Досудебное урегулирование налоговых споров презентация

Опубликовано: 26.04.2024

Налоговое ведомство готовится изменить порядок рассмотрения жалоб, поступающих от коммерсантов. В ФНС планируют провести целый комплекс мероприятий, которые улучшат качество рассмотрения жалоб, а также положительно повлияют на появление похожих претензий в будущем. Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказала журналу «Расчет» о возможных изменения в Службе.

За несколько недель до публикации ФНС России письма от 11 марта 2021 года № БВ-4-7/3060@, которым Служба вводит применение налоговой реконструкции, стало известно о расширении подразделений ФНС, которые работают с жалобами от налогоплательщиков. Вероятнее всего, Налоговое ведомство начало готовиться к изменениям в работе заранее. При изменении подхода с большой долей вероятности можно спрогнозировать, что часть компаний, к которым были применены санкции, предусмотренные статьей 54.1 НК РФ, захотят пересмотреть вынесенные ранее решения не в их пользу. Подобные ожидания подтверждает, в частности, письмо, направленное заместителем руководителя ФНС России Константина Чекмышева в адрес главы Налоговой службы Даниила Егорова.

Цитата по РБК:

При изменении позиции ФНС в отношении налоговой реконструкции при выявлении налоговыми органами нарушений налогоплательщиками статьи 54.1 НК в части необходимости перерасчета налоговых обязательств увеличится количество поданных в ФНС жалоб, содержащих требования налогоплательщиков по пересмотру ранее принятых решений

Письменное основание

Допускает ли законодательство обжалование ранее вынесенного решения ФНС по статье 54.1 НК РФ? Отвечая на этот вопрос, нужно прежде понять, на какой стадии находится решение о проведении налоговой проверки. В самом письме ФНС сообщает, что применение налоговой реконструкции возможно на этапе возражения. Однако такой подход нельзя будет назвать справедливым, ведь те компании, которые не успели обратиться к ревизорам, оказываются в не выгодном для себя положении.

Можно предположить, что если результаты контрольного мероприятия находятся в стадии апелляционной жалобы, то компания все же имеет право заявить о необходимости применения налоговой реконструкции.

Обратите внимание: просто потребовать от ревизоров проведения процедуры будет недостаточно! Ревизорам необходимо предоставить обоснование, почему компания предлагает провести такую процедуру, а также представить документы для перерасчета суммы доначислений.

Однако в данном случае речь может идти только о текущем моменте; очевидно, что в будущем по проверкам, которые начнутся уже после публикации письма, опасно рисковать и заявлять о реконструкции уже после стадии возражений.

Есть и другая категория споров – судебные. Смогут ли эти компании претендовать на проведение налоговой реконструкции? Полагаем, что сама процедура теперь будет более активно применяться в судах. Компании получили возможность ссылаться на письмо ФНС. Можно предположить, что история споров в залах судебных заседаний будет развиваться по аналогии с изменениями, вызванными появлением статьи 54.1 НК РФ.

Напомню, норма не включила в себя положение о должной осмотрительности, поэтому при предъявлении бизнесу обвинений в том, что предприятие не проверило контрагента, коммерсанты указывали в суде на то, что новая норма не предусматривает такой обязанности налогоплательщика. Есть основания полагать, что сейчас бизнес будет апеллировать к новому письму ФНС, так как оно улучшает положение организации.

Платформа жалоб

В феврале также стало известно, что в ФНС было принято решение изменить сам механизм работы с жалобами. Насколько это связано с проведением процедуры налоговой реконструкции, сказать пока сложно. Что изменится? Например, Налоговое ведомство сообщило РБК о создании «платформы по досудебному урегулированию налоговых споров».

ФНС трансформирует сам подход к работе с жалобами предпринимателей. Получение такого документа от бизнеса должно запустить внутренний механизм Службы не только по исследованию причины подачи жалобы и ответа на сообщение компании, но и по поиску и устранению причины появления этого обращения.

Какой именно смысл вкладывает ФНС в слово «платформа», сказать пока сложно, возможно, речь идет о целом комплексе мероприятий по изменению подхода к рассмотрению жалоб. Уже известно, что сама структура управления досудебного урегулирования налоговых споров будет изменена, некоторые подразделения будут упразднены и будут созданы новые, например отдел анализа и автоматизации процессов досудебного урегулирования споров и цифровизации причин возникновения споров. Вырастет и количество сотрудников ФНС, которые будут работать с жалобами от компаний, сообщает РБК со ссылкой на ранее упомянутое письмо Константина Чекмышева.

В первой половине февраля глава ФНС также высказывался относительно правил подхода к работе с претензиями бизнеса.

Цитата по РБК:

Сегодня каждая жалоба в Федеральную налоговую службу является для нас инцидентом. Что я понимаю под этим? Это значит, что неважно, кто прав, кто виноват, в случае наличия жалобы. Самое главное для нас – по методологическим блокам распределить причины возникновения жалоб и работать на то, чтобы они не возникали.

Глава Службы рассказал, что у компаний должна появится возможность отправлять в ведомство формализованные жалобы из личных кабинетов. Механизм отправки будет работать следующим образом: коммерсант выбирает из списка документ, который он хочет обжаловать, далее сервис загружает готовую форму, в которой указаны основания обжалования, рассказали в пресс-службе ФНС.

И это еще не все изменения, которые будут заметны налогоплательщикам. В скором времени у бизнеса появится возможность продлить срок рассмотрения результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе на шесть месяцев. Предполагается, что увеличение срока позволит более качественно выполнять аналитическую работу по рассмотрению материалов налоговой проверки. Этот механизм потенциально должен сократить количество поступающих от коммерсантов жалоб.

Стоит также напомнить, что ранее замглавы ФНС России Виктор Бациев говорил о необходимости систематизации работы территориальных налоговых органов, создания алгоритмов проведения контрольных мероприятий и доказывания правонарушений. Озвученная задача, вероятно, также направлена на сокращение числа жалоб от бизнеса, создание единого подхода к рассмотрению тех или иных фактов в деятельности компании и формирование системного подхода со стороны контролеров. Эти меры создадут для ревизоров и коммерсантов понятный и предсказуемый процесс проведения проверок. Можно предположить, что частью работы новых подразделений Службы станет анализ ошибок инспекторов, которые совершаются на стадии проведения выездной проверки, которые впоследствии приводят к отмене решения.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Что такое досудебное урегулирование спора и когда оно нужно

Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.

Но иногда подавать иск может быть бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами.

Представьте ситуацию: бухгалтер компании ООО «Ромашка» Вера опечаталась в платежке и перевела поставщику не 39 000 Р , как нужно было по договору, а в десять раз больше — 390 000 Р . Когда обнаружилась переплата, Вера позвонила поставщику, объяснила ситуацию и попросила вернуть лишние 351 000 Р . Тот пообещал вернуть, но деньги так и не пришли. А потом и вовсе перестал отвечать на звонки и письма.

Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ — иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор самостоятельно перед тем, как идти в суд.

Расскажу, что нужно было сделать, почему звонка бухгалтера недостаточно, и когда еще нужно соблюдать досудебный порядок.

В чем суть обязательного досудебного порядка

Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.

Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.

Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.

Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Обязательный досудебный порядок устанавливается законом, а для некоторых споров — и договором, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск не будут рассматривать и вернут.

В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не исполнил или плохо исполнил свои обязательства, обязана сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».

Чаще всего такой документ называется претензией. Его можно назвать требованием или предложением, но смысл от этого не меняется — в этом документе одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным порядком.

Если контрагент не отреагирует в установленный срок на претензию, то отправитель может обращаться в суд.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Для кого установлен обязательный досудебный порядок

Досудебное урегулирование используют для самых распространенных видов споров, которые бывают между ИП, организациями, с участием граждан и госорганов.

Споры, где одна из сторон — обычный человек. Досудебный порядок в этой сфере обязателен, только если о нем указано в законе. Даже если в договоре прописано, что перед обращением в суд нужно направлять претензию, но по закону такого требования нет, то одна из сторон может сразу идти в суд — без предварительной отправки претензии.

На претензии адресаты должны отреагировать в сроки, которые установлены для них в законе. Например, туроператоры обязаны ответить в течение 10 календарных дней, а авиаперевозчики — в течение 30 календарных дней.

Споры между организациями и/или индивидуальными предпринимателями. Обязательный досудебный порядок для бизнеса может быть установлен как законом, так и договором. То есть стороны могут договориться, что в случае разногласий они сначала попытаются решить их сами на уровне «претензия — ответ на нее» или обратятся к медиатору и только потом пойдут в суд.

По закону досудебную претензию нужно направлять, например:

Споры, где ответчик — госорган. Досудебный порядок для таких споров обязателен в двух случаях:

  1. Налогоплательщик — физлицо или организация — не согласен с каким-то актом ИФНС. Например, с требованием об уплате налогов, с решением о доначислениях по результатам налоговой проверки, с решением об отказе в предоставлении вычета.
  2. Инспекция, которая занимается регистрацией ИП и фирм, вынесла решение об отказе в госрегистрации.

Акты налоговой инспекции нужно сначала обжаловать в вышестоящей инстанции — в Управлении налоговой службы по конкретному региону, и если управление не отменило решение ИФНС, обращаться в суд.

Как написать о досудебном порядке в договоре

В предпринимательской сфере досудебный претензионный порядок часто прописывают в договоре по своей инициативе. Это возможность решить потенциальные разногласия без похода в суд, сэкономив тем самым время, силы и деньги.

Если предприниматели взяли на себя обязательство соблюдать досудебный порядок, то они должны его исполнять. Судья не станет рассматривать спор, если истец не выполнил досудебный порядок, хотя по договору должен был.

Как составить досудебную претензию

Претензию составляют в письменном виде. Утвержденной формы нет, как правило, в досудебной претензии нужно описать суть проблемы и что-то потребовать от адресата.

Вот что стоит включить в претензию.

Шапка документа. В правом верхнем углу укажите, кому адресована претензия:

  1. Организационно-правовая форма компании — ООО, ПАО, ее название и ФИО руководителя, либо ИНН и ФИО индивидуального предпринимателя.
  2. ОГРН или ОГРНИП.
  3. Адрес нахождения организации или ИП, контактный телефон и электронный адрес.
  4. От кого направлена претензия.

Описание претензии. Она начинается сразу после названия документа, то есть после слова «претензия». В ней нужно указать:

  1. Реквизиты договора — название, номер, дата, — условия которого были нарушены.
  2. Какой пункт договора или какая норма закона нарушены.
  3. Суть нарушения, то есть какие действия совершены или не совершены контрагентом. Например, если подрядчик некачественно выполнил работу, укажите, в чем это заключается, каким должен был быть результат работ и в каком пункте договора он был согласован.
  4. Когда и как было обнаружено нарушение. Иногда это имеет значение. Например, предъявить претензии за скрытые недостатки работ можно, если обнаружили их в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы.

Требование. После того как описали суть своего недовольства, укажите, что хотите получить от контрагента. То есть какие действия и в какой последовательности, если она есть, контрагент должен совершить. Можно заявить на выбор:

  1. Одно конкретное требование. Например, расторгнуть договор.
  2. Одно требование из списка на выбор контрагента. Например, от недобросовестного подрядчика можно требовать либо безвозмездно устранить недостатки, либо возместить ваши расходы на устранение недостатков, либо соразмерного уменьшения цены работы.
  3. Несколько требований одновременно. Например, оплатить задолженность по аренде и неустойку за просрочку внесения платы.
  4. Несколько требований последовательно. Например, устранить недостатки в работе, а если они не были устранены в разумный срок, отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Указывайте именно те требования, с которыми вы потом пойдете в суд, если контрагент не отреагирует на претензию.

Расчет неустойки. Если вам не возвращают деньги, то после перечисления требований укажите сумму долга, ее расчет, а также сумму неустойки или процентов, если будете их взыскивать.

Заключительная часть. В конце претензии укажите срок для выполнения ваших требований, — конкретную дату или период.

Претензию от организации должен подписать ее руководитель либо лицо, уполномоченное доверенностью.

Образец досудебной претензииPDF, 66,2 КБ

Эти документы потом нужно будет приложить к иску, чтобы доказать соблюдение обязательного досудебного порядка. Если к иску приложить лишь копию претензии без доказательств, что она была получена ответчиком, то суд не станет браться за рассмотрение иска, а потом и вовсе вернет его обратно.

В какой срок нужно направлять досудебную претензию. По общему правилу в срок, установленный в конкретном законе или договоре.

Например, по закону претензию туроператору нужно направлять в течение 20 календарных дней со дня возвращения из поездки.

Претензии к железнодорожному перевозчику, например, за утрату багажа или груза, предъявляют в течение шести месяцев. Если нарушить этот срок, перевозчик будет рассматривать претензию, только если сочтет, что причина пропуска уважительная.

Если в законе или договоре срока для предъявления претензии нет, значит, ее можно предъявить в течение трех лет.

Сколько нужно ждать ответа на претензию

Срок для ответа на претензию обычно установлен в законе. Самый распространенный — 30 календарных дней. Столько надо выждать после отправки претензии, например:

  • грузоперевозчику;
  • контрагенту, который задолжал денег по договору;
  • отделению связи насчет почтовых отправлений и переводов.

Если в законе срока для ответа на претензию нет, то срок прописывают в договоре либо указывают в самой претензии. Срок можно установить любой, обычно пишут от 10 до 30 календарных дней.

Пока вы не получите ответ на претензию или не истечет срок, установленный для ответа, обращаться в суд бесполезно, иск рассматривать не будут.

Если ни в законе, ни в договоре, ни в самой претензии не указан срок для ответа, то выжидать нужно так называемый разумный срок. Что это за разумный срок, нигде не прописано. Суд будет определять разумность срока в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. То есть разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель. Поэтому я рекомендую все же прописывать сроки в претензии.

Как пояснил Верховный суд, если ответ на претензию не поступил в течение 30 календарных дней либо срока, прописанного в договоре, можно считать, что контрагент отказался выполнять требования.

Считается, что отказ от контрагента поступил на 30-й день либо в последний день договорного срока.

К слову, если контрагент не ответит на вашу претензию в срок, потом, при разбирательстве, суд возложит на него все судебные расходы независимо от исхода дела. Речь о госпошлине и других издержках, например об оплате услуг юриста, нанятого для ведения дела.

  1. Оставит иск без движения, предложив истцу провести досудебный порядок. Если истец не успеет все сделать в установленный судом срок, суд вернет иск.
  2. Оставит иск без рассмотрения, если уже после принятия заявления к производству установит, что претензионный порядок не соблюден.

Средняя сумма доначислений по результатам налоговых проверок составляет 32 млн руб. Свою невиновность выгоднее доказать до обращения в суд

В последнее время обозначилась тенденция урегулирования налоговых споров в досудебном порядке – 15% из них не доходят до суда. Так, в 2019 г. суды первой инстанции вынесли на 15,2% меньше решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, чем в 2018 г. 1

С одной стороны, это связано с более активной позицией налогоплательщиков. Ранее они руководствовались тем, что налоговый орган должен доказать их вину, и были уверены, что суд вынесет решение в их пользу. Теперь же налогоплательщики понимают, что есть шанс доказать свою невиновность до суда. С другой стороны, налоговые органы стали прислушиваться к плательщикам налогов и обращать внимание на судебную практику. Если налоговая инспекция понимает, что ее решение не устоит в суде, то отменяет его, чтобы не формировать положительную арбитражную практику в пользу налогоплательщика по спорному вопросу.

Досудебное урегулирование спора позволит защитить активы компании

На данный момент существует двухуровневая система досудебного урегулирования разногласий с налоговым органом. Первая стадия добровольная: плательщик налогов направляет в налоговый орган возражения по материалам проверки. Уже на этом этапе можно снять часть доначислений. Вторая стадия обязательна для налогоплательщика (за некоторым исключением), так как в случае несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа нельзя. На этом этапе он подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, после чего возможна отмена решения нижестоящего налогового органа о доначислении налогов и привлечении к ответственности.

Рассмотрим пример: сотрудники нашей компании приняли участие в одном из недавних налоговых споров. По результатам выездной проверки налоговый орган хотел доначислить налоги, пени и штрафы в размере 56 млн руб. Предприятию было отказано в налоговых вычетах по НДС и учете расходов по налогу на прибыль. Претензии у налогового органа были стандартные: наличие хозяйственных отношений с контрагентами, обладающими признаками компаний-«однодневок», фиктивный документооборот, отсутствие признаков реальности сделок.

Наши специалисты изучили документы, проверили обоснованность акта проверки инспекции, собрали дополнительные доказательства реальности сделок в виде первичных документов, выявили факты оправданности расходов, подготовили письменные возражения. Инспекция изучила документы и возражения, выслушала представителей организации, после чего согласилась с доводами налогоплательщика о необоснованности части предъявленных претензий и отказалась от 75% доначислений – 42 млн руб.

Но налогоплательщик не согласился с частичным снятием обвинений. Поэтому в вышестоящий налоговый орган была направлена апелляционная жалоба, по итогам рассмотрения которой решение налоговой инспекции было отменено полностью. Так компании удалось на досудебной стадии урегулирования спора защитить активы на сумму 56 млн руб.

Немного статистики: во сколько обойдется проверка?

Как указал глава ФНС России Даниил Егоров на своем сентябрьском выступлении, с учетом моратория на проведение проверок в этом году их количество снизилось на 65% 2 . Вместе с тем согласно утвержденному в январе плану в 2020 г. собираемость налогов и взносов должна составить 98,72% 3 . И, несмотря на пандемию, план этот никто не отменял.

Средняя сумма доначислений по результатам проверок остается высокой. По итогам 2019 г. в расчете на одну проверку доначисления составили 32 млн руб. 4 Можно прогнозировать, что в этом году их средняя сумма останется в этих же пределах.

Советы бизнесу

Несмотря на то что процедура обжалования решения налогового органа в досудебном порядке затягивает сроки разрешения спора, возможность не доводить его до суда является несомненным плюсом для бизнеса хотя бы потому, что это позволяет избежать судебных издержек. Потому хотелось бы дать несколько советов предпринимателям, как урегулировать спор с налоговым органом без суда.

1. Пассивное поведение налогоплательщика во время проверки может привести к серьезным убыткам и даже банкротству компании. Именно поэтому важно занимать активную позицию еще до получения акта налоговой проверки.

Во-первых, необходимо реагировать на все письменные запросы налогового органа: представлять полноценные ответы, по сложным моментам учета – письменные пояснения. Во-вторых, во время проверки нужно вести собственный параллельный сбор доказательств. Это может быть обращение к мнению специалистов, заблаговременное формирование запросов в государственные органы, отправка писем поставщикам, ответы на которые позволят подтвердить свою позицию. Например, в одном из налоговых споров нам помогли запросы, своевременно направленные поставщикам налогоплательщика. Ответы на них мы смогли представить в момент написания возражений на акт налоговой проверки, что сыграло существенную роль при отстаивании интересов налогоплательщика.

Немаловажно обжалование действий или бездействия должностных лиц налогового органа (ст. 138 НК РФ). Налогоплательщику не следует оставлять без внимания нарушения своих прав – рекомендуем фиксировать их в жалобах. Это важно, поскольку собранные налоговым органом доказательства будут признаны недопустимыми, если они получены с нарушением налогового законодательства (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Когда речь идет о возможных многомиллионных доначислениях, инертность недопустима. Компании нужно консолидироваться. Сотрудники должны понимать, что доначисления могут привести к банкротству организации и, следовательно, потере ими рабочих мест.

2. Подготовьтесь к допросам.

Допросы представляют собой мероприятия налогового контроля и широко используются налоговой инспекцией для установления фактов виновности плательщиков налогов. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

К допросу необходимо готовиться: исходя из требований налогового органа нужно определить, о каких обстоятельствах могут спросить, и освежить в памяти значимые факты. Часто на допросе выясняется, что сотрудника компании к нему не подготовили, а потому он не смог точно ответить, когда приступил к работе, какие у него должностные обязанности, как зовут руководителя и т.д. Впоследствии это может быть истолковано против компании.

При подготовке к допросам рекомендуем обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». Это письмо содержит примерные перечни вопросов, которые могут задать при проведении допросов.

3. В течение месяца после получения акта налоговой проверки обязательно представьте свои письменные возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Причем недостаточно просто написать о своем несогласии. Разложите акт на мелкие фрагменты, проанализируйте каждый довод и проверьте, является ли он допустимым, достаточным, правомерным. Затем сформулируйте доводы в пользу компании. Форма возражений может быть произвольной. Но желательно, чтобы они выглядели так: за опровержением довода налогового органа следует довод в защиту компании по тому же факту с приложением подтверждающих документов.

Акт налоговой проверки представляет собой документ, в котором изложены фактические обстоятельства и доказательства вины налогоплательщика (п. 2 ст. 100 НК РФ), на основании которых налоговый орган принимает решение – виновен плательщик налогов или нет. Отдельные факты могут быть неверно оценены, недостаточно исследованы или неправильно интерпретированы налоговым органом. Поэтому налогоплательщик должен донести до проверяющих свою позицию, указав на возможные ошибки и раскрыв обстоятельства, которые налоговая инспекция не увидела во время проверки. Причем он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в подтверждение своих возражений. В этом помогут первичные документы, расчеты, обращение к специалистам за мнением, заявление ходатайств о допросе лиц, которых налогоплательщик считает важным привлечь для доказательства своей невиновности. Важно учитывать, что суды не всегда принимают во внимание доказательства, которые не были известны налоговому органу на этапе досудебного урегулирования спора.

Как показывает практика, если письменные возражения составлены грамотно и к ним приложены подтверждающие документы, то налоговый орган учитывает их при вынесении решения и уменьшает размер доначислений или отменяет их.

4. Не игнорируйте процедуру ознакомления с материалами проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С актом проверки компания получает материалы, подтверждающие факты совершения ею правонарушения. На этапе ознакомления с ними важно собрать документы, которые подтвердят вашу добросовестность и на которые вы сможете ссылаться в письменных возражениях в свою защиту.

У нас был случай, когда налоговый орган, ориентируясь на выписки из банка спорного контрагента, изобразил в акте проверки движение денежных потоков в виде схемы с помощью стрелочек. Поскольку нет регламентирующих документов, устанавливающих, в каком виде выписки должны быть представлены, налоговый орган их не приложил. Во время ознакомления с материалами проверки мы добились получения банковских выписок, проанализировали их и выяснили, что налоговый инспектор неверно представил в акте движение денежных средств по цепочкам контрагентов, вывод его был ошибочен. Это помогло нам в защите прав налогоплательщика.

5. При проведении экспертизы ставьте дополнительные вопросы. Не удовлетворяют результаты экспертизы – ходатайствуйте о назначении дополнительной.

Одним из мероприятий налогового контроля является проведение экспертизы до вынесения решения о привлечении организации к ответственности (ст. 95 НК РФ). Когда у налогового органа недостаточно компетенций, проверяющие принимают решение привлечь эксперта. Например, в случае спора о реальности выполнения третьим лицом работ эксперту задают вопрос о том, мог ли налогоплательщик выполнить их самостоятельно. Мнение эксперта о том, что привлечение третьих лиц не требовалось, может стать подтверждением фиктивности сделки. Его заключение в качестве доказательства вины среди прочих будет положено в основу акта проверки, а затем и решения о привлечении к ответственности налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе ходатайствовать о проведении дополнительной экспертизы, если его не устроили выводы основной (п. 10 ст. 95 НК РФ). Налоговый орган может отказать в ее проведении, но это будет вашим козырем при опровержении результатов экспертизы уже в зале суда. В последнее время суды интересуются, почему налогоплательщик, несогласный с результатами экспертизы, не воспользовался правом на дополнительную на этапе досудебного урегулирования спора, и отказывают в проведении судебной экспертизы.

В заключение отметим, что несмотря на попытки налоговых органов уменьшить количество налоговых споров, разрешаемых в судебном порядке, они все еще остаются наиболее распространенными в арбитражной практике. Однако хочется верить, что положительные тенденции в сфере досудебного урегулирования налоговых споров имеют долгосрочный характер. Это, несомненно, будет способствовать улучшению налогового климата, особенно сейчас, в условиях преодоления последствий пандемии.

3 Сведения о показателях деятельности ФНС России на 2020 г. (утв. Министром финансов РФ А.Г. Силуановым 22 января 2020 г.).

4 Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 1 января 2020 г.

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmcfr-consulting.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: " ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ." — Транскрипт:

1 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

2 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник РФ 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

3 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА Правовые основы досудебного урегулирования налогового спора Налоговый кодекс Российской Федерации – статьи 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4, 137 – 141

4 ВИДЫ РЕШЕНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДОСУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА – решение о привлечения к налоговой ответственности; - решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

5 НОРМЫ НК РФ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ДОСУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО СПОРА Эта обязанность налогоплательщика предусмотрена пунктом 1 статьи Налогового кодекса РФ, и включена в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года 137-ФЗ. Досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящие налоговые органы было установлено НК РФ и ранее (статьи 139 – 141), но прибегали к этой процедуре не часто, предпочитая сразу обжаловать решение в судебном порядке.

6 ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ У налогоплательщика есть 15 рабочих дней со дня получения акта на подготовку письменных возражений. Этот срок закреплен в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Обращаем внимание, что речь идет именно о 15 рабочих днях. Порядок определения сроков установлен статьей 6.1 НК РФ, пункт 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ Поскольку НК РФ не делает специальной оговорки про календарные дни, следовательно, на подготовку возражений отводится именно 15 рабочих дней. Иногда налоговые органы сокращают этот срок, указав в акте дату рассмотрения разногласий. В этом случае стоит обратиться с письмом в налоговый орган с просьбой предоставить установленное законом время для подготовки возражений.

8 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИЯ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Имеющаяся практика показывает, что налоговые инспекции идут навстречу налогоплательщикам. Например, организация получила в январе акт выездной налоговой проверки, на последнем листе которого уже была указана дата рассмотрения разногласий. При этом срок для подготовки возражений был сокращен на несколько дней. Письменное заявление организации в налоговый орган привело к изменению срока рассмотрения возражений в нужную сторону, то есть была назначена новая дата рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

9 СРОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ И ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО НИМ Срок рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений - пункт 1 статьи 101 НК РФ. Срок на вынесение решения после рассмотрения материалов налоговой проверки – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц. – пункт 1 статьи 101 НК РФ..

10 НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА Типичная ошибка - либо возражения на акт не пишутся вообще, либо они готовятся чисто формально, только чтобы соблюсти процедуру. Вместе с тем, умелая подготовка возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на этой стадии досудебного урегулирования. Как показала практика, по результатам рассмотрения возражений можно снять от 10 до 80% от доначисленных сумм.

11 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней по сравнению с 15 днями на подготовку письменных возражений. Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов

12 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. – абзац первый пункта 9 статьи 101 НК РФ.

13 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. – абзац второй пункта 9 статьи 101 НК РФ

15 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ВВОДУ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" ДАННЫХ ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

16 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения. В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.

17 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При получении от вышестоящего налогового органа решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения указанного решения передает его копии в отдел урегулирования задолженности и отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц. Отдел урегулирования задолженности направляет требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (с учетом внесенных изменений в решение нижестоящего налогового органа - при их наличии) не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения. Пункт Регламента

18 Статья 140 НК РФ – решения, принимаемые вышестоящим органом по апелляционной жалобе По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: 1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

19 Пункт 3 статьи 140 НК РФ – срок принятия решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

20 ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – ПРИЗНАНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПИСЬМЕННЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА – ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

21 Консультационные услуги Общество необоснованно включало в расходы затраты по договорам о представлении консультационных услуг, поскольку в актах сдачи- приемки услуг отсутствуют расшифровки подписей заказчика и исполнителя работ (услуг) и нет расшифровок видов работ и услуг, а отдельные отчеты по выполненным работам, прилагаемые к актам выполненных работ, составлены на английском языке и отсутствуют даты составления, расшифровки подписей исполнителя.

22 ПРИОБРЕТЕНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ОФИС Обществом необоснованно завышены расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 году, на основании договора с ЗАО «Королевская вода» на приобретение воды и установки для воды во временное пользование, в связи с тем, что: такие расходы не поименованы в ст. 163 и ст. 223 ТК РФ как затраты по обеспечению нормальных условий труда, организацией не представлены сведения о том, что водопроводная вода непригодна для пищевого потребления, условия о том, что организацией осуществляется обеспечение работников питьевой водой, в трудовых договорах не предусмотрено.

23 СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ Обществом в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно включены расходы на приобретение сувенирной продукции (календарей, брелоков, магнитов, футболок, сумок с логотипом фирмы), переданной посетителям офиса в рамках предновогодней рекламной акции. Указанная сувенирная продукция не является рекламой, поскольку распространялась среди посетителей офиса, а не среди неопределенного круга лиц, как того требует Федеральный закон «О рекламе».

24 КОМАНДИРОВОЧНЫЕ Обществом в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ не включаются суточные в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от в размере 100 руб. со дня пересечения государственной границы при въезде в Российскую Федерацию, в день нахождения в Российской Федерации, т.е. в день прилета. Суммы, превышающие указанные нормы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. В результате выявленных нарушений Обществом допущено занижение налогооблагаемой базы по НДФЛ

25 ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Организацией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно учтены расходы по договору с ЗАО Z, поскольку указанные расходы являются предварительными и относятся к будущим отчетным периодам, так как в 2007 году внедрение Автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организации не было завершено.

26 КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОВЕДЕННЫЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В нарушение п. 3 ст. 264 НК РФ организацией в состав расходов включены затраты на курсы повышения квалификации сотрудников, проведенные иностранной компанией X (Германия), не имеющей соответствующего статуса.

27 ОБОСНОВАННОСТЬ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ обособленное подразделение Предприятия при определении дохода, полученного от сдачи в аренду помещений, в ряде случаев применяло разную стоимость услуг за идентичные сдаваемые помещения. В этой связи, проверяющими произведено доначисление выручки от реализации указанных услуг исходя из цены услуг по договорам, являющейся наивысшей.

28 КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Обществом в состав текущих расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль за 2007 год, неправомерно включена оплата работ, произведенных ООО Y, которые являются реконструкцией помещений в виде их перепланировки

29 КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В нарушение ст. 252 НК РФ Общество занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 год на сумму документально неподтвержденных и экономически необоснованных расходов в виде стоимости консультационных услуг, понесенных по договору с ООО V, ввиду непредставления экспертного заключения о качестве документации в Обществе, форм опросных листов, заполненных опросных листов сотрудников организации.

30 ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ НК РФ ИЗМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ

31 Изменения в налоговом администрировании Статья 141 – введена обязанность вышестоящего налогового органа информировать налогоплательщика о принятом решении приостановить обжалуемый акт. Срок – 3 рабочих дня.

32 Изменения в порядке проведения налоговой проверки Статья 89 дополнена – в случае представления в период выездной проверки уточненной декларации, проверяется период, за которые представлена уточненная декларация. Можно предположить, исходя из формулировки, что трехлетний ограничительный срок в этом случае не действует.

33 Дополнительные возможности налогоплательщика при проверке Статья 93 – истребуемые документы могут быть переданы посредством телекоммуникационных каналов связи Статья 100 – новый пункт 3.1. – к акту должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений

34 Статья 101 – новое право налогоплательщика Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

35 Статья 101 Пункт 9, абзац первый В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

36 Статья 101 Пункт 13 – копии решений о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть направлены налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня их принятия. В аналогичный срок – извещение об аресте имущества – статья 77

37 Статья 69 – изменение срока уплаты налога по требованию Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Ранее – 10 календарных дней.

38 Спасибо за внимание!

39 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

Читайте также: