Этапы развития налоговой системы рф

Опубликовано: 25.04.2024

дЕКУФЧХАЭБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ЙНЕЕФ ПФОПУЙФЕМШОП ЛПТПФЛХА ЙУФПТЙА. ч ЕЕ ТБЪЧЙФЙЙ, ЛБЛ ПФНЕЮБАФ рБОУЛПЧ ч.з. Й лОСЪЕЧ ч.з, НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УФБОПЧМЕОЙС, ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ, ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ.

рЕТЧЩЕ РТЙЪОБЛЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ РПСЧЙМЙУШ ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ 80-И ЗПДПЧ РТПЫМПЗП УФПМЕФЙС, ЛПЗДБ УХЭЕУФЧПЧБМП ЕЭЕ УПАЪОПЕ ЗПУХДБТУФЧП, ОП ОБЮБМПУШ РПУФЕРЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП УФТПС ПВЭЕУФЧБ. лТПНЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ОБЮБМЙ ПВТБЪПЧЩЧБФШУС РТЕДРТЙСФЙС ДТХЗЙИ ЖПТН УПВУФЧЕООПУФЙ: БЛГЙПОЕТОЩЕ, У ХЮБУФЙЕН ЙОПУФТБООПЗП ЛБРЙФБМБ, УПЧНЕУФОЩЕ Й ДТХЗЙЕ.

у 1 СОЧБТС 1991 ЗПДБ ВЩМ ЧЧЕДЕО Ч ДЕКУФЧЙЕ ъБЛПО ууут ПФ 14 ЙАОС 1990 З. "п ОБМПЗБИ У РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩН ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ПВЭЕУПАЪОЩЕ ОБМПЗЙ:

  • ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ;
  • ОБМПЗ У ПВПТПФБ;
  • ОБМПЗ ОБ ЬЛУРПТФ Й ЙНРПТФ;
  • ОБМПЗ ОБ ЖПОД ПРМБФЩ ФТХДБ ЛПМИПЪОЙЛПЧ;
  • ОБМПЗ ОБ РТЙТПУФ УТЕДУФЧ, ОБРТБЧМСЕНЩИ ОБ РПФТЕВМЕОЙЕ;
  • ОБМПЗ ОБ ДПИПДЩ Й ДТХЗЙЕ.

оБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ВЩМБ ХУФБОПЧМЕОБ "ПДОПЛБОБМШОПУФШ" УВПТБ ОБМПЗПЧ. ьФП ПЪОБЮБМП, ЮФП ЧУЕ ОБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ РТЕДЧБТЙФЕМШОП РПУФХРБМЙ Ч ТПУУЙКУЛЙК ВАДЦЕФ, Б ЪБФЕН ЮБУФШ ЙИ РТЕДХУНБФТЙЧБМПУШ РЕТЕЮЙУМСФШ Ч УПАЪОЩК ВАДЦЕФ ОБ УПЗМБУПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ.

пУОПЧЩ УФБОПЧМЕОЙС УПЧТЕНЕООПК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ (ДБМЕЕ тж) ВЩМЙ ЪБМПЦЕОЩ Ч ЛПОГЕ 1991 ЗПДБ. вЩМ РТЙОСФ ъБЛПО тж ПФ 27.12.91 З. "пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ", ЛПФПТЩК ХУФБОБЧМЙЧБМ ПВЭЙЕ ЧПРТПУЩ ОБМПЗПЧЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЗПУХДБТУФЧПН Й ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ.

ьФПФ ЪБЛПО ЧРЕТЧЩЕ Ч ОПЧЕКЫЕК ЙУФПТЙЙ тПУУЙЙ ХУФБОПЧЙМ ПВЭЙЕ РТЙОГЙРЩ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПРТЕДЕМЙМ РЕТЕЮЕОШ ОБМПЗПЧ, УВПТПЧ, РПЫМЙО Й ДТХЗЙИ ПВСЪБФЕМШОЩИ РМБФЕЦЕК, РТБЧБ Й ПВСЪБООПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ Й ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. ч ОЕЗП ВЩМЙ ЧЛМАЮЕОЩ РПМПЦЕОЙС П РТБЧЙМБИ ХУФБОПЧМЕОЙС Й ЧЧЕДЕОЙС Ч ДЕКУФЧЙЕ ОПЧЩИ ОБМПЗПЧ.

у 1 СОЧБТС 1992 ЗПДБ ЧУФХРЙМЙ Ч ДЕКУФЧЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЪБЛПОЩ РП ЛПОЛТЕФОЩН ЧЙДБН ОБМПЗПЧ: "п РМБФЕ ЪБ ЪЕНМА", "оБМПЗ ОБ ДПВБЧМЕООХА УФПЙНПУФШ", "бЛГЙЪЩ", "рПДПИПДОЩК ОБМПЗ У ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ", "оБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ РТЕДРТЙСФЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", ДТХЗЙЕ ОБМПЗЙ Й РПЫМЙОЩ.

у РТЙОСФЙЕН ЧЩЫЕ ОБЪЧБООЩИ ЪБЛПОПЧ ЧРЕТЧЩЕ Ч тПУУЙЙ ВЩМБ УПЪДБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ. оЕПВИПДЙНПУФШ ЕЕ УПЪДБОЙС ВЩМБ ЧЩЪЧБОБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ РТЕПВТБЪПЧБОЙСНЙ, РЕТЕИПДПН Л ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЕ. оБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ДПМЦОБ ВЩМБ ПЗТБОЙЮЙФШ УФЙИЙКОПУФШ ТЩОПЮОЩИ ПФОПЫЕОЙК, БЛФЙЧОП ЧПЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК Й УПГЙБМШОПК ЙОЖТБУФТХЛФХТЩ, УРПУПВУФЧПЧБФШ УОЙЦЕОЙА ЙОЖМСГЙЙ.

уПЪДБООБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч РЕТЧЩЕ ЗПДЩ ТЕЖПТН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ тПУУЙЙ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ ЧЩРПМОСМБ УЧПА ТПМШ. пОБ ПВЕУРЕЮЙЧБМБ НЙОЙНБМШОЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Ч ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУБИ ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ.

пДОБЛП РП НЕТЕ ХЗМХВМЕОЙС ТЩОПЮОЩИ РТЕПВТБЪПЧБОЙК ЧУЕ ПЮЕЧЙДОЕЕ ЧЩСЧМСМЙУШ ОЕДПУФБФЛЙ ДЕКУФЧХАЭЕК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПОБ ЧУЕ ВПМЕЕ УФБОПЧЙМБУШ ОЕУППФЧЕФУФЧХАЭЕК РТПЙУИПДСЭЙН ЙЪНЕОЕОЙСН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ.

рПЬФПНХ УМЕДХАЭЙК ЬФБР ТБЪЧЙФЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЛБЛ ЬФБР ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС . ч ФЕЮЕОЙЕ ТСДБ МЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП П ОБМПЗБИ ЕЦЕЗПДОП, Б ОЕТЕДЛП Й РП ОЕУЛПМШЛП ТБЪ Ч ЗПД ЧОПУЙМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПРТБЧЛЙ. пОЙ ТЕЫБМЙ МЙЫШ ХЪЛЙЕ ЧПРТПУЩ Й ОЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙ ПУОПЧОЩЕ РПМПЦЕОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. рТЙ ЬФПН ЧОПУЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ОБМПЗПЧПЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ОЕ ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ПВПУОПЧБООЩНЙ. фБЛ, Ч ДЕЛБВТЕ 1993 ЗПДБ ВЩМП РТЕДПУФБЧМЕОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩН Й НЕУФОЩН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ ЧЧПДЙФШ ОЕПЗТБОЙЮЕООПЕ ЮЙУМП ОБМПЗПЧ. фБЛЙН ПВТБЪПН ВЩМ ОБТХЫЕО ПДЙО ЙЪ ПУОПЧОЩИ РТЙОГЙРПЧ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ - РТЙОГЙР ЕЕ ЕДЙОУФЧБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ, ЛПФПТБС УМПЦЙМБУШ Л ЛПОГХ 90-И ЗЗ. Ч тПУУЙЙ, ЙЪ-ЪБ ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ ЕЕ ПФДЕМШОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ УФБМБ РТЕРСФУФЧПЧБФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ТБЪЧЙФЙА УФТБОЩ.

йНЕМБ НЕУФП ЧЩУПЛБС ОБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ ОБ ЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. вПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МШЗПФ, НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ МБЪЕКЛЙ ДМС УПЛТЩФЙС ДПИПДПЧ Й ОЕХРМБФЩ ОБМПЗПЧ УПЪДБМЙ Ч УФТБОЕ БФНПУЖЕТХ ПФУХФУФЧЙС ЮЕУФОПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ ЪБЛПОПРПУМХЫОЙИ Й ОЕЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. ьФП УРПУПВУФЧПЧБМП ТБЪЧЙФЙА ФЕОЕЧПК ЬЛПОПНЙЛЙ. чУЕ ВПМЕЕ РТПСЧМСМБУШ ЖЙУЛБМШОБС ЖХОЛГЙС ОБМПЗПЧ, Б ОБМПЗПЧЩЕ РПУФХРМЕОЙС Ч ВАДЦЕФ ЗПУХДБТУФЧБ УПЛТБФЙМЙУШ, ЮФП РТЙЧПДЙМП Л ТПУФХ ВАДЦЕФОПЗП ДЕЖЙГЙФБ. оБМПЗЙ ЧУЕ Ч НЕОШЫЕК УФЕРЕОЙ УФБМЙ ЧЩРПМОСФШ ЖХОЛГЙА ТЕЗХМСФПТБ РТПЙЪЧПДУФЧБ. чПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЙЪНЕОЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ЗПУХДБТУФЧБ.

рПЬФПНХ У УЕТЕДЙОЩ 90-И ЗПДПЧ ОБЮЙОБЕФУС ЬФБР РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ . у 1996 ЗПДБ РПУМЕДПЧБФЕМШОП УПЛТБЭБМПУШ ЮЙУМП НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ, ПФНЕОСМЙУШ ПФДЕМШОЩЕ ОБМПЗЙ, ЛПФПТЩЕ ЙУЛБЦБМЙ УХФШ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. вЩМ ЧПУУФБОПЧМЕО РТЙОГЙР ЕДЙОУФЧБ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, МЙЛЧЙДЙТПЧБОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩИ Й НЕУФОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ХУФБОБЧМЙЧБФШ ОПЧЩЕ ОБМПЗЙ. пДОПЧТЕНЕООП У ЬФЙН ЫМБ ТБЪТБВПФЛБ Й РПДЗПФПЧЛБ Л РТЙОСФЙА оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛБЛ ЕДЙОПЗП ОБМПЗПЧПЗП ДПЛХНЕОФБ.

рПУМЕ ОБЪЧБООПЗП ЬФБРБ ОБЮБМУС ЬФБР ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. ч 1998 ЗПДХ ВЩМБ РТЙОСФБ Й У 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ОБЮБМБ ДЕКУФЧПЧБФШ РЕТЧБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ. ьФП ПВЭБС ЮБУФШ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧБЦОЕКЫЙЕ РПМПЦЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ тПУУЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ РЕТЕЮЕОШ ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ Ч тПУУЙЙ, РПТСДПЛ ЙИ ЧЧЕДЕОЙС Й ПФНЕОЩ, Б ФБЛЦЕ ЧЕУШ ЛПНРМЕЛУ ЧПРТПУПЧ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ЗПУХДБТУФЧБ У ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ Й ЙИ БЗЕОФБНЙ.

у 1 СОЧБТС 2001 ЗПДБ ЧУФХРЙМБ Ч ДЕКУФЧЙЕ ЧФПТБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧПРТПУЩ ЛПОЛТЕФОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ОБМПЗПЧ.

рП УПУФПСОЙА ОБ 1 СОЧБТС 2004 З. ЙЪ РТЕДРПМБЗБЕНЩИ РТЙНЕТОП ФТЙДГБФЙ ЗМБЧ ЧФПТПК ЮБУФЙ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ ДЕКУФЧХЕФ ЮЕФЩТОБДГБФШ.

рТЕДРПМБЗБЕФУС ЪБЧЕТЫЙФШ ТБВПФХ ОБД ЧФПТПК ЮБУФША оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ Ч 2004 З., У ФЕН ЮФПВЩ ЕДЙОБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ОБЮБМБ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБФШ У 2005 З.

оБМПЗПЧЩК ЛПДЕЛУ - ЬФП ЕДЙОЩК ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩК Й ЛПНРМЕЛУОЩК ДПЛХНЕОФ, ЛПФПТЩК ХЮЙФЩЧБЕФ ЧУА УЙУФЕНХ ОБМПЗПЧЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

у ЕЗП РТЙНЕОЕОЙЕН Ч ГЕМПН Ч тПУУЙЙ ВХДЕФ ПЛПОЮБФЕМШОП УЖПТНЙТПЧБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ.

© жзпх чрп лТБУОПСТУЛЙК ЗПУХДБТУФЧЕООЩК БЗТБТОЩК ХОЙЧЕТУЙФЕФ, 2005

В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

В нашей стране система налогов, а точнее сказать мобилизация доходов предприятий в государственный бюджет, неоднократно менялась на протяжении ее истории и, особенно, за последние десятилетия советского периода.

Налоговая система России является самой молодой в мире, постоянно развивающейся системой. Надо сказать, что в мире вообще нет совершенных налоговых систем, это же можно сказать о ситуации в нашей стране.

В СССР была принята концепция, в соответствии с которой, во-первых, утверждалась возвратность налогов через общественные фонды, и, во-вторых, отмирание налогов при социализме. Жизнь опровергла эту концепцию.

Впервые попытка создания единой налоговой системы в СССР была предпринята в 1990 году, что нашло отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (от 14.06.90г. № 1560-1) и в Законе «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Начиная с 1991 года в связи с изменением статуса республик бывшего СССР и вступлением их на этап экономических и политических реформ принципиально меняются взаимоотношения предприятий разных организационно-правовых форм с государством.

В это время создается законодательная база этих отношений, включая и область налогообложения, с ориентацией их на цивилизованные формы и мировой опыт.

Принятые в 1991 году законы были подготовлены в течение короткого времени. Это обстоятельство, а также неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие собственного опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в рыночной экономике, стали главной причиной того, что вновь созданной российской налоговой системе были присущи серьезные недостатки.

Тем не менее в первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов.

Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований все более явно ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Количество и частота поправок, которые вносились в законы о налогах, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе, как нестабильная и непредсказуемая. В конечном итоге, она стала препятствовать экономическому росту и укреплению государственности. Все это потребовало неотложного проведения налоговой реформы с целью снижения уровня налоговых изъятий, преобразования российской системы в более справедливую по отношению к налогоплательщикам, повышению уровня ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей.

Введенная в 1990-91 годах система налогообложения была несомненно прогрессивной по отношению к действовавшим ранее административным формам изъятия прибыли или дохода. Однако она оказалась слабо адаптированной к рыночным отношениям и поэтому не смогла существовать долго.

Одновременно с распадом СССР возникла необходимость в рамках суверенной России решать проблему создания новой налоговой системы, отвечающей требованиям национальной безопасности и переходного к рыночным отношениям периода. Речь идет не о совершенствовании элементов налогового механизма, а о крупной налоговой реформе 1992 года, о выработке новой налоговой политики, которая должна была сочетать в себе фискальное и стимулирующее значение налогов в качестве экономических рычагов развития государства и предприятий.

В России новая налоговая система практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законов о налоговой системе. Среди них «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где дается характеристика и принципы ее построения, «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и т.д.

Принятые законы о налогах были введены в действие с 1 января 1992 года.

Итак, новая налоговая система, начавшая действовать в России в 1992 году, одновременно с либерализацией цен и экономическими реформами была направлена на максимизацию поступлений налогов в бюджет в сочетании с элементами стимулирования предприятий, была ориентирована на всеобщность и стабильность налоговых ставок.

Важным шагом в развитии налоговой системы России явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 01.01.99 года первой (общей) части Налогового кодекса РФ (далее НК). Более серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001году в действие второй части.

Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике, так как разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов 19-го века и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития.

Созданная налоговая система действует и в настоящее время с учетом многочисленных изменений и дополнений, принятых законодательными органами власти за истекший период.

Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений. Их большое количество позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции, но в то же время ведет к росту расходов по взиманию налогов и расширяет возможности уклонения от уплаты налогов.

Однако налоговая реформа не ставит целью кардинальное изменение действующей налоговой системы. С учетом дополнений и изменений продолжают функционировать налоговые законы, созданные в начале 90-х гг.. Эволюционное преобразование налогообложения позволяет и налоговым органам, и налогоплательщикам достаточно спокойно осваивать новые главы НК и продолжать функционировать в среде ранее принятых налоговых законов и инструкций.

Вопросы для самоконтроля

1. С чем было связано появление и развитие налогов?

2. Дайте определение налоговой системы.

3. На что была направлена новая налоговая система РФ?

Тесты

1. В каком году в России появилась новая налоговая система?

2. Введение в действие в 1999 году какого законодательного актасущественно

повлияло на налоговую систему России?

а) Бюджетный кодекс

б) Конституция РФ

в) Налоговый кодекс РФ (часть 1)

г) Таможенный кодекс

3. Можно ли охарактеризовать налоговую систему РФ, как стабильную?

4. Назовите примерное количество взимаемых на территории РФ обязательных

5. Какое понятие применимо к принципам изменения налогообложения в

а) эволюционные преобразования

б) революционные преобразования

Понятие налогов и сборов

В соответствии с НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Индивидуальная безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, как члену общества. Денежные средства тратятся политической властью на управление, военные цели, финансирование народного образования, медицины, на содержание государственных структур, создание резервных и страховых запасов на непредвиденные обстоятельства и на другие непроизводственные мероприятия.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

Почему же сделана оговорка - "не носящий характер наказания или компенсации"?

Это связано с тем, что не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозмездности и по принуждению государства являются налогами. Например, взимаемые по решению государственного органа либо по приговору суда штрафы и конфискации, хотя и отвечают этим характеристикам, к налогам не относятся. Различие состоит в цели применения, ведь главное назначение штрафов – наказание виновных за совершение правонарушения, цель взимания налогов- пополнение соответствующего бюджета.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов и, как правило, взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Они имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную суммы денежных средств общества (финансовые ресурсы), мобилизуемую государством.

Источник налогов - новая стоимость, то есть национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами.

Налогообложение представляет собой ограничение права собственности лиц.

Сбор - это обязательный целевой взнос, который уже не носит индивидуально безвозмездный характер. Он взимается с организаций или физических лиц и его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сборы по своему характеру различны. Одни имеют контрольное значение (сбор с граждан-владельцев транспортных средств), другие носят компенсационный характер (например, разовый сбор на рынках). В отдельных случаях сборы носят добровольный характер, они устанавливаются общим собранием граждан и имеют специальное значение (например, на ремонт какого-либо объекта, на установку домофона и т.д.)

Примеры сборов - лицензионные, регистрационные, за использование символики.

Пошлина – это один из видов сборов, который взимается органами государственного управления, а также судебными органами при выполнении ими соответствующих функций.

Это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера. Ставки пошлины могут превышать стоимость действительной услуги, если она вообще оказывается (как, например, в случае регистрации перехода собственности, оказание услуг по охране наследственной массы).

Отличительной чертой пошлин является то, что они взимаются не со всех граждан, а с тех, которые вступают в соприкосновение с органами государственной власти по поводу каких-либо особых отношений с ними или между собой. С точки зрения "фиска" (казны) эти поводы являются особенно удобными для выявления и обложения имущества или дохода, когда имущество или доход выявляются наиболее полно.

Пошлины классифицируются на: таможенную, почтовую, нотариальную, наследственную, судебную, страховую и другие пошлины. К ним принято относить и таможенные налоги, обычно называемые пошлинами, поскольку когда-то взимание их сопровождалось оказанием той или иной услуги купцам со стороны властей (например, предоставление мест, портовых устройств для торговли ввозимыми товарами.) Таможенные пошлины взимаются либо при ввозе иностранных товаров, либо при вывозе отечественных.

Именно частичная возмездность сборов и пошлин отличает их от налогов.

Второе отличие налогов от сборов состоит в относительно регулярном характере налогов (периодической уплаты в установленные сроки) на основании длительно существующих обстоятельств (например, владение какой-либо вещью, осуществление той или иной деятельности). Сборы имеют преимущественно разовый характер и связаны с возникновением краткосрочных обстоятельств (например, обращение в суд, как правило, предполагает уплату государственной пошлины.)

Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Они предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций.

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите основные направления расходования налоговых поступлений?

2. Объясните разницу между сборами и налогами.

3. Приведите классификацию пошлин.

Тесты

1. Что собой представляет налог?

а) обязательный сбор государства

б) добровольный взнос физических лиц и юридических лиц в казну государства

в) обязательный индивидуальный, безвозмездный взнос государству физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения его экономических задач

г) экономическое воплощение существования государства.

2. Какую роль выполняют налоги в государстве?

а) формирование доходов бюджета

б) формирование расходов бюджета

а) наделение юридических и физических лиц определенным кругом обязанностей

б) ограничение права собственности лиц

в) предоставление налогоплательщикам определенных прав

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ

  • Титульный лист
  • Содержание

Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.


В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.

Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.

В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.

После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.

22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113

Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.

В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.

На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.

С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 3502 раза

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/ (дата обращения: 19.05.2021).

Издревле сложилось, что для успешного функционирования государства требовались налоги. Ведь налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В статье отражены основные периоды развития налоговой системы и налогообложения от Древней Руси до наших дней. Рассмотрены виды налогов в различные этапы становления налоговой системы.

Финансово-налоговая история Руси берёт начало с Ⅸ века, когда варяжскими князьями Рюриками были объединены два центра восточных славян — Новгород и Киев и создано древнерусское государство Киевская Русь. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». В Лаврентьевской летописи говорится, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». [3, с. 138] Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы, то есть пункты контроля на въезде город. [2, с. 23]

После завоевания Руси Золотой Ордой система налогообложения изменилась, но в пользу татаро-монгол. Известно 14 видов взимания с русских земель. из которых главным был «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана. Непомерные поборы привели к свержению системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости.

Налоговая система была реформирована во времена правления Ивана III, который, отменив «выход», ввел первые русские косвенные и прямые налоги.

Во второй половине ⅩⅥ в. многие налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. Во время правления Ивана Ⅳ были введены «полоняничные деньги», которые представляли собой разновидность налога, взимавшегося с населения для выкупа людей, захваченных в плен татарами. Так же были введены сбор «четвертовых денег» — налог на содержание должностных лиц, пошлина при убое скота.

Во времена правления царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в полномочия которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к соляному бунту, а к 1662 году произошло обесценивание медных денег, что повлекло за собой стихийные восстания. В 1679 было введено «подворное обложение» — это система взимания прямых налогов, взимаемых, в соответствии с данными переписных книг, с «уездных» (крестьяне, бобыли, задворные, деловые) и посадских люди.

В годы царствования Петра I была создана налоговая система, которая потом без изменений 70 лет кормила и содержала государство. В большой степени влияние на проводимые им реформы оказало знакомство царя с западноевропейским опытом.

Например, в 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50 % всех доходов в бюджете государства. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимался оброчный сбор, взимаемый с крестьян за пользование земель.

В период правления Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная дань, введенная Петром Ⅰ, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов.

Прямые налоги обеспечивали в XVIII в. около 50 % доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. При введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23–28 % доходов. Вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15 % доходов). Налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступал один из крупнейших деятелей русского либерализма, выдающийся экономист Николай Иванович Тургенев. Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. [2, с. 35]

Во второй половине XIX в. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. Подушное обложение было заменено налогом с городских строений, который впервые в истории России платило и дворянство. Вторым по значению выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

В период правления Николая II было представлено немало проектов модернизации налоговой системы. В частности П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как одну из самых радикальных в мире программ по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она содержала в себе все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран:

− поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества;

− прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума;

− использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала в мире достаточно прочное финансовое положение. Но мировая война, в которую России вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказались на финансовом благополучии государства, а именно возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, а покупательная способность рубля падала. Одновременно с этим доходы госбюджета неумолимо сокращались. Февральская революция 1917 г. только усугубила положение.

После Октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40 % в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. В январе 1919 г. была введена «продразверстка» — способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянским хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП) были ознаменован заменой продразверстки продналогом. Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Продналог фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов. [4, C. 203]

Позже на замену продналогу пришел единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы

В период новой экономической политики происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а налоговая система страны стала развиваться в направлении, противоположном общемировым тенденциям. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли. Также большое значение получил налог с оборота.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на объеме и структуре государственных доходов. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и заменены существующие. [1, с. 90]

Во время войны был введен военный налог, в основу которого был заложен принцип подушного обложения и налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

За 15 лет после Великой Отечественной войны в Советском союзе прошли две денежные реформы. Первая, в 1947 года провели обмен прежних денег на новые и одновременно отменили карточную систему распределения продуктов и товаров. Вторая, в 1961 году провели заодно и деноминацию рубля, обменяв послевоенные 10 рублей на 1 новый рубль. [3, с.]

В 1966 году была введена плата за фонды, представлявшая собой форму распределения прибыли предприятий. Так же был установлен подоходный налог с колхозов, с кооперативных и общественных организаций, налог с владельцев строений. Позже были введены такие налоги, как налог со зрелищ, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

За 70 лет советской власти «социалистические налоги» перестали быть налогами в классическом смысле слова, став механизмом изъятия и концентрации прибыли в руках государства. Хотя в советские времена формально и существовали налоги, они совершенно не отражали экономических реалий. Переход от административной к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы страны. [3, с. 288]

По мнению бывшего министра финансов РФ М. М. Задорнова становление налоговой системы России можно разделить на три этапа:

«Первый — 1991–1992 годы — это очень спешное введение компенсирующих налогов. Главной задачей на этом этапе было просто стабилизировать систему и собирать хоть какие-то средства в бюджет.

Второй — 1993–1997-й — апробация и становление системы, введение НДС, экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, что обеспечило и обеспечивает до настоящего времени львиную долю поступлений в бюджет.

Третий — 1998–2001-й — формирование целостной налоговой системы, принятие Налогового кодекса. Он определил и формализовал правила игры между государством как сборщиков налогов и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами». [3, с. 279]

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ, поделены на три группы:

Федеральные — перечень налогов и сборов установлен НК РФ и является закрытым. К данной группе согласно ст. 13 НК РФ относятся:

− налог на добавленную стоимость (НДС);

− налог на доход физических лиц (НДФЛ);

− единый социальный налог;

− налог на прибыль организаций;

− налог на добычу полезных ископаемых;

− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К следующей группе относятся региональные налоги (ст. 14 НК РФ). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. В разных регионах РФ действую разные налоговые ставки. К данной группе относятся следующие виды налогов:

− Налог на имущество организаций;

− Налог на игорный бизнес;

И третья группа состоит из местных налогов (ст. 15 НК РФ), которые устанавливаются, вводятся и прекращают действовать аналогично региональным налогам. Отличает данные два вида только то, что в отношении местных налогов действуют нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований. К данной группе относятся только два вида налогов:

− Налог на имущество физических лиц.

Исходя из истории становления налоговой системы, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависят от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить финансовую стабильность государства.

  1. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — М.: Питер, 2006. — 496 с.
  2. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. — 83 с.
  3. Починок Н. Фискал. — М., 2016. — 304 с.
  4. Содномова С. К. Теория и история налогообложения. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — 148 с.
  5. Толкушин А. В. История налогов в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2001. — 432 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ дата обращения: 03.12.2019).

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства России и Германии.

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток во всех сферах жизни людей.

община, налог распределял местный. Кроме подушного налога вводился налог на всех домашних

Усугубило положение и налоговая политика Германии в отношении России.

налог , РФ , инвентаризационная стоимость , имущественное.

Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения. Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный.

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. В 1991 г. в России можно было ввести в.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль.

Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль

Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.

Читайте также: