Финансово кредитная и налоговая система россии в xviii веке

Опубликовано: 13.05.2024

Описание работы

  1. Указ Сената «О сборе венечных памятей денег на гошпитали» от 3 июня 1714 г. // Законодательство Петра I / Под ред. A.A. Преображенского, Т. Е. Новицкого. — М., 1997. — С. 643.
  2. Борщ Л.М. Развитие финансовой системы Российской Федерации в условиях интеграции экономики. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016;(1):5–11.
  3. Бочкова Л. И. Развитие налоговой системы и налоговая ответственность в России // Право и современность: Научно-практический сборник статей. — Саратов, 2006. — С. 298.
  4. Воробьев Ю.Н. Формирование финансовых ресурсов акционерными обществами. Симферополь: ООО «Антиква»; 2017. 277 с.

Сколько стоит помощь с учебной работой?

Найди свой город

  • Абакан
  • Алапаевск
  • Алдан
  • Алейск
  • Александров
  • Алексеевка
  • Алексин
  • Алушта
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Анжеро–Судженск
  • Апатиты
  • Арзамас
  • Армавир
  • Архангельск
  • Асбест
  • Астрахань
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
  • Балаково
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белово
  • Белорецк
  • Березники
  • Бийск
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Борисоглебск
  • Братск
  • Брянск
  • Бузулук
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжск
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Выборг
  • Вязьма
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Губкин
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зеленодольск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Коломна
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Междуреченск
  • Минеральные воды
  • Москва
  • Мурманск
  • Муром
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нерюнгри
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Обнинск
  • Озерск
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропаловск-Камчатский
  • Подольск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть - Илимск
  • Уфа
  • Ухта
  • Хабаровск
  • Ханты - Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чита
  • Шахты
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Как мы рабоатем:


  • Вы оформляете заявку

  • Мы оцениваем заказ

  • Вносите предоплату

  • Мы с вами работаем над заказом

  • Вносите доплату

  • Получаете результат

Узнайте стоимость Работы

мы приступили к оценке работы!

Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов

Подтвердите заказ

Мы отправим вам SMS с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона

Сейчас Ваш заказ оценивается

Мы отправим вам сообщение с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона


В самое ближайшее время Вам на почту придет письмо с необходимой информацией

Ориентироваочное время ожидания: 5 минут

Дисциплина по выбору доктора исторических наук, профессора кафедры «Истории».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дисциплина по выбору

доктора исторических наук, профессора кафедры «Истории»
Наталии Александровны Размановой

Финансово-кредитная система
Российской империи
(XVIII – начало ХХ вв.)

Лекция 1
Система управления финансами Российской империи:
от Ближней канцелярии до министерства финансов

Лекции 2 и 3
Финансовое хозяйство Российской империи:
на пути к профицитным бюджетам

Лекция 4
Денежное обращение в XVIII в.:
от медной копейки к бумажному рублю

Лекции 5 и 6
Денежное обращение в XIX – начале ХХ вв.:
как русский рубль получил золотое обеспечение

Лекции 7 и 8
Банковская система в XVIII – начале ХХ вв.:
национальная специфика развития

В качестве практических занятий проводятся экскурсии
в
Центральный банк РФ
Сбербанк
Музей Финансового университета

На семинарских занятиях будем делать доклады, проводить дискуссии по неоднозначным вопросам
финансово-экономической политики

Последнее занятие – письменный зачет (1 вопрос)

Продается
в магазине «Финансист»

Посмотрите дальше некоторые картинки по моей дисциплине по выбору

Мундиры чиновников разных классов
министерства финансов начала XIX века

Мундиры чиновников разных классов
министерства финансов начала ХХ века

Первые министры финансов
Д.А. Гурьев

Выдающиеся министры финансов
конца XIX – начала ХХ века
С.Ю.Витте (1892-1903)
В.Н. Коковцов (1904-1914)

Медные знаки,
выдававшиеся в уплату пошлины
за бороду при Петре I

Медная копейка Петра I
Серебряный рубль Петра I
Эти монеты впервые введены в обращение в начале XVIII в.

Операционный зал Московской конторы Государственного банка

Золотой запас накануне проведения
денежной реформы С.Ю.Витте
Кредитный билет,
подписанный С.Ю.Витте
по завершении
денежной реформы
На стеллажах и на полу подвала Государственного банка Российской империи лежат золотые слитки

Заемная кабала начала XVIII в.

В крепостнической России
в обеспечение ссуды люди
закладывали самих себя
(закабаляли)

Обычно цена ссуды
составляла 20-25%

Вексель и
нотариальное свидетельство

Ценные бумаги государственных ипотечных банков
конца XIX – начала XX вв.

Ценные бумаги акционерных коммерческих банков
конца XIX – начала XX вв.

Структура Государственного банка по Уставу 1860 г.
Государственный банк
Ссудное отделение
Отделение по вексельным кредитам
Исковой стол
Трансфертное отделение
Отделение по вкладам
Разменное отделение
Главная бухгалтерия
Архив
Учетный и ссудный
комитет
УПРАВЛЯЮЩИЙ,
товарищ управляющего, 6 директоров,
3 депутата от Совета Государственных кредитных установлений

Уважаемые студенты!
Ожидаю вас на моей дисциплине по выбору




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Полтавский Анатолий ВикторовичНаписать 29 20.12.2020
  • Другое
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    25.12.2020 0
    21.12.2020 0
    19.10.2020 0
    16.08.2020 0
    23.07.2020 0
    11.07.2020 0
    03.07.2020 0
    24.05.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Финансовая политика Петра I. Военные расходы как основная статья бюджета. Реформа налоговой системы в XVIII в. Главные особенности развития внешней торговли. Развитие финансовых отношений в России во второй половине XVIII в., выпуск бумажных денег.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 22.11.2011

Государственные финансы России в XVIII в.

1. Финансовая политика Петра I

Основную статью доходов государственного бюджета составляли прямые налоги с населения - до 55,5% в 1724 году. Кроме того, как и в XVII веке, большую роль играли косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности, такие как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Государственные крестьяне также были обязаны выполнять разного рода работы в пользу государства: перевозить почту и выделять подводы для извоза, принимать участие в строительстве каналов, гаваней, дорог.

Особую роль в пополнении доходов казны играли манипуляции с мелкими медными монетами. Так, например, рыночная цена одного пуда меди равнялась 7 руб., но из этой массы в начале XVIII века чеканилось медных денег на 12 руб., а к 1718 году - на 40 руб. Громадная разница между рыночной ценой меди и номиналом медной монеты приводила к их бесконечным нелегальным подделкам - «воровским деньгам», росту цен и обесценению денег, обнищанию населения.

Основную статью бюджета составляли военные расходы. Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80-85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. В период петровских реформ систематически возрастали расходы на государственный аппарат, на строительство Петербурга и дворцов вокруг него, на различные торжественные мероприятия по случаю военных побед - «викторий», пышные празднества и пр. Постоянно растущий бюджетный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфляции, а также государственных займов, особенно после кончины Петра I.

К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей - сумма, равная седьмой части доходов государства.

Для упорядочения и строгой централизации финансовой системы в 1719-1721 годах были созданы высшие государственные органы: Камер-коллегия - для управления доходами страны, Штате-коллегия - для управления расходами, Ревизион-коллегия - для контроля за финансовой системой в целом. Все это было сделано в противовес прежней системе, когда каждый приказ имел свои источники доходов.

В 1704 году Петр I начал денежную реформу. Стали выпускать серебряные рублевые монеты, или просто рубли, которые до Петра оставались лишь условной счетной единицей (рубля как монеты не существовало). За весовую единицу рубля был принят серебряный талер, хотя содержание серебра в рубле было меньше, чем в талере. На рубле был выбит портрет Петра I, двуглавый орел, год выпуска и надпись: «Царь Петр Алексеевич».

В основу новой денежной системы был положен очень простой и рациональный десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 коп. Кстати, к такой системе многие западные страны пришли гораздо позже. Были выпущены полтинники - 50 коп., полуполтинники - 25 коп., пятаки - 5 коп. Позже к ним добавился алтын - 3 коп. и пятиалтынный - 15 коп. Чеканка монет стала строгой и безусловной монополией государства, был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов за рубеж. В этот же период увенчались успехом поиски отечественных месторождений серебра в Забайкалье, в районе Нерчинска. Укреплению денежной системы способствовало также увеличение экспорта и положительное внешнеторговое сальдо.

При Петре I выпускались и золотые монеты: цесарские рубли и червонцы. Первые из них часто использовались в качестве военной награды низшим чинам - солдатам, при этом рубль вешался, как медаль, на шею. Червонцы же в основном обслуживали внешнеторговый оборот и внутри страны хождения почти не имели.

Первоначально петровский рубль был достаточно полноценным и равнялся 8'/3 золотника чистого серебра (1 золотник = 4,3 г). Позже, в результате негативных экономических изменений в стране рубль постепенно «худел», сначала до 55/6, а потом - до 4 золотников.

2. Реформа налоговой системы при Петре I

Северная война со Швецией, южные походы к Азовскому морю, строительство флота, мануфактур, каналов, городов постоянно требовали огромных государственных расходов. Бюджет России находился в критическом состоянии. Была поставлена задача по изысканию все новых налоговых поступлений. Специально уполномоченные люди - прибыльщики, в обязанности которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», - направлялись на поиски новых объектов налогообложения. Начиная с 1704 года один за другим устанавливался бесконечный ряд новых налогов: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный - с печей, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, извозчиков, постоялых дворов, с бороды, продажи съестного, точения ножей и другие «мелочные всякие сборы».

К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа, ревеня, клея, добавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбная ловля становилась объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках.

Главные доходы поступали от прямых налогов, которыми облагались только «подлые» сословия. В конце правления Петра многие мелочные сборы были отменены. А для увеличения государственных доходов вместо подворного обложения, существовавшего с 1679 года, в 1718-1724 годах была введена подушная подать с ревизской души, которая выплачивалась не только с работоспособного мужчины, но и с мальчиков, стариков, и даже умерших, но все еще числившихся в ревизских списках. Помещичьи крестьяне платили в год в пользу казны 74 коп. да плюс еще дополнительно 40-50 коп. своему помещику, а государственные крестьяне платили в год 1 руб. коп. только в казну.

Для более точного учета по стране стали проводить переписи мужского населения через каждые 20 лет. По итогам переписей составлялись ревизские сказки (списки). В ходе переписи увеличилось количество крепостных, так как к этой категории были приравнены и бывшие кабальные холопы, которые раньше получали свободу после смерти своего хозяина.

Кроме того, податью облагались черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, прежде не платившие налоги, поскольку не были крепостными. К ним добавлялись однодворцы, т.е. бывшие служилые люди (пушкари, стрельцы), ранее освобожденные от налогов. Подушную подать теперь были обязаны платить также и горожане - посадские, мещане. Различные сословия изыскивали всевозможные привилегии, чтобы освободиться от выплаты налогов. Сбор налогов проходил всегда с большим трудом, с огромными недоимками, так как платежеспособность населения была очень низкой. Так, в 1732 году недоимки составили 15 млн. руб., что в два раза превышало сумму доходов.

3. Развитие внешней торговли

Обязательным элементом меркантилизма является установление жестких таможенных барьеров для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Так, в 1724 году был установлен таможенный тариф, по которому на ввоз таких иностранных товаров, как железо, парусина, шелковые ткани устанавливалась пошлина до 75% их стоимости, чтобы стимулировать их производство у себя в стране. До 50% устанавливалась пошлина на голландское полотно, бархат, серебро и другие товары, до 25% - на те товары, которые производились в России в недостаточном количестве: шерстяные ткани, писчая бумага, до 10% - на медную посуду, оконное стекло и т.д.

Высокими экспортными пошлинами облагалось сырье, необходимое для отечественных предпринимателей, чтобы оно не уходило за пределы страны. Государство держало в основном всю внешнюю торговлю в своих руках через монопольные торговые компании и откупы. Основной валютой, используемой во внешнем обороте, по-прежнему оставался серебряный талер (ефимок).

бюджет россия налоговый реформа

4. Развитие финансовых отношений во второй половине 18 века

В течение XVIII века для упорядочения сбора платежей с крепостных крестьян и распределения повинностей в помещичьих хозяйствах была введена новая хозяйственно-податная и рабочая единица - крестьянское тягло. Теперь все взрослое и трудоспособное крепостное население, особенно состоящее на барщине, делилось на определенное число тягол.

По инициативе советника Елизаветы Петровны П.И. Шувалова были отменены внутренние пошлины и многочисленные мелочные сборы. Некоторые потери от этого шага компенсировались повышением сборов от внешнеторговых сделок с 5 до 13 коп. с 1 руб. оборота. К тому же вывозились главным образом сырые продукты, за которые платили пошлины иностранные потребители, а ввозились предметы роскоши, покупаемые в основном богатыми людьми. Эти мероприятия оживили внутреннюю торговлю и покончили с остатками средневековой раздробленности в России.

Правительство по-прежнему, как и в петровские времена, придерживалось политики протекционизма. В 1757 году были установлены новые импортные таможенные пошлины в размере от 40 до 100% стоимости ввозимого товара. В соответствии с новым протекционистским тарифом 1767 года был полностью запрещен импорт тех товаров, которые производились или могли быть произведены внутри России. Очень высокими пошлинами - от 100 до 200% - облагались предметы роскоши, вина, зеркала, писчая бумага, игрушки и др. товары. Однако на сырье, необходимое для отечественного производства, устанавливались не столь высокие пошлины, например на хлопок-сырец, красители для текстильной промышленности - примерно 6%. Экспортные пошлины в среднем составляли 10-23% стоимости вывозимой продукции.

В период правления Екатерины II (система финансового управления продолжала совершенствоваться. В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. - «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». 24 октября 1780 г. - «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.

На протяжении всего XVIII века российский государственный бюджет испытывал постоянное напряжение из-за бесконечных военных походов, увеличения государственного аппарата, непомерного расточительства членов императорской фамилии. Налоги, как правило, собирались с огромными недоимками, тем более что дворяне практически не платили налогов. Дальнейшее усиление налогового бремени было невозможно, и тогда во второй половине XVIII века государство решилось на выпуск бумажных денег как на один из источников покрытия бюджетного дефицита.

Вопрос о выпуске бумажных денег обсуждался еще при императрице Елизавете Петровне, но она все же удержалась от такого шага, считая, что великой России не пристало иметь «худые» (неполноценные) деньги. Екатерина II в первые же годы своего правления постановила перейти к выпуску бумажных денег - ассигнаций. Первоначально с 1766 года два банка в Москве и Петербурге получили право выпускать ассигнации только в обмен на сдаваемые металлические деньги. В первые годы ассигнации свободно обменивались обратно на монеты. Но с 1769 года эти два банка были соединены в один, Ассигнационный, который уже выпускал деньги без всяких депозитных операций.

В оборот вошли купюры с очень высоким для того времени номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. За годы правления Екатерины II было выпущено ассигнаций на огромную сумму в 157 млн. руб. К 1786 году свободный обмен ассигнаций на серебряные деньги прекратился, вследствие чего их ценность стала неуклонно падать, и к концу века курс бумажного рубля упал до 68 коп., т.е. рубль обесценился на треть. Все это привело к нестабильности денежного обращения, которая сохранялась до 1840-х годов. Долгие годы в стране существовала практика расчетов в торговле одновременно в ассигнациях и серебре.

Другим достаточно новым источником пополнения казны стали государственные займы. Впервые внешний заем был получен в 1769 году в Амстердаме на сумму 7,5 млн гульденов. Кредиторами России стали также генуэзские банкиры, выдав заем на 1 млн пиастров. К концу столетия внешний долг России составлял 41,1 млн руб. Общий государственный долг, включая откупы, выпуск бумажныхденег и пр., составлял 216 млн руб.

В середине XVIII века в России возникли первые банки. В отличие от Западной Европы, где банки создавались частными лицами (купцами, ростовщиками), в нашей стране эти организации учреждались правительством, идо 1860-1870-х годов вообще запрещалось создавать частные банки. В 1754 году был создан Банк для дворянства, преобразованный в 1786 году в Государственный заемный банк. Его основной функцией было предоставление займов помещикам в соответствии с количеством крепостных душ под очень льготные проценты на длительный срок. Такая практика продолжалась вплоть до реформы 1861 года.

В 1754 году также был создан «Банк для поправления коммерции» («Купеческий банк»), который давал краткосрочные ссуды под залог материальных ценностей, предназначенных к вывозу из Петербургского порта. Но деятельность этого банка была малоуспешной, и в 1770 году он был ликвидирован. В 1770-х годах была сделана попытка учредить в Москве и Петербурге ссудные и сохранные казны (1772), а также приказы общественного призрения (1775). Эти организации осуществляли операции по кредитованию помещиков в залог под движимое и недвижимое имущество. Существовал еще Медный банк, который выдавал купечеству ссуды медными деньгами.

Но следует сказать, что вся эта система была малоподвижной, неэффективной, она лишь отвлекала громадные средства от производительного применения и тормозила экономическое развитие страны. Почти без особых изменений она просуществовала до 1870-х годов.

Подобные документы

Появление в России первых сочинений по финансовым вопросам. Развитие российской финансовой мысли в XVIII веке. Влияние графа П.И. Шувалова на развитие финансовой теории в России. Крупнейшие экономисты XIX в. Финансовая политика советского государства.

контрольная работа [33,9 K], добавлен 26.06.2012

Сущность финансов, финансовая политика и финансовый механизм. Правовое обеспечение финансовых отношений и финансовый контроль. Государственный бюджет, государственные доходы и расходы, а также организация налоговой системы. Государственный кредит и долг.

курс лекций [112,1 K], добавлен 26.01.2009

Финансовая система России в XIX веке. Личность С.Ю. Витте. Экономическое развитие России в конце XIX века. Золотой рубль. Итоги денежной реформы. Важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

контрольная работа [56,8 K], добавлен 02.03.2002

Возможность и необходимость появления бумажных денег. Главные условия практического осуществления выпуска бумажных денег в обращение. Причины обесценения бумажных денег по К. Марксу. Закон количества денег, необходимых для товарного обращения, формула.

реферат [24,0 K], добавлен 30.12.2011

Государственные и муниципальные финансы и факторы, оказывающие влияние на их организацию. Формирование и использование финансовых ресурсов. Сущность и функции финансов. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер денежной эмиссии.

контрольная работа [23,9 K], добавлен 24.10.2008

Соподчиненность и взаимосвязь финансовых отношений. Основные звенья финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды. Функции налогов. Финансовая политика страны.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 30.01.2011

Понятие, функции и управление финансами, финансовая система. Сущность и экономические границы кредита. Классификация ссудных процентов. Функции и денежно-кредитная политика Центрального банка России. Принципы бюджетной системы, доходы и расходы бюджета.

шпаргалка [45,4 K], добавлен 21.04.2009

Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

курсовая работа [101,6 K], добавлен 02.02.2011

История денег. Возникновение эквивалента труда в Древнем Египте и Китае. Появление товарно-денежных отношений. Происхождение, возникновение металлических и бумажных денег. Греция и Римская империя. Выпуск бумажных денег. Возникновение денег на Руси.

реферат [36,6 K], добавлен 25.11.2008

Изучение экономической структуры любого современного общества. Совокупность финансовых отношений и институтов. Сущность и структура финансовых отношений и финансовой системы. Сущность, виды и функции налогов. Особенности финансовой политики в России.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 27.04.2011

Главная > Реферат >Банковское дело

Развитие финансовой системы в годы Петровских реформ

Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы экономических отношений, в том числе финансовых, было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым морским торговым путям.

Несмотря на множество унаследованных от средневековья черт, организация финансового хозяйства России позволила ей выдержать во второй половине XVII столетия напряжение войн с Польшей и Крымом и накопить потенциал экономического роста. Хозяйственный подъем и развитие внутренней торговли отразились на государственных доходах. С 1680 по 1701 г. объем поступлений в казну удвоился, достигнув почти 3 млн руб. Главными статьями их увеличения стали доходы от таможенных и кабацких сборов, а также чеканки монеты.

Доходы российского государства в 1680 г.

таможенные и кабацкие

ямские, полонные, др.

пятинная, десятинная деньга

Однако в начале XVIII столетия экономический рост существенно замедлился. Главная причина тому – бремя повинностей, обрушившееся на все сословия, и прежде всего на тяглое, с началом Северной войны. России противостояло сильнейшее в военном отношении государство Европы – Швеция. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Поэтому усиленная эксплуатация привычных способов увеличения доходов с самого начала активной государственной деятельности Петра соединялась с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны.

В 1713 г. Петр I сформулировал задачи финансового управления следующим образом: “всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить . с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной”. Жизненные обстоятельства неоднократно заставляли Петра проводить меры этому принципу противоречащие.

Первое средство повышения государственного благосостояния Петр видел в развитии торговли . В 1699 г., еще до начала шведской войны, в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. Выборные бурмистры отвечали за рассмотрение жалоб и челобитных по купеческим делам и отвечали за сбор государственных доходов. В провинциальных городах было рекомендовано ввести аналогичный порядок самоуправления с подчинением мирских выборных людей Ратуше.

Условием перехода к новому порядку и освобождению от воеводских и приказных “обид и налогов, поборов и взяток” ставилась выплата двойного оклада. Только небольшая часть городов высказала готовность к самоуправлению на таких условиях. Пришлось вводить самоуправление в обязательном порядке, отказавшись от попытки получить от этой меры дополнительный доход. Последнее доказывает, что правительством руководила не только забота об увеличении поступлений, но и стремление усовершенствовать организацию торгового и промышленного сословия как служебного "чина", специальный предмет службы которого состоит в умножении казенного дохода. В этом отношении правительство Петра продолжило политику своих предшественников. Бурмистры, имея более широкое поле деятельности, должны были играть ту же роль, что и "верные головы" предшествующего времени – роль финансовых агентов правительства, хорошо знающих дело и к тому же выдвинутых самими плательщиками. В Ратушу поступали все собранные в городах доходы, в первую очередь таможенные и кабацкие сборы, а также оброчные, стрелецкие деньги; пошлины с дел.

Однако значительная часть собранных средств по-прежнему исчезала в лабиринтах московских приказов и тратилась на далеко не первоочередные нужды. Хотя в первые годы царствования Петра правительством были ликвидированы явно отжившие свой век областные финансовые приказы – Чети, количество приказов не уменьшилось. По-прежнему каждое новое дело вызывало появление особенного приказа.

Другой источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии . Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1 / 6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-1682 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698 г. он стал равен 1 / 100 веса талера, то есть был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.

“Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу” был начат в 1700 г. выпуск медных денег.

Медная мелкая разменная монета (денежки и полушки) должна была стать необходимым дополнением монете серебряной. Вместе с тем печальная память о “медных деньгах” царя Алексея Михайловича побуждала правительство к особенной осторожности. В первые годы Северной войны объемы чеканки медной монеты были незначительными.

Потребности увеличения доходов казны покрывались за счет усиленной чеканки серебряной монеты. За 1700-1704 гг. ее было выпущено более чем на 13 млн руб. (для сравнения: за все остальные годы с 1698 по 1724 г. серебра было начеканено на 15,6 млн руб.). Главным источником выпуска был передел старых, изымаемых из обращения серебряных монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные надобности.

Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн руб., в том числе медных монет – 4,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн руб. При этом был упорядочен и значительно расширен сбор денежных знаков разного достоинства и веса.

Выстроенный ряд монет из меди составляли полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги, или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 руб., из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, два червонца.

С учреждением Ближней канцелярии , в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. Согласно этой росписи уже в 1701 г. расходы на воинские нужды превысили 2 / 3 всех расходов.

Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки серебряной монеты оказались быстро исчерпанными. Лучшие (выпущенные до 1698 г.) деньги стали изыматься из обращения, увеличился их отток за границу. Доходы от выпуска серебряной монеты, достигнув максимума в 1700-1704 гг., в последующие годы резко сократились.

В 1701 г. превышение государственных доходов над расходами составило полмиллиона рублей или около 20% всех расходов. Однако в дальнейшем размеры переходящего на следующий год остатка средств быстро сократились. Очевидным свидетельством ослабления податной способности плательщиков стало падение темпов роста таможенных и кабацких сборов.

Растущий недостаток средств вынудил правительство прибегнуть к испытанным способам увеличения поступлений: повышению окладов действующих сборов и установлению сборов новых, усиленной эксплуатации оброчных статей, монополизации торговли. Драгунские, рекрутские, корабельные и некоторые другие сборы быстро стали "повсягодными". По мере надобности производились "запросные" сборы: на провиант, фураж, городовое строение. Некоторые обязательные натуральные поставки были заменены денежными сборами. В частности, на деньги был переведен “стрелецкий хлеб”.

В России была учреждена новая государственная должность – “ прибыльщик ” , в обязанности которого входило разрабатывать способы увеличения государственной казны.

Первый из прибыльщиков, дворовый человек князя Шереметьева Андрей Курбатов, измысливший гербовый сбор с "орленой бумаги" для подачи прошений, стал оберинспектором Ратушного правления, а впоследствии Архангельским вице-губернатором. Умер он, находясь под судом за растрату. “Трудами” прибыльщиков было умножено число всевозможных мелких сборов, таких как хомутейный, шапочный, сапожный, пчельный, трубный, с ледоколу и водопою и тому подобных.

В 1724 г., последнем году царствования Петра, в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей. Знаменитый сбор "с неуказных платья и бород" принес в том году ни много ни мало 1 196 руб. Тогда же часть этих сборов Петр самолично упразднил, признав, очевидно, их полную несостоятельность.

С 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака. Торговля солью давала казне 100% прибыли. Однако следствием стало вздорожание этого продукта. “Многие без соли едят и оцынжают и умирают”, – отмечал известный публицист петровского времени Иван Посошков.

Казна монополизировала также торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами. Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные. В 1719 г. все товары, прежде взятые в казну, были предоставлены вольной торговле. Казенным товарам велено было быть только двум – поташу и смольчугу (в целях сбережения лесов).

В 1705 г. с целью увеличения доходов казны был введен сбор за винокурение и торговлю водкой. Но ежегодные размеры кабацкого сбора увеличились на 100-150 тыс. руб. в обесценивающейся монете.

Реформа системы управления позволила изменить и финансовое управление страной. С 1712 г. на каждую губернию была положена определенная часть военных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5 536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена. В 1711г. "ради умножения торгов" позволено было торговать, кроме "купецких" людей, людям всяких чинов.

На созданный в 1711 г. правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Во главе их стоял выбираемый Сенатом обер-фискал, в задачу которого входило "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также в сборе казны и прочего". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Так, в 1711 г. был создан прообраз современной налоговой полиции .

Однако проведенные реформы существенно не улучшили состояния казны. Быстро выяснилось, что полноту и своевременность денежных сборов губернское управление обеспечивает не лучше, чем приказное. Губернские и уездные чины не уступали московским дьякам и подъячим и в отношении мздоимства, хотя наказания были достаточно суровыми. Так указ 1720 г. “О рачительном сборе податей и наказании взятки” предусматривал за взятки смертную казнь или вечную ссылку на галеру, вырезание ноздрей и лишение всего имения. Грозные указы не оставались на бумаге.

Не привело к качественному обновлению слоя администраторов и настойчивое утверждение Петром принципа личной выслуги, закрепленное "Табелью о рангах". Не помог и пример царя, как известно весьма скромного в личных тратах. За годы его царствования расходы на содержание двора в реальном выражении даже снизились. Резко снизилась и доля этих затрат в общих расходах казны: с 19 до 4,6%.

Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание. Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства, проведенная в начале 20-х годов. Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Сенату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство городов укрепило сословную организацию "купецкого чина" и преобладающее влияние "первостатейных" граждан на городские дела.

Принятый в 1724 г. таможенный тариф , жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Способ достижения этого результата был рационален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – по ставке 50 %, шерстяные ткани, писчая бумага – 25% и т.д.

Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения – введения подушной подати .

"Подушина" не была личным изобретением Петра. Он мог заимствовать идею из Франции, где подушный налог был одним из главных доходных источников казенных доходов. Вопросе введении "поголовщины" обсуждался в Москве еще в правление царевны Софьи.

Перепись населения и введение "подушины" стали последним актом борьбы Петра за мобилизацию народного труда и народных денег в интересах государственного строительства, завершением начатой еще при Алексее Михайловиче реорганизации общества на служебно-корпоративных началах. Уже введение во второй половине XVII столетия "дворового числа" было продиктовано стремлением правительства положить "тягло" на максимальный контингент потенциальных плательщиков и поставить преграду их попыткам выйти из состава тяглецов. Однако достигнуть этого было весьма затруднительно. На практике подушная подать обнаружила немало отрицательных черт. При разной платежеспособности крестьянского населения в различающихся по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, единый размер податного оклада плательщика означал прямое нарушение самим же Петром сформулированного требования "меж убогими и богатыми по пропорции надлежащее равенство в осмотрении иметь". Во многих случаях нарушался и другой императив финансовой политики, который сформулировал в подготовленной для Екатерины записке о состоянии дел в России генерал-прокурор Правительствующего Сената Павел Иванович Ягужинский, – “на подданных положить то, что понести могут”.

Об эффективности реформы можно судить по ее фискальным результатам. Если общая сумма прежних прямых налогов не превышала 1,8 млн руб., то в 1724 г. она достигла более 4,6 млн руб.

Источники государственных доходов в 1724 г.

Наблюдая за историей налогов XVIII в., уже можно сделать определенные выводы о структуре доходов и расходов, о доле налогов во всех поступлениях в казну. Попытки составить росписи доходов и расходов предпринимались еще при Петре I. В 1701—1709 гг., Ближняя канцелярия составляла ежегодные сводные ведомости о приходе, расходе и остатке денежных сумм всех приказов. Но поскольку в них часто отмечаются суммы, переходящие из одного приказа в другой, судить о бюджете в целом и доле налогов в нем на основании этих ведомостей сложно. Более последовательно налоговые поступления выделяются в составленной в 1724 г. Табели всех доходов и расходов и сенатской ведомости «Об окладе всего государства» 1725 г. 296 В дальнейшем подобные ведомости удавалось составить далеко не всегда, хотя верховная власть всегда нуждалась в таких сведениях, постоянно требуя их от Камер-коллегии. Для этого необходимо было собрать и свести воедино данные из множества ведомств, собиравших те или иные доходы. Тогдашнему бюрократическому аппарату и самой Камер-коллегии такая задача была не под силу, полной сводной ведомости доходов и расходов ей составить так и не удалось. Лишь при создании Экспедиции о государственных доходах, начиная с 1781 г., стали регулярно составляться такие ежегодные росписи 297 .

На основании упоминавшихся выше данных за 1724 и 1725 гг., сведений, накопленных за разные годы в Сенате и Камер-коллегии, и росписей Экспедиции о государственных доходах и расходах соотношение основных налогов в доходах казны в XVIII в. можно представить следующим образом:

Суммы поступлений основных прямых и косвенных налогов в XVIII в. (тыс. руб.) *

* Троицкий С.М. Указ. соч. С. 214, 219; Чечулин Н.Д. Указ. соч. С. 260—262.

Следует также отметить, что налоги всех видов составляли львиную долю всех доходов государственной казны. В 1725 г. все поступления составили 8546 тыс. рублей. Следовательно, на долю налогов тогда пришлось 86,6% всех доходов. В 1749 г. из обшей суммы в 9888 тыс. руб. налоги дали 84,2%, в 1763 г. — 95,9% (все доходы — 14 135 тыс. руб.), в 1785 г. — 84% (из общей суммы 42 012 тыс. руб.) 298 . Кроме налогов, в казну поступали доходы от перечеканки монеты, почтовые сборы, прибыль от продажи казенных товаров и пр. Подобная структура государственных доходов была характерной чертой российских финансов XVIII в. В ряде других европейских стран она была иной. Например, во Франции большую часть доходов давали косвенные налоги и прежде всего соляной сбор, в Пруссии — передел монеты и прибыль от эксплуатации государственных (королевских или домениальных) имуществ и владений: лесов, горных разработок, фарфоровых фабрик. Наиболее близка к российской структура доходов Австрийской империи, где на долю прямого поголовного налога приходилось более половины всех поступлений. Это можно объяснить схожестью экономических систем обеих стран. В Австрии до конца XVIII в. массы крестьянского населения жили еще в условиях крепостного права.

Подушная подать в России давала до половины всех казенных доходов, а среди налоговых поступлений, как правило, и больше половины. Однако в течение всего XVIII в. заметна тенденция некоторого снижения доли подушной подати и возрастания роли косвенных налогов. В середине XVIII в. доля косвенных налогов резко увеличивается, что связано с целым рядом мер, предпринятых по инициативе графа П.И. Шувалова. В первой половине правления Екатерины II вновь растет значение подушной подати, а к концу века оно опять сокращается, подтверждая общую для всего столетия закономерность.

Очевиден и абсолютный рост поступлений от всех налогов в течение XVIII века. Он отражает и падение курса рубля, и увеличение податного населения как за счет естественного прироста, так и в результате присоединения к России новых территорий. Чтобы представить себе реальное усиление налогового гнета, необходимо определить сумму податей из расчета на одного человека. По подсчетам С.М. Троицкого, в 1724 г. с души взималось 1 руб. 49 коп., к 1769 г. эта сумма увеличилась на 181%, достигнув 2 руб. 70 коп. (в том числе: подушная подать — 1 руб. 24 коп., таможенные пошлины — 39 коп., сборы за вино —60 коп., за соль — 22 коп.) 299 . Стоимость рубля за эти 40 лет упала на 20%. Следовательно, реальный налоговый гнет возрос в полтора раза. К концу века эти тенденции усиливаются. Как отмечалось выше, только подушная подать в отношении государственных крестьян реально увеличилась еще в 2,5 раза. Как же население могло выдержать постоянно растущий гнет? Также как и крепостные крестьяне выдерживали все время увеличивавшиеся помещичьи оброки, а именно: за счет активизации всех видов деятельности, использования посторонних заработков, развития многих промыслов, в том числе неземледельческих, особенно в нечерноземных губерниях. Во второй половине XVIII в. происходит заметный рост товарно-денежных отношений, усиливается развитие всероссийского рынка, участниками которого становятся миллионы российских крестьян. Доходы, которые они получали, шли не только на выплату оброков помещикам, но и поглощались в виде налогов как подушной податью, так и разнообразными косвенными сборами. Другое дело, что эти налоги мало были связаны с реальными доходами конкретного крестьянина, а зависели от некоторых формальных окладных единиц, как «душа», или оттого, сколько тот или иной плательщик потребит вина или соли.

В целом, как и в предыдущие века, в налоговой политике России XVIII в. преобладали фискальные мотивы. Как и прежде, при определении суммы налогов власти не интересовались платежеспособностью отдельных лиц, оставляя этот вопрос на усмотрение общин, обязанных учесть при распределении тягла имущественное положение каждой из семей. При взимании налогов нередко применялось самое грубое насилие, на которое податное население отвечало укрывательством от правежа, бегством, а иногда и восстаниями. Как правило, насильственные меры не способствовали улучшению положения с собираемостью налогов, лишь обостряя социальную обстановку в стране.

Вместе с тем налоги так или иначе были важным инструментом политики правительства в различных сферах. Как всегда, они являлись одним из важнейших факторов, определявших различия в положении разных сословных групп, которые формировались в зависимости от их обязанностей по отношению к государству, а уплата налогов была одной из наиболее существенных обязанностей. В XVIII в. это выглядело довольно архаично, но тем не менее сословия с их привилегиями, правами и обязанностями сохранялись, как сохранялись и налоги, для каждого сословия свои. Важное значение имели налоги при проведении национальной, иногда внешней политики. Гораздо в меньшей степени использовалась налоговая система при решении задач экономической политики, что связано с ее по преимуществу фискальным характером и ярко выраженной сословной направленностью.

Несмотря на то, что налоговый гнет как в абсолютном, так и в относительном измерении неуклонно возрастал, а правительство принимало различные меры по налаживанию финансового управления, состояние государственных финансов к концу правления Екатерины II и при Павле I было далеко не блестящим. По-прежнему велики были военные расходы. В последнем десятилетии XVIII в., едва завершив войну с Турцией, Россия включилась в военные действия против борющейся за свою независимость Польши. На рубеже веков русская армия и флот под руководством Суворова и Ушакова сражаются против Франции, восстановившей из-за своей революции против себя всю Европу. Огромных расходов требовало содержание государственного аппарата, создание новых органов губернской и уездной администрации. Часть казенных средств через Дворянский банк перекачивалась на поддержку помещичьих хозяйств. Изыскивая средства на эти нужды, правительство выпускает все новые и новые ассигнации, делает займы за рубежом. Бюджетный дефицит и государственный долг постоянно росли. Так, в 1785 г. доходы государственной казны составили 42 млн. руб., расходы — 58 млн. руб., в 1790 г. — 44 млн. руб. и 73 млн. рублей. В конце царствования Екатерины II внешний долг достиг 44 млн. руб., внутренний долг — 82 млн. рублей 300 .

Налоги приносили львиную долю казенных доходов. Однако несмотря на постоянное увеличение подушной подати, основного прямого налога, интенсификацию всех косвенных сборов, тогдашняя налоговая система также не могла в полной мере обеспечить финансовые потребности страны. Можно говорить о том, что потребности и задачи государства в сфере внешней и внутренней политики превышали его финансовые возможности, были непосильны для российских налогоплательщиков. Всей своей тяжестью бремя налогов ложилось на государственных крестьян и простых горожан (мещан). Доходы казны с продажи соли и вина также оплачивались из кармана простых обывателей. С другой стороны, значительная масса крестьян была закрепощена, но лишь часть дохода с их труда доставалась государству в виде подушной подати, платимой за них их господами. Большую часть прибавочного продукта крестьянского труда присваивали помещики посредством оброков, барщины. Тем не менее доходы самих помещиков, получаемые с эксплуатации своих крепостных, никто не считал, и никакой прямой налог на них не распространялся. Лично за себя они также никаких податей не платили. В это время они уже были освобождены от обязательной службы государству, и эти льготы не имели никакого реального оправдания. Составители Жалованной грамоты дворянству 1785 г., закреплявшей привилегии дворянства, также не могли найти иных оправданий, кроме «заслуг предков».

Правительство Екатерины II приняло ряд мер по введению новых налогов, связанных с предпринимательством, капиталом, прибылью. Но они касались лишь сравнительно узкой группы предпринимателей, принадлежавших к гильдейскому купечеству. Установленные налоги были во многом формальными и мало соответствовали реальным доходам облагаемого лица. Тем не менее сохранение исключительно обширного сектора крепостнической экономики, господствовавшего в целом ряде важнейших отраслей, отсутствие должной поддержки со стороны государства сдерживали развитие свободного предпринимательства, рост прибылей в этой сфере, а, следовательно, и ее отдачу в виде налогов в казну. Лишь таможенная и тарифная политика в целом соответствовала требованиям времени и интересам развития российской экономики, но именно поэтому не могла всецело служить фискальным целям.

Таким образом, в условиях сохранения крепостного права, привилегий дворян и помещиков в социальной и экономической сферах, невозможно было удовлетворительно решить проблему создания такой налоговой системы, которая соответствовала бы постоянно растущим потребностям страны, задачам, вставшим перед ней в эпоху новой истории. Размышлять над решением этой проблемы, предлагать и осуществлять различные более или менее удовлетворительные, зачастую паллиативные меры довелось государственным деятелям, руководителям финансов, мыслителям следующего XIX столетия.


296 Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905. С. 669—674; Троицкий С.М. Указ. соч. С. 249.
297 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 264.
298 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 219; Финансовые документы царствования императрицы Екатерины II Т. I // Сборник Русского исторического общества. Т. 28. СПб., 1880. С. 67, 258.
299 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 219.
300 Финансовые документы царствования императрицы Екатерины II. С.ХХХIII-ХХХIV.

Читайте также: