Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем обложения

Опубликовано: 14.05.2024

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) – политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Сменила политику «военного коммунизма». Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923: конечная цель остается прежней – социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма», большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий – все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии – социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Даже в самые благоприятные для его развития годы (до середины 20-х) поступательные шаги в проведении этой политики делались неуверенно, противоречиво, с оглядкой на пройденный этап «военного коммунизма».

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя.

Трактовка руководством страны диктатуры пролетариата как подавления всех с ней не согласных, а также сохранившаяся у большинства кадрового состава партии приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны, отражали свойственное коммунистам неуклонное стремление к достижению своих идейных установок. При этом стратегическая цель партии (социализм) оставалась прежней, а НЭП рассматривался как временное отступление от достигнутого за годы «военного коммунизма». Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели.

Рыночные методы регулирования экономики в нэповской России сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала мерами по налоговому удушению частного сектора, затем лишению его правовых гарантий. При этом на всех партийных форумах провозглашалась верность новой экономической политике. В конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, было революционным. В ходе ее осуществления деревенскую «буржуазию» (кулаков) «раскулачивали», конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а «остатки городской буржуазии» – предпринимателей («нэпманов»), а также членов их семей лишали политических прав («лишенцы»); многих подвергали судебным преследованиям.

Ефим Гимпельсон

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕКРЕТ ВЦИК О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.

21 марта 1921 г.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего Закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

Генкина Э.Б. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921–1922). М., 1954
Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов, т. 1. М., 1957
Поляков Ю.А. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М., 1967
Генкина Э.Б. Государственная деятельность В.И.Ленина 1921–1923 гг. М., 1969
Авторханов А. Технология власти. Франкфут/Майн, 1976
Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы диктатуры пролетариата. Проблемы регулирования рыночных отношений. М., 1986
Бордюгов Г.А., Козлов В.А. Поворот 1929 г. и альтернатива Бухарина. Вопросы истории КПСС, 1988, № 8
Голанд Ю. Как свернули НЭП. – Знамя. 1988, № 10
Вольский Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина – годы работы в ВСНХ во время НЭПа. Воспоминания. М., 1991
Дмитренко В.П. Четыре измерения НЭПа. – Вопросы истории КПСС, 1991, № 3
Дэвис Р.У. Советская экономическая реформа в исторической перспективе. – В кн. НЭП: приобретения и потери. М., 1994
Гимпельсон Е.Г. Формирование Советской политической системы (1917 – 1923 гг.). М., 1995
Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. М., 1999
Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система 20-е годы. М., 2000

Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа

События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьёзный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые: в нём стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трёх сил. Ленин первым понял опасность. Он извлёк из событий два принципиальных урока. Для сохранения власти, во-первых, необходимо идти на соглашение с крестьянством и, во-вто-рых, ужесточить борьбу со всеми, кто не согласен с политикой большевиков.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (нэпу), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянам продразвёрстки. Вместо неё вводился продналог.

О замене развёрстки натуральным налогом

  1. Развёрстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.
  2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нём.
  3. . Процент отчисления от хозяйств середняков и маломощных хозяев для хозяйств городских рабочих и т. п. должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.
  4. Сумма причитающихся к сдаче по налогу продуктов исчисляется по сельским объединениям (обществам). В пределах сельского объединения налог раскладывается между хозяевами по их решению.
  5. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты. промышленности и сельскохозяйственного производства.

Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Был отменён декрет о полной национализации промышленности. Мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий.

Все эти новшества потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы. Заработная плата перестала быть уравнительной и зависела теперь от квалификации рабочего, количества и качества произведённой им продукции.

Была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твёрдой денежной единицы, обеспеченной золотом, — «золотого червонца», который высоко ценился на мировом валютном рынке.

Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства. Но и государственные промышленные и торговые предприятия (синдикаты и тресты) получили значительную хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчёта и самоокупаемости.

Вначале Ленин и его сторонники рассматривали нэп как вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, как передышку перед решительным штурмом высот коммунизма. Но уже осенью 1921 г. Ленин пришёл к пониманию нэпа как одного из возможных путей перехода к социализму. «Нэп — это всерьёз и надолго», — заявил он. Ленин рассматривал нэп как мирное экономическое соревнование между различными укладами в экономике, в результате которого социалистический уклад постепенно вытеснит частнокапиталистические формы хозяйства.

Несомненным залогом победы Ленин считал два фактора: политическую власть пролетариата, а точнее, его партии, и сосредоточение в руках государства командных высот в экономике — наиболее важных сфер промышленного производства, внешней торговли и финансов.

Экономические итоги нэпа

Наиболее быстро приспособились к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. сельское хозяйство стало постепенно увеличивать свои объёмы. К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7 % превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного для России пятилетия 1909—1913 гг. (хотя в последующие годы производство зерна постепенно уменьшалось за счёт роста производства технических культур). К 1927 г. довоенный уровень был в целом достигнут и в животноводстве. Медленнее восстанавливалась тяжёлая промышленность. Но внедрение хозрасчёта, материальной заинтересованности дало свои плоды. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла уровня 1913 г. И всё-таки производимые в стране промышленные товары не могли удовлетворить растущий спрос. Это вело к повышению цен, что, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня населения.

Советское общество в годы нэпа

Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. Наиболее колоритным явлением стала новая советская буржуазия — нэпманы, совбуры. Они в значительной степени определяли лицо эпохи, но находились как бы за пределами советского общества: были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. Предприниматели остро чувствовали непрочность своего положения. Доля частной промышленности в общем объёме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной торговле частник господствовал безраздельно.


Рис. Торговля на Сухаревской площади в Москве. 20-е гг. XX в.

В годы Гражданской войны была полностью уничтожена немногочисленная русская буржуазия, а также помещики. Серьёзный урон понесла интеллигенция. Пролетариат, по словам Ленина, из Гражданской войны вышел «ослабленный и до известной степени деклассированный разрушением его жизненной основы — крупной машинной промышленности». В 1920 г., по официальным данным, в России насчитывалось 1,7 млн промышленных рабочих, причём кадровые рабочие составляли не более 40%, т. е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз.

С восстановлением промышленности материальное положение рабочих несколько улучшилось. В 1925—1926 гг. рабочий день на промышленных предприятиях составлял 7,4 ч. Повысилась заработная плата, вплотную приблизившись к довоенному уровню. Рабочие получили право на ежегодный отпуск (не менее двух недель). Но рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые в первые революционные годы «уплотнения буржуазии», не только не был решён, но и обострился. Несмотря на подъём промышленности, нарастала безработица. Уравнительный передел земли, а также политика сдерживания при помощи налогообложения роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к осереднячиванию деревни.


1. Середняки. 2. Кулаки. 3. Бедняки. 4. Батраки.

Многие крестьянские хозяйства быстро богатели. Сельские жители стали питаться лучше, чем до революции, больше употреблять хлеба и мяса. Но крестьяне были недовольны нехваткой многих промышленных товаров и, самое главное, существовавшими в «государстве диктатуры пролетариата» политическими ограничениями для жителей деревни.

В то же время в деревне существовала многомиллионная масса «лишнего населения», с трудом сводившего концы с концами. Огромное количество таких людей в поисках лучшей доли устремлялось в города, пополняя и без того плотные ряды городских безработных.

Другим социальным итогом нэпа стало увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. Это было вызвано не только активным вмешательством государства в сферу производства и распределения, но и низкой квалификацией кадров, которая вынуждала иметь на одном участке работы несколько человек. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн чиновников, а в 1927 г. — 3 млн 722 тыс. человек, из них около 2 млн управленцев. Многие шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего продовольственного пайка.

Экономические противоречия нэпа

Высокие темпы экономического роста во многом объяснялись эффектом восстановления: ремонтировались и вводились в строй довоенные станки и механизмы, восстанавливались заброшенные пахотные земли. Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, понадобились огромные капиталовложения для реконструкции заводов и создания новых отраслей промышленности.

Руководители государства пытались пойти проторённым путём привлечения иностранных инвестиций. Но иностранные предприниматели не хотели рисковать капиталами, опасаясь непредсказуемости политики большевиков. К тому же они имели опыт безвозмездной национализации иностранной собственности, произведённой сразу же после Октябрьской революции. Последние надежды на то, что «заграница нам поможет», рухнули в 1929 г., когда на Западе разразился масштабный экономический кризис.

Внутренние возможности тоже были невелики. Частный капитал не мог стать основой для обновления отсталой российской экономики, его не допускали в крупную и даже в среднюю промышленность. Отсутствовал и такой традиционный канал, как привлечение сбережений населения. Большинство населения вообще не имело сбережений, а отсутствие юридических гарантий и жёсткая система налогообложения заставляли людей скрывать доходы, держать накопления в тайниках. Государственный же сектор доходов приносил немного. Нельзя было рассчитывать и на сельское хозяйство, раньше являвшееся поставщиком экспортной продукции. Середняк производил продукты прежде всего для собственного потребления и мало был связан с рынком. Экспорт сельскохозяйственной продукции сократился, следовательно, снизился импорт столь необходимого для модернизации страны оборудования, не говоря уже об импорте товаров широкого потребления. В 1928 г. импорт оборудования был вдвое меньше, чем в дореволюционной России. Нехватка необходимой промышленной продукции лишала крестьян стимулов к расширению производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить?

Хлебозаготовительный кризис

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, неурожая в ряде районов сократилась продажа зерна и других продуктов государству. Ситуацию усугубили дипломатические конфликты с европейскими странами. В воздухе запахло войной. Наученные горьким опытом, горожане бросились раскупать товары первой необходимости. План вывоза зерна за границу был сорван, страна недополучила валюту — пришлось сокращать промышленные программы. Резко подскочили цены. Осенью 1927 г. городские магазины являли собой давно забытое зрелище: с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом.

Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. На поиски спрятанного зерна вновь приглашалась «беднота», которой за низкую плату либо в кредит выдавали 25% конфискованного хлеба.

Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г. были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все продовольственные, а затем и на промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться. Однако для дальнейшего экономического рывка требовалась корректировка нэповской системы.

1921, март — X съезд РКП(б), переход к новой экономической политике.

Расширяем словарный запас

Аренда — пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях.

Концессия — договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.

Продналог — установленный государством обязательный платёж, взимаемый с крестьянских хозяйств.

Хозрасчёт — метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности.

В "Очередных задачах Советской власти", опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: "Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления "продовольственной диктатуры" была предпринята попытка введения натурального налога. 30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов". Однако для выполнения этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: "Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят - этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, - но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным. С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает."

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел. О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок.

Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) "О посевной кампании и положении крестьянства". 16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию "О замене развёрстки продналогом". Первые статьи на эту тему были опубликованы в "Правде" 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

Однако уже при открытии съезда 8 марта 1921 года председательствовавший сообщил об изменении порядка дня: "Пункт 5-й - очередные задачи хозяйственного строительства - мы предлагаем в этой формулировке выбросить, заменив его двумя пунктами: 1) обсуждением вопроса о продразверстке и продналоге и 2) докладом комиссии, избранной ЦК, по вопросу о топливном кризисе."

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: "Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства."

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: "Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в "Правде"."

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли. Он говорил: "Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это? Можно, ибо вопрос - в мере. Если бы мы оказались в состоянии получить хотя бы небольшое количество товаров и держали бы их в руках государства, в руках имеющего политическую власть пролетариата, могли бы пустить эти товары в оборот, - мы бы, как государство, к политической власти своей прибавили экономическую власть."

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: "1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом. 2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота."

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: "Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить. Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы улучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом".

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: "Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы". Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б): "2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты. 3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева - крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога."

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки: "7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется."

28 марта Совнарком принял декрет "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.", в котором говорилось: "Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920 - 21 гг. с территории Республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов зерновых продуктов при среднем урожае. Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога."

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога. В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал.

Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой. Да и в разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать "продналоговую кампанию". Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.

ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА О ЗАМЕНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ

21 марта 1921 г.


1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств.

6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определенные, точно установленные законом сроки.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога.

Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают, сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Подписали:
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета П. Залуцкий

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности… развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

3. Налог взимается, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нём.

4. Налог должен быть прогрессивным… Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога… Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, … получают льготы по выполнению натурального налога…

Вопросы для обсуждения

1. Чем продовольственный налог отличался от продразвёрстки?

2. Что подразумевал прогрессивный характер налога (в случае необходимости воспользуйтесь справочной литературой)?

3. Чем было вызвано кардинальное изменение политики Советского государства по отношению к крестьянству?

Документ 4.

Плановые задания 1-й пятилетки (1928-1932 гг.) и их выполнение

Выплавка чугуна (млн. т.) Выпуск тракторов (тыс. шт.) Выпуск автомобилей (тыс. шт.)
Отправной (минимальный) вариант плана 7 - -
Оптимальный (максимальный) вариант плана 10 53 100
Повышенное задание по решениям XVI съезда ВКП (б) в 1930 г. 17 170 200
Фактическое выполнение 6,2 43,9 23,9

Вопросы для обсуждения

1. Как вы думаете, почему первоначально план 1-й пятилетки рассматривался в двух вариантах? Насколько такой подход был разумен?

2. С чем было связано изменение в 1930 г. плановых заданий в сторону резкого увеличения?

3. Как известно, И. В. Сталин объявил о досрочном выполнении плана 1-й пятилетки за 4 года и 3 месяца. Зачем руководителю ВКП(б) понадобилась эта публичная ложь и сокрытие реальных показателей работы промышленности?

Документ 5.

Соотношение производства некоторых видов продукции в СССР и крупнейших западных странах

Вопросы для обсуждения

1. Сравните показатели выпуска промышленной продукции в СССР в 1928 и 1940 гг. Какие выводы они позволяют сделать?

2. Как изменилось место СССР в мировом экономическом сообществе за эти годы? Какой ценой удалось этого добиться?

3. Удалось ли СССР за годы первых пятилеток, хотя бы отчасти, догнать передовые индустриальные страны?

Документ 6.

Постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» (30 января 1930 г.)

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса… провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс…

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве…

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3. Одновременно… принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория – контрреволюционный крестьянский актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдалённые местности Союза ССР и в пределах данного края в отдалённые районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.

4. Количество ликвидируемых по каждой их трёх категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в зависимости от фактического числа крестьянских хозяйств в районе с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем примерно 3-5%. Настоящее указание… имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств…

Вопросы для обсуждения

1. Вспомните, кого в российской деревне называли кулаками? Как эволюционировало это понятие с началом коллективизации?

2. Какую цель преследовала политика «ликвидации кулачества как класса»?

3. Какие меры раскулачивания предусматривались данным постановлением?

4. К каким последствиям неизбежно должно было привести установление плановых показателей раскулачивания?

Документ 7.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 395 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: