Если правительство для борьбы с инфляцией повысит налоги то

Опубликовано: 11.05.2024

В каких направлениях надо действовать

Для успешной борьбы с инфляцией надо комплексно действовать в двух направлениях:

  1. 1. Принять срочные антиинфляционные меры.
  2. 2. Взять стратегический курс на укрепление экономики государства.

Суть данного метода проста – срочные меры снизят темпы роста инфляции, а сильная экономика сможет эффективно противостоять будущим инфляционным атакам на государство. Хотите узнать, что конкретно надо делать? Нет проблем! Давайте начнём с первого пункта – срочных антиинфляционных мер.

Срочные меры по снижению инфляции

Люди просыпаются утром и узнают, что доллар подорожал в три раза. Что они делают? Правильно – все начинают в панике избавляться от своих сбережений. К чему это ведёт? А это ведёт к ещё большему росту инфляции. Хотите узнать, почему так происходит? Прочитайте статью: Как происходит обесценивание денег. Если вкратце, то всему виной лишняя ничем не обеспеченная денежная масса.

В этот момент государство должно предпринять срочные меры по снижению темпов роста инфляции:

    Ограничить приток новых денег в экономику. Основной канал, по которому в экономику поступают деньги – это кредиты. Чтобы его перекрыть, надо сделать так, чтобы брать кредиты стало невыгодно. Для этого Центробанк повышает ключевую ставку, а вслед за ним коммерческие банки повышают годовую процентную ставку по кредитам. В результате становится выгоднее класть деньги на депозит, чем брать в кредит.

Надо понимать, что это снизит не только темпы инфляции, но также и экономическую активность в стране – все перейдут в режим сбережения средств, что приведёт к экономическому спаду.

  • Контролировать банковскую систему. Если вы читали статью о последствиях инфляции, то наверняка знаете, что она наносит удар по деньгам. А деньгами управляют банки. Надо установить контроль над финансовыми потоками в стране. Нельзя допустить выдачи безвозвратных кредитов, также следует обеспечить кредитование банками стратегически важных отраслей экономики.
  • Взять под контроль цены на социально значимые товары. В период бурного роста инфляции, государство должно контролировать цены на хлеб, муку, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости. Людей надо успокоить – дать им понять, что ситуация под контролем и скоро всё наладится.

    Но просто зафиксировать цены на эти товары или ограничить процент наценки будет недостаточно. Надо ещё и поддержать с/х производителей: предоставить им льготное кредитование, снизить для них налоги, регулировать закупочные цены на потребляемые ими ресурсы и т.д. В общем, надо создать все необходимые условия для рентабельной работы этих предприятий в условиях кризиса. Контролировать деятельность экспортёров. Для кого государство сдерживает рост цен на социально значимые товары? Для своего же населения. То есть, по таким ценам эти товары должны продаваться только на внутреннем рынке, а также их должно быть в достаточном количестве.

    Что могут сделать предприимчивые «умники-спекулянты», которым плевать на свою страну и людей? Они могут скупать товары по низким ценам и экспортировать за рубеж. Естественно, государство должно усиленно контролировать деятельность экспортёров, и полностью нейтрализовать спекулянтов.

    Надо понимать, что принятие срочных антиинфляционных мер не выведет страну из кризиса, а лишь замедлит темпы обесценивания национальной валюты. Для полного решения проблемы надо менять стратегический курс государства. Как это сделать? Читаем дальше!

    Стратегические методы борьбы с инфляцией

    Рост темпов инфляции свидетельствует об уязвимости экономики страны. Решение проблемы напрашивается само собой – надо срочно укреплять экономику. В этом помогут стратегические методы борьбы с инфляцией:

      Выполнение поставленных целей по инфляции. Во время кризиса, государство обязано в кратчайшие сроки взять ситуацию под контроль. И первое, что нужно сделать – вернуть финансовые ориентиры бизнесу и населению. Для этого надо своевременно давать точную информацию по реальным и планируемым показателям инфляции на текущий год. Это ускорит процессы восстановления экономики и укрепит доверие общества к власти. Однако надо понимать, что:

    Цели по инфляции должны быть правдивыми.
    Иначе власть полностью утратит к себе доверие, и страну захлестнёт очередная волна кризиса. Изменение бюджетной политики. Падение экономики ведёт к нехватке денег в бюджете государства. Эмиссия необеспеченной денежной массы не решит проблему – будет лишь запущен процесс обесценивания денег, и продолжится рост инфляции.

    Как вариант, можно обратиться за финансовой помощью к странам с более сильной экономикой, но это путь в долговую яму. Потому надо, прежде всего, пересмотреть бюджетную политику государства – уменьшить расходы и увеличить доходную часть бюджета. Например, заморозить финансирование неперспективных проектов, сократить раздутый государственный аппарат, провести структурную перестройку производств, обеспечить поступление в полном объёме налоговых платежей и т.д.

  • Создание комфортных условий для развития бизнеса. Предприниматели – это мощная движущая сила, способная реанимировать экономику и вывести страну из кризиса. Что надо сделать? Как минимум – просто не мешать им работать, а как максимум – создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса (поддержка на законодательном уровне, ликвидация бюрократических барьеров, борьба с коррупцией, умеренное налогообложение и т.д.).
  • Курс на импортозамещение. Следует уделить особое внимание развитию собственных производственных предприятий – именно они производят ВВП, и именно они снижают зависимость страны от импорта. А чем меньше эта зависимость, тем устойчивее экономика к внешним потрясениям.
  • Вот мы и рассмотрели основные методы борьбы с инфляцией. На первый взгляд они кажутся простыми и понятными, но реализовать на практике их бывает достаточно сложно. Тем не менее, в нашей жизни нет ничего невозможного! Главное – никогда не сдаваться!

    date image
    2015-07-21 views image
    3041

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    · повысится уровень цен

    · кривая AD сместится вверх+

    · кривая SRAS сместится вверх

    · увеличится естественный объем выпуска

    - На рис. показана модель IS – LM. Снижение налогов приведет к ______

    · уменьшению занятости и дохода+

    · снижению ставки процента

    · обесцениванию национальной валюты

    · увеличению занятости и дохода

    - На рис. показана модель IS – LM. Если для снижения инфляции правительство сократит свои расходы, то это вызовет _______

    · рост курса национальной валюты

    · повышение ставок процента

    · уменьшение занятости и дохода+

    · увеличение занятости и дохода

    - На рис. показана модель IS – LM в открытой экономике. Увеличение гос. расходов ведет к_________

    · снижению ставки процента

    · увеличению занятости и дохода+

    · уменьшению занятости и дохода

    · обесцениванию национальной валюты

    - На рис. показана модель IS – LM. Если правительство для борьбы с инфляцией повысит налоги, то_______

    · увеличится занятость и доход

    · повысится ставка процента

    · повысится курс национальной валюты

    · уменьшится занятость и доход+

    - Налоги, при изъятии которых средняя ставка понижается по мере возрастания дохода, называются

    - Наиболее точно раскрывает механизм циклических колебаний ____

    · экономия на масштабах производства

    · расхождение между фактическими и официально учтенными ресурсами

    · нарушение пропорций между добывающими и перерабатывающими отраслями

    - Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ и непосредственно с доходов или имущества плательщика, являются _____

    - Налоги, при изъятии которых средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, называются

    - Наибольшее влияние на ход экономического цикла оказывает динамика

    · гос.закупок товаров и услуг

    · личных потребительских расходов

    - Налог – это

    · дар, взнос, сделанный с целью благотворительности

    · обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет государства для осуществления его функций+

    · денежные средства, периодически вносимые членами объединения, на текущие расходы такого объединения

    · обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах налогоплательщика гос. органами юридически значимых действий

    - Налоги, которые вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей являются

    - Налог на прибыль не относится к налогам ______

    - Налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления расходов, называются_____

    - Непредвиденная инфляция приводит к перераспределению богатства от

    · государства к бизнесу

    · кредиторов к заемщикам+

    · сферы производства к сфере торговли

    · заемщиков к кредиторам

    - Отличительной чертой фрикционной безработицы является надежда на

    · скорое трудоустройство на новом месте+

    - Операции на открытом рынке по купле-продаже гос. облигаций по сравнению с другими инструментами кредитно-денежной политики являются

    - Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется

    · уменьшением гос. расходов

    - Обслуживание процесса купли-продажи в розничной торговли выражает суть такой функции денег как ___________




    - Основным показателем в СНС является

    · валовой национальный располагаемый доход

    - При расчете ВВП методом расходов учитывают

    · гос.закупки товаров и услуг+

    · покупку ценных бумаг

    - Причиной возникновения институциональной безработицы является

    · вмешательство государства или профсоюзов в установление размера оплаты труда+

    · массовые увольнения работников в связи с глубоким экономическим спадом

    · невозможность быстро получать полную информацию о наличии вакантных мест

    · значительный сдвиг в отраслевой структуре экономики

    - Предел экстенсивного экономического роста определяется

    · физическим запасом доступных для использования природных ресурсов+

    · экономической политикой правительства по финансированию науки

    · воздействием технического прогресса на динамику реального ВВП

    · качеством трудовых ресурсов

    - При расчете ВВП доходным методом учитывается

    · косвенный налоги на товары и импорт+

    · экспорт товаров и услуг

    · социальные пособия и стипендии

    - Покупка ЦБ гос. облигаций на открытом рынке ведет к ______

    · уменьшению денежного агрегата М0

    · увеличению предложения денег+

    · уменьшению предложения денег

    · уменьшению денежной базы

    - Предметом макроэкономики является

    · состояние мировой экономики

    · равновесие на рынке определенных товаров

    · поведение фирм в национальной экономике

    · проблемы экономического роста+

    - Платежное средство существующее в виде записей в специализированных электронных системах – это______ деньги

    - Пассивные операции коммерческого банка связаны с ______

    · предоставлением кредитов частному сектору

    · выдачей зарплаты своим работникам

    · покупкой новой современной вычислительной техники

    · мобилизацией временно свободных денежных средств+

    - Предоставляют возможность осуществить платеж через Интернет, мобильный телефон ________ деньги

    - Промежуточной целью кредитно-денежной политики является

    · темпы экономического роста

    · курс национальной валюты

    - При расчете ВВП не учитывается

    · оплата труда работников

    · гос. закупки товаров и услуг

    - При подсчете ВВП суммируются расходы на

    · все товары и услуги, произведенные в стране и за рубежом

    · конечные товары и услуги, произведенные в стране+

    · конечные товары и услуги, произведенные в стране и за рубежом

    · все товары и услуги, произведенные в стране

    - По источникам выплат налогов акцизы относят к платежам

    · уплачиваемым из валового дохода

    · уплачиваемым из прибыли

    · входящим в цену изделия+

    · включаемым в издержки

    - Представителем количественной теории денег является

    - Перечень функций ЦБ РФ содержит функцию

    · организация денежного обращения+

    · участие наряду м крупными, кредитными организациями в кредитовании физических и юридических лиц

    · денежно-кредитной политики в отношении крупных гос. банков

    · привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц

    - Прямым фактором экономического роста является

    · рациональное использование свободного времени

    · общий инвестиционный климат

    · степень монополизации рынка

    - Потребление домохозяйств учитывается при расчете ВВП методом по

    - Резкий рост гос. расходов, в условиях близких к полной занятости, становятся причиной

    - Сознательное манипулирование гос. расходами и налогами относится к_________ политике

    - Сумма ВВП и сальдо первичных доходов из-за границы представляют собой

    · валовой национальный располагаемый доход

    - С помощью масштаба цен деньги выполняют функцию

    - Себестоимость продукции, произведенной Японской автомобильной компанией NISSAN в России, будет включаться в _______

    · ВВП России и ВНД Японии+

    · ВВП и ВНД России

    · ВВП Японии и ВНД России

    · ВВП и ВНД Японии

    - Согласно количественной теории денег, количество денег в обращении______

    · прямо пропорционально скорости обращения денег

    · обратно пропорционально скорости обращения денег+

    · зависит от уровня инфляции

    · обратно пропорционально уровню цен в экономике

    - Создателем теории «длинных волн» является

    - Снижение темпов роста цен показывается

    - Суммарная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени называется валовым

    · национальным располагаемым доходом

    - Товары и услуги, которые используются на конечное потребление и накопление, называются

    - Условием интенсивного типа экономического роста является

    · строительство нового предприятия

    · привлечение дополнительных ресурсов

    · повышение квалификации работников+

    - Устойчивость зарплаты, наличие системы страхования по безработице, является основными причинами _________ безработицы

    - Фактическая безработица подразделяется на

    · явную и скрытую+

    · естественную и неестественную

    · полную и неполную

    · принудительную и вынужденную

    - Фаза экономического подъема, как правило

    · значительно длиннее фазы спада+

    · значительно короче фазы депрессии

    · значительно короче фазы спада

    · равна длине фазы спада

    - Функцией ЦБ является ________

    · мобилизация временно свободных денежных средств

    · финансовое обслуживание клиентов

    · хранение резервного фонда кредитных учреждений+

    · предоставление кредитов населению и фирмам

    - Функцию по кассово-расчетному обслуживанию организаций выполняют

    - Функцией ЦБ страны не является________

    · расчетно-кассовое обслуживание организаций+

    · установление минимальных норм обязательных резервов

    · установление ставки рефинансирования

    · обеспечение необходимой степени ликвидности банковской системы

    - Функцией ЦБ является установление ставки

    · по валютным операциям

    · по кредитам физических лиц

    - Фазу депрессии характеризует

    · высокий уровень процентной ставки

    · низкий уровень процентной ставки+

    · постепенное увеличение равновесного уровня национального дохода

    · повышение процентной ставки

    - Фаза рецессии не сопровождается

    · снижением чистых инвестиций+

    - Циклами Кузнеца в экономической теории названы _______ циклы

    - Человек, потерявший работу, потому что его знания и навыки перестали быть востребованными рынком труда, относится к ________ безработице

    - Экономические учения, существующие в русле философии потребления, положительно оценивают существование естественной инфляции, объясняя это тем, что

    · в условиях естественной инфляции государство может не повышать зарплату

    · такая инфляция вынуждает потребителей приобретать товары сейчас, т.к. со временем они становятся дороже

    · сам факт наличия инфляции снижает затраты производителей на приобретение сырья и материалов+

    · инфляция освобождает рынок т предприятий неэффективно использующих ресурсы

    - Экономический рост происходит, если

    · валовые инвестиции равны амортизации

    · валовые инвестиции превышают амортизацию+

    · чистые инвестиции являются отрицательной величиной

    · чистые инвестиции меньше амортизации

    - Эмиссионной функции коммерческих банков в экономике свойственно

    · перераспределение ресурсов между субъектами экономических отношений

    · сохранение и преумножение сбережений населения

    · создание безналичных денег в экономике посредством кредитного механизма+

    · осуществление посредничества при совершении платежей между хозяйствующими субъектами

    - Юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнить возложенные на него обязательства по уплате налогов, является _________

    Способы борьбы с инфляцией

    Каждой страной для регулирования экономики и процесса инфляции используется свой комплекс инструментов. Исследователями выделено несколько основных подходов в борьбе с инфляцией.


    Рисунок 1. Уровень годовой инфляции в РФ.

    К таким подходам относятся:

    1. Активная бюджетная политика. Суть ее в увеличении налогов и сокращении расходов. Это приводит к ликвидации или минимализации дефицита бюджета и совокупного спроса. Деловая активность постепенно снижается и инфляция постепенно затухает. Но в таких мероприятиях есть и иная сторона – уровень инвестиций падает, что приводит к падению темпов производства. Это приводит к застойным процессам в экономике, росту безработицы из-за сокращения трудового коллектива на производственных мощностях;
    2. Регулирование цен, заработной платы и кредитов. Это делается для контроля монетарного предложения с целью устранения бюджетного дефицита. В этом способе также имеется существенный недостаток – усиление социального напряжения из-за урезания зарплаты и оптимизации функций персонала;
    3. Денежно-кредитное регулирование. Управляет этим процессом Центральный Банк, который в идеале должен быть независимой структурой. Именно он регулирует денежное предложение. ЦБ устанавливает резервную норму и ключевую ставку, что имеет прямое влияние на объем монетарной массы, находящейся в активном обращении и на активность в кредитной сфере.

    Методы преодоления инфляции

    К прямым методам относятся:

    1. Жесткий контроль государства кредитной отрасли;
    2. Заработная плата и цены регулируются государством;
    3. Регулируется внешняя торговля, осуществляется жесткий валютный контроль и ограничение операций с иностранной валютой.

    Если экономическая система находится не в сильно запущенном положении, то предпочтительнее использовать непрямые методы:

    1. Валютное вмешательство ЦБ, которое имеет краткосрочное влияние на национальный курс иностранной валюты;
    2. Проведение открытых операций (торговля государственными облигациями на внутреннем рынке);
    3. Центральный Банк регулирует размер ключевой ставки;
    4. Коррекция нормы обязательного резерва в коммерческом банке.

    Не нашли что искали?

    Просто напиши и мы поможем

    Надо отметить, что в экономике России применение непрямых методов может не дать желаемого результата, ведь рыночная экономика еще находится в процессе развития. К примеру, рынок облигаций развит недостаточно, то есть и какие-либо операции в этой сфере не принесут ожидаемого результата.

    Денежные реформы бывают трех типов (по методу реализации):

    • Изъятие и обмен денег по курсу дефляции. Проводится это для уменьшения массы денег в обороте;
    • Частичное или полное временное замораживание счетов в банке для предпринимателей и населения;
    • Комбинирование первых двух методов.

    К денежным методам относятся:

    • Аннулирование потерявшей ценность национальной валюты и замена ее новой – нуллификация;
    • Возобновление предыдущего курса национальной валюты – ревальвация;
    • Падение официального курса национальной валюты – девальвация. Проводится, в основном, для стимулирования экспорта;
    • Масштабирование цен – деноминация или «метод зачеркивания нулей».

    Центральными банками многих стран с целью понижения уровня инфляции часто используется метод таргетирования. Для этого прогнозируется уровень инфляции и денежное предложение, к которому государство стремится, не обращая внимания на цикличные веяния в экономике.

    Сложно разобраться самому?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Существует теория предложения, согласно с которой при инфляции спроса правительством разрабатываются меры по увеличению совокупного предложения. В этом случае спрос растет вместе с производственными объемами, что приводит к макроэкономическому балансу, стабилизирующем цены. Это достигается только посредством эффективной политики государства в сфере стабилизации. К методам такой политики относятся снижение налогов, кредитирование на льготных условиях, мягкое государственное вмешательство в рыночные процессы, развитие малого и среднего бизнеса.

    Высокий уровень инфляции препятствует экономическому развитию государства, понижает уровень дохода людей, негативно сказывается на процессе привлечения инвестиций. Борьба с такой инфляцией – процесс долгий и затратный.

    Все перечисленные выше подходы имеют свои плюсы и минусы. Поэтому назвать хоть один из них универсальным невозможно. Ведь само явление инфляции очень сложное и многогранное, несмотря на простоту внешнего проявления. Умеренный рост инфляции не всегда является негативным явлением, часто вовсе наоборот, она стимулирует экономическое развитие.


    Что будет, если государство продолжит повышать налоги в ущерб экономике и почему понижение налогов может не сработать? Разбираемся с помощью кривой Лаффера.

    Сколько налогов собирается в России?

    В последние годы налоговая нагрузка на нашу экономику растёт. Доходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов в 2018 году составили 37,3 трлн рублей при ВВП в 103,6 трлн рублей. Таким образом налоговая нагрузка на ВВП составила 36%, что соответствует многим европейским странам.

    Но до какого предела вообще можно повышать налоги, и что будет после того, как этот самый предел будет достигнут? Аналогичным вопросом задался американский экономист Артур Лаффер в 1979 году.

    Его концепция предполагает зависимость между размером налоговых ставок и доходами, которые поступают в бюджет.

    Кривая Лаффера

    Идея Лаффера состояла в следующем. Небольшие налоговые ставки имеют позитивный долгосрочный экономический эффект. Они стимулируют компании нанимать больше работников, а потребители за счет того, что у них больше денег остаётся на руках, могут покупать больше товаров. Низкие налоги стимулируют экономический рост и повышают активность потребителей и производителей, создают почву для инвестиций В результате даже при низких ставках налога, за счёт этого в бюджет поступает больше денег.

    Однако по мере того, как правительство продолжает наращивать налоговые ставки, отдача от них становится меньше за счёт сокращения тех самых долгосрочных стимулов. На графике кривая становится всё более крутой.

    В какой-то момент размер налоговых ставок достигает пикового значения, определенной границы, после которой кривая бумерангом летит назад. Повышенные налоги ложатся тяжелым бременем на экономику. Сильно падает спрос и экономическая активность. Долгосрочное снижение налоговой базы сводит на нет выгоду, которую может получить государство от повышенных ставок налога. Вместе с тем процветает теневой сектор – все больше становится тех, кто отказывается платить налоги. Крупные компании уходят с рынка в зарубежные страны с более привлекательными условиями работы.

    кривая лаффар

    В верхней части кривой, когда налоговые ставки составляют 100 процентов, государственные доходы равны нулю. Если государство забирает все личные доходы и прибыль от бизнеса, то никто не работает и не производит товары. Это приводит к исчезновению налоговой базы.

    Где проходит граница?

    Увы, единых параметров нет. Теоретики считают, что это порядка 40-50% от ВВП, но есть и другие оценки, например, 30-40%. Однако ставки зависят от того, как быстро растет экономика, какова производительность труда, есть ли в законодательстве налоговые лазейки и легко ли уйти в теневой сектор. Более того, эта граница может отличаться даже в зависимости от региона одного и того же государства. Иными словами, всё индивидуально.

    Что будет если после повышения налогов начать их понижать?

    Власти многих стран в своё время начинали осознавать, что, повысив налоги, они затормозили экономический рост. Однако будет ли польза уже после того, как пройдена та самая точка невозврата?

    По мнению Лаффера, снижение налогов будет работать только до того, как пройдена эта точка. Экономика восстановится, бизнес вновь начнет создавать рабочие места, а граждане потихоньку станут вновь наращивать свои расходы на покупки.

    А вот снижение налогов после того, как граница пройдена уже не будет стимулировать экономику в достаточной степени, чтобы компенсировать снижение доходов. Гораздо более вероятным будет то, что бизнес перейдет в режим выживания, будет задумываться об оптимизации или начнет автоматизировать труд, чтобы нанимать меньше работников и платить за них налоги. Без новых рабочих мест работникам не будут платить зарплату, и экономика не будет расти за счет потребительского спроса.

    Кроме того, нет никаких гарантий, что предприниматели, отработав схемы ухода от налогов, пожелают выйти «из тени» и платить налоги по сниженным ставкам. А зачем, если существующие и хорошо отработанные схемы не нужно видоизменять, если они будут работать и далее, для уклонения и от более низких налогов?

    Что происходит на практике?

    Теория Лаффера не раз применяли на практике в США и в некоторых европейских странах, причем в качестве самой настоящей инструкции к действию. Результаты были непредсказуемыми. Отчасти из-за проводимых мероприятий, отчасти потому, что эффект от понижения налогов в виде роста экономики виден только через несколько лет.

    Сторонником теории Лаффера был Рональд Рейган. Администрация президента сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50% в 1981 году, а затем, в 1986 году, до 28%. Это привело к большому дефициту бюджета и росту госдолга. Политику сильно критиковали, ведь к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долларов.

    Но эффект мир увидел немного позже. Благодаря нескольким понижениям налога на прирост капитала образовались или сделали первичное публичное размещение акций более 3000 динамичных компаний. Многие из этих компаний малого и среднего размера стали затем лидерами рынка (Cisco Systems, Dell, Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems и др.), в результате их деятельности произошёл бум технологий и значительное увеличение числа рабочих мест в 90-е годы.

    В Польше опыт применения кривой Лаффера был связан с акцизами, ставки которых меняли в 1999-2001 годах.

    После того, как ставка акцизов на табак была увеличена до 27% упало внутреннее производство и легальные продажи табака. Вместо этого рынок наводнили контрабандные сигареты. Параллельно упали и доходы бюджета, вопреки поставленной цели их нарастить. После того, как налог снизили до 19%, пошёл обратный процесс, и бюджетные поступления вновь стали расти.

    Критика теории

    Стоит сказать, что теория Лаффера не идеальна, и существует множество исследований, которые показывают, что в ряде случаев она не работает, например, в стране с высокими темпами инфляции. Также существует немало исследований, доказывающих что кривая Лаффера не симметрична. Противники теории считают, что просто не существует той самой предельной точки, разделяющей экономику на «до» и «после». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц вообще заявил, что кривая Лаффера «высосана из пальца».

    Кроме того, само по себе снижение налоговой ставки – не панацея от всех экономических проблем. Свою эффективность показали налоговые льготы и вычеты, которые также поддерживают бизнес, но чтобы их использовать налоги изначально должны быть повышены.

    Впрочем, в мире сейчас проходит ещё один эксперимент, который со временем покажет, есть ли толк в понижении налогов. Власти Китая реализовали множество реформ, цель которых поддержать рост экономики на фоне торговой войны с США.

    Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

    Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

    Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

    Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

    AD = C + I + G + Xn.

    Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

    Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

    mрс + mps = 1.

    Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

    Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

    multG = 1 / (1 – mрс).

    Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

    Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

    Следует обратить внимание на два момента:

    > во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

    > во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

    Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

    Величина мультипликатора трансфертов равна:

    multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

    Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

    Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

    Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

    Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

    Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


    Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

    I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

    Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

    Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

    Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

    Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

    Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

    Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

    В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

    Читайте также: