Через налоги происходит частичное перераспределение доходов

Опубликовано: 22.04.2024

Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика — дома, земли, транспортные средства и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

— исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

— исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

— исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта.
Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

— у источника — при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

— в момент расходования дохода — при покупке товаров и услуг;

— в процессе потребления — налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

— кадастровый — при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

— административный — налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

— декларационный — предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики — сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога — это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

Американский экономист Артур Лаффер — сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное — влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие — меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход — налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени — как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами — силами спроса и пред­ложения.

Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

Таким образом, «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.

Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений (в том числе неправительственных). Концептуальная основа государственного регулирования – это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Истоки этой проблемы находятся в области распределения ресурсов. Классическая теория полагает, что рынок способен рационально распределить ограниченные ресурсы. В соответствии с так называемой «эффективностью Парето» состояние системы является стабильным, если никакое перераспределение ресурсов (или продуктов) не может улучшить положение одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая положения других. Распределение доходов при этом характеризуется как устойчиво неравномерное. Классическая теория полагает, что распределение доходов не поддается изменению, а любое государственное перераспределение заранее обречено. Неоклассическое направление критически оценивает неравномерность распределения доходов. Предпринимаются попытки найти такой критерий эффективности, который сопоставлял бы процессы, затрагивающие доходы сразу многих потребителей. С этой точки зрения эффективным может быть признано такое перераспределение доходов, при котором прирост богатства выигравших больше потери богатства проигравших.

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем.

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. По расчетам А. Оукэна, утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70 % дохода. «Дыры» эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит как от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением, так и снижением их дифференциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобретать скрытый, неконтролируемый характер. В результате декларируемые социальные приоритеты, выдвигаемые политическими лидерами, оказываются достаточно далекими от результатов правительственных программ. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими законами. Политика должна лишь нейтрализовать барьеры на пути повышения социально–экономической мобильности в обществе и предоставлять четкие ориентиры для идентификации социально значимых типов поведения. В современных условиях наблюдается процесс изменения систем предпочтений и критериев максимизации полезности. Все более значимыми становятся такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциала, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит ошибки в распределении доходов. Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ – это информационная база для принятия решений о приоритетах социальной политики. Общечеловеческое содержание понятий равенство и справедливость – вечная, внеисторическая проблема всех мировоззренческих систем. Вместе с тем категории равенство и справедливость имеют конкретно–историческое содержание, поскольку реализация теоретических концепций осуществляется вполне определенными правительствами и политическими организациями в сложившихся экономических и политических условиях. Равенство и справедливость, в основе своей этические, социально–психологические категории, имеют объективное, экономическое содержание. С точки зрения экономики критерии равенства и справедливо связаны с соответствием экономических отношений источникам и целям экономического роста в конкретно–исторических условиях национальных моделей экономики.

Соотношение между равенством и эффективностью в практике сводится к поиску таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние распределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат в форме сокращения бедности.

Выбор концептуальных основ социальной политики зависит от политического процесса. Однако, если рынок не способен «правильно» распределить доходы, это не дает основания считать, что политический процесс способен найти оптимальное решение.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с планово–административной экономикой – централизованно. В плановой экономике реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФП). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

В переходной период политика регулирования доходов имеет свою специфику:

1–я особенность заключается в том, что в переходной период происходит определенное разрушение функционировавшей до этого системы доходов и формирование новой структуры доходов населения (рис. 10.5.).

Это находит проявление в распространении новых форм доходов:

доходы от акций и других ценных бумаг; процентные поступления от валютных депозитов; арендные поступления; рентные поступления; доходы теневого бизнеса; доходы от предпринимательской деятельности.

Отличительная особенность переходного периода заключается в том, что доля доходов, получаемых в теневой экономике, на отдельных этапах развития возрастает до 50–60%.

2–я особенность переходного периода состоит в снижении доли социальных трансфертных поступлений.

3–я особенность проявляется во все большей концентрации доходов у небольшой части общества.

4–я особенность состоит в том, что в переходной период происходит падение доли заработной платы в общих денежных доходах населения и резкое снижение ее стимулирующего значения. Это ведет к утрате материальной заинтересованности в повышении трудовой активности и ее результатов. Ясно, что такое положение должно вызвать специальные меры государственной политики.

5–я особенность заключается в нарастающем увеличении доли населения с доходами, находящимися ниже черты бедности, что требует срочных и существенно значимых мер государства по их социальной защите. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.

Основные формы доходов

в переходной экономике

Основные источники доходов

Заработная плата и материальные поощрения

Экономическая деятельность в рамках законов

Экономическая деятельность в неправовых рамках (теневая)

Доходы от собственности

Государственные трансфертные платежи

(проценты по вкладам, выигрыши по лотереям и т.д.)

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства.

Социальное партнерство – это система и механизм регулирования противоречий между социальными группами в части перераспределения доходов, на основе принципов партнерства и компромисса. Эта система родилась как долгожданная реакция на длительно сотрясавшие рыночную экономику разных стран забастовки, стачки и т.п. К середине ХХ века принцип социального партнерства получил международное признание и был закреплен в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ).

Социальное партнерство имеет три уровня своей реализации: общенациональный, отраслевой и первичный (предприятия). На каждом уровне переговорно-договорный процесс завершается в форме Соглашения (генерального, отраслевого, коллективного). При умелой организации и соблюдении соответствующих принципов система социального партнерства, как показал международный опыт, дает значимый позитивный эффект, что особенно важно для переходной экономики.

Потребность в перераспределении денежных средств внутри группы дружественных, но формально невзаимозависимых компаний (назовем их условно «холдингом») присутствует на каждой стадии хозяйственной деятельности этой группы. Причем по экономическому смыслу эти потребности можно разделить на две большие группы: оперативное пополнение оборотных средств родственных структур и долговременное инвестирование в новые проекты. Конечно, важнейшим требованием к организации перемещения средств является минимизация налоговых потерь, связанных с таким перемещением. Прежде всего это касается налога на прибыль, так как другие налоги (в частности, НДС, налог на имущество) обычно не являются первостепенной проблемой при перераспределении денежных средств.

Одним из главных принципов построения цепочки движения средств с точки зрения налоговой экономии является наличие в цепочке участников компании, имеющей льготный по сравнению с другими участниками налоговый режим (офшорная компания или компания на ЕНВД, «упрощенке», предприниматель). Соответственно рост налоговой нагрузки на одну из сторон должен сопровождаться налоговой льготой для другой стороны.

Если же мы хотим получить от перемещения еще и какую-то выгоду (а зачастую это возможно), расходы должны увеличиваться у фирмы, применяющей общую систему налогообложения. А прибыль должна формироваться в компании с льготной системой налогообложения. Исходя из этих позиций, рассмотрим наиболее часто используемые способы перемещения средств.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕГ ПО ЗАЙМУ

Несомненный плюс займов состоит в том, что это наиболее простой и разумно объяснимый при налоговой проверке способ передачи денег. Для целей пополнения оборотных средств он подходит почти идеально. Однако при его реализации необходимо учесть некоторые сложности.

Во-первых, на сумму займа необходимо начислять проценты. А это может привести к увеличению налоговой нагрузки. Конечно же, при начислении процентов по заемным средствам потери одного участника (налог на прибыль) компенсируются выгодой другого (уменьшение налоговой базы по прибыли). Однако это не всегда желательно. Например, если компании-заемщику не нужны дополнительные издержки (их и так хватает) или уплата процентов не ведет к снижению его налоговой базы (ЕНВД, «упрощенка» с базой «доходы»), холдинг понесет финансовые потери. Ведь заимодавец в любом случае заплатит с процентов по займу налог на прибыль.

Казалось бы, в этом случае выходом может стать беспроцентный заем. Однако это очень рискованно. Беспроцентный заем (формально не запрещенный законодательством) - потенциальный источник претензий к обоим участникам сделки. Заимодавцу при проверке попытаются доначислить налог на прибыль на величину невыставленных процентов по займу (рассчитав их исходя из ставки ЦБ РФ). А заемщику, в свою очередь, неначисленные проценты по займу могут посчитать доходом (в пределах, скажем, 3/4 ставки ЦБ РФ по аналогии с физическими лицами). В худшем же случае налоговики могут посчитать доходом и сам беспроцентный заем, если найдут достаточные основания для признания сделки не имеющей деловой цели.

Впрочем, при перечислении денежных средств по займу можно не только потерять, но и выиграть. Ведь если ставка налога на прибыль заимодавца ниже ставки налога на прибыль заемщика, при начислении процентов образуется налоговая экономия. Например, заимодавцем выступает физическое лицо (НДФЛ 13%) или предприятие на УСН (единый налог 15% от дохода минус расходы), а заемщиком является компания с обычным налогообложением, прибыль которой облагается по ставке 24 процента. Однако если компания решит снизить налоговые обязательства, установив процент по займу явно выше разумной ставки, налоговики для целей налогообложения разрешат учесть проценты в сумме, рассчитанной на основе статьи 269 НК РФ (ставка ЦБ РФ, умноженная на 1,1 или отклонение не более 20% от других сопоставимых займов). А это не позволит налогоплательщику получить значительную экономию.

Таким образом, наиболее разумным представляется установление процентов по договору займа в рамках ставки ЦБ РФ, умноженной на 1,1. Причем в этих границах ставка может быть любой, даже минимальной. Главное - чтобы заимодавец имел доход от такого займа. Однако для подтверждения наличия у сделки деловой цели желательно, чтобы процентная ставка по выданному займу была выше стоимости привлеченных заимодавцем средств (например, банковских кредитов).

Еще один момент, который необходимо учитывать при перераспределении средств с помощью займов - условие сопоставимости. Если компания-заимодавец ведет активную политику выдачи займов, условия их выдачи должны быть сопоставимыми. Ставки по договорам с аналогичными условиями не должны различаться более чем на 20 процентов. Конечно, нетрудно объяснить сильный разброс процентных ставок различными условиями их выдачи, однако эти различия необходимо заранее предусмотреть в договорах. Например, наличие залога, на порядок бо'льшую сумму займа, иные сроки погашения, финансовое положение заемщика и т. п.

Минфин считает, что статья 40 НК РФ не распространяется на проценты по займам (письмо от 07.11.06 № 03-02-07/ 1-310). Но в любом случае сильный разброс в ставках рано или поздно может привести к налоговому спору.

ВЗАИМНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ВЕКСЕЛЕЙ

Суть следующего способа состоит в том, что компании холдинга продают и покупают векселя, эмитированные одной из компаний холдинга (вексельным центром). Этот способ внутрихолдингового финансирования основан на двух свойствах ценных бумаг. Во-первых, это товар с нулевой ставкой НДС, а во-вторых, цена этого товара может быть отлична от номинала. Именно поэтому перечисление денег внутри холдинга «за векселя» - самый простой и дешевый способ перераспределения ресурсов. Кроме того, наценка при купле-продаже векселя - удобный способ передачи дохода одного структурного подразделения другому, так как не приводит к обязанности платить НДС.

Использование векселя для передачи средств и дохода имеет следующие преимущества:

  • -нет необходимости организовывать реальное движение денежных средств;
  • -все операции можно провести задним числом;
  • -в виде дисконта по векселю родственной компании может быть передана значительная сумма на безвозвратной основе;
  • -купля-продажа ценных бумаг избавляет от необходимости начисления процентов по займу;
  • -возможность более простой передачи долга (смены заимодавца) путем передачи векселя заемщика по индоссаменту от одного лица другому. Причем не просто долга целиком, а любой его части нескольким лицам в зависимости от номинала и срока погашения векселей.

Однако операции с векселями традиционно привлекают особое внимание контролирующих органов.

Кроме того, такой способ перераспределения средств имеет и свои недостатки:

  • -активное использование договоров купли-продажи ценных бумаг серьезно усложняет учет и требует постоянного контроля встречного движения ценных бумаг или денежных средств. Желательно, чтобы векселя передавались согласованно с движением денежных средств и это сопровождалось наличием пусть небольшой, но прибыли;
  • -с учетом последних изменений по НДС (c 2007 года при использовании в расчетах ценных бумаг покупатель обязан уплатить предъявленную и выделенную в счете-фактуре сумму налога денежными средствами - п. 4 ст. 168 НК РФ) расчеты векселями следует проводить очень аккуратно, особенно если они связаны с товарными потоками. Широкое использование векселей также опасно тем, что входной НДС по общехозяйственным расходам должен быть распределен и на вексельные операции. Следовательно, активное использование векселей без проведения облагаемых НДС операций опасно потерями налога для компаний с большим количеством НДС-содержащих общехозяйственных затрат;
  • -средства с помощью векселей невозможно перераспределять через фирмы на «упрощенке». Связано это с тем, что реализация векселей входит в состав выручки такой фирмы, а расходы по их приобретению в закрытом списке принимаемых к уменьшению налоговой базы отсутствуют.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Перераспределение дохода через установление специальных внутренних цен при движении товара по цепочке достаточно часто используется на практике как способ финансирования компаний холдинга. Однако он наиболее рискован, поскольку именно трансфертное ценообразование привлекает особое внимание налоговиков * .

Итак, недостатки этого способа следующие:

  • -товарная наценка - достаточно дорогой способ финансирования, так как сопровождается возникновением обязательств по уплате не только налога на прибыль, но и НДС. В этом смысле трансфертное ценообразование значительно менее удобно по сравнению с куплей-продажей векселей или заемными отношениями. Однако трансфертный способ удобен тем, что деньги, полученные по такой схеме, получаются, по сути, безвозвратно - у получателя денежных средств не возникает никакой дебиторской задолженности;
  • -трансфертное ценообразование очень часто применяют недобросовестные налогоплательщики для минимизации налогообложения (например, в схемах с фирмами-«однодневками» и офшорами). Поэтому традиционно вызывают пристальный интерес контролирующих органов. Тем самым все компании, участвующие в товарной цепочке, подвергают себя серьезному налоговому риску;
  • -если будет выявлена взаимозависимость, у налоговиков будет право пересчитать налоги исходя из рыночных цен (ст. 40 НК РФ);
  • -предъявление налоговиками претензий к одному из звеньев цепочки почти неминуемо вызовет проверку всех компаний, через которые пусть и транзитом, но проходил товар.

Основным же плюсом финансирования холдинга методом трансфертного ценообразования является то, что попутно имеются возможности для получения налоговой экономии. Так, выгоднее сформировать наценку (как правило, это происходит на конечной стадии реализации) на фирме с льготным налогообложением. Например, завод (обычная система налогообложения) производит товар, а продают его конечному потребителю в розницу через магазин на ЕНВД. Очевидно, что на заводе необходимо создать минимальную наценку, а на рознице - максимальную.

Однако здесь та же опасность - налоговики могут проверить сопоставимость цен реализации различным покупателям у производителя (ст. 40 НК РФ) и оценить взаимозависимость продавца и покупателя. При выявлении взаимозависимости и значительной разницы в ценах есть опасность доначисления налогов и применения штрафных санкций.

АККУМУЛИРОВАНИЕ ДОХОДНОСТИ НА ХРАНИТЕЛЕ АКТИВОВ

В последнее время весьма популярным способом аккумулирования и перераспределения доходов холдинга стало создание специальной компании - хранителя активов * . Эта фирма может оказывать прочим членам холдинга достаточно широкий спектр возмездных услуг (прежде всего по предоставлению имущества в аренду), тем самым становясь центром, где сосредотачивается часть прибыли всего холдинга. Однако условием эффективности данного метода (в смысле экономии на налогах) должно быть более щадящее налогообложение хранителя активов, чем компаний, передающих ему доход.

Конкретным примером реализации этого способа перераспределения денежных средств может служить завод, производственные площади которого (здания и оборудование) принадлежат хранителю активов. А компании холдинга, ведущие производственную деятельность, арендуют у хранителя имущество, передавая тем самым ему (частично или полностью) свою прибыль. Хранитель активов в свою очередь перераспределяет (например, с помощью займов) полученные деньги среди других нуждающихся в этом подразделений холдинга. При этом желательно, чтобы хранитель активов применял упрощенную систему налогообложения.

Данный способ хорош тем, что размер арендной платы является во многом величиной субъективной, зависящей от множества факторов. Кроме того, не может быть никаких претензий по экономическому смыслу сделок, так как объекты аренды реально используются в хозяйственной деятельности как хранителя активов, так и арендаторов. При этом расходы по содержанию имущества разумно возложить на арендатора, чтобы не потерять НДС с затрат по содержанию активов.

Правда, данный способ имеет свои ограничения - с его помощью невозможно передать значительную сумму дохода из-за ограничений по сумме выручки, предъявляемых к компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. В таком случае придется создавать несколько хранителей. Кроме того, если хранитель активов сдает площади не только «своему» предприятию, но и на сторону, необходимо учитывать сопоставимость цен на аренду, так как серьезное их расхождение вызовет вопросы проверяющих.

Впрочем, отклонение размера арендной платы можно объяснить множеством причин: форма оплаты, качество ремонта помещений, комплектация оборудования, количество арендованных площадей и т. п. Тем не менее откровенно пренебрегать этим фактором все же не стоит и лучше держать отклонения ставок аренды в разумных пределах.

Как минус этого способа перераспределения средств стоит отметить, что величина арендной платы должна быть стабильной. Она не может по одному договору меняться каждый месяц, соответственно необходим тщательный предварительный расчет суммы арендной платы, приходящейся на каждое структурное подразделение холдинга.

ВЗНОС В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И ДИВИДЕНДЫ

Для целей долговременного инвестирования, например, в новый проект в составе холдинга с возможностью последующего вывода дохода на материнскую компанию может оказаться полезным использование инвестиционного способа. Материнская компания передает необходимые для инвестиционного проекта денежные средства с помощью вклада в уставный капитал фирмы, осуществляющей проект. Перераспределение средств, которые в будущем получит в виде прибыли эта фирма, будет происходить через выплату дивидендов.

Плюсами этого способа финансирования и рефинансирования являются:

  • -относительно низкая ставка обложения дивидендов (9% против 13% налога на доходы физлиц или 24% налога на прибыль организаций);
  • -отсутствие необходимости платить проценты по инвестированным средствам;
  • -отсутствие ограничений по сумме передаваемого материнской компании дохода (нет ограничений по выручке, как при использовании УСН);
  • -нет нужды скрывать взаимозависимость участников, наоборот, аффилированность является основанием для выплаты дохода.

Однако неприятной (с точки зрения налогового планирования) особенностью дивидендов является их выплата из прибыли предприятия после уплаты налога на прибыль. Поэтому данный способ больше подходит для ситуации, когда сторона, выплачивающая дивиденды, имеет более льготный налоговый режим по прибыли, чем получающая их (например, выплачивает дивиденды плательщик УСН или ЕНВД).

Кроме того, этот способ достаточно трудоемок при документальном оформлении. Также надо учитывать ограничение по периодичности выплаты дивидендов.

Исходя из вышесказанного, выбор той или иной системы передачи или перераспределения дохода внутри группы предприятий во многом зависит от налогового режима передающей и принимающей доход стороны. Если льготный режим - у принимающей доход стороны, наиболее эффективными будут способы передачи средств через создание различного рода издержек у заемщика (проценты по займу, аренда, услуги).

В противоположной ситуации подходит рефинансирование через дивиденды.

Но в любом случае необходимо уделять серьезное внимание оформлению этих операций, учитывать факторы, влияющие на взаимозависимость компаний. А также следить, чтобы условия заключаемых договоров соответствовали общепринятой хозяйственной практике или аналогичным договорам, используемым в хозяйственной деятельности холдинга.

"Финансы", 2008, N 9

Для реализации принципа справедливости при распределении доходов, ослабления имеющейся остроты социального расслоения населения и снижения уровня бедности в стране необходимо изменение всей системы перераспределения доходов.

В этой связи важным инструментом выступает налоговый механизм, прежде всего налогообложение доходов физических лиц.

В сложившихся в стране социально-экономических условиях ряд специалистов склоняется к необходимости перехода от ныне действующей к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц .

Римашевская Н. Экономическая стратификация России // Общество и экономика. 2002. N 12. С. 6 - 14.

Цель настоящей статьи - анализ влияния прогрессивной шкалы налогообложения на механизм перераспределения доходов физических лиц и предложение некоторых практических рекомендаций по переходу к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц, способствующему ослаблению социального расслоения населения.

Расчет и обоснование прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц представляются достаточно сложной задачей, которая связана с множеством решений, зависящих от сложившейся градации в уровнях доходов, неравномерности роста доходов различных слоев населения, общих целей государства по реформированию налогообложения и длительности процесса ослабления социального неравенства.

Для оценки влияния прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (далее везде - НДФЛ) на расслоение населения по уровню доходов рассмотрим возможные варианты такой шкалы при фактическом положении дел с этим расслоением. Воспользуемся здесь предложением Н. Римашевской о стратификации населения России по уровню доходов на следующие пять групп: 1) богатые и очень богатые; 2) обеспеченные; 3) среднеобеспеченные; 4) низкообеспеченные; 5) бедные.

В таблице 1 приведены данные о доходах, рассчитанные автором с учетом предложений Н. Римашевской относительно доли населения каждой группы в общей его численности, данных Росстата и распределения по уровням дохода, приведенного А. Шевяковым по данным за 2004 г. Здесь следует заметить, что использование для анализа действия механизма перераспределения статистических данных за 2006 - 2007 гг. принципиально не влияет на выводы, поскольку и в эти годы наблюдалась устойчивая тенденция к усилению дифференциации населения по уровню доходов.

Шевяков А.Ю. "Болевые точки" России: избыточное неравенство и депопуляция // Общество и экономика. 2005. N 12. С. 86 - 108.

Влияние прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц на расслоение населения

Примем некоторые ограничения (условия):

в) доходы бюджета от НДФЛ в новых условиях не изменяются (то есть предполагается неизменность общей налоговой нагрузки, b = 1).

Применение упомянутой выше шкалы позволяет уменьшить дифференциацию доходов 15% наиболее богатого населения (группы 1 и 2) и 18% самого бедного населения с показателя дифференциации 32,8 до показателя 27,2, то есть на 17%. Но и при этом достигаемая степень расслоения населения все равно сильно превосходит показатель развитых стран.

Сколько же времени потребуется для достижения расслоения, близкого к показателям развитых стран, с помощью рассматриваемых шкал налогообложения? Предположим, что общая сумма доходов населения не изменяется, но за счет применения прогрессивной шкалы происходит перераспределение налоговой нагрузки между слоями населения.

Тогда средний доход на одного плательщика в i-й группе в m-м году применения прогрессивной шкалы можно выразить через формулу:

Отношение средних доходов плательщиков первой и второй групп (богатых и обеспеченных) к средним доходам плательщиков пятой группы (бедные) в m-м году применения шкалы будет определяться соотношением:

В таблице 2 приведены значения коэффициента дифференциации доходов гамма по годам применения различных видов прогрессивных шкал.

Изменение уровня дифференциации доходов населения по годам применения различных видов прогрессивной шкалы

Как видно из данных приведенной таблицы, в первом и втором вариантах прогрессии потребуется более десяти лет, чтобы при сделанных допущениях снизить уровень расслоения до значения, достигнутого развитыми странами. В связи с этим представляется необходимым применение шкалы с большим значением максимальной ставки НДФЛ, которые позволят к тому же и увеличить доходы бюджета от НДФЛ.

При такой шкале НДФЛ на базе формулы (1) доходы бюджета увеличатся примерно в 1,6 раза. Причем после налогообложения дифференциация уменьшится до показателя 23,0 (то есть почти на 30%), но и при этом уровень дифференциации все равно остается довольно большим.

Из приведенной таблицы видно также, что уже через пять лет после применения указанных вариантов прогрессивной шкалы дифференциация доходов снизится до уровня 5,8 (при максимальной ставке 35%) и до уровня 2,8 (при максимальной ставке 45%).

При оценке эффективности распределительного механизма прогрессивной шкалы налогообложения автор исходил из предположения, что доходы населения в разных группах растут с одинаковым темпом. В действительности же рост доходов разных групп населения происходит крайне неравномерно. По имеющимся оценкам, на 20% наиболее богатого населения в 2004 г. приходилось 52% роста доходов, а на 20% самых бедных - всего 4% общего роста доходов, причем на 10% наиболее богатых слоев населения - 36% общего роста доходов.

Рассмотрим теперь, как выглядят различные варианты прогрессивной шкалы при неравномерном росте доходов различных групп населения.

Перейдем к прогрессивной шкале в вариантах 3 (ставки в 35, 25, 13, 7 и 0%) и 4 (ставки в 45, 35, 20, 13 и 0%). В этих вариантах коэффициент дифференциации после первого года ее применения составил соответственно 30,1 и 25,8. С учетом неравномерности роста дохода (при постоянном соотношении темпов роста доходов богатых и бедных слоев населения) дифференциации доходов, приближающейся к европейскому уровню (3 - 6), можно будет достичь не через пять лет (как при одинаковых темпах роста доходов), а не ранее чем через 10 лет. В таблице 3 для сравнения приведены данные, характеризующие изменение дифференциации доходов при использовании прогрессивных шкал в вариантах 3 и 4 при одинаковых и различных темпах роста доходов в разных группах населения по годам применения прогрессивной шкалы.

Изменение дифференциации доходов населения с учетом различия в темпах их роста по группам населения

Приведенные в указанной таблице данные представляют собой достаточно грубую оценку действия распределительного механизма прогрессивной шкалы налогообложения. Однако из них можно сделать ряд важных выводов, а именно:

  • максимальная ставка шкалы налогообложения должна быть выше разницы в темпах роста доходов богатых и бедных слоев населения;
  • по мере уменьшения дифференциации доходов различных слоев населения при применении соответствующей прогрессивной шкалы обложения будет уменьшаться разница в темпах роста этих доходов, а потому и максимальная ставка обложения может быть постепенно снижена;
  • период применения повышенных ставок обложения в целях снижения уровня дифференциации доходов до европейского показателя зависит от величины применяемой максимальной ставки (например, при ставке в 45 - 35% такой период составляет от 8 до 10 лет);
  • применение прогрессивной шкалы налогообложения с максимальной ставкой, которая по величине меньше разницы между темпами роста доходов в различных группах населения, не уменьшает их дифференциации, а только несколько замедляет темпы расслоения по доходам.

Таким образом, если государство действительно заинтересовано в уменьшении расслоения населения по доходам и ослаблении таким путем социальной напряженности в обществе, оно вынуждено будет пойти на введение прогрессивной шкалы НДФЛ, причем максимальная его ставка должна быть не меньше 35%. Однако и при такой ставке достичь в стране европейского уровня дифференциации доходов различных слоев населения можно будет только через 8 - 10 лет.

С учетом сказанного в таблице 4 в качестве основы для более детальной проработки рассматриваемого вопроса предлагается шкала прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.

Предлагаемая шкала налогообложения доходов физических лиц

На наш взгляд, при определении облагаемого дохода представляется целесообразным рассчитывать доход, приходящийся на одного члена семьи. Причем в целях стимулирования рождаемости следует вводить дополнительные коэффициенты, снижающие облагаемый доход при росте числа детей (как это делается, например, во Франции).

Предлагаемая для дальнейшей проработки шкала прогрессивного налогообложения принципиально отличается от тех девяти вариантов шкал прогрессивного налогообложения, которые применялись в стране в период с 1992 г. по 2001 г. Цель предлагаемой шкалы - с его помощью создать распределительный механизм, который бы позволял снизить расслоение населения по доходам при существенном различии темпов их роста по различным его слоям.

На наш взгляд, при реформировании системы налогообложения доходов физических лиц необходимо коренным образом пересмотреть методику определения прожиточного минимума и привести ее в соответствие с рекомендациями Международной организации труда и Европейской социальной хартии, подписанной Россией еще в 2000 г. В этом случае прожиточный минимум в стране должен быть увеличен как минимум в 2 - 3 раза по сравнению с существующим, то есть составлять уже в 2008 г. порядка 10 - 15 тыс. руб.

Имея в виду высокую дифференциацию доходов различных слоев населения по регионам Российской Федерации, следует при определении налоговых обязательств учитывать региональные различия величин прожиточных минимумов.

Вероятно, введение прогрессивной шкалы налогообложения усилит стремление некоторых плательщиков уклониться от уплаты налогов. В рассматриваемой связи необходимо ужесточить налоговый контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам, предоставить налоговым органам дополнительные полномочия по привлечению налоговых нарушителей к ответственности, включая уголовной, ужесточить наказания за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах.

Следует отметить, что, подчеркивая всю важность реформирования налогообложения доходов физических лиц, необходимо не упускать из виду - реформирование само по себе не в состоянии исчерпывающим образом решить проблемы чрезмерного расслоения населения по доходам ни за 8 - 10 лет, ни за другой более длительный период. Реформирование налога на доходы физических лиц - лишь один из важных инструментов в комплексе необходимых для этого социально-экономических мер.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность налогов;
показать роль налогов в перераспределении национального дохода;
определить место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы;
рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь;

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 7
4.Налоги в системе финансовых отношений 12
5.Историческое происхождение налогов 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

Как видим, в странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51% ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Не случайно стремление правительства России снизить налоговую нагрузку встретило негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно-энергетический комплекс (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту, присваеваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам академика Д. Львова, 60 млрд. долл. ежегодно.[1;с.126]

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

4.Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП. ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1) фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2) регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги па доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранны х инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государственной экономической политики.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба (ФНС России) (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.)

5. Историческое происхождение налогов и развитие теории налогов

Выдающийся экономист и философ Адам Смит еще в XVI веке очертил главные принципы налогообложения. Согласно Смиту налог ужасен, если он мешает человеку заниматься делом, а для его сбора задействуется большая бюрократическая машина. Хороший налог никогда не заставляет человека от него уклоняться.

На протяжении всей истории человечества государственные мужи стремились наполнять казну за счет своего народа, а тот постоянно старался увильнуть от поборов. Когда противостояние обострялось до предела, либо поданные свергали своего правителя, либо государство приходило в упадок.

Самым древним налогом можно считать акциз (лат. accido, “обрезать”), который обычно включался в стоимость самых необходимых товаров или услуг. Римский император Веспасиан в 70-х годах н.э. ввел его в качестве платы за посещение общественных уборных. Именно он оставил свой след в истории как автор афоризма “Деньги не пахнут”. Еще более древним акцизом был налог на соль, который действовал в Китае во 2-м тысячелетии до н.э.

В истории развития налогов проявил себя и Петр Первый, при котором перечень подакцизных товаров и услуг значительно расширился. Именно Петр Первый ввел новую разновидность государственных чиновников (прибыльщиков), которые изыскивали новые источники для наполнения государственной казны. Результатом их деятельности стал гербовый сбор, налог с арбузов, печей, бань, орехов и т.д. Самым известным стал налог на бороды. Дворяне и приказчики платили за них 60 руб., купцы – 100 руб., холопы – 30 руб. В пределах своей деревни крестьяне обычно носили бороды даром, но при посещении города за бороды с них взимали по 1 коп.

Россия не отставала от Европы в вопросах финансового контроля, где акцизов в то время было более чем достаточно. На туманном Альбионе их существовало не менее 200, включая налог на солому. В Голландии поданная в гостинице порция рыбы облагалась 34 акцизами.

Популярность акциза среди правителей объясняется несложной процедурой его введения.

Подоходный налог появился в России также при Петре Первом - после подушной переписи населения (1718-1724 гг.). Крестьяне ежегодно платили в казну 74 коп., горожане – 1 руб. 14 коп. Для сравнения: корова тогда стоила 3 руб. Женщины от уплаты налога были освобождены, так как в те времена факт наличия у них души подвергался сомнению.

В США ничего не утаивающие от государства законопослушные налогоплательщики с трудом ориентируются в многочисленных бланках. Ежегодно налоговой службой рассылается свыше 8 млрд. всевозможных инструкций и форм, совокупной длины которых хватит, чтобы 28 раз обернуть планету по экватору. Если первый вариант американского подоходного налога умещался на четырехстах машинописных страницах, то сегодня он занимает 66,5 тысяч страниц. Причем досконально его содержание знают считанные единицы бухгалтеров и налоговых юристов.

Если у нас любят повторять “Сколько у государства не кради, все равно своего не вернуть”, то американцы говорят “Когда заполняешь декларацию, запиши в графе иждивенец - «государство»”. Все это неспроста. Сегодня от древнего принципа пропорциональности налогов имеющимся у плательщика материальным благам практически ничего не осталось. Между тем в Древней Греции эллины четко понимали, что государство должно не грабить собственников, а всячески их оберегать. За это те добровольно платили налоги.

Французский правовед и философ Шарль Монтескье отмечал, что “реальные потребности народа не должны отступать перед надуманными потребностями государства” («Дух законов», 1751). Философию Монтескье взяла на вооружение Екатерина II, и ей удалось кардинально преобразовать российскую систему налогообложения. Купцы 1-й и 2-й гильдии должны были платить 4% от стоимости своего имущества, а 3-й – 2,5%. Оценку имущества проводили “по совести” сами купцы, а чиновники не имели права проводить какие-либо проверки. В результате никто не лез в карман налогоплательщика, а дефицита государственного бюджета не было и в помине.

Адам Смит сказал однажды: “Чтобы превратить варварское государство в богатое, нужен мир, сносные законы и низкие налоги. Все остальное придет с естественным ходом вещей”.

Налоги, как видно из истории их развития, появлялись вследствие нужды государства в деньгах. При установлении налогов главное внимание обращалось на фискальную сторону, т. е. на то, насколько налоги удовлетворяют государственной потребности в материальных средствах. Только в виде исключения высказывались некоторыми писателями воззрения, что не следует обременять граждан чрезмерными налогами, так как это противно требованиям религии и началам нравственности. Писатели, защищавшие меркантильную государственную политику, также советовали иногда относиться бережно к податным силам населения, объясняя, что этого требуют собственные финансовые интересы государства, например, Шредер говорит, что государство, облагая налогами граждан, не должно разорять последних, чтобы не лишиться источника доходов на будущее время.

Покуда на налоги смотрели, как на чрезвычайный источник государственных доходов, не могла развиться и литература о налогах. Основу таковой положили сочинения французских финансовых писателей начала и половины прошлого века, именно Вобана, Буагильбера и писателей школы физиократов. Все эти ученые подвергали критике и осуждению существовавшие в то время во Франции налоги, отличавшиеся крайней неравномерностью, требовали податной реформы и своими исследованиями положили начало теории налогов.

Читайте также: