Принцип знай своего клиента налоговая

Опубликовано: 17.05.2024


Во всем мире, государство вмешивается в деньги граждан и бизнеса. Это норма. Это так работает. Отдельный вопрос – степень вмешательства и то, за что тем или иным государством предусмотрен ай-я-яй, а что делать можно.

В вопросах отношения к деньгам наша страна, как всегда, идет своим путём. Хорошо это или плохо мы рассматривать не будем – отнесемся просто как к данности. Если в Граде на Холме «легализация и отмывание» - это когда деньги, нажитые заведомо преступным путём вводятся в легальный оборот, то в нашем Мордоре – наоборот.

Поясню для тех, кто не понял о чём идёт речь. С формулировкой «противодействие легализации и отмыванию средств, нажитых заведомо преступным путём, а так же финансированию терроризма и экстремизма» правоохранители эльфийских стран будет преследовать наркобарыг, торговцев оружием и живым товаром, которые, нарубив тонны кэша, стремятся их обелить, пропустив через жернова легального бизнеса. Естественно, на этом пути они в лобовую платят все налоги и показывают максимальную прибыль. С которой тоже платят налоги. Что правоохранителей не останавливает ни разу.

У нас же официальная позиция несколько отличается от эльфийской. С формулировкой «противодействие легализации и отмыванию…» государство борется не с вводом в бизнес хрен знает откуда взявшихся денежных средств, а с выводом из белой и подконтрольной зоны денег, УЖЕ заработанных в белой части бизнеса.

Именно под эти задачи заточен 115-ФЗ, тонна приказов ЦБ в его исполнение, письма минфина как понимать то и это и сложившаяся судебная практика. При этом если запустить конвейер в обратную сторону, то есть притащить кэшем в банк, скажем, 50 миллионов и положить их на счет собственного ООО с формулировкой «займ учредителя», то никто против не будет и глупых вопросов не задаст. Проверено на практике неоднократно.

Хотя вроде как именно это и есть «легализация», вас даже кофе в банке угостят как любимого клиента, не поинтересовавшись, а откуда, собственно, денежки-то…

Вопросы будут потом, когда вы через полгода-год за этими 50-ю миллионами в банк придёте. Это же как раз по ходу конвейера уже получится! Тут-то вам и расскажут про отмывание и легализацию, и про приказы ЦБ, и про 115-ФЗ, и заградительную ставочку за снятие влупят, скажем так процентов 20… Другими словами, без какого-либо схематоза вы своих денег не увидите. И это проверено на практике. И тоже не раз.

Раньше с этим было проще. При каждом уважающем себя банке существовала площадка, решающая данные задачи. И всего лишь надо было знать, кому задать правильный вопрос, чтобы вместе с правильным ответом, получить реквизиты, куда стоило бы послать денег с удобной всем формулировкой.

Но в последнее время всё здорово изменилось. Чёрные эскадроны смерти прочёсывают густым гребнем банковскую систему страны, огнём и мечом выкорчёвывая из неё скверну кэша. Боевые отряды налоговых назгулов, внедряют всюду, куда могут дотянуться, кассовые аппараты, исключая появление на рынке наличных денег из источников, вне банковской системы.

Другими словами, в настоящее время стремительно уничтожается «серый» сегмент происхождения наличных денег, оставляя им либо «белый» сегмент, либо уж совсем чернуху. Как я понимаю кэш из торговли наркотиками, рэкета, проституции и проч., здесь мало кого интересует, посему рассмотрим то, что остается среднестатистическому предпринимателю. То есть всё-таки банковский сегмент, но, скажем так, с минимальным организационным участием банка.

Итак, любому предпринимателю стоит знать обязательный минимум того, что касается денег предприятия, правил их оборота, признаков, по которым его операции могут быть признаны «подозрительными» и так далее.

Сегодня рассмотрим принцип «знай своего контрагента».

Предполагается, что каждый директор любого предприятия должен лично знать того, кому он отправляет тот или иной платеж. Логика законодателя понятна, но как она должна работать при условии, что контрагентов у предприятия больше чем 1-2 в день, или они территориально разнесены в разные концы географии, не уточняется ни самим законодателем, ни тем, кто право должен толковать. Причем наличие учредительных документов контрагента в офисе – ни разу не аргумент вашей деловой порядочности. Не познакомился лично с получателем платежа – значит накосячил.

Так типа борьба с «фирмами-однодневками» выглядит. Бред чистой воды, но считаться с ним приходится.

Теперь что с этим делать. Вариантов не много.

1. Таки знакомиться со всеми контрагентами. Причем факт знакомства подтверждать документально. Подойдет файл с камеры наружного наблюдения, что данный товарищ был у вас в офисе. Подойдет фото. Распечатка смс с вашего номера на его номер с обсуждением встречи.

Короче, любая доказуха, что вы проявили осмотрительность при данном контракте и платеже и познакомились лично с контрагентом.

Но лично я так не заморачиваюсь.

Если сделать так решительно невозможно – помните, что действия по доверенности никто не отменял. Дальше продолжать мысль не буду, думаю, что кому надо, те поймут, что я хотел сказать.

2. Данный пункт может быть дополнением к п.1, а может быть в ряде случаев и вместо него. Всегда, с каждым новым контрагентом, формируйте его дело, запрашивая данные по всем базам до которых дотянетесь. В абсолютном большинстве случаев всё это будет информационным мусором, но делать это надо, ибо в случае чего подтвердит вашу осмотрительность при выборе делового партнера.

3. Пункт для продвинутых пользователей. Работайте как работается, не забивайте себе голову и помните, что презумпцию невиновности официально никто не отменял. То есть она как-бы действует, только некоторым об этом надо напоминать эпизодически и в определенной форме.

В заключение история, как вы любите (как раз по п.3).

Звонит клиент, с которым у нас договор на юрсопровождение. Вызвали в ОБЭП, а он, сдуру, туда без адвоката попёрся. Типа, если косяков явных не чувствую, так можно не париться и идти. Ведь поговорить же просто хотят…

Пришёл, а там ему по паре клиентов начинают вопросы задавать. Не знаком? А как денег слал? А кому? А как договаривались? По телефону? По какому? А кто из сотрудников говорил? А кто товар от них поставлял? А от тебя кто принимал? Контакты? А ты в курсе, что обязан знать того, кому платишь? А ты знаешь, что они с твоих платежей налогов не заплатили? Ты понимаешь, что у нас есть основания считать, что это твои персональные помойки и ты так от налогов уклоняешься?

Короче, парень уже сильно не рад, что самодеятельность проявил и без правильного адвоката туда пришёл. Но позвонить дали. Звонит.

Обычно я сам в офисе не сижу, но тут совпало. Трубку лично взял. Выслушал, что ему там городят.

- Пиши, - говорю, - только дословно и ничего не спрашивай.

Он попросил у правоохранителей бумагу, ручку и пишет:

(Представляю, как сотрудники обрадовались в этот момент)

Прошу привлечь меня к предусмотренной законом ответственности. Так как я, Такойто Такович, при осуществлении предпринимательской деятельности, полностью проигнорировал предусмотренную законом осмотрительность при выборе контрагентов, осуществлял перечисления денежных средств на непроверенные юридические лица, чем создал угрозу недополучения бюджетом предусмотренных законом налогов.

Среди предприятий- моих контрагентов, на счета которых мною были перечислены денежные средства и проверка которых была полностью проигнорирована, и генеральных директоров которых я не видел ни разу, хочу выделить:

- Муниципальное предприятие «Комплекс «Вокзальный».

Дописать чистосердечное ему не дали. Выгнали с ОБЭПа, со словами «дебил» и «звонил какому-то дебилу»…. Короче, даже адвокат не потребовался.


Законопроект о запуске платформы «Знай своего клиента», которая разделит предпринимателей на зоны риска по принципу светофора, скорректируют. О том, что новую редакцию документа внесут в Госдуму в ближайшее время, «Известиям» заявил глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков. Ранее Национальный союз трейдеров указал парламенту на несоответствие инициативы Конституции, до этого с подобной критикой выступала Счетная палата. Опасения специалистов вызывает изъятие в пользу государства средств юрлиц и ИП из «красной зоны», которые в течение полугода не обжаловали свой статус. Впрочем, по мнению опрошенных юристов, добросовестные предприниматели успеют вовремя оспорить попадание в список «подозрительных». Запуск платформы ЗСК снизит возможность необоснованных отказов в банковском обслуживании, считают в Росфинмониторинге.

Редакция следует


В конце 2021 — начале 2022 года ЦБ планирует запустить платформу «Знай своего клиента» (ЗСК), которая поместит юрлиц и ИП в «зеленую», «желтую» и «красную» зоны в зависимости от рисков легализации и отмывания средств. В ноябре 2020-го законопроект № 1064272-7, регулирующий деятельность платформы, был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов.

В нынешней версии инициативы предусматривается, что банк обязан расторгнуть договор с юрлицом или ИП, если клиент в течение шести месяцев не обжаловал присвоение ему «красной категории», а после этого — перечислить все его денежные средства в госбюджет. Предлагаемая норма противоречит ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой изъятие имущества возможно только по решению суда, говорится в заключении Национального союза трейдеров на законопроект. Документ направлен главе комитета Госдумы по финрынку Анатолию Аксакову (есть у «Известий»).

Фактически из меры административно-правового характера по изъятию из оборота нелегальных средств норма превращается в юридическую имущественную санкцию, подчеркивается в заключении союза. В этом случае она должна предполагать четкое описание состава правонарушения и соразмерность санкции ущербу.

ЦБ РФ

— Вызывает сомнения сама по себе допустимость изъятия собственности, только потому что она подозрительная, без доказанной вины, — подчеркнул соучредитель Национального союза частных трейдеров и инвесторов на финансовых рынках Дмитрий Кравченко.

19 января Счетная палата также указала на несоответствие инициативы 35-й статье Конституции. Контрольное ведомство также ссылалось на Гражданский кодекс, который допускает обращение в доход государства имущества, если в соответствии с законодательством о противодействии терроризму его владелец не доказал законность его приобретения, но и такое решение должен принимать суд.

В союзе трейдеров опасаются и того, что за кардинальным ужесточением мер относительно счетов юрлиц и ИП последуют аналогичные санкции против физлиц, в том числе они коснутся брокерских счетов.


Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, на имя которого было направлено заключение, заявил «Известиям», что сейчас ведется работа над новым текстом законопроекта. В нем учитываются внесенные правительством предложения.

Повторное внесение документа планируется в ближайшее время, добавил депутат. При этом он не уточнил, будет ли приведена в соответствие с Конституцией норма о внесудебной конфискации денег клиентов банков.

В новой редакции законопроекта, которая дорабатывалась после обсуждения с бизнесом, одним из рассматриваемых вариантов является инициация Банком России процедуры принудительной ликвидации организации, отнесенной к «красному» уровню риска по «отмыванию» денег, заявили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе не исключили, что в ходе обсуждения законопроекта соответствующие нормы могут быть скорректированы в сторону смягчения.

Лазеек для обхода этого противоречия нет, убежден партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. Он отметил: с точки зрения здравого смысла, если деньги заблокируют у добросовестной организации, она сразу предоставит документы для разморозки счета. Если же это мошеннические действия, никто ничего обжаловать не будет. По словам юриста, в законе всё-таки следует прописать, что для взыскания денег с заблокированных счетов по истечении шести месяцев банк или другой орган имеет право обратиться в суд.


Платформенный элемент

Изъятие средств во внесудебном порядке, прописанное в нынешней редакции законопроекта, не только противоречит конституционным нормам, но и может привести к существенному росту коррупции в банковской сфере, считает член генсовета бизнес-объединения «Деловая Россия» Алексей Мишин.

— Сейчас сложилась ситуация жесткого регулирования в сфере «антиотмывочного» законодательства. Из-за недостаточной осведомленности о деятельности клиента банки приостанавливают операции и блокируют счета. В связи с техническими сложностями и длительной процедурой «реабилитации» подозрения кредитной организации фактически блокируют финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей. Компании не могут вовремя рассчитаться с контрагентами, несут убытки, появляются риски последующей ликвидации бизнеса, — разъяснил Алексей Мишин.

рубли

Он добавил, что необходимость «цифровизации рисков» и появления платформы ЗСК давно назрела: важно ввести централизованные нормы оценки надежности клиентов. При этом в законодательстве не должно быть неопределенных, по-разному трактуемых критериев, которые сейчас объединяются в понятии «подозрительная операция», подчеркнул эксперт. В Ассоциации юристов России согласились: часто жертвами блокировок предприниматели становятся в силу каких-то технических неточностей или неаккуратности ведения хозяйственной деятельности.

Сейчас в «антиотмывочном» законе прописан внушительный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, пояснили в юрфирме Enterprise Legal Solutions. ЦБ дает рекомендации по их проверке. Вывод делает банк на основе собственных алгоритмов. В итоге «подозрительной» может оказаться почти любая трансакция, а бремя доказывания невиновности лежит на клиенте.

Предполагается, что платформа, созданная на базе данных ЦБ, будет лишь вспомогательным источником информации о клиентах с точки зрения отмывания денег, отметили в регуляторе. По предварительной оценке Банка России, около 99% компаний относятся к так называемой зеленой зоне, и только 0,7% из них — к «красной». Высокий уровень риска присвоят лишь тем компаниям, которые не ведут реальной деятельности, регистрируются на подставных физлиц и обеспечивают расчеты теневого сектора, уверяют в регуляторе.


В Росфинмониторинге поддерживают возможность дополнительного информирования кредитных организаций о рисках клиентов или об их отсутствии. Запуск платформы ЗСК с релевантной информацией снизит возможность необоснованных отказов в банковском обслуживании, подчеркнул «Известиям» представитель службы.

Законопроект в нынешней версии предусматривает дополнительную процедурную нагрузку на банки, связанную с изменением систем оценки риска, взаимодействия с клиентами и ЦБ, заявила председатель комитета по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ Ассоциации банков России Ирина Кононенко. Она подчеркнула, что стоимость внедрения изменений оценивается выше среднего. Эти моменты требуют дополнительного анализа в ходе работы над документом, подчеркнула Ирина Кононенко.

По словам источника «Известий» на банковском рынке, при правильном внедрении предложенный механизм может повысить эффективность «антиотмывочной» системы, в том числе сократить количество «блокировок» добросовестных предпринимателей.

Глава 4. Легализация (отмывание) криминальных фондов денежных средств

Политика "знай своего клиента"
Задачи политики "знай своего клиента"
Сущность политики "знай своего клиента"
Определение личности клиента
Индивидуальные счета:
Счета предприятий
Кредитные операции
Подозрительное поведение и операции
Программа внутреннего соответствия финансового учреждения

Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных "клиентов". Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".

Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок "Знай своего клиента" в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.

  • политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.
  • политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих "клиентов".
  • политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
  • политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики "знай своего клиента"

При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элементы их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не менее важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.

В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем, в целях выработки и проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политики финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы в свою практику ведения дел:

  • финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;
  • финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;
  • от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;
  • от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;
  • финансовые учреждения должны обращать внимание на любые необычные операции или на операции, которые непропорциональны известной деловой деятельности клиента.

Неотъемлемым компонентом эффективной политики "Знай своего клиента" является полноценная осведомленность обо всех операциях, выполняемых клиентами соответствующего финансового учреждения. В этой связи необходимо, чтобы установленный учреждением порядок действий по принципу "Знай своего клиента" давал возможность сбора достаточной информации для формулирования "оперативного профиля" каждого из клиентов. Основополагающей задачей установления такого порядка является возможность финансового учреждения предсказывать с относительной уверенностью, какими видами операций определенный клиент будет скорее всего заниматься. На этой основе должны быть разработаны и реализованы внутренние системы для отслеживания фактически производимых операций, так чтобы определять случаи выполнения клиентом операций, которые не соответствуют его сформулированному "оперативному профилю".

Политика "Знай своего клиента" должна включать в себя порядок, согласно которому требуется оценка каждого клиента в тот момент, когда он устанавливает свои отношения с данным финансовым учреждением, в целях предотвращения любой возможности открытия фиктивных счетов. В дополнение к этому программа профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников банка должна включать в себя примеры таких форм поведения или действий клиента, которые могут подсказать целесообразность проведения расследования.

Как общее правило, деловые взаимоотношения с финансовой организацией не должны никогда устанавливаться до того момента, когда личность потенциального клиента установлена с достаточной уверенностью. Если потенциальный клиент отказываться представить какие-либо требуемые от него данные, взаимоотношения с ним вообще не должны устанавливаться. Более того, если запрошенная дополнительная информация не поступает в обещанное время, любые уже начатые взаимоотношения должны быть прекращены. Ниже приведен краткий обзор общих принципов, которым надо следовать в установлении взаимоотношений с клиентом:

Ни один личный счет не должен быть открыт без удовлетворительного определения личности.

Обратите внимание на место проживания клиента или на место его работы. Если оно не расположено в зоне, которую преимущественно обслуживает данный банк или данное отделение банка, получите ответ на вопрос, почему клиент хочет открыть счет именно в данном банке или отделении.

В качестве следующего шага позвоните клиенту по названному им телефону по его месту жительства или по месту работы, чтобы выразить клиенту благодарность за то, что он открыл счет в вашем банке. Отключенный номер телефона или отсутствие сведений о таком работнике указывают на необходимость дальнейшего выяснения.

Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличными должны быть основанием для дальнейших вопросов.

Если речь идет о крупных счетах, попросите у клиента отзыв (справку) из банка, услугами которого он пользовался ранее, и пошлите этому банку письмо с просьбой охарактеризовать данного клиента.

Личность клиента может быть дополнительно установлена или проверена посредством его уже существующих отношений с данным учреждением, например, в форме получения кредита какого-либо рода, либо других взаимоотношений в связи с открытием счетов.

Клиент может обратиться в банк по рекомендации какого-либо работника этого банка или одного из устойчивых клиентов банка. В подобном случае рекомендация сама по себе не является достаточной для определение личности клиента, но в большинстве случаев она может означать, что по отношению к такому клиенту требуется проявление меньшей бдительности, чем в иной ситуации.

Руководители предприятия должны предоставить свидетельство его юридического статуса при открытии банковского счета.

Проверьте наименование названного вам коммерческого предприятия в том органе, которому он обязан предъявлять свою отчетность, и проверьте справки (отзывы) ранее использовавшихся этим предприятием банков.

В качестве следующего шага позвоните в названное вам деловое предприятие клиента, чтобы поблагодарить его за открытие счета в вашем банке. Отключенный номер телефона требует дальнейшего выяснения ситуации.

Если позволяют обстоятельства, попробуйте произвести визуальную проверку данного предприятия, чтобы убедиться в том, что оно в действительности существует и способно оказывать те услуги, для каких оно предназначено.

Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличностью должны служить причиной дальнейшего выяснения.

В случае крупных коммерческих счетов необходимо обеспечить получение следующей информации:

  • финансовый отчет данного делового предприятия;
  • описание основного вида деятельности клиента;
  • перечень основных поставщиков и заказчиков и их географическое расположение;
  • описание обычной зоны деятельности данного предприятия с указанием на то, можно ли считать его международные операции оправданно регулярными;
  • описание вида деловых операций предприятия, например, оптовое приобретение и розничная торговля, а также ожидаемых объемов продаж за наличность.

Важно отдавать себе отчет в том, что взаимоотношения с финансовым учреждением в иной форме, чем открытие депонентских счетов, также могут использоваться в незаконных целях. Кредитные операции стали для преступных организаций или лиц распространенным средством выгодного использования их доходов от противозаконной деятельности. По этой причине осмотрительные финансовые организации должны применять их политику "Знай своего клиента" к тем из их клиентов, которые обращаются к учреждению по вопросам кредитования.

При определении степени надежности клиента имеются определенные виды деятельности, которые являются подозрительными по своему характеру и должны настораживать финансовые учреждения относительно потенциальной возможности клиента выполнять незаконные действия с участием такого учреждения. Ниже приводятся эти категории подозрительного поведения в широком определении:

  • недостаточная, неправильная или подозрительная информация, предоставляемая клиентом.
  • вклады наличностью, которые не сопоставимы с видом или объемом деловых операций клиента.
  • приобретение и (или) депонирование финансовых инструментов, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента.
  • операции с денежными переводами, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента.
  • построение или разбивка операций таким образом, чтобы избежать или обходить требования о ведении учета и (или) отчетности.
  • переводы денежных средств в зарубежные страны. Обрисованные выше общие категории можно подразделить по разным функциям, выполняемым финансовым учреждением. Ниже более конкретно указаны подозрительные действия в той степени, в которой они затрагивают различных функциональных работников финансового учреждения.

Для кассиров и иных работников общего зала:

  • клиент неохотно предоставляет любую информацию, которая требуется для полноценного определения его личности.
  • клиент открывает несколько счетов под одним именем или под разными именами, а затем делает на каждый из этих счетов вклады наличностью на сумму менее 10 000 долларов.
  • клиент выражает нежелание проводить далее операцию после того, как ему сообщили, что по ней будет оформлена "Запись об операции с наличностью", либо отказывается предоставить данные, необходимые для заполнения соответствующего бланка.
  • клиент часто кладет на счет или снимает со счета крупные суммы наличных денег (валюты) без четко объяснимых деловых причин, либо поступает подобным образом, когда его деловое предприятие, как правило, не связано с крупными суммами наличности.
  • клиент обменивает большие суммы наличности с малых купюр на крупные.
  • клиент часто совершает покупки финансовых инструментов за наличность, но на суммы менее 10 000 долларов.
  • клиенты, которые заходят в банк одновременно, но проводят каждый крупные операции наличностью на суммы менее 10 000 долларов с разными кассирами.
  • клиент постоянно делает денежные вклады на его счет и почти немедленно заказывает "телеграфные" переводы в другой город или в другую страну, и эти действия не находятся в соответствии с объявленным видом деловой деятельности клиента.
  • клиент получает денежные переводы и немедленно приобретает финансовые инструменты как средство оплаты другому лицу.
  • манера перемещения клиента по банку меняется, когда он заходит в зону сейфов для безопасного хранения ценностей, что может указывать на то, что он хранит в сейфах значительные суммы наличности.
  • клиент вступает в обсуждение процедуры оформления отчетности о движении наличности с явным намерением обхода соответствующих требований, либо пытается вынудить работника банка отложить оформление соответствующей формы.
  • клиент подает запрос о включении его в Перечень клиентов данного учреждения, освобожденных от выполнения требований отчетности.

    Для ответственных по кредитам и руководящих работников кредитного отдела:

  • заявленная клиентом цель получения кредита (займа) экономически не оправдана, либо клиент предлагает в качестве обеспечения кредита наличные деньги, отказываясь при этом раскрыть цель получения кредита.
  • запросы на предоставление кредита оффшорным компаниям, либо просьбы о кредите с обеспечением по обязательствам оффшорных банков.
  • клиент внезапно осуществляет погашение ранее вызывавшего опасения кредита, не предоставляя разумных объяснений в отношении источника его средств.
  • клиент приобретает депозитный сертификат и использует его в качестве обеспечения кредита.
  • клиент использует вклад наличностью в качестве обеспечения кредита.
  • для получения кредита клиент использует обеспечение наличностью, находящейся в оффшорном учреждении.
  • полученные по кредиту средства внезапно переправляются в оффшорное учреждение.

    Программа внутреннего соответствия финансового учреждения
    (на примере США)

    Эффективная программа внутреннего соответствия имеет существенное значение для способности финансового учреждения выполнять правила и нормы Закона о банковской тайне и для обеспечения такого положения, при котором это учреждение не будет вовлечено в противозаконные действия.

    Как минимум, программа внутреннего соответствия должна включать в себя меры внутреннего контроля для обеспечения последовательного выполнения применимых правил и норм, благодаря:

  • установленному порядку независимой проверки соответствия;
  • назначению конкретного лица, ответственного за повседневную координацию и контроль мер по соответствию, т.е. по соблюдению всех установленных и применимых правил и норм; а также
  • организации обучения соответствующего круга работников.
  • Перечисленные выше позиции представляют собой базовые составные части хорошо организованной программы соответствия. Для того, чтобы установить и поддерживать программу, обеспечивающую стабильное и неукоснительное выполнение применимых правил и норм и помогающую оградить учреждение от злоупотреблений со стороны лиц, которые хотели бы использовать услуги этого учреждения в незаконных целях, финансовые учреждения должны подключить к этой программе целый ряд участков работы и разные уровни администрации.

    1. Старшее руководство

    Старшее руководство финансового учреждения должно продемонстрировать свою приверженность принципам и практике соответствия путем:

    Формулирования жесткого плана соответствия, который полностью приводился бы в исполнение и утверждался коллегией директоров этого учреждения.

    Требования того, чтобы старшее руководство было должным образом информировано о действиях по обеспечению соответствия, о результатах проведенных проверок или аудитов, а также о любых нарушениях принципов соответствия и о принятых мерах по их исправлению.

    Включения требований соответствия нормам и правилам в описание должностных обязанностей и в оценку показателей работы сотрудников учреждения; а также

    Введения порядка, согласно которому соблюдение принципов соответствия является условием продолжения работы в учреждении.

    2. Внутренние контролеры - аудиторы

    В структуре финансового учреждения должен быть организован отдел внутреннего контроля (аудита), в обязанности которого должно входить:

    Выполнение контрольных проверок операций для обеспечения такого положения, при котором учреждение неуклонно исполняет предписанные правила;

    Проведение аттестационных опросов работников для оценки знания ими применимых правил и норм;

    Анализ письменных инструкций и программ обучения или повышения квалификации на их полноту и точность; а также

    Сообщение о всех результатах работы по указанным направлениям старшему руководству.

    3. Внутренний контроль операций с крупными суммами наличности

    Финансовые учреждения должны быть способными выявлять и отслеживать операции с крупными суммами наличности (валюты), выполняемые в каждом конкретном учреждении, для обеспечения того, чтобы такие операции не производились для незаконных целей. С принятием так называемого "Правила $3000", согласно которому вводится обязательность ведения учета всех случаев приобретения за наличные средства определенных финансовых инструментов стоимостью от 3 000 до 10 000 долларов, те же принципы контроля за операциями с наличностью (валютой) должны быть применены также и к этой функции.

    4. Порядок применения исключений

    Для финансовых учреждений, имеющих дело с клиентами, на которых распространяется порядок исключения из требования об обязательном оформлении ЗОН, совершенно необходимо ввести регулярный контроль за применением подобных исключений. Учреждение должно быть способным обеспечить положение, при котором имеющие право на подобное исключение клиенты соблюдают ограничения, сопровождающие такое исключение, и при котором проводится регулярный контроль операций, связанных с этими клиентами. Все отклонения от установленного порядка применения исключений со стороны как клиента, так и самого учреждения должны надежно выявляться принятой программой внутреннего соответствия.

    5. Обучение и повышение квалификации

    Работники финансового учреждения должны проходить особую подготовку и обучение по всем аспектам применимых правил и связанного с ними внутреннего порядка. Эффективная программа такого обучения должна включать в себя:

    Охват всех работников, имеющих непосредственный контакт с клиентами, в том числе, кассиров, представителей по обслуживанию клиентов, ответственных по кредитам и руководящих работников по индивидуальным или частным счетам. Их обучение и повышение квалификации должно быть направлено как на рассмотрение принятых процедур и правил, так и на разъяснение распространенных схем и приемов "отмывания" денег;

    Регулярные курсы повышения квалификации, снабжающие работников самой новой и свежей информацией.

    6. Ответственный за соответствие

    Определенное лицо должно быть назначено ответственным за соответствие, и в его обязанности должно входить повседневное руководство исполнением программы соответствия.

    Что означает аббревиатура KYC в банковской сфере? Как и зачем реализуются нормы KYC («Знай своего клиента»)?


    Что такое KYC?

    KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этими буквами скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности путем.

    Делается это путем записи и хранения банками подробных сведений о своих клиентах, а также проверки информации о бенефициарах их безналичных расчетов, чтобы в случае выявления каких-либо правонарушений правоохранительные и регулирующие органы смогли по «денежному следу» (англ. Money Trail) выявить виновных физических или юридических лиц.

    Суть этого процесса заключается в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т.д. Для этого банки собирают не только, например, учредительные документы и финансовую отчетность, но и проводят анкетирование и опросы по телефону, а также периодические личные встречи (если это крупные корпоративные клиенты).

    Насторожить банк могут такие особенности в операциях клиента, как, например, резкие перепады в объеме оборотов по счету или количеству транзакций, слишком большие суммы операций в наличной форме, операции в странах, более лояльных к отмыванию денег, какие-либо «проблемы» с контролирующими органами или с деловой репутацией клиентов.

    Если по результатам процедуры KYC частный клиент или организация попадает в черный список, за их операциями устанавливается пристальный контроль, который позволяет отслеживать сомнительные транзакции, совершаемые этими лицами.

    KYC – это обязательство банка перед регуляторами по записи и хранению точных, достоверных и обновленных сведений о всех своих клиентах. KYC является инструментом международной финансовой политики по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (англ. AML – Anti Money Laundering).

    Однако, к сожалению, нередки случаи, когда банки используют процедуры KYC как предлог для блокирования операций и счетов добросовестных клиентов. Поэтому нормы и требования соблюдения процедур KYC в равной степени должны быть применены ко всем клиентам, вне зависимости от их статуса, значимости для банка и объема операций.

    Кроме того, нормы KYC помогают банкам и клиентам разрешать некоторые юридические споры, предоставляя необходимую документацию по операциям.

    К тому же, обеспечивать соблюдение правил и норм KYC банкам способствуют современные ИТ-системы: например, Client On-boarding от Thomson Reuters.

    Согласно требованиям российского центробанка внутренняя ИТ-система банка должна оповещать отдел внутреннего контроля обо всех сомнительных операциях и отправлять соответствующие уведомления в Росфинмониторинг который, в свою очередь, может заблокировать финансовую операцию или запросить у клиента документы, подтверждающие источник происхождения этих денег.

    Какие нормы должны соблюдать банки?

    В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору и ФАТФ 40 внутренняя политика любого банка должны предусматривать и описывать следующие составные части процедуры KYC:

    • Идентификация клиентов;
    • Мониторинг транзакций клиентов;
    • Процедуры внутренней отчетности о подозрительных или необычных транзакциях;
    • Обучение сотрудников нормам KYC;
    • Ведение и сохранение документации по KYC.

    Общемировые требования согласуются с локальными нормативными актами в сфере контроля банковских операций, которые обязательны к исполнению всеми банками страны (в случае их нарушения ЦБ может ввести санкции вплоть до отзыва лицензии):

    • ФЗ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
    • Положение Банка России №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Открытие счетов, размещение депозитов или проведение финансовых сделок не может проводиться, если клиенты или их контрагенты по сделкам, а также банки, участвующие в операциях, не удовлетворяют квалификационным критериям банка (Customer Due Diligence – CDD) в части KYC, соответствующим требованиям, содержащимся в вышеуказанных документах.

    Стандартные требования KYC для частных клиентов включают в себя:

    • Идентификация личности по документам и проверка адреса регистрации.
    • Подтверждение источника дохода (поступления денежных средств на счет).
    • Обязательный контроль операций на сумму, превышающую установленный порог (в России – 600 000 рублей или эквивалент в валюте), сделок по приобретению ценных бумаг за наличные средства, операций по обмену банкнот, операций с драгоценными металлами и камнями, сделок аренды и лизинга имущества, а также повторяющихся идентичных операций и переводов за рубеж на счет анонимного владельца (или переводы от таких анонимов).

    Стандартные требования для клиентов – юрлиц следующие:

    • Предоставление учредительных документов;
    • Предоставление сведений для (паспортные данные, миграционные карты для иностранных граждан, приказы о назначении на должности и решения ГОСА, Совета директоров о назначении) идентификации всех высших руководителей и акционеров, владеющих более 10% акций компании;
    • Регулярная проверка финансовой отчетности(сначала в электронном виде, затем заверенной копии в бумажном) и налоговых деклараций.
    • Анкетирование и ответы на вопросы о характере и особенностях бизнеса (объемы, ключевые клиенты, рынки сбыта и проч.)

    Стоит отметить, что банки обязаны лишь запросить у компании подробную информацию об источниках поступления денег на счет (например, копию контракта по аренде офиса или коммерческого договора с покупателем), однако клиент вправе отказать банку в предоставлении данных, составляющих коммерческую тайну.


    Widget not in any sidebars

    • Вариант ( звонок
    • экзотика
    • положить )
    • Кредит / Долг
    • Договор найма
    • Финансовое планирование
    • Операции
    • Перераспределение
    • Бюджет ( баланс )
    • Долг
    • Частный и венчурный капитал
    • Рецессия
    • Пузырь фондового рынка
    • Крах фондового рынка
    • Бухгалтерские скандалы
    • Консультирование
    • Banq
    • Выпуклый кронштейн
    • Центральная
    • Коммерческий
    • Сообщество по вопросам развития
    • Кооператив
    • Кредитный союз
    • Хранитель
    • Депозитарий
    • Прямой
    • Экспортно-кредитное агентство
    • Инвестиции
    • Промышленное
    • Торговец
    • Средний рынок
    • Взаимные сбережения
    • Национальный
    • Neobank
    • Офшор
    • Участие
    • Почтовые сбережения
    • Частный
    • Общественные
    • Розничная торговля
    • Экономия
    • Сбережения и ссуды
    • Универсальный
    • Банковская холдинговая компания
    Списки банков
    • v
    • т
    • е

    Принципы знай своего клиента или знай своего клиента ( KYC ) в области финансовых услуг требуют, чтобы профессионалы приложили усилия для проверки личности, пригодности и рисков, связанных с поддержанием деловых отношений . Эти процедуры соответствуют более широкому охвату политики банка по борьбе с отмыванием денег (AML). Процессы KYC также используются компаниями любого размера с целью обеспечения того, чтобы предлагаемые ими клиенты, агенты, консультанты или дистрибьюторы соблюдали антикоррупционные требования и действительно являлись тем, кем они себя называют. Банки, страховщики, экспортные кредиторы и другие финансовые учреждения все чаще требуют от клиентов предоставления подробной информации о комплексной проверке . Первоначально эти правила были наложены только на финансовые учреждения, но теперь нефинансовая отрасль, финтех, дилеры виртуальных активов и даже некоммерческие организации обязаны их соблюдать.

    СОДЕРЖАНИЕ

    • 1 Стандарты
    • 2 закона по странам
    • 3 KYCC
    • 4 КБ
    • 5 eKYC
    • 6 противоречий
    • 7 См. Также
    • 8 ссылки

    Стандарты

    Целью руководящих принципов KYC является предотвращение использования бизнеса криминальными элементами для отмывания денег . Соответствующие процедуры также позволяют предприятиям лучше понимать своих клиентов и их финансовые отношения. Это помогает им взвешенно управлять своими рисками. Сегодня принципы KYC применяются как к банкам, так и к различным онлайн-компаниям. Обычно они формируют свою политику KYC, включающую следующие четыре ключевых элемента:

    • Политика принятия клиентов;
    • Процедуры идентификации клиентов;
    • Мониторинг транзакций; а также
    • Управление рисками .

    Строгая нормативно-правовая среда устанавливает KYC в качестве обязательной и важной процедуры для финансовых и нефинансовых организаций. Поскольку это сводит к минимуму риск мошенничества, выявляя подозрительные элементы на более раннем этапе во взаимоотношениях между клиентом и бизнесом. Для целей политики KYC клиент / пользователь может быть определен как:

    • Отмывание денег
    • Потребности в капитале
    • Банковские правила
    • Базельские соглашения
    • Международные стандарты финансовой отчетности
    • Управление фондом
    • Требование резерва
    • Банковский пробег
    • бухгалтерские скандалы
    • Слишком большой, чтобы обанкротиться
    • Мошенничество с ценными бумагами
    • Схема Понци
    • Центральные банки
    • Комиссии по ценным бумагам
    • Список органов финансового регулирования по странам
    • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
    • Банк международных расчетов
    • Всемирный банк
    • Банковское дело с частичным резервированием
    • Оффшорный банкинг
    • Налоговая гавань
    • Денежный сервис
    • Мировая финансовая система
    • Финансовая интеграция
    • Системно значимое финансовое учреждение
    • v
    • т
    • е

    Законы по странам

    • Австралия: Австралийский центр отчетов и анализа транзакций (AUSTRAC), созданный в 1989 году, отслеживает финансовые транзакции в Австралии и устанавливает требования к идентификации клиентов.
    • Канада: Канадский центр анализа финансовых операций и отчетов (FINTRAC), созданный в 2000 году, является подразделением финансовой разведки Канады. В июне 2016 года он обновил свои правила в отношении допустимых методов определения личности отдельных клиентов для обеспечения соблюдения правил AML и KYC. В Канаде продолжается судебный процесс, оспаривающий законность нового законодательства.
    • Индия: Резервный банк Индии представил руководящие принципы KYC для банков в 2002 году.
    • Италия: Banca d'Italia осуществляет регулирование финансовой индустрии, в 2007 году установил требования KYC для финансовых учреждений, работающих на территории Италии.
    • Япония: Закон об идентификации клиентов финансовыми учреждениями 2003 г.
    • Южная Корея: Закон об отчетности и использовании определенной информации о финансовых транзакциях регулирует комплексную проверку в стране.
    • Люксембург : KYC регулируется законами и положениями о борьбе с отмыванием денег (AML), которые вступили в силу в 1993 году и в последний раз были изменены в 2015 году.
    • Мексика: «Федеральный закон о предотвращении и выявлении операций с ресурсами незаконного происхождения», обнародованный в 2012 году администрацией президента Фелипе Кальдерона и вступивший в силу в 2013 году администрацией президента Энрике Пенья Ньето. < LEY FEDERAL PARA LA PREVENCIÓN E IDENTIFICACIÓN DE OPERACIONES CON RECURSOS DE PROCEDENCIA ILÍCITA
    • Намибия : Закон о финансовой разведке 2012 года (Закон № 13 от 2012 года) опубликован в виде уведомления правительства № 299 в Бюллетене № 5096 от 14 декабря 2012 года.
    • Новая Зеландия: Обновленные законы KYC были приняты в конце 2009 года и вступили в силу в 2010 году. KYC является обязательным для всех зарегистрированных банков и финансовых учреждений (последнее имеет чрезвычайно широкое значение).
    • Сингапур: Различные отрасли в Сингапуре подчиняются требованиям ПОД / ФТ, включая требования, установленные Валютным управлением Сингапура, применимые к финансовым учреждениям.
    • Южная Африка: Закон № 38 2001 года о Центре финансовой разведки (FICA)
    • Соединенное Королевство: Положения о борьбе с отмыванием денег 2017 года являются основными правилами, регулирующими KYC в Великобритании. Многие британские компании используют рекомендации Европейской объединенной руководящей группы по борьбе с отмыванием денег, а также «Финансовые преступления: руководство для фирм» Управления по финансовому регулированию и надзору за соблюдением норм.
    • Соединенные Штаты: В соответствии с Законом о патриотизме США от 2001 года, министр финансов должен был завершить разработку положений до 26 октября 2002 года, сделавших KYC обязательным для всех банков США. Соответствующие процессы должны соответствовать программе идентификации клиентов (CIP).

    KYCC или знай своего клиента клиента - это процесс, который определяет действия и характер клиента клиента. Это включает в себя идентификацию этих людей, оценку связанных с ними уровней риска и связанных с ними действий, в которых участвует клиент (бизнес) клиента.

    KYCC является производным от стандартного процесса KYC, который был вызван растущим риском мошенничества, исходящего от лиц или компаний-мошенников, которые в противном случае могли бы скрываться в деловых отношениях второго уровня. т.е. (покупатель покупатель).

    «Знай свой бизнес» или просто KYB - это расширение законов KYC, введенных для сокращения отмывания денег. KYB - это набор практик для проверки бизнеса. Он включает в себя проверку учетных данных, местоположения, UBO (конечных бенефициарных владельцев) этого бизнеса и т. Д. Кроме того, предприятие проверяется на соответствие черным и серым спискам, чтобы проверить, не участвовал ли он в какой-либо преступной деятельности, такой как отмывание денег, финансирование терроризма, коррупция и т. д. KYB играет важную роль в выявлении поддельных хозяйствующих субъектов и подставных компаний. это очень важно для эффективного соблюдения правил KYC и AML.

    Электронная система «Знай своего клиента» (eKYC) предполагает использование Интернета или цифровых средств проверки личности.

    Споры

    Споры по поводу этого законодательства / постановления / политики включают:

    Читайте также: