Эффективность камеральных и выездных налоговых проверок

Опубликовано: 16.05.2024

До 1 июня 2020 года правительство ввело мораторий на выездные налоговые проверки и на рассмотрение материалов проверок. Кроме того, продлены сроки представления документов по требованию налоговиков. Однако в реальности дела могут обстоять иначе. Как бизнесу на это реагировать?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются. Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • на 10 рабочих дней

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

  • на 20 рабочих дней

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года. То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается. На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность. Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ. Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней. Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Согласно статистике, опубликованной на сайте ФНС, за 4 месяца 2018 года было проведено 4000 выездных налоговых проверок. Среднее доначисление на одну проверку — 20,1 млн. рублей. За прошлый год средний размер доначислений составлял 16,1 млн., при этом за весь год было проведено больше 19 тыс. проверок.

То есть тенденция прежняя: количество выездных налоговых проверок сокращается, а их эффективность — увеличивается. Но это вовсе не означает, что фискальный контроль за бизнесом слабеет, а налогоплательщики перестают использовать спорные или прямо незаконные способы оптимизации налогов.

Конечно, статистика среднего размера доначислений по результатам выездной налоговой проверки во многом лукава — ведь это среднеарифметическое значение, на которое влияют лидеры доначислений. Так 01.06.2018 года Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение суда первой инстанции по делу А50-10718/2017 о доначислении организации 606 665 475 руб. по НДС; пени за неуплату в установленный срок НДС, налога на прибыль организаций в общей сумме 260 005 016 руб.; штрафы в общей сумме 32 164 264,90 руб. (при установлении смягчающих налоговую ответственность обстоятельств размеры штрафов снижены в 4 раза). Итого стоимость проверки — 898,8 млн. рублей — почти миллиард (связь с однодневками, вывод денег через Британские Виргинские острова и Белиз и т.д.).

Естественно, такие суммы оказывают значительное влияние на средний размер доначислений по результатам всех выездных налоговых проверок как в субъекте РФ, так и в целом по стране.

Но растет эффективность не только выездных проверок, но и камеральных, по результатам которых с налогоплательщиков взыскиваются миллионы рублей.

Процесс доказывания незаконности вычетов по НДС был аналогичен указанному в решении АС Республики Коми 04.06.2018 по делу А29-17285/2017 (по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 4,2 млн. рублей).

На этом деле мы остановимся подробнее, так как оно типовое и раскрывает логику работы налоговиков.

Доказательства необоснованности вычетов по НДС

— отгрузка товара должна была осуществляться со складов поставщиков, которых у них не было ни в собственности, ни в аренде;

— счета-фактуры были выставлены ранее даты заключения договоров;

— в товарных накладных к счетам-фактурам отсутствуют сведения об отгрузке товара (не заполнены реквизиты «Отпуск груза произвел», отсутствуют номер и дата доверенности, кем и кому выдана), а также отсутствуют реквизиты транспортной накладной;

— у поставщиков нет имущества и транспорта, а среднесписочная численность — один человек;

— у поставщиков минимальная налоговая нагрузка, почти весь НДС заявляется к вычету;

— руководитель поставщика сообщил, что деловая переписка с покупателем утеряна, при поставках товара он лично никогда не присутствует, объемы, качество закупаемого и затем реализуемого товара не контролирует. Владеет информацией о количестве фур, которыми поставляется товар и сроках поставки, датах перевозки товара только со слов руководителей покупателей, с которыми поддерживает телефонную связь. Сведений о марках транспортных средств, которыми перевозился товар, о водителях, кому принадлежат ТС, не имеет. Сведениями о местах погрузки товара не владеет. В ходе допросов пояснил, что владеет той информацией, которая расположена на сайте налоговой службы. От себя отметим, что это не самый худший вариант — руководитель поставщика не настаивал на своей номинальности;

— данные ТТН и товарных накладных расходятся. При этом водители физически не могли осуществить перевозки, поскольку по данным ТТН, находились в других субъектах РФ;

— сотрудник поставщика, якобы отпустивший товар, в указанные даты находился в другом регионе, что подтверждает протокол привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД;

— машина перевозчиков не зарегистрирована в системе Платон и не предъявлена налоговому органу, что не позволяет установить ее фактическое наличие и техническое состояние;

— ИФНС по месту регистрации поставщика составлен акт обследования, согласно которому он в юридическом адресе не располагается. Данный адрес является адресом массовой регистрации. Согласно базе данных Федеральных информационных ресурсов ФНС России поставщику присвоены риски: отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, отсутствие по юридическому адресу, неисполнение требований налогового органа. Заметим, что сотрудники ФНС в качестве косвенных доказательств, все чаще предоставляют в суды данные своих информационных систем.

— анализ движения денежных средств по счету поставщика говорит об их транзитном характере, остатки обналичивались через выдачу подотчет;

— у поставщика проверяемого налогоплательщика не было своих поставщиков товара, поэтому ему нечего было поставлять, что подтверждается в том числе данными АСК НДС-2;

— руководитель поставщика сообщил, что он номинал и получал 10 т. р. за подписание каких-то документов. Подтверждение номинальности — показания брата директора, данные УЭБ и ПК МВД.

Все эти факты были установлены налоговиками не выходя из кабинета (задействованы были сотрудники полиции и налоговой инспекции в другом субъекте РФ), в рамках камеральной проверки, более того, необходимости в выездной проверки, вообще не было.

Камеральщик, действуя в рамках ст. 88 НК РФ (камеральные проверки), в отличие от отдела выездных налоговых проверок ограничен сроками (3 месяца, вместо теоретически возможных 12 месяцев при выездной), не имеет возможности приостанавливать проверку, проверяет только текущий налоговый период и не может проводить выемку или инвентаризацию. Но имеющихся инструментов достаточно, чтобы выявить схемы «оптимизации» налогов с помощью фирм-однодневок.

Еще немного статистики: за 4 месяца 2017 года было проведено 10,6 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков — 698 тыс.), а за 4 месяца 2018 года — 14,9 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков — 864 тыс.), то есть количество и эффективность проверок выросла.

По нашим прогнозам, эффективность камеральных проверок продолжит расти вместе с автоматизацией налогового контроля, что еще раз подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» (в том числе популяризируемых раскрученными московскими налоговыми «специалистами» на семинарах), будет приводить к существенным доначислениям и это коснется всех независимо от системы налогообложения и размера бизнеса.

Если объективно посмотреть на статистику проведения ВНП в 2019 году, нельзя не отметить: проверок стало не просто меньше, а значительно меньше: за 4 года, с момента запуска АСК НДС-2 их количество сократилось с 29,3 тыс. до 9 тыс.:

Снимок.JPG

Более, того, вслед за снижением количества ВНП, сократилось и выявление налоговых преступлений (в 2 раза), а вместе с ними и разрыв между выявленными преступлениями (зарегистрированными) и расследуемыми (по которым возбуждены уголовные дела), и хотя данных по приговорам Судебный департамент ВС не предоставил, можно с уверенностью сказать, что их роста не произошло:

Снимок.JPG

Постановление ВС РФ № 48 от 26.11.2019 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» не сделало срок привлечения к уголовной ответственности бесконечным (моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах). В феврале Госдума приняла в первом чтении законопроект Президента фактически существенно повышающий размер налоговой недоимки при которой наступает уголовная ответственность[1], например с 15 млн. по ч. 2 ст. 199 УК РФ, до 45 млн. р.

[1] Полный текст проекта Федерального закона N 871811-7 со всеми планируемыми изменениями - (https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7)

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что проект федерального закона направлен на дальнейшее формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности.

Но за благостной картиной осталась другая статистика: рост поступлений в бюджет НДС на 19% и налога на прибыль на 18,3% - не следствие роста экономики на 19% и даже не эффект от повышения НДС, а в том числе результат поданных уточненных налоговых деклараций, который из квартала в квартал растет в 1,5 раза и более чем в 3 раза превышает доначисления по результатам камеральных налоговых проверок.

Проще говоря, весь бизнес на ОСН постоянно подает «уточненки», в результате комиссий по мобилизации налоговой базы, круглых столов по побуждению уточнения налоговых обязательств и других «понятийных» мероприятий налогового контроля, проведение и результаты которых по мнению судов не возможно обжаловать поскольку по своей правовой природе указанные акты являются процессуальными документами, фиксирующими результаты заседания комиссии, носят информационный характер, возможность самостоятельного обжалования в судебном порядке таких актов действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена. (Постановление АС Московского округа от 31.10.2019 по делу № А41-394/2019).

Конечно, комиссия по легализации лучше, чем ВНП, но претензии налоговиков относительно разрывов по НДС во втором и следующих звеньях – повсеместны.

А вот так выглядит арбитражная практика по ст.54.1 НК РФ с сайта http://ras.arbitr.ru, скриншот сделать за произвольный период, можно было выбрать и другой, от этого ничего бы не изменилось:

Снимок.JPG

Все решения приняты в пользу налогового органа. Справедливости ради, надо отметить, что в большинстве случаев разрыв по НДС и использование спорных контрагентов происходит в первом звене, но все же статистика показательна.

По делам о дроблении бизнеса, статистика такая же: за 2 месяца 2020 года 16 решений судов первой инстанции, из которых в пользу налогоплательщика только одно. Кстати, комиссии по легализации стали проводиться и по дроблению тоже: одинаковые ip, ИП-бывшие сотрудники, дробление сетей, разделение НДС-ных и безНДС-ных потоков и т.д. все чаще являются причинами побуждения налогоплательщиков перейти на ОСН. Более того, признаки дробления бизнеса и риски предъявления налоговых претензий имеют все группы компаний с совокупной выручкой более 150 млн. р., при этом большинство этих рисков можно предотвратить.

Впереди бизнес ожидает еще нехорошее стечение сразу нескольких факторов:

1. обвал рубля и падение цен на нефть

2. продолжающееся снижение покупательской способности населения

3. коронавирус с реальными рисками и эмоциональными переживаниями

4. грядущие проблемы бюджета

5. премьер-налоговик профессиональный опыт которого прежде всего - собирать деньги, а не зарабатывать их

7. рост неопределенности, препятствующий инвестированию и развитию.

В этой ситуации можно занять выжидательную позицию и дождаться приглашения на комиссию по легализации, на которой сказать будет нечего или сразу получить ВНП за грехи нынешние и прошлые (бюджет будут наполнять любыми способами!), можно подождать и без разумного структурирования бизнеса потерять всю маржу, можно повысить цены с риском остаться без заказчиков, а можно увидеть в сложной ситуации и возможности.

Цель семинара «Бизнес в эпоху перемен» , который пройдет 15-16 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге – дать конкретные взвешенные решения для оптимизации и развития бизнеса, налоговой и корпоративной безопасности в условиях усиления налогового контроля. Для тех, кто боится вирусов – есть онлайн-трансляция, остальным выдадим маски. Просто и правда, нет уже времени и возможности, для бездействия, совсем нет.

3.9 Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения

Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа. Для выполнения камеральной проверки налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по уплачиваемым налогам, а также бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерскую отчетность входят:

  • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
  • форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  • форма № б «Отчет о целевом использовании денежных средств».

Камеральная налоговая проверка осуществляется без специального разрешения руководителя налогового органа только в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком всех необходимых документов.

При камеральной проверке налоговые органы изучают:

  • правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;
  • правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации. В случае обнаружения неточностей, неясностей и противоречий налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения. Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся, в том числе до выездной налоговой проверки.

На сумму доплат по налогам, которая выявляется в результате камеральной налоговой проверки, налоговые органы предъявляют требования об уплате налога.

На сегодняшний день камеральные проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:

  • камеральная проверка — наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;
  • данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный — один раз в месяц;
  • в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.;
  • эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается;
  • сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок.

Вполне возможно, что в будущем камеральные налоговые проверки станут основным видом налогового контроля.

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной и подлежащей перечислению в бюджет сумме налога.

Налоговая декларация должна содержать ряд сведений, перечисленных в таблице.

Данные налоговой декларации

Для юридических лиц

Для физических лиц

Налоговую декларацию каждый налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Способы представления налоговой декларации названы в таблице.

Способы представления налоговой декларации

Подтверждение сдачи представления

Налоговый орган обязан поставить отметку о приеме на каждой налоговой декларации

Через своего представителя

По почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения

Налоговая декларация считается поданной в день отправки, что подтверждается почтовой квитанцией

По телекоммуникационным каналам связи

Налоговый орган передает подтверждение о получении налоговой декларации в электронном виде

НК РФ предусмотрены случаи, в которых внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, если такое изменение проведено:

  • до окончания срока подачи декларации;
  • после окончания срока подачи декларации, но до окончания срока уплаты налога;
  • после всех перечисленных сроков, но до выездной налоговой проверки.

Читайте также: