Дотации предприятий 5 государственные пошлины 6 эмиссия

Опубликовано: 15.05.2024

420021, Республика Татарстан
г.Казань, ул. Московская, д.53/6
тел.: (843) 264-69-09
e-mail: fcsmrt@mi.ru

Государственная пошлина

С учетом требований, установленных ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, в частности:

- за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2 процента номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 рублей;

- за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, - 20 000 рублей;

- за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, - 20 000 рублей;

- за регистрацию проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) - 20 000 рублей;

- за государственную регистрацию изменений, вносимых в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и (или) в их проспект, - 20 000 рублей;

- за предварительное рассмотрение документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, - 100 000 рублей;

- за регистрацию основной части проспекта ценных бумаг – 200 000 рублей.

ОТ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ (согласно п.1 ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации):

• федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;

• организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

• организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.

Расчетные (платежные) документы по уплате государственной пошлины оформляются и заполняются в соответствии с:

а) Положениями Банка России от 19.06.2012 №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», от 29.06.2012 №384-П «О платежной системе Банка России»;

б) Приказом Минфина России от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

1. При заполнении расчетного (платежного) документа в соответствующих полях указываются:

а) следующие реквизиты банка получателя:
ГРКЦ НБ РТ Банка России г. Казань (13);
БИК 049205001 (14);
б) следующие реквизиты получателя:
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (МУ СБР в ВКР (г. Казань)) (16);
ИНН 7702235133 (61);
КПП 165545002 (103);
Расчетный счет: 40101810800000010001 (17);
в) следующие реквизиты, связанные с уплатой государственной пошлины:
значение кода ОКТМО (105): 92701000001;
показатель основания платежа (106): «ТП» – платежи текущего года;
показатель налогового периода (107): «0»;
показатель номера документа (108): «0»;
показатель даты документа (109): «0»;
показатель типа платежа (110): «ГП» — уплата пошлины;
двузначный показатель статуса (101): «01» – налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо.

2. В поле 104 расчетного (платежного) документа указывается показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии со следующими значениями:

Коды классификации доходов, администрируемых МУ СБР в ВКР (г. Казань)

999 1 08 07040 01 1000 110 Государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг

999 1 16 07000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

999 1 16 12000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств

999 1 16 15000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг

999 1 16 16000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле

999 1 16 34000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за несоблюдение бюро кредитных историй требований законодательства Российской Федерации

999 1 16 38000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

999 1 16 39000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности

999 1 16 90010 01 6000 140 Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

999 1 16 430000 01 6000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Образец заполнения платежного поручения можно скачать здесь .

При уплате государственной пошлины необходимо руководствоваться требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 №07-4/пз-н, а также учитывать требования Письма ФСФР России от 10.04.2008 №08-ВМ-03/6834 «Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 53 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Согласно подпункту 6 пункта 1 указанной статьи государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов. Пунктом 3 указанной статьи определен документ, которым подтверждается факт уплаты государственной пошлины.

Согласно п.3 и п.6 ст.333.40 Налогового кодекса РФ (часть вторая) плательщик государственной пошлины имеет право на возврат или зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

Основания для возврата государственной пошлины за совершение юридически значимого действия предусмотрены подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственный бюджет. Государственный долг.

1. Определите термин: выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.

1) налоги 2) государственные займы 3) обслуживание государственного долга

4) эмиссия 5) государственные пошлины 6) дотации предприятий

3 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.

2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.

3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.

4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.

5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.

4. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами.

А) акцизный сбор

Б) обслуживание госдолга

В) подоходный налог с граждан

Г) выплата жалования служащим

Д) процент по государственным облигациям

1) расходные статьи

2) доходные статьи

5 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

6 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план.

2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение внутренней и внешней политики.

3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.

4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируемым расходам.

7 .Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы

Б) обслуживание государственного долга

В) личный подоходный налог

Г) выплата пенсий

Д) продажа государственных облигаций

1) расходные статьи

2) доходные статьи

8 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.

3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.

4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.

5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.

9 .Выберите из приведённого ниже списка источники доходов государственного бюджета.

содержание государственных учреждений

средства от приватизации предприятий

дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам

поступления по штрафам и санкциям

обслуживание и погашение государственного долга

6) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению

10 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.

2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

3) Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику государства.

4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.

5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.

11 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.

2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.

3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.

5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета

12 .Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета:

ПРИМЕР СТАТЬЯ ГОСБЮДЖЕТА

А) содержание органов власти

Б) образование госрезервов

В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством

Г) национальная оборона

Д) средства от использования государственной собственности

1) доходная статья

2) расходная статья

13 .Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

21 .Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?

22. В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.

23 .Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.

24 .Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

25 . Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;

− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

26. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Тезаурус

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Сальдо – разность между доходами и расходами бюджета.

Сбалансированный бюджет – бюджет, в котором сальдо равно нулю, доходы равны расходам.

Дефицитный бюджет – бюджет, в котором сальдо отрицательное, расходы выше доходов.

Профицитный бюджет – бюджет, имеющий положительное сальдо, расходы ниже полученных доходов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в государственный бюджет (например, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Список литературы
  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – С. 140 – 142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – С. 112 – 120.
Государственный бюджет

Государственный бюджет как экономическое явление и процесс

Бюджет – явление многоплановое. Мы можем говорить о его материальном смысле и рассматривать его как централизованный денежный фонд. В экономическом понимании бюджет – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения, использования и расходования фондов. С юридической точки зрения это документ, в котором закреплён основной алгоритм обеспечения экономической политики государства, поскольку через него финансируются почти все направления деятельности государства. Бюджетное устройство Российской Федерации отражает всю многоплановость бюджета и как социально-политического, и как социально-экономического явления.

Для того чтобы у вас сложилось определённое представление о государственном бюджете как экономическом явлении и процессе, и при этом вы могли оперировать конкретными данными, иллюстрирующими процесс и результат бюджетной политики в России, предлагаем прочитать статью Владимирова Н.А. «Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность», опубликованную в научно-практическом журнале «Современные научные исследования и инновации» №12 (2015). Изучение данного материала позволит вам получить представление об экономических показателях федерального бюджета, путях повышения эффективности и результативности бюджета Российской Федерации, антикризисных бюджетных мерах.

Источник: Владимиров Н. А. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность // научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – 2015. – № 12 URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61949

План сложного типа в рамках темы «Государственный бюджет и государственный долг»

Уважаемые старшеклассники, для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации по учебному предмету обществознание (раздел «Экономика») Вам необходимо уделить внимание такому виду заданий, как план сложного типа. В рамках темы «Государственный бюджет и государственный долг» материалы для развернутого ответа могут быть представлены в следующей последовательности.

«Государственный бюджет и государственный долг»

1. Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике. / Бюджет – расходы и доходы государства на определённый период времени.

2. Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

а) разработка правительством;

б) утверждение Федеральным собранием;

в) исполнение правительством.

3. Части государственного бюджета:

а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

4. Варианты реализации бюджетной политики:

а) сбалансированный бюджет;

б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

5. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

б) фаза экономического цикла;

в) текущая политика правительства.

6. Государственный долг и его обслуживание.

7. Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

8. Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

Темы мини-сочинений

Познакомившись со спецификацией ФИПИ к прохождению итоговой аттестации по учебному предмету обществознание (раздел «Экономика»), Вы наверняка отметили сложность выполнения альтернативного задания повышенной сложности 29. Мы предлагаем Вам попробовать свои силы и написать мини-сочинение. Для этого Вам необходимо выбрать тему, а в качестве теоретической аргументации использовать материалы из объясняющего модуля и содержание конспекта темы

«Государственный бюджет».

  • «Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду и лишь затем отобрать часть её, чем совсем не давать народу возможности получить выгоду и отнимать её у него». (Сюнь-Цзы)
  • «В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и налогов». (Американская пословица)
  • «Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом». (Л. Питер)
  • «Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства». (Сюнь-цзы)
  • «Налогоплательщик — тот, кто работает на правительство, но кому не положено проверять правительственные органы». (Р. Рейган)
  • «Составлять сбалансированный бюджет - всё равно, что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить «нет». (Р. Рейган)
  • «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». (О. У. Холмс старший)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Управление финансами
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.

Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.

В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Читайте также: