Фирма своевременно не перечисляет в бюджет единый социальный налог

Опубликовано: 06.05.2024

ФНС России и УФНС по г. Москве в очередной раз направили в региональные инспекции внутренние документы - описания выявленных при проверках схем уклонения от уплаты ЕСН. Помимо описаний даны методики доказывания выявленных нарушений.

Также в этих обзорах проанализированы наиболее распространенные на текущий момент «схемы» ухода от налогообложения (отдельные, описанные в этих документах примеры, в частности, касающиеся «конвертной схемы», мы уже освещали в прошлом номере)*.

Описанные в обзорах схемы можно условно разделить на три группы:

  • ситуации, которые ранее как схемы не описывались. Выявление их означает новые тенденции в проверках ЕСН;
  • ситуации, которые не упоминались в обзорах уже достаточно давно, а теперь были описаны вновь. Это значит, что риск применения таких способов возрос;
  • ситуации, которые описываются как схемы почти в каждом обзоре налоговиков. Поскольку налоговики знают эти способы уже досконально, риск их применения наиболее высок.

Минфин неоднократно утверждал, что любой договор об использовании авторского продукта является авторским

ЕСН ПО ДОГОВОРУ С ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ

К первой группе схем можно отнести ситуацию с обложением ЕСН авторских вознаграждений, выплачиваемых через Российское авторское общество, описанную в обзоре московских налоговиков.

Театр выплачивал авторские вознаграждения за публичное исполнение произведений через некоммерческую общественную организацию Российское авторское общество - официально созданную правообладателями организацию, защищающую их права. При этом у театра не было авторских договоров с конкретными физическими лицами, поэтому ЕСН на выплачиваемые суммы он не начислял. Ведь пользователь авторского произведения заключал договор об использовании авторского продукта не с непосредственным правообладателем, а лишь с его поверенным.

Однако налоговики не согласились с этим. Они сочли, что лицензионный договор между театром и авторским обществом содержит все признаки авторского договора - в соответствии с ним выплачивалось авторское вознаграждение, зависящее от валового сбора от продажи билетов. То есть РАО являлось лишь посредником между авторами и театром, между которыми, по сути, и заключался авторский договор. Следовательно, при выплатах одного юридического лица другому следовало начислять ЕСН.

При этом налоговики, по-видимому, следовали указаниям Минфина, представители которого неоднократно высказывали позицию, что любой договор об использовании авторского продукта является авторским. Поэтому с перечисляемого вознаграждения надо заплатить ЕСН. Причем начислять ЕСН в этом случае должен пользователь произведения (письма от 08.06.07 № 03- 04-06-01/180, от 23.10.06 № 03-05-02- 04/164, от 19.10.06 № 03-05-02-04/ 161). РАО же не должно начислять ЕСН с этих выплат, поскольку не заключает авторские договоры. Ведь автор передает РАО не исключительное право, а лишь полномочия по управлению им (письма № 03-04-06-01/180, № 03-05- 02- 04/164, № 03-05-02-04/161).,p> Однако такая позиция проверяющих спорна. Ведь авторское вознаграждение облагается ЕСН, только когда выплачивается конкретному физическому лицу по авторскому договору (п. 1 ст. 236 НК РФ). Таких договоров театр не заключал. Документально оформленные отношения у компании были лишь с обществом, представляющим интересы правообладателей.

Кроме того, один из таких споров уже дошел до суда. И по нему вынесено положительное для компании решение. Судьи указали, что при передаче полномочий по управлению авторскими правами РАО ЕСН начислять не обязаны ни сама компания, ни фирма, которая выплачивает РАО лицензионные платежи (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.05.07 № А68-АП-972/14-05).

Налоговики опять хотят обратить внимание проверяющих на популярную ранее страховую схему выплаты зарплаты

В связи с этим наступление налоговых последствий переквалификации лицензионного договора на договор авторский возможно, только если возникшие отношения носили фиктивный (мнимый) характер исключительно с целью минимизации налоговых платежей.

СТРАХОВАЯ СХЕМА

Ко второй группе «схем» (вновь возникших в обзорах) относится ранее популярная страховая схема выплаты зарплаты. Вероятно, что, включив ее в обзор, чиновники УФНС по г. Москве хотят вновь обратить на нее внимание проверяющих. А если учесть, что в начале года страховая схема была описана московскими налоговиками и в обзоре схем по налогу на прибыль*, это скорее всего означает новый виток внимания к страхованию со стороны налоговых органов.

В обзоре по ЕСН приведен такой случай использования страховых выплат для выдачи зарплаты.

Анализируя декларации по ЕСН одной из компаний за различные периоды времени, инспекторы обнаружили, что начиная с 2003 года база по ЕСН резко снизилась и осталась на этом уровне и в последующие налоговые периоды. Это послужило поводом к проведению выездной проверки по ЕСН.

В ходе проверки инспекторы решили, что снижение налоговых поступлений по ЕСН скорее всего объясняется использованием страховой схемы выплаты зарплаты. Дело в том, что в 2003 году, когда проверяющие впервые зафиксировали снижение базы по ЕСН, компания заключила договор страхования имущества. В то же время все работники проверяемой организации заключили типовые (одинаковые) договоры страхования жизни с этой же страховой компанией. Страховые случаи по договору: дожитие до конца каждого месяца или смерть. То есть страховой случай наступал ежемесячно с вероятностью 100 процентов.

Как выяснили налоговики, источником финансирования страховых взносов физических лиц были средства самой страховой компании, выданные этим людям в качестве займа. Причем сам долг по займу был зачтен страховой компанией в счет будущих выплат по договору страхования, то есть реально физлицами не выплачивался.

Для обоснования связи между договорами страхования жизни работников и договором о страховании имущества работодателя (того факта, что страховые выплаты физлицам осуществлялись за счет средств работодателя, а не страховой компании) налоговики привели следующие аргументы.

1. Страховая компания платила физлицам всегда в тот же день, когда их работодатель перечислял на расчетный счет страховщика платеж по договору о страховании имущества. Причем иных источников возможной выплаты у страховой компании не было (отсутствовали средства на расчетном счете).

2. Выплаты по договору страхования имущества составляли в разные периоды от 8 млн до 9 млн руб., тогда как стоимость всех основных средств, товаров и материалов на складе не превышала 5 млн руб. ни в один из налоговых периодов. Такая разница показалась налоговикам неразумной и необоснованной.

3. Плательщик во всех налоговых периодах имел еще один договор страхования имущества с компанией «РОСНО». Перечень страхуемых рисков в этом договоре был даже шире, чем в договоре со «схемной» страховой компанией. При этом размер страховых взносов по договору с «РОСНО» был - цитируем документ - «до 67 раз ниже».

Исходя из этого, налоговики пришли к выводу, что проверяемая компания заключила притворный договор страхования и организовала схему с целью сокрытия реальной зарплаты работников и ухода от ЕСН.

При этом, как с гордостью указывают в своем внутреннем документе московские налоговики, по этому делу существует судебное решение первой инстанции в их пользу. Это решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.07 № А40-14150/07-126-105.

Однако документ умалчивает, что постановлением третьей инстанции (Федеральным арбитражным судом Московского округа) от 10.01.08 № КА- А40/13720-07 решение в пользу инспекции отменено, а дело направлено на новое рассмотрение. Судьи указали, что в деле отсутствуют доказательства снижения налоговой базы по ЕСН в результате заключения страховых договоров. Более того, по данным бухгалтерского учета фонд оплаты труда существенно сократился не по всем основаниям, а лишь за счет премиальных выплат. Причины такого сокращения не исследовались. Также налоговики не предоставили доказательства, свидетельствующие о наличии согласованных действий проверяемой организации и страховой компании, направленных на минимизацию налогообложения.

* Подробнее о страховой схеме по налогу на прибыль читайте в статье «Пять новых "схем уклонения": взгляд со стороны налоговиков».

АРЕНДНАЯ ПЛАТА ВМЕСТО ЗАРПЛАТЫ

Также на какое-то время исчезал из обзоров налоговиков, а теперь вновь появился в описываемых документах способ снижения ЕСН с помощью выплаты (полностью или частично) зарплаты работникам под видом арендной платы. Суть способа состоит в том, что компания арендует у своих работников (по документам) какое-либо имущество для производственных целей, экономя тем самым ЕСН с арендной платы.

В качестве примера методический обзор ФНС приводит схему, раскрытую УФНС по Вологодской области. Сельхозпредприятие под видом «дополнительной арендной платы» за земельные участки выдавало завуалированную заработную плату своим сотрудникам. При этом аргумент сельхозпредприятия о том, что арендовалась земля именно сельхозназначения (которую приобрести в собственность довольно сложно - проще арендовать) для производственной деятельности компании, был признан налоговиками несостоятельным. О таком способе снижения ЕСН чиновники ФНС уже упоминали во внутренних документах, созданных по результатам семинара-практикума по ЕСН в конце 2006 года*. И вот спустя полтора года он снова включен в обзор как «схема».

Как и в случае со страховой схемой, налоговики умалчивают, что суд не поддержал их. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 16.11.07 № А13-11061/2006-27) направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что налоговый орган не привел достаточных оснований для юридической переквалификации спорных выплат в качестве заработной платы.

* Подробнее о выявленных налоговиками схемах уклонения от ЕСН в 2006 году читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам».

Вновь появился способ снижения ЕСН с помощью выплаты зарплаты под видом арендной платы

Московский обзор также содержит аналогичный пример: компания заключала со своими работниками договоры аренды инструктивных и методических пособий на электронных носителях. Однако проверяющие сочли, что в соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. А интеллектуальная собственность материальной основы не имеет, следовательно, не может быть предметом договора аренды. Кроме того, проведенный опрос свидетелей показал, что реально никакие методические и инструктивные материалы в аренду не сдавались, а выплаченные по договорам суммы фактически являлись дополнительной зарплатой штатных сотрудников..

ВЫДАЧА ДЕНЕГ ПОД ОТЧЕТ

Вновь появились во внутренних документах ФНС и схемы с выдачей денег под отчет*. Казалось бы, стабильно отрицательная судебная практика** должна была полностью исключить такую «схему» из налоговых обзоров. Однако, как выяснилось, налоговики продолжают считать схемой выдачу работникам под отчет денежных средств на длительный срок или без оформления подотчетных сумм должным образом. Такая же позиция высказана во внутреннем документе ФНС.

Так, в ходе выездной налоговой проверки УФНС по Краснодарскому краю установило факт выдачи работникам денежных средств на представительские расходы при отсутствии оправдательных документов, подтверждающих их целевое использование. Несмотря на то что учетная политика налогоплательщика не предусматривала, в какой срок лицо, получившее деньги под отчет, обязано представить документы об их целевом использовании, налоговики сочли данные действия скрытой выплатой зарплаты. Организации был доначислен ЕСН и применены штрафные санкции.

* Подробнее о подозрениях налоговиков к суммам, выданным под отчет, читайте в статьях «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» и «Нелепые схемы уклонения, выявленные при проверках».
** Например, постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 28.06.07 № А33- 15990/06-Ф02-3475/07, Дальневосточного от 01.08.07 № Ф03-А51/07-2/2470, Волго-Вятского от 21.08.07 № А43-33966/2006-37-939, Московского 24.08.07 № КА-А40/8496-07, Северо-Западного от 11.02.08 № А52-174/2007 округов.

Налоговики продолжают считать схемой выдачу работникам под отчет денежных средств на длительный срок

АУТСТАФФИНГ

К способам снижения налогов, постоянно входящих во все обзоры налоговиков по ЕСН в последние годы, относится аутстаффинг. Не стали исключением и последние внутренние документы.

В обзорах внимание региональных инспекторов вновь обращают на то, что вывод персонала за штат - широко распространенный способ снижения нагрузки по ЕСН. Поэтому следы его применения следует искать при любой проверке. «Компания избавляется от своих сотрудников, увольняя их, а уволенных сотрудников принимает к себе на работу организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, и передает их в аренду в первоначальную фирму» - так описывает данную «схему уклонения» документ московских налоговиков.

Основными признаками схемы при этом названы заключенные договоры предоставления персонала у компании, применяющей «упрощенку», при одновременном увольнении (или переводе) собственных сотрудников.

Учебные материалы приводят следующую методику выявления факта получения необоснованной налоговой выгоды при помощи аутстаффинга:

  • проверяющие должны сопоставить суммы ЕСН, выплачиваемые компанией до заключения договоров аутстаффинга и после;
  • налоговикам следует проанализировать, взаимозависимы ли компании, предоставляющие персонал, с получателем услуг аутстаффинга;
  • инспекторы должны выяснить, не являлись ли сотрудники аутстаффинговых компаний ранее работниками проверяемой организации.

Совокупность этих признаков, по мнению ФНС, может свидетельствовать о применении «незаконной налоговой схемы». В этом случае к проверке необходимо привлечь правоохранительные органы, которые могут получить свидетельские показания работников, подтверждающие, что договоры аутстаффинга фиктивны. И даже провести скрытую видеосъемку (как в одном из приведенных в документе примеров), чтобы зафиксировать схему реального документооборота компании и должностных взаимоотношений руководства с привлеченными сотрудниками.

Например, в Воронежской области при проверке компании, подозреваемой в применении «незаконной налоговой схемы» с применением аутстаффинга, милиция в день выплаты зарплаты установила скрытое видеонаблюдение за работниками, привлеченными по договору аренды персонала. В результате выяснилось, что все они получают заработную плату в бухгалтерии «чужой» организации, трудовых договоров с которой у них не было.

ЗАРПЛАТА ПОД ВИДОМ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ

Еще один завсегдатай внутренних документов налоговиков по ЕСН - группа способов уменьшения бремени по ЕСН, связанных с компенсационными выплатами*. Так, в последнем обзоре ФНС отражены следующие случаи неправомерного, по мнению налоговиков, исключения компенсационных выплат из базы по ЕСН:

  • московская компания выплачивала своим работникам ежемесячную компенсацию на питание, предусмотренную коллективным договором, и не платила с нее ЕСН и страховые взносы в ПФР. По мнению проверяющих, компенсация относится к расходам на оплату труда, значит, облагается ЕСН. Аналогичные нарушения, по данным ФНС, выявили еще пять налоговых управлений;
  • производственное предприятие на два месяца полностью остановило работу всех цехов, служб, отделов, при этом за время вынужденного простоя в соответствии с приказом выплатило (без уплаты ЕСН) компенсацию всему персоналу;
  • компания ежемесячно выплачивала компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда всем работникам, включая генерального директора, бухгалтеров, водителей, уборщиц и других категорий работников. При этом в организации не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и указанные доплаты были установлены коллективным договором.

Для оценки характера этих выплат инспекторы привлекли экспертов Департамента по труду и занятости администрации области (такие рекомендации дает и Минфин: письмо от 04.07.07 № 03-04-06-01/211). По их заключениям был сделан вывод о том, что выплаты по своей сути являются составной частью зарплаты, следовательно, необоснованно исключены из базы по ЕСН.

Напомним, что аналогичную позицию высказывал и Президиум ВАС РФ в информационном письме от 14.03.06 № 106. Суд указал, что не облагаются ЕСН только те компенсации, которые возмещают работнику расходы, возникшие при исполнении трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). А если компенсация является составной частью заработка (ст. 129 ТК РФ), с нее нужно взимать ЕСН.

Таким образом, выплаты за вредные и опасные условия труда являются не компенсациями, а повышенной заработной платой, которая выдается работникам на основании статей 146 и 147 ТК РФ*. Между тем, если установить компенсации на основании статей 210 и 219 ТК РФ (как прямо подсказывает Минфин России, например, в письмах от 24.10.06 № 03-05-02-04/166, от 07.08.06 № 03-05-01-04/240), можно не платить ЕСН. Но при этом надо, чтобы компания провела аттестацию рабочих мест по условиям труда.

* Подробнее о претензиях налоговиков к компенсационным выплатам читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам».

К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ

Чего же ждать сейчас налогоплательщикам при проверках? Анализируя последние внутренние обзоры налоговиков, можно сделать вывод, что, по сути, начальство дало указание местным инспекциям обратить особое внимание на выплаты по лицензионным договорам с авторскими обществами. Также чиновники ФНС вновь напомнили проверяющим о существовании страховых и арендных схем снижения базы по ЕСН. Значит, следует ожидать нового всплеска интереса инспекторов к договорам работников со страховыми компаниями и договорам аренды имущества сотрудников.

А вот аутстаффинг, похоже, решили извести на корню. Причем не просто задавить доначислениями (на что, собственно, и направлено постоянное включение этого способа в обзоры схем), а запретить законодательно. Такой проект разрабатывается в комитете Госдумы РФ по труду и социальной политике и планируется к внесению в Госдуму в весеннюю сессию**.

В соответствии с положениями ст. 234 НК РФ новый для российской системы налогов обязательный фискальный платеж - единый социальный налог (ЕСН), устанавливается для целей мобилизации денежных средств и направления их на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Поэтому правовыми основами ЕСН являются положения части первой НК РФ, гл. 24 части второй НК РФ "Единый социальный налог" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002), а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, с измен, на 29.05.2002).
В Российской Федерации ЕСН впервые введен с 1 января 2001 года. Поступления от него зачисляются в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
С 1 января 2002 года, то есть с введением ЕСН, изменилось название основного источника, за счет которого формируются указанные фонды, но сложившаяся система медицинского и социального страхования была сохранена. Таким образом, ЕСН заменил взимавшиеся ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в основном по форме.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2000
№ БГ-3-07/466. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)11, доведены письмом МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/[email protected]
Налогоплательщиками ЕСН являются:
• лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

От 100001 до 300000 руб.

28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 до 600000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.

ЕСН отменён 1 января 2010 года и фактически заменён страховыми взносами.

Ставки ЕСН по категориям плательщиков

  • Основная категория
  • С/х товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
  • Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны
  • Индивидуальные предприниматели
  • Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой
  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Примите во внимание, что налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для с/х товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 44 240 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 360 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 56 000 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 69 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 8 200 руб. 5000 руб. 5 200 руб. 88 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Налоговая база Федеральный бюджет Итого
До 280 000 руб. 14,0% 14,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 240 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 29 080 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 14 840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 22 400 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 23 480 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 33 920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 75 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 75 001 руб. до 600 000 руб. 15 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 75 000 руб. 2 175 руб. + 1% с суммы, превышающей 75 000 руб. 825 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 75 000 руб. 1 500 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 75 000 руб. 19 500 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 75 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 475 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 7 425 руб. 3 975 руб. 4 125 руб. 72 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Итак, под аббревиатурой ЕСН ранее понимался единый социальный налог, отмененный в далеком уже 2010 году. То есть применение термина ЕСН – всего лишь сохранившаяся привычка, распространяемая на сегодняшний день на некоторые виды взносов социального назначения, о которых мы поговорим ниже.

ЕСН сегодня

01.01.2010 года на смену главе 24 НК РФ «Единый социальный налог», регламентировавшей правоотношения, связанные с начислением и выплатой страховых взносов, пришел Федеральный закон РФ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФОМС РФ».

Таким образом, с 1 января 2010 года единый налог был разбит на самостоятельные выплаты, диверсифицированные по месту их назначения – пенсионный фонд, фонд социального страхования и в 2 фонда медицинского страхования – федеральный и региональный.

При этом сохранились некоторые виды взносов, не входящие в список, представленный выше, а именно:

  • обязательное страхование от несчастных случаев;
  • обязательное медстрахование неработающих граждан.

Эти виды выплат регламентированы иными специализированными законами, в соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ №212 «О страховых взносах».

Плательщики ЕСН

Обязанность по выплате страховых взносов возложена на:

  • юридические лица и организации;
  • ИП, в том числе и частнопрактикующие адвокаты и нотариусы;
  • граждане, не являющиеся ИП, но заключающие трудовые договоры и производящие выплату работникам заработных плат, например, при заключении трудовых договоров с домохозяйками, нянями или сиделками.

То есть плательщиками страховых взносов остались те же лица, которые являлись плательщиками ЕСН.

  • юридические лица и организации делают отчисления со всех видов доходов;
  • ИП и физические лица, производящие выплату заработной платы, рассчитывают объем взносов исходя из общей массы выплат по трудовым договорам.

Поскольку страховые взносы перестали быть едиными и стали специализированы, то соответствующие расчеты по ним должны подаваться плательщиками в специализированные территориальные органы – территориальный ПФР и территориальный ФСС.

При оформлении документов и деклараций по страховым выплатам необходимо указывать коды бюджетной классификации в зависимости от дестинации (предназначения) платежа.

Выделяются следующие дестинации:

  • ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;
  • ЕСН для ФСС;
  • ЕСН для обязательного медицинского страхования;
  • ЕСН для территориального обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Поскольку коды бюджетной классификации – изменяемый атрибут страховых выплат, то номера кодов желательно раз в год уточнять в территориальном налоговом органе или на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    ЕСН считается специфическим налогом, который обязаны уплачивать как ИП, так и разные компании. При его расчете и уплате должны учитываться многочисленные нюансы, чтобы правильно определить размер сбора, а также своевременно перечислить его в бюджет, что позволит избежать значительных штрафов.

    Понятие ЕСН

    Он является единым социальным налогом, назначенным федеральными властями. Все деньги, поступающие от предпринимателей и компаний, направляются для обеспечения реализации прав людей на обеспечение, которое может быть не только социальным, но и пенсионным или медицинским.

    Важно! ЕСН представлен налогом, который перечисляется не только в бюджет государства, но и в разные другие фонды.

    Налогоплательщиками данного сбора выступают:


    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !

    • непосредственные работники, к которым относятся ИП, адвокаты или нотариусы, не пользующиеся в процессе работы услугами других специалистов, поэтому перечисляется ими налог ЕСН за счет личных денег;
    • работодатели, а именно разные компании и ИП, которые официально оформили в штат граждан, поэтому налог уплачивается с их доходов.

    Таким образом, данный налог уплачивается гражданами, которые приняли решение заниматься предпринимательской деятельностью.

    Кто является плательщиком

    В большинстве случаев плательщиками выступают работодатели. Поэтому уплачивать ЕСН требуется:

    • иностранным компаниям, которые работают в России, причем для этого они могут пользоваться подразделениями или функционировать без них;
    • физ лицам или юр лицам, которые составляют с потенциальными работниками гражданско-правовые контракты, на основании которых возникают между ними трудовые отношения;
    • ИП, у которых отсутствует юридический статус, но при этом они являются официальными предпринимателями, причем сюда относятся нотариусы, адвокаты или частные детективы, а полный список можно просмотреть в ст. 11 НК;
    • общинам Севера, которые работают фермерами или занимаются хозяйством в традиционных направлениях, но они уплачивают налог только в ситуации, когда во время работы они вынуждены привлекать наемных специалистов, которым уплачивается зарплата за работу.

    Важно! Нередко один субъект относится к нескольким группам налогоплательщиков, причем в этом случае требуется по каждому основанию уплачивать сбор.

    Влияют ли упрощенные налоговые режимы

    В ст. 346.11 указывается, что не требуется уплачивать ЕСН компаниям и ИП, которые во время работы пользуются упрощенными системами для расчета налогов.


    Важно! Не актуален данный налог для предпринимателей и фирм, которые функционируют с использованием упрощенных систем, к которым относится ЕСХН, ЕНВД, УСН и патентная система.

    Правила определения налоговой базы

    Для вычисления налоговой базы учитывается стоимость конкретного объекта налогообложения, причем для этого должна проводиться соответствующая оценка.

    Если уплачивают налог работодатели, то для них база рассчитывается как сумма различных выплат, которые начисляются за работников за определенный период времени. По всем работникам определяется отдельный показатель.

    Что такое ЕСН, расскажет это видео:

    Если надо рассчитать налоговую базу для предпринимателей, у которых нет наемных работников, то она равна доходам, которые были получены ими за конкретный период, причем они могут быть представлены деньгами или предметами в натуральном виде.

    Но они должны быть получены от непосредственной профессиональной деятельности. Из этих доходов вычитаются расходы, которые имеют отношение к этой работе.

    Какая используется ставка

    Для каждого вида налогоплательщика используется собственная ставка:

      С/х производители, общины Севера и компании, специализирующиеся на народном промысле. Если после расчета налоговая база не превышает 280 тыс. руб., то ставка равна 20%.

    Если пользоваться вышеуказанными правилами и требованиями, то определиться с тем, какая ставка должна использоваться компаниями и ИП во время работы не составит труда.

    Как определяется размер

    Важно! ЕСН должен уплачиваться ежеквартально, но при этом каждый месяц требуется определять его размер. Для определения данного платежа учитывается оптимальная налоговая ставка, а из полученной суммы вычитаются отчисления, перечисленные в бюджет, и взносы в ПФ.

    Когда уплачивается

    Чтобы не возникали проблемы с ФНС, важно грамотно рассчитывать и своевременно уплачивать разные виды сборов. Плательщики ЕСН должны учитывать некоторые нюансы:

    • уплачивается налог по итогам отчетных периодов, в качестве которых выступает квартал, причем перечисляются средства до 20 числа месяца, следующего за отчетным временным промежутком;
    • для этого требуется рассчитать разницу между рассчитанным и раннее уплаченным налогом, а полученные деньги перечисляются в ФНС;
    • авансовые платежи рассчитываются по окончанию каждого месяца в рамках квартала;
    • декларация по этому сбору сдается после того, как будут подведены итоги года, являющегося налоговым периодом, причем крайний срок для этого представлен 30 марта.


    Важно! Несвоевременная уплата или сдача декларации по ЕСН является основанием для начисления значительных штрафов.

    На какие перечисления не распространяется сбор

    Список выплат, с которых не требуется уплачивать ЕСН:

    • разные виды пособий, назначаемых государством и выплачиваемых в соответствии с многочисленными требованиями и правилами, а устанавливаться они могут не только на федеральном уровне, но и местными властями, а также решениями, которые принимаются правительственными учреждениями;
    • пособия, назначаемые родителям, которые ухаживают за своими детьми;
    • пособия по беременности и родам или по временной нетрудоспособности;
    • компенсации, выплачиваемые работникам в результате их увольнения, а также за неиспользованный отпуск или возмещение вреда за счет получения увечья на работе;
    • компенсационные выплаты, назначаемые в виде предоставления работникам бесплатных жилых помещений, оплаты коммунальных услуг и топлива, а также продуктов;
    • иные виды денежных возмещений.


    Какая подготавливается отчетность

    Отчетность по данному сбору должна передаваться в отделение ФНС до 30 марта года, который идет после окончания отчетного периода. Данный документ непременно содержит сведения о начисленных авансовых платежах и об уплаченных суммах.

    Для этого используется специальная форма №21. Важно иметь при себе два экземпляра документа, так как один отдается работникам инспекции, а на втором они должны поставить специальную отметку, после чего эта бумага должна до 3 июля приноситься в ПФ.

    Дополнительно в отчетности прописывается, какими налоговыми вычетами могут пользоваться налогоплательщики, какие страховые взносы ими были уплачены за этот период, а также какие использовались данные для расчета.

    Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала, надо в отделение ФНС по месту регистрации передавать отчеты. В них содержится информация о том, какие средства выплачивались работникам в виде пособий и компенсаций, так как они не должны включаться в налоговую базу.

    С какими трудностями можно столкнуться

    При определении размера сбора нередко возникают сложности, так как если работодатели не перечисляют или не полностью уплачивают за своих работников страховые взносы, то это грозит для граждан многими отрицательными последствиями. К ним относится:

    • снижается размер их будущей пенсии;
    • невозможно будет воспользоваться накопительной частью для ее вложения в перспективные проекты;
    • не учитывается стаж, который необходим для получения в будущем трудовой пенсии;
    • неправильно определяется пенсионный капитал в то время, когда требуется его индексация.

    Как оплачивать ЕСН, смотрите в этом видео:

    Обычно такие ситуации приводят к тому, что работники подают в суд на работодателей, поэтому им приходится все равно доплачивать нужные суммы налога.

    Как контролируется уплата взносов

    Контроль над своевременностью и правильностью уплаты данных платежей полностью ложится на ФНС. Именно в данную организацию требуется приносить отчеты по уплаченному сбору, причем нередко работники этого учреждения сотрудничают с ПФ и иными фондами, чтобы точно выявить правильность расчета налога.

    Заключение

    Таким образом, ЕСН считается достаточно специфическим налогом, который уплачивается только некоторыми ИП или компаниями, которые соответствуют соответствующим требованиям. Важно хорошо разобраться в том, как рассчитывается и когда перечисляется сбор, чтобы не возникало проблем с ФНС. При этом учитываются выплаты, которые не должны применяться для определения налоговой базы.

    Читайте также: