Фнс двухуровневая система какие регионы 2022

Опубликовано: 12.05.2024

Добрый день, друзья.

Даниил Егоров решил повысить эффективность работы налоговых органов, и он переводит всех налоговиков на двухуровневую систему управления.

Для повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов ФНС России, Федеральная налоговая служба переходит на двухуровневую систему управления и укрупнение малочисленных налоговых инспекций. Указанная модернизация налоговых инспекций проводится в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16 ноября 2020 года №1830.

При переходе на двухуровневую систему управления все функции тех налоговых органов, которые будут упразднены, будут выполнять соответствующие управления ФНС России по субъектам федерации. Центры компетенции по досудебному урегулированию споров будут переданы в межрегиональные ИФНС России по соответствующим федеральным округам. Подобная оптимизация организационно-функциональной структуры ФНС России, как считает господин Егоров и центральный аппарат ФНС России, позволит добиться единообразия применения правовых подходов для вынесения решений по жалобам, а также повысить эффективность контроля за деятельностью подразделений по досудебному урегулированию споров. Подобный пилотный проект проводился в республике Алтай и показал свою эффективность. И не только в республике Алтай: на двухуровневую систему управления перешла республика Тыва, Хакасия, Севастополь и т.д.

Егоров молодец. А будет ли от этого лучше вам, налогоплательщикам, особенно если вы оптимизируете налоги, как все? Мой ответ: конечно, нет, коллеги. Однозначно нет. Напишу аккуратно: это дополнительный способ заставить вас платить все установленные законом налоги и сборы без права на какую-либо используемую ныне вами оптимизацию. Идею вы поняли, а Егоров молодец. Как руководитель, которому поставлена задача отслеживать каждую копейку и взыскивать налоги с каждой транзакции, я бы ему, наверное, медаль «Героя России» уже выдал.

Что вы думаете о подобной двухуровневой системе управления, увеличивающей способности налоговиков вас контролировать, а одновременно с этим усложняющие вам систему защиты? Ведь теперь качество работы налоговиков в межрегиональных ИФНС России повысится. Когда раньше вы после выездной налоговой проверки побывали в первой инстанции, где рассматривались ваши возражения по акту, и местные налоговики вынесли решение, вы же должны написать апелляционную жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Теперь эти апелляционные жалобы будет рассматривать межрегиональная ИФНС, что снижает ваши шансы на защиту… Я так считаю. Что вы об этом думаете? Напишите, ваше мнение под этой статьей.

Недавно я был в налоговой инспекции. Кое-какие минусы я увидел, даже кое-кого поправил. Но я с большим уважением отношусь к работе налоговых органов. Я считаю ФНС России самым работоспособным министерством в стране. Меня восхищает их работа. Молодцы ребята. Молодцы, при всех минусах. Другое дело, что оптимизма миру бизнеса это не добавляет. Даже если вы считаете налоговиков своими оппонентами, давайте будем уважать оппонентов, давайте будем уважать своего противника. Налоговики молодцы.

А вам, господа бизнесмены, напишу следующее. Давайте будем точно такими же молодцами и научимся использовать все доступные нам инструменты. Давайте проявим весь свой профессионализм, чтобы воспользоваться нормами, в частности, статьи 3 пункта 7 НК РФ, где черным по белому написано, что любые противоречия и сомнения в толковании законодательства «О налогах и сборах» толкуются в пользу налогоплательщиков. Давайте научимся это делать. А еще давайте воспользуемся своим правом, которое нам было дано еще в 2006 году в Постановлении ВАС РФ №53: если у вас есть разумные деловые цели и реальная экономическая деятельность, вы можете использовать абсолютно любые способы законного снижения налогов. Давайте научимся это делать. Итак, что вы думаете о новых подходах налоговиков к совершенствованию своей работы? Выскажитесь, пожалуйста, под этой статьей.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 февраля 2021 года N БС-4-21/1583

Об основных задачах и функциях отделов УФНС России по субъектам Российской Федерации, обеспечивающих налогообложение имущества, после перехода на двухуровневую систему управления

В связи с распоряжением ФНС России от 27.01.2021 N 9@ "Об утверждении Стратегии модернизации организационно-функциональной модели ФНС России на 2021-2026 годы", письмом ФНС России от 08.02.2021 N 12-3-03/0004@ "О направлении рекомендуемых структур УФНС России по субъектам РФ в условиях двухуровневой системы управления" направляем перечень типовых основных задач и функций отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налогообложения имущества)/отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по субъекту Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления (далее - отделы).

Руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления поручается:

1) в месячный срок привести положения об отделах в соответствие с типовым перечнем их основных задач и функций;

2) не допускать возложение на отделы задач и функций по администрированию иных налогов (помимо имущественных), а также сборов и страховых взносов, за исключением отделов камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налога на доходы физических лиц и страховых взносов);

3) при принятии решений о распределении средств материального стимулирования учитывать, что отделы относятся к структурным подразделениям, обеспечивающим выполнение контрольных функций налоговых органов.

По решению руководителя УФНС России по субъекту Российской Федерации допускается создание нескольких номерных отделов (к наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2 и т.д.). При этом основные задачи и функции отделов целесообразно распределить исходя из категорий налогоплательщиков, видов налогов либо по иным закреплённым в положении об отделе критериям.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук

Приложение
к письму ФНС России
от 10 февраля 2021 года N БС-4-21/1583

Перечень типовых основных задач и функций отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налогообложения имущества)/отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по субъекту Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления

1. Основные задачи Отдела:

1.1. Осуществление в автоматизированной информационной системе ФНС России (далее - АИС) мероприятий регионального уровня по реализации технологических процессов при администрировании имущественных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог) ;

Далее - имущественные налоги.

1.2. Обеспечение исчисления имущественных налогов, формирования и направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в части, касающейся имущественных налогов);

1.3. Проведение в соответствии с законодательством о налогах и сборах мероприятий налогового контроля в части камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по имущественным налогам;

1.4. Информирование налогоплательщиков и иных лиц по вопросам, относящимся к задачам и функциям Отдела;

1.5. Обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам, относящимся к задачам и функциям Отдела;

1.6. Формирование статистической налоговой отчётности, аналитической, справочной и иной информации по вопросам деятельности Отдела.

2. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

2.1. Обеспечение в АИС исчисления имущественных налогов в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2.2. Обеспечение формирования в АИС и направления (передачи, вручения) налоговых уведомлений (за исключением налога на доходы физических лиц) , сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также рассмотрение представленных в связи с указанными сообщениями пояснений и (или) документов;

Указанное исключение не указывается для отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ.

2.3. Проведение в соответствии с законодательством о налогах и сборах камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по имущественным налогам;

2.4. Формирование и ведение в АИС нормативно-справочной информации, ведомственных классификаторов/справочников, используемых для администрирования налогообложения имущества (на региональном уровне), подготовка и направление в ФНС России предложений об актуализации указанных классификаторов/справочников федерального уровня;

2.5. Рассмотрение в соответствии с законодательством о налогах и сборах формализованных документов налогоплательщиков (заявлений, сообщений, уведомлений) по вопросам налогообложения имущества с внесением результатов их рассмотрения в АИС и информированием налогоплательщиков в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2.6. Рассмотрение обращений по вопросам налогообложения имущества в порядке, установленном законодательством;

2.7. Обеспечение предусмотренного законодательством о налогах и сборах и межведомственными соглашениями информационного взаимодействия регионального уровня:

2.7.1. с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в части предоставления и обработки сведений о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах;

2.7.2. с органами (подразделениями) Пенсионного фонда Российской Федерации в части предоставления и обработки сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов;

2.7.3. с органами и лицами, указанными в пункте 2 статьи 362, пунктах 18-20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в части получения и использования сведений, необходимых для администрирования имущественных налогов;

2.7.4. с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2.7.5. с потребительскими кооперативами в части предоставления в налоговый орган сведений о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное членам потребительских кооперативов и иным лицам, имеющим право на паенакопления;

2.8. Организация деятельности межведомственных рабочих групп с участием УФНС России по субъекту Российской Федерации и органов (организаций, должностных лиц), информационное взаимодействие с которыми относится к функциям отдела, мониторинг форматно-логического контроля прохождения сведений, полученных от указанных органов и лиц (если проведение такого контроля предусмотрено нормативными правовыми актами), и обеспечение исправления выявленных ошибок;

2.9. Реализация мероприятий (планов-графиков контрольных событий) по подготовке к массовому направлению налоговых уведомлений, сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, в том числе нормализации сведений в АИС;

2.10. Формирование статистической налоговой отчётности, аналитических материалов, справок и иной информации по вопросам деятельности Отдела в соответствии с нормативными правовыми актами, организационно-распорядительными документами и поручениями ФНС России, руководства УФНС России по субъекту Российской Федерации;

2.11. Обеспечение загрузки и актуализации данных информационного ресурса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" для размещения на официальном сайте ФНС России;

2.12. Участие в подготовке заключений по жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, связанным с вопросами исчисления и уплаты имущественных налогов;

2.13. Участие в публичных информационных кампаниях, проводимых налоговыми органами по темам, касающимся налогообложения имущества;

2.14. Осуществление иных функций при реализации задач Отдела в соответствии с нормативными правовыми актами, организационно-распорядительными документами и поручениями ФНС России, руководства УФНС России по субъекту Российской Федерации.

Налоговая политика в регионах страны находится под управлением местных областных и окружных администраций. Именно там утверждаются экономические стратегии развития региона, в том числе и основные направления налоговой политики. 2022 год будет уже следующим, поэтому во многих регионах уже ведется работа по формированию бюджета. В некоторых регионах уже прошли заседания местной администрации, на которых среди прочих вопросов были утверждены планы по налогообложению.

Основные направления налоговой политики на 2022 год

К примеру, в Ненецком автономном округе, основные направления налоговой политики на 2022 год будут связаны со стимулированием инвестиций в производство. Это означает, что власти округа готовы к сохранению существующих налоговых послаблений и даже введению новых упрощенных схем налогообложения, но только в том случае, если они направлены на рост инвестиций в сферу производства. Иными словами, деньги, сэкономленные на уплате налогов должны идти на пользу производству, только в таком случае для предприятия будет применяться упрощенная схема налогообложения.

Можно считать такую налоговую политику вполне уместной, ведь местные власти прекрасно осознают, что именно крупные предприятия региона при условиях процветания и стабильного экономического роста способны обеспечивать стабильность бюджета всего региона. Введение упрощенных схем налогообложения для таких предприятий способно дать дополнительный толчок к их развитию, ведь деньги, сэкономленные на уплате налогов, могут пойти на закупку дополнительного оборудования, увеличение мощности производства, создание новых рабочих мест, улучшение материально-технической базы, увеличение уровня заработной платы, работа с экспортными поставками за границу, и т.д. Именно на таких условиях и предлагается упрощенная схема налогообложения. Предприятие должно отчитаться перед государством, куда конкретно были потрачены деньги, которые сэкономлены на применении к нему подобных налоговых преференций.

Похожим образом выглядят основные направления налоговой политики на 2022 год и в некоторых других регионах России.

Налоговая политика на уровне государства

Формированием принципов налоговой политикой на государственном уровне занимается специальный орган – Федеральная Налоговая Служба. В целом работа ведется согласно существующему документам, регулирующим основные принципы налогового законодательства – Налоговому Кодексу РФ, а также принятому бюджету государства. Бюджет страны уже был принят на период в 2 года (2020-2021). Хоть информации о программе работы Федеральной Налоговой Службы на 2022 год еще не поступало, исходя из принятого бюджета, а также последних тенденций в сфере налогообложения, можно предположить, что в государстве продолжится работа по уже имеющимся направлениям:

  1. Пересмотр существующих налогов для предприятий, бизнеса и граждан, с целью выявления неэффективно применяемых льгот. Таким образом, финансовые эксперты говорят о возможной отмене налога на движимое имущество,
  2. При выявлении неэффективных схем налогообложения – их постепенное выведение с одновременной разработкой и внедрением новых, более справедливых и эффективных налогов. Наиболее яркие пример – введение в тестовом режиме налога на самостоятельно занятых граждан в 4 регионах страны в 2019 году. В случае успешности проекта, в 2022 году вполне возможно расширение регионов действия данного налогового проекта. Данный налог необходимо оплачивать гражданам, деятельность которых не зарегистрирована в качестве юридического лица или ИП. Сюда относятся лица, осуществляющие мелкую торговлю, оказание бытовых, репетиционных услуг и т.д. Полный список можно найти на официальном сайте ФНС. Еще один налоговый сбор, введенный в 2019 году в тестовом режиме касается нефтяной сферы – налог на дополнительный доход от добычи. В случае успеха этого проекта, в 2022 году также вероятно его расширение в масштабах всего государства.
  3. Постепенное сокращение существующего дефицита налоговой казны. Однако, происходить это должно не за счет механического увеличения существующих налогов, а за счет более эффективной работы с уже существующими: применение более жестких мер в борьбе с неплательщиками, гражданами и юридическими лицами, всяческим образом уклоняющимися от уплаты налогов, то есть повышение собираемости уже введенных эффективных налогов, вместо введения новых.
  4. Информатизация системы налогообложения. Этот проект является одним из ключевых задач последних лет. Связан в первую очередь с внедрением цифровых источников хранения и переработки информации на всех уровнях работы по налоговым сборам, создание единой электронной базы налоговых органов, и интеграция данной базы с базой данных таможенных органов. Таким образом значительно упрощается работа с огромным количеством документов, что положительно сказывается на эффективности всей системы налогообложения. Однако, к сожалению руководства, процесс информатизации в государстве затягивается ввиду различных причин. Ведь информационные технологии мало внедрить, их использованию необходимо обучить работников, создавая специальные обучающие курсы и тренинги. Это ведет к дополнительным финансовым затратам и трате времени. Кроме того, если говорить о региональном уровне, то во многих случаях, имеющаяся материально-техническая база не позволяет переходить на цифровую обработку информации. Выделяемые из бюджета средства расходуются неэффективно, что значительно тормозит процесс полного перехода на работу с цифровыми базами данных и электронными носителями информации.

Улучшение и совершенствование налоговой политики в 2022 году

В качестве подтверждения перехода на работу с цифровыми источниками информации, можно привести новый проект ФНС под названием «Старт за ноль», вышедший в 2019 году. При регистрации нового ИП или юридического лица с подачей заявления в электронном виде, граждане полностью освобождаются от уплаты госпошлины за данную процедуру. Данная мера позволяет одновременно поддержать начинающих бизнесменов, а также стимулирует переход именно на работу с электронными источниками обработки информации. К тому же это действительно удобно: нет необходимости лично посещать органы ФНС для подачи заявления на открытие собственного бизнеса.

В целом, можно отметить, что работа по налогообложению в 2022 году напрямую связанна с уже принятым бюджетом, и будет направлена на более эффективное расходование бюджетных средств государства, пересмотр неэффективных налоговых проектов и их постепенная замена новыми, переработанными схемами налогообложения.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Читайте также: