Цифровой налог в россии перспективы введения

Опубликовано: 01.05.2024

Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов Михаил Терещенко/ТАСС

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Минфин России изучает иностранный опыт введения "цифрового налога", намерен обсудить целесообразность его введения в РФ, заявил замглавы Минфина Алексей Сазанов в интервью, опубликованном на сайте KPMG.

"Вы справедливо отметили, что крупные иностранные цифровые компании зарабатывают прибыль от оказания услуг в России, которая в принципе не облагается сейчас налогом в нашей стране, потому что зачастую у них нет здесь представительств. Поэтому мы будем стремиться изменить ситуацию и облагать эту прибыль налогом", - сказал Сазанов.

По его словам, на площадке ОЭСР идут дискуссии о создании наднационального налога, который распределялся бы потом между различными странами. "Мы будем изучать мировой опыт. Например, в Англии первый полноценный год применения цифрового налога закончится 31 марта этого года. Посмотрим на его результаты и будем думать о целесообразности его введения в России. Пока окончательного решения на этот счет нет", - сказал Сазанов.

Впервые о необходимости рассмотреть введение в России "цифрового налога" Сазанов заявил в январе, выступая на сессии Гайдаровского форума. "Большие потрясения, они всегда в той или иной форме, приводили к появлению новых налогов, войны, у нас сейчас идет война с коронавирусом, и весь мир к этому подходит, конечно, надо что-то делать с цифровыми услугами и с цифровым налогом. Поэтому мы вместе с ФНС, вместе с вами [с Госдумой] начнем работу в этом направлении", - сказал он.

Налог на дополнительный доход

Следующее решение о расширении применения налога на дополнительный доход (НДД) возможно не ранее 2024 года, заявил Сазанов. "Нет, не планируется. Я думаю, что следующее решение о расширении НДД возможно не раньше 2024 года", - сказал он, отвечая на вопрос, планируется ли расширение участников НДД в 2021 году.

Также, по словам замминистра, не планируется возвращать адресные льготы, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). "Возвращать адресные льготы мы не планируем, в том числе льготы по НДПИ. Готовы обсуждать перевод отдельных месторождений на режим НДД с 2024 года, когда, надеюсь, уже закончится действие сделки ОПЕК+, не будет ограничений по добыче и можно будет по максимуму использовать ресурсный потенциал России. Тогда мы будем готовы вернуться к дискуссии, но в рамках режима НДД", - отметил Сазанов.

С осени 2020 года Минфин ужесточил некоторые параметры НДД, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%). Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

По прогнозу Минфина, предложенные министерством поправки в законодательство позволят за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей.

По оценке Минэнерго, НДД является эффективным механизмом, благодаря ему в отрасль уже удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Ставки по налогам

Замминистра добавил, что ставки по ряду налогов могут снизиться при появлении дополнительных доходов бюджета. "Если после преодоления последствий пандемии появятся дополнительные доходы бюджета и будет потенциал для снижения налоговой нагрузки, конечно, можно будет рассмотреть вопрос направления этих ресурсов обратно в экономику, в том числе через налоговое стимулирование", - отметил он.

Он подчеркнул, что в прошлом году налоговая нагрузка снизилась для тех отраслей, которые в долгосрочной перспективе будут служить базой для развития экономики.

"Я бы отметил, что у нас была достаточно сбалансированная налоговая политика в 2020 году, она не сводилась исключительно к повышению ставок. Да, с одной стороны, были отрасли, на которые мы увеличили фискальную нагрузку. Но одновременно с этим мы снизили налоговую нагрузку на те отрасли, которые в долгосрочной перспективе будут создавать базу для развития экономики, станут ее долгосрочными драйверами - в первую очередь это касается IT-индустрии, малого и среднего бизнеса", - добавил Сазанов.

Добросовестные налогоплательщики

Компаниям, которые добросовестно платят налоги, увеличения фискального бремени в перспективе ожидать не стоит, заявил замминистра.

"Мы исходим из того, что налогообложение должно быть справедливым. Если в России зарабатывается прибыль от активной деятельности, то она должна облагаться налогами в России. Поэтому компаниям, которые честно исполняют свои обязанности - платят установленные ставки налога на прибыль, не используют агрессивные схемы налоговой оптимизации, - бояться нечего. И я уверен, что добросовестным налогоплательщикам увеличения фискального бремени ждать определенно не стоит", - сказал Сазанов.

Причина международного раздора. Цифровой налог - зачем он нужен и почему его хотят ввести в России?

IT-сфера развивается огромными темпами. Растет не только количество сайтов и сервисов, но и количество активных пользователей, а с ними - финансовые показатели. Однако цифровизация экономики не нашла отражения в налоговых системах. И это касается всего мира.

Существующее положение позволяет компаниям регистрировать штаб-квартиры в низконалоговых юрисдикциях, тем самым сокращая выплаты. Например, европейские офисы Google, Facebook, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет всего 12,5%. Туда же перенес штаб-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playriх. На данный момент транснациональные компании перевели в такие низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, одной только Ирландии досталось более $100 млрд.

Согласно источникам в Еврокомиссии, Google платит менее 1% налогов со своей выручки в странах ЕС. Всего же Google и Amazon недоплатили Евросоюзу налогов на сумму около 5,5 миллиарда евро только в период с 2013 по 2015 годы.

Организация экономического сотрудничества и развития подняла проблему несправедливого распределения налогов в IT-секторе еще в 2015 году, а G20 признала выработку новых норм в данной сфере задачей № 1. Однако к решению специалисты так и не смогли прийти из-за трудностей с определением объема нематериальных активов и прибылей компании в конкретной стране. Кроме того, сказалась проблема возникновения двойного налогообложения.

Тем не менее в прошлом году министерство финансов Франции решило изменить ситуацию и ввести налог на прибыль IT-гигантов, таких как Facebook и Google, с доходов, полученных компаниями на территории страны. Такая инициатива кардинально меняет существующую сегодня норму, которая предполагает оплату налогов IT-корпорациями только по месту регистрации головного офиса. После долгого обсуждения Париж решил все-таки ввести новый налог на выручку международных технологичных корпораций вне зависимости от наличия или отсутствия международных договоренностей.

Такой же налог решила собирать и Бразилия. Он будет взиматься с доходов от рекламы бразильским пользователям или предоставления цифровой платформы, используемой для продажи товаров или услуг между пользователями, если один из них находится в Бразилии.

Ряд других стран - Великобритания, Австрия, Италия, Чехия, Турция, Канада, Молдавия - уже ввели ввели или готовятся ввести цифровые налоги на доход IT-гигантов. В США также идут подобные обсуждения.

Российский Минфин тоже задумался об изменении подхода к налогообложению так, чтобы цифровые корпорации вроде Google, Facebook и Apple делились доходами от российской аудитории с российским бюджетом. "Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей", - указали в министерстве.


20 мая рабочая группа Совета Федерации по совершенствованию законодательства в условиях пандемии направила первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову предложение о введении налога для потребителей цифровой продукции. Сейчас налог на прибыль в России платят только российские "дочки" транснациональных компаний.

"В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога. Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму", - заявил руководитель направления "Налоговая политика" ЦСР Левон Айрапетян.

Он также заметил, что прямые конкуренты российских IT-компаний - "Яндекса", "ВКонтакте", Wildberries и других - находятся на российском рынке в более выгодных условиях, поскольку платят меньше налогов. Айрапетян призвал российских специалистов разрабатывать цифровой налог, поскольку РФ может попасть в ситуацию, когда другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы. "Они могут начать взимать налог, который причитается нам", - предупредил эксперт.

Тем не менее эксперты Центра стратегических разработок заметили, что "у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция". "Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики", - считают они.

Одним из инструментов решения этой проблемы, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, может стать международный обмен данными об операциях транснациональных компаний CbCR с разбивкой по странам из присутствия. Сейчас страны обмениваются отчетами только о деятельности групп с общим годовым оборотом более €750 млн, таким образом данные многих цифровых компаний не попадают в отчеты.

"Никто, кроме корпораций, не располагает информацией о разбивке прибылей по странам. Поэтому единственное решение, на мой взгляд, если сами IT-гиганты будут добросовестно раскрывать, сколько заработали на пользователях в той или иной стране", - считает Захаров.

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Во вторник Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщила о существенном прогрессе по вопросу налоговой реформы в цифровой экономике. Главная цель реформы — создать систему налогообложения, при которой высокотехнологичные корпорации будут платить налоги с источников поступления фактической выручки в каждой конкретной стране, а не по налоговой ставке юрисдикции, где зарегистрировано отделение корпорации. По итогам встречи между представителями около 100 стран ОЭСР пообещала уже в марте выпустить проект реформы для общественного обсуждения, подтвердив ранее объявленный план выработки конечного решения в 2020 году.

В заявлении ОЭСР говорится, что «международное сообщество добилось важного прогресса по налоговым вопросам в цифровой экономике, согласившись продолжать многосторонний подход к достижению долгосрочного решения в 2020 году». ОЭСР делает такой вывод на основании состоявшейся 23–24 января встречи 264 представителей 95 стран-членов и 12 организаций-наблюдателей в рамках Инициативы по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS).

Отмечается, что возобновившиеся международные консультации сосредоточатся на двух базовых принципах реформы, включенных в аналитическую справку (.pdf) по проекту реформы.

Почему устарела современная система налогообложения

Первый касается «адаптации нынешнего режима налогообложения транснациональных высокотехнологичных компаний… к изменениям, которые привнесла цифровизация в мировую экономику». По мнению ОЭСР, это потребует пересмотра так называемых правил определения устойчивых связей, а именно определения связи между конкретным бизнесом и конкретной юрисдикцией, и правил, регулирующих учет прибыли при ведении бизнеса в конкретной стране. Особое внимание будет уделяться тому, как учитывать такие нематериальные составляющие цифрового бизнеса, как наличие определенного числа пользователей в конкретной стране и влияние бизнеса компании на местную экономику.

Вторым базовым принципом ОЭСР называет вопрос налоговых ставок в разных юрисдикциях. ОЭСР считает, что необходимо избегать ситуаций, когда прибыли, получаемые в странах с более высокими налогами, учитываются в юрисдикциях с менее высокими налогами. ОЭСР отмечает, что «страны и юрисдикции имеют полную свободу в том, как устанавливать свои налоговые ставки, в том числе с корпораций». При этом отсутствие координации в работе над вторым базовым принципом несет риск односторонних действий, что может принести ущерб всем странам — как развитым, так и развивающимся.

На основании проведенных консультаций ОЭСР заявила, что в ближайшее время будут выработаны детали двух базовых принципов реформы, с тем чтобы уже 13–14 марта представить их на общественное обсуждение в рамках встречи Рабочей группы по цифровой экономике.

«Международное сообщество совершило значительный шаг вперед к решению налоговых вопросов, возникших после цифровизации экономики,— отметил директор Центра ОЭСР по налоговым вопросам и администрированию Паскаль Сен-Аман.— Страны договорились изучить потенциальные решения, которые бы усовершенствовали нынешний налоговый режим для современных условий — когда компании могут активно участвовать в работе экономики конкретной страны, не имея там видимого физического присутствия».

О чем говорилось в прошлогоднем промежуточном докладе ОЭСР по налогообложению

Вчерашнее заявление ОЭСР заметно отличается от прошлогоднего промежуточного доклада этой организации, где говорилось, что международное сообщество пока не способно договориться о том, как должно выглядеть налогообложение в цифровой экономике. Тогда руководство ОЭСР отмечало, что участники инициативы не могли прийти к общему мнению по таким ключевым вопросам, как определение цифрового присутствия компании в юрисдикциях и извлечение прибыли из нематериальных активов. Ряд стран отстаивал позицию невмешательства, другие призывали облагать технологические компании налогами, принимая во внимание вклад пользователей в формирование прибыли, третьи полагали, что налоговые правила должны быть универсальными для всех отраслей экономики.

В конце прошлого года эти разногласия по цифровому налогу в рамках ОЭСР привели к разногласиям в рамках ЕС. Ввести с 2020 года трехпроцентный налог на цифровые услуги, предоставляемые крупными компаниями, предлагали Франция и Германия. Однако против этого резко выступили Дания, Ирландия и Швеция. На фоне разногласий некоторые страны уже приступили к разработке односторонних планов — риски такой ситуации во вчерашнем заявлении и подчеркнула ОЭСР — Испания и Великобритания ранее уже объявили о собственных планах ввести такой налог. О готовности двигаться в направлении введения собственного налога заявила и Италия.

Читайте также: