Единый социальный налог и страховые взносы в чем разница

Опубликовано: 30.04.2024

Как платить страховые взносы в ПФРФ

Каждая организация Российской Федерации уплачивает из фонда оплаты труда средства, на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников и тем самым выступает страхователем. Пенсионная система нашей страны устроена таким образом, что работодатель является плательщиком страховых взносов. Т.о. организация выступает страхователем своих сотрудников.

В связи с изменениями в законодательстве РФ единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы в бюджеты:

  • Пенси онного фонда Российской Федерации;
  • Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели:

  • Юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все страхователя должны быть зарегистрированы в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации. В случаи, когда страхователь относится к двум категориям плательщиков страховых взносов, он должен зарегистрироваться и уплачивать страховые взносы по каждому основанию.

В чем разница между ЕСН и страховыми взносами?

Главным отличием является то, что страховые платежи поступают напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как платежи по ЕСН поступали в федеральный бюджет. Важно не путать, это относится только к персонифицированным платежам, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе учета, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов

В 2010 году совокупный тариф страховых взносов остается на уровне ЕСН – 26%, из них в Пенсионный фонд Российской Федерации 20% от базы для начисления страховых взносов. Следует выделить отдельные категории страхователей, которые в 2010 году будут применять пониженные ставки страховых взносов в ПФ РФ.

15,8 % от базы для начисления страховых взносов:

  • Для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • Для организаций народных художественных промыслов и семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

14 % от базы для начисления страховых взносов:

  • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
  • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения либо уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – инвалидам, в отношении выплат в пользу инвалида;
  • Для общественных организаций инвалидов и созданных ими организаций при соблюдении определенных Законом условий;
  • Для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других социальных целей.

10,3 % от базы для начисления страховых взносов:

  • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый социальный налог;

Указанные пониженные тарифы страховых платежей на обязательное пенсионное страхование будут повышаться в течение периода с 2011 до 2015 года:

  • Тарифы на страховые взносы в ПФРФ в период с 2011 по 2012 год составит 16%
  • Тарифы на страховые взносы в ПФРФ в период с 2013 по 2014 год составит 21%
  • Тарифы на страховые взносы в ПФРФ в период с 2015 года составит 26%

С 2011 года страхователи, применяющие упрощенную систему налогообложения либо уплачивающие единый налог на вмененный доход, переходят на общий режим единый тариф 26%

Если у Вас возникли сложности по расчету страховых взносов и сдаче отчетности, то Вы можете воспользоваться нашими бухгалтерскими услугами.

Система социального страхования, действующая сегодня, неэффективна, пришла пора ее реформировать, считают законодатели. Концепция этой реформы стала предметом обсуждения на заседании Президиума Совета Федерации. О сути планирующихся изменений корреспонденту "Федерального агентства финансовой информации" рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Андрей Шмелев.

- С чем связана необходимость внесения изменений в систему cоциального страхования?

- Сегодня система обязательного социального страхования не отвечает задачам, которые она призвана решать. Уровень социальной защиты застрахованных явно снижается. Причем это не эпизодическое явление, а стойкая тенденция. Почему это происходит? В 2001 году был введен единый социальный налог, поступающие средства от него распределялись между ПФР, ФОМС и ФСС. В результате принятой затем макроэкономической стратегии по снижению налоговой нагрузки на предприятия единый социальный налог претерпел существенные изменения. Впоследствии его ставку уменьшили с 35 до 26 процентов. Предполагалось, что это приведет к тому, что "серые" зарплаты выйдут "из тени", и таким образом общая доходная часть бюджетных фондов не пострадает.

Но, к сожалению, ожидаемого результата мы не получили. Это привело к тому, что доходная часть бюджетов фондов — Пенсионного, Социальной защиты, Обязательного медицинского страхования — серьезно уменьшилась. Они потеряли финансовую устойчивость. Сейчас на исполнение текущих обязательств фонды вынуждены тратить свои резервы и уменьшать социальные и страховые выплаты. Они не имеют возможности индексировать их даже с учетом инфляции. В такой ситуации обеспечение социальной поддержки взял на себя федеральный бюджет. При этом неизбежно возросла зависимость выплат от федерального бюджета — государство устанавливает на свое усмотрение суммы отчислений, регулирует ставки страховых платежей. Это неправильно, ведь основополагающий принцип страхования — автономность. В свою очередь низкие доходы фондов определяют столь же низкий уровень страхового возмещения.

В результате при формировании бюджетов фондов мы занимаемся латанием дыр. Мы переносим часть обязательств по социальному страхованию на работодателей. Они сейчас обязаны оплачивать два первых рабочих дня по больничному листу, что противоречит страховому принципу. То, что сегодня называется у нас обязательным социальным страхованием, является государственными дотациями. Вот по этим причинам и назрела необходимость изменений в системе соцстраха.

- В чем суть новой концепции, предлагаемой Комитетом Совета Федерации по социальной политике?

- Если говорить коротко, то она состоит в замене единого социального налога страховыми взносами.

Предполагается, что часть от общей суммы взноса будут платить работодатели, а остальное — сами работники. В таком случае появятся автономность и прозрачность. Когда человек сам участвует в формировании своего будущего страхового возмещения, у него появляется личная заинтересованность, как эти средства используются, насколько выгодно они размещаются, в какой сумме выплачиваются и так далее. И это, бесспорно, позитивный момент. Но есть статьи, которые невозможно закрыть страховыми взносами населения. Вот по ним взять на себя обязательства должно государство.

- Но если взнос работника будет зависеть от его зарплаты, значительное количество людей останется практически без социальной поддержки? Ведь у многих россиян зарплаты очень низкие.

- Совершенно верно. Новая система социальной защиты может эффективно работать только при достаточном уровне заработной платы трудоспособного населения. Сегодня, когда минимальный размер оплаты труда равен стоимости единого проездного билета, вряд ли стоит и говорить о том, чтобы человек, получающий такую зарплату, самостоятельно уплачивал страховые взносы. Именно поэтому мы и заложили в концепцию фразу о кратном увеличении уровня заработной платы. Планируем, что на этот процесс уйдет 4-5 лет.

- То есть вы хотите заставить работодателей увеличить зарплаты работникам?

- Верно. И не только частных предпринимателей, но и государство. Необходимо, чтобы и бюджетникам повысили зарплату. Для этого, разумеется, надо провести целый комплекс мер. Без этого концепция совершенствования системы социальной защиты теряет смысл.

- Планируется ли отменить единый социальный налог?

- Мое личное мнение — ЕСН на сегодня выполнил свою функцию. В свое время, благодаря фискальным действиям, удалось увеличить сбор этого налога. Но сейчас поступления от него в фонды сократились. Его снижение ожидаемых результатов не дало. Формирование бюджетов фондов с помощью единого социального налога приводит к тому, что государство все больше берет на себя финансовую и регулирующую функции, а это не отвечает принципам социального страхования. К тому же само слово "налог" противоречит сути страхования. Поэтому и надо переходить к страховым взносам.

- Как отразятся предложенные изменения на работе предприятий малого и среднего бизнеса? Не приведут ли новации к появлению новых обязанностей у работодателей? Не придется ли им, например, собирать дополнительные сведения о работниках?

- Я думаю, что реформирование системы социальной защиты пойдет на пользу малому и среднему бизнесу. В части формальностей работы у финансовых и бухгалтерских служб не прибавится. Ведь они сейчас подают сведения в те же ФСС, ПФР. Хотя, возможно, вы правы. Документов, наверное, все-таки придется оформлять больше. Мы хотим ввести разбивку страховых взносов по разным фондам. Но я полагаю, что вряд ли это серьезно увеличит объем работы.

Е.В. Антонова, эксперт "Федерального агентства финансовой информации"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСН

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменяется. Вместо него придется платить взносы во внебюджетные фонды - в ПФР, ФСС, ФОМС. Контролировать уплату взносов будет не налоговая служба, а территориальные органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. О том, как эти изменения скажутся на работе бухгалтера строительной компании, вы узнаете из нашей статьи.

Новый порядок уплаты взносов

Регулировать отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Он вступает в силу со следующего года (за исключением отдельных положений).

Сразу отметим: обязательных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поправки не коснулись. Поэтому в 2010 году (если не будет принято каких-либо новшеств относительно этих взносов) их придется платить в том же порядке, что и теперь.

НОВЫЙ ПОРЯДОК - ХОРОШО ЗАБЫТЫЙ СТАРЫЙ?

Система налогового администрирования внебюджетных взносов себя не оправдала. Поэтому от нее решили отказаться, вновь вернув «раздельный» порядок, действовавший ранее.

Напомним, ЕСН был введен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, заменив собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды.

Целью введения налога было упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей за счет сокращения оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов.

Таким образом, просуществовав девять лет, механизм обязательного государственного страхования (аккумулирующий огромные средства) вновь подвергнут радикальным переменам.

Официально - в связи с проводимой пенсионной реформой.

На что обратить внимание

Рассмотрим подробнее наиболее важные положения закона.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В 2010 году размер взносов по сравнению с 2009 годом не изменится: для строительных компаний, работающих по общей системе налогообложения, он составит 26 процентов, для компаний на «упрощенке» и ЕНВД - 14 процентов. Перечислять платежи в федеральный бюджет больше не придется.

Однако уже с 2011 года совокупный размер взносов возрастет до 34 процентов для всех строительных компаний независимо от применяемого режима налогообложения (общего, упрощенного или ЕНВД - по отдельным видам деятельности).

Переходный период и пониженные тарифы установлены лишь для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов и т. д.). В 2011-2012 годах общий размер взносов для них составит 20,2 процента, в 2013-2014 годах - 27,1 процента.

Размеры страховых тарифов для обычных компаний на ближайшие два года приведены ниже.

Режим налогообложенияПериодОбщий размер взносов, % Тариф страховых взносов, %
ПФРФССФФОМСТФОМС
Упрощенная система налогообложения и ЕНВД2010 год1414---
Общая система налогообложения2010 год26202,91,12
Все организации (независимо от режима налогообложения) кроме тех, для которых установлены льготы2011 год34262,92,13


БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ

Определение базы для начисления страховых взносов в целом совпадает с базой по ЕСН. Это выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. С вознаграждений по гражданско-правовым договорам в 2010 году, как и в настоящее время, не придется платить взносы в ФСС России.

Однако есть и существенные различия.

Отменена регрессивная шкала. С 2010 года установлен предел облагаемой базы - 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала года). При превышении этой суммы начисление взносов прекращается (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). С 2011 года указанный лимит будет ежегодно индексироваться.

Выплаты, не учитываемые в расходах при налогообложении прибыли, от взносов не освобождены. То есть взносами будут облагаться в том числе и выплаты из чистой прибыли строительной компании, которые в 2009 году не подлежат обложению ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ (например, «непроизводственные» премии и выплаты к праздникам, не предусмотренные трудовыми договорами).

Кроме того, нужно отметить и такой момент. В 2009 году на основании приведенной нормы не подлежала обложению единым соцналогом любая материальная помощь, оказываемая работодателем работникам (так как налогооблагаемую прибыль компании она не уменьшает). С 2010 года суммы материальной помощи не будут облагаться взносами только в пределах 4000 руб. на одного работника в год (подп. 11 п. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ). Правда, для отдельных чрезвычайных случаев (при выплате материальной помощи в связи со смертью членов семьи работника и т. д.) освобождение от взносов предусмотрено в полной сумме.

Льгот для работающих инвалидов нет. В законе № 212-ФЗ отсутствуют льготы для инвалидов, которые были предусмотрены по ЕСН статьей 239 Налогового кодекса РФ. Таким образом, после завершения переходного периода (с 2011 по 2014 год), во время которого для организаций, использующих труд инвалидов, предусмотрены пониженные тарифы, с выплат инвалидам взносы будут начисляться в общем порядке.

Уточнен перечень необлагаемых выплат. С 2010 года в отличие от действующего порядка (установленного ст. 238 Налогового кодекса РФ) дополнительно будут освобождены от уплаты страховых взносов:
- вознаграждения по договорам с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими в России (на вознаграждения работникам, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание, льгота не распространяется);
- суммы расходов на медицинское обслуживание работников по договорам, которые заключены на срок не менее года с лицензированными медицинскими организациями.

А вот, скажем, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника с 2010 года будет облагаться страховыми взносами (сейчас такая компенсация от ЕСН освобождена).

Изменен порядок начисления взносов при выплате вознаграждений в натуральной форме. Так, если в 2010 году работодатель будет производить выплаты работникам в натуральной форме - в виде товаров, работ или услуг, то при расчете базы для начисления страховых взносов будет учитываться цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (п. 6 ст. 8 закона № 212-ФЗ). В 2009 году в аналогичной ситуации должна учитываться рыночная стоимость соответствующих товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 237 Налогового кодекса РФ).

УПЛАТА ВЗНОСОВ

Срок уплаты страховых взносов такой же, как и ЕСН, - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ). Для каждого из четырех фондов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС) нужно оформлять отдельную платежку.

Платежи в ФСС по-прежнему нужно будет уменьшать на сумму расходов компании, связанных с выплатой социальных пособий по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязанность компании перечислить страховые взносы будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при условии, что на ее счете достаточно денежных средств (подп. 1 п. 5 ст. 18 закона № 212-ФЗ). Такое же правило действует и сейчас в отношении налоговых платежей. Однако обратите внимание на важное уточнение: при ошибке в КБК (а не только в счете Федерального казначейства и наименовании банка получателя) обязанность по уплате взносов не будет считаться исполненной. На это указано в пункте 6 статьи 18 закона № 212-ФЗ.

ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ПЕРЕПЛАТЫ

Во многом правила зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов воспроизводят положения статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Однако есть и отличия: если налоги можно зачесть между собой по соответствующим видам, то зачесть переплату по страховым взносам, перечисленным в один фонд, в счет платежей, причитающихся в другой фонд, не получится (п. 21 ст. 26 закона № 212-ФЗ). Также нельзя будет зачесть переплату в счет налоговых платежей.

Хотя и раньше разные взносы между собой зачесть было невозможно.

Отчетными периодами так же, как и теперь, будут: I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (он же - расчетный период).

Сроки. Ежеквартально компании придется сдавать два отчета: один - в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй - в отделение ФСС (по взносам на социальное страхование и выплате пособий). Причем в разные сроки: в Пенсионный фонд - до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; в ФСС - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Формы отчетов будут утверждены дополнительно.

И еще такой нюанс. Строительные компании, у которых среднесписочная численность работников за 2009 год превысит 100 человек, должны будут в 2010 году сдавать отчеты в оба фонда в электронном виде. А с 2011 года на такой способ сдачи отчетности обязаны будут перейти все организации, в которых работают более 50 человек.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов установлены по аналогии с порядком, приведенным в статье 119 Налогового кодекса РФ. Но не во всем.

Во-первых, в отличие от налогового законодательства, согласно статье 46 закона № 212-ФЗ, штраф может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года.

Во-вторых, период просрочки будут рассчитывать в календарных днях, а не в рабочих.

В-третьих, четко установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней - 1000 руб. (в Налоговом кодексе РФ такой минимум не определен).

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ

Изменяются сроки представления в ПФР и индивидуальных сведений для персонифицированного учета. Сейчас компании должны сдавать их один раз в год не позднее 1 марта следующего года (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). То есть индивидуальные сведения за 2009 год нужно будет представить до 1 марта (включительно) 2010 года.

В дальнейшем отчитываться придется чаще:
- за 2010 год - уже дважды - до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ);
- с 2011 года - ежеквартально - до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 12 закона № 213-ФЗ).

Как уже было сказано, проверки по страховым взносам будут проводить специалисты ПФР и ФСС.

В ведении Пенсионного фонда будут проверки правильности начисления и своевременности уплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, в ведении Фонда социального страхования - проверки взносов на обязательное социальное страхование и расходов на выплату социальных пособий.

Камеральные проверки расчетов. В целом правила камеральных проверок расчетов по страховым взносам такие же, как и правила налоговых камеральных проверок. Они установлены в статье 34 закона № 212-ФЗ.

Период проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления расчета. Так же, как и налоговики, проверяющие вправе потребовать от компании письменные объяснения, если по сданному расчету возникнут вопросы.

Кроме того, контролеры наделяются правом истребовать у компании документы, подтверждающие правильность исчисления и перечисления страховых взносов (как при камеральных, так и при выездных проверках). А специалисты ФСС могут проконтролировать и обоснованность расходов компании на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.

Выездные проверки. Выездные проверки сотрудники ПФР и ФСС будут проводить совместно на основании ежегодного плана проверок (п. 3 ст. 33 закона № 212-ФЗ). При этом координировать свой график проверок с налоговиками они не обязаны.

Проверять компанию можно будет не чаще, чем раз в три года. Максимальный срок проверки - два месяца. При этом выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки. Такие правила установлены в пунктах 9-11 статьи 35 закона № 212-ФЗ.

Продлевать проверку новый закон не позволяет. Правда, ее можно приостановить. Основания для этого перечислены в пункте 15 статьи 35 закона № 212-ФЗ:
- истребование документов;
- получение информации от иностранных государственных органов;
- перевод представленных документов на русский язык.

Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев (по второму основанию шестимесячный срок может быть продлен еще на три месяца).

Обратиться с обжалованием решения по проверке можно будет либо в вышестоящий орган (ПФР или ФСС), либо сразу в суд. Обязательного досудебного урегулирования споров, которое сейчас действует в отношении решений налоговых инспекций, новым законом не предусмотрено. Как не предусмотрено и право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ признана утратившей силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2010 года Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводятся страховые взносы:

– в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;

– в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

При этом действие Закона № 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые по-прежнему регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования установлены отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с заменой ЕСН на страховые взносы вносятся изменения в главы 23, 25, 26.2, 26.3 НК РФ и различные федеральные законы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи.

При этом категории страхователей те же, что и налогоплательщики ЕСН:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Так же, как и по ЕСН, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами абсолютно идентичен объекту налогообложения ЕСН, установленному п. 1 ст. 236 НК РФ.

База для начисления страховых взносов будет определятся в порядке, аналогичном установленному ст. 237 НК РФ.

С 1 января 2010 года устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут.

В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов не индексируется.

А с 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

В настоящее время суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН, перечислены в ст. 238 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, практически аналогичен перечню, установленному ст. 238 НК РФ.

Поэтому весь перечень приводить не будем, рассмотрим только отличия.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника.

С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованный отпуск будут облагаться страховыми взносами.

Налогообложению ЕСН не подлежат суммы компенсаций, связанных с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Страховыми взносами не будут облагаться также компенсации, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Не облагаются страховыми взносами , как и ЕСН, компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

По мнению Минфина РФ, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению ЕСН (письмо от 13.06.2007 г. № 03-04-06-02/113).

Однако с 1 января 2010 года выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда будут облагаться страховыми взносами.

Не будут облагаться страховыми взносами только компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Если сейчас ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, то с 1 января 2010 года не будут подлежать обложению страховыми взносами только суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

В настоящее время не облагаются ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.

Аналогичная норма содержится и в п. 8 ст. 217 НК РФ (доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ).

С 1 января 2010 года указанная материальная помощь не будет облагаться страховыми взносами в случае, если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)) ребенка.

Соответствующее уточнение внесено Законом № 213-ФЗ также и в п. 8 ст. 217 НК РФ.

С 2010 года не будут облагаться страховыми взносами суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

С 1 января 2010 года согласно обновленному п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда будут относиться не только взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения не будут подлежать обложению страховыми взносами.

Не будет облагаться страховыми взносами (так же, как и сейчас ЕСН) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Законодательно разрешен вопрос, вызывавший ранее много споров, – о проведении «северянами» отпуска за границей (см. «А-Э» № 46 за 2008 г., стр. 18).

Теперь установлено, что в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Аналогичная норма установлена п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 455.

В настоящее время согласно п.п. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В отношении страховых взносов данной нормы не будет.

Но зато с 01.01.2010 г. не будут облагаться страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Отметим, что аналогичное положение содержится и в п. 28 ст. 217 НК РФ в отношении НДФЛ.

С 1 января 2010 года не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Напомним, что временно пребывающим в Российской Феде­рации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Россий­ской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником (Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Порядок обложения страховыми взносами расходов на командировки также не изменяется по сравнению с ныне действующим порядком налогообложения ЕСН.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До 2009 года чиновники настаивали на том, что для целей налогообложения ЕСН должны применяться нормы суточных, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93.

С 01.01.2009 г. данное постановление утратило силу, поэтому Минфин РФ сообщает, что учитывая положение ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которым порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, с 1 января 2009 года не подлежат налогообложению ЕСН суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации (письмо от 23.03.2009 г. № 03-04-06-02/20).

С 2010 года непосредственно в ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Россий­ской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные. Без всяких норм.

Так же, как и по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется аналогично норме ст. 242 НК РФ, то есть так же, как по ЕСН.

В настоящее время налогоплательщики налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога освобождены от уплаты единого социального налога.

Вышеперечисленные налогоплательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2010 года налогоплательщики налогов при УСН, ЕНВД и ЕСХН признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование на общих основаниях.

Для них сохраняется также обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Соответствующие изменения внесены в ст. 346.1, 346.16, 346.26 НК РФ.

Налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения будут вправе уменьшить полученные ими доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Налогоплательщики налога при УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сохраняется положение о том, что сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Предприниматели, применяющие УСН на основе патента , будут вправе при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшить эту стоимость на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщики ЕНВД будут уменьшать сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В 2010 году налогоплательщики ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), и применяющие УСН будут уплачивать страховые взносы по следующим тарифам:

Фонды обязательного
медицинского страхования

Единый социальный налог и взносы
на обязательное пенсионное страхование

В статье рассмотрены проблемы уплаты единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование в контексте действующего законодательства c учетом мнения налоговых органов.

Приведены показательные примеры из арбитражной практики по основным спорным вопросам определения налоговой базы, использования льгот и др.

Учтены новшества законодательства о едином социальном налоге, вступающие в силу с 2009 г.

Книга адресована бухгалтерам.

Единый социальный налог

Единый социальный налог (далее - налог, ЕСН) введен в Российской Федерации с 2001 г. Суммы налога зачисляются в федеральный бюджет и идут на финансирование базовой части трудовых пенсий, в фонды обязательного медицинского страхования на нужды медицинского обеспечения работающих граждан в рамках обязательного медицинского страхования, а также в фонд социального страхования на финансирование социальных пособий, иных страховых выплат и программ.

Плательщиками ЕСН признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

К организациям в целях применения положений Налогового кодекса РФ согласно п.2 ст.11 НК РФ относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации); физическими лицами считаются в налоговом законодательстве граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, принимает на работу сотрудников по трудовому договору.

Адвокат является плательщиком ЕСН в отношении собственных доходов от адвокатской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п.2 ст.236 НК РФ).

Кроме того, ему следует уплачивать ЕСН и за своих сотрудников, работодателем которых он является: согласно п.1 ст.236 НК РФ объектом обложения ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Таким образом, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, является плательщиком ЕСН по двум основаниям.

В письмах ФНС России от 22.03.2006 N ГВ-6-05/307@ и Минфина России от 06.03.2006 N 03-05-02-03/12 поясняется, что иностранные организации, имеющие представительства в Российской Федерации, также являются налогоплательщиками на общих основаниях, так как специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты единого социального налога иностранными организациями, глава 24 НК РФ не содержит. Таким образом, выплаты, начисленные иностранной организацией по трудовым договорам в пользу своих работников - иностранных граждан и связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории РФ в представительстве организации, признаются объектом обложения единым социальным налогом независимо от статуса работника (постоянно или временно проживающий на территории РФ), места заключения договора, а также независимо от того, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории РФ).

Организации, имеющие обособленные подразделения, выполняют обязанности налогоплательщика с учетом следующих особенностей.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (п.8 ст.243 НК РФ).

На обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс и не имеющие расчетного счета, такая обязанность не возлагается, так как соответствующие нормы в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, могут производить уплату единого социального налога централизованно по месту своего нахождения (письма МНС России от 28.08.2001 N БГ-6-05/658, от 06.09.2001 N СА-6-05/687, Минфина России от 18.10.2005 N 03-02-07/1-269, ФСС России от 21.06.2001 N 02-18/05-4479, УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 21-18/205, от 08.11.2005 N 21-18/432, от 19.01.2005 N 21-11/01842).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей на основании п.1 ст.236 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:

- по трудовым договорам;

- по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой);

- по авторским договорам.

К трудовым договорам ст.15 ТК РФ относит соглашения между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

К договорам работ (услуг) применительно к налоговым отношениям следует отнести договоры, предметом которых является выполнение работы (работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц) или оказание услуги (ст.38 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Понятие авторских договоров как таковое в действующем законодательстве отсутствует с 2008 г. Ранее это понятие содержалось в Законе "Об авторском праве и смежных правах", однако он утратил силу, а в пришедшей ему на смену части четвертой ГК РФ применяется иная терминология. С 2008 г. с авторами заключаются лицензионные договоры или договоры отчуждения исключительного права (статьи 1233 - 1236, 1285 - 1288 ГК РФ).

Тем не менее Минфин России неоднократно пояснял, что факт исключения из действующего законодательства термина "авторский договор" не может являться основанием для освобождения от обложения ЕСН выплат по договорам с авторами. В главе 24 НК РФ под авторским договором понимается любой договор, связанный с обращением авторских прав, одной из сторон которого является автор. Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое автору произведения по лицензионному договору или договору отчуждения прав, а также по договору авторского заказа, является объектом обложения единым социальным налогом и в 2008 г., и в последующие годы (письма Минфина России от 20.06.2008 N 03-04-06-02/62, от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75 и др.).

В то же время вознаграждение, выплачиваемое наследнику авторских прав, не подлежит обложению единым социальным налогом, поскольку какой-либо договор с наследником отсутствует и он получает доход на праве наследования (письма Минфина России от 20.06.2008 N 03-04-06-02/62, от 07.05.2008 N 03-04-06-02/48, УФНС России по г. Москве от 15.10.2007 N 21-11/097975@ и др.).

Патентные права, права на селекционные достижения, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и т.п.к авторским правам на относятся (часть четвертая ГК РФ).

Обратите внимание! Пунктом 1 ст.236 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения ЕСН выступают начисления в пользу физических лиц по вышеуказанным договорам. Арбитражные суды стоят на позиции, что исходя из смысла ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения в пользу работников - физических лиц, по своей сути, должны являться их доходами, их экономической выгодой. В отсутствие выгоды базы для исчисления ЕСН нет.

ЗАО "Лукойл-АИК" обжаловало в суд решение налоговой инспекции о доначислении ЕСН с сумм взносов, уплачиваемых ЗАО в пользу своих работников в негосударственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант".

Удовлетворяя требования заявителя, суд указал, что в соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц.

Исходя из смысла ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения в пользу работников - физических лиц, по своей сути, должны являться их доходами, их экономической выгодой.

Платежи (взносы) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, перечисляемые работодателем в пользу своих работников, не являются доходами работника, поскольку согласно статьям 16 и 17 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" они формируют собственное имущество негосударственных пенсионных фондов.

Вкладчиком по договору с пенсионным фондом является ЗАО, а не конкретные физические лица.

У работника не возникает право собственности на взносы, которые принадлежат на праве собственности фонду. Работник не имеет права пользоваться и распоряжаться такими взносами.

Суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения не признаются доходом работника при исчислении налога на доходы физических лиц, на что указывает ст.213.1 НК РФ.

При таких обстоятельствах при уплате заявителем взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения объекта обложения ЕСН не возникает.

Жалоба ЗАО удовлетворена, решение налоговой инспекции отменено (по материалам Постановления ФАС Московского округа от 06.05.2008 N КА-А40/3516-08 по делу N А40-45960/07-4-265).

Если штатным работникам производятся отдельные начисления, не связанные с выполнением трудовых обязанностей и не являющиеся вознаграждением за труд, то такие выплаты не являются объектом обложения ЕСН.

Например, работник-донор согласно ст.186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

Статьей 186 ТК РФ также предусмотрено, что при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, т.е. такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.

Следовательно, указанные выплаты не включаются в объект обложения единым социальным налогом на основании положений п.1 ст.236 НК РФ и в объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (см. письма Минфина России от 29.06.2006 N 03-05-02-04/91, от 20.10.2006 N 03-05-02-04/160, от 20.03.2007 N 03-04-07-02/9, от 01.06.2007 N 03-04-06-02/104).

Аналогично: работникам, привлекаемым к выполнению воинской обязанности, п.2 ст.6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гарантирует выплату среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Эта выплата также не связана с трудовыми отношениями и не облагается налогом.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, причитаются дополнительные оплачиваемые отпуска, однако с сумм выплат ЕСН также не взимается, так как отпуска предоставляются не в связи с выполнением текущих трудовых обязанностей работника и финансируются из бюджетных средств, не включаются в расходы работодателя (письма Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-02/210; ФНС России от 09.02.2005 N ГВ-6-05/99@ и др.).

Еще одна подобная выплата - оплата дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами. В соответствии со ст.262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Эти суммы не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, поэтому единым социальным налогом не облагаются (письмо Минфина России от 13.06.2007 N 03-04-06-01/184).

Выплаты физическим лицам по иным типам договоров (кроме трудовых, авторских и гражданско-правовых на выполнение работ, оказание услуг) налогом не облагаются: отсутствует объект налогообложения.

Гражданин, ищущий работу, заключил с организацией ученический договор.

Согласно части первой ст.198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение.

Исходя из норм ст.199 ТК РФ выполнение работ (оказание услуг) не является предметом ученического договора.

Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством и локальными актами организации, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, ученический договор не может рассматриваться как трудовой договор, так как не соответствует вышеупомянутым критериям трудового договора.

Следовательно, выплаты, начисляемые и производимые работодателем по ученическому договору, включая оплату работы, выполняемой на практических занятиях, лицу, ищущему работу, не связанному с организацией трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не признаются объектом обложения единым социальным налогом (см. совместное письмо Минфина и ФНС России от 26.07.2007 N ГВ-6-05/604@).

Читайте также: