Единый механизм администрирования налоговых и таможенных платежей

Опубликовано: 04.05.2024

А. Сазанов: Мы построили единую систему учета и администрирования налоговых и таможенных платежей

Алексей Валерьевич, с 2016 года и таможенные, и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. Как это отразилось на работе служб?

Сейчас можно с уверенностью сказать, что нам удалось достичь главной цели, поставленной при передаче ФТС в ведение Минфина, – мы построили единую управленческую систему учета и администрирования налоговых и таможенных платежей.

Предпринятые усилия по углублению взаимодействия налоговых и таможенных органов позволяют обеспечить на высоком уровне собираемость таможенных и налоговых платежей на фоне создания более комфортных условий осуществления внешнеэкономической деятельности. Тут подразумевается и повышение эффективности контрольной работы, в том числе в части оптимизации налогового контроля добросовестных предпринимателей. А также снижение административной нагрузки на бизнес-сообщество за счет исключения избыточных требований по предоставлению документов. За последние годы административные издержки для добросовестного бизнеса значительно снизились.

Ключевую роль в этом, конечно же, сыграла цифровая трансформация таможни. Созданы электронные таможни и центры электронного декларирования (ЦЭД), в которых применяются современные технологии автоматической регистрации и выпуска товаров. Это позволяет сокращать сроки оформления и исключить влияние «человеческого фактора» при принятии решений.

Сегодня участник внешнеэкономической деятельности может подать все необходимые документы в электронной форме, а таможенные платежи оплатить онлайн. Например, в 2019 году всего было подано 5 млн деклараций и почти 100% из них в электронной форме. Это отличный показатель.

Останавливаться на достигнутом нельзя. Нам всем вместе еще предстоит проделать большую работу для дальнейшего повышения эффективности работы.

Какие шаги запланированы для дальнейшего снижения административного давления на бизнес? Как обеспечить успешное взаимодействие участников ВЭД с таможенными и налоговыми органами?

Мы считаем, что результатом дальнейшего развития взаимодействия должно стать создание новых удобных сервисов для участников ВЭД. Нужно трансформировать таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс. А сделать это можно только за счет применения передовых технологий, внедрения современных методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Сейчас проводится ряд реформ, которые направлены на решение этих задач. Основные направления провидимых мероприятий – это сокращение сроков совершения таможенных операций, единообразная правоприменительная практика работы таможенных органов и минимизация необходимости личного присутствия представителей компаний в таможенных органах. Запрос именно на такие изменения мы видим со стороны бизнес-сообщества.

А если как раз говорить про взаимодействие службы с бизнесом. Насколько сейчас налажена эта коммуникация?

Очевидно, что без активного участия бизнес-сообщества во всех процессах трансформации таможни достичь высоких результатов просто невозможно. Таможня и бизнес – два основных игрока на этом поле, которые должны выступать союзниками и вместе работать над решением существующих проблем. Поэтому очень важно, чтобы диалог между ними был конструктивным.

Мы стремимся привлекать участников ВЭД к дискуссии как на этапе определения вектора развития таможенных органов, так и на этапе реализации конкретных инициатив.

Регулятор может не всегда видеть тонкости и трудности, с которыми на практике сталкивается бизнес. Мы это понимаем и во многих вопросах опираемся на их экспертное мнение. А бизнес в свою очередь должен помнить, что, упрощая процедуры, нужно также учитывать необходимость сохранить качество контроля и не допустить роста нарушений и злоупотреблений. Все предлагаемые изменения должны отвечать как интересам добросовестного бизнеса, так и интересам государства.

Бизнес всегда с опаской относится к проверкам. Насколько изменилась эффективность контрольно-надзорной деятельности ФТС и ФНС за последние годы?

В этой части проведена большая работа по расширению информационного обмена между службами, настроены бизнес-процессы контрольной работы. Вся получаемая информация теперь используется в ведомственных системах контроля.

Самое главное, что мы построили систему обмена данными о выявляемых рисках. Сведения о примененных мерах к участникам ВЭД взаимно используются ФТС и ФНС России, что обеспечивает более пристальное внимание и тщательный контроль за деятельностью отдельных организаций. Если, например, организация находится в «группе риска» у таможенных органов, она автоматически попадает в высокую группу риска и при проведении налогового контроля. А для компаний с положительной историей ситуация обратная – в отношении них проверки проводятся реже.

Получается, что количество проверок сокращается. А как это влияет на отчисления в бюджет? Эффективность проверок именно с точки зрения доначислений в бюджет не снижается?

Как раз наоборот. Вы правильно сказали, количество проверок участников ВЭД удалось сократить, но одновременно повысилась их результативность. Давайте, например, сравним 2019 год с 2017-м – проверок в 2019 году проведено на 38% меньше, тогда как их результативность повысилась на 25%.

В основу таможенного контроля теперь ложится принцип «точечного», а не сплошного контроля. И выигрывает от этого как добросовестный бизнес, так и государство – как показывает статистика, административная нагрузка на участников ВЭД снижается при этом одновременно увеличивается бюджетная эффективность проверок. В результате совместных мероприятий увеличиваются налоговые отчисления, наблюдается рост собираемости платежей на этапе декларирования.

Это является показателем того, что межведомственное взаимодействие позволило скоординированным проверкам стать самым эффективным методом проведения проверок участников ВЭД.

Возвращаясь к вопросам улучшения администрирования. В 2016 году Президент в послании парламенту обозначил, что необходимо сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Что представляет собой данный механизм? Расскажите, в чем его основа и главные плюсы?

Для выполнения поставленной задачи мы сделали акцент на создании национальной системы прослеживаемости импортных товаров на территории России. Ее введение обеспечит контроль легальности оборота товаров на внутреннем рынке на всех этапах их использования – от момента ввоза до реализации в розницу. Это будет российский сегмент системы прослеживаемости, который сейчас формируется в рамках ЕЭАС.

В основе системы лежит использование информации из документов, оформляемых при ввозе и последующем обороте товаров. Это, прежде всего, декларации на товары и счета-фактуры. То есть речь идет не о применении различных способов маркировки товаров, а лишь о прослеживаемости движения товара по документам. Важно не путать одно с другим, это совершенно разные вещи.

Можно выделить три основные цели, которые мы преследуем при создании этой системы. Первая и самая глобальная – это обеление секторов экономики, связанных с прослеживаемыми товарами, без усложнения процедур оформления товаров и возникновения дополнительной нагрузки на участников рынка. Вторая – повышение эффективности таможенного и налогового контроля и создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. И третье – противодействие заявлению недостоверной таможенной стоимости прослеживаемых товаров.

Как продвигается работа над созданием системы? Что, на ваш взгляд, должно стать залогом успеха для ее полноценного запуска?

Определяющее условие успешности проекта – это, конечно, цифровизация документооборота и автоматизация информационного взаимодействия участников ВЭД, налоговых и таможенных органов.

Создание системы проводится поэтапно. Сейчас мы на втором этапе.

На первом был внедрен обмен электронными счетами-фактурами по товарам, которые подлежат прослеживаемости.

Цель второго этапа – провести эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории России по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. Участие в этом эксперименте является абсолютно добровольным.

Очень важно, что в результате таможенные органы смогут предупреждать и выявлять нарушения как на этапе ввоза и декларирования товаров, так и на этапе постконтроля. Будет эффективнее выявляться незаконный оборот товаров, в том числе санкционных. Повысится эффективность контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения, а также применения ставок таможенных пошлин и налогов.

На данный момент в рамках эксперимента уже апробированы внедренные в информационные системы бизнес-процессы. Они доказали свою эффективность. Работоспособность показали методики визуализации цепочек продаж, выявления расхождения сведений из документов с реквизитами товаров и деклараций на эти товары, а также методика расчета критериев риска.

Завершающим этапом будет полноценный ввод системы в эксплуатацию и поддержание ее работоспособности.

Мы рассчитываем, что система прослеживаемости товаров станет для участников ВЭД очередным экономическим стимулом к легализации деятельности. За счет повышения прозрачности оборота товаров уклоняться от уплаты таможенных платежей и сборов станет сложнее.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Об эффекте этого объединения для госказны и бизнеса, о сроках выстраивания новой системы и уменьшении бюрократических процедур "Российской газете" рассказал министр финансов России Антон Силуанов.

Антон Германович, какие причины стали поводом для передачи ФТС и Росалкогольрегулирования в ведение минфина? Какого эффекта вы ожидаете?

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Антон Силуанов: К созданию единого механизма администрирования мы приступили еще в прошлом году. По сути, ФТС и ФНС в фискальной части отвечают за одно и то же - за администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Передача ФТС в ведение Минфина позволит скоординировать усилия по совершенствованию законодательства, выровнять правила уплаты налогов и таможенных платежей, наладить систему контроля так, чтобы снизить количество проверок и контрольных мероприятий. Это приведет к снижению административной нагрузки на бизнес, ускорит предоставление государственных услуг, повысит согласованность действий государственных органов.

Сегодня подавляющая часть случаев уклонения от уплаты налогов основана на разрывах между таможенным оформлением ввозимых в РФ товаров и сферой ответственности налоговых органов. Интеграция информационных ресурсов позволяет эти разрывы устранить.

Кроме того, внедрение в практику таможенного администрирования информационных систем ФНС России, основанных на облачных технологиях (то есть накопление информации происходит не на компьютере, а вне его, в центре обработки данных, в дата-центре. - Ред.) и современных центрах обработки данных, позволит добиться сокращения затрат на таможенное администрирование и повысить его эффективность.

С Росалкогольрегулированием ситуация немного отличается от ФТС. Сейчас РАР не администрирует никаких сборов или налогов (акцизы администрирует ФНС). Но без информации по учету производства и распространения алкогольной продукции, которую аккумулирует у себя Росалкогольрегулирование, невозможно отследить уплату акцизов. И еще. Уверен, что в результате качество алкогольной продукции, несомненно, улучшится, что немаловажно.

Очевидно, что от объединения усилий администраторов доходов и Минфина вырастет объем поступлений в бюджетную систему РФ. Не менее важен общий эффект в виде сокращения бюрократических процедур, уменьшения проверок и улучшения правил для всех участников внешнеэкономической деятельности - конкуренция станет более честной, серое поле возможностей для уклонения от налогов сократится.

Означают ли произошедшие изменения, что министерство станет фактически мегарегулятором по доходам и что ФТС и Росалкогольрегулирование перестанут существовать как самостоятельные единицы если не сейчас, то позже?

Антон Силуанов: Об этом речи не идет. Помимо обеспечения налоговых поступлений в бюджет у каждой службы есть и другие функции.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

Важной составляющей работы ФТС является таможенный контроль, борьба с контрабандой и т.д. Основная задача Росалкогольрегулирования на этот год - внедрение в оптово-розничное звено ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Но учет платежей и контроль будет единый - Минфин через ФНС будет контролировать полноту и правильность уплаты налогов, таможенных платежей и страховых взносов. На базе ФНС будет создан единый орган взыскания задолженности по этим платежам.

В какие сроки будет выстроена новая система?

Антон Силуанов: В настоящий момент реализуется первый этап интеграции систем. Он займет год. После чего, мы считаем, что полная интеграция информационных систем ФТС и ФНС произойдет в течение двух лет.

Как технически будет проведена интеграция информационно-учетных систем платежей ФНС и ФТС, как она будет реализована, будут ли издержки для бизнеса?

Антон Силуанов: Сейчас наша задача - провести анализ бизнес-процессов в части фискальных функций таможни и налоговых органов, понять, существуют ли смежные процессы, какие процессы дублируются и могут быть исключены. Мы считаем, что за счет повышения эффективности и упрощения процессов администрирования издержки для добросовестного бизнеса должны снизиться.

Владимир ПАДАЛКО, директор Департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП России, рассказывает о проблемах текущей практики таможенного регулирования и предложениях бизнеса по ее совершенствованию.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации регулярно проводит мониторинг правоприменения таможенного законодательства с участием организаций-членов ТПП.

По итогам мониторинга действия Таможенного кодекса ТС и других международных договоров в области таможенного дела выявлено значительное число правовых пробелов, погрешностей, неточностей, внутренних противоречий, которые создают барьеры для свободного передвижения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и по-разному толкуются и применяются в государствах – членах Таможенного союза.

По мнению участников внешнеэкономической деятельности, правовая основа регулирования в области таможенного дела Таможенного союза должна быть приведена в более полное соответствие с международными стандартами и лучшими практиками торговых партнеров государств – членов Таможенного союза. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с присоединением всех трех государств – членов Т аможенного союза к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров

Речь идет о применении всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Для этого прежде всего необходимо сократить количество документов, предоставляемых при декларировании товаров, следует отказаться от предоставления внешнеторгового контракта, документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и полномочия декларанта. Их предоставление является излишним и накладывает необоснованные обязанности на участников ВЭД.

Кроме того, особенно важным представляется дальнейшее развитие технологии предварительного информирования. Первый шаг в данном направлении уже сделан. Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». ФТС России издан приказ № 1345 от 5 июля 2012 г. о применении сведений, предоставленных в ходе предварительного информирования в рамках системы управления рисками (СУР). Предлагаем ввести данный порядок также и для товаров, перевозимых иными видами транспорта. В настоящий момент применение установленного упомянутым приказом ФТС России порядка затруднено необходимостью совершенствования информационно-программных средств, имеющихся в распоряжении ФТС России, для обеспечения его реализации. Считаем, что использование предварительной информации в рамках СУР является очень перспективным направлением развития таможенного регулирования. В этой связи необходимо развивать соответствующие организационные, правовые и технологические механизмы.

Еще более важным аспектом представляется ускоренное развитие информационных таможенных технологий. Очень обнадеживает обсуждаемый последнее время в соответствующих профессиональных кругах проект внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товара, что позволит исключить в данном случае негативное влияние человеческого фактора, в том числе и коррупционную составляющую. Для обеспечения возможности применения данной технологии прежде всего необходимо исключить дублирование электронных документов документами на бумажном носителе. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования может стать дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска.

Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей

Существующая система уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, что, естественно, не способствует быстрому совершению таможенных операций с товарами. Важнейшая задача, стоящая перед нами: сделать данный порядок более простым и прозрачным.

Эффективной мерой по совершенствованию таможенного регулирования в данной сфере может являться комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В данное понятие, на наш взгляд, должна входить автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД, основной целью которой должно стать сокращение срока доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов (к 2015 г. до 2 часов). Полагаем, что полной эффективности от автоматизации описанных процессов можно достигнуть только при условии централизации учета таможенных платежей и обеспечения их уплаты на уровне ФТС России.

Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости

В настоящий момент существует ряд проблем, связанных с проведением контроля таможенной стоимости . Данные проблемы связаны не с правовым регулированием контроля таможенной стоимости, которое в принципе приводится в соответствие с международными нормами, а скорее с правоприменительной позицией таможенных органов, которые руководствуются при корректировке таможенной стоимости принципами и задачами, не соответствующими установленным нормативным актам.

На наш взгляд, для упрощения данной процедуры следует отказаться от дублирования контроля таможенной стоимости в отношении идентичных товаров, поставляемых по одному контракту, а также обеспечить возможность проведения контроля таможенной стоимости с использованием информации, предоставленной в рамках процедуры предварительного информирования.

Однако прежде всего следует изменить правоприменительную практику и подход таможенных органов к контролю таможенной стоимости.

В настоящий момент таможенные органы при принятии решений о корректировке таможенной стоимости зачастую исходят не из целей обеспечения соблюдения законодательства об определении таможенной стоимости участниками ВЭД, а из задачи увеличения количества собираемых таможенных платежей. Односторонняя заинтересованность государственных чиновников в повышении таможенных сборов часто приводит к пристрастному оформлению таможенных грузов: их классификации по кодам, имеющим более высокую таможенную ставку налога, и при определении контрактной стоимости товара.

Типичная ситуация выглядит так – таможенный орган определяет, что заявленная таможенная стоимость ниже, чем указанная в профиле риска. После этого таможенный орган назначает дополнительную проверку сведений о таможенной стоимости по различным основаниям. Далее таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости до той, которая установлена профилем риска по любым основаниям. Данные основания, как правило, не соответствуют тем сомнениям таможенного органа, которые были изложены в решении о дополнительной проверке, а также законодательству и фактическим обстоятельствам конкретной сделки.

Прежде всего, необходимо исключить практику принятия таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости, направленных не на обеспечение соблюдения действующего законодательства, а на приведение цен, заявленных декларантом, в соответствие с некими величинами, произвольно установленными системой управления рисками и максимизацию уплачиваемых декларантом таможенных платежей.

Для совершенствования процедуры таможенной очистки необходимо государственным органам освобождаться от функции экспертной оценки и передавать эти функции независимым экспертным организациям. При этом важно предусмотреть отбор и аккредитацию таких экспертных организаций, которые зарекомендовали себя как высокопрофессиональные и имеющие значительный опыт работы в данной области. На сегодняшний день ЦКТУ до сих пор не разработало такой механизм. Здесь может вырасти роль экспертных подразделений торгово-промышленных палат России, основными уставными задачами которых является содействие субъектам экономической деятельности в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества.

Оценка внешнеторговых контрактов для подтверждения контрактных стоимостей, а также стоимости товаров при административных нарушениях должна осуществляться в полном соответствии с Законом РФ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сертифицированными оценщиками – членами саморегулируемых организаций специалистов-оценщиков, которые и проводят оценки для сбора налогов на имущество в соответствии с налоговым законодательством России.

Смещение «нагрузки» по таможенному контролю на этап после выпуска товаров

Совершенствование таможенного администрирования в данном вопросе очень актуально. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара позволяет сделать выпуск более быстрым и в тоже время предоставляет возможность таможенным органам иметь в своем распоряжении больше временных ресурсов для осуществления контроля. Однако с учетом мирового опыта достижение наибольшего положительного эффекта в данном направлении возможно лишь при возрастании степени доверия государства в лице таможенных органов к участникам внешнеэкономической деятельности. При последовательном движении к транспарентной, инновационной и конкурентной экономике перенос таможенного контроля в значительной его части на этап после выпуска товаров является закономерной и естественной необходимостью.

На наш взгляд, конкретным шагом в указанном направлении может стать повсеместное расширение практики применения мер таможенного контроля после выпуска товаров. Прежде всего, это касается наиболее спорных аспектов таможенного контроля – осуществления контроля таможенной стоимости и определения кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проверка сведений о классификационном коде и стоимости товаров – процесс трудоемкий, требующий изучения большого количества документов и сведений, а также кропотливой совместной работы таможенного органа и участника ВЭД. Так как сведения о коде и стоимости товаров влияют на размер таможенных платежей, любая ошибка в данном вопросе может привести к нарушению интересов либо государства, либо декларанта, логичней было бы осуществлять столь сложные этапы таможенного контроля не в ходе принятия решения о выпуске товаров, а после него.

Кроме того, для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товара необходимо повысить эффективность взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами при осуществлении такого контроля.

Поскольку после выпуска товаров таможенными органами, они сразу же вовлекаются в коммерческий оборот на таможенной территории Таможенного союза, такие товары, как правило, попадают в поле зрения иных контролирующих органов, и получение информации от данных органов, на наш взгляд, будет очень полезно органам таможенной системы при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Приведение национальной системы управления рисками в соответствие стандартам ВТО

Национальная система управления рисками (СУР) , являющаяся основой применения таможенными органами мер таможенного контроля, в отличие от применяемой в странах Евросоюза, имеет явную фискальную направленность. Приоритетной задачей таможенных органов Российской Федерации при применении мер, заложенных в национальной СУР, является обеспечение экономических интересов Российской Федерации, исполнение доходной части федерального бюджета. В то же время в государствах с развитым уровнем информатизации, сложившимися транспортно-логистическими схемами, высоким уровнем экономической и информационной безопасности, эффективной системой постконтроля в основу СУР заложены иные принципы таможенного контроля – воздействие мер, предусмотренных СУР, направлено на обеспечение национальной безопасности государства (борьба с терроризмом, контрабандой оружия, недопущение ввоза контрафактной продукции, усиленный контроль за перемещением акцизных товаров и т.п.). Резкий переход на общемировые стандарты применения СУР и отказ от национальных приоритетов может существенным образом сказаться на выполнении таможенными органами контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в бюджет, однако в условиях вступления в ВТО этот путь неизбежен, в связи с чем нам необходимо проработать вопрос обеспечения последовательного и не влекущего снижения эффективности деятельности таможенных органов перехода к стандартам ВТО.

Развитие и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия

Создание эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия может существенно снизить нагрузку на участников ВЭД, связанную со сбором всевозможных документов, выдаваемых различными государственными органами.

На наш взгляд, основными качествами, которыми должна обладать указанная система электронного взаимодействия, являются быстрота информационного обмена и надежная защищенность информации от несанкционированного доступа.

Данная система прежде всего должна обеспечивать возможность использования ее государственными органами при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с целью обмена информацией о выданных разрешительных документах в электронном виде и напрямую, без получения декларантом данных сведений в одном государственном органе и передачи их в другой.

Данная система должна обеспечивать оперативность получения всех необходимых разрешительных документов в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических регламентов, санитарному, ветеринарному , карантинному и экспортному контролю.

Кроме того, на наш взгляд, система межведомственного электронного взаимодействия должна обеспечивать использование налоговыми органами информации, предоставленной декларантами таможенным органам, без дублирования ее на бумажных носителях, а также осуществление валютного контроля без участия в этом процессе участников внешнеэкономической деятельности. Переход на использование системы межведомственного электронного взаимодействия и организация документооборота без участия декларанта позволит существенно упростить таможенные процедуры.

Развитие информационного взаимодействия между участниками ВЭД и уполномоченными государственными органами

Полноценное информационное взаимодействие должно осуществляться как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях в рамках Таможенного союза.Решение этой задачи требует создания единой системы нормативно-справочной информации по обмену данными о бизнес-процессах, применения унифицированных электронных документов , удобных как контролирующим органам, так и бизнесу, что позволит обеспечить эффективный контроль на всем едином экономическом пространстве.

Также получено много других предложений, направленных на совершенствование таможенного администрирования в России:

- максимальное расширение и усовершенствование практики осуществления таможенных операций с применением современных информационных технологий (электронное декларирование товаров, предварительное информирование с использованием сетей Интернет и т.п.);

− отработка практики применения электронного декларирования при перевозках железнодорожным транспортом (отказ от требования предоставления деклараций в бумажной форме);

− упрощение формы электронной декларации;

− введение системы «одного окна» (при условии функционирования ИИСВВТ на территории Таможенного союза), в том числе в морских портах;

− правоохранительная работа и борьба с коррупцией;

− повышение уровня подготовки специалистов при работе с таможенными базами данных, пересмотр регламента работы таможенных служб;

− модернизация интерфейса таможенных программ в целях повышения пропускной способности таможенных пунктов пропуска на границе и пунктов получателя (например, организовать работу на большинстве пунктов так же, как это устроено на ТП «Пикино» на Ленинградском шоссе в д. Черная Грязь);

− использование считывающих устройств (штрих-кодов) для внесения данных из книжки МДП и товаротранспортной накладной;

− отработка механизма таможенного оформления при мультимодальных перевозках груза (несколькими видами транспорта).

И это не полный перечень предложений, поступивших в ТПП России в рамках мониторинга правоприменения в сфере таможенного законодательства.

При рассмотрении всех этих вопросов важно исходить из того, что в процессе таможенной деятельности участвуют две основные категории субъектов: государство и бизнес-сообщество.

В этой связи важно поддерживать постоянный баланс интересов между государством и бизнесом. Единственным цивилизованным путем решения этой проблемы является учет позиции бизнеса при формулировании таможенных правил, создании механизмов таможенного регулирования и выработки практики их применения.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Читайте также: