Экономическое благосостояние страны при введении импортных пошлин всегда выше

Опубликовано: 19.09.2024

date image
2015-10-14 views image
6469

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Влияние импортного тарифа на экономику определенных стран различно и зависит от экономического веса страны, т.е. от того является страна малой или большой.

Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен.

Страна считается большой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен. Большинство стран мира являются малым.

Влияние тарифа на экономику малой страны.

Экономические последствия импортный пошлины представлены на рис. 4.2:

До начала торговли.

Линия Sd – график внутреннего предложения товара, линия Dd – график внутреннего спроса. Страна производит и потребляет товар в точке E, т.е. Q3 товара по цене Pd.

При свободе торговли.

Мировая цена на товар (Pw) ниже, чем внутренняя цена. Мировое предложение товара неограничен по цене Pw. Кривая предложения представлена линией Sd+w. Равновесие будет достигнуто в точке F, в которой объем спроса составит Q5, внутреннего предложения Q1. Q1Q5 товара импортируется. Внутренняя цена товара упала с Pd до Pw, местные производители продают на Q3Q1 товара меньше, чем до торговли.

После введения тарифа.

Внутренняя цена импортного товара возрастает на размер пошлины с Pw до Pw+t. Кривая совокупного предложения перемещается вверх на уровень Sd+w+t. Равновесие достигается в точке G, в которой внутреннее производство увеличивается на Q1Q2, а внутреннее потребление падает на Q5Q4. Импорт сокращается до Q2Q4.

До обложения импорта тарифом излишек потребления составлял a+b+с+d+e+f+g.

В результате перемещения кривой предложения вверх на величину тарифа излишек потребления ограничился сегментами e+f+g. Потеря излишка потребления составила а+b+с+d. В целом, в результате введения импортной пошлины возникает две группы экономических эффектов – перераспределительные эффекты (к ним относятся эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления)

- эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета. Графически данный эффект представлен четырехугольником с. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в бюджет. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

- эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом и графически представляется четырехугольником a;

- эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате увеличения внутреннего производства товаров при более высоких издержках. При этом задействуются ресурсы, специально не предназначенные для производства данного товара, что способствует экспансии неэффективных производств. Потери экономики представлены треугольником b;

- эффект потребления показывает сокращение потребления в результате роста цены товара на внутреннем рынке. Данный эффект показан треугольником d;

Таким образом, в результате введения тарифа в малой стране возникают перераспределительные эффекты, представляющие собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не оказывающие негативное воздействие на экономику страны в целом и эффекты потери. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту, не возникает, поэтому тариф в малой стране лучше не вводить. Большая же страна может получить выигрыш от введения тарифа.

Влияние тарифа на экономику большой страны.

Поскольку большая страна является крупным импортером на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны.




При введении импортного тарифа в большой стране возникают те же эффекты, что и в малой стране – доходов, передела, защиты и потребления. Однако существует различие в воздействии тарифа на экономику малой и большой страны, заключающееся в том, что цена мирового рынка напрямую зависит от количества товара, закупаемого большой страной. Это обусловливает различие в оценке перераспределительного эффекта дохода. Внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа.

В большой стране эффект дохода распадается на две части – эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

- Эффект внутренних доходов – перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны.

- Эффект условий торговли – перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

Таким образом, большая страна может получить выигрыш от введения тарифа за счет эффекта условий торговли. Однако для того, чтобы определить имеет ли место положительный эффект, необходимо сравнить выигрыш от эффекта условий торговли с потерями от эффектов защиты и потребления. Тариф следует вводить в случае, если положительный эффект от условий торговли превышает потери от эффектов защиты и потребления.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Россию, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

  • Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.
  • Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.
  • Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.
  • Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.
  • Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для России наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

  • Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.
  • Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.
  • Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.
  • Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма. В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Алексей Павлович Киреев,
доктор экономических наук, профессор, специалист в области международной экономики, сотрудник Международного валютного фонда

Когда отменяется тариф на экспорт определенного товара то внутри

@производство этого товара увеличится

@спрос на этот товар падает

@все ответы верны+

@цена этого товара повышается

При введении тарифа на экспорт товаров в малой экономике

@ внутренние производители данного продукта и государственный

@ внутренние потребители данного продукта и государственный

@ иностранные потребители данного продукта и государственный

@ иностранные потребители и отечественные производители данного

Субсидирование отечественного производства товаров, конкурирующих

@ влияет на потребительские цены и объем внутреннего потребления

@ влияет на объем импорта и объем внутреннего производства+

@ влияет на импортную цену товаров конкурентов

@ ни на что не влияет

Субсидирование отечественного производства товаров, конкурирующих

импортом, предпочтительнее введения импортных пошлин поскольку :

@ а) цель достигается ценой меньших издержек

@ б) не затрагивает уровень потребительских цен

@ в) не обременяет государственный бюджет

Субсидирование отечественного производства товаров, конкурирующих

импортом, предпочтительнее введения импортных пошлин поскольку :

@ а) цель достигается ценой меньших издержек+

@ б) затрагивает уровень потребительских цен

@ в) не обременяет государственный бюджет

В результатах, полученных при субсидировании отечественного

товаров, конкурирующих с импортом, по сравнению с результатами от

установления импортных пошлин, чистые потери страны не содержат :

@ а) потребительского эффекта+

@ б) производственног о эффекта

В результатах, полученных при субсидировании отечественного

товаров, конкурирующих с импортом, чистые потери страны содержат :

@ а) потребительский эффект

@ б) производственный эффект+

Использование производственной субсидии как средства поддержки

@ приводит к тем же последствиям для благосостояния страны, что и

использование таможенного тарифа на импорт

@ более предпочтительно с точки зрения воздействия на

страны, чем введение импортной квоты

@ приводит к тому, что объем отечественного производства растет,

импорт сокращается, а внутренняя цена увеличивается

@ аналогично по своим экономическим последствиям использованию

Использование производственной субсидии как средства поддержки

@ приводит к тем же последствиям для благосостояния страны, что и

использование таможенного тарифа на импорт

@ менее предпочтительно с точки зрения воздействия на

страны, чем введение импортной квоты

@ приводит к тому, что объем отечественного производства растет,

импорт сокращается, а внутренняя цена неизменна+

@ аналогично по своим экономическим последствиям использованию

Использование производственной субсидии как средства поддержки

@ приводит к тем же последствиям для благосостояния страны, что и

использование таможенного тарифа на импорт

@ более предпочтительно с точки зрения воздействия на

страны, чем введение импортного тарифа

@ приводит к тому, что объем отечественного производства растет,

импорт сокращается, а внутренняя цена увеличивается

@ аналогично по своим экономическим последствиям использованию

При субсидировании отечественных производителей продукции,

конкурирующей с импортом, выигрывает

@ а) государственная казна

@ б) отечественные потребители продукции

@ в) отечественные производители продукции+

При субсидировании отечественных производителей продукции,

конкурирующей с импортом, проигрывают

@ а) государственная казна+

@ б) отечественные потребители продукции

@ в) отечественные производители продукции

При субсидировании отечественных производителей продукции,

конкурирующей с импортом, не проигрывают

@ а) государственная казна

@ б) отечественные потребители продукции

@ в) отечественные производители продукции

При субсидировании отечественных производителей продукции,

конкурирующей с импортом, не выигрывают

@ а) государственная казна

@ б) отечественные потребители продукции

@ в) отечественные производители продукции

Выигрыш от вхождения в таможенный союз тем выше, чем :

@ меньше разница между ценой страны-торгового партнера и ценой в

@ больше разница между отечественными ценами и ценами страны-

@ эластичнее кривая импортного спроса

@ все ответы верны+

Выигрыш от вхождения в таможенный союз тем меньше, чем :

@ больше различие между ценой страны-торгового партнера и ценой в

@ больше разница между отечественными ценами и ценами страны-

@ эластичнее кривая импортного спроса

@ все ответы верны

Наиболее эффективным будет присоединение к таможенному союзу при :

@ а) высокоэластичном импортном спросе

@ б) наличии цены в одной из стран-партнеров, близких к мировой

@ в) неэластичном спросе на импорт

Наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу при :

@ а) высокоэластичном импортном спросе

@ б) ценах в странах-партнера х, значительно превышающих мировые

@ в) неэластичном импортном спросе

Предположим, что цены в таможенном союзе превышают мировой

уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к

союзу будет тем выше, чем

@а) более эластичен спрос на импорт в этой стране

@б) менее эластичен спрос на импорт в этой стране

@в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнера х и мировой

@верны ответы б) и в)

@верны ответы а) и в) +

Присоединение к таможенному союзу

@всегда экономически выгодно

@всегда экономически невыгодно

@однозначно ответить сложно+

@нет правильного ответа

Предположим, что цены в таможенном союзе превышают мировой

уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к

союзу будет тем выше, чем

@а) более эластичен спрос на импорт в этой стране

@б) больше разница между уровнем цен в странах-партнера х и мировой

@в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнера х и мировой

@верны ответы б) и в)

@верны ответы а) и в) +

Предположим, что цены в таможенном союзе превышают мировой

уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к

союзу будет тем ниже, чем

@а) более эластичен спрос на импорт в этой стране

@б) менее эластичен спрос на импорт в этой стране+

@в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнера х по и

@верны ответы б) и в)

@верны ответы а) и в)

Предположим, что цены в таможенном союзе превышают мировой

уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к

союзу будет тем ниже, чем

@а) более эластичен спрос на импорт в этой стране

@б) больше разница между уровнем цен в странах-партнера х и мировой

@в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнера х и мировой

@верны ответы б) и в)

@верны ответы а) и в)

Узбекистан импортирует сыр из Голландии. Функции спроса и

предложения следующие: D= 100-20P; S= 20+20P, мировая цена на сыр

Pw=$1,0. Устанавливается импортный тариф на сыр в размере = 50%.

Вычислить объем поступления дохода от тарифа на сыр в

государственный бюджет Узбекистана.

Узбекистан импортирует сыр из Голландии. Функции спроса и

предложения следующие: D= 100-20P; S= 20+20P, мировая цена на

сыр Pw=$1,0. Устанавливается импортный тариф на сыр в размере =

Вычислить чистые потери нации от введение тарифа.

Узбекистан импортирует сыр из Голландии. Функции спроса и

предложения следующие: D= 100-20P; S= 20+20P, мировая цена на

сыр Pw=$1,0. Устанавливается импортный тариф на сыр в размере =

Вычислить выигрыш отечественных производителей сыра от введения

Узбекистан импортирует сыр из Голландии. Функции спроса и

предложения следующие: D= 100-20P; S= 20+20P, мировая цена на

сыр Pw=$1,0. Устанавливается импортный тариф на сыр в размере =

Вычислить потери отечественных потребителей сыра от введения

Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна составляет 250 долл

за т. Пошлина на импорт сахара в Казахстан — 20%. При беспошлинной

торговле Годовое производство сахара в Казахстане составляло 2 млн.т,

потребление — 3 млн. т. импорт — 1 млн.т. При налогообложении импорта

объемы составили соответственно — 2,4; 2,8; 0,4. Казахстан по

потреблению сахара- страна малая. Вычислить потери отечественных

потребителей сахара от введения тарифа.

Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна составляет 250 долл

за т. Пошлина на импорт сахара в Казахстан — 20%. При беспошлинной

торговле Годовое производство сахара в Казахстане составляло 2 млн.т,

потребление — 3 млн. т. импорт — 1 млн.т. При налогообложении импорта

объемы составили соответственно — 2,4; 2,8; 0,4. Казахстан по

потреблению сахара- страна малая. Вычислить выигрыш отечественных

производителей сахара от введения тарифа.

Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна составляет 250 долл

за т. Пошлина на импорт сахара в Казахстан — 20%. При беспошлинной

торговле Годовое производство сахара в Казахстане составляло 2 млн.т,

потребление — 3 млн. т. импорт — 1 млн.т. При налогообложении импорта

объемы составили соответственно — 2,4; 2,8; 0,4. Казахстан по потреблению

сахара- страна малая. Вычислить потери нации от введения тарифа.

3. Влияние импортного тарифа на экономику малой страны

Рассмотрим эффект введения импортного тарифа применительно к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение спроса на импортные товары не оказывает влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм. В этих условиях возникает ситуация дефицита. Потребители смогли бы по мировой цене приобрести у отечественных производителей только Qt данного товара. Остальной неудовлетворенный платежеспособный спрос населения страна могла бы покрыть только за счет импорта QtQ2

Страна вводит тариф на импорт в сумме t за единицу импортируемого товара. Результатом введения тарифа будет рост цены с Рм до Рвн. При этом внутренняя цена повысится, а мировая цена сохранится на прежнем уровне, поскольку мы анализируем случай малой страны.

Введение тарифа повлечет за собой ряд последствий:

1. Общий объем спроса сократится с Q2 до Q4. Сокращение спроса произойдет за счет потребителей, которые по возросшей цене не смогут покупать данный товар;

2. Внутреннее производство товара возрастет. По увеличенной цене отечественные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут выбросить на рынок не Q1, a Q3 товара;

3. Объем импорта уменьшится. Изменение объема импорта произойдет в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;

4. Государство получит дополнительный доход, равный произведению ставки тарифа на объем импорта (площадь прямоугольника с);

5. Изменится благосостояние потребителей. Величина излишка потребителей сократится на сумму, соответствующую площадям фигур а, е, с и d;

6. Повысится уровень благосостояния отечественных производителей продукции, конкурирующей с импортной. Излишек производителей возрастет на сумму, соответствующую площади фигуры а.


Рис. 4.1. Эффект введения тарифа в малой стране.

Сложив выигрыши и потери потребителей, производителей и государства, несложно определить, что чистый ущерб для страны в целом от введения тарифа составит сумму, соответствующую площадям треугольников в и d.

Конечно, такой подсчет эффекта введения тарифа весьма приблизителен. Дело в том, что тариф, введенный на продукцию данной отрасли, на практике всегда сказывается на положении дел в смежных отраслях, равно как доходы данной отрасли всегда складываются под влиянием тарифов, введенных в других отраслях. Тем не менее, проведенный нами анализ в целом правильно отражает негативное влияние введения тарифа на уровень благосостояния общества.

Наряду с малыми странами в мире существует небольшое число так называемых “больших ” стран, где изменение внутреннего спроса на импорт влияет на уровень мировой цены. Большая страна, вводя тариф и оказывая воздействие на уровень мировой цены, за счет улучшения своих условий торговли может получить одностороннее преимущество и повысить уровень общественного благосостояния. Однако экономический выигрыш большой страны от введения тарифа может быстро исчезнуть, если за границей будут приняты ответные меры в виде повышения тарифов у торговых партнеров. Подобные защитные меры, как показывает опыт, обычно предпринимаются незамедлительно. Война тарифов в свою очередь, может вызвать общий спад производства, увеличение безработицы и прочие нежелательные для мирового сообщества процессы. Поэтому существующая ныне международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по изменению существующих тарифов. Для изменения ставки тарифа требуется проведение длительных консультаций на международном уровне.

Научные исследования в области теории международной торговли и торговой политики сформировали стойкое негативное отношение к тарифу, которое разделяют большинство экономистов, занимающихся международной экономикой. Однако, тарифы по-прежнему применяются в практике внешнеторгового регулирования большинства стран мира и находят немало приверженцев в деловых и политических кругах.

Набор аргументов в защиту тарифа весьма многообразен, он охватывает не только сферу экономики, но и политику, социологию и другие надстроечные отношения. Большинство из приводимых аргументов явно ложны и основаны на непонимании сравнительных преимуществ, что, однако, не мешает успешно их использовать при манипулировании общественным мнением.

Введение тарифа экономически оправдано в крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение о введении тарифной защиты должно быть подвергнуто тщательному анализу на основе эмпирической информации на предмет изыскания альтернативных методов достижения поставленной цели и такие методы, как показывает опыт, обычно находятся.

Еще один пример. Ситуация свободной торговли на отечественном рынке автомобилей (рис. 4.2).


Рис. 4.2. Производство, потребление и импорт при свободной торговле

Мировая цена показана горизонтальной пунктирной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения автомобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле отечественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qd отечественное предложение равно Qs, а разница Qd - Qs покрывается импортом.

На рис.4.3 показаны результаты введения 20-процентного тарифа на ввоз автомобилей.


Рис.4.3. Последствия введения тарифа

Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы увеличивают свой выпуск продукции от Qs до Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.

Со стороны спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом потребители будут покупать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных производителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qd до Q¢d, потребление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 4.4 и в табл. 4.1 дается детальный расчет потерь и выгод от введения тарифа.


Рис.4.4. Социальные издержки тарифа

Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество Q¢d, мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ.

Часть этих денег идет государству как доход от тарифа. Он равен импорту
, умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют собой передачу средств (трансферт) от потребителей государству.

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов государственных служащих.

Возросшие платежи потребителей частично идут также на увеличение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт соответствует площади четырехугольника ECJL: фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qs и присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства
, вызванный введением тарифа. В этой прибыли заключается главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является скорее переводом доходов от потребителей к производителям.

Область ЕIС (треугольник А) в действительности соответствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребителей поддерживает неэффективное отечественное производство.

Неэффективность производства означает, что предельные издержки на производство единицы товара внутри страны превосходят цену покупки этого товара на мировом рынке.

Суммарный избыток отечественных предельных издержек над мировой ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызванные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН (треугольник В). Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qd до Q¢d. Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда предельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, сокращение потребления является расточительством и увеличивает потерю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны отходам в производстве. Области А и В представляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.

Потери (–) и выгоды (+) от введения импортного тарифа

Либерализация внешней торговли- отмена государственного регулирования экспорта и импорта.

Либерализацией внешней торговли занимается Всемирная торговля организация (ВТО), 1995 г.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое внешнеторговая политика , как она связана с экономической политикой государства?

2. Каковы основные цели внешнеторговой политики?

3. Каковы основные направления (тенденции) внешнеторговой политики , действующие на мировом рынке?

4. Какими чертами характеризуется политика свободной торговли?

5. Что такое протекционизм?

6. Что такое инструменты государственного регулирования внешней торговли, какова их классификация?

7. Что такое таможенный тариф?

8. Каковы функции таможенных пошлин?

9. Что такое демпинг?

10. Какие методы регулирования внешней торговли относятся к нетарифным?

11. Какие методы используются при проведении политики ограничения импорта?

12. Каковы экономические последствия введения тарифа на импорт в стране с малой открытой экономикой ? в стране с большой открытой экономикой?

13. Каковы экономические последствия введения импортных квот для стран с малой открытой экономикой ? для стран с большой открытой экономикой?

14. Какие методы используются при проведении политики в области стимулирования экспорта?

15. Каковы экономические последствия введения экспортных субсидий для стран с малой открытой экономикой ? для стран с большой открытой экономикой?

Тест учебный (20.3. Государственная политика в области внешней торговли)

S Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том , что только пошлина:

N- Приводит к сокращению международной торговли

N- Приводит к повышению цен

N+ Приносит доходы в госбюджет

N- Приводит к снижению уровня жизни в стране

S Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

N- Защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции

N- Увеличения внутренней занятости

N- Предотвращения демпинга

N- Обеспечения обороны страны

N+ Все предыдущие ответы верны

S Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли:

N- Пошлина на импорт

N- Добровольные экспортные ограничения

N- Импортная квота

N- Лицензии на экспорт и импорт

N+ Все ответы неверны

S Экономическое благосостояние страны в условиях свободной международной торговли всегда ниже ,чем при введении импортных пошлин:

SВведение таможенных пошлин стимулирует внутреннее потребление в стране

S Импорт товаров и услуг приводит к росту внутренних цен и является причиной инфляции:

S Необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции –справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров:

S Цель введения импортных пошлин –сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции :

S С точки зрения ограничения импорта иностранных товаров импортные квоты более результативны, чем пошлины:

S Ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных отраслей и сдерживают рост эффективных производств:

Тест контрольный (20.3. Государственная политика в области внешней торговли)

S Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том , что только пошлина:

N- Приводит к сокращению международной торговли

N- Приводит к повышению цен

N+ Приносит доходы в госбюджет

N- Приводит к снижению уровня жизни в стране

S Необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции –справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров:

S Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли:

N- Пошлина на импорт

N- Добровольные экспортные ограничения

N- Импортная квота

N- Лицензии на экспорт и импорт

N+ Все ответы неверны

S Экономическое благосостояние страны в условиях свободной международной торговли всегда ниже ,чем при введении импортных пошлин:

SВведение таможенных пошлин стимулирует внутреннее потребление в стране

S Цель введения импортных пошлин –сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции :

S Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

N- Защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции

N- Увеличения внутренней занятости

N- Предотвращения демпинга

N- Обеспечения обороны страны

N+ Все предыдущие ответы верны

S С точки зрения ограничения импорта иностранных товаров импортные квоты более результативны, чем пошлины:

S Импорт товаров и услуг приводит к росту внутренних цен и является причиной инфляции:

S Ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных отраслей и сдерживают рост эффективных производств:

Список литературы:

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ – М., 2001 г. гл. 32, 33, 34, 35.

2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. – Киров , 2002 г. гл. 27-28.

3. Международная экономика: Учебное пособие / Н. А. Волгина.- М.,2006 г., гл. 2, 3, 5, 8, 10, 11.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1499 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также: