Экспортная пошлина на битум

Опубликовано: 06.05.2024

Пт, 18 Сентябрь 2020 | Тема: Государство и бизнес

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поддержал инициативное предложение Российской Федерации о выделении в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов полимеров этилена в первичных формах (Группа 3901 ТН ВЭД), не производимых на территории ЕАЭС, а также полимеров этилена низкой плотности (ПЭНП), которые производятся в достаточном количестве, сообщил источник в ведомстве.

В отношении первой категории товаров ставка импортной пошлины сохранится на нулевом уровне, а в отношении второй — уровень тарифной защиты повысится до 6,5% сроком на один год. Размер временной ставки пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отношении полимеров этилена низкой плотности ограничен максимально возможным в соответствии с тарифными обязательствами России и Казахстана в рамках ВТО уровнем связывания. Решение Совета ЕЭК вступит в силу через 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

«Принятое решение направлено на создание благоприятных условий для развития производства — полимеров этилена низкой плотности и увеличения доли потребления на внутреннем рынке товаров, произведенных предприятиями ЕАЭС, а также на содействие импортозамещению иностранных аналогов», — отметил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

По данным ЕЭК, полимеры этилена низкой плотности широко используются в производстве как готовых товаров (различных видов пленки, пакетов-вкладышей, емкостей общего назначения, геомембран, смесей и композиционных материалов), так и для получения изделий методом литья под давлением. Доля стоимости полимеров этилена низкой плотности в себестоимости конечных изделий составляет в зависимости от вида продукции от 5–30% (многослойные пленки) до 40–87% (стрейч-пленка, емкости, компаунды).

В товарную позицию под кодом ТН ВЭД 390110 входит полиэтилен с удельным весом при 20 °C менее 0,94 и с плотностью менее 0,92 г/см3, а именно полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) под кодом 3901109000 и линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП) под кодом 3901101000. Поскольку импортная пошлина на ПЭНП уже действует и равна 6,5%, значит изменение ввозной пошлины касается только ЛПЭНП для которого она поднимается с 0 до 6,5%.

По оценке Plastinfo.ru, объем российского рынка ЛПЭНП в 2019 году составил 378 тыс. т, при этом на долю импортных марок пришлось около 47% потребления. Производство ЛПЭНП до 2020 года в России было только у ГК ТАИФ («Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим») с годовым объемом выпуска до 220 тыс. т.

После ввода завода «ЗапСибНефтехим» (входит в СИБУР Холдинг) в 2020 году, где введены в строй четыре установки полимеризации по производству различных марок полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) и линейного полиэтилена низкой плотности (ЛПЭНП) совокупной мощностью 1,5 млн т в год, местные производители способны полностью обеспечить внутренний спрос. Среди стран ЕАЭС производство ЛПЭНП есть еще в Узбекистане на Шуртанском газо-химическом комплексе (ШГХК) мощностью 125 тыс. т в год.

Российский Союз переработчиков пластмасс (СПП) ранее выступал против введения импортной пошлины на ЛПЭНП и подчеркивал, что введение пошлины приведет к росту отпускной стоимости ЛПЭНП местных производителей. «Повышение цен на сырье по цепочке, через переработчиков пластмасс, приведет к росту цен на готовые изделия и строительные материалы, что сведет на нет предпринимаемые Правительством РФ меры поддержки перерабатывающих отраслей и неминуемо увеличит темпы инфляции», – считает генеральный директор СПП Петр Базунов.

Против введения импортной пошлины на ЛПЭНП выступала и Ассоциация упаковщиков Казахстана (см. Plastinfo.ru от 03.09.2020).

«Для нашего предприятия, производящего барьерные пленки из ЛПЭНП, у российских производителей полиэтилена в ассортименте нет нужных нам марок, которые мы вынуждены импортировать. Пошлины обязательно приведут к удорожанию упаковки, что отразится и на всей цепочке потребителей, заканчивая покупателями продуктов питания. Считаю, что подобные изменения надо было делать только с учетом интересов всех участников этого рынка, а не только производителей сырья», — прокомментировал введение пошлины генеральный директор Десногорского полимерного завода (ДПЗ) Александр Преферансов.

Для справки

Под удельным весом подразумевается величина отношения веса необходимого материала к объему и измеряется Н/м3, однако в английском варианте описания ТН ВЭД «Удельный вес» называется Specific gravity (или relative density — относительная плотность), которая равна отношению плотности вещества к плотности воды при 4°C и является величиной безразмерной (прим. Plastinfo.ru).

Под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли.

За каждый ввоз или вывоз товара за установленные территориальные границы России обязательно должна уплачиваться таможенная пошлина. Существует определенный порядок уплаты и строгие правила расчета, льготы для определенной группы стран при вывозе товара, а также ставки вывозных таможенных пошлин, которые имеют конкретный размер в 2021 году (ежегодно вносятся изменения).

Структура таможенный платежей

Структура таможенный платежей

Общая информация о вывозных пошлинах

Одной из разновидностей существующих пошлин в 2021 году, уплачиваемых при вывозе с территории страны определенной товарной группы, является таможенная вывозная пошлина. Ее функция и общее назначение заключается в поощрении экспортирования и регулярном внесении средств в основной бюджет государства. Важно учитывать, что вывозные таможенные пошлины не устанавливаются на продукцию зарубежного происхождения.

В целом сборы, установленные на вывоз, нужны с целью осуществления управления торговым балансом рассматриваемой страны, как правило, это мера временного характера. Вывозные сборы назначаются как пошлины за такую продукцию, как произведения искусства или антикварные предметы, то есть определенную группу.

антикварные предметы

Ставки вывозных таможенных пошлин имеют право устанавливать правительства стран, находящихся в Евразийском экономическом союзе. Их размер указывается в специальном документе (Таможенном кодексе), а при отсутствии в нем какой-либо информации или интересующих сведений следует обратиться к законопроектам конкретного государства.

Некоторые ставки на товары, вывозимые с территории России, приведены в таблице.

Наименование Ставка, доллары
Семена подсолнечника, бобовые, семена горчицы массой в одну тонну 20, но не меньше 30
Природный газ в газообразном состоянии 30
Минеральные удобрения, в состав которых входят калий и фосфор 7
Удобрения в формах таблеток или любых других аналогичных формах с массой, не превышающей 10 кг 5
Шкуры крупного рогатого скота в необработанном виде, за 1 тонну 500
Необработанные лесоматериалы: хвойные породы, бук, эвкалипт, тополь (за куб. м) не менее 4
Алмазы в любой обработке, но без оправы 6,5
Платина в необработанном виде или порошковом 6,5
Лом черных металлов за одну тонну 15

Установление пошлины на товары национального характера

Таможенная пошлина считается одним из основных инструментов, используемых определенной страной с целью регулирования отношений внешнеэкономического характера. Вводится он для того, чтобы ограничить приток импортных товаров. Это нужно для защиты производителей своей страны от конкуренции из-за границы. Бывают случаи, когда ограничить экспорт просто необходимо. Самый распространенный метод этого использование на национальную продукцию экспортной пошлины, начисляемой на продукцию, реализуемую иностранными производителями, и в дальнейшем вывозимую за границы государства, в котором товар может быть применен.

Для некоторых государств характерно установление экспортных пошлин на конкретный временной период. Это связано с нехваткой в стране сырья, что, соответственно, создает ограничение для вывоза продукции за пределы государства, так как высокая стоимость прежде всего влияет на конкурентоспособность товара. Применение или роль в торговле и политике вывозных таможенных пошлин проявляется, в первую очередь, в том, что страна может непосредственно влиять не только на межгосударственную экономику, но и обстановку в политике.

экспорт

Яркий пример — это внутренние энергетические отношения России и Украины. Последняя не имеет возможности получения носителей энергии, поэтому значительным оказывается влияние тарифов России на регулирование потока рассматриваемого товара.

Экспортная тарификация используется, как правило, государствами с переходным типом экономики или развивающимися странами. В некоторых государствах обложение налогами экспорта полностью исключается (с высокой развитостью в промышленности).

Примеры — Соединенные Штаты, а также Аргентина, в которых акценты проставляются на других регулировочных методах, называющихся нетарифными, к примеру, квотах или лицензиях.

Стоит учесть, что в России, как и во многих других странах, высокий таможенный барьер оказывает существенное влияние на прибыль производителя от экспортных операций, так как ее довольно тяжело поддерживать на должном уровне. Возможно даже торможение экспорта продукции, если установлены ставки пошлины, которые значительно превышают доход от планируемой сделки. По этой причине всегда должен производиться сравнительный анализ доходов с устанавливаемой ставкой. После такого сопоставления можно объективно указать на то, какого размера будет экспортная ставка пошлины.

Экспорт пошел: что Россия готова предложить Западу, кроме нефти, газа и оружия

Что используется для расчета

Расчет рассматриваемого вида пошлины проводится по данным на 2021 год о таможенной стоимости. Последняя может вычисляться по определенным показателям:

  • Стоимости текущей сделки с продукцией, посланной на экспорт.
  • Цене операции с однотипным товаром.
  • Стоимости процесса с грузом подобного или однородного типов.
  • Сумме цен.
  • Разности стоимостей.

Расчет стоимости, который считается наиболее актуальным на сегодняшний день, проходит по финансовой стороне сделки. В расчет должны обязательно входить данные о ставках к продукции на экспорт, которые напрямую зависят от разновидности груза.

Расчет ставки (адвалорная разновидность) происходит путем умножения ставки перенаправляемого за территорию страны товара на стоимость таможенного типа. Помимо этого, существуют и другие виды: комбинированные, а также специфические.

Расчет ставки

Примерный расчет первой рассматриваемой разновидности выглядит следующим образом:

  1. Организация отправляет на экспорт драгоценные камни, общая стоимость которых составляет 100 000 долларов.
  2. Ставка равняется 10 %.
  3. Соответственно, 10 000 долларов — это пошлина

Если расчет идет по ставке специфического типа, то ее необходимо умножить на налоговую базу. При экспорте 10 000 литров определенной марки алкогольного пива величина будет составлять за один литр один доллар, пошлина же будет равна 10 000 долларов. Если же расчет проходит по ставке комбинированного типа, то выбирается большая пошлина из расчетов величин ставок двух предыдущих видов.

В целом можно подвести итог: расчет пошлин осуществляется путем определения величин ставки и стоимости.

Государство определяет ставки, а от их типа зависит и способ расчета. На абсолютно каждый товар определяется собственная величина ставки, а размер пошлины за счет разнообразных льгот и установленных квот значительно уменьшается.

Таможенная процедура «Экспорт» (ЭК 10)

Существующие льготы по тарифам

Формы тарифных льгот в 2021 году предлагаются в разнообразных вариантах, основные из которых следующие:

  • Льготы, на установление которых напрямую оказывает влияние конкретное государство, являющееся местом произведения товара: в случае с Российской Федерацией есть определенные преимущества для некоторых государств с режимом наибольшего благоприятствования в торговле (это, прежде всего, страны СНГ).
  • Отмена пошлины в полной мере.
  • Квоты.
  • Возврат внесенной суммы пошлины.
  • Снижение размера ставки.

Все льготы по тарифам носят общий характер, но иногда они устанавливаются и индивидуально.

Структура экспорта России по странам

Структура экспорта России по странам

Выбранный порядок общего равенства необходим для соблюдения баланса между всеми участвующими в торговле и равенством. Кроме того, нельзя злоупотреблять льготами в ущерб государственному бюджету страны. Незапланированные расходы могут возникнуть при слишком частом их предоставлении, в результате чего средства в бюджет попадают не в полном объеме.

В Российской Федерации не облагаются пошлинами следующие вывозимые товары:

  1. Гуманитарная помощь.
  2. Продукция морского дела, добывающаяся лицами из РФ.
  3. Изделия пожарно-технические.
  4. Любые материалы для программ социально-экономического характера.
  5. Личные вещи лиц, представляющих зарубежное государство.
  6. Любая иностранная валюта.

Довольно нечастое явление для страны ввод экспортных пошлин. Если государство и считает необходимым принять эту меру, то только в целях стабилизации цен на внешнем рынке внутри страны. Это гарантирует безопасность существующих на территории государства ресурсов.

флаг и карта России

Регулярно устанавливают пошлины на вывоз развивающиеся страны, имеющие монополию на конкретную продукцию. Например, введена вывозная пошлина Абхазией на орехи.

Понятие о дополнительных расходах

При отсутствии установки налогов и пошлин на вывозимую продукцию в экспортном режиме их стоимость (таможенная) не может быть заявлена или определена. В этом случае в роли основы выступает указанная в контракте стоимость продукции, установленная для конкретного зарубежного покупателя.

Существуют и разные дополнительные расходы:

  • Цена упаковочной тары, проводимых упаковочных работ и используемых при работе материалов.
  • Прибыль от использования продукции, ее перенаправления или перепродажи, которые поступает косвенным или прямым путем и является частью прибыли покупателя.
  • Вознаграждения, которые уплачиваются покупателем, брокерского и комиссионного типов.
  • Налоги, не входящие в категорию платежей на таможне, которые взимаются на территории Российской Федерации, исключение составляют компенсируемые.
  • Цена тары многооборотного типа, если она расценена как одно целое с вывозимой продукцией.
  • Стоимость товаров или же услуг, использованных при производственном процессе вывозимой продукции и предоставленных по низкой стоимости (в некоторых случаях бывает и бесплатно).
  • Платежи, связанные с лицензией, или же любые другие, направленные на применение интеллектуальной собственности.

Дополнительные расходы

В случаях безвозмездных поставок, то есть по отношению к вывозимой продукции отсутствует договор о покупке и продаже, стоимость определяется исходя из бухгалтерского отчета, включающего информацию о списании с баланса экспортируемой продукции.

Еще один способ – ориентирование на сведения о тратах компании, вывозящей товар на экспорт, а также сумму доходов организации, которая составляется из общей стоимости аналогичных или однотипных товаров, вывозимых с территории страны.

Существующий порядок уплаты

Все выплаты экспортно-таможенного характера осуществляются через казначейство Российской Федерации.

Кроме пошлин, на счет поступают и налоги на товары для индивидуального использования. Оплата производится в кассах таможенной организации: любое физическое лицо может оплатить рассматриваемые налоги и пошлины.

Существует и централизованный порядок уплаты, основанный на частях таможенного кодекса и ориентированный на выплаты пошлин и налогов на счета всей продукции, которая предлагается на ввоз в страну или вывоз с территории Российской Федерации. Причем устанавливается определенный временной период, за который таможенная декларация должна быть рассмотрена независимо от того, в какой орган таможни документ будет подан.

Выплата налогов и пошлин при централизованном порядке может быть осуществлена органами таможни, физическими лицами, которые заключили соглашение с любым органом исполнительной власти федерального типа, уполномоченным в сфере дел таможни и, соответственно, любым федеральным органом.

Оплата пошлины через Сбербанк. Как оплатить пошлину с помощью Сбербанка

На 2021 год действует соглашение, по которому отсутствуют положения об освобождении каких-либо лиц от установленных законодательством страны или таможенным союзом требований, касающихся точного установленного срока оплаты и полного ее объема. Важно соблюдение введенных в действие процедур на таможне. Наказание в случае несоблюдения этих условий бывает разное: вся подробная информация об этом указывается в таможенном законодательстве.

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Как выяснил “Ъ”, экспортеры битума обратились за защитой к бизнес-омбудсмену Борису Титову из-за доначисления экспортных пошлин на сумму более 300 млн руб. за поставки в Киргизию. В 2017 году до ноября между странами не были установлены квоты на экспорт нефтепродуктов, таможня выпускала битум беспошлинно, но спустя год потребовала доплаты. Поставщики, среди которых структуры «Газпрома» и французской Total, пытаются это обжаловать.

Экспортеры битума просят бизнес-омбудсмена Бориса Титова защитить их от действий российской таможни (копия письма есть у “Ъ”). «АСТ-Битум», «АРМ Групп», «Уфа-Ойл» и «Роуд Инновэйшн Систэмс Эдишн» (RISE) жалуются на доначисление экспортных пошлин за поставки битума в Киргизию в 2017 году. В аппарате Бориса Титова подтвердили “Ъ” поступление обращения, в ФТС оперативно не прокомментировали ситуацию.

Киргизия занимает 24% в экспорте битума из РФ, в 2017 году туда поставлено 53,7 тыс. тонн на $11,3 млн. Но страны поменяли регулирование поставок: ранее в рамках Таможенного союза (ТС) РФ с нефтепродуктов для Бишкека пошлины не взимала, но в июне 2016 года страны подписали соглашение, по которому решили заранее согласовывать объемы беспошлинного экспорта по каждому виду продукции, исходя из внутреннего потребления Киргизии. Пошлины должны были платиться только по поставкам сверх квот. Но квоты смогли утвердить лишь в ноябре 2017 года, а битум в льготный список не попал.

При этом поставки шли весь 2017 год: таможня проверяла декларации и выпускала битум беспошлинно, обращают внимание трейдеры. А в ноябре, после получения ФТС письма от Минэнерго о согласовании квот, начались массовые проверки по поставкам с января. По их итогам экспортерам битума начислили более 300 млн руб. пошлин. 13 компаний, в том числе «Тотал Восток» (структура французской Total), «Фортеинвест» (владеет Орским НПЗ) Саида Гуцериева и «Газпром нефтехим Салават» (входит в «Газпром»), оспаривают пошлины в арбитражных судах, но пока безуспешно. Более того, пишут трейдеры, в отношении директора «АСТ-Битум» Александра Семенова дважды пытались возбудить уголовные дела по уклонению от уплаты налогов из-за пошлин, но оба раза в этом было отказано.

Действия таможни, по мнению экспортеров, нарушают конституционный принцип о том, что закон, ухудшающий положение плательщиков налогов и пошлин, обратной силы не имеет. «Если бы таможенники сразу предъявили пошлину, мы бы выставили ее покупателю либо отменили сделку»,— пояснили “Ъ” в «Уфа-Ойл». Теперь же переложить пошлины на контрагентов в Киргизии невозможно — контракты исполнены. В компании говорят, что взыскание даже 10–15 млн руб. может привести к банкротству. «У нас минимальная наценка на битум, взыскание пошлин ставит под угрозу существование компании»,— подтвердил Александр Семенов. По его словам, экспортеры «были в шоке», когда не увидели битум в согласованных списках, тем более что «единственный битум, который доступен Киргизии,— российский». В случае проигрыша в арбитражных судах поставщики планируют обратиться в Конституционный суд (КС).

Что решали суды по спорам экспортеров с таможней

Борис Титов пояснил “Ъ”, что беспошлинная торговля «обусловлена внутренним потреблением импортера» и «если поставки в Киргизию в основном осуществлялись для перепродажи битума на рынки за пределами ТС, то введение пошлины может быть признано обоснованным». Другой вопрос — ее взимание «задним числом», это требует анализа, добавил он. В «АСТ-Битум» уверяют, что поставки шли на внутренний рынок, причем «отследить контрагентов несложно, потому что это прямые исполнители, занимающиеся в Киргизии строительством дорог».

По мнению советника таможенной практики «Нортия ГКС» Анастасии Чурсиной, отсутствие битума в квотах нельзя однозначно истолковать как запрет на беспошлинный вывоз, так как пошлиной облагается вывоз товара сверх квот. «Логично спросить об этом тех, кто подписал соглашение, в первую очередь правительство Киргизии,— считает она.— Неопределенность международных договоров имеет смысл устранять толкованием через цели и задачи их заключения, но вряд ли целью соглашения был запрет свободной торговли битумом. Почему суды не учитывают это обстоятельство, непонятно». Глава Центра поддержки ВЭД Галина Баландина считает, что таможенные органы неправы: «Обязанность уплачивать пошлины появилась у экспортеров после объявления правил игры — официального опубликования нормативных актов». Она полагает, что суд ЕАЭС мог бы дать нужное толкование ситуации, но от России туда вправе обратиться только Минюст. Госпожа Баландина видит также шансы на защиту экспортеров и в КС.

Емкость мирового битумного рынка оценивается сегодня в 113 млн тонн в год и характеризуется стабильным ежегодным ростом в пределах 4%. По оценкам экспертов, в 2020 году основным потребителем битумных материалов останется дорожная отрасль — главный драйвер развития битумного рынка. На строительство дорог пойдет до 80% объема мирового производства битумов. Мировое энергетическое агентство прогнозирует увеличение протяженности дорог к 2050 году вдвое по сравнению с 2019 годом. Наиболее активное новое дорожное строительство сегодня наблюдается в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, в Индии и Китае, а также в странах Латинской Америки. Более развитые регионы, такие как Европа или США, преимущественно ориентированы на ремонт и содержание уже существующей автодорожной сети.

Соответственно выстраивается и кривая спроса: на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 38% мирового потребления битумов. Второе место стабильно занимает Северная Америка — 24% производимых в мире битумных материалов, 16% забирает Европа, еще 10% — страны Африки и Ближневосточный регион. Битумные рынки Центральной и Южной Америки только формируются. На этот регион приходится не более 4% мирового потребления битумов.

Место на рынке

Крупнейшими поставщиками битумных материалов являются США, на чьи заводы приходится 24% мирового производства, Европа (19%), Ближний Восток и Африка (13%). Россия относительно недавно вошла в число основных мировых производителей битумов. На сегодня ее доля составляет около 5%. В этом есть немалая заслуга «Газпром нефти», которая в последнее десятилетие планомерно наращивает объемы и расширяет номенклатуру битумных материалов. По оценкам специалистов «Газпромнефть — Битумных материалов», доля компании на мировом рынке битумов на начало 2020 года составляла 2,5–2,7% (учитывая объемы активов в России, Сербии (NIS) и Казахстане), что позволило российскому производителю прочно закрепиться в топ-10 крупнейших поставщиков битумов в мире.

Теперь перед компанией стоит еще одна амбициозная задача: войти в топ-10 мировых поставщиков инновационных битумных материалов. Это высокотехнологичные битумы: полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и битумопроизводные продукты. Развивая экспорт в сегодняшних экономических условиях, компания делает акцент на высокомаржинальных продуктах, продажа которых дает устойчивое долгосрочное конкурентное преимущество.

Первыми зарубежными потребителями как базовых, так и премиальных битумов компании стали среднеазиатские страны постсоветского пространства. Был организован экспортный поток в Монголию, потом начались поставки в Казахстан и Киргизию. Последующее приобретение Рязанского опытного завода нефтехимических продуктов (ныне — Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти») и вяземской «НОВА-Брит», запуск производства ПБВ на Московском НПЗ совместно с Total, реконструкция битумного завода в Шымкенте и сертификация по европейскому стандарту битумных производств сначала вывели «Газпром нефть» в лидеры российского рынка ПБВ, а впоследствии создали очевидные предпосылки для развития экспорта. На сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» осуществляют поставки продукции в 57 стран мира, расположенных на четырех континентах. За рубеж отправляется до 10% всей битумной продукции компании.

Выделиться из толпы

Рынок базовых дорожных битумов — это рынок локальных производителей, которые оказываются в более выгодном положении, чем остальные игроки. Доля логистических затрат в конечной цене битума оценивается в 25%, поэтому чем ближе поставщик находится к потребителю, тем более выгодные цены он может предложить. Кроме того, зарубежные поставки российского битума могут быть ограничены, к примеру, действующим экспортным режимом, пошлиной, которая распространяется в целом на темные нефтепродукты и битум в том числе. Все это находит отражение в экспортной стратегии «Газпром нефти» в сфере битумных материалов: приоритетным направлением выбран экспорт ПБВ и битумопроизводных. Это более качественная и сложная продукция. Фактически она относится уже к следующему переделу и не облагается в России экспортными пошлинами.

Кроме того, поставки высокотехнологичных битумов предполагают индивидуальную работу с клиентом, и это еще одно важное преимущество на мировом рынке. «Для многих битум — это из разряда commodities, обезличенный продукт. Таков и общепринятый мировой подход. В крупных портах, в Амстердаме или Роттердаме, установлены емкости по 20 тыс. тонн, куда сливается битум производства самых разных заводов. Потом эта смесь загружается в танкеры и отправляется потребителям. Да, для производителей это гарантированный сбыт, но ваш продукт, ваш бренд теряет лицо, — говорит руководитель направления развития новых рынков „Газпромнефть — Битумных материалов“ Антон Белошапкин. — Если дорожный битум из общего танкера лежит внизу какой-то дороги, то производитель никогда и не узнает, что с этой партией стало и где ее использовали. С ПБВ другая история — это адресный продукт, мы всегда знаем, где он находится, видим результаты его использования».

В первом случае производителю, чтобы продать свою продукцию и слиться в танкере с коллегами, нужно лишь соответствовать требованиям спецификации и рыночной цены. Во втором варианте на первое место выходит индивидуальная работа с заказчиком, подрядчиком, проектантом. Осуществляется подбор рецептур с учетом климатических и нормативных особенностей региона поставки. «Есть разные каналы сбыта, мы идем в тот, которым мы можем управлять, в котором мы будем играть главную роль, продвигать свой бренд, технологии и решения. Это интересная работа, ориентированная на будущее», — поясняет Антон Раевский.

Особый подход необходим и для развития поставок битумопроизводных продуктов, которые «Газпромнефть — БМ» выпускают под маркой «Брит». Их поставки на зарубежные рынки требуют профессионального сопровождения потребителей: подбора конкретных продуктов, обучения новым технологиям, организации регулярной доставки с локализованных складов. С этой целью компания развивает за рубежом партнерские отношения с покупателями, которые получают все необходимые знания о продуктах «Брит» и технологиях их применения. Сегодня международная партнерская сеть «Газпромнефть — БМ» обеспечивает поставки в Европе, Средней Азии и Латинской Америке.

Опытная Европа

Одним из перспективных, удобных с логистической точки зрения, но и одновременно сложных для освоения является битумный рынок Европы. Позиции «Газпром нефти» в этом регионе сильны в Чехии и Словакии. Недавно компания начала развивать экспортные поставки в страны Балтии, в основном Латвию и Литву, в прошлом году освоила рынок Польши.

Существуют две основные сложности, с которыми сталкивается компания на европейском битумном рынке. Первая — это необходимость сертификации продукции по европейским стандартам. И если для начала поставок ПБВ достаточно доказать соответствие своей продукции требованиям ЕС, то с битумопроизводными ситуация более сложная: каждый продукт требует своего отдельного сертификата с учетом области его применения и рынка.

Однако просто сертифицировать продукцию мало. Европейские потребители рассматривают сотрудничество с теми поставщиками, которые предлагают привычную им схему — горячий битум битумовозы привозят прямо к двери. А это накладывает на «Газпром нефть» обязательство по организации полной цепочки доставки. Впервые такая инфраструктура была создана в Чехии с помощью местных партнеров.

Еще один важный момент для освоения рынка — создание и поддержание репутации своей продукции. Полимерно-модифицированные битумы «Газпром нефти», по отзывам европейских потребителей, по своим характеристикам находятся в одном ряду с продукцией ведущих европейских производителей, таких как BP или Shell. «Мы предоставляем нашим потребителям комплексные поставки, конкурентные ценовые условия и оптимальный баланс между ценой и качеством. В итоге все это дает рыночную победу», — констатирует генеральный директор «Газпромнефть — Битумных материалов» Дмитрий Орлов.

Когда «Газпромнефть — Битумные материалы» начинали освоение европейского битумного рынка, он уже был сформирован и сбалансирован. У каждого производителя имеется свой круг потребителей, и втиснуться туда оказалось сложно. С одной стороны, это создает проблемы, но с другой — свидетельствует о зрелости рынка. По оценкам экспертов, в среднем в Европе на долю ПБВ приходится до 15% всего потребляемого битума. Где-то этот показатель выше, например, в Бельгии (35%), Германии (20%). Для сравнения: в России потребление ПБВ только выходит на рубеж 7–8%.

Русский асфальт в Южной Америке

При выходе на рынок Южной Америки «Газпромнефть — Битумным материалам» пришлось столкнуться с диаметрально противоположной ситуацией: хотя дорожная инфраструктура в ряде стран активно создается, потребление ПБВ в большинстве регионов было ограниченным. Поэтому специалисты российской компании начинали с азов: вели разъяснительную работу с регуляторами, продвигая более сложные технические решения с тем, чтобы дороги, в которые вкладываются власти южноамериканских стран, имели более долгий срок эксплуатации. Одновременно совместно с партнерами из числа местных компаний «Газпром нефть» создала инфраструктуру по приемке и разгрузке фасованного битума, который поставляется морем, и, самое главное, по его последующей расплавке без потери качественных характеристик. В итоге на сегодня в тех странах, где потребление ПБВ было незначительным, наращиваются объемы закупок модифицированных битумов.

Первые поставки высокотехнологичной продукции в Южную Америку «Газпром нефть» осуществила в 2015 году, а спустя год российский бренд стал заметным игроком битумного рынка региона. Сейчас компания поставляет современные вяжущие на все крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются в Перу, Чили, Бразилии, Парагвае и Уругвае, делаются тестовые отгрузки потребителям Центральноамериканских стран — Сальвадора и Мексики. По оценкам Антона Белошапкина, на рынках ПБВ в отдельных регионах Латинской Америки доля инновационных вяжущих «Газпром нефти» в общем потреблении достигает 20–30%, и это «хороший мост на далекий континент».

Не последнюю роль в таком успехе сыграло наличие в структуре «Газпромнефть — Битумных материалов» собственной научно-исследовательской базы. Специалисты Научно-исследовательского центра битумных материалов «Газпром нефти» разрабатывают оригинальные рецептуры, учитывающие все климатические особенности регионов и условия последующей эксплуатации дорожного покрытия, помогают адаптировать производство.

США для стран Латинской Америки, естественно являются законодателями технологической моды и основными поставщиками высоких технологий. В случае с ПБВ и битумопроизводными российской компании удалось переломить этот тренд: сегодня многие потребители на собственном опыте убедились, что российские технологии зачастую превосходят американские. «Сначала наш битум в Южной Америке в шутку называли „русским асфальтом“. Потом, когда мы сформировали и открыли рынок этого региона, за нами пытались пойти многие поставщики. Но мы четко позиционировали свой бренд, отстроились от других производителей, и сегодня вся Латинская Америка знает, что тот самый высококлассный русский асфальт есть только у нас», — рассказывает Антон Белошапкин.

Дальнейшее развитие мирового рынка во многом будет зависеть от меняющейся конъюнктуры. Так, увеличение глубины переработки на европейских НПЗ приведет к уменьшению сырьевого пула для производства битума, что повлечет за собой сокращение объемов производства, либо даже полную его остановку на ряде заводов. Следствием этого может стать уход некоторых европейских производителей битумов с рынка и появление новых точек входа на него.

Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Читайте также: