Составление бухгалтерской и налоговой отчетности

Опубликовано: 30.04.2024

Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:

  • Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
  • Анализа экономических показателей внутри компании.
  • Оперативного управления работой.
  • На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.

Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.

Периодичность создания документа

Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:

  • Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
  • Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.

Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.

Состав

В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:

  • Баланс. Составляется по форме №1.
  • Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2.
  • Отчет о движении финансовых потоков.
  • Записку с необходимыми пояснениями.

Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и тратах.
  • Приложение к отчету.
  • Отчет о внесении изменений в учредительный капитал.
  • Отчет о движении финансов.
  • Отчет о целевом применении денег.
  • Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
  • Пояснительная записка.

ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.

Детали

Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:

  • Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
  • Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
  • Эффективность применения имеющихся ресурсов.
  • Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
  • Планируемые вложение капитала.
  • Проведенные мероприятия экономического характера.

Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.

К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.

Составление отчетности для компаний разных организационных форм

Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:

  • отчет о корректировках капитала;
  • приложения к балансу;
  • записку с пояснениями.

Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансовых потоков;
  • приложение.

НКО имеют право не формировать:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансов;
  • приложение к балансу.

Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.

ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них

Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:

  • Отсутствуют первичные документы. Вся информация, которая содержится в бухучете и отчетности, должна быть подтверждена «первичкой».
  • Допущена ошибка, которая спровоцировала снижение суммы налогов. Санкции применяются в том случае, если налоги из-за неправильной информации уменьшились более чем на 10%.
  • Данные регистров и данные отчетности не совпадают. Как правило, такая «ошибка» является намеренной. Выполняется она для того, чтобы организация смогла получить заем в банковском учреждении.

Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:

  • Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
  • Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
  • Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.

ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.

Илья Антоненко

Упрощаем бухучет и отчетность

В середине 2016 года в ряд ПБУ были внесены поправки (Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н). Они существенно упрощают ведение учета и составление отчетности для юрлиц, у которых есть право применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Их можно применить ко всему 2016 году, если внести соответствующие изменения в учетную политику для целей бухучета хотя бы декабрем (п. 12 ПБУ 1/2008; Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3). Проверьте, были ли применены в учете и отчетности компании за 2016 год эти поправки. Кратко перечислим их:

  • компании могут принимать приобретенные МПЗ и ОС к бухучету по цене поставщика (цене договора подряда). При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) МПЗ и ОС, списываются на затраты в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01, п. 8.1 ПБУ 6/01);
  • микропредприятия (и иные компании, характер деятельности которых не предполагает наличия существенных остатков МПЗ) могут списывать стоимость МПЗ на затраты в полной сумме по мере приобретения, не дожидаясь их отпуска в производство, эксплуатацию (п. 13.2 ПБУ 5/01);
  • компании могут списывать на затраты МПЗ, предназначенные для управленческих нужд (канцтовары и т.п.), а также НМА в полной сумме по мере приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01, п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • компании могут не создавать резерв под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01);
  • компании могут начислять годовую сумму амортизации ОС единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за самостоятельно установленные периоды, а по производственному и хозяйственному инвентарю, отражаемому в составе ОС, начислять 100 % амортизации единовременно в момент принятия такого имущества к учету (п. 19 ПБУ 6/01);
  • компании могут списывать расходы на НИОКР на затраты в полной сумме в периоде осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02).

Порядок исправления ошибок в годовой бухотчетности зависит, во-первых, от того, когда они выявлены: до или после утверждения отчетности. Во-вторых, если ошибки выявлены уже после утверждения отчетности, — от того, на упрощенке ли компания и насколько существенна выявленная ошибка

Исправляем выявленные ошибки

Порядок исправления ошибок в годовой бухгалтерской отчетности зависит прежде всего от того, когда они выявлены: до или после утверждения отчетности.

Если ошибки выявлены до утверждения отчетности, они исправляются в учете записями по соответствующим счетам в декабре 2016 года. Если бухотчетность с ошибками уже представлена пользователям (акционерам, органу госвласти и др.), она исправляется и заменяется (п. 6–8 ПБУ 22/2010).

Однако может быть и так, что ошибка в учете будет выявлена уже после утверждения бухотчетности за 2016 год. Для начала напомним порядок ее утверждения:

  • ООО — на общем собрании участников в период с 1 марта по 30 апреля 2017 года (пп. 6 п. 2 ст. 33 и ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • АО — на общем собрании акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО, в период с 1 марта по 30 июня 2017 года (п. 1 ст. 47, пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Порядок исправления ошибок в уже утвержденной отчетности зависит от двух факторов:

  • является ли компания субъектом, который имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета;
  • существенна ли выявленная ошибка, то есть может ли она в отдельности или в совокупности с другими ошибками повлиять на экономические решения пользователей, которые принимаются ими на основе бухгалтерской отчетности за этот отчетный период. При этом существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из ее величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

Если ошибка выявлена в учете компании, у которой есть право применять упрощенные способы ведения бухучета, или ошибка несущественна, то такая ошибка исправляется записью по соответствующему счету в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 ПБУ 22/2010). Причем исправительная проводка отражается в учете в периоде исправления, то есть в 2017 году (см. пример 1).


Три месяца удобного ведения учета и легкой сдачи отчетности через интернет в подарок

Если ошибка выявлена в учете компании, не имеющей права применять упрощенные способы ведения бухучета, и ошибка существенна, то такая ошибка исправляется записью по соответствующему счету в корреспонденции со счетом 84. Исправительная проводка отражается в учете в периоде исправления, то есть в 2017 году (см. пример 2). При этом компания ретроспективно отражает в бухотчетности последствия исправления ошибки (п. 9 ПБУ 22/2010).

Пример 1: ООО «Малыш» применяет упрощенные способы ведения бухучета

ООО «Малыш» является малым предприятием и применяет упрощенные способы ведения бухучета. После утверждения годовой отчетности за 2016 год (в мае 2017 года) бухгалтер обнаружил, что амортизация станка в 2016 году начислена на 12 000 ₽ меньше, чем нужно. Ошибка исправляется маем 2017 года, проводки смотрите в табл. 1.

Таблица 1. Отражение исправления ошибки в учете ООО «Малыш»

Дебет Кредит Сумма
91.2 «Прочие расходы» 02 «Амортизация основных средств» 12 тыс. ₽

Пример 2: АО «Крепыш» не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета

АО «Крепыш» не имеет права применять упрощенные способы ведения бухучета. После утверждения годовой отчетности за 2016 год (в августе 2017 года) бухгалтер обнаружил, что амортизация здания в 2016 году не начислена, сумма ошибки составляет 12 млн ₽, что составляет 6 % от валюты баланса. В учетной политике АО указано, что существенной признается ошибка, размер которой превышает 1 % валюты баланса. Ошибка исправляется августом 2017 года, проводки смотрите в табл. 2.

Таблица 2. Отражение исправления ошибки в учете АО «Крепыш»

Дебет Кредит Сумма
84 «Чистая прибыль (непокрытый убыток)» 02 «Амортизация основных средств» 12 млн ₽

При формировании бухотчетности за 2017 год АО «Крепыш» приводит верные данные (то есть с учетом исправленной в 2017 году ошибки) об остаточной стоимости ОС на 31.12.2016 и финансовом результате за 2016 год. Также информация об ошибке и ее корректировке раскрывается в пояснениях к отчетности за 2017 год (п. 15 ПБУ 22/2010). Если придет требование от налоговиков о представлении пояснений о причине отклонения данных отчетности за 2016 год от данных отчетности за 2017 год в части сальдо и оборотов, АО «Крепыш» напишет в ответном письме, что расхождения вызваны исправлением в 2017 году ошибки 2016 года по правилам п. 9 ПБУ 22/2010.

Компании на упрощенке при подготовке годовой отчетности за 2016 год должны сформировать резервы по сомнительным долгам, а все остальные — не забыть отразить в бухотчетности оценочные обязательства. Их величина определяется организацией самостоятельно и требует документального обоснования.

Не забываем об оценочных обязательствах

Компаниям, которые не имеют права применять упрощенные способы ведения бухучета, нужно не забыть отразить в бухотчетности оценочные обязательства (п. 3 ПБУ 8/2010). Напомним, что оценочным является обязательство, размер или срок исполнения которого неизвестны, возникшее у компании в соответствии с условиями заключенных договоров, нормами законодательства и т.п. (п. 4 и 5 ПБУ 8/2010).

Оценочное обязательство отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом учета расходов или активов (п. 8 ПБУ 8/2010). Величина оценочного обязательства определяется организацией самостоятельно и требует документального обоснования (раздел III ПБУ 8/2010).

Пример 3: «Крепыш» выдает гарантию выполнения «Малышом» своих обязательств

АО «Крепыш» 02.04.2016 выдало третьему лицу независимую безотзывную гарантию (ст. 368, 371 ГК РФ) выполнения ООО «Малыш» до 30.03.2017 своих обязательств по оплате поставленной третьим лицом продукции на сумму 10 млн ₽. 30.12.2016 ООО «Малыш» подало в суд заявление о собственном банкротстве.

По расчетам АО «Крепыш», после выплаты средств по гарантии АО не сможет взыскать данный долг с ООО «Малыш» в процедуре банкротства. 31.12.2016 АО «Крепыш» отражает оценочное обязательство по выданной гарантии (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355), проводки смотрите в табл. 3.

Таблица 3. Отражение оценочных обязательств в учете АО «Крепыш» по выданной гарантии ООО «Малыш»

Дебет Кредит Сумма
91.2 «Прочие расходы» 96 «Резерв предстоящих расходов» 10 млн ₽

Формируем резервы

В заключение отметим, что все компании, включая те, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета, обязаны при подготовке годовой отчетности за 2016 год сформировать резерв по сомнительным долгам (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ; п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), так как этот резерв не относится к оценочным обязательствам (пп. «в» п. 2 ПБУ 8/2010).

Проверьте себя

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Согласно Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон №402-ФЗ) каждый экономический субъект в нашей стране, за некоторым исключением, обязан вести бухгалтерский учет. Ст.6 Закона №402-ФЗ освобождает от этой обязанности индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (адвокатов, нотариусов, частных детективов, патентных управляющих и др.), филиалы и представительства иностранных компаний – в случае, если указанные лица ведут учет в целях налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Информация, аккумулируемая в системе бухгалтерского учета, составляет основу для составления финансовой отчетности. Финансовая отчетность отражает финансовое состояние предприятия по состоянию на отчетную дату и результаты его хозяйственной деятельности за отчетный период – год, квартал, месяц. Финансовая отчетность, формируемая за отчетный период менее года, носит название промежуточной, в большинстве случаев не является обязательной и содержит значительно меньший объем информации по сравнению с годовой отчетностью.

Из всех видов отчетности финансовая отчетность имеет самое большое число пользователей, которые имеют свой интерес в изучении отчетных показателей. Собственникам капитала, н-р, интересно знать, какую прибыль приносит организация, насколько рационально и эффективно она распоряжается вверенными ей средствами, способна ли выплачивать дивиденды. Потенциальным инвесторам важна информация о том, насколько рискованным является бизнес и какой будет отдача от инвестированного капитала, развивается ли организация или находится в состоянии стагнации. Банки и иных кредиторов интересует, насколько платежеспособна организация, способна ли она генерировать денежные потоки для выплаты основного долга и начисленных процентов. Если поставщиков и подрядчиков больше волнуют вопросы обеспеченности заказами и отпуска товаров и услуг на условиях предоплаты, то покупателей и заказчиков – может ли организация предоставить необходимый объем требуемых товаров и услуг по приемлемым ценам. Налоговым органам финансовая отчетность необходима для выполнения функций налогового контроля и налогового планирования. Статистическая служба заинтересована в получении информации для последующего использования государственными и иными структурами в целях оценки состояния национальной экономики. Не менее, чем сторонних пользователей, финансовая отчетность интересует и внутренних – персонал и руководство организации. Трудовому коллективу в лице его представителей нужно знать, насколько справедливо распределяется добавленная стоимость, созданная работниками, каковы реальные возможности работодателя по выплате достойной заработной платы, насколько устойчива рыночная позиция предприятия, являющаяся гарантией сохранения рабочих мест и занятости персонала. Руководству организации финансовая отчетность требуется, чтобы оценить эффективность принятых им управленческих решений и разработать стратегию на будущее.

Финансовая отчетность не содержит всю информацию, необходимую различным категориям ее пользователей, и не может в полном объеме удовлетворить информационные потребности каждого. Несмотря на разницу в целях, практически все пользователи финансовой отчетности сходятся в одном – им всем важно, может ли организация выполнять взятые на себя обязательства. Финансовая отчетность предоставляет такую возможность и содержащиеся в ней сведения позволяют должным образом оценить перспективы организации относительно будущих чистых поступлений денежных средств. При этом предполагается, что пользователи финансовой отчетности владеют определенными знаниями для понимания сущности отображаемых экономических процессов.

В условиях развитой экономики пользователям финансовой отчетности необходима релевантная информация о деятельности как групп компаний, так и входящих в них отдельных хозяйствующих единиц. Отчетность отдельного предприятия содержит сведения о финансовом состоянии и финансовых результатах одного юридического лица, включая все его обособленные подразделения (в том числе выделенные на отдельный баланс). Финансовая отчетность группы предприятий аккумулирует отчетности нескольких юридических лиц и систематизируется таким образом, как будто они являются единым экономическим субъектом.

Финансовые отчетности компаний, включаемых в группу, объединяются при помощи применения специальных методов и приемов консолидации или простым сведением аналогичных статей индивидуальных отчетностей.

При составлении отчетности методом консолидации производится построчное суммирование соответствующих отчетных показателей и элиминирование внутригрупповых операций и остатков в целях исключения повторного счета в агрегированном отчете группы. Консолидированная отчетность в ее классическом варианте объединяет отчетность группы компаний, в которой одна компания (материнская) контролирует все остальные (дочерние). Обычно контроль над объектом инвестиций наличествует, если материнская компания владеет более чем половиной голосующих акций дочерней организации.

Современные хозяйственные структуры предусматривают довольно сложные переплетения компаний, объединенных определенными отношениями, но не имеющих между собой юридических связей типа «мама – дочка». Такие компании не участвуют в консолидации, но при этом фактически составляют единый бизнес. Вместо консолидированной отчетности интегрированные структуры, формально не отвечающие условиям консолидации, могут составить комбинированную отчетность. В целом подходы к консолидированной и комбинированной отчетности совпадают – производится объединение соответствующих отчетных статей, исключаются внутригрупповые обороты, сворачиваются внутригрупповые задолженности. Однако, если в консолидированной отчетности показывается только уставный капитал материнской компании, а уставные капиталы дочерних компаний и инвестиции материнской компании в дочерние взаимозачитываются, то в комбинированной отчетности отражаются как соответствующие инвестиции одной компании в другую, так и взносы в уставный капитал.

И консолидированная, и комбинированная отчетность тем или иным образом находят свое применение в экономической жизни России.

В нашей стране финансовая отчетность составляется в двух вариациях – в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и по правилам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ПО РСБУ

Финансовая отчетность по РСБУ носит двойное название – бухгалтерская (финансовая) отчетность, что объясняется тенденциями в ее развитии и постепенным смещением в сторону удовлетворения информационных запросов не только государства, но и существующих и потенциальных инвесторов и кредиторов. Если в основе бухгалтерской отчетности лежит строгое соответствие требованиям национальной системы учета, то при подготовке финансовой отчетности приоритет отдается профессиональному суждению и оценкам руководства отчитывающейся компании. Финансовая отчетность отвечает потребностям рынка, в отличие от бухгалтерской отчетности, ориентированной в большей степени на потребности государства.

Несмотря на реформирование системы бухгалтерского учета и повышение информативности бухгалтерской (финансовой) отчетности для бизнеса, в большинстве случаев отчетность по РСБУ составляется не в целях удовлетворения интересов собственников и инвесторов, а для формального исполнения требований законодательства в части порядка составления и представления отчетности. По-прежнему основным ее пользователем является государство в лице налоговых и статистических служб. Обязанность представления отчетности этим государственным структурам закреплена законодательно. Так, ст.18 Закона №402-ФЗ требует от экономического субъекта обязательного представления одного экземпляра годовой финансовой отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, а ст.23 НК РФ – в налоговый орган по месту нахождения организации.

Поскольку государство заинтересовано в поступлении отчетной информации по определенному формату и в необходимом аналитическом разрезе, оно регулирует правила ее составления с помощью ряда законов и подзаконных актов, основным из которых является Закон №402-ФЗ.

Закон №402-ФЗ устанавливает общие требования к финансовой отчетности, ее состав, особенности формирования отчетов при реорганизации или ликвидации организации, адресатов представления. Кроме того, ст.6 Закона №402-ФЗ определяет круг лиц, которым разрешено вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке и, как следствие, формировать упрощенную отчетность и представлять сокращенный объем отчетных форм.

Согласно ст.14 Закона №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Некоммерческие организации вместо отчета о финансовых результатах представляют отчет о целевом использовании средств. Состав приложений определяет ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации. К их числу, в частности, относятся отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и пояснительная записка.

Отдельным положением – ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств – установлен порядок составления и представления отчета о движении денежных средств. Еще один документ содержит формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином РФ, – Приказ №66н. Несмотря на то, что применение унифицированных форм не является обязательным, на практике мало кто из предприятий отступает от рекомендаций Минфина и использует собственные разработки.

Указанные документы, кроме закона №402-ФЗ, регламентируют порядок составления бухгалтерской отчетности организациями, не являющимися кредитными и государственными или муниципальными учреждениями. Требования к отчетности банков и иных кредитных организаций устанавливает Центральный банк России, а государственных и муниципальных учреждений – Минфин РФ в рамках бюджетного законодательства. Система бухгалтерского учета и формирования отчетности как кредитных организаций, так и бюджетных учреждений по сравнению с остальными экономическими субъектами имеет свои особенности, что влечет различия в составе и порядке представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При объединении индивидуальных отчетностей по РСБУ формируется так называемая сводная отчетность (аналог комбинированной). Сводная отчетность была широко распространена в постсоветском периоде и сейчас утратила свое былое значение. На сегодняшний день этот вид отчетности в основном используется органами государственной власти при объединении отчетов бюджетных учреждений на уровне министерств и ведомств. Интегрированные бизнес-структуры вместо сводной отчетности составляют консолидированную отчетность, реже – комбинированную отчетность, которые базируются не на российских стандартах и правилах бухгалтерского учета, а на МСФО – международных стандартах финансовой отчетности.

Пример бухгалтерской (финансовой) отчетности - ПАО Аэрофлот

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО

В отличие от отчетности по РСБУ, которую формируют все организации независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, цели создания или применяемого режима налогообложения, обязанность представления консолидированной отчетности несут лишь некоторые компании, перечисленные в Федеральном законе от 27.07.2010 №208-ФЗ О консолидированной финансовой отчетности. К ним, в частности, относятся:

кредитные организации;

страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

негосударственные пенсионные фонды (НПФ);

управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);

клиринговые организации;

федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) по списку, утвержденному Правительством РФ;

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

иные организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем включения их в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

Этот вид отчетности ориентирован на удовлетворение информационных потребностей акционеров и иных собственников имущества организации, а также Центрального банка РФ.

При составлении консолидированной отчетности вышеупомянутые предприятия и организации должны руководствоваться нормами МСФО. Правила объединения отдельных отчетностей двух и более юридических лиц, включаемых в периметр консолидации, прописаны в МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность.

Следует отметить, что действие закона №208-ФЗ распространяется и на организации, не имеющие дочерних компаний, но перечисленные в указанной статье. Такие организации должны составлять отчетность по МСФО, но исключить из ее названия слово «консолидированная». Кроме того, ряд российских организаций не по обязанности, а по собственной инициативе составляет финансовую отчетность по МСФО с целью получения свободного доступа к рынкам иностранного капитала, привлечения инвесторов и в иных целях.

Поскольку требования МСФО и РСБУ значительно разнятся, а составление консолидированной финансовой отчетности не отменяет обязанности по составлению обычной бухгалтерской (финансовой) отчетности, российские предприятия и организации, которым необходима отчетность по МСФО, вынуждены формировать два комплекта отчетности – согласно требованиям отечественных нормативных документов и в соответствии с международными принципами.

Международные стандарты не требуют ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и содержат только правила подготовки финансовой отчетности согласно стандартов. Чтобы получить отчетность по МСФО, можно вести два вида учета – по РСБУ и параллельно по МСФО, однако такой способ является наиболее затратным и трудоемким. Куда проще и дешевле использование метода трансформации, в соответствии с которым информация, сформированная по национальным стандартам, анализируется и корректируется для приведения ее в соответствие международным правилам.

Как и в РСБУ, в системе МСФО существует стандарт по финансовой отчетности – МСФО (IAS) 1 Финансовая отчетность и стандарт, представляющий информацию о денежных потоках организации, – МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств. В отличие от РСБУ, в которых промежуточной отчетности отведен весьма скромный раздел в ПБУ 4/99, в МСФО есть довольно объемный стандарт, который так и называется – МСФО (IAS) 34 Промежуточная отчетность.

Финансовая отчетность по МСФО включает:

отчет о финансовом положении

отчет о прибылях и убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата

отчет об изменениях в капитале

отчет о движении денежных средств

примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации

Несмотря на некоторые несоответствия в названии отчетов, в целом состав финансовой отчетности по МСФО аналогичен тому, что предусмотрен в РСБУ. Однако между отчетностью по МСФО и отчетностью по РСБУ существуют более значительные отличия. Так, компания может: вместо одного отчета о финансовых результатах, представить два, вычленив информацию о результатах обычной деятельности в отдельный отчет; отчет о движении денежных средств составить не прямым, а косвенным методом; в целом отчетность сформировать не за календарный год, а, н-р, за 52 недели. По сравнению с РСБУ МСФО предоставляют компаниям большую свободу выбора в подготовке и представлении финансовой отчетности.

Комбинированная, как и консолидированная, отчетность необходима в основном крупным бизнес-структурам, не отвечающим критериям контроля в понимании МСФО (IFRS) 10. Этот вид отчетности не является обязательным в РФ и составляется в интересах и по инициативе собственников. В отличие от малого и среднего бизнеса, для которого правила составления комбинированной отчетности прописаны в специальном стандарте – МСФО для МСБ (IFRS for SMEs), для крупного бизнеса никаких указаний на этот счет не предусмотрено. На практике такие группы готовят комбинированную отчетность, руководствуясь требованиями, установленными МСФО (IFRS) 10 и МСФО для МСБ с поправкой на размер бизнеса.

Пример комбинированной отчетности – Альфа Групп

Доверие пользователей к информации, представленной в финансовой отчетности, значительно повышается, если она подтверждена аудиторским заключением. Являясь итоговым документом аудиторской проверки, аудиторское заключение отражает мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и ее соответствии установленным требованиям. Для отдельных экономических субъектов наличие аудиторского заключения является неотъемлемым условием представления как бухгалтерской (финансовой) отчетности по РСБУ, так и финансовой отчетности по МСФО. Полный перечень, организаций, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, приведен в Федеральном законе от 30.12.2008 №307-ФЗ Об аудиторской деятельности.

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru


Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская (финансовая) отчетность это основной источник информации как для внутренних пользователей (собственников бизнеса, управленческого звена, объединений работников и тп), так и для внешних (госорганов, инвесторов, партнеров и тп). То есть на основании годового отчета будут приниматься решения, можно судить о перспективах развития и корректировать текущие моменты, происходящие в бизнесе.

Из чего состоит годовой бухгалтерский отчет?

Состав годовой бухгалтерской отчетности регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

К приложениям согласно п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н относятся:

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
  • иные приложения (пояснения).

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Причем как для "обычных" организаций так и для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Для некоторых организаций законом предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, со среднесписочной численностью работников до 100 чел, доходом не превышающим 800 млн. руб. Также есть ограничения по доле участия в уставном капитале таких организаций. Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Для малых предприятий в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

  • баланс ;
  • отчет о финансовых результатах ;
  • отчет о целевом использовании средств.

У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Что меняется в 2021 г. при подготовке годового отчета?

С 1 января 2020 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2018 №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отменена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в Росстат, поскольку функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности возложены на ФНС России.

Начиная с 2021 года, все категории налогоплательщиков должны будут представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год только в электронном виде через операторов электронного документооборота. Вся бухгалтерская отчетность размещается в открытом доступе на сайте nalog.ru в государственном информационном ресурсе, содержащем данные о годовой бухгалтерской отчетности организаций.

Одним из главных критериев годовой бухгалтерской отчетности является ее достоверность. В ряде случаев законом предусмотрен обязательный аудит такой отчетности.

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В названном пункте перечислены случаи, при которых организации должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с изменениями обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проводить организации, у которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

Бухгалтерская отчетность подается не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть 31 марта ( пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ).

Формирование учетной политики 2021, ФСБУ 5/2019 “Запасы” и ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", НДС и прибыль — бесплатный вебинар от Контур.Школа . Организуйте бухгалтерский учет по правилам.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговые органы имеют право привлечь должностных лиц организаций к административной ответственности.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности , выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета ;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов , и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с п. 1 статьи 15.11 КоАП грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.


Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская (финансовая) отчетность это основной источник информации как для внутренних пользователей (собственников бизнеса, управленческого звена, объединений работников и тп), так и для внешних (госорганов, инвесторов, партнеров и тп). То есть на основании годового отчета будут приниматься решения, можно судить о перспективах развития и корректировать текущие моменты, происходящие в бизнесе.

Из чего состоит годовой бухгалтерский отчет?

Состав годовой бухгалтерской отчетности регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

К приложениям согласно п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н относятся:

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
  • иные приложения (пояснения).

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Причем как для "обычных" организаций так и для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Для некоторых организаций законом предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, со среднесписочной численностью работников до 100 чел, доходом не превышающим 800 млн. руб. Также есть ограничения по доле участия в уставном капитале таких организаций. Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Для малых предприятий в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

  • баланс ;
  • отчет о финансовых результатах ;
  • отчет о целевом использовании средств.

У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Что меняется в 2021 г. при подготовке годового отчета?

С 1 января 2020 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2018 №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отменена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в Росстат, поскольку функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности возложены на ФНС России.

Начиная с 2021 года, все категории налогоплательщиков должны будут представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год только в электронном виде через операторов электронного документооборота. Вся бухгалтерская отчетность размещается в открытом доступе на сайте nalog.ru в государственном информационном ресурсе, содержащем данные о годовой бухгалтерской отчетности организаций.

Одним из главных критериев годовой бухгалтерской отчетности является ее достоверность. В ряде случаев законом предусмотрен обязательный аудит такой отчетности.

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В названном пункте перечислены случаи, при которых организации должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с изменениями обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проводить организации, у которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

Бухгалтерская отчетность подается не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть 31 марта ( пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ).

Формирование учетной политики 2021, ФСБУ 5/2019 “Запасы” и ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", НДС и прибыль — бесплатный вебинар от Контур.Школа . Организуйте бухгалтерский учет по правилам.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговые органы имеют право привлечь должностных лиц организаций к административной ответственности.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности , выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета ;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов , и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с п. 1 статьи 15.11 КоАП грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Читайте также: