Налог на содержание пожарной охраны

Опубликовано: 29.04.2024

Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 69-ФЗ О пожарной безопасности. Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

1. Установить, что в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьями 10, 16 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется поэтапно в течение 2005 - 2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" до внесения в нее изменения Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ определяла, что объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.

С учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 13 ноября 2001 года по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" и от 9 апреля 2002 года по ходатайству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о разъяснении указанного Определения, данное обстоятельство означает, что в период со дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" не подлежали применению.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - территориальные подразделения), финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (определения от 2 ноября 1995 года о прекращении производства по запросу Государственного Совета Чувашской Республики о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Указа Президента Чувашской Республики "О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике", от 13 ноября 2001 года по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности").

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (определения от 2 ноября 1995 года о прекращении производства по запросу Государственного Совета Чувашской Республики о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Указа Президента Чувашской Республики "О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике", от 13 ноября 2001 года по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности").

2. Согласно части первой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах. Обязательные отчисления, предусмотренные частью седьмой той же статьи, не были включены в перечень местных налогов и сборов, указанных в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а впоследствии - в статье 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не установлен такой вид налога, как налог (обязательные отчисления) на выполнение возложенных на пожарную охрану задач. До 1 января 1999 года для выполнения возложенных на пожарную охрану задач в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" органами местного самоуправления устанавливались обязательные отчисления в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач местного самоуправления установлены обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов в соответствующих сметах. При этом общая сметная стоимость работ включает в себя стоимость строительно - монтажных работ, а также стоимость оборудования, инструмента, инвентаря и других затрат (письмо Комитета Госдумы по безопасности от 4 февраля 1997 г. N 3.15-250).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


На практике часто возникают вопросы, связанные с документированием и отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны.

В данной статье рассмотрим порядок документального оформления услуг охраны, а также бухгалтерский учет и налогообложение этих расходов.

отношения

По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Предметом такого договора является охрана сотрудниками исполнителя объектов заказчика и (или) жизни и здоровья его сотрудников.

В договоре следует поименовать те объекты и тех людей, которых исполнитель будет охранять:

  • наименование и адрес объекта, площадь охраняемого объекта;
  • фамилии, имена и отчества сотрудников организации.
Так же в договоре должны быть приведены реквизиты лицензии на предоставление охранных услуг (серия, номер, дата выдачи, срок действия) и перечень услуг, объем, содержание и порядок предоставляемых услуг, срок их оказания и стоимость.

В договоре должно быть определено количество охранников исполнителя.

Охрана имущества

В бухгалтерском учете расходы по оплате услуг, оказанных ей в целях осуществления деятельности организации, являются расходами по обычных видам деятельности (п. 5,7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от № 33н).

Расходы по оплате охранных услуг признаются организацией ежемесячно в последний день месяца, когда выполняются все условия признания расходов в бухгалтерском учете, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99.

При признании расходов на охрану в бухгалтерском учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на договорную стоимость оказанных услуг (без учета НДС) в корреспонденции со счетом учета соответствующих затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»).

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет, например, 19–4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным услугам», и кредиту счета 60.

Суммы, перечисленные исполнителю в оплату оказанных услуг, отражаются по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от № 94н).

Налог на прибыль организаций

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на услуги по охране имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы на оплату услуг по охране помещений признаются на последнее число периода, установленного договором для расчетов, ежемесячно на последнее число месяца.

Документальное обоснование расходов на охрану

Одним из первичных документов, служащих основанием для принятия к учету расходов на охрану, является акт их .

В содержании акта необходимо указать, что:

  • по состоянию на определенную дату заказчик принял услуги, оказанные охранным предприятием. Факт приема услуг является юридическим фактом, лежащим в основе всех дальнейших финансовых отношений;
  • охранные услуги оказаны охранной фирмой в полном объеме, который был предусмотрен договором на охрану;
  • заказчик не имеет претензий по качеству и составу оказанных охранной фирмой услуг;
  • услуги оказаны на определенную сумму с учетом налога на добавленную стоимость. Указание стоимости услуг в акте имеет существенное значение, поскольку он является подтвержденной сторонами величиной выручки для охранной фирмы, а для заказчика — расхода за конкретный период времени.
Кроме акта охранных услуг следует оформлять такую оперативную документацию, как отчеты исполнителя, согласованные графики дежурств, рапорты о выявленных нарушениях.

Все эти документы будут свидетельствовать о реальности оказанных услуг.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, оказавшим организации услуги по охране помещений, принимается к вычету на основании выставленного им (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Организация заключила договор на охрану производственных помещений сроком на 1 год.

Оплата услуг за текущий месяц производится в следующем месяце не позднее числа на основании выставленных исполнителем счета и .

Стоимость услуг за месяц составляет 59 000 руб. (в том числе НДС 9 000 руб.).

В учете Организации расходы по оплате услуг, оказанных специализированной фирмой, по охране производственных помещений организации следует отразить следующим способом:

Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ
В месяце оказания услуг
Признаны расходы на приобретение услуг по охране производственных помещений (59 000 - 9 000)20 (26,44)6050 000Договор возмездного оказания услуг, Акт Счет
Отражен НДС, предъявленный исполнителем услуг19-4609 000Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем услуг68/НДС19-49 000Счет-фактура
В месяце, следующем за месяцем оказания услуг
Отражено перечисление оплаты за оказанные в истекшем месяце услуги по охране помещений605159 000Выписка банка по расчетному счету

По умолчанию все расходы, связанные с содержанием полученного в аренду имущества и поддержанием его в исправном состоянии, несет арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Поэтому, если по условиям договора обязанность по охране такого имущества не возложена на арендодателя, у не должно возникнуть проблем с признанием затрат на его охрану.

Тем более что в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ речь идет о возможности учета расходов на охрану любого имущества, без уточнения, собственное оно, арендованное или находящееся у организации по иному законному основанию.

Налоговые органы в региональных управлениях, в частности в Москве, в целом не возражают против такого подхода (Письмо УФНС России по г. Москве от №

Охрана жизни сотрудников

Бухгалтерский учет

В данной ситуации стоимость услуг по личной охране, в частности, руководителя организации, оказанных частным охранным агентством (без НДС), включается в состав расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца, за который данные услуги оказывались (на дату подписания акта оказанных услуг), и в бухгалтерском учете отражается на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. п. 5, 6, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от № 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от № 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов)).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма «входного» НДС, предъявленного частным охранным предприятием со стоимости охранных услуг, может быть принята организацией к вычету на основании выставленных ей (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

В главе 25 НК РФ расходы на обеспечение безопасности персонала и на личную охрану отдельных сотрудников не упоминаются.

Однако такие затраты организация вправе учесть при расчете налога на прибыль, так как подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет признавать не только расходы на охрану имущества, но и расходы на оплату иных услуг охранной деятельности. При этом защита жизни и здоровья граждан является одним из видов охранных услуг (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Указанные расходы признаются на дату подписания акта оказанных услуг (последнее число каждого месяца действия договора охраны) (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Документальное обоснование расходов на охрану сотрудников

По мнению Минфина России, рассматриваемые расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от № /1/269).

Такой же точки зрения придерживаются суды (Постановления ФАС округа от № /2008 и от № /2006, Решение Арбитражного суда г. Москвы от № /).

Исходя из арбитражной практики, можно сделать вывод, что безопаснее включать в трудовые договоры с работниками, которым предоставляется личная охрана за счет компании, условие об этом. При наличии такого условия организации будет проще обосновать расходы (Постановление ФАС округа от № /2008).

Если по причинам такое условие невозможно предусмотреть в трудовом договоре, то его можно указать в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте, например, в приказе или распоряжении руководителя.

В таком документе также можно указать список охраняемых работников или перечень должностей.

Кроме того, в целях налоговой безопасности, с охранными организациями лучше заключать не отдельные договоры на персональную охрану, а так называемые смешанные или комплексные договоры на охрану не только самих работников, но также и имущества организации, находящегося при них (Постановление ФАС округа от № /2006).

Причем стоимость услуг по этому договору безопаснее указывать одной суммой.

При таком документальном оформлении у налоговиков не будет оснований утверждать, что эти расходы нельзя признать в налоговом учете, поскольку они не упоминаются в гл. 25 НК РФ. Наоборот, расходы на охрану имущества компании прямо указаны в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Помимо этого, можно ссылаться на то, что охраняемый специалист является носителем информации, составляющей коммерческую тайну. Суды принимают этот аргумент и соглашаются, что расходы на обеспечение безопасности таких лиц являются для работодателя обоснованными (Постановление ФАС округа от № /2008).

Налоговики в ряде случаев настаивают на том, что суммы, перечисленные работодателем за личную охрану работника, являются доходом последнего, который он получил в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Значит, с суммы такого дохода организация обязана удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (п. п. 1, 4 и 6 ст. 226 НК РФ).

Однако это требование не правомерно по следующим основаниям:

Подобные услуги оказываются прежде всего в интересах организации, поскольку возможный ущерб руководителю или другому должностному лицу от противоправных действий третьих лиц отрицательно скажется именно на ее материальном и финансовом состоянии. Сам же работник не получает от этого экономической выгоды, то есть у него не возникает облагаемого НДФЛ дохода (ст. 41 НК РФ). Тем более что обеспечение безопасных условий труда является обязанностью каждого работодателя (ч. 2 ст. 22, ст. ст. 163 и 212 ТК РФ).

Таким образом, суммы, перечисленные работодателем охранному предприятию за обеспечение личной безопасности сотрудника, не включаются в налоговую базу по НДФЛ. Следовательно, организация не обязана удерживать НДФЛ с указанных сумм. Это подтверждают и суды (Постановление ФАС округа от № /2006–34). Хотя на практике не исключены претензии налоговиков.

Страховые взносы

Поскольку в рассматриваемом случае расходы на обеспечение личной безопасности ценных сотрудников осуществляются в интересах самой организации, а не в личных интересах сотрудников, объекта налогообложения страховым взносам не возникает.

Организация заключила с охранным агентством договор на оказание услуг по личной охране жизни и здоровья генерального директора.

Согласно договору стоимость охранных услуг составляет 118 00 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.) в месяц.

На последнее число каждого месяца действия указанного договора стороны составляют акт оказанных услуг.

Оплата услуг производится не позднее числа месяца, следующего за месяцем их оказания. Организация применяет метод начисления при учете налога на прибыль.

В бухгалтерском учете Организации будут сделаны следующие записи:

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 44, ст. 4537; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; 2010, N 30, ст. 4004; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 18, ст. 2621; N 29, ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.";

а) в пункте 2 части пятой слова "или органа местного самоуправления" исключить;

б) дополнить новой частью седьмой следующего содержания:

"Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части пятой настоящей статьи, проводится в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на территориях которых введен особый противопожарный режим.";

в) части седьмую и восьмую считать соответственно частями восьмой и девятой;

г) дополнить частью десятой следующего содержания:

"При осуществлении федерального государственного пожарного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления применяются положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за исключением организации и проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренной частью седьмой настоящей статьи.";

3) статью 16 дополнить частью третьей следующего содержания:

"Критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

4) в части первой статьи 18:

а) абзац тринадцатый признать утратившим силу;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.";

а) в части первой:

абзац первый после слова "поселений," дополнить словом "муниципальных,";

абзац седьмой после слова "поселений" дополнить словом ", муниципальных";

б) в части второй:

абзац первый после слова "поселений," дополнить словом "муниципальных,";

абзац третий после слова "поселений" дополнить словом ", муниципальных";

в) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.";

г) часть третью считать частью четвертой и в ней слова "в границах населенных пунктов поселений" заменить словами "поселений, муниципальных районов, муниципальных";

д) часть четвертую считать частью пятой;

6) в части четвертой статьи 22 2 слова "городского или сельского поселения," исключить, после слова "районов," дополнить словом "муниципальных,";

7) в части второй статьи 30 после слов "населения для" дополнить словами "профилактики и", слова "лесных и иных пожаров" заменить словами "лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров".

Статья 2

Подпункт 31 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133; N 53, ст. 8424, 8454; 2019, N 6, ст. 461; N 12, ст. 1226; N 42, ст. 5801; N 52, ст. 7765) изложить в следующей редакции:

"31) осуществления полномочий в области пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 21; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7039; N 50, ст. 7353; 2012, N 26, ст. 3444; N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 27, 87; N 7, ст. 975; N 31, ст. 4833; N 32, ст. 5133; 2019, N 6, ст. 461; N 31, ст. 4442; 2020, N 30, ст. 4767) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

"7 1 ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;";

2) часть 1 статьи 15 1 дополнить пунктом 19 следующего содержания:

"19) создание муниципальной пожарной охраны.".

Статья 4

Внести в статью 51 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 32, ст. 5134) следующие изменения:

1) в части 5 слова "пожаров в лесах, расположенных" заменить словами "лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров", слова "(лесных пожаров)" исключить;

2) часть 6 признать утратившей силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 5 статьи 1 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 44, ст. 4537; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; 2010, N 30, ст. 4004; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 18, ст. 2621; N 29, ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.";

а) в пункте 2 части пятой слова "или органа местного самоуправления" исключить;

б) дополнить новой частью седьмой следующего содержания:

"Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части пятой настоящей статьи, проводится в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на территориях которых введен особый противопожарный режим.";

в) части седьмую и восьмую считать соответственно частями восьмой и девятой;

г) дополнить частью десятой следующего содержания:

"При осуществлении федерального государственного пожарного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления применяются положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за исключением организации и проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренной частью седьмой настоящей статьи.";

3) статью 16 дополнить частью третьей следующего содержания:

"Критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

4) в части первой статьи 18:

а) абзац тринадцатый признать утратившим силу;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.";

а) в части первой:

абзац первый после слова "поселений," дополнить словом "муниципальных,";

абзац седьмой после слова "поселений" дополнить словом ", муниципальных";

б) в части второй:

абзац первый после слова "поселений," дополнить словом "муниципальных,";

абзац третий после слова "поселений" дополнить словом ", муниципальных";

в) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.";

г) часть третью считать частью четвертой и в ней слова "в границах населенных пунктов поселений" заменить словами "поселений, муниципальных районов, муниципальных";

д) часть четвертую считать частью пятой;

6) в части четвертой статьи 22 2 слова "городского или сельского поселения," исключить, после слова "районов," дополнить словом "муниципальных,";

7) в части второй статьи 30 после слов "населения для" дополнить словами "профилактики и", слова "лесных и иных пожаров" заменить словами "лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров".

Статья 2

Подпункт 31 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133; N 53, ст. 8424, 8454; 2019, N 6, ст. 461; N 12, ст. 1226; N 42, ст. 5801; N 52, ст. 7765) изложить в следующей редакции:

"31) осуществления полномочий в области пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 21; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7039; N 50, ст. 7353; 2012, N 26, ст. 3444; N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 27, 87; N 7, ст. 975; N 31, ст. 4833; N 32, ст. 5133; 2019, N 6, ст. 461; N 31, ст. 4442; 2020, N 30, ст. 4767) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

"7 1 ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;";

2) часть 1 статьи 15 1 дополнить пунктом 19 следующего содержания:

"19) создание муниципальной пожарной охраны.".

Статья 4

Внести в статью 51 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 32, ст. 5134) следующие изменения:

1) в части 5 слова "пожаров в лесах, расположенных" заменить словами "лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров", слова "(лесных пожаров)" исключить;

2) часть 6 признать утратившей силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 5 статьи 1 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Справочная / Бизнес‑будни

Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник

В магазине, офисе и кафе должна соблюдаться пожарная безопасность. За этим следит МЧС. В законах нигде не сказано, кто отвечает за сигнализацию, схемы выхода и огнестойкий ремонт, если помещение в аренде. Арендаторы и собственники часто перекладывают ответственность друг на друга. Но заплатить штраф и ответить за пожар рискуют оба — суды разбирались уже не раз.

Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара

Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.

За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.

Для физлиц Для директоров ООО Для ИП Для ООО
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ Штраф от 150 000 до 200 000 ₽

Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.

Кто должен обеспечить пожарную безопасность в помещении: арендатор или собственник

За пожарную безопасность могут наказать и собственника помещения, и арендатора. Так сказано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Обязанности по ремонту и оборудованию средствами пожаротушения разделяют в договоре аренды. Но часто такого пункта в договоре нет.

Есть пункт о пожарной безопасности

Хлопоты и траты по пожарной безопасности в помещении берёт на себя тот, кого указали в договоре аренды. Это следует из вопроса 14 Обзора ВС РФ от 27.09.2006 г.

В любом случае арендатор заботится о безопасности и отвечает за пожар только в границах своего помещения. За соседские офисы, общие лестницы, выходы, чердаки и подвалы арендатор не отвечает. А вот инструктаж работников полностью лежит на нём.

Нет пункта о пожарной безопасности

Если в договоре аренды о пожарной безопасности ни слова, работают следующие правила.

Арендатор отвечает за первичные меры пожарной безопасности. Это огнетушители, пожарные щиты, локальная сигнализация, план эвакуации, указатели выхода, безопасный косметический ремонт. Оборудование арендатор покупает и монтирует за свои деньги. Перевести стрелки на собственника не получится. Считается, это расходы на содержание имущества по ст. 616 ГК РФ.

Например, сервисный центр оштрафовали на 20 000 ₽. Сотрудники предпринимателя не прошли противопожарный инструктаж. В помещении висели светильники со снятыми колпаками, тут же стояла бутылка бензина. Двери склада сделаны из пожароопасного материала. Не было огнетушителей, сигнализации и вентиляции против дыма.

Арендатор отвечает за любые нарушения, если они появились из-за его работы или перепланировки, которую он сделал.

Например, фирму оштрафовали на 150 000 ₽. Эвакуационные пути здания были заставлены материалами и товаром фирмы.

Собственник помещения отвечает за капитальные пожарные меры и здание в целом по ст. 616 ГК РФ. Например, за ширину эвакуационных выходов, пожарные подъезды, сигнализацию всего здания.

Помощник по отчётности и ведению бизнеса

Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги, сформирует счета и акты и не потребует специальных знаний.

Полезные советы арендатору

Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.

Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.

В договоре пишут примерно так:

«Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.

Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».

Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.

Читайте также: