Основной целью корпоративного налогового менеджмента является

Опубликовано: 06.05.2024

1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. [38] Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Структура корпоративного управления и менеджмента российских компаний

3. Структура корпоративного управления и менеджмента российских компаний Российская система управления акционерным обществом сложилась на основе применения практики, использующейся компаниями, ведущими свою деятельность в поле континентального и общего права. Общие

2.2.1. Стандартизированные модели менеджмента в системе корпоративного управления

2.2.1. Стандартизированные модели менеджмента в системе корпоративного управления На уровне организации любые стандартизированные решения на системы менеджмента попадают в одну среду и должны подчиняться единым нормам корпоративного управления. Рис. 22 иллюстрирует

2. Содержание налогового менеджмента

2. Содержание налогового менеджмента Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой,

3. Основы организации налогового менеджмента

3. Основы организации налогового менеджмента Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро– и микроуровне обусловила выделение в общей системе налогового менеджмента двух звеньев – государственного и корпоративного.В рамках государственного

4. Элементы налогового менеджмента как системы управления

4. Элементы налогового менеджмента как системы управления Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:– организация управления налоговым процессом;– налоговое

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента В российской теории и практике считается, что государство является неэффективным управленцем-хозяйственником и его деятельность находится вне рыночных отношений, а поэтому управление финансами и

Глава 3. Основы корпоративного налогового менеджмента

Глава 3. Основы корпоративного налогового менеджмента 1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.Налоговое планирование на

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в

Часть I. Элементы организаций и менеджмента

Часть I. Элементы организаций и менеджмента Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. Значительная часть исследуемой территории будет для вас незнакомой или даже противоречащей тому, что мы, как нам кажется, знаем. Еще больше осложняют дело ограниченные время и

От принятого руководством грамотного, профессионального и квалифицированного решения, связанного с вытекающими налоговыми последствиями, напрямую зависит дальнейшее развитие бизнеса, а также размер чистой прибыли.

Тяжелыми финансовыми потерями для организации могут обернуться необдуманные действия ее работников, а именно: допущение ошибок в расчетах по налогам, несоблюдение налогового законодательства, извлечение личной выгоды. В связи с быстротечным эволюционным процессом в обществе и в государстве в целом, с такими процессами развития, как: становление государства, стабильное развитие производственных организаций, с открытием внешнего рынка, с началом развития научно-технического прогресса, с интенсивным развитием налогового законодательства и налоговой системы в целом, с возникновением новых экономико-правовых отношений между государством и гражданами, а также с зарождением глобализации рынка образуется появляется необходимость возникновения консультационных услуг в сфере налогообложения.

Возникает необходимость в качественном управлении финансовыми потоками организации, оптимальном составлении налоговой политики, которая сможет оптимизировать налоговые отчисления в рамках законодательства, позволяющего создавать благоприятные условия для ведения бизнеса.

Управление налоговыми платежами требует своеобразного практического и методологического подхода. Налоги не должны создавать барьеров в предпринимательской деятельности и мешать развитию организации. Присутствие в организации высококвалифицированных специалистов позволяет обеспечить стабильное ведение хозяйственной деятельность, так как основными задачами для них являются проведение финансового анализа деятельности организации, а также анализ обеспечения деятельности организации с налоговой точки зрения. Даже в случае, если роль налогов в организации является не значительной, необходимость в налоговом консалтинге сохраняется. Данный фактор имеет свои приоритеты, так как позволяет своевременно и безошибочно исчислять налоги, а также стремиться к их оптимизации.

Управление налогами в организации и налоговое планирование в настоящее время называются корпоративным налоговым менеджментом, который крайне необходим в системе управления любой организации. Его основная задача – наладить механизм управления организацией. Специалистам в области налогового консультирования необходимо обладать должным профессионализмом, необходимыми знаниями в области не только налогового и всего правового законодательства в целом. В самой профессии налогового консультанта заложена ответственность за качество предоставляемых услуг. В настоящее момент организации считают приоритетным шагом прибегать к помощи аудиторских и консалтинговых фирм, которые добиваются развития корпоративного налогового менеджмента в организации заказчика.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно-обоснованных рыночных форм и методов и принятие управленческих решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро и микроуровне [1]. Учитывая то, что налоговый менеджмент объединяет в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями, он представляет собой систему, которая базируется на основе определенных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление. Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента организаций как системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятие стратегических и тактических решений.

Выступая в качестве системы управления, налоговый менеджмент имеет свой объект и субъект управления, а также основную цель (рис.1.1.).

Рис.1.1. Основные составляющие понятия «корпоративный налоговый менеджмент»

Между государством и организациями (налогоплательщиками) должен существовать баланс, только тогда оба субъекта будут реализовывать свои цели. Малейшее отклонение в выполнения организационной функции сказывается на стабильности налогового законодательства, что приводит к негативному воздействию государственного регулирования на экономику страны [3].

Основной целью корпоративного налогового менеджмента в организации является оптимизация и управление налоговыми платежами. В большинстве организаций деятельностью по управлению налоговыми платежами занимается либо специалист финансового отдела (налоговый менеджер), либо работник бухгалтерии. Однако, как показывает практика, работники бухгалтерии не всегда обладают квалифицированными навыками, что приводит к нерациональному использованию денежных потоков предприятия, а руководство организации не обладает требуемым количеством времени для изучения всех тонкостей налогового законодательства. Решение данной проблемы заключается в привлечении налоговых менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области налогового законодательства и способных отслеживать малейшие изменения, касающиеся налогов и сборов. Обращаясь к консультанту клиент надеется, что основываясь на своем опыте и знаниях, консультант качественно решит его проблему. В результате работы должны быть заинтересованы две стороны – клиент и консультант. Иногда качество услуг налогового консультанта зависит от клиента: недостаток и неточность предоставленной клиентом информации, срочность решения проблемы и другие критерии, оказывающие влияние на качество и результат консультации.

Одним из основных критерий отбора налоговых консультантов или налоговых менеджеров, привлекаемых организациями налогоплательщики, является соблюдение специалистами принципов профессиональной деятельности налогового консультанта. В Российской Федерации данные принципы разработаны Палатой налоговых консультантов, но до сих пор не закреплены законодательно. Рациональным решением проблемы для крупных организаций является создание внутренних налоговых отделов, отвечающих за все налоговые отчисления и их оптимизацию.

Управленческие решения, принимаемые руководством организации, требуют определения конкретных целей, задач и программы действий для достижения поставленных целей. Изменения во внешней среде играют немаловажную роль в процессе принятия управленческих решений, таким образом для государства эти изменения выражаются в поведении налогоплательщиков, а для налогоплательщиков – малейшие изменения в российском законодательстве.

Принятие управленческих решений основывается на обработке и анализе предоставляемой информации. Важную позиция, в процессе принятия управленческого решения, занимает информационное обеспечение. Механизм налогового менеджмента представляет собой совокупность действий, совершаемых субъектом, с целью достижения определенных результатов. В процессе принятия управленческого решения можно выделить следующие стадии: постановка цели и задачи; систематизация полученной информации; подборка инструментов управления и методов применения; управление налоговыми потоками; принятие управленческих решений или решений, касающихся налоговых доходов и расходов; разработка плана развития, а также внедрение разработанных схем; контроль за соблюдением и выполнениям принятых решений [5].

Степень эффективности налогового менеджмента в организации определяется достижением управленческих целей. Постановка новых целей обозначает разработку новой стратегии и тактики. Каждая цель выражается с помощью определенного показателя, к примеру: сумма налоговых доходов и расходов определяет общую сумму чистой прибыли организации, а абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический рост, свидетельствуют о финансовом состоянии организации. Это относится и к стратегическим и к тактическим целям и задачам, для реализации которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективность налоговых доходов и расходов). Соответственно, задачи налогового менеджмента сводятся к следующему: обеспечить роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при доступном уровне налоговых рисков; минимизировать налоговые риски при заданном объеме налоговой прибыли; обеспечить эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; достичь оптимального уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации; оптимизировать входящие и исходящие налоговые потоки; а также другие задачи.

Надлежащее выполнение налоговым менеджером своих функций и обязанностей позволяет решить поставленные задачи и обеспечить налоговое равновесие и сбалансированность налоговых потоков в организации. Понимание налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.

1. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учебник / С.В.Барулин, Е.А.Ермакова, В.В.Степаненко. – М.: Издательство– торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 332с.

2. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 352 с.

3. Тищенко А.Н., Беляевская Л.А.. Функции налогового менеджмента во взаимосвязи на макро- и микроуровнях. Украина: Научно-практический журнал «Економіка промисловості» - «Проблемы современной экономики», №1(36), 2007. - 10с.

4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: Учебник. (Гриф МО РФ) – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 432с.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. «Управленческие решения: учеб. пособие». - М.: Эксмо, 2009. – 448с.

Частное образовательное учреждение

Южный институт менеджмента

А.А. Белоусова,А.В. Белоусова

Налоговый менеджмент

Учебное пособие для студентов

направления 080100 «Экономика»

ББК 65. 261. 41-18

УДК 336.225

Б 43

Рецензенты:

Баладыга Э.Г.,канд.экон.наук, доцент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Ярушкина Е.А.,канд.экон.наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО ЮИМ

Б43А.А. Белоусова, А.В. Белоусова.Налоговый менеджмент. Учебное пособие для студентов направления 080100 «Экономика», – Краснодар: ЮИМ, 2015. – 33 с.

Рекомендовано к изданию научно-методическими Советом ЮИМ (протокол № 8 от 14.04.2015 г.)

© Издательство ЮИМ, 2015

© Белоусова А.В., Белоусова А.А., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта 5

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации. 5

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель. 6

3. Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации. 7

Лекция 2: Организационный механизм функционирования налогового менеджмента в организациях 9

1. Характеристика организационных структур корпоративного налогового менеджмента 9

2. Последовательность формирования налогового менеджмента на предприятии 10

3. Взаимодействие подразделений налогового менеджмента с другими структурами хозяйствующего субъекта 12

Лекция 3: Информационное обеспечение налогового менеджмента. 13

1. Роль информации в повышении эффективности корпоративного налогового менеджмента 13

2. Требования, предъявляемые к формированию информационной системы налогового менеджмента 14

3. Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте 15

Лекция 4: Документационное обеспечение налогового менеджмента. 15

1. Учетная политика организации для целей налогообложения. 15

2. Договорная политика организации. 17

3. Ценовая политика организации. 18

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия 19

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта 19

2. Характеристика этапов налогового планирования. 20

3. Способы налогового планирования. 21

4. Налоговый бюджет организации. 22

Лекция 6: Оценка эффективности принимаемых управленческих решений в области налогового менеджмента 23

1. Оценка эффективности налогового менеджмента. 23

2. Налоговые риски в корпоративном менеджменте. 24

Лекция 7: Зарубежный опыт налогового менеджмента в организациях. 25

1. Организация корпоративного налогового менеджмента в экономически развитых странах 25

2. Возможности применения зарубежного опыта в РФ. 28

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

3.Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации

Содержание и элементы налогового менеджмента организации

Налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и не противоречащих действующему законодательству методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Субъектами налогового менеджмента выступают сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом корпоративного налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на микроуровне.

Предмет корпоративного налогового менеджмента включает в себя:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управление налоговыми платежами в большинстве российских организаций занимается либо специалист финансового отдела, либо бухгалтерии. Реже практикуется внешнее управление налогами.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента позволяет:

1) получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

2) более полно учесть изменения внешней среды;

3) стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений создавать предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

4) обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

5) повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налоговой нагрузки. Если удельный вес налоговых издержек (налоговая нагрузка) не превышает 15% общей суммы выручки хозяйствующего субъекта, то потребность в налоговом планировании и оптимизации налоговых затрат минимальная. При более высоком уровне налоговой нагрузки необходима организация полноценного налогового менеджмента.

Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

Налоговый менеджмент, прежде всего, связан с оптимизацией издержек и налоговым планированием. Довольно часто можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к простому сокращению своих налоговых обязательств. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании содержит в себе и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, применения налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая даёт возможность не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 872 ; Мы поможем в написании вашей работы!

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

2. Налоговое прогнозирование и планирование.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.




Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент– система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

Корпоративный налоговый менеджмент призван решать проблемы управления финансовыми и налоговыми отношениями предприятий и организаций с государством, возникающих в связи с исполнениями ими обязанностей по уплате налогов и сборов. Он является важнейшей частью общей системы менеджмента организации.

По мере роста количественных и качественных показателей организации решение проблем, связанных с налоговыми обязательствами, становятся все более сложными и ответственными. Недостаточный учет этой стороны финансовой деятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом могут привести к серьезным финансовым и моральным издержкам, вплоть до банкротства и ликвидации предприятия.

В связи с важностью этих проблем корпоративный налоговый менеджмент, как специфическая часть общего менеджмента организации все больше входит в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций России.

Он развивается как на самих предприятиях и в организациях, путем создания соответствующих организационных структур, так и путем образования рыночной инфраструктуры в виде аудиторских и консультационных фирм, оказывающих соответствующие услуги в сфере налогообложения по договорам с налогоплательщиками.

Предметом изучения корпоративного налогового менеджмента являются процессы управления финансовыми отношениями с государством, потоками ресурсов предприятий и организаций в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов), порядок осуществления которых строго регламентирован налоговым законодательством.

Объектом изучения корпоративного налогового менеджмента является система отношений, возникающая при организации на уровне предприятий денежных потоков в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов) от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней.

Корпоративный налоговый менеджмент как составная часть менеджмента организации должен выполнять следующие основные управленческие функции:

— организацию налогового менеджмента;

Рассмотрим более подробно эти составляющие.

В литературе в настоящее время существует довольно много определений понятия корпоративного налогового планирования.

Представляется наиболее правильным не "сводить налоговое планирование лишь к минимизации налоговых платежей, как это зачастую имеет место, а рассматривать его с общих целевых установок организации.

В связи с этим под корпоративным налоговым планированием мы будем понимать процесс предварительного рассмотрения и оценки решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и обеспечение выбора из них наилучших решений с позиции общих целевых установок организации. В конечном итоге организацию интересует не сумма уплачиваемых налогов как таковая, а эффективность в рамках общей стратегии организации.

Под налоговым регулированием в общем случае понимается процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирование и введение при необходимости новых налоговых режимов. Эта важная стадия процесса управления, связывающая планирование и налоговый контроль.

На уровне корпоративного налогового менеджмента эту функцию управления фактически не выделяют, предполагая, что она выполняется частично в рамках налогового планирования, частично в рамках организации управления налогообложением на предприятии и внутреннего налогового контроля.

Понятие организации корпоративного налогового менеджмента с точки зрения системного подхода значительно шире и содержательнее, чем формальное представление структуры со сложившимися юридически закрепленными отношениями соподчинения (организационно-хозяйственные структуры).

В широком смысле организацию следует понимать как средство решения проблем управления с помощью специально созданного механизма, обеспечивающего наилучшее использование всех возможностей для достижения поставленных целей.

С этих позиций реализация функций организации системы управления налогообложением на предприятии предполагает:

1) разделение общей сложной задачи на более простые позиции;

2) закрепление этих подзадач за конкретными частями системы с делегированием соответствующих полномочий;

3) установление всех необходимых связей между частями системы для обеспечения должного взаимодействия и обмена информацией при совместном решении задач.

Мотивацию как функцию налогового менеджмента в настоящее время зачастую недооценивают и не выделяют в качестве самостоятельной, полагая, что эта функция должна реализовываться только на уровне государственного налогового менеджмента.

С точки зрения общей теории управления под мотивацией понимают возможность целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач системы управления.

В системе корпоративного налогового менеджмента функция мотивации также должна рассматриваться как одна из важнейших, поскольку собственные интересы и целевые установки людей и коллективов зачастую могут не совпадать с общими целями организации.

И здесь необходимо исходить из общих известных способов мотивации:

2) с помощью стимулирования;

3) сочетанием принуждения и стимулирования.

Мотивация через принуждение должна базироваться в организации на нормах налогового, гражданского и трудового законодательства, а также на системе внутренних нормативных документов (приказов, инструкций, рекомендаций), определяющих ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей.

В системе материального и морального стимулирования, действующих на предприятии, должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия для целенаправленного воздействия на людей для успешного решения задач налогового менеджмента.

Налоговый контроль занимает существенное место в системе корпоративного налогового менеджмента.

Содержание, формы и способы его осуществления существенным образом могут отличаться в зависимости от величины предприятия, его организационно-правовых особенностей и т.п.

Однако в основу корпоративного (внутреннего) налогового контроля должны быть положены общие принципы реализации этой важнейшей функции управления.

С позиции теории управления контроль предполагает:

1) выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за рассматриваемый период времени;

2) сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами;

3) разработку и применение действий, направляемых на устранение выявленных отклонений.

В связи с этими общими установками под корпоративным (внутренним) налоговым контролем понимают целенаправленную и систематическую деятельность, направленную на организацию налогового учета на предприятии; контроль за правильностью расчета налогов и своевременностью их уплаты; выявление и устранение допущенных налоговых ошибок и налоговых правонарушений (до проверки налоговых органов); минимизацию финансовых и административных последствий налоговых правонарушений.

Вместе с тем корпоративный налоговый контроль должен удовлетворять некоторым специфическим организационно-экономическим принципам:

1) обеспечение в процессе контроля интересов как государства, так и предприятия, а также его экономических контрагентов;

2) доступность результатов корпоративного контроля для их анализа государственными налоговыми и таможенными органами, другими контролирующими органами, а также банками;

3) аналитичность и содержательность отчета по внутреннему налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств;

4) простота и доступность для компьютерной обработки налоговой информации.

Организационная структура, процедура и система технологий корпоративного налогового контроля существенным образом зависит от масштаба предприятия, сферы его деятельности, перечня налогов, которое оно уплачивает, и других факторов.

Построение системы эффективного внутреннего контроля, особенно в условиях несовершенства и нестабильности российского законодательства представляется довольно сложной задачей, имеющей свои специфические особенности.

Наиболее полно и последовательно процедуры и система технологий корпоративного налогового контроля проработаны Р.Ф.Га-лимзяновым1.

Как показали исследования, подавляющую роль в возникновении налоговых ошибок играет субъективный фактор. По данным Р.Ф.Галимзянова 75% налоговых ошибок связано с человеческим фактором, а именно: недостаточной квалификацией работников, ошибками из-за невнимательности, недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей и т.п.

В связи с этим система корпоративного контроля должна максимально компенсировать негативное влияние субъективного фактора в налоговых расчетах и устранять налоговые ошибки при реализации предприятием налоговых обязательств.

При построении системы корпоративного налогового контроля представляется целесообразным использовать предложенную Р.Ф. Галимзяновым технологическую схему внутреннего контроля налоговых расчетов, основанную на анализе практической деятельности предприятия.

В практической деятельности предприятия часто возникают ошибки, которые можно классифицировать по причинам их возникновения:

1) отсутствие или неправильное оформление (с точки зрения налогового законодательства) первичных документов (приказы, акты, договоры, накладные, счета, счета-фактуры и пр.);

2) ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства;

3) несвоевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;

4) арифметические ошибки;

5) несвоевременное представление отчетной документации в налоговую инспекцию;

6) нарушение сроков уплаты налогов.

Общая идея технологии внутреннего контроля налоговых расчетов состоит в том, что на предприятии должен быть создан банк (в более простых случаях таблица) типовых хозяйственных операций с указанием необходимых для их оформления первичных документов, нормативных актов, бухгалтерских проводок с указанием элементов налогообложения, с которым корреспондируется данная операция. Это означает, что для каждой хозяйственной операции, начиная от оформления этой операции первичными документами, далее описанием налоговых решений, принимаемым по этой операции, налогового расчета и кончая процедурой уплаты налога, должна быть четко расписана вся совокупность действий.

Это позволяет вместо спонтанных, субъективных решений отдельных лиц положить в основу налоговых решений процедурный принцип, где каждый последовательный этап принятия налогового решения вплоть до уплаты налога четко определен, закреплен за конкретным исполнителем, несущим ответственность за свою деятельность, и всесторонне проверен. Организационно внутренний контроль поддерживается группой сотрудников во главе с налоговым менеджером, между которыми распределены функции контролеров, проверяющих работу исполнителей, и налоговых экспертов, обосновывающих налоговые решения. Численность группы определяется размерами предприятия и сложностью налоговых расчетов.

Функциями этих групп (экспертных комиссий), на которые ложится главная задача в системе налогового контроля, являются:

— разработка типовых хозяйственных операций и их ежемесячный контроль;

— анализ нетипичных хозяйственных операций, ситуаций и формирование для них карты налоговых решений;

— анализ и контроль исполнения других технологических документов.

Помимо превентивных контрольных действий система внутреннего налогового контроля предусматривает осуществление регулярных проверок по отдельным налогам и сборам. По результатам текущего планового контроля заполняются специальные карточки учета, записи в которых затем дополнительно контролируются, что повышает надежность контрольных действий.

Таким образом, правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок и тем самым свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам камеральных и выездных проверок налоговыми органами.

Кроме того, правильно организованный корпоративный налоговый контроль обеспечивает руководству организаций уверенность в надежности решений с позиций налогообложения, освобождает от необходимости решать налоговые проблемы после внешних налоговых проверок.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Функции корпоративного налогового менеджмента

Функции корпоративного налогового менеджмента

Читайте также: