От введения экспортной пошлины в малой экономике выигрывают

Опубликовано: 01.05.2024

date image
2014-02-13 views image
1337

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью вводит таможенный тариф на экспорт. На рисунке 4.5 показаны последствия такой внешнеторговой политики.


Рис. 4.5. Последствия введения экспортного тарифа

Если внутренняя цена равна мировой (Pw), то объем экспорта составляет (Qs - Qd). Введение таможенной пошлины делает экспорт сахара менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа до Pd. Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления сахара с Qd до Qd', но одновременно отечественные производители сокращают объемы производства с Qs до Qs'. Сокращаются и объемы экспорта до величины (Q’s – Qd).

Каково воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления сахара (область a + b). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа (область d). Однако бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки (область a + b + c + d + e). В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (c + e). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (т.е. максимизирующим благосостояние), если страна-экспортёр обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведён по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Экспортирующая страна может использовать экспортные пошлины в своих интересах, если она обладает на мировом рынке монопольной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Переработчики жалуются на нехватку сырья и говорят, что они из последних сил не увеличивают цену на свою продукцию для потребителей. А в странах АТР сою любят, отечественные фермеры с удовольствием ее продают пока за 35- 40 тысяч рублей за тонну. Это рентабельно, никто не спорит, тем более что на экспорт сои до сих пор существовала нулевая пошлина. Именно это позволило дальневосточным фермерам, занимающимся бобовыми, сделать культуру стратегической, распахать под нее тысячи гектаров и заявить о ДФО как о надежном поставщике сырья в страны АТР. А в ушедшем году еще и в беспрецедентном количестве закупить новую технику, рассчитаться с кредитами, приобрести удобрения.

Больше всего сои выращивается в Амурской области. Фермеры Приамурья обратились к вице-премьеру - полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу, губернатору Василию Орлову, в Госдуму. По мнению аграриев, решение правительства о пошлине убьет соевый бизнес на Дальнем Востоке. За рубеж идет сырье, выращенное в ДФО, на переработку российским предприятиям на западе страны поступает соя из других регионов, так что пошлина не прибавит этим маслокомбинатам дальневосточных бобов.

Перерабатывающие мощности есть и в ДФО: одно предприятие в Хабаровском крае и три - в Амурской области, которые получают в качестве сырья треть выращенного в Приамурье. Амурские переработчики работают вполсилы и могли бы брать больше сырья. Но фермерам выгоднее продавать его в страны АТР: закупочные цены у тех же китайцев, как правило, гораздо выше.

Введение таможенной пошлины в 30 процентов сделает экспорт сои нерентабельным, считают сельхозпроизводители, лишит их основного рынка сбыта и, как следствие, приведет к банкротству хозяйств. В свою очередь глава минсельхоза Приамурья Олег Турков подчеркивает, что, выбирая между экспортом и переработкой сои в Амурской области, региональные власти поддержат работу заводов.

- Вывоз сои в чистом виде - это как вывоз леса-кругляка. Каждые 100 тысяч тонн сои, которые вывезены с территории РФ, это потеря двух миллиардов руб­лей ВРП области, - говорит он.

Амурчане скрепя сердце согласны на введение экспортной пошлины, но разумной считают 20-процентную.

- Пошлина в 30 процентов запредельна. Это решение поддержит переработчиков, но задавит производителей. Надо искать баланс, - считает исполнительный директор Амурского отделения Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Юсупов.

В Приморском крае сои выращивается в три раза меньше, чем в Приамурье, но структура производителей иная. Если в Амурской области соей занимаются 600 фермерских хозяйств, то в Приморье львиная доля приходится на компанию-монополиста "Русагро", а мелких хозяйств лишь несколько.

- Странное решение по отношению к дальневосточным производителям сои, ведь в регионе нет достаточных внутренних источников ее потребления (даже если переработать всю сою, на такое количество масла и шрота в ДФО нет покупателей. - Прим. ред.). А вывезти зерно в другие регионы невозможно: железнодорожные тарифы сделают его стоимость такой, что никто на западе страны не купит. В Приморье теперь нет перерабатывающего сою комбината. ОАО "Приморская соя", которое работало с мелкими производителями зерна, почило в бозе. "Русагро", выращивая сою на самых плодородных землях Михайловского, Хорольского, Октябрьского районов края, не стремится везти ее в центральные регионы страны переработчикам, а гонит за рубеж. Но оно-то, скорее всего, "переварит" вводимую пошлину, - машет рукой эксперт Елена Абашева.

Мелким производителям из Приморья остается пополнить нелегальный рынок экспорта, который, увы, существует. Или просто припрятать, придержать урожай. По словам главы "Совхоза Искра" Дмитрия Никифорова, уже сейчас наблюдается тенденция, когда крупные покупатели скупают сою с дисконтом 5 -10 тысяч рублей за тонну с тем, чтобы попридержать ее и через несколько месяцев спокойно вывезти за границу.

- Хотя в целом, конечно, странное решение. Существует национальный проект "Международная кооперация и экспорт", нам надо демонстрировать эту кооперацию. Для экспорта только-только открылись рынки Японии и Южной Кореи. Нам, например, удалось довести выращенную на приморских полях сою до тех стандартов качества, которые предъявляют корейские покупатели. В итоге через корейских партнеров "Совхоз Искра" выиграл один из аукционов, проводимых ежемесячно в этой стране. Я считаю, что нужны не пошлины, а квоты, чтобы не тащили с запада на Дальний Восток сою, не оформляли ее здесь по документам как местную и не гнали за рубеж, - говорит Дмитрий Никифоров.

В рамках мер по стабилизации цен на продовольственном рынке было принято решение о повышении экспортной пошлины и на другие масличные культуры. С 9 февраля по 30 июня 2021 года пошлина в размере 30 процентов, но не менее 165 евро за тонну будет действовать на подсолнечник и рапс.

- Мы подготовили письмо в адрес заместителя председателя правительства - полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в котором просим его оказать содействие в том, чтобы правительство страны с июля будущего года не продлевало экспортную пошлину на рапс, - сообщил министр сельского хозяйства Забайкальского края Денис Бочкарев. - Если кабинет министров решит продлить действие этой экспортной ставки, то просим, чтобы из списка исключили Забайкальский край и другие регионы Дальнего Востока. В субъектах ДФО небольшие объемы производства рапса в масштабах страны, в связи с этим наши хозяйства не являются конкурентами крупным предприятиям из западных регионов страны и никак не влияют на ценовую политику. Вывозить рапс в другие регионы слишком дорого, высокие транспортные расходы делают нерентабельной отрасль для забайкальских предприятий. Поэтому ставка на экспорт в соседний Китай, а также увеличение объемов производства с последующим строительством перерабатывающих мощностей на территории Забайкалья являются приоритетными направлениями программы развития сельского хозяйства в крае.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Потери от установления импортных пошлин в малой экономике тем

больше, чем при прочих равных условиях:

@ а) выше ставка тарифа

@ б) ниже ставка тарифа

@ в) более эластична кривая внутреннего спроса на товар

Потери от установления импортных пошлин в малой экономике тем

чем при прочих равных условиях:

@ а) выше ставка тарифа

@ б) ниже ставка тарифа+

@ в) более эластична кривая внутреннего предложения товара

Выигрыш от отмены импортных пошлин в малой экономике тем

больше, чем при прочих равных условиях:

@ а) выше ставка тарифа

@ б) ниже ставка тарифа

@ в) более эластична кривая внутреннего спроса на товар

Выигрыш от отмены импортных пошлин в малой экономике тем меньше,

чем при прочих равных условиях:

@ а) выше ставка тарифа

@ б) ниже ставка тарифа+

@ в) более эластична кривая внутреннего предложения товара

Импортные тарифы выгодны для

@покупателей импортирующей страны

@отечественных производителей импортирующей страны+

@для нации в целом

Импортные тарифы невыгодны для

@покупателей импортирующей страны

@все ответы верны+

@для нации в целом

Определите эффект от упразднения таможенного тарифа на импорт

@потребители выигрывают, производители проигрывают,

@потребители выигрывают, производители проигрывают,

@потребители выигрывают, производители выигрывают, государственная

@все ответы неверны

Определите эффект от установления таможенного тарифа на импорт

@потребители проигрывают, производители проигрывают,

@потребители проигрывают, производители проигрывают,

@потребители проигрывают, производители выигрывают,

@все ответы неверны

От чего зависит максимальный и минимальный ущерб для национального

благосостояния при введении импортного тарифа

@от эффекта потребителя и производителя

@от эластичности кривой спроса на импорт+

@от эффекта потребителя

@от эффекта производителя

Введение импортных таможенных пошлин влияет на доходы

@ уменьшая поступление средств от экспорта и увеличивая расходную

@ обеспечивая дополнительные доходы+

@ все выше перечисленное неверно

Отмена импортных таможенных пошлин влияет на доходы

@ уменьшая поступление средств от импорта+

@ увеличивая дополнительные доходы и увеличивая расходную

@ все выше перечисленное неверно

Предположим, Узбекистан ввел импортную таможенную пошлину на ввоз

конфет. Внутри страны от этого выигрывают:

@ производители конфет за счет роста цены, госбюджет за счет

@ потребители конфет за счет снижения цены

@иностранные поставщики за счет роста цены, госбюджет за счет

@ никто не выигрывает

Предположим, Узбекистан отменил импортную таможенную пошлину на

конфет. Внутри страны от этого выигрывают:

@ производители конфет за счет роста цены, госбюджет за счет

@ потребители конфет за счет снижения цены

@иностранные поставщики за счет роста цены, госбюджет за счет

@ никто не выигрывает

Предположим, Узбекистан ввел импортную таможенную пошлину на ввоз

конфет. Внутри страны от этого проигрывают:

@ производители конфет за счет роста цены, госбюджет за счет

@ потребители конфет за счет повышения цены+

@иностранные поставщики за счет роста цены, госбюджет за счет

@ никто не выигрывает

Предположим, Узбекистан отменил импортную таможенную пошлину на

конфет. Внутри страны от этого проигрывают:

@ производители конфет за счет снижения цены, госбюджет за счет

@ потребители конфет за счет снижения цены

@иностранные поставщики за счет роста цены, госбюджет за счет

@ никто не выигрывает

Когда устанавливается тариф на импорт определенного товара, то

@производство этого товара увеличится

@спрос на этот товар падает

@ все ответы верны+

@цена этого товара повышается

Когда отменяется тариф на импорт определенного товара, то внутри

@производство этого товара увеличится

@спрос на этот товар падает

@ нет верного ответа+

@цена этого товара повышается

Когда устанавливается тариф на импорт определенного товара, то

@производство этого товара снижается

@спрос на этот товар падает+

@ все ответы верны

@цена этого товара снижается

Когда отменяется тариф на импорт определенного товара, то внутри

@производство этого товара снижается+

@спрос на этот товар падает

@ нет верного ответа

@цена этого товара повышается

Наряду с повышением цен и увеличением валютных резервов страны,

высокий протекционистский тариф, вводимый в малой экономике,

@вызвать общее повышение уровня жизни

@оставить реальную заработанную плату без изменений, хотя денежная

заработанная плата возрастет

@увеличить денежную заработную плату в большей степени, чем

жизни, так, что реальная заработанная плата снизится

@увеличить денежную заработную плату в меньшей степени, чем

жизни, так, что реальная заработанная плата снизится+

Оптимальная ставка импортного тарифа — это ставка, установленная

@ а) запрещающем импорт

@ б) величины, обратной эластичности предложения импорта+

@ в) оптимальной скидки с цены для покупателя, обладающего

Оптимальная ставка импортного тарифа — это ставка, установленная

@ а) величины, обратной эластичности спроса импорта

@ б) величины, обратной эластичности предложения импорта+

@ в) оптимальной скидки с цены для покупателя, обладающего

Оптимальный импортный тариф выгоден :

@ а) стране, импортирующей налогооблагаемый товар+

@ б) стране, экспортирующей налогооблагаемый товар

@ в) мировому хозяйству

Оптимальный импортный тариф приводит к потерям в :

@ а) стране, импортирующей налогооблагаемый товар

@ б) стране, экспортирующей налогооблагаемый товар

@ в) мировом хозяйстве

Оптимальный импортный тариф приводит к выигрышу в :

@ а) стране, импортирующей налогооблагаемый товар+

@ б) стране, экспортирующей налогооблагаемый товар

@ в) мировом хозяйстве

Если эластичность импортных поставок бесконечно велика, то

@ нет правильного ответа

Оптимальная ставка импортного тарифа зависит от

@доли импорта в общем объеме потребления;

@эластичности предложения импорта;+

@эластичности предложения отечественных производителей;

@ эластичности спроса на импорт;

Уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального

@минимальная ставка тарифа

@все ответы верны

@оптимальная ставка тарифа+

@максимальная ставка тарифа

Уровень оптимального тарифа в условиях экономики малой страны

@ положительный и меньше тарифа большой страны

@ положительный и больше тарифа большой страны

Если эластичность импортных поставок бесконечно велика, то

тарифа (при попытках оптимизации его) приведет к :

@ неизменному благосостоянию нации

@ однозначно ответить невозможно

Если эластичность импортных поставок бесконечно мала, то

тарифа (при попытках оптимизации его) приведет к :

Читайте также: