налога для юридических лиц — организации, владеющие земельными участками на праве (ст. 388 НК РФ):
      • собственности;
      • постоянного бессрочного пользования.
    • Ставки земельного налога устанавливаются законами муниципальных образований. Закон о земельном налоге вашей территории можно найти на сайте nalog.ru.
      Если местный орган власти не установил ставку, используйте ту, что установлена п. 3 ст. 394 НК РФ:

      • 1,5% — общая;
      • 0,3% — для льготных категорий земель.
    • Налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2020.
    • Авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются, если иное не предусмотрено законом муниципального образования (п. 2 ст. 397 НК РФ).
    • Сроки уплаты земельного налога по 2020 году используем те, что установлены местными законами:
      • налог за год — не ранее 01.02.2021 (п. 3 ст. 398 НК РФ);
      • авансовые платежи — в соответствии с законом муниципального образования (п. 1 ст. 397 НК РФ).
    • Уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения земельного участка.

    Новое в отчетности по земельному налогу с 2020 года

    С 2020 года декларации по земельному налогу отменены (п. 9 ст. 3 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

    Вместо деклараций налогоплательщики земельного налога:

    Срок представления заявления о льготе не установлен. Но лучше его подать, не дожидаясь сообщения об исчисленном налоге, чтобы налоговые органы своевременно учли информацию о праве на льготу. И свой расчет сделали уже с ее учетом.

    Но даже если заявление не отправлено в ИФНС или уведомление о предоставлении пока не получено, организация может уплачивать авансовые платежи и налог, исчисленные по льготным правилам, если все документы на льготу в наличии.

    Заявление можно подать даже с пояснениями в 10-дневный срок со дня получения сообщения об исчисленном земельном налоге (п. 3 Письма Минфина РФ от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@).

    Подробнее о земельном налоге и порядке взаимодействия с налоговыми органами в связи с отменой декларации с 2020 года, а главное — как все эти новшества реализованы в 1С:Бухгалтерия, расскажем на семинаре Отчетность за 1 квартал 2020 в 1С. Имущественные налоги.

    См. также:

    • Заявление о предоставлении льготы по транспортному и (или) земельному налогу
    • Изменения по земельному налогу с 2020 года
    • Транспортный и земельный: прощание с декларациями, но не с налогами (из записи эфира от 21 января 2020 г.)
    • Как зачесть переплату по земельному налогу в связи с окончанием жилищного строительства до истечения 3-х лет?

    Если Вы являетесь подписчиком системы «БухЭксперт8: Рубрикатор 1С Бухгалтерия», тогда читайте дополнительный материал по теме:

    • Расчет земельного налога. Налогоплательщики, объект, налоговая база
    • Когда использовать новую кадастровую стоимость?
    • Приобретение земельных участков
    • Когда придется заплатить повышенный земельный налог
    • Использование коэффициентов при расчете земельного налога
    • Уплата земельного налога

    Если Вы еще не подписаны:

    Активировать демо-доступ бесплатно →

    или

    Оформить подписку на Рубрикатор →

    После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

    1. Нужно ли уплачивать земельный налог обществу, созданному при реорганизации, если земельный участок на него не оформлен?У вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
    2. Транспортный и земельный налог за 2020 в 1СУ вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
    3. Транспортный и земельный налог за 2020 в 1СУ вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
    4. Земельный налог за 2019 в 1СУ вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.

    Карточка публикации

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
    Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    [06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

    [27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

    Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

    Настоящая работа является комментарием к главе 31 НК РФ "Земельный налог". В данном комментарии рассмотрены самые актуальные вопросы и проблемы, касающиеся налогоплательщиков земельного налога, последние изменения законодательства о налогах и сборах.

    В рамках данной работы даётся детальный и совокупный анализ нормам главы 31 НК РФ.

    Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 31 НК РФ.

    Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

    Комментарий к статье 387. Общие положения

    На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

    Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

    Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

    Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

    Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения - города Севастополя.

    Может возникнуть вопрос - Имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

    Обратимся на этот счёт к официальным разъяснениям Минфина России.

    В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл.31 "Земельный налог" Кодекса.

    При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

    В Письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г.Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного Собрания города Севастополя.

    Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

    В пункте 2 комментируемой статьи не определено к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот не подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящихся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

    В Письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ "О земельном налоге" разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

    Данная позиция, изложенная в Письме, является актуальной, так как правовое регулирование данного вопроса не изменилось.

    В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

    Комментарий к статье 388. Налогоплательщики

    Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

    По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

    Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чьё право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

    Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

    На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

    В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

    Из приведённого выше правила есть исключение.

    Плательщиками земельного налога также признаются и те организации и физические лица, чьи права на земельный участок возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, которые не были зарегистрированы. Права на такие земельные участки могут быть подтверждены документами, которые по юридической силе приравнены к записи о государственной регистрации в ЕГРП. Те права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу данного закона, могут быть зарегистрированы в добровольном порядке по инициативе их правообладателя.

    В ФНС России от 26.07.2012 N БС-4-11/12407@ "О земельном налоге" разъяснено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 122-ФЗ), либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

    Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключением такого договора.

    Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдёт государственную регистрацию.

    Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

    Также иногда возникают ситуации, когда лицо не получило правоустанавливающих документов на земельный участок и не произвело государственную регистрацию прав на такой земельный участок. Возникает вопрос - является ли лицо, не получившее правоустанавливающие документы или которое не произвело государственную регистрацию прав на земельный участок, в данном случае налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка?

    Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере из судебной практики.

    Десятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно - за неуплату сумм земельного налога. Заявитель посчитал, что если у него отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, и что если он не произвёл государственную регистрацию своего права собственности на него, то на нем не лежит обязанность по уплате земельного налога.

    Заявитель указал, что выдача таких документов производится на заявительной основе, и что он не обязан их получать. Права собственности на земельный участок у него возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, соответственно, он не обязан производить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

    Суд, отказывая в удовлетворении заявленных лицом требований, указал, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога; факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

    Нормами главы 31 НК РФ прямо не урегулирован вопрос, с какого момента начинает исчисляться земельный налог в отношении объекта, перешедшего по наследству? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов.

    Так в Письме ФНС России от 21.02.2014 N БС-4-11/3179 по поставленному вопросу даётся нижеследующее разъяснение.

    Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом наследник должен уплатить указанные налоги с месяца открытия наследства.

    На основании абзаца второго пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога также признаются управляющие компании в отношении тех земельных участков, которые входят в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

    Деятельность данных управляющих компаний регулируется Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ).

    Также в комментируемом абзаце уточнено, что земельный налог на такие земельные участки выплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

    Под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

    Читайте также: