Тытуневыя вырабы на табак в беларуси акцизы

Опубликовано: 15.05.2024

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Согласно распоряжению по итогам Евразийского межправительственного совета, который состоялся в конце ноября 2018 года (копия документа есть в распоряжении РБК), члены союза должны предусмотреть, что с 2024-го при расчете локальных ставок акциза на сигареты они исходят из индикативной ставки €35 за 1 тыс. сигарет (cреднее значение, от которого может отталкиваться страна при определении своего акциза) с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. Как сообщили РБК в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), члены союза достигли такого соглашения впервые.

Какова вероятность гармонизации акциза на территории союза и как это скажется на нелегальной торговле табаком, разбирался РБК.

Участники союза достигли согласия

Переговорный процесс по вопросу гармонизации ставок акцизов начался еще в 2012 году: данный пункт был включен в статью 71 Договора об ЕАЭС, после чего страны приступили к разработке проектов соглашений. Но все эти годы оставался нерешенным вопрос про диапазон отклонений от индикативной ставки, особенно для категории самых дешевых сигарет.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Государства ЕАЭС впервые пришли к компромиссу по соглашению о налоговой политике в области акцизов, подчеркивают в ЕЭК. До ноябрьского межправительственного совета в Минске между странами оставалось одно разногласие, заключавшееся в предложении выделить сигареты низкоценовой группы в отдельную категорию, но оно было устранено. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Жаксылыкова, проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию одобрены и направлены для проведения внутригосударственного согласования до 1 февраля 2019 года. Далее в первом квартале 2019 года доработанные проекты соглашений планируются к внесению на совет комиссии для внутригосударственных процедур и дальнейшего подписания, уточнил он.

«Сейчас идет внутригосударственное согласование, — подтвердили РБК в пресс-службе Минфина. — Министерство направило соглашение во все заинтересованные ведомства на рассмотрение, поэтому пока преждевременно говорить о позиции российской стороны по данному соглашению. Вопрос прорабатывается».

Какая сейчас разница в акцизах

В России с 1 января 2019 года ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,01% и составила 1,89 тыс. руб. за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,568 тыс. руб. за тысячу штук). Для сравнения: в Белоруссии — это примерно €3–23 за тысячу штук (в зависимости от ценовой категории сигарет), Казахстане — €21, Киргизии — €16, Армении — €15. Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу: если в Белоруссии пачка стоит в среднем 32 руб., в Армении — 50 руб., а в Киргизии — 53 руб., то в России — 105 руб., поясняет директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова.

Как разница в акцизах влияет на нелегальный рынок

Гармонизация ставок акциза на табачную продукцию несколько лет обсуждается правительствами ЕАЭС, и то, что премьер-министры пяти стран достигли договоренности по принципиальным положениям проекта соглашения, является важнейшим шагом в этом направлении, считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.

Основным противником гармонизации ставки акциза на территории ЕАЭС была Белоруссия, рассказывает главный редактор агентства «Русский табак» Максим Королев: в стране сигареты делятся на три ценовые категории, для каждой из которых действует своя акцизная ставка. По словам эксперта, более 80% производства в стране приходится именно на низкоценовой сегмент, для которого действует незначительная ставка акциза, что позволяет Белоруссии поставлять свою продукцию в Россию и Европу по самым конкурентным ценам, поэтому белорусская сторона настаивала на выделении сигарет первой ценовой группы. Крупнейшая в стране табачная фабрика «Неман» в Гродно является государственной, поэтому гармонизация акцизов Белоруссии невыгодна, напомнил Королев.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Сигареты, нелегально ввезенные из ЕАЭС, составляют значительную часть табачной продукции, которая продается в России без уплаты налогов в государственный бюджет, говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» Илона Миртова. Разрыв в стоимости пачки сигарет, легально произведенной в России, и пачки, нелегально ввезенной из стран Таможенного союза, настолько велик, что стал одним из основных драйверов нелегальной торговли табачными изделиями в России, пояснила она.

​Это подтверждают и данные последнего ежегодного отчета о росте нелегального рынка сигарет, который в этом году подготовила компания Nielsen. Доля контрафакта и контрабанды за год удвоилась: в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

«Двукратный рост нелегального рынка обусловлен растущим притоком более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана) и дальнего зарубежья, а также стремительным распространением нелегальной продукции, находящейся в обороте без акцизной марки или с подозрительной акцизной маркой, включая сигареты, на которых не указан ни адрес производства, ни наименование производителя. Доля таких сигарет за год выросла практически в три раза», — отмечается в исследовании Nielsen. Аналитики заметили быстрый рост доли нелегальных сигарет на территориях, примыкающих к границам с Белоруссией и Казахстаном, где цены на табачную продукцию значительно ниже российских. Почти треть всей нелегальной продукции в России — это белорусские сигареты, напоминает Гуськова, и пока разница в акцизах со странами ЕАЭС остается высокой, серый сектор будет продолжать расти.

Совет министров внес правки в правила розничной торговли. Это сделано для того, чтобы привести акты в соответствие с антитабачным декретом президента. Постановление №287 от 10 мая размещено на Национальном правовом интернет-портале.

Согласно новым правилам, табачные изделия и жидкости для электронных сигарет нельзя выкладывать открыто. Изменения не касаются магазинов беспошлинной торговли.

Теперь информацию о реализуемых табачных изделиях необходимо размещать в виде перечня. Определены соответствующие требования к этому перечню. Так, продавцам разрешено демонстрировать табачные изделия по требованию покупателя.

Документ вступит в законную силу с 27 июля 2019 года.

Правила правилами, но главное, что SOBRANIE Gold не подорожало )


Так уже давно нельзя открыто продавать, везде просто списки на листах A4 висят.


«В витринах, на (в) ином торговом оборудовании не допускается выкладка табачных изделий (их образцов). Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания, может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены.».


Плюс за Собрание Голд


Captain Black Grape пиздат прям вообще


Почему не в "Аниме"?


Падажжи, они же и сейчас не выкладываются открыто, а просто листочек с ценами висит, что поменялось?


Жидкости для вейпов теперь не будут открыто продавать.


охуенный блядь пост для тжграм конечно.


я не могу его в IRL перенести


а ссылка на какую-то хуету здесь зачем?


Она в SMM себя пробует, не ругайся


огосподи как мило
чего тут все такие агрессивные пока не могу понять


Когда в пост пихают "источник", чаще всего это выглядит как спам.


Комментарий удален по просьбе пользователя


Комментарий удален по просьбе пользователя


в подсайт Бел[..]ру[..]


И сколько ща собрашка в РБ стоит?



Это число π (почти)


сироп от щекотки

А че заголовком то ограничилась. Давай всю новость подадим «правильно»:

Савет міністраў унёс змяненні ў правілы рознічнага гандлю. Гэта зроблена для таго, каб прывесці акты ў адпаведнасць з антытытунёвым Дэкрэтам Прэзідэнта. Пастанова №287 ад 10 мая размешчана на Нацыянальным прававым інтэрнэт-партале.

Згодна з новымі правіламі, Тытунёвыя вырабы і вадкасці для электронных цыгарэт нельга выкладваць адкрыта. Змены не датычацца магазінаў бяспошліннага гандлю.

Зараз інфармацыю аб рэалізуюцца тытунёвых вырабах неабходна размяшчаць у выглядзе пераліку. Вызначаны адпаведныя патрабаванні да гэтага пераліку. Так, прадаўцам дазволена дэманстраваць Тытунёвыя вырабы па патрабаванні пакупніка.

Дакумент уступіць у законную сілу з 27 ліпеня 2019 года.


Потребление сигарет в Беларуси снижается из-за роста цен и сокращения количества курильщиков. Тем не менее, производители с оптимизмом оценивают перспективы табачного рынка республики.

Об этом в интервью «ЭГ» рассказал директор «Бритиш Американ Тобакко в Беларуси» Темур Гадайбаев.

– Темур, как меняется белорусский табачный рынок? Что влияет на его динамику?

– На рынке табачных изделий наблюдается падение. По нашим оценкам, в натуральном выражении в прошлом году произошло сокращение примерно на 3% по сравнению с 2014-м, а в денежном – примерно с 800 млн. USD до 570 млн. с учетом девальвации рубля.

Такое изменение связано со снижением потребления сигарет. По данным проведенных нами исследований, число курильщиков среди белорусского населения старше 18 лет осталось неизменным, однако количество потребляемых ими ежедневно сигарет упало с 13,3 в день до 13,05 в 2015-м, а в текущем году оно, возможно, еще снизится. Сократятся и ряды курильщиков. Во многом это является реакцией на повышение цен, связанное в т.ч. с регулярно растущими ставками акцизов.

Изменение потребления отражается и на структуре рынка. Так, по нашим оценкам, доля высокого ценового сег­мента сократилась на 1,3 п.п. в 2015 г., среднего – выросла на 2,2 п.п. Доминирует низкий ценовой сегмент с растущей долей в 45%.

– Можете спрогнозировать, как рынок отреагирует на новое повышение акцизов на табачную продукцию? Как поведут себя потребители и основные игроки?

– Периодическое повышение акцизов – это достаточно распространенная и экономически обоснованная во всем мире практика. Как правило, в Беларуси ставки акциза на табачные изделия повышаются два раза в год: с 1 января и с 1 июля. Однако в 2016 г. уже произошло два повышения: с 1 января и с 17 марта, а еще одно запланировано на 1 июля. Мы рассчитываем, что оно не будет значительным и произойдет в рамках, уже определенных законодательством.

В настоящее время сфор­мировались две ярко выраженные тенденции поведения курильщиков: переключение с дорогих на более дешевые бренды и сокращение потребления. Это главным образом связано со снижением реальных доходов населения. Безусловно, повышение максимальных розничных цен на табачные изделия только усиливает эти тенденции.

Чтобы не потерять свои позиции, крупным игрокам, на наш взгляд, необходимо иметь сбалансированный портфель марок, способных в наибольшей степени отвечать вкусам потребителей, в т.ч. и по ценовому фактору.

– Как будет корректировать свою стратегию «Бритиш Американ Тобакко» в связи с ростом акцизов?

– Разрабатывая долгосрочную стратегию в Беларуси, наша компания учитывает ежегодное повышение ставок ак­цизов. Также важную роль играет десятилетняя ис­тория конструктивных и доверительных отношений с нашим партнером – Гродненской табачной фабрикой «Неман», которая стала одной из самых успешных в стране моделей государственно-частного парт­нерства.

Безусловно, увеличение акцизов заставляет нас пересматривать цены на свою продукцию в сторону повышения для обеспечения приемлемого уровня рентабельности. Однако здесь приходится выдерживать баланс между показателями экономической эффективности и правильным ценовым позиционированием марок.

Таким образом, наша стратегия ориентирована на достижение высоких результатов по всем ключевым показателям, оптимальное ценовое позиционирование, укрепление своего портфеля марок, чтобы потребитель находил наш продукт наиболее соответствующим его предпочтениям по качеству и цене.

– Как по итогам 2015 г. распределились доли на рынке сигарет? Чем вызваны изменения?

– Радикальных изменений не произошло. Лидером по-преж­нему остается Гродне­н­ская табачная фабрика «Неман», а British American Tobacco занимает 3-е место с долей 23%, по данным компании ACNielsen.

Очевидна тенденция роста доли локальных игроков, что связано с законодательным ограничением на производство марок международных брен­дов в низком ценовом сегменте, а также с дифференцированной акцизной политикой – нагрузка на низкий ценовой сегмент растет существенно медленнее, чем на другие сигареты.

– Насколько подорожали табачные изделия за прош­лый год в оптовой и розничной торговле? Как изменились цены в разных сегментах?

– В 2015 г. розничные и оптовые цены на табачные изделия II и III ценовых групп увеличились на 25–30% (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.). В абсолютных значениях сигареты III ценовой группы подорожали на 3000–­5500 Br, II ценовой группы – на 1800–2500 Br. Такое повышение было обусловлено поднятием акцизов в общей сложности на 25–30%, а также 70-процентной девальвацией белорусского рубля.

– В какой мере влияет на цены и финансовые результаты вашей компании волатильность валютных курсов в 2015–2016 гг.?

– Мы постоянно работаем над снижением импортной составляющей в сырье и материалах, используемых в производстве сигарет (табак, сигаретная бумага, фильтры и т.д.). По объективным причинам доля импорта в них всегда занимает определенную часть себестоимости. Соответственно, в условиях девальвации приходится повышать цены на табачную продукцию, что позволяет частично компенсировать падение рентабельности.

– Позволит ли партнерство «Бритиш Американ Тобакко» и Гродненской табачной фабрики сохранить или ук­репить позиции на рынке в текущем году?

– Партнерские отношения с фабрикой «Неман» – это стратегическая модель сотрудничества, в прошлом году с успехом отметившая свое десятилетие. На линиях Гродненской табачной фабрики производится более 90% брендов, принадлежащих группе компаний British American Tobacco, пре­дставленных в Беларуси. Такое взаимодействие для нас носит долгосрочный характер, и мы продолжаем инвестировать в развитие производственных мо­щностей ГТФ. За 11 лет сотрудничества объем вложенных средств составил более 20 млн. USD.

Наше партнерство создает условия для запуска в производство новых марок с применением ин­новационных технологий, мо­дернизации оборудования на паритетной основе, обеспечения стабильного выпуска высококачественной продукции. Кроме того, контрактное производство международных марок сигарет – это еще и гарантированные поступления акцизов в бюджет страны. По нашим оценкам, их доля в 2015 г. от сигарет British American Tobacco, произведенных в республике, составила около 22% от общей суммы всех акцизных поступлений по табачной категории в стране. Таким образом, конт­рактное производство – это та модель сотрудничества, которая отвечает основным государственным приоритетам – импортозамещению и модернизации производства.

Длительные и успешные от­ношения между нами и ГТФ свидетельствуют о высоком уро­вне доверия, умении вести диалог и способности находить компромиссы и общие векторы развития. Такое партнерство является важным условием для сохранения и укрепления своих позиций на рынке, как в текущем году, так и в дальнейшем.

– Как отразилось на деятельности вашей компании принятие техрег­ламента ТС на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) и обеспечивающих исполнение его требований стандартов, содержащих правила и методы ис­следований и измерений?

– Этот техрегламент был принят 12.11.2014 г., однако вступает в силу только с 15 мая 2016 г. Потребители не сразу увидят изменения. Ведь для полной имплементации новых технических правил решением Коллегии ЕАЭК от 12.05.2015 № 53 установлен переходный период до 15.11.2017 г. До этой даты разрешается производить и выпускать в обращение продукцию в соответствии с документами о качестве, полученным производителями или импортером табачной продукции до 15.05.2016 г., т.е. по старым правилам (в соответствии с действующим на сегодняшний момент в Беларуси ГОСТом 3935-2000 «Сигареты. Общие технические условия»).

Если же с 15.05.2016 г. производители или импортер станут получать новые документы о качестве, то такая продукция уже должна будет отвечать новым техническим требованиям. Обычно такие документы получают, если запускается абсолютно новый продукт или существенно изменяется уже существующий.

Продукция, производимая од­новременно по старым и новым требованиям, является одинаково качественной. Изме­нится только информация на пачке.

Наиболее заметная перемена, которую принесет техрегламент ТР ТС 035/2014, – это предупреждение о вреде курения, которое будет занимать не 30% лицевой и оборотной сторон пачки, как сейчас, а 50%. При этом кроме текста предупреждения появится гра­фическое изображение. Изменится порядок нанесения на пачку информации для потребителей.

Для нашей компании, как и для всей индустрии, на наш взгляд, важно, чтобы переход к новым требованиям произошел максимально плавно и без дополнительных неоп­равданных финансовых потерь. Для этого сейчас идет активная подготовка: мы разрабатываем новые дизайны пачек, готовим оборудование, уто­чняем пробелы и неясности новых правил, которые могут вызвать трудности в будущем, и т.д.

– Как влияет на рынок и, в частности, на производство, импорт сигарет в этом году?

– Объем импорта сигарет в Беларусь незначительный. По нашей оценке, он составляет около 3–4% общего объема ры­нка и с каждым годом снижается за счет импортозамещения. Как правило, импортируются те табачные изделия, которые в силу отсутствия технологий или рыночной целесообразности не производятся в стране. Основная цель импорта и вывода таких сигарет на рынок для кру­пных табачных компаний – изучение потребительского спро­са и предпочтений, анализ объема и динамики продаж для оценки возможности последующего про­изводства на локальных производственных мощностях.

Например, сигареты «KENT Convertibles» некоторое время импортировались, а позже было решено начать их выпуск в Беларуси.

Такие решения всегда требуют существенной модернизации обо­рудования, в приобретение которого наша компания совместно с локальным производителем инвестирует значительные средства.

Именно такая стратегия лег­ла в основу локализации производства сигарет «Бритиш Американ Тобакко» в Беларуси и выполнения программ импортозамещения в табачной отрасли рес­публики.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА "ЭГ"

Темур ГАДАЙБАЕВ, с 11 января 2016 г. директор Иностранного унитарного предприятия «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани». До назначения на эту должность Т. Гадайбаев более семи лет был директором по маркетингу в «Бритиш Американ Тобакко» Узбекистан. Имеет 23-летний опыт работы в группе компаний «Бритиш Американ Тобакко», в т.ч. в Казахстане, Венгрии, Финляндии, Норвегии и Швеции.


Каковы тенденции и перспективы развития табачного рынка в Беларуси? Что влияет на его динамику? Об этом порталу «БЕЛРЫНОК» рассказал директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.


Директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.

— В последние годы для табачного рынка Беларуси характерен тренд постепенного сокращения потребления табачных изделий, вызванный демографической динамикой, опережающим инфляцию ростом акцизов и цен, а также уменьшением доли курящего населения, — сказал г-н Федоров. — На фоне изменения индекса ценовой доступности, а также неравномерного роста величины акциза на сигареты первой ценовой группы (самых дешевых сигарет. – Ред.) относительно второй и третьей групп наблюдается массовое переключение потребителей на более дешевые марки сигарет, т.е. постоянный рост доли продаж табачных изделий низкоценового сегмента (около 9% в период с декабря 2016 г. по июнь 2017 г.) за счет снижения доли среднеценового и верхнеценового сегментов. Это объективные факторы, влияющие на ситуацию на рынке.

— JTI – одна из ведущих табачных компаний, ведет операции во многих странах мира. С точки зрения международного бизнеса какими отличительными чертами обладает белорусский табачный рынок?

— В Беларуси табачный рынок имеет ряд специфических черт, при этом некоторые из них, к сожалению, нельзя отнести к положительным. Практикуемая система квотирования уже сама по себе ограничивает свободную конкуренцию. Более того, производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость рынка составляет не более 20 млрд шт сигарет, тогда как на 2017 г объем квоты составляет более 29 млрд шт, из которых более 22 млрд шт сигарет приходятся на долю ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» (ГТФ), в котором доля государства составляет 100%, и 7 млрд шт сигарет – на долю частного ООО «Табак-инвест» (Минск).

Помимо этого, сложившаяся диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в 2-3 раза ниже, чем на остальную продукцию, поощряет перепроизводство дешевых марок сигарет, что противоречит мировой практике. Это приводит к глубокому искажению структуры самого рынка, ценовой декомпрессии, нехарактерной ни для стран Евросоюза, ни для партнеров по ЕАЭС. Очевидно, что и целям общественного здравоохранения такой подход также не соответствует.

Кроме того, с 2015 г в особую группу, на которую устанавливается отдельная квота, выделены сигареты с фильтром нижнего ценового сегмента. Это сделало невозможным производство импортозамещающих международных марок первой ценовой группы, выпускавшихся ранее. В нашем случае речь идет о популярных международных марках Magna и More, выпускавшихся фабрикой «Табак-инвест». Доля сигарет нижнего ценового сегмента составляет 70%. В нем доминирует ГТФ, занимая своими марками 80% объема выпуска таких сигарет. В результате установления непропорционально низкой ставки акциза на первую ценовую группу и ограничения доступа в данный сегмент другим игрокам фактически выстроена искусственная монополия на производство дешевых сигарет.

— Какие последствия для табачного рынка влечет за собой увеличение разрыва между ставками акциза на дешевые сигареты первой ценовой группы и более дорогими сигаретами второй и третьей ценовой групп?

— Такая существенная разница в акцизах на сигареты первой ценовой категории с одной стороны и сигареты второй и третьей ценовых категорий с другой стороны уже влияет на сокращение поступлений в государственный бюджет от акциза на табачные изделия. Дело в том, что рост налогов и иных платежей от первой ценовой группы не компенсирует их падение от второй и третьей групп. Приведу пример. В 2016 миграция потребителя в низкий ценовой сегмент, обусловленная уже упомянутыми выше причинами, привела к сокращению реализации сигарет среднего и верхнего ценовых сегментов примерно на 1,3 млрд. шт. Главным образом, это произошло за счет международных марок сигарет белорусского производства. Другими словами, сократилась производство и реализация сигарет, которые обеспечивают наиболее существенные налоговые поступления. При этом международные марки, производственная квота которых составляет лишь 28%, обеспечивают 51% акцизных поступлений. В перспективе, если ситуация не изменится, эта тенденция будет усиливаться. Для компенсации выпадающих доходов бюджета от одной непроданной пачки сигарет второй и третьей ценовой группы необходимо продать две-три пачки первой ценовой группы, а это практически невозможно в условиях общего сокращения рынка и усилий государства по снижению потребления табачных изделий.

— Исходя из этого, логичным было бы пересмотреть существующие подходы к акцизному налогообложению. Какие варианты являются рациональными с Вашей точки зрения?

— Самый оптимальный вариант — рассмотреть возможность упрощения действующей системы налогообложения табачных изделий путем введения единой специфической ставки. Мировой опыт показывает, что это наиболее адекватная система для компактных рынков, позволяющая удешевить администрирование налога, обеспечить полную акцизную отдачу от всех сегментов и препятствовать нелегальному обороту.

Что касается проблемы особого квотирования производства первой ценовой группы, вот простой конкретный пример. Даже в то время, когда наши международные марки производились в первой ценовой группе, их объем составлял всего около 3%.

В случае принятия решения о возобновлении выпуска международных марок JTI в первой ценовой группе очевидно, что это практически не отразится на результатах абсолютного лидера этого сегмента – Гродненской табачной фабрики, и при этом окажет положительный экономический эффект для второго производителя — «Табак-инвеста» и других отечественных предприятий, где в этом случае размещались бы заказы не материалы, необходимые при производстве, например, печать упаковки.

— Говоря о рационализации акцизного налогообложения, нельзя не вспомнить о предстоящем в ближайшие годы процессе гармонизации в рамках ЕАЭС. Как вы считаете, какие действия в этом направления необходимо предпринять?

— В настоящее время в Беларуси ставки акциза средней и верхней ценовых групп уже достаточно гармонизированы с уровнем ставок, действующих в Российской Федерации, и составляют 85-90% от них. В то же время, ставка нижней ценовой группы находится на уровне не более 40% к действующей в РФ. Здесь, опять же, логика требует планомерного сближения ставок нижней ценовой группы со ставками средней и верхней ценовых групп. Если этот процесс не начать сейчас, в дальнейшем необходимость более резкой гармонизации может привести к ценовому шоку для потребителей, резкому сокращению объемов производства, и, как следствие, рабочих мест отечественных производителей.

Такого сближения можно достичь путем постепенного опережающего увеличения ставки акциза для нижней ценовой группы, начиная с 2018 г, и дальнейшего упрощения акцизной системы вплоть до введения единой специфической ставки.

Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения трехлетнего планирования акцизного налога. Такой подход позволяет формировать предсказуемую и стабильную налоговую среду. Он уже многие годы действует в некоторых странах ЕАЭС, например, в Российской Федерации и Казахстане.

— Сейчас на рассмотрении в правительстве находится доработанный проект Декрета «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения». Какие последствия для табачного рынка могут иметь предлагаемые в нем меры?

— Прежде всего, необходимо отметить, что наша компания полностью поддерживает пропорциональное, экономически обоснованное, учитывающее интересы государства, общества и бизнеса регулирование табачной отрасли. Вместе с тем, мы считаем, что некоторые из предлагаемых в проекте нововведений требуют более тщательного анализа и взвешенного подхода.

К сожалению, в проекте Декрета сохраняется запрет на использование для хранения и продажи сигарет во всех магазинах торгового оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами. Еще раз подчеркну: подвесное торговое оборудование в кассовых узлах является оптимальным вариантом размещения табачных изделий с закрытой выкладкой, удобным и для продавцов, и потребителей. Наличие такого вида торгового оборудования вызвано, прежде всего, техническими условиями организации торгового процесса на объектах торговли. Негативное отношение к такому нерациональному запрету в ходе общественного обсуждения было выражено подавляющим большинством представителей розничной торговли, в том числе Ассоциацией розничных сетей, а также рядом органов местного управления. Эта позиция была поддержана в ходе обсуждений и совещаний в МАРТ с представителями табачной отрасли и торговли. Тем не менее, такой подход не нашел отражения в текущей редакции проекта. Хочу напомнить, что, помимо прочего, это торговое оборудование весьма дорогостоящее. Запрет по существу означает невозвратные потери для бизнеса, т.е. не обеспечивается сохранность инвестиций.

— Принципиально новым в проекте является приравнивание электронных систем курения к обычным сигаретам. Насколько обоснована такая мера?

— Инновационные продукты JTI, например, такие, как Logic или PLOOM TECH, являющиеся электронными системами доставки никотина, пока не присутствуют на белорусском рынке. Тем не менее, мы считаем, что в проекте объединено регулирование оборота принципиально разных категорий потребительских товаров – электронных систем доставки никотина и табачной продукции. Такое объединение в рамках одного нормативного правового акта представляется нецелесообразным. Сегмент рынка электронных систем доставки никотина в Беларуси еще только развивается, отсутствуют соответствующие исследования самого этого продукта, и его чрезмерное регулирование может привести к неоправданным потерям как для государства, так и для рынка.

— Константин Михайлович, одно из предлагаемых в проекте нововведений фактически означает запрет курения в барах, кафе и ресторанах даже в помещениях с действующей системой вентиляции. К чему приведет такая мера?

— Такой запрет может оказать существенное влияние на экономический результат предприятий общественного питания, поскольку повлечет за собой затраты на переоборудование, необходимость закрытия объектов в связи с ремонтом, отток курящих посетителей, снижение товарооборота и налоговых отчислений. Распространение запрета на курение на территории летних площадок объектов общепита еще более усугубляет ситуацию, поскольку делает запрет тотальным. Оно является необоснованным и редко применяется даже в странах, принявших решение о запрете курения в объектах общепита. Нетрудно также спрогнозировать негативную реакцию посетителей, которых лишат возможности не только выбора, но и цивилизованного потребления совершенно легального продукта. И, опять же – установленное вентиляционное оборудование весьма дорогое, т.е. и это – вопрос сохранности инвестиций, который, надо помнить, очень важен для инвестиционного климата страны.


Не более 10 пачек в одни руки: Госдума ставит барьер на пути табачного контрафакта. Она приняла законопроект об ограничения провоза по стране табака. С 1 января для личного пользования будет запрещено провозить более 200 немаркированных сигарет. Впрочем, специалисты считают, что эта мера не сработает, если не организуют серьезный таможенный контроль на границах ЕАЭС. В проблеме разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов .

Бизнес на табачном контрафакте, судя по онлайн-предложениям, цветет. Десятки сайтов. В ассортименте в основном – сигареты производства Казахстана и Белоруссии. Многие владельцы сайтов, видимо, понимают некую незаконность своей деятельности, поэтому шифруются. Переговоры – только в WhatsApp. Или – «напишите ваш телефон, а мы перезвоним». С одним таким табачным интернет-магазином я и связался.

КОРР. : Так, меня интересуют белорусские Fest красные. Сколько стоит и какой объем надо купить?

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : Если от коробки, то 35 рублей. 50 блоков.

КОРР. : В сумме это сколько будет?

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : 17 500.

КОРР. : И еще NZ10?

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : По 40. 20 000 будет коробка. Можно смешать. Если просто блоками, то дороже будет. Если от 10 блоков, соответственно, 50 и 45 цена, то от двух блоков – 55 и 50.

КОРР. : Понятно, я просто к тому, что с 1 января – запрет. Только 200 сигарет можно будет ввозить из Белоруссии и Казахстана.

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : Да, чего-то такое слышал.

КОРР. : Но это что-то типа контрабанды. Я ничем не рискую?

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : Да всё нормально.

КОРР. : Пока всё нормально.

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : Да ну, что уж, ладно. За сигареты – еще чего не хватало! Еще не дожили до этого.

КОРР. : Когда мой человек придет к метро у вас забирать, не "примут" его?

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН : Всё будет хорошо. Не волнуйтесь за человека вашего. Всё будет нормально.

35 – 40 рублей за весьма приличные сигареты – это действительно дешево. Хоть и очень крупный опт, который выкуривать одному придется несколько лет. Но если разделить на большой коллектив, например строителей, то выйдет очень даже нормально.

Но радоваться поклонникам табачного контрафакта осталось недолго. До 1 января. Причем более 200 немаркированных сигарет нельзя будет провозить не только через границу, но и в принципе при любой личной поездке – хоть по стране, хоть по своему селу.

Новые ограничения направлены против табачного контрафакта из Белоруссии и Казахстана. Везут не только багажниками частники, но и фурами дальнобойщики в качестве подработки. И особо ничем не рискуют. Потому что раз не запрещено, то разрешено. А всё дело в том, что когда заключали соглашения в рамках Евразийского экономического союза, не выравняли акцизы на подакцизные товары, констатирует эксперт по табачной отрасли Вадим Желнин.

ЖЕЛНИН : А еще ведь есть подакцизные товары. То же самое: в первую очередь – сигареты, алкоголь. О них не подумали. А было давно известно, что и в Белоруссии, и в Казахстане, я не говорю про другие страны, они намного меньше. Вот там – огромная разница в ценах на сигареты и на водку из-за низких акцизов.

Поток машин на белорусско-российской и казахстанско-российской границах – огромный, а таможенный досмотр – минимален. "И кто тогда будет с 1 января выявлять табачный контрафакт?", – задается вопросом Вадим Желнин.

ЖЕЛНИН : Вот когда в Минск едешь – пожалуйста. Я на машине не ездил, а из Шереметьева фактически – как внутренний рейс. И где, как? Это такая декларация. Я не скажу, что это вредно, в отличие от других мер, которые принимаются якобы для борьбы с нелегальными сигаретами. Она, скорее, безвредна, чистая декларация. Но как она будет реализовываться, не очень понятно.

Если все-таки таможенники либо полицейские обнаружат избыток безакцизных сигарет, то наказание дадут такое же, как за незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции. Согласно КоАП, это штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Плюс, конечно, конфискация всего контрафактного товара.

Российским курильщикам предложат затянуться “противопожарными” сигаретами

Россия в будущем может перейти на "противопожарные" сигареты. Минздрав разработал проект распоряжения, который устанавливает новые требования к воспламеняющей способности сигарет. Речь идет об эффекте самозатухания. Эта технология должна помочь в борьбе с пожарами.

Не дымить: антитабачные санкции расширили на кальяны и электронные сигареты

Сегодня вступили в силу поправки в Административный кодекс, которые наказывают штрафами за курение не только обычных сигарет, но и кальянов, электронных девайсов, а также употребление нюхательного и жевательного табака. Появились санкции и за нарушение правил продажи всей никотиносодержащей продукции.

«Правило 10 метров»: в Милане фактически запретили курить на улице

В Милане вступает в силу "правило 10 метров". Оно касается курильщиков: если в этом радиусе есть кто-то ещё, то курить на улице запрещено.

Табак и продукты подорожают из-за пандемии

Цены на табак резко вырастут за счет увеличения акцизов. Этот шаг премьер-министр Михаил Мишустин назвал необходимым (наравне с другими налоговыми мерами) для покрытия расходов, связанных с пандемией. Коронавирус прошелся ураганом по всей мировой экономике и спровоцировал подорожание самых необходимых продуктов.

Минус ментол – минус курильщик

Европа осталась без сигарет с ментолом. С этой недели в Британии и странах Евросоюза запрещена продажа сигарет с ароматизированными добавками. По мнению властей, эта мера поможет сократить число курильщиков.

Читайте также: