Бюджетная и налоговая политика это макроэкономика или микроэкономика

Опубликовано: 26.04.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 8 Фискальная политика государства » 8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями — борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов — расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы — расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).

Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №1 «Предмет макроэкономики. Экономический кругооборот»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Предмет макроэкономики.
  • Макроэкономические агенты.
  • Макроэкономические рынки.
  • Экономический кругооборот.

Глоссарий по теме: макроэкономика, домашнее хозяйство, фирма, государство, реальный рынок, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, валютный рынок.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 10 классе мы познакомились с основными типами экономических систем – традиционной, централизованной, рыночной – и убедились, что каждая из этих систем имеет определённые несовершенства. Традиционная экономика в масштабах современного государства – архаизм, отсутствие любого прогресса. Централизованная экономика в силу директивности и негибкости управления приводит к застою и кризису экономической и политической системы. Рыночная экономика, несмотря на способность к саморегулированию, также имеет ряд недостатков в виде безработицы, инфляции, неравенства доходов граждан. В данной ситуации рынку необходим внешний регулятор, в роли которого выступает государство. Основоположник макроэкономики, английский экономист Джон М. Кейнс назвал государство единственным средством «…избежать полного разрушения существующих экономических форм … для успешного функционирования личной инициативы».

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики страны или мира в целом как совокупность экономических показателей: инфляции, безработицы, уровня внутреннего валового продукта, внутреннего национального продукта и других макроэкономических характеристик.

На основе анализа обобщённых данных макроэкономика позволяет оценить закономерные связи экономических явлений, прогнозировать развитие рыночной ситуации, разрабатывать принципы и механизмы экономической политики государства.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, которые принимают участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В макроэкономике такими субъектами являются:

Домашнее хозяйство – самостоятельный, действующий рационально макроэкономический агент, обладатель экономических ресурсов (земля, труд, капитал) и потребитель товаров и услуг. Максимальное удовлетворение потребностей – экономическая цель домохозяйства.

Фирма – действующий рационально, самостоятельный макроэкономический агент, главный производитель товаров и услуг, покупатель экономических ресурсов. Максимизация прибыли – экономическая цель фирмы.

Во взаимодействии фирм и домашних хозяйств образуется частный сектор экономики.

Государство – это законодательные и исполнительные органы власти различного уровня, которые обладают правом регулировать экономические процессы с целью обеспечения экономического роста, стабилизации уровня цен и достижения возможно полной занятости ресурсов. Государство производит общественные блага, за счёт приобретаемых ресурсов перераспределяет потоки финансов в экономике.

Сложность действий государства заключается в противоположности поставленных целей. Как обеспечить полную занятость ресурсов, хотя бы трудовых? Как обеспечить справедливой оплатой труда социального работника и высококвалифицированного инженера? Как обеспечить экономический рост и эффективность при полной трудовой мобилизации? Соблюдение паритета целей с опорой на общественный менталитет – вот способ поддержания экономического баланса задач государства.

Государство и частный сектор образуют закрытую экономику, ориентированную исключительно на собственные ресурсы.

Открытость экономики обусловлена вовлечением в хозяйство иностранного или внешнеэкономического сектора.

Иностранный сектор – макроэкономический агент, который через механизмы международной торговли обеспечивает обмен товарами и услугами на международном уровне.

Рассмотрим, в каких условиях взаимодействуют макроэкономические агенты.

В реальной жизни все они встречаются на агрегированных рынках: товарном (реальном), финансовом, валютном и рынке ресурсов.

Товарный или реальный рынок реализует товары и услуги через товарные биржи, которые снабжают стандартной продукцией оптово-розничные предприятия. Здесь же действуют маркетинговые структуры, которые формируют спрос и продвигают товары и услуги на рынок. Примером товарной биржи может служить Национальная товарная биржа России.

Финансовый рынок обеспечивает оборот денег и ценных бумаг через фондовые биржи, например, Московская фондовая биржа.

Рынок ресурсов в макроэкономике рассматривается как рынок труда, где важными показателями являются безработица и занятость населения, его профессиональная подготовка.

Валютный рынок обеспечивает обмен национальных и иностранных валют через валютные биржи, например, Московская межбанковская валютная биржа.

Экономический кругооборот

Рассмотрим модель обращения финансовых средств и товарных потоков на примере смешанной экономики рыночного типа.


Рисунок 1 – Схема экономического кругооборота

Мы видим, как расходуемый денежный поток домашних хозяйств, попав на рынок товаров и услуг, превращается в доход фирмы. В свою очередь, расходы фирм на рынке ресурсов образуют доход домашних хозяйств. Таким образом, по кругу непрерывно движутся денежные потоки. Государство как крупный участник рынка дополняет модель финансовыми потоками, как покупатель ресурсов и товаров. Фирмы и домохозяйства не только направляют финансы государству в виде налогов, но и получают от государства определённые услуги. Обратите внимание, что товарные потоки движутся в противоположном направлении по отношению к финансовым.

Резюме теоретической части

Макроэкономика рассматривает экономику государства как единое целое. Внутренний валовой продукт, инфляция, безработица, налоговая система, денежное обращение, баланс импорта и экспорта – объекты макроэкономического анализа. Домашнее хозяйство, фирма, государство, иностранный сектор – главные макроэкономические агенты. Рынки экономических ресурсов, валютный, товарный (реальный), финансовый – основные макроэкономические рынки. Значение макроэкономики состоит в проведении качественного анализа макроэкономических показателей и проведении адекватной политики по обеспечению экономической стабильности государства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите пять слов, относящихся к теме урока.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для выполнения задания необходимо найти ключевые слова внутри квадрата из букв:

Рынок – место, где финансы обмениваются на товары и услуги.

Труд – ресурс, который является одним из факторов производства.

Агент – агрегированный субъект макроэкономики.

Валюта – предмет обмена на одном из макроэкономических рынков.

Товар – предмет обмена на реальном рынке.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. Выберите 1 правильный ответ.

Экономику страны как единую систему изучает:

Г) всё вышеперечисленное.

Для выполнения задания необходимо исключить из выбора лишние варианты: «эконометрика» и «всё вышеперечисленное», сопоставить уже известные определения микроэкономика, макроэкономика и выбрать правильный ответ – макроэкономика.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 95–100.
  2. Бойко М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 268–280.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Макроэкономика и микроэкономика - это… Предмет микроэкономики: что она изучает. Предмет макроэкономики: что она изучает. Проблемы микро- и макроэкономики. Отличия. В чем разница между двумя разделами экономической теории, как они связаны между собой? микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает.

Современная экономическая теория структурно делится на два раздела - микроэкономику и макроэкономику. Как понятно из названия, они отличаются масштабом изучаемых процессов.

Макроэкономика исследует экономические процессы на уровне страны и мира. Микроэкономика - на уровне отдельных потребителей и фирм.

Что такое макроэкономика. Что изучает макроэкономика

Макроэкономика - это наука о хозяйстве в целом, на уровне страны и мира.

Макроэкономика изучает темпы экономического роста, объемы производства, национальный доход, общий уровень цен, денежный оборот. Она занимается проблемами повышения занятости , увеличения объемов производства, экономического роста , преодоления инфляции , безработицы и кризисов.

Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, изучает его как единое целое.

Основными макроэкономическими индикаторами являются валовый внутренний продукт (ВВП) , валовый национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и валютный курс.

В макроэкономике говорят о трех рынках и четырех агентах экономики . Три рынка - это финансовый рынок, рынок товаров и услуг, а также рынок факторов производства .

Четыре макроэкономических агента - это государство, предприятия, домашние хозяйства и иностранный сектор. Все они соединены кругооборотом доходов и расходов.

Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.

Отцом макроэкономики принято считать британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который в 1936 году опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней Кейнс впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» способна справляться с экономическими трудностями без вмешательства государства. С этого момента стали говорить о разделении науки на микро- и макроэкономику.

Идеи Кейнса о том, что государство должно влиять на макроэкономические процессы - защищать общество от негативных последствий инфляции, безработицы, экономического спада - получили широкое распространение. В настоящее время макроэкономика является теоретической основой регулирования рыночной экономики в развитых странах, основой экономического прогнозирования и планирования.

Что такое микроэкономика. Что изучает микроэкономика

Микроэкономика - это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.

Микроэкономика исследует принятие экономических решений людьми и фирмами. То есть микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а не функционирование экономики страны в целом.

Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены. Она изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов.

Ее задача - объяснить, как на самом низком уровне принимаются экономические решения что на них влияет. Как фирма решает, сколько ей нужно сотрудников? Как покупатели выбирают необходимые товары? Как изменение цен и доходов меняет спрос на определенные услуги? На все эти вопросы призвана ответить микроэкономика.

Микроэкономика стремится к динамике и росту. Она подчиняется принципу рыночной целесообразности.

Микроэкономику иногда называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены - соотношение цен на отдельные товары и услуги. Абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Как связаны микроэкономика и макроэкономика

Оба раздела экономической теории одинаково важны с точки зрения науки и образования. Их невозможно разделить полностью, ведь макроэкономические процессы во многом инициируются решениями отдельных экономических агентов. А отдельные фирмы и домохозяйства принимают решения в определенной макроэкономической среде и зависят от нее.

Микроэкономика и макроэкономика. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо иметь общие представления об экономике как науке, а также о вопросах, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика. Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.
2) Микроэкономика изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии экономики.
3) Экономика как наука изу­ча­ет спо­со­бы хозяйствования, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.
4) Ученые изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экономики, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хозяйства.
5) Экономика как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные времена.
Правильный ответ: 34
Микроэкономика не изучает роль государства в регулировании экономики - этим занимается макроэкономика.

Задание 2
Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
5) Экономика - это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
Правильный ответ: 135
Микроэкономика действительно изучает семьи и фирмы, а макроэкономика - взаимодействие на мировом уровне.

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между ча­стя­ми эко­но­ми­че­ской науки и изу­ча­е­мы­ми проблемами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ЧАСТИ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ НАУКИ

Б) вза­и­мо­дей­ствие по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей на рынке то­ва­ров и услуг

B) экономический рост

Г) роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке

Д) эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния между потребителями

Правильный ответ: 12112
Безработица, экономический рост и роль государства в экономике - темы для макроэкономического анализа.
Микроэкономика занимается отношениями между потребителями, взаимодействием потребителей и производителей.

Задание 4
Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и ее разделами.

А) динамика валового внутреннего продукта

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах

Г) изменение курсов валют

Д) причины экономических кризисов

Правильный ответ: 21122
ВВП, курсы валют и экономические кризисы - это предметы макроэкономики. Поведение потребителей и бизнесменов - предметы, которыми занимается микроэкономика.


Еще в древние времена между людьми начали складываться экономические отношения. Изначально их хозяйственная деятельность сопровождалась способом обмена товара, услуги и другой продукции. Но с появлением в экономике единого эквивалента повлияло на увеличение экономических операций. В основном начала развиваться частная собственность – это ремесло и землевладение. Кардинальные изменения в экономике произошли после революции в промышленной деятельности.

После этого начал появляться машинный труд, который не только поспособствовал увеличение объемов продукции, но и конкретно поменял социальное положение населения. Производители начали больше ориентироваться на потребности людей в продукции, их спрос, объемы потребления постепенно увеличивались.

С тех пор начали возникать проблемы в экономике, и без научного подхода, невозможно было наладить стабильность и эффективность деятельности. Появление экономической теории позволило найти методы для удовлетворения потребностей населения даже несмотря на ограниченное количество ресурсов для производственной деятельности.

Экономика делится на два основных направления – это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика как наука, занимается изучением структур отдельных экономических субъектов. Также она рассматривает основные показатели деятельности государства, к числу которых можно отнести ВВП, хозяйственные циклы, процесс инфляции, уровень незанятости населения, а также внешние и внутренние факторы оказывающие влияние на экономический уровень и стабильность государства.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основными целями макроэкономики являются:

  • обеспечение относительно нормальных условий для стабильности роста экономики;
  • формирование методов и идей для повышения жизненного уровня граждан;
  • обеспечение стабильности ценовой политики и предотвращение процесса инфляции;
  • обеспечение нужного уровня занятости населения и борьба с безработицей;
  • создание конкурентоспособности государства международного уровня.

Что такое фискальная политика?

Регулирование экономики государства предусмотрено фискальной политикой, при этом используя приемы управления бюджетом государства, а также некоторые инструменты, в виде налогообложения, трансфертов и государственных закупок.

Основная задача фискальной политики – это подавление циклов бизнеса и обеспечение стабильности экономики государства. Оптимальное распределение денежных средств и ресурсов внутри хозяйства позволит стабилизировать спрос на продукцию. Кроме этого, если власти страны влияли на спрос, то ей необходимо создать баланс в хозяйственной сфере деятельности. Фискальная политика влияет на совокупное предложение и тем самым обеспечивает условия, чтобы вся производственная продукция пользовалась спросом и удовлетворяла потребности населения. Но достичь такого уровня можно стабильность государственного бюджета, от которого зависит цена на продукцию.

Поэтому можно выделить основные цели фискальной политики, к которым относятся следующие:

  1. Обеспечение стабильного роста экономики;
  2. Создание нормальных условий предпринимательской деятельности и максимально обеспечить занятость населения;
  3. Создать стабильность ценовой политики, и стабилизировать процесс инфляции.

Но все же могут использоваться иные методы, к примеру, оказывать влияние на деловую активность. Этого можно достичь средством государственных закупок, трансфертов или налогов.

Государственная система налогов занимается сбором обязательных платежей с граждан и субъектов хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности. Это выглядит как особый механизм, который работает с целью обеспечения эффективной работы государственного аппарата и поддерживает социальную жизнь населения. Трансферты в фискальной политике – это выплаты в пользу мало бюджетных организаций или оказание других услуг на безвозмездной основе. Что касается государственных закупок, то они выступают в качестве особенного заказа со стороны руководства страны для обеспечения потребностей государства.

Как фискальная политика влияет на предложение?

Влияние фискальной политики в основном сосредоточено на спросе, но все же есть определенные инструменты, с помощью которых можно воздействовать на предложение. Подобные действия нужны для поддержки относительно нормального баланса хозяйственной деятельности национального уровня. К основным действующим инструментам можно отнести трансферты и налогообложение.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда налоговая ставка уменьшается, а государственные трансферты увеличиваются, то экономика в государстве выходит на стабильный уровень, тем самым сокращается безработица. В итоге увеличивается занятость населения и расходы. По мнению многих субъектов предпринимательской деятельности, налогообложение воспринимается как дополнительные расходы. Компании сокращают объемы производства, поскольку весомая часть прибыли уходит на уплату обязательных платежей. Впоследствии этого уменьшается предложение.

Предложение в экономической теории строится на рассуждениях о том, что есть приемлемая ставка налога из-за которой, поступления денежных средств, в государственную казну будут максимальными. В случае увеличения налоговой ставки, деловая активность снизиться и также уменьшится предложение. Таким образом, в случае возникновения спада или застоя в экономики, было предложено уменьшать налоговую ставку, для поддержания производства и сдерживания процесса инфляции.

Читайте также: