Минимальный налог зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. № 02-04-09/402

Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее в связи с поступлением обращений по вопросу указания кодов классификации доходов бюджетов (далее - КБК) в расчетных документах на перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогов, предусмотренных следующими специальными налоговыми режимами:

системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенной системой налогообложения;

системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Приложением № 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 190н (далее - Указания), введены следующие КБК в целях учета и распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от вышеуказанных налогов:

1) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года:

1 05 01012 01 0000 110 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);
1 05 01022 01 0000 110 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);
1 05 01030 01 0000 110 Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);
1 05 01042 02 0000 110 Налоги, взимаемые в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);
1 05 02020 02 0000 110 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);
1 05 03020 01 0000 110 Единый сельскохозяйственный налог (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года);

2) за налоговые периоды, начавшиеся с 1 января 2011 года:

1 05 01011 01 0000 110 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы;
1 05 01021 01 0000 110 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
1 05 01050 01 0000 110 Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;
1 05 01041 02 0000 110 Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
1 05 02010 02 0000 110 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
1 05 03010 01 0000 110 Единый сельскохозяйственный налог.

Таким образом, при заполнении плательщиками расчетных документов на перечисление налогов, предусмотренных вышеназванными налоговыми режимами, в поле 104 расчетного документа указывается КБК в зависимости от показателя налогового периода, указанного в поле 107 расчетного документа.

При этом в расчетные документы КБК вносятся с учетом требований Указаний к формированию кода подвида дохода (14 - 17 разряды КБК).

С.Д. Шаталов

Письмо Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. № 02-04-09/402

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Приведены коды классификации доходов бюджетов (КБК), которые нужно указывать в расчетных документах на перечисление налогов, уплачиваемых в рамках специальных режимов (УСН, ЕСХН и ЕНВД).

Код зависит от налогового периода, который указывается в поле 107 расчетного документа (до или после 1 января 2011 г.).

При внесении КБК следует учитывать требования к формированию кода подвида дохода (14-17 разряды КБК).

182 1 05 01011 01 1000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01011 01 2100 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01011 01 2200 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01011 01 3000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01011 01 4000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (прочие поступления)

182 1 05 01011 01 5000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 01012 01 1000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01012 01 2100 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01012 01 2200 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01012 01 3000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01012 01 4000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (прочие поступления)

182 1 05 01012 01 5000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 01021 01 1000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01021 01 2100 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01021 01 2200 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01021 01 3000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01021 01 4000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие поступления)

182 1 05 01021 01 5000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 01022 01 1000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01022 01 2100 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01022 01 2200 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01022 01 3000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01022 01 4000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (прочие поступления)

182 1 05 01022 01 5000 110

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 01030 01 1000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01030 01 2100 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01030 01 2200 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01030 01 3000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01030 01 4000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (прочие поступления)

182 1 05 01030 01 5000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 01050 01 1000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 01050 01 2100 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 01050 01 2200 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 01050 01 3000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 01050 01 4000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (прочие поступления)

182 1 05 01050 01 5000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

«Упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», вспоминают про минимальный налог один раз в год – в конце налогового периода. О том, в каких случаях уплачивается минимальный налог, как зачесть авансовые платежи при расчете минимального налога, как отразить сумму начисленного минимального налога в бухгалтерском учете, читайте в предложенном материале.

Когда «упрощенцы» обязаны уплатить минимальный налог?

Обязанность уплачивать минимальный налог предусмотрена только для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», поэтому далее речь пойдет лишь об этой части организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО.

Порядок исчисления минимального налога установлен ст. 346.18 НК РФ.

Исчислить минимальный налог обязаны все «упрощенцы». Затем необходимо сравнить сумму начисленного в общем порядке налога с суммой минимального налога: уплате в бюджет подлежит больший из них. Таким образом, минимальный налог уплачивается в случае, когда за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Напомним основные правила расчета минимального налога:

  • минимальный налог исчисляется только за налоговый период, которым является календарный год;
  • налоговая ставка – 1%;
  • налоговая база – доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Из этого правила есть единственное исключение.

В силу абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Названные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в данном случае не уплачивается.

Поскольку в ряде субъектов РФ приняты соответствующие законы, индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие заявленным требованиям, вправе не уплачивать минимальный налог по итогам налогового периода (письма Минфина России от 27.08.2015 № 03-11-11/49542, от 16.02.2016 № 03-11-11/8498).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не подпадают под исключение, продолжим разговор о минимальном налоге.

Из приведенных выше норм явствует, что минимальный налог подлежит уплате по итогам налогового периода в следующих случаях:

  • когда получен убыток, то есть налогооблагаемая база отсутствует – доходы, учитываемые при УСНО, меньше расходов, учитываемых при УСНО;
  • когда нет ни прибыли, ни убытков, то есть налогооблагаемая база равна нулю – доходы равны расходам;
  • когда есть налогооблагаемая база, но превышение доходов над расходами незначительно.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», за 2015 год получила следующие результаты (доходы и расходы исчислены по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ):

  • доходы – 5 500 000 руб.;
  • расходы – 5 700 000 руб.

Налоговая ставка – 15%.

Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

Налог, рассчитанный в общем порядке, равен 0 руб., так как получен убыток.

Налоговая база отсутствует: (5 500 000 - 5 700 000) руб.

  • расходы – 5 500 000 руб.
  • Налоговая ставка – 15%.

    Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

    Налог, рассчитанный в общем порядке: (5 500 000 - 5 500 000) руб. x 15% = 0 руб.

    Минимальный налог: 5 500 000 руб. x 1% = 55 000 руб.

    Уплате в бюджет подлежит минимальный налог в сумме 55 000 руб.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», за 2015 год получила следующие результаты (доходы и расходы исчислены по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ):

    • доходы – 5 600 000 руб.;
    • расходы – 5 500 000 руб.

    Налоговая ставка – 15%.

    Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

    Налог, рассчитанный в общем порядке: (5 600 000 - 5 500 000) руб. x 15% = 15 000 руб.

    Минимальный налог: 5 500 000 руб. x 1% = 55 000 руб.

    Уплате в бюджет подлежит минимальный налог в сумме 55 000 руб.

    Из приведенных примеров видно, что сумма минимального налога фактически не зависит от полученных в результате предпринимательской деятельности финансовых результатов и носит фискальный характер.

    «Упрощенцы» пытались оспорить конституционность п. 6 ст. 346.18 НК РФ, подав жалобу в Конституционный суд (Определение КС РФ от 28.05.2013 № 773-О). По мнению налогоплательщика, оспариваемое законоположение устанавливает обязанность по уплате минимального налога при использовании УСНО, тем самым не учитываются реальные результаты предпринимательской деятельности, возлагается чрезмерное налоговое бремя.

    Но Конституционный суд отказал заявителю, отметив, что оспариваемая норма НК РФ, будучи направленной на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (в данном случае – минимального налога, взимаемого в связи с применением УСНО), сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

    Аналогичного мнения придерживаются представители ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, напомнив, что переход на УСНО является для налогоплательщика добровольным.

    Таким образом, «упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», обязаны по итогам налогового периода исчислить минимальный налог, сравнить его с налогом, исчисленным в общем порядке, и уплатить в бюджет больший из них.

    Где и как рассчитывается минимальный налог?

    Главным и единственным налоговым регистром «упрощенцев» является книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденная Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. В этом налоговом регистре расчет минимального налога и его сравнение с налогом, уплачиваемом в общем порядке, не предусмотрены.

    Расчет минимального налога производится в декларации по налогу при УСНО, утвержденной Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@. На момент подготовки данного материала в названную форму никаких изменений так и не внесено.

    «Упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», заполняют титульный лист, разд. 1.2. и разд. 2.2. Раздел 3 заполняется только в том случае, если «упрощенец» получает средства целевого финансирования.

    Заполнение налоговой декларации начинается с раздела 2.2.


    Минимальный налог за налоговый период рассчитывается при заполнении данного раздела. Сумма исчисленного за налоговый период минимального налога указывается по коду строки 280.

    После того, как заполнен разд. 2.2, переходим к заполнению разд. 1.2 Именно в этом разделе сумма налога, исчисленная в общем порядке, сравнивается с рассчитанным минимальным налогом.


    Особое внимание надо уделить заполнению строк 100, 110 и 120:

    • если сумма налога за налоговый период больше или равна сумме минимального налога, то заполняется либо строка 100, либо строка 110 – в зависимости от размера уплаченных авансовых платежей;
    • строка 110 заполняется при отрицательном значении разницы между суммой исчисленного налога за налоговый период и суммой ранее исчисленных авансовых платежей по налогу, а также при условии, что сумма налога за налоговый период больше или равна сумме минимального налога. Строка 110 заполняется при уплате минимального налога только в том случае, если «упрощенец» должен уплачивать минимальный налог (сумма налога, исчисленного в общем порядке меньше суммы минимального налога) и сумма уплаченных авансовых платежей больше суммы минимального налога;
    • строка 120 заполняется в случае, если по итогам налогового периода сумма исчисленного минимального налога (строка 280 разд. 2.2) больше суммы исчисленного в общем порядке налога за налоговый период (строка 273 разд. 2.2), и при условии, что сумма авансовых платежей меньше суммы минимального налога.

    Таким образом, при уплате минимального налога в бюджет авансовые платежи, уплаченные за девять месяцев налогового периода, уже зачтены при расчете суммы минимального налога к доплате (строка 120) или к уменьшению (строка 110).

    Приведем примеры (цифры условные).

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 50 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 45 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в таком случае?

    В данном примере подлежит уплате налог, исчисленный в общем порядке, так как он больше минимального налога: 60 000 руб. > 45 000 руб.

    Доплате за налоговый период подлежит 10 000 руб. (60 000 - 50 000).

    По строке 100 разд. 1.2 указывается 10 000 руб.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 90 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 75 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в этом случае?

    В данном примере подлежит уплате минимальный налог: 75 000 руб. > 60 000 руб.

    Поскольку сумма уплаченных авансовых платежей больше суммы минимального налога (90 000 руб. > 75 000 руб.), заполняется строка 110 разд. 1.2 – по ней указывается 15 000 руб. (90 000 - 75 000).

    В таком случае возникает переплата по налогу, уплачиваемому при УСНО, которую можно зачесть в счет уплаты будущих авансовых платежей или вернуть на расчетный счет.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 50 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 75 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в данном случае?

    В приведенном примере подлежит уплате минимальный налог: 75 000 руб. > 60 000 руб.

    Поскольку сумма уплаченных авансовых платежей меньше суммы минимального налога (50 000 руб.

    © Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

    1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

    1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

    абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

    дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

    конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

    безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

    взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

    абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

    2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

    абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

    3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

    абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

    доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

    страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

    4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

    абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

    абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

    доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

    субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

    прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Комментируемая статья устанавливает, какие именно доходы подлежат зачислению в бюджеты соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    В письме Минфина России от 20.02.2014 N 02-08-09/7117 обращено внимание на то, что в силу положений пункта 13 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 321-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 г., поступают в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    На основании вышеизложенного поступления по коду вида доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)" подлежат зачислению в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Источник комментария:
    "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Ю.М. Лермонтов, 2015

    Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд согласился с позицией прокурора о регулировании оспариваемыми нормами бюджетных отношений и пришел к выводу о том, что эти нормы, не воспроизводя нормативов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса РФ, по которым доходы подлежат зачислению в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, противоречат в указанной части Бюджетному кодексу РФ. Согласиться с выводами суда не представляется возможным по следующим основаниям.


    Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2001г. Зн

    зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и ?/трафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовав?/ихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет.

    Настоящие Правила разработаны в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 32, ст. 3340), в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. 1462-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 43, ст.4273) и устанавливают порядок зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и ?/трафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовав?/ихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет.

    1. Страховые взносы и другие платежи в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, перечисляются налогоплательщиками на текущие счета указанных фондов до 15 января 2001 года включительно.

    2. Транзитные счета, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций по обслуживанию счетов бюджетов - в кредитных организациях (далее -банки) Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и территориальным фондам обязательного медицинского страхования на балансовых счетах 40401 Пенсионный фонд Российской Федерации, 40403 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и 40404 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, закрываются 16 января 2001 года в порядке установленном Центральным банком Российской Федерации.

    Транзитные счета на балансовом счете 40402 Фонд социального страхования Российской Федерации сохраняются для осуществления операций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Перечисление средств с 16 января 2001 года в уплату единого социального налога (вноса), а также сумм недоимки, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года по платежам в вы?/еуказанные государственные социальные внебюджетные фонды, осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

    3. Налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату единого социального налога (взноса) (далее - налог), а также суммы недоимки, пеней и ?/трафов (далее -недоимки), образовав?/ихся на 1 января 2001 года по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, отдельно по каждому вы?/еуказанному государственному социальному внебюджетному фонду на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства), открытые ранее в банках на балансовом счете 40101 Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Органы федерального казначейства осуществляют учет, поступив?/их на счета, указанные в пункте 3 настоящих Правил сумм налога, а также недоимки по страховым взносам в вы?/еназванные государственные социальные внебюджетные фонды, образовав?/ейся на 1 января 2001 года, по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:

    1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    1010520 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    1010530 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    1010540 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

    1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и ?/трафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (согла?/ениями);

    1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    При этом по кодам 1010510, 1010520, 1010530, 1010540 учитываются также суммы зачисленные в счет пога?/ения задолженности, пеней и ?/трафов (кроме задолженности, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года), а по кодам 1400305, 1400310, 1400311, 1400312, 1400313 учитываются суммы зачисленные в счет пога?/ения задолженности, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года.

    5. В поле Плательщик платежного поручения налогоплательщик указывает: свой идентификационный номер (?пНН) и код причины постановки на учет (КПП); наименование организации.

    В поле Получатель платежного поручения налогоплательщик указывает: идентификационный номер налогового органа (?пНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа; наименование органа федерального казначейства (?пНН органа федерального казначейства не проставляется); наименование налогового органа, осуществляющего контроль за поступлением платежа (проставляется в скобках).

    При перечислении налога по кодам 1010510, 1010520, 1010530, 1010540 налогоплательщик в поле Назначение платежа платежного поручения указывает: код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (в скобках); единый социальный налог (текущие платежи, пени или ?/трафы) в - (наименование государственного социального внебюджетного фонда); регистрационный номер в государственном социальном внебюджетном фонде (в скобках); период, за который перечисляется налог.

    При перечислении средств в счет пога?/ения задолженности по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды по кодам 1400305, 1400310, 1400311, 1400312, 1400313, налогоплательщик в поле Назначение платежа платежного поручения указывает: код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (в скобках); вид задолженности (недоимка, пеня, ?/траф) в - (наименование государственного социального внебюджетного фонда); регистрационный номер в государственном внебюджетном фонде (в скобках); период, за который перечисляется задолженность (недоимка, пеня, ?/траф).

    6. Органы федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем получения из банка выписок из лицевых счетов, перечисляют средства, поступив?/ие на лицевые счета, указанные в пункте 3 настоящих Правил, на ранее открытые в банках соответствующими органами государственных социальных внебюджетных фондов счета по учету средств этих фондов:

    региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации - на лицевые счета с признаком О 1 в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете 40401 Пенсионный фонд Российской Федерации;

    региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации - на лицевые счета, открытые на балансовом счете 40402 Фонд социального страхования Российской Федерации;

    Федеральным фондом обязательного медицинского страхования -на лицевые счета с признаком 01 в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете 40403 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в ОПЕРУ-1 при Банке России. Реквизиты счета Федерального фонда обязательного медицинского страхования органам федерального казначейства будут направлены дополнительно;

    территориальными фондами обязательного медицинского страхования - на лицевые счета с признаком 01 в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете 40404 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Расходование государственными социальными внебюджетными фондами средств, зачисленных на вы?/еуказанные лицевые счета, открытые на балансовых счетах 40401, 40402, 40403, 40404 осуществляется этими фондами в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    на лицевые счета, указанные в пункте 3 настоящих Правил, по коду 1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и ?/трафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (согла?/ениями) перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета.

    8. Органы государственных социальных внебюджетных фондов доводят до органов федерального казначейства сведения о реквизитах счетов открытых им в банках для перечисления сумм налога и недоимки в их бюджеты.

    Налоговые органы доводят до плательщиков страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды реквизиты счета органа федерального казначейства, на который подлежат зачислению налог, а также суммы недоимки в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации указанными в пункте 4 настоящих Правил.

    9. Органы федерального казначейства осуществляют возврат (зачет) изли?/не уплаченного или взысканного налога платежными поручениями на основании заключения налогового органа в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

    10. Органы федерального казначейства ежедневно передают: налоговым органам - экземпляр сводного реестра в соответствии с приложением 2 к ?пнструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14 декабря 1999г. 91н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 декабря 1999г., регистрационный номер 2022) (далее - ?пнструкция) с приложением платежных документов, а органам государственных социальных внебюджетных фондов - выписки из указанного сводного реестра по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации (по мере поступления платежей по налогу и сумм недоимки). Выписки из реестра по кодам 1010530 и 1400312 передаются органами федерального казначейства в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полноформатные электронные платежные документы, полученные органами федерального казначейства из банка, подлежат передаче в налоговые органы в электронном виде либо их копия на бумажном носителе, распечатанная и заверенная органом федерального казначейства. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты, установленные в пункте 5 настоящих Правил с учетом размерности полей, установленной нормативными актами Банка России.

    11. Органы федерального казначейства и налоговые органы ежемесячно осуществляют сверку поступив?/их сумм налога в соответствии с ?пнструкцией, указанной в пункте 10 настоящих Правил. В случае выявления расхождений в отчетных данных устанавливаются причины и принимаются меры по их устранению.

    12. Органы федерального казначейства и территориальные органы государственных социальных внебюджетных фондов ежемесячно осуществляют сверку сумм, перечисленных в бюджета фондов с лицевых счетов органов федерального казначейства, открытых на балансовом счете 40101.

    13. Органы федерального казначейства осуществляют бухгалтерские учет и составляют отчетность по поступив?/им и перечисленным суммам налога в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    Читайте также: