Единый налоговый кодекс союзного государства

Опубликовано: 14.05.2024

“Ъ” ознакомился с программой экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся.

Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской.

“Ъ” стали известны положения проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» — его 6 сентября парафировали, то есть согласовали с возможностью незначительных изменений, премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Источник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил “Ъ” подлинность документа.

Предметные переговоры по программе на президентском и правительственном уровне шли с весны 2019 года (проект в виде «обновления Союзного государства» инициировал в декабре 2018 года Дмитрий Медведев), президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно давал понять (не всегда в позитивном ключе), что речь идет о достаточно серьезных шагах двух государств. При этом проект программы интеграции не публиковался, публичная часть переговоров в 2019 году в основном вращалась вокруг частных вопросов — компенсации Москвой Минску потерь от загрязнения нефти в системе «Транснефти» в апреле и «налогового маневра» РФ в нефтяной отрасли, а к расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли.

Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018 году составлял 3,4% ВВП России), при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления. Конкретики в «Программе действий» немного — так, одним из немногих предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая же часть планов сторон заключается в представлении друг другу к 1 ноября 2019 года предложений по «дорожным картам» объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединенном режиме с 1 января 2021 года.

Самое важное, что предполагается объединять,— это налоговые системы: предполагается, что в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.

Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно — впрочем, если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения, и Налоговый кодекс РФ может измениться в 2022 году.

Документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства, который сейчас очень похож на декорацию, положения «Программы действий» можно трактовать в какую угодно сторону. Пока также невозможно оценить, является ли это риском изменения налогов для России. Еще два предмета суверенной политики будут объединены с 2021 года — это таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика. В последнем случае документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей, описательным термином. Учитывая многолетнюю историю российско-белорусских нефтегазовых трений, переговоры по этой части программы станут центром битвы за интеграцию: белорусская сторона уже после парафирования документа заявляла о том, что продолжит добиваться от РФ компенсаций.

Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет, но о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и, по крайней мере отчасти, едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться. ЦБ России и Нацбанк Белоруссии также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Наконец, стороны договорились о единых принципах «специальных экономических мер»: в РФ их чаще именуют контрсанкциями, нередко подозревая содействие Белоруссии в их обходе.

Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года также должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать (в данном случае имеется в виду единый набор норм регулирования, а не единый «союзный» госорган) предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов: будет вестись работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.

Отметим сферы, абсолютно не затронутые «Программой действий»: это оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства. Однако стороны договорились о том, что «иные положения договора» о Союзном государстве также могут обсуждаться. Отметим, что по крайней мере до 2022 года говорить о «фактическом объединении» двух стран с последующим переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий России и Белоруссии исходя из «Программы действий» вообще нет оснований — в документе идет речь только об экономической интеграции.

Об исполнимости предлагаемой программы на равных говорить почти невозможно. К тому же опережение развития по крайней мере большей частью регуляторной инфраструктуры РФ белорусских аналогов очевидно — например, вряд ли возможна гармонизация госрегулирования рынков транспорта РФ и Белоруссии в форме, отличающейся от принятия Белоруссией российских норм, и то же касается большей части предметов будущих переговоров. Как и всегда в таких случаях, главный риск для большей (в данном случае российской) экономики от неравновесной интеграции — открывающаяся «под интеграционные нужды» возможность пересмотра внутренних правил игры, чем явно захотят воспользоваться очень многие. Только конкретный ход переговоров, которые исходя из опыта сентября 2019 года вряд ли будут публичны, покажет, насколько этот риск для России сообразен задачам интеграции с экономикой в 29 раз меньшей.

Часть первая Налогового кодекса Союзного государства

I. Правовые основы регулирования законодательства о налогах и сборах Союзного государства

1. Законодательство Союзного государства о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Союзного государства и принятых в соответствии с ним актов законодательства о налогах и сборах Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - члены Союзного государства).

2. Налоговый кодекс Союзного государства состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса устанавливает систему налогов и сборов, подлежащих уплате в Союзный бюджет, бюджеты членов Союзного государства, а также общие принципы налогообложения и сборов в Союзном государстве, в том числе:

1) виды налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет Союзного государства;

2) принципы установления, введения в действие и прекращения действия налогов и сборов в Союзном государстве;

3) действие актов законодательства Союзного государства о налогах и сборах во времени;

4) основания возникновения, изменения, прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

5) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством Союзного государства о налогах и сборах;

6) формы и методы налогового контроля;

7) ответственность за нарушения законодательства Союзного государства о налогах и сборах.

Часть вторая Налогового кодекса Союзного государства устанавливает конкретный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Союзного государства.

3. В части первой Налогового кодекса закрепляются принципы установления, изменения и отмены налогов и сборов, являющиеся основами законодательства Союзного государства о налогах и сборах, в частности:

1) налоги и сборы Союзного государства устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Союзного государства;

2) налоги и сборы членов Союзного государства устанавливаются, изменяются или отменяются в порядке, устанавливаемом налоговыми кодексами членов Союзного государства;

3) при установлении налогов Союзного государства должны быть определены все элементы налогообложения;

4) законодательство Союзного государства о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

5) налоги и сборы Союзного государства не могут препятствовать реализации гражданами Союзного государства своих конституционных прав, а также иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

6) не могут устанавливаться налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Союзного государства, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Союзного государства товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

7) порядок действия международных договоров по вопросам налогообложения, в том числе соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных членами Союзного государства до вступления в силу Налогового кодекса Союзного государства.

II. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе Союзного государства

В части первой Налогового кодекса Союзного государства определяются единообразно применяемые в законодательстве Союзного государства о налогах и сборах институты, понятия и термины, в частности:

1) налога и сбора, в том числе налога и сбора Союзного государства, налога и сбора члена Союзного государства;

2) элементов налогообложения;

3) товара, работы, услуги, имущества, реализации товаров (работ или услуг), используемых в целях налогообложения;

4) цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

5) доходов, в том числе от источников в Союзном государстве и за пределами Союзного государства;

6) участников отношений, регулируемых законодательством Союзного государства о налогах и сборах, в том числе налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов, представителей налогоплательщика, взаимозависимых лиц, налоговых и таможенных органов и других участников;

7) налоговых резидентов;

8) постоянного представительства.

III. Налоги и сборы Союзного государства

Налогами и сборами Союзного государства признаются:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) таможенные пошлины и таможенные сборы.

IV. Порядок зачисления налогов и сборов Союзного государства

1. Налоги и сборы Союзного государства являются источниками бюджетов Союзного государства и членов Союзного государства.

2. Порядок зачисления налогов и сборов Союзного государства устанавливается законом Союзного государства о бюджете Союзного государства.

V. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Союзного государства

Налоговый кодекс Союзного государства устанавливает порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Союзного государства, а также общие принципы по уплате налогов и сборов членов Союзного государства, в частности:

1) порядок возникновения, исполнения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора;

2) порядок взыскания налога, сбора, а также пени в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом;

3) порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени;

4) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

5) условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени, в том числе в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;

6) налоговая декларация, порядок ее представления, внесения изменений и дополнений;

7) порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам;

8) обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.

VI. Налоговый контроль

1. Налоговым кодексом Союзного государства в целях осуществления налогового контроля применительно к налогам и сборам Союзного государства устанавливаются:

1) формы налогового контроля;

2) перечень сведений, признаваемых налоговой тайной;

3) порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета в налоговых органах организаций и физических лиц;

4) обязанности банков, связанные с учетом в налоговых органах организаций и физических лиц;

5) обязанности регистрирующих органов, связанных с учетом организаций и физических лиц;

6) порядок производства по делу о налоговом правонарушении (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки);

7) рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций;

8) давность взыскания недоимки и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

9) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, а также рассмотрения жалобы и принятия решения по ней;

10) срок хранения документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

2. Налоговым кодексом Союзного государства устанавливаются общие принципы налогового контроля применительно к налогам и сборам членов Союзного государства.

VII. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

1. Налоговым кодексом Союзного государства применительно к налогам и сборам Союзного государства устанавливаются общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в частности:

1) понятие и виды налоговых правонарушений, в том числе совершенных банками;

2) лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;

3) общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) формы вины при совершении налогового правонарушения;

5) обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения;

6) виды налоговых санкций и давность их взыскания.


>
вторая Налогового кодекса Союзного государства
Содержание
Концепция Налогового кодекса Союзного государства (одобрена Советом Министров Союзного государства) (протокол заседания от.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

“Ъ” ознакомился с программой экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской.

“Ъ” стали известны положения проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» — его 6 сентября парафировали, то есть согласовали с возможностью незначительных изменений, премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Источник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил “Ъ” подлинность документа.

Предметные переговоры по программе на президентском и правительственном уровне шли с весны 2019 года (проект в виде «обновления Союзного государства» инициировал в декабре 2018 года Дмитрий Медведев), президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно давал понять (не всегда в позитивном ключе), что речь идет о достаточно серьезных шагах двух государств. При этом проект программы интеграции не публиковался, публичная часть переговоров в 2019 году в основном вращалась вокруг частных вопросов — компенсации Москвой Минску потерь от загрязнения нефти в системе «Транснефти» в апреле и «налогового маневра» РФ в нефтяной отрасли, а к расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли.

Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018 году составлял 3,4% ВВП России), при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления. Конкретики в «Программе действий» немного — так, одним из немногих предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая же часть планов сторон заключается в представлении друг другу к 1 ноября 2019 года предложений по «дорожным картам» объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединенном режиме с 1 января 2021 года.

Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно — впрочем, если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения, и Налоговый кодекс РФ может измениться в 2022 году.

Документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства, который сейчас очень похож на декорацию, положения «Программы действий» можно трактовать в какую угодно сторону. Пока также невозможно оценить, является ли это риском изменения налогов для России. Еще два предмета суверенной политики будут объединены с 2021 года — это таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика. В последнем случае документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей, описательным термином. Учитывая многолетнюю историю российско-белорусских нефтегазовых трений, переговоры по этой части программы станут центром битвы за интеграцию: белорусская сторона уже после парафирования документа заявляла о том, что продолжит добиваться от РФ компенсаций.

Как Александр Лукашенко потребовал от России быть «старшим братом»

Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет, но о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и, по крайней мере отчасти, едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться. ЦБ России и Нацбанк Белоруссии также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Наконец, стороны договорились о единых принципах «специальных экономических мер»: в РФ их чаще именуют контрсанкциями, нередко подозревая содействие Белоруссии в их обходе.

Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года также должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать (в данном случае имеется в виду единый набор норм регулирования, а не единый «союзный» госорган) предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов: будет вестись работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.

Что ближе Белоруссии — Восток или Запад?

Отметим сферы, абсолютно не затронутые «Программой действий»: это оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства. Однако стороны договорились о том, что «иные положения договора» о Союзном государстве также могут обсуждаться. Отметим, что по крайней мере до 2022 года говорить о «фактическом объединении» двух стран с последующим переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий России и Белоруссии исходя из «Программы действий» вообще нет оснований — в документе идет речь только об экономической интеграции.

Об исполнимости предлагаемой программы на равных говорить почти невозможно. К тому же опережение развития по крайней мере большей частью регуляторной инфраструктуры РФ белорусских аналогов очевидно — например, вряд ли возможна гармонизация госрегулирования рынков транспорта РФ и Белоруссии в форме, отличающейся от принятия Белоруссией российских норм, и то же касается большей части предметов будущих переговоров. Как и всегда в таких случаях, главный риск для большей (в данном случае российской) экономики от неравновесной интеграции — открывающаяся «под интеграционные нужды» возможность пересмотра внутренних правил игры, чем явно захотят воспользоваться очень многие. Только конкретный ход переговоров, которые исходя из опыта сентября 2019 года вряд ли будут публичны, покажет, насколько этот риск для России сообразен задачам интеграции с экономикой в 29 раз меньшей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 августа 2000 года N 640

О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Белоруссия о создании унифицированного
налогового законодательства и проведении единой налоговой политики
Союзного государства

Правительство Российской Федерации

Одобрить представленный Министерством финансов Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства (прилагается).

Поручить Министерству финансов Российской Федерации провести с участием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам переговоры с уполномоченными органами Республики Белоруссия и по достижении договоренности подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Белоруссия о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой налоговой политики
Союзного государства

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Белоруссия, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,

руководствуясь положениями Договора о создании Союзного государства,

подтверждая необходимость скорейшего осуществления скоординированных мероприятий по созданию единого экономического пространства и формированию в этих целях единого налогового законодательства Союзного государства,

стремясь проводить единую налоговую политику в условиях развития эффективных рыночных механизмов,

согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны считают основополагающими элементами унифицированного налогового законодательства:

единые принципы и правила налогообложения;

единый перечень основных налогов;

единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;

единые термины и понятия.

Конечной целью унификации налогового законодательства и проведения единой налоговой политики Договаривающиеся Стороны считают принятие Налогового кодекса Союзного государства.

Договаривающиеся Стороны обязуются проводить согласованные действия, предусмотренные планом мероприятий по переходу к единой системе налогообложения (далее именуется - план мероприятий), прилагаемым к настоящему Соглашению и являющимся его неотъемлемой частью.

Договаривающиеся Стороны обязуются создать рабочую группу по обеспечению выполнения настоящего Соглашения в течение 30 дней после его подписания.

Договаривающиеся Стороны обязуются согласованно вносить в национальные законодательные органы законопроекты, разработанные в рамках плана мероприятий, а также информировать друг друга в месячный срок о принятых законодательных актах о налогах и сборах.

Договаривающиеся Стороны определяют ответственными за выполнение положений настоящего Соглашения:

с Российской Стороны - Министерство финансов Российской Федерации;

с Белорусской Стороны - Министерство финансов Республики Белоруссия.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания.

Совершено в г. " " 2000 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования положений настоящего Соглашения будет использоваться текст на русском языке.

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Республики Белоруссия

Приложение
к Соглашению между
Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Белоруссия
о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой
налоговой политики Союзного государства

П Л А Н
мероприятий по переходу к единой системе налогообложения

1. Проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и Республики Белоруссия в части основных налогов

Минфин России
МНС России
Минэкономразвития России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии
Минэкономики Белоруссии

2. Согласование единого перечня основных налогов, единых принципов и правил налогообложения и единых терминов и понятий

Минфин России
МНС России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии

3. Определение соответствия основных принципов налогообложения в России и Белоруссии основным принципам налогообложения, используемым в мировой практике

Минфин России
МНС России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии

4. Определение перечня нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения, в которые требуется внести изменения и дополнения с целью их унификации

Минфин России
МНС России
Минэкономразвития России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии
Минэкономики Белоруссии

5. Заключение межведомственного соглашения о совместной деятельности по разработке предложений о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство

Минфин России
Минфин Белоруссии

6. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство

Минфин России
МНС России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии

7. Разработка проекта Налогового кодекса Союзного государства

Минфин России
МНС России
Минэкономразвития России
Минфин Белоруссии
ГНС Белорусс ии
Минэкономики Белоруссии

8. Подготовка к принятию Налогового кодекса Союзного государства

Минфин России
МНС России
Минэкономразвития России
Минфин Белоруссии
ГНС Белоруссии
Минэкономики Белоруссии

Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

“Ъ” ознакомился с программой экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся.

Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской.

“Ъ” стали известны положения проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» — его 6 сентября парафировали, то есть согласовали с возможностью незначительных изменений, премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Источник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил “Ъ” подлинность документа.

Предметные переговоры по программе на президентском и правительственном уровне шли с весны 2019 года (проект в виде «обновления Союзного государства» инициировал в декабре 2018 года Дмитрий Медведев), президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно давал понять (не всегда в позитивном ключе), что речь идет о достаточно серьезных шагах двух государств. При этом проект программы интеграции не публиковался, публичная часть переговоров в 2019 году в основном вращалась вокруг частных вопросов — компенсации Москвой Минску потерь от загрязнения нефти в системе «Транснефти» в апреле и «налогового маневра» РФ в нефтяной отрасли, а к расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли.

Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018 году составлял 3,4% ВВП России), при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления. Конкретики в «Программе действий» немного — так, одним из немногих предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая же часть планов сторон заключается в представлении друг другу к 1 ноября 2019 года предложений по «дорожным картам» объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединенном режиме с 1 января 2021 года.

Самое важное, что предполагается объединять,— это налоговые системы: предполагается, что в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.

Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно — впрочем, если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения, и Налоговый кодекс РФ может измениться в 2022 году.

Документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства, который сейчас очень похож на декорацию, положения «Программы действий» можно трактовать в какую угодно сторону. Пока также невозможно оценить, является ли это риском изменения налогов для России. Еще два предмета суверенной политики будут объединены с 2021 года — это таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика. В последнем случае документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей, описательным термином. Учитывая многолетнюю историю российско-белорусских нефтегазовых трений, переговоры по этой части программы станут центром битвы за интеграцию: белорусская сторона уже после парафирования документа заявляла о том, что продолжит добиваться от РФ компенсаций.

Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет, но о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и, по крайней мере отчасти, едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться. ЦБ России и Нацбанк Белоруссии также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Наконец, стороны договорились о единых принципах «специальных экономических мер»: в РФ их чаще именуют контрсанкциями, нередко подозревая содействие Белоруссии в их обходе.

Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года также должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать (в данном случае имеется в виду единый набор норм регулирования, а не единый «союзный» госорган) предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов: будет вестись работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.

Отметим сферы, абсолютно не затронутые «Программой действий»: это оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства. Однако стороны договорились о том, что «иные положения договора» о Союзном государстве также могут обсуждаться. Отметим, что по крайней мере до 2022 года говорить о «фактическом объединении» двух стран с последующим переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий России и Белоруссии исходя из «Программы действий» вообще нет оснований — в документе идет речь только об экономической интеграции.

Об исполнимости предлагаемой программы на равных говорить почти невозможно. К тому же опережение развития по крайней мере большей частью регуляторной инфраструктуры РФ белорусских аналогов очевидно — например, вряд ли возможна гармонизация госрегулирования рынков транспорта РФ и Белоруссии в форме, отличающейся от принятия Белоруссией российских норм, и то же касается большей части предметов будущих переговоров. Как и всегда в таких случаях, главный риск для большей (в данном случае российской) экономики от неравновесной интеграции — открывающаяся «под интеграционные нужды» возможность пересмотра внутренних правил игры, чем явно захотят воспользоваться очень многие. Только конкретный ход переговоров, которые исходя из опыта сентября 2019 года вряд ли будут публичны, покажет, насколько этот риск для России сообразен задачам интеграции с экономикой в 29 раз меньшей.

Читайте также: