Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета

Опубликовано: 02.05.2024

4. Сущность, функции и виды налогов

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Согласно классической теории налогов (теория налогового нейтралитета), разработанной Адамом Смитом (1723-1790 г.г.), Давидом Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователями налоги - есть один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. А.Смит считал, что поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Позднее, представители неоклассических теорий, признавая лишь некоторое регулятивное значение налогов, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.

В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это ни имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых ее успешного развития. Кроме того, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. По мнению Дж.Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения 6 .

В последнее время практически все современные экономические теории признают огромное значение налогов в экономике. Так по теории экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лэффером в большей степени, чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

Именно в настоящий момент следует признать, что регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

История также знает примеры введения специальных налогов для достижения конкретных тех или иных экономических результатов. Так, в 1948 году во Франции был установлен "исключительный налог для борьбы с инфляцией". Его экономическая цель – уменьшить избыточную покупательную способность и была отражена в самом названии.

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Многие зарубежные экономисты убеждены, что резкое и непродуманное снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок в 80-е годы, в Америке стремительно возрастал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 году, в разгар налоговой "рейгонимики", составляла всего 3,9 % - это самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода.

Необходимо отметить, что согласно теории, снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных налоговых ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

Как считают специалисты экономический рост доходов в США был также обусловлен тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев ослабел стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются и попадают в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

В то же время немногие знают, что, несмотря на снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран снижение налогов само по себе малоспособно что-либо изменить в темпах экономического роста в долгосрочной перспективе.

Однако наиболее наглядно регулирующая функция налогов проявляется при дестимулирующем налоговом подходе, когда те или иные мероприятия государства по ужесточению налогового гнета действуют сразу и непосредственно.

А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:

- справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;

- определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;

- удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

- эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.

Налоги классифицируются по различным признакам.

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

ресурсные налоги (рентные платежи);

налоги, взимаемые от выручки или дохода;

налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

- налоги, относимые на индивидуальный доход;

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, относимые на финансовые результаты;

Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

  • Значение системы налогообложения
  • Что относится к элементам налога
  • Функции налогов
    • Фискальная функция
    • Контрольная функция
    • Социальная функция
    • Регулирующая функция
  • Заключение

В статье дается понятие налогов и приводится краткая характеристика их главных функций.

Значение системы налогообложения

Налоги являются обязательным и безвозмездным платежом, который взимается государством с физических и юридических лиц с целью обеспечить деятельность и нужды государства/общества.

НК РФ закрепляет понятие налогов и регламентирует характер взаимодействия между плательщиками и государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Одной из задач института налогообложения является понижение социального неравенства, т.к. в справедливом государстве больший процент должны выплачивать богатые лица, тем самым обеспечивая более бедные и незащищенные слои населения.

Система налогообложения состоит их ряда обязательств:

  • налоги;
  • сборы;
  • взносы;
  • пошлины;
  • другие виды платежей.

Весь перечень установлен на федеральном уровне. У местных и региональных властей нет права принимать дополнительные виды налогов и повышать их ставки.

В России действует следующая классификация налогов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Что относится к элементам налога

Перед тем, как взимать налог, законодательные и представительные органы власти должны определить его элементы и зафиксировать последние в соответствующих законодательных актах.

Элементами выступают те принципы, на которых базируется построение и организация налогообложения.

Выделают следующие элементы:

  • плательщики;
  • объекты налогообложения;
  • ставки;
  • единицы обложения;
  • льготы;
  • налоговый оклад;
  • источники налога;
  • налоговый период;
  • сроки по уплате.

Функции налогов

Теперь рассмотрим подробно основные функции налогов. Они подразделяются на 4 вида:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Фискальная функция

Она существует во всех государствах и присутствовала на всех исторических этапах их развития. Благодаря фискальной функции происходит формирование государственных финансовых ресурсов, а также создание условий для успешного функционирования государства.

Фискальная функция призвана обеспечить доходную базу бюджета на всех государственных уровнях. Ее основная задача — формирование и распределение финансов государства. Остальные функции являются производными от фискальной.

Одним из основных стимулов для развития экономики в развитых странах является повышенное налоговое бремя в отношении физических лиц по сравнению с юридическими. Таким образом производство начинает расти и расширяться, что во много раз умножает количество рабочих мест.

Существуют ограничения субъективного и объективного характера при осуществлении фискальной функции. Если поступлений налогов недостаточно и сокращение расходов государства не представляется возможным, то прибегают к поиску иных форм дохода. К ним относятся внутренние, внешние, региональные и местные займы. Их размещение способствует возникновению госдолга. Такое обслуживание госдолга за счет средств бюджета приведет в последующем к повышению налоговых ставок, к принятию новых видов сборов/пошлин и т.д. Данный подход, в свою очередь, усилит недовольство плательщиков и понизит производительность, что станет причиной размещения новых займов. Появится риск образования финансовой пирамиды, и в итоге произойдет финансовый крах.

Доля средств, поступающих в казну государства благодаря реализации фискальной функции, понижается по понятным причинам, т.к. содержание налоговых поступлений осуществляется за счет доходов плательщиков.

Контрольная функция

Благодаря контрольной функции образуются предпосылки для установления пропорций в ходе образования и мобилизации доходов разных субъектов экономики. Также происходит оценка эффективности всех налоговых каналов и определяется круг изменений, которые необходимо внести в действующую систему налогообложения.

Контрольная функция и налоговый контроль не являются тождественными понятиями. Контроль реализуется посредством деятельности налоговых и таможенных органов и органами государственных фондов. Они выполняют задачу по соблюдению законодательства через разные проверки.

Контрольную функцию можно рассмотреть на следующем примере. Сначала оцениваются поступившие денежные суммы от физических лиц и предприятий, потом осуществляется сопоставление показателей по доходам с потребностями государства в финансовых ресурсах. Затем по полученным данным оценивают эффективность системы налогообложения и обеспечивают контроль всех финансовых потоков и разных форм деятельности граждан.

Благодаря контрольной функции корректируются положения Налогового кодекса РФ и вся политика РФ, связанная с финансами.

Социальная функция

Она выражена во взимании имущественного и подоходного налогов. Бремя по их выплате лежит на обеспеченной части населения: средства поступают малоимущим гражданам в виде льгот и социальных пособий.

Страховые платежи служат механизмом для осуществления социальной функции. Перечень налогов на доходы физического лица следующий:

  • доходы, не подлежащие обложению;
  • стандартные налоговые вычеты;
  • профессиональные налоговые вычеты.

В период экономического кризиса важность социальной функции значительно возрастает, т.к. в это время основной части граждан нужна социальная поддержка.

В России социальная функция реализована не полностью.

Регулирующая функция

Она оказывает влияние на экономику государства и социальные аспекты. Она способствует регулировке доходов различных слоев населения. Реализация данной функции осуществляется через льготы, платежи и сборы.

Цель таких льгот заключается в уменьшении размера налоговых обязательств физического лица. Льготы делятся на несколько видов:

  • изъятия;
  • скидки;
  • налоговые кредиты.

Изъятием выступают льготы, цель которых — вывести из-под налогообложения отдельные объекты.

Скидки — это вид льгот, которые направлены на уменьшение налоговой базы.

Налоговый кредит — льгота, направленная на сокращение ставки по налогам или окладу.

Основная цель данной функции — регулирование финансовой деятельности предприятий, производящих товары и услуги, посредством установления платежей и сборов.

Регулирующая функция может проявляться в сфере производства, а также через платежеспособность граждан в области спроса и предложения на товары, услуги и т.д.

У регулирующей функции выделяют подфункции:

  1. Стимулирующая, направленная на поддержание развития определенных экономических процессов. Представлена в виде льгот и освобождений, которые в широком спектре представлены для инвалидов, малых предприятий, сельскохозяйственных производителей, благотворительным организациям и т.д.
  2. Дестимулирующая, целью которой служит воспрепятствование развитию тех или иных экономических процессов.
  3. Воспроизводственная. Ее назначение заключается в накоплении средств на восстановление ресурсов. Реализуется через отчисления на производство минерально-сырьевой базы, оплату за воду и т.д.

Заключение

Главными признаками налогов выступают: обязательность платежей со стороны населения; их безвозмездный характер; обеспечение деятельности и нужд государства.

Налоги выполняют 4 основных функции: фискальную — наполнение казны; контрольную — осуществление надзора за платежами; социальную — взимание доходов с населения; регулирующую — установление правил налогообложения.

Налоги как особая финансовая категория выражают присущие финансовым отношениям свойства, имеют отличительные признаки, форму движения и функции. Функции налогов определяют их сущность в социально-экономическом отношении, то есть внутреннее содержание. На сегодняшний день варианты возможны следующие – фискальная, контрольная, регулирующая, социальная, распределительная.

Фискальная функция налогов

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Фискальная функция является основополагающей, прежде всего, для понимания самой природы и сути налога. Этимологически слово берет начало от латинского fiscus – «казна, карман». На практике выражена в обеспечении потребностей государства в плане финансов, то есть любое государство будет всегда соблюдать и охранять свой фискальный интерес. Фискальные отношения можно определить как налогово-доходные и бюджетно-расходные, сосуществующие неразделимо в едином течении государственной жизни.

Обеспечение финансовых запросов государства в реальности обуславливает необходимость разрешения следующих противоречий:

  • какая доля денежных ресурсов может быть сосредоточена на в бюджете без нанесения урона экономическим приоритетам всех субъектов;
  • на какие группы налогоплательщиков будет возложен груз по уплате налогов;
  • какие группы объектов выделить для налогообложения;
  • какие права и обязанности делегировать участникам налогового процесса.

Основное бремя формирования налоговых поступлений в отношении развитых стран возложено на косвенные налоги. Такие взносы уплачивает конечный потребитель товаров, работ, услуг.

На величину налоговой нагрузки существенно влияют такие факторы, как милитаризация, масштабы госвмешательства в экономику, размеры госсобственности. Через фискальную функцию находит отражения главное назначение налогов по поводу аккумулирования финансовых ресурсов государства, направляемых на предоставление государственных благ обществу.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Фискальная функция порождает другую функцию налогов — контрольную.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.

2) Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

  • При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.
  • Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.
  • Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.
  • Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.
  • К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.
Вопрос 2

Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.

Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) 1 см 3 рабочего объёма двигателя

Б) Владимир Александрович

B) легковой автомобиль

Г) заработная плата

Д) земельный участок

1) субъект налога

2) объект налога

3) источник уплаты налога

4) единица налогообложения

  • 1 см3 рабочего объёма двигателя
  • Владимир Александрович
  • легковой автомобиль
  • заработная плата
  • земельный участок
Вопрос 3

Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) налог на добавленную стоимость

Б) налог на прибыль

В) налог на имущество физических лиц

Г) земельный налог

1) прямые налоги

2) косвенные налоги

  • налог на добавленную стоимость
  • налог на прибыль
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • акцизы
Вопрос 4

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира.

2) При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения.

3) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета.

4) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

5) Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.

  • К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира.
  • При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения.
  • Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета.
  • К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.
  • Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.
Вопрос 5

Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) налог на доходы физических лиц

Б) налог на добычу полезных ископаемых

В) транспортный налог

Г) земельный налог

Д) налог на имущество организаций

  • налог на доходы физических лиц
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • транспортный налог
  • земельный налог
  • налог на имущество организаций
Вопрос 6

Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) обеспечение развития

Б) снижение безработицы

В) обеспечение финансирования

Г) сглаживание социального

неравенства в обществе

Д) снижение различий в уровне жизни

в разных регионах страны

  • обеспечение развития научно-технического прогресса
  • снижение безработицы
  • обеспечение финансирования государственных расходов
  • сглаживание социального неравенства в обществе
  • снижение различий в уровне жизни в разных регионах страны
Вопрос 7

Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) уплачивать законно установленные налоги

Б) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах

В) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством

Г) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством

Д) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах

  • уплачивать законно установленные налоги
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством
  • встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
Вопрос 8

В государстве М проводится реформа налогообложения, в ходе которой были увеличены косвенные налоги. Найдите в приведённом ниже списке примеры налогов, ставка которых будет увеличена в ходе проведения данной реформы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на доходы физических лиц

2) налог на добавленную стоимость

4) земельный налог

5) таможенные сборы

6) транспортный налог

  • налог на доходы физических лиц
  • налог на добавленную стоимость
  • акциз
  • земельный налог
  • таможенные сборы
  • транспортный налог
Вопрос 9

Индивидуальный предприниматель Семён за год получил доход в размере 2 млн рублей при затратах 950 тыс. рублей. 120 тыс. рублей он заплатил в качестве налога на доход, и ещё 25 тыс. рублей в качестве налога на имущество. На оставшиеся после уплаты налогов средства Семён приобрёл акции нефтяной компании, рассчитывая на высокие дивиденды. Какие экономические термины характеризуют описанную ситуацию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Читайте также: