7 мультипликатор автономных расходов может быть равен налоговому мультипликатору

Опубликовано: 02.05.2024

date image
2018-02-14 views image
1097

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу

Выражение представляет собой мультипликатор (автономных)потребительских расходов.

Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен .

Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и алгебраически. Поскольку:

Функция потребления, принимая вид: С = С + mрc (Y – Т).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход.

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов. Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению автономных расходов, вызванному любым их компонентом.

, где m – мультипликатор автономных расходов, ΔY – изменение равновесного ВВП, ΔА - изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП. Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому основной задачей бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины склонности к потреблению (MPC).

41. Кейнсианские модели экономического роста. Модель Домара. Модель Харрода.

В основе кейнсианских моделей лежат следующие предпосылки: рост совокупного дохода является функцией накопления капитала и капиталоемкость не зависит от соотношения цен производственных факторов, а определяется только техническими условиями производства.

Модель Домара. Фактором увеличения совокупного спроса и предложения служит прирост инвестиций. Если инвестиции возросли на DI, то в соответствии с эффектом мультипликатора автономных расходов совокупный спрос возрастет на величину DI/mps. Условием динамического равновесия является равенство прироста AD и AS. Прирост AS – DYas=aDK, где альфа – предельная производительность капитала, а Dk обеспечивается инвестициями. Т.е. DYas=aI. Тогда равновесный экономический рост достигается при условии что DYas=DYad. Или же DY/Y=DI/I=a*mps

44. Неоклассические модели экономического роста. Модель Солоу..

Модель Солоу. Необходимым условием равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и предложения. Предложение описывается производственной функцией с постоянной отдачей от масштаба, т.е. Y=F(K,L) и для любого z>0 верно, что zF(K,L)=F(zK,zL). Тогда если z=1/L, то Y/L=F(K/L,1). Y/L=y, K/L=k. Тогда y=f(k).По мере роста фондовооруженности, то есть k, производная этой функции убывает.

Совокупный спрос у Солоу определяется как сумма инвестиций и потребления. y=c+i, где c и i – инвестиции и потребление в расчете на 1 занятого. Т.к. часть дохода идет в сбережения, то y=c+(1-s)y, откуда i=sy. Т.е. в условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и прямо пропорциональны доходу.

Изменение суммы автономных запланированных расходов, определяемых величиной A = a +1 + G + Xn, приводит к смещению линии запланированных расходов E = A + bY . Предполагается, что налоги отсутствуют.

Мультипликатор автономных расходов (М) — отношение изменения дохода (валового внутреннего продукта) от равновесного к изменению автономных расходов, вызвавшему это изменение дохода. Он определяется по формуле

где AY — приращение выпуска; АА — приращение суммы автономных запланированных расходов, вызванное приращением одной или нескольких составляющих.

Величина М отлична от единицы, т.е. приращение автономных расходов не равно приращению выхода. Это связано с тем, что однократное изменение автономных расходов порождает многократное изменение выпуска.

^ AY 1 М = АА 1 - b где b — склонность к потреблению.

> Пример 6.3. Правительство увеличило заработную плату работников оборонного сектора на 5 млрд руб. Предельная склонность к потреблению в обществе составляет 0,8. Определить увеличение внутреннего валового продукта. Решение. Мультипликатор равен:

Валовой внутренний продукт увеличился на

AY = AA • M = 5 • 5 = 25 млрд руб. 4

Рассмотренный эффект мультипликатора используется многими правительствами для регулирования экономики. Например, во вре-мена Великой депрессии в конце 1920-х и в начале 1930-х гг. пра-вительство Ф. Рузвельта в США использовало рекомендации Кейн- са для стабилизации экономики.

Эффект мультипликатора приводит не только к положительным последствиям, как в рассмотренном примере выхода из депрессии, но и к экономической нестабильности из-за колебаний деловой активности, что будет показано в гл. 9. Для нейтрализации этого эффекта в задачи правительства входит задача уменьшения величины предельной склонности к потреблению, что снизит амплитуду этих колебаний.

Заметим, что эффект мультипликатора связан с созданием крат-косрочного равновесия. Заметно проявляется этот эффект для со-вокупного предложения, определяемого кейнсианской частью гра-фика на интервале от 0 до YKefec (см. рис. 6.7). Надо отметить, что

инвестиции связаны не только с объемом выпуска, но и с объемом занятости населения, т.е. влияют на безработицу. Первоначальные инвестиции увеличивают доходы и создают занятость в каком-либо секторе экономики. Это, в свою очередь, увеличивает выпуск и за-нятость в соседних секторах, которые выпускают потребительские товары.

В классической теории, представленной на графике рис. 6.7 вертикальной линией, равновесие характеризуется полной занятостью. Цены и заработная плата — величины нестабильные. При наступлении равновесия при уровне полной занятости планируемые инвестиционные расходы равны сбережениям. Экономика функционирует на уровне, соответствующем потенциальным воз-можностям. Потенциальный равновесный объем выпуска в этом случае обозначен знаком YKn. Отклонение выпуска от потенциального равновесного объема YKn может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Отклонение выпуска от потенциального равновесного объема YKn в сторону увеличения приводит к инфляционному разрыву, т.е.

к повышению инфляции.

динаты (кл, ЕКЛ). Пусть за счет приращения суммы автономных

запланированных расходов линия расходов сместилась вверх. Это приращение ДА называют инфляционным разрывом. У новой точки равновесия координаты должны быть равны (Yj, Е1). За счет уве-личения автономных расходов и эффекта мультипликатора спрос увеличился. Однако выпуск является потенциальным, т.е. в долго-срочном периоде не может увеличиться, так как все ресурсы задей-ствованы. Все это в совокупности приводит к возрастанию цен, т.е. к росту инфляции. Постепенно выпуск уменьшается до равновесного объема Ym, т.е. экономические показатели смещаются в точку

Отклонение выпуска от YKn в сторону уменьшения приводит к дефляционному (рецессионному) разрыву. Смысл дефляционного разрыва поясняется на рис. 6.12.

A-ДА А Х^Ь = А + bY Рис. 6.12. Дефляционный разрыв

Так же как и прежде, точка равновесия имеет координаты (Укл, ЕКЛ). Пусть за счет сокращения суммы автономных запланиро-ванных расходов линия расходов сместилась вниз на величину ДА , называемую дефляционным разрывом. У новой точки равновесия координаты равны (У2, Е2). Уменьшение выпуска связано с увеличением безработицы. Спад производства и повышение безработицы увеличиваются за счет эффекта мультипликатора. Для преодоления дефляционного разрыва надо стимулировать совокупный спрос до перемещения равновесия в точку (Укл, ЕКЛ).

> Пример 6.4. Сумма автономных запланированных расходов А2 составляет 600 млрд руб., а предельная склонность к по-треблению — 0,8. Потенциальный равновесный объем выпуска равен 3500 млрд руб.

Определить разрыв дохода и дефляционный разрыв. Решение. Найдем равновесный уровень дохода из системы уравнений

Г Е = 600 + 0,8 • Y, [ Е = Y.

Решение этой системы имеет вид: 600

1 - 0,8 1. Разрыв дохода равен

ДY = Yra - Y2 = 3500 - 3000 = 500 млрд руб.

Из формулы E = A + bY при известном потенциальном равновесном объеме E = Y = YKSI = 3500 млрд руб. выпуска и предельной склонности к потреблению 0,8 находим

А = Yra -bYKJl = 3500 - 0,8 • 3500 = 700 млрд руб. Дефляционный разрыв равен

ДА = А - А2 = 700 - 600 = 100 млрд руб.

Проверить решение можно, используя мультипликатор. Мультипликатор равен:

Разрыв дохода равен:

ДY = ДА • M = 100 • 5 = 500 млрд руб. Результат совпадал с полученным выше. Л

В предыдущем разделе было сказано, что кроме планируемых инвестиций на рынке благ существуют и другие автономные расходы. Для того чтобы их определить, нам необходимо отказаться от сделанных ранее допущений и включить в анализ сначала государственный сектор, а затем сектор остальной мир.

Если мы рассмотрим замкнутую экономику с участием государства, то в этом случае уравнение планируемых совокупных расходов AEпримет следующий вид:

AE = Ca + MPCY + I + G,

где G –это государственные расходы на закупку товаров и услуг. Их объем (уровень) зависит от политики государства и от государственного бюджета, но непосредственно не зависит от национального дохода Y, т.е. G – это автономные расходы. (График этих расходов в соответствующих координатах – горизонтальная линия).

Таким образом, если мы рассматриваем замкнутую экономику с участием государства, то при росте государственных расходовG мы сталкиваемся с эффектом мультипликатора государственных расходов (рисунок 6.6).

Изменения на рисунке 6.6 идентичны изменениям на рисунке 6.5. Мы опять получаем мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода Y. Но источником этого воздействия в данном случае являются не рост инвестиций, а рост государственных расходов G:


= K > 1

Поэтому K в данном случае называется мультипликатором государственных расходов. Значение этого мультипликатора равно значению мультипликатора инвестиций:

K =

A = Ca + I + G
Рис. 6.6

AE1 = A + MPC×Y + ΔG

AE = A + MPC×Y

0 Ye Ye1 Y

Если мы включаем в анализ государственный сектор, мы не можем ограничиться включением только государственных расходовG, но должны также включить налоги, прежде всего ставку (чистого) налогообложения t. Это приводит к следующим уже известным вам изменением:

1.Уравнение планируемых совокупных расходов примет вид

AE = Ca + MPC(1-t)Y + I + G.

2.На рисунке 6.6 изменится (уменьшится) угол наклона кривых AE и AE1: он станет равен MPC(1-t).

3.Изменится (уменьшится) величина мультипликатора автономных расходов K (в том числе мультипликатора инвестиций и мультипликатора государственных расходов):

K =
=

Это означает, что в отличие от государственных расходов, рост которых оказывает стимулирующее воздействие на экономику, налоги воздействуют на экономику угнетающе:

рост ставки налогообложения уменьшает мультипликативный эффект, вызванный ростом инвестиций и государственных расходов.

Этот вывод получит дальнейшее развитие при анализе бюджетно-налоговой (фискальной) политики (лекция 14).

Нам осталось отказаться от последнего допущения относительно замкнутого характера анализируемой экономики. Тогда уравнение планируемых совокупных расходов принимает вид:

AE = Ca + MPC(1-t)Y + I + G + Xn

AE = Ca + MPC(1-t)Y + I + G + X – Im

Что касается экспорта X,то это элемент автономных расходов, так как он зависит от дохода страны-импортера, но не зависит от дохода страны-экспортера. Поэтому увеличение экспорта вызывает мультипликативный эффект (рисунок 6.7) аналогично автономным расходам, рассмотренным ранее (I и G).

Однако если мы включаем в анализ импорт, то изменяется величина мультипликатора расходов K, так как импорт зависит от дохода страны-импортера Y:

MPIm =
– предельная склонность к импорту

Тогда уравнение планируемых совокупных расходов в открытой экономике с участием государства будет иметь вид:

AE = Ca + MPC(1-t)Y + I + G + X - MPIm×Y

AE = A + Y(MPC – MPCt – MPIm)

A = Ca + I + G + X

На рисунке 6.7 представлен эффект мультипликатора расходов на экспорт X:


> 1.

Значение мультипликатора получим, вычитая Ye из Ye1:

Ye = A + Ye(MPC – MPCt – MPIm)

Ye1= A + Ye1(MPC – MPCt – MPIm) + ΔX

Ye1 – Ye = A + Ye1 (MPC – MPCt – MPIm) + ΔX - A - Ye(MPC – MPCt – MPIm)

ΔY = ΔY(MPC – MPCt – MPIm) +ΔX

ΔY(1 – MPC + MPCt + MPIm) = ΔX


=
=
= K

A = Ca + I + G + X
Tg угла 1: MPC - MPCt - MPIm
AE AS(Y = AE)

AE1 = A + Y(MPC – MPCt – MPIm) + ΔX

AE = A + Y(MPC – MPCt – MPIm)

Таково значение мультипликатора автономных расходов K в открытой экономике с участием государства.

В такой записи мультипликатор автономных расходов называется сложным (развернутым) мультипликатором Кейнса:

K =
=
=
=
или

K =

В знаменателе правой части уравнения представлены основные факторы всех утечек из потока «доходы – расходы», каждой из которых соответствует своя инъекция. Инъекции, в свою очередь, представляют собой автономные расходы:

Мы рассмотрели различные формы проявления мультипликативного эффекта.

Значение эффекта мультипликатора состоит в том, что он представляет собой механизм перехода от одного равновесного состояния к другому (при неизменном уровне цен).

При экзогенном нарушении равновесия на рынке благ, что происходит при изменении любого из автономных расходов, в кейнсианской модели возникают мультипликативные эффекты, суть которых состоит в следующем:

изменение национального дохода (а также объема производства и занятости) больше изменения автономных расходов, обусловивших изменение национального дохода.

Насколько большими будут эти изменения, зависит от факторов утечек: чем большеколичество утечек(иличем большепредельная склонность к сбережению, или чистая ставка налогообложения или предельная склонность к импорту), тем меньшебудет стимулирующее воздействие на национальную экономику каждой из инъекций (инвестиций, государственных расходов и экспорта).

Равновесие при различных уровнях планируемых совокупных расходов. Рецессионный разрыв. Инфляционный разрыв.

Рассмотренная выше простая кейнсианская модель («кейнсианский крест») подтверждает мысль Кейнса о том, что равновесие возможно при любом (а не только потенциальном) уровне дохода, который зависит от уровня совокупного спроса (планируемых совокупных расходов). На рисунке 6.8 изображены три кривые планируемых совокупных расходов.

Ø Кривая AE* представляет совокупный спрос, достаточный для достижения потенциального уровня выпуска (Y*) без инфляции.

Ø Кривая AE1 представляет совокупный спрос, недостаточный для достижения потенциального уровня дохода (Y1 AE*

разрыв в выпуске (gap) = -ΔY

Ø Кривая AE2 представляет избыточный совокупный спрос, при котором имеет место инфляция спроса, так как потенциальный уровень дохода Y* уже достигнут и не может быть увеличен, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Инфляционный разрыв как раз и показывает избыток автономных расходов. Чтобы его ликвидировать, необходимо соответствующим образом сократить автономные расходы.

Ø Главными инструментами, с помощью которых государство может целенаправленно, используя эффект мультипликатора, воздействовать на эффективный спрос, являются автономные государственные расходы и налоги. Об этом подробно будем говорить в теме 14.

Главный вывод модели равновесия на товарном рынке Кейнса:

Доминирующим фактором, определяющим функционирование экономики, является эффективный спрос (значение АЕ в точке равновесия), который под воздействием эффекта мультипликатора изменяется при изменении автономных расходов.

В заключение подчеркнем, что идея Кейнса о наличии в экономике эффекта мультипликатора легла в основу его понимания возможности и необходимости стабилизационной политики государства, причем в его трактовке эта политика связана с использованием прежде всего бюджетно-налоговых инструментов.

Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 525 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов, т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения ( S ). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ ( D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + m рc (Y – Т) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно D Y = КТ D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 – mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 – 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc / (1- mрc)] а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 – mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100.

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину ( D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100 : 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсиди и.

Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов:

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Рефераты Курсовые Дипломные Контрольные Домашние задания помощь в учебе

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

Мультипликатор важен для любой модели, в которой переменные являются функцией доходов:

- это изменение в равновесном производстве, которое возникает в результате изменения автономных расходов на 1 единицу;

- коэффициент, показывающий изменение равновесного объема производства, если имеют место изменения в инвестициях, расходах правительства и налогах;

- это число, которое используется для умножения данного изменения в автономных расходах с целью определения соответствующего изменения в равновесном производстве:

Изменение в расходах на $1 неизбежно вызовет увеличение доходов и производства на $1, но часть этого дополнительного увеличения в доходах также будет израсходовано, и это приведет к следующему увеличению в доходах и производстве, часть которого вновь будет израсходовано и т.д., т.е. дополнительное увеличение доходов должно вызвать последующие расходы.

Табл. 5.1. Расчет мультипликатора (с = 0,75)

Циклы Изменение AD Изменение дохода Общее изменение
1,0
0,75 0,75 1,75
0,56 0,56 2,31
0,42 0,42 2,73
0,32 0,32 3,05
0,24 0,24 3,29
0,18 0,18 3,47
4,0

Изменения возникают в каждом цикле:

1 цикл: AD и расходы увеличиваются на $1.

2 цикл: AD и расходы увеличиваются на ¢0,75, т.е. предельная склонность к потреблению составляет 0,75, поэтому потребители расходуют ¢0,75 каждого дополнительного доллара, который они заработали в качестве дохода.

2 цикл: дальнейшее увеличение производства и доходов, расходуемых в 3 цикле.

Произведенные расходы в каждом цикле ниже, чем в предшествующем. Последняя колонка показывает накопленное, или общее увеличение в доходах, вытекающее из начального прироста расходов на $1.

В этом случае при с = 0,75 общее увеличение доходов составляет 4, т.е. мультипликатор = 4.

ΔY0 = ΔAD = ΔA + cΔY

AD делится на изменения в автономных расходах и на изменения в расходах, вызванных изменениями в доходах (cΔY0)

ΔY0 = 1 / (1 – с) ΔA (5.25)

Мультипликатор (α): α = 1 / (1 – с) (5.26)

На рис. 5.6. графически представлен мультипликационный эффект, вызванный изменениями в инвестиционных расходах.

Изменения в AD показаны на оси ОУ, изменения в производстве и доходах – на оси ОХ; с = 0,75, что представлено наклоном кривой совокупного спроса.

Степень воздействия мультипликатора зависит от:

- размера увеличения в автономных расходах;

- размера мультипликатора, который, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению.

Рис. 5.6. Графическая иллюстрация мультипликатора

Кейнсианская модель с включением государственного сектора. Мультипликационные эффекты, индуцированные государством

Модель с включением государственного сектора

1. Трансфертные платежи и налоги добавляются к функции потребления и мультипликатору.

2. Посредством модели можно проанализировать воздействие изменений в налогах, трансфертных платежах и государственных расходах на равновесное производство.

3. Модель позволяет оценивать влияние налогов и государственных расходов на бюджет.

- из-за добавления налогов и трансфертных платежей потребление становится функцией дохода после уплаты налогов, а не общего дохода;

- трансфертные платежи увеличивают доходы, а налогисокращают;

- кроме того, поскольку налоги – функция дохода (Т = tY), предельная склонность к потреблению изменяется (c' = c(1 – t)), т.е. налоги снижают предельную склонность к потреблению на единицу минус налоговая ставка.

C = C + cYD = C + c(Y + TR – TA)

C = C + c(Y + TR – tY) (tY = TA)

C = C + cTR + c(1 – t)Y, где (5.27)

YD – доход после уплаты налогов (располагаемый доход);

TR – трансфертные платежи;

t – налоговая ставка;

G – государственные закупки.

Графически проиллюстрируем равновесие экономики в модели с включением государственного сектора (рис. 5.7)

Рис. 5.7. Воздействие государства на совокупные расходы

Данная модель показывает увеличение AD благодаря государственным закупкам, однако кривая AD имеет здесь меньший наклон, т.к. налоги снижают предельную склонность к потреблению.

Равновесие:

Y0 = (C + cTR) + c(1 – t)Y + I + G

Y – c(1 – t)Y = C + cTR+ I + G

Y[(1 – c(1 – t)] = A'

Y0 = [1 / (1 – c(1 – t))]A (5.28)

Мультипликаторы:

С добавлением налогов и налоговой ставки, являющейся функцией доходов, мультипликатор становится меньше, чем он был в предшествующей модели: подоходные налоги снижают потребление, т.к. они сокращают прирост потребления, возникающий в результате изменения в доходах. Новый мультипликатор, включающий налоговую ставку, имеет следующий вид:

α = 1 / (1 – c(1 – t)) (5.29)

Табл. 5.2 показывает, что происходит значительное уменьшение величины мультипликатора в результате включения ставки подоходного налога.

Читайте также: