Эссе никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов

Опубликовано: 06.05.2024

Необходимость и сущность налогов. Налоговая система РФ, ее состав и структура. Различия между «налоговой системой» и «системой платежей».

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Итальянский экономист Франческо Нитти отмечал: «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов». А по образному замечанию Карла Маркса, «в налогах воплощено экономическое выражение существования государства»[1].

Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения. Так, известный английский экономист А. Смит более 200 лет назад определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты. В теории налогов того времени господствовало мнение о налогах только как о чисто фискальном инструменте.

В начале XX в. Ф. Нитти предлагает наиболее четкое определение роли налогов в системе мер государственного воздействия на развитие национального рынка. Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. И далее: «налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей» [2].

Значительно позже учеными-экономистами и самой практикой налогообложения было доказано, что налог — это не просто фискальный инструмент; это также мощное средство экономической политики государства для отражения своих приоритетов, орудие экономических и социальных реформ. Так, например, постепенно снижая налоги, государства во второй половине XX века пытались стимулировать спрос, повысить темпы экономического роста, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая же налоги, правящие структуры стремились ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл. Чтобы побудить предпринимателей перейти к более совершенным приемам производства или более производительным формам хозяйственной организации, экономисты рекомендовали государству параллельно создавать для фирм и лиц, достигших определенных успехов в указанных областях, известные налоговые льготы.

Налоговый кодекс РФ определяет налог, как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3].

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Согласно Налоговому кодексу, налоговую систему образуют три группы налогов: федеральные, региональные и местные.

Отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции (полномочий) органов законодательной (представительной) власти в установлении налогов на конкретной территории.

Так, федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории данного субъекта РФ.

Местные налоги устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся (статья 13 НК):

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (статья 14 НК):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся (статья 15 НК):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того, статьей 18 НК определен перечень специальных налоговых режимов, в рамках которых уплачиваются единые налоги (единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог на вмененный доход) взамен трех основных – НДС, налога на прибыль и налога на имущество.

В то же время, перечень налогов, входящих в налоговую систему является закрытым и не может быть изменен или дополнен решениями региональных и местных органов власти.

Помимо приведенной выше классификации по видам, налоги делят по способу изъятия на прямые и косвенные.

Обращаем внимание на то, что система платежей, взимаемых с организаций и физических лиц, включает в себя, кроме налогов, и другие обязательные платежи, например, платежи во внебюджетные фонды, плату за загрязнение окружающей среды, и т.д. Таким образом, «система налогов» и «система платежей» не являются идентичными понятиями.

Безусловно, налоги составляют львиную долю доходов бюджетов всех уровней. Признавая значимость налогов, необходимо помнить, что налоги являются хоть и основным, но не единственным видом централизованных доходов (зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации). Кроме налогов к централизованным доходам относятся иные обязательные платежи (таможенные пошлины, природоресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды), не входящие в систему налогов и сборов, и доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от приносящей доход деятельности и др.

Различия между налоговыми и неналоговыми платежами в зависимости от их законодательного регулирования представлены ниже:

. налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не остаются свободными от налогов.

Древнеримский философ Агриппа, советник императора Октавиана Августа (I в. до н. э.)

Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Главная сила государства состоит в народе, поэтому необходимо оный народ на первый план рассуждения себе поставить и смотреть за тем, чтобы он не пришел в крайнюю слабость.

Граф Шувалов (1745 год)

Налоги – дозволенная форма грабежа.

Ф. Аквинский, философ и теолог (1225–1276)

Налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

А. Смит, английский экономист (1723–1790)

В жизни несомненны только две вещи: смерть и налоги.

Бенджамин Франклин, общественный и политический деятель США (1706–1790)

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти, итальянский экономист (1868–1953)

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Ш. Монтескье, французский просветитель и философ (1689–1755)

Налог – часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием.

Ш. Монтескье французский просветитель и философ (1689–1755)

Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.

Т. Гоббс, английский экономист (1588–1679)

. Дорога для займов открыта – что же теперь остановит короля в его расходах? Расчеты по займам потребуют роста налогов, а если у займов не будет границ, то и у налогов их не будет.

Ж. Кольбер, министр финансов Франции (1619–1683)

Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка.

Ж. Кольбер, министр финансов Франции (1619–1683)

. Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины.

Вопрос о налогах является одним из самых важных вопросов, которым должна заниматься политика; налоги постоянно становятся причиной раздоров между государем и подданными.

Поль Анри Гольбах, французский философ (1723–1789)

Выплата налогов по шкале налоговых ставок – это налог на совесть в большей мере, чем подоходный налог.

Джон Стюарт Милл

Неясности и сомнения относительно права обложения налогами были причиной крупных и достойных порицаний враждебных выступлений со стороны населения и вынужденных строгостей со стороны государя.

Правительства должны уделять пристальное внимание состоянию финансов своей страны, чтобы путем облегчения общественных повинностей и налогов дать вкусить их народам от благотворности не воображаемого мира, а реального.

К. Меттерних, австрийский канцлер (1773–1859)

Налоги не должны мешать развитию производства.

Ф. Нитти, итальянский экономист (1868–1953)

Так как налоги, взимаемы правительством с подданных, сделались везде единственным источником доходов государственных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления, . искусство которого. в том, чтобы народ, платя сколь можно более. Думал при том, чтобы платить сколь можно менее.

Каждый налог есть зло, ибо он лишает платящего части его собственности, надлежит только с искусством избрать сие зло, т. е. надлежит избрать легчайшее.

Н.И. Тургенев, русский экономист (1789–1871)

От снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством.

А. Смит, английский экономист (1723–1790)

Обращаться к налогоплательщикам, преследовать их, изобретать новые налоги, создавать лотереи – все было тщетно, дефицит углублялся, как пропасть. Невозможно было выйти за определенные границы, заставить поступать в государственные сундуки весь запас монеты в государстве. Хитрость налогоплательщика, а в случае нужды – и его гнев были достаточно действенны.

Флорентиец XIV века, давая своим потомкам советы в деловых вопросах, писал: "Как огня остерегайтесь лгать", за исключением того, что касается налогов, где это позволительно, ибо тогда "ты совершаешь сие не ради того, чтобы присвоить чужое добро, но дабы воспрепятствовать тому, чтобы забрали неподобающим образом твое".

Ф. Бродель французский историк, и экономист (1902–1985)

Налоги – это цена цивилизованности общества.

Надпись на фасаде Министерства внутренних доходов США.

В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность.

Е.Ф. Канкрин, министр финансов России (1774–1845)

Чтобы доходы от налогов могли как можно больше перекрывать расходы по взиманию, система налогообложения должна быть построена так, чтобы налог не вредил промышленности народной, не отвращал людей от ремесел, для них выгодных, принуждая их обращаться к невыгодным для них.

Н.И. Тургенев, русский экономист (1789–1871)

Чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.

А. Леффер, современный американский экономист

Я не ропщу о том, что отказали боги,

Мне в сладкой участи оспаривать налоги.

Всякий новый налог создает в тех, кто им обложен, новую способность нести его.

Д. Юм, английский экономист (1711–1776)

Наши налоговые проекты – это тот самый материал, из которого сделаны сны.

Народ никогда не отказывался платить разумные налоги: разумные в их использовании и разумные по величине бремени.

Французский министр финансов (1792)

Чем хата богата, тем займется налоговое ведомство.

Надо открыто признать, в России все налоги платит не тот, кто богат или беден, а тот, кто честен.

Из газетной статьи

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Если вы действуете в нарушение правил, вас штрафуют, если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лоуренс Дж. Питер

Смерть – самый удобный момент взять налог с богача.

Дэвид Ллойд Джордж

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис, немецкий писатель (1772–1801)

Развитое честолюбие вознаграждается у нас высокими налогами.

От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

Я горжусь тем, что плачу налоги в Соединенных Штатах. Правда, я бы гордился не меньше за половинную сумму.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Правительство обещает народу курицу в каждом горшке, а для начала дает налогового инспектора на каждую курицу.

Чем дольше существует налог, тем больше людей учатся избегать его.

Самое фатальное – это быть в долгу у сборщика налогов.

Из книги Паркинсона "Закон и доход"

Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Ф. Ницше, немецкий философ, поэт (1844–1900)

Справедливее всего обложить налогом пороки и безрассудства, причем, сумма обложения в каждом отдельном случае должна определяться самым справедливым жюри, составленным из соседей облагаемого. Женщины должны быть обложены соответственно их красоте и уменью одеваться, причем им, как и мужчинам, следует предоставить право самим расценивать себя. Но женское постоянство, целомудрие, здравый смысл и добрый нрав не должны быть облагаемы, так как доходы от этих статей едва ли покроют издержки по взиманию налога.

Джонотан Свифт, английский писатель (1667–1745)

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Думаю, что великий французский философ Шарль Монтескье говорит здесь о проблеме сбора налогов. Я вполне согласна, что определение величины налога, собираемого с фирм и физических лиц, очень тонкая и сложная вещь, которая во многом определяет благосостояние общества, работу его фирм и мотивацию самих организаторов производства. Видимо, в переписке именно с ним, наша императрица Екатерина II высказала однажды мысль, что налоги – это паруса в корабле-государстве, которые могут или потопить корабль, обрушившись на него всей своей тяжестью, или вывести его в спокойную гавань. Монтескье абсолютно прав, говоря, что эта работа требует много «мудрости и ума».

Налоги – категория противоречивая. С одной стороны, они на более чем 80 % заполняют доходную часть бюджета, и гос-во заинтересовано в их увеличении, борясь с бюджетным дефицитом, обеспечивая содержание армии, образования, медицины, выплачивая всевозможные социальные пособия и выплаты. Но повышение налогов, т.е., по Монтескье, «той части, которую у подданных забирают», приводит к тому, что фирмы или уходят «в тень», или сокращают производство, или просто разоряются. В другом месте он говорит, что если некоторые лица платят слишком много – «их разорение обратится во вред обществу». А это чревато уменьшением налоговых поступлений во все бюджеты – федеральные, региональные и местные.

С момента своего возникновения гос-во всячески изощрялось в придумывании способов разрешить это противоречие. Вспомним нашего несчастного князя Игоря, убитого древлянами, или его жену Ольгу, которая справедливости ради, вынуждена была провести первую налоговую реформу на Руси и установить фиксированную дань. Может быть, наиболее показательной фигурой в истории нашей налоговой системы является Петр I, который постоянно нуждался в деньгах на войны и реформы. Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил сумму государственного дохода с 2 000 000 руб. в конце XVII в. до 10 186 000 руб. в 1725 г. В основном это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и введением подушной подати. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, который предложил ввести гербовую бумагу). Историки, правда, говорят, что к концу правления Петра I уровень жизни большинства крестьян «располагался между крайней бедностью и состоянием выживания».

Некоторые современные развивающиеся страны устанавливают чрезвычайно высокие предельные налоговые ставки даже на очень низкие доходы. Самые высокие предельные налоговые ставки - 60% и более - были установлены в Иране, Марокко, Доминиканской Республике, Зимбабве и Камеруне. Неудивительно, что в течение 80-х годов среднедушевой реальный валовой национальный продукт (ВНП) в этих странах снижался. В пяти развивающихся странах: Гонконге, Индонезии, Маврикии, Сингапуре и Малайзии, - предельные налоговые ставки были значительно ниже, и там наблюдался быстрый экономический рост.

Для понимания проблемы сбора налогов надо знать их функции. У налогов имеются четыре основные функции: фискальная, регулирующая (экономическая), распределительная и контрольная. Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет , и в этом состоит их фискальная функция. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы .

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства, определяют величину издержек и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на решение экономических и социальных задач.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц и на этой основе совершенствовать системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

При этом, конечно, гос-во должно соблюдать известные еще со времен А.Смита основные принципы налогообложения : принцип справедливости , который предполагает равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Конечно, в каждом государстве есть свои особенности взимания налогов, но эти особенности существуют в рамках, по крайней мере, 3-х налоговых систем : пропорциональной, прогрессивной и регрессивной. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Пропорциональная система налогообложения предполагает, что налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала). Регрессивное налогообложение — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика (НДС, лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании).

Многих в нашей стране возмущает, что наша пропорциональная налоговая система предполагает одинаковый 13%-й налог для всех при нашем нынешнем большом социальном расслоении и люди требуют введения прогрессивной ставки для олигархов. Но – вспомним Депардье, который в 2012 году отказался от французского гражданства и принял российское, возмущенный прогрессивным налогом в 75% с дохода в 1 миллион евро на своей родине. Возможно, он не читал своего великого земляка Монтескье, но практичный ум актера и винодела подсказал ему это решение. Так поступят и наши олигархи и бюджет уменьшится!

Пожелаем же нашим законодателям « мудрости и ума» при определении величины налога.

В данном высказывании великого британского политика поднимается проблема негативного отношения граждан к налогам. Уинстон Черчилль хочет донести до нас: у граждан любого государства отсутствует желание платить налоги, что абсолютно нормально. Ведь это значит – расставаться со своими деньгами, безвозмездно отдавать их государству. Потому и не бывает хороших налогов, с точки зрения гражданина: все они для него нежелательные.

Я полностью согласен с этим изречением, поскольку тоже полагаю, что для простых граждан налоги всегда будут оставаться плохими – они ведь изымаются из их личных доходов. Однако для государства налоги являются хорошими, поскольку они пополняют его бюджет. Государство в принципе не может существовать без налогов.

Уинстон Черчилль

Обратимся к теоретическому смыслу данного высказывания. Налогами называются обязательные безвозмездные платежи, которые государственная власть взимает с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения своей деятельности. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются сборы в пользу государства, взимаемые напрямую из доходов каждого гражданина или юридического лица. Эти платежи люди обязаны оплачивать сами, или они могут автоматически удерживаться из их ежемесячного дохода. Косвенный налог государство взимает через надбавку к цене товара, и это «незаметное» налогообложение ложится на потребителей. Вместе эти налоги формируют основную часть госбюджета. Налоговые поступления идут не только на содержание государственного бюрократического аппарата и силовых ведомств, но и на социальную поддержку незащищённым группам граждан, на образования, здравоохранение, науку, спорта и т.д. От налоговых выплат напрямую зависит развитие и процветание государства.

Правильность высказывания Уинстона Черчилля можно подтвердить примерами из истории. Так, живший ещё в далёком тринадцатом веке средневековый философ Фома Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа». При этом его выражение не несёт негативного смысла. Фома Аквинский размышлял о том, что существует «грабёж без греха», когда собранные средства не проматываются грабителем, а употребляются на «всеобщее благо». Признавая неоднозначность системы налогообложения и недовольство граждан тем, что государство «запускает руку» в их карманы, он, тем не менее, говорил о её общественной необходимости и полезности.

Депардье с российским паспортом

Примером из современности может послужить получившая широкий резонанс история знаменитого французского актёра Жерара Депардье. В 2013 году он публично отказался от французского гражданства и получил паспорт гражданина России. На этот шаг 64-летний (на тот момент) актёр пошёл из-за нежелания платить налоги, которые во Франции зависят от размера материального состояния и достигают 45% на доходы людей богатых. Депардье отметил в своём открытом письме французскому премьер-министру, что за десятилетия своей творческой деятельности он уже выплатил государству налогов на сумму 145 млн евро. В России же актёр получил такую же налоговую ставку, как и все: 13% подоходного налога. В последующие годы пресса неоднократно писала о том, что Депардье якобы отказался от российского паспорта и «сбежал» обратно в Европу. Но актёр всякий раз опровергал эти домыслы, заявляя, что он продолжает оставаться гражданином нашей страны и «готов умереть за Россию».

Подводя общую черту, хочу сделать вывод: в соответствии со словами Черчилля, люди всегда будут считать налоги плохими для себя – ведь эти платежи забирают часть их честно заработанных денег. Однако стабильные налоговые поступления в государственный бюджет обеспечивают финансирование образования, медицины, сферы культуры, армии и полиции, пенсионной системы и т.д. Поэтому граждане должны осознавать значение налогов и платить их.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Электротехника
Учебно-методические комплексы
Учебные дисциплины
Методы
Методички

1. К вопросу о сущности и определении налога. // Налоговый вестник. М. — 2000. — №6.
2. , К вопросу о понятии налога. // Вестник финансовой академии. — М. — 2003. — №3; Об определении налога в Налоговом кодексе Российской Федерации. // Налоговая политика и практика. — М. — 2003 — №8; К вопросу о налоговой этике. // Налоговая политика и практика. — М. — 2004. — №6.
3. О правовой природе налога. // Журнал Российского права. — М. — 2002. — №3.

1. «КонсультантПлюс»
2. «Гарант»
3. Интернет ресурсы: http:// allrefs. ru/prosmotr/10165-0.htm

Приложение 1

os_200

! Увеличить

Приложение 2

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ (СУЩНОСТЬ) НАЛОГОВ

Интересную этимологическую иллюстрацию исторического процесса эволюции взглядов на природу налога дает американский экономист Э. Селигман [ и Этюды по теории обложения. — СПб.: 1908. с.67. (Из учебного пособия «История финансовой мысли и политики налогов». — М., 1996, с.72)]:

Вначале господствующей является идея дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству.

На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.

На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.

На четвертой стадии появляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага.

На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности.

Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства.

На седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика.

Приложение 3

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ФИЛОСОФОВ, ЭКОНОМИСТОВ, ПОЛИТИКОВ О НАЛОГАХ

Налоги – это дозволенная форма грабежа.

Ф. Аквинский, (1226-1274), средневе-ковый философ, получивший титул «ангельского доктора», причисленный к лику святых римско-католической церкви.

Священный долг каждого гражданина – платить налоги.

Ф. Бэкон, (1561-1626), английский философ.

Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.

Т. Гоббс, (1588-1679), английский экономист.

Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.

Вольтер, (1694-1778), французский писатель - просветитель.

Уплата налогов столь же неизбежна, как и еда.

У. Петти, ( 1623-1687 ), англ. экономист. Трактат о налогах и сборах.

Налог – часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием.

Ш.. Монтескье, (1669-1755), французский просветитель, правовед, философ

Налоги и смерть – неизбежные явления в этой жизни.

Б. Франклин (1706-1790), государственный деятель США. Прикладная экономика: Учебное пособие. Перевод с анг. — М., 1995.

Налоги – взнос в общую казну.

Э. Берк, (1729-1797), английский публицист и философ.

Налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.

А. Смит, (1723-1790), шотландский экономист и философ.

Налог – есть та часть дохода от зем-ли и промышленности страны, которую отдают подданные в распоряжение государства.

Д. Рикардо, (1772 –1823), английский экономист.

Умирать и платить подати надобно везде

. Опыт теории налогов. (1818).

Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении го-сударств. На сем основывается и право правительства требовать по-датей от народа. Люди, соединив-шись в общество и, вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов.

. Опыт теории налогов(1818).

В сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве.

П. Прудон, (1809 – 1865), экономист

В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах.

К. Маркс, (1818 - 1883), экономист. Сочинения, том.4.

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти, (1868-1953), итальянский экономист.

Гражданину современного государства налоги представляются чем-то, хотя и неприятным, но вполне естественным.

Э. Селигман и Р. Стурм. Американсие экономисты. Этюды по теории обложения. (1908)

Я не обязан курить сигареты «Лаки страйк» или покупать нейлоновые чулки, но я обязан уплачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет.

П. Самуэльсон. Американский экономист. Экономика. М. 1992..

Налоги – это наша плата за цивилизованность общества.

Стенли Фишер, профессор экономики. Экономика 1993.

Пособие подготовлено доц. кафедры «Налоги и налогообложение» Осетровой , по которым нет ссылок на источник, заимствованы из современных учебников, учебных пособий, монографий, сборников, статей периодической печати и Интернета.

Приложение 4

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1996Г.

Именем Российской Федерации

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

С публично правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Приложение 5.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

В статье 8, Первой части, приводится оригинальное понятие налога и сбора: «Под налогом, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Вдумайтесь, как коряво здесь выражен смысл налога и как многолико его можно понимать! Вместо простого и естественного «определения налога как перечисления налогоплательщиками части своих средств для осуществления целенаправленной деятельности государства, здесь, оказывается налог это «платеж»! Можно подумать, что налогоплательщик своим налогом что-то покупает у государства. Причем не просто покупает, а эта сумма - «безвозмездна», то есть заплатил налог и дальше ничего не требуй.

Между тем именно налогоплательщик как раз и должен требовать от государства, чтобы эта сумма пошла туда, куда нужно! То есть не безвозмездно отчисляется налог, а за дело, которое государство должно выполнять в своих функциях. Ну а «форма отчуждения» вообще вызывает возмущение, ибо это очень напоминает какое-то рэкетирство. Выходит, что государство просто изымает налоги принудительно, ибо, при такой формулировке, другой причины просто нет. Выходит, что не налогоплательщик нанимает государство, для обеспечения своей жизнедеятельности, как это должно быть при демократии, а государство принудительно отбирает налоги у заведомо злостного не платящего народа. Следовательно, уже логически, налогоплательщик должен стараться такие налоги не платить, ибо суть их определена как изъятие сомнительного толка. Здесь нарушен первый закон логики, по которому «Каждое понятие перед его применением должно быть четко определено». В противном случае это будет одним из источников ошибок.

Читайте также: