Налог на превышение расходов над доходами

Опубликовано: 13.05.2024

Практика налогового контроля за расходами физических лиц довольно часто расходится с действующим законодательством в результате неверного толкования его положений представителями налоговых органов.

Цель автора — посильная помощь налогоплательщикам в разъяснении правовой ситуации и защите их интересов при проведении налоговыми органами контрольных процедур.

Законодательная база

Правовое регулирование налогового контроля за соответствием расходов граждан их доходам осуществляется правовыми актами, исчерпывающий перечень которых представляют:

  1. подп. 10 п. 1 ст. 31, ст. 86.1–86.3, 129.1 части 1 НК РФ;
  2. Приказ МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица";
  3. Приказ МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 "Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408";
  4. Письмо МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства».

Ст. 86.1-86.3 части 1 НК, устанавливающие необходимость налогового контроля над расходами физических лиц, вступили в силу с 01.01.00 и в неизменном виде действуют по настоящее время.

Вместе с тем, был принят и Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ, который значительно отличался от ныне действующих норм НК РФ. Он должен был вступить в силу через 1,5 года после своего официального опубликования, т. е. 25.01.00. Однако этого не случилось. Тем не менее, указанный Закон так широко освещался СМИ и так неожиданно и тихо был отменен, что среди налогоплательщиков, да и контролирующих служб, по сей день бытует неправильное представление о механизме контроля за соответствием расходов граждан их доходам, которое нуждается в коррективах.

Справка

От ныне действующих правил Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" отличался:

  • более высоким размером штрафа за неподачу специальной декларации (при задержке до 90 календарных дней - до 100 МРОТ, свыше 90 календарных дней - до 1000 МРОТ), при этом штрафы подлежали взысканию исключительно в судебном порядке;
  • более широким перечнем видов имущества, контролируемого налоговыми органами;
  • введением минимальной планки стоимости контролируемого имущества: 1000 МРОТ — для стоимости 1 объекта и 3000 МРОТ — для суммарной стоимости нескольких объектов, приобретенных за год (таким образом, предусматривался контроль только для крупных расходов);
  • порядком декларирования имущества физического лица, которое могло быть источником затрат на приобретение контролируемых объектов (наличные денежные накопления не могли быть указаны в декларации об имуществе, подлежащей передаче нотариусу на хранение, в сумме, превышающей 1000 МРОТ.

Какие приобретения подлежат контролю

В соответствии с п. 2 ст. 86.1 части 1 НК к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, в настоящее время относят:

  1. недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  2. механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  3. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  4. культурные ценности;
  5. золото в слитках.

Следует учесть, что минимальная планка стоимости имущества, расходы на которое подлежат контролю, не установлена. Поэтому налоговому контролю подлежат любые расходы, независимо от суммы, если приобретается имущество, указанное в перечне.

Это правило применяется, несмотря на то, что в подп.10 п. 1 ст. 31 НК указано, что налоговые органы вправе «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». П. 1 ст. 86.1 НК также устанавливает, что «целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам».

По мнению налоговых органов, если расходы направлены на приобретение имущества, перечисленного в п. 2 ст. 86.1. НК, то этого уже достаточно, чтобы рассматривать их как крупные. Но эта логика, хотя и нацелена на исправление очевидного недочета в законодательстве, является недостаточно обоснованной. Для устранения противоречий необходимо исключить из текста НК о расходах, подлежащих налоговому контролю термин «крупные». Это позволит ликвидировать ложное представление многих налогоплательщиков о том, что контролируются только крупные расходы — превышающие некую, экономически обоснованную, денежную сумму.

Действующий механизм контроля расходов

Форма извещения налогового органа уполномоченным лицом установлена Приложением 1 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица".

Вместе с извещением уполномоченное лицо обязано представить в налоговый орган:

  1. выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
  2. копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
  3. договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
  4. договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
  5. договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.

Игнорирование уполномоченным лицом данной обязанности влечет наложение на него штрафа по ст. 126 части 1 НК в размере:

  1. 5000 рублей — на организации,
  2. 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Права и обязанности физического лица

Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение указанного в требовании имущества. Форма специальной декларации дана в Приложении №3 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов. ".

Специальная декларация содержит 3 раздела:

  1. Сведения о декларанте — ФИО, ИНН, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, контактный телефон.
  2. Сведения о приобретенном имуществе — наименование и местонахождение (для недвижимости), дата приобретения, стоимость.
  3. Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества — наименование и местонахождение источника, период получения средств, вид средств, сумма.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

Подп. 1 п. 8 ст. 23 НК установлена обязанность налогоплательщика - физического лица сохранять документы, подтверждающие полученные доходы, только в течение 4 лет. Отсюда следует, что требование налоговой службы представить для подтверждения доходов более старые документы будет считаться неправомерным и налогоплательщик имеет полное право ответить на него отказом. В подп. 11 п. 1 ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц.

Следует подчеркнуть, что предоставление заверенных копий документов для подтверждения сведений, указанных в специальной декларации, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Думается, что в ряде случаев в тексте специальной декларации в качестве источника средств, израсходованных на приобретение имущества, правомерно указывать и накопления за предыдущие периоды (от начала трудовой деятельности). Если трудовая биография налогоплательщика была продолжительной - у налоговых органов практически нет шансов доказать незаконность доходов, истраченных на приобретение имущества. Предоставления в налоговый орган каких-либо дополнительных документов при этом не требуется, так как там уже имеется вся информация о полученных и налогооблагаемых доходах налогоплательщика.

Как показывает практика, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика, чтобы сумме произведенного расхода соответствовали доходы за 3 предшествующих расходу года. Но данное требование является незаконным и не подлежит исполнению. Действующее законодательство не ограничивает «глубину» периода, в котором могут быть получены доходы как источники расходов на приобретение имущества, указанного в п.2 ст.86.1 НК.

Права налогового органа

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что права налогового органа по контролю за расходами крайне скудны. Полномочия, предоставленные ему законодательством, как правило, не дают возможности привлекать налогоплательщика к ответственности даже в случае существенного превышения расходов над документально подтвержденными налогооблагаемыми доходами.

Для привлечения к налоговой ответственности недостаточно установить только превышение расходов налогоплательщика над его доходом, необходимо еще доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного НК. При этом согласно п. 6 ст. 108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Причем, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Иногда налогоплательщики игнорируют требование налоговых органов о предоставлении специальной декларации. Ответственность за такое правонарушение разъясняется Письмом МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства», где указано, что при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент, а как лицо, обязанное предоставить информацию. Поэтому при непредставлении в срок (ст. 86.3 НК) специальной декларации к лицу применяется ответственность по ст. 129.1 НК — за неправомерное несообщение сведений, которые это лицо должно сообщить в налоговый орган. За это правонарушение по ст. 129.1 НК взыскивается штраф — 1000 рублей, если же в течение календарного года оно совершается повторно — взыскивается 5000 рублей.

Незаконные приемы налоговых органов

Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.

К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.

Наиболее распространенной уловкой является в обоснование позиции должностного лица ссылка на положения Приказа МНС РФ от 22.12.99 №АП-3-08/408 «Об утверждении положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица». Однако, как указано в Письме от 31.05.2000 4244-ЭР, данный Приказ, как не соответствующий требованиям законодательства РФ и не зарегистрированный Минюстом, был отменен Приказом МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 "Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408". И следует учесть, что никакой иной подзаконный акт, детально регулирующий порядок проведения налогового контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, до сих пор не был принят.

Когда не потребуют отчет

Согласно п. 2 ст. 86.1 НК налоговому контролю должны подлежать все расходы налогоплательщиков - физических лиц, которые связаны с приобретением недвижимого имущества. Однако в реальности налоговому контролю подлежат лишь расходы покупателя по сделкам купли-продажи недвижимости, поскольку согласно п. 1 ст. 86.2 налоговые органы получают извещения только о регистрации сделок купли-продажи. В результате расходы налогоплательщика - физического лица на приобретение недвижимого имущества по договорам, отличным от договора купли-продажи, в частности, по договорам долевого участия в строительстве - не подлежат налоговому контролю.

Не контролируется и получение в собственность ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках. Извещение о таком приобретении направляется уполномоченными лицами в налоговые органы только в том случае, если основанием для возникновения прав собственности явился договор купли-продажи. Сведений о приобретении прав собственности по договорам иного вида (мена, дарение и др.) налоговый орган не получает. У него нет оснований для предъявления физическому лицу извещения, которое является одним из обязательных оснований для возбуждения контрольного производства. Соответственно, и у физического лица не может возникнуть обязанности отчитаться об источниках.

В соответствии с п.1 ст.86.1 НК налоговому контролю подлежат расходы только физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.2 ст.11 НК налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если налогоплательщик в течение календарного года находился в РФ менее 183 дней - его расходы не могут быть подвергнуты налоговому контролю на предмет их соответствия доходам.

Правда, в настоящее время МНС РФ подготовлены поправки к статьям НК о контроле над расходами граждан. Согласно проекту при не подтверждении физическим лицом источника дохода налоговым органам будет предоставлено право самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и взимать доначисленный налог в судебном порядке. Объект контроля предполагается ограничить расходами, которые превышают 1 млн. рублей — при покупке недвижимости и 100 тыс. рублей — при приобретении автомобиля. Но вступят ли эти правила в силу — покажет будущее.

Заключение

Действующее законодательство РФ существенно ограничивает полномочия налоговых органов контролировать расходы налогоплательщиков — физических лиц и дает достаточно широкие возможности этим лицам отстаивать свои права.

Грамотные действия налогоплательщиков в отношении налогового контроля над соответствием расходов полученным доходам (до внесения изменений в действующее законодательство РФ) практически исключают начисление дополнительных платежей по налогу на доходы физических лиц в результате контрольных мероприятий.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

Практикой доказано – на налогах можно экономить.

Налоговая служба будет-будет проверять расходы россиян, чтобы взять больше налогов. Все подвижки к этому есть.

У нас в России еще пока больше все-таки говорят про налоговый контроль доходов, а вот белорусская налоговая служба уже давно оценивает доходы и расходы.

Немного о Беларуси

В среднем белорусские налоговики ежегодно требуют подтверждения доходов у 20 тыс физических лиц. Налоговая служба требует у гражданина декларацию о доходах, если есть информация о превышении расходов над доходами. Либо объяснение, откуда деньги на крупные покупки. Налоговики сопоставляют доходы и расходы гражданина как за полный календарный месяц (или несколько месяцев) текущего года, так и за предыдущие 10 лет. Из расходов между прочим сразу отнимают сумму прожиточного минимума. А остальное вроде как на иные расходы и покупки. Говорят, что пятая часть тех, у кого запросили объяснение, объяснить происхождение денег не могут.

Конечно, сразу под «прицел» налоговиков попадают крупные покупки, мелкие расходы там пока не научились отслеживать. недвижимость, автомобили, драгоценности и обмен валюты… Все проанализируют. У белорусской налоговой службы давно уже есть собственная автоматизированная система. Она позволяет сопоставлять информацию о том, сколько человек зарабатывает и сколько тратит. Пока по крупному.

У кого нет подтверждения происхождения денег, платят налоги с суммы превышения расходов над доходами. В этом случае применяется повышенный подоходный налог по ставке 16%. Штраф, кстати, отменили. В отличие от России, где присуждают и налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) и штраф.

А как в России. Налоговый контроль

Обсудим несколько новостей. Попорядку.

Новость № 1.

Недавно прошла новость, что Президент России В. Путин подписал закон о внесении поправок в Налоговый кодекс. Изменений в закон много, нас пока интересует статья 86 НК РФ. Это про обязанности банков по налоговому контролю.

Статья 86 о том, что банки должны сообщать в ФНС информацию о закрытии и открытии счетов гражданином. Закон расширил эту статью, дав возможность налоговикам получать вот такую информацию (копии документов):

✔️ паспорта лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента,

✔️ доверенности на получение (распоряжение) денежных средств,

✔️ сами договоры на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк»,

✔️ карточки с образцами подписей и оттиска печати,

✔️ информация о бенефициарных владельцах и представителях клиента банка,

✔️ вообще любые документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета.

Пока здесь речь только об открытии счетов.

Кроме этого, ФНС может получить доступ к личному кабинету налогоплательщика. Для этого дополнена статья 11 НК РФ.

Вообще государство озабочено темой налогового контроля доходов и расходов. Еще в 2019 году представитель Минэкономразвития заговорила про выявление теневых расходов. Да что 2019 год, конечно, тема возникла много раньше. Просто взяться за нее сложно.

Вот что на форуме Налоги-2019 сказала заместитель директора департамента инвестиционной политики ведомства Бэлла Панина:

Будет также, как в Беларуси. Сначала начнут скрупулёзно контролировать крупные расходы, вызывая в налоговую службу для объяснений, когда цифры не «бьются». Уже вызывают.

Новость № 2.

Ранее прошла новость про то, что ФНС усиливает налоговый контроль за российскими электронными кошельками .

Контроль за электронными деньгами хотели ввести еще в 2020 году, но отложили из-за технических недоработок. А теперь все. Информация в ФНС передается не только по банковским счетам, но и по электронным кошелькам.

Самые известные российские «кошельки» — Яндекс деньги (точнее, теперь это Юмани), WebMoney и QIWI. Они сами уведомляют ФНС об операциях по открытию и закрытию кошелька.

Новость № 3.

Президентом одобрен налоговый контроль за иностранными электронными кошельками. Утверждены изменения (закон от 30.12.2020г № 499-ФЗ) в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Теперь граждане должны будут отчитываться перед Федеральной налоговой службой о перемещении средств и по своим зарубежным электронным кошелькам. Отчитываться нужно будет, если за год сумма приходов превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 000 рублей. В налоговую службу по месту регистрации придется отправлять уведомления об открытии таких кошельков и о переводах денежных средств по ним. Срок — до 1 июня года, следующего за отчетным. ТОP-5 известных в России иностранных кошельков — PayPal, Advcash, Payeer, Perfect money, Skrill.

Государство начнет контролировать операции по иностранным электронным кошелькам с 1 июля 2021 года.

Новость № 4.

Ну и вот это. Даже не новость, а уже факт.

В России действует Система быстрых платежей (СБП) от Центрального банка. Через систему быстрых платежей можно перевести деньги от физического лица другому лицу очень просто и в пределах лимита вообще без комиссий.

Даже Сбербанк, как тот не упирался, перевели на СБП.

Новость № 5.

Контроль сделок с недвижимостью при сумме свыше 3 млн рублей.

На самом деле такой контроль был и раньше. Поменялись нюансы. Все сделки с недвижимостью и так фиксируются в Росреестре. Доступ к которому уже есть у ФНС.

Новость № 6

ФНС обрадовала россиян новостью, что скоро в их личных кабинетах на сайте налоговой службы появится информация об онлайн покупках.

А все потому, что ФНС хочет объединить личный кабинет налогоплательщика с данными онлайн-касс.

Обосновывают такую новацию благой идеей. Типа, так будет проще подать заявление на налоговые вычеты. Не нужно подбирать документы, прикладывать их, просто напиши заявление и получишь вычет.

Новость № 7

Некоторое время назад правительство анонсировало создание единой базы учета доходов населения. Анонсировал новый тогда премьер Мишустин, который бывший налоговик.

Опять же миссия вроде как благая. Так будет проще и быстрее выделять субсидии и социальные выплаты. По базе и так будет понятно, кому что причитается.

Кстати, в единую же базу намеревались собрать данные не только по конкретному гражданину, а подтянуть туда родственные связи. Со всеми вытекающими…

Понимаете это к чему все идет? Обратитесь за пособием, а вам говорят, у вас тут расходов много, родственники еще имеют доходы, вам не положено.

Новость № 8

В прошлом году прошла новость, что Минфин внёс на рассмотрение законопроект о конфискации у россиян подозрительных денежных накоплений. Подозрительные деньги будут по новой идее пополнять Пенсионный Фонд России. Думаете, если тихо, то забыто?

Новость № 9

Бигдата. Знаете, слышали, что это? Большие данные (англ, big data ). Речь идет об обработке огромных массивов данных. Конечно, вручную триллионы денежных транзакции никто не обработает. Но тут на помощь приходят технологии. Технологии Big Data дают просто огромные возможности налоговикам в борьбе с уклонением от уплаты налогов, т.к. делают все транзакции прозрачными. ФНС активно занимается внедрением в России тако системы. Кстати, опыта за рубежом предостаточно.

Ну что, достаточно новостей?

Как видите, налоговый контроль систематизируется и автоматизируется. Точнее, пока подготовка к этому идет, но полным ходом. Если даже сначала под налоговый контроль попадут крупные сделки, то через годик другой любые транзакции.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Налоговый контроль за расходами физических лиц

Ведущий юрист ООО "Юридическая компания "V&B"
Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 11, оф. 1,
тел. (812) 325-31-25, 567-72-34
www.vandb.spb.ru

В настоящее время мы все чаще становимся посетителями налоговой инспекции: либо добровольно, либо получив уведомление. Для человека, никогда не сталкивавшегося с налоговыми органами, эта ситуация становиться причиной повышенного беспокойства и мучительного поиска истины в ответе на вопросы: должен ли он оплатить начисленный налог, какие документы необходимо представить, в какие сроки, как можно обжаловать неправомерные действия и решения налоговых органов.

В этой статье мы хотели бы прояснить волнующие Вас вопросы.

Прежде всего, необходимо ответить себе на два вопроса: были ли у Вас в текущем году крупные покупки и имели ли Вы иные источники дохода, кроме заработной платы по основному месту работы. Если да, то Вам необходимо знать следующее.

Цель налогового контроля - установление соответствия крупных расходов физических лиц его доходам.

Налоговому контролю подлежат расходы граждан России, приобретших в собственность имущество (недвижимое имущество, механические транспортные средства, акции и иные ценные бумаги, культурные ценности, золото в слитках).

Даже если Вы не представили в налоговые органы сведения о Ваших крупных расходах и всех полученных доходах, то органы, осуществляющие регистрацию сделок с недвижимостью, нотариусы и т.п. в течение 15 дней должны уведомить налоговые органы о фактах регистрации и заверения сделок, зарегистрированных ими. Помимо этого, структуры, осуществляющие учет недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговые органы в течение 10 дней после регистрации о недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.

Таким образом, после совершения сделки налоговые органы будут иметь сведения, подлежащие налоговому учету.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы , заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период , или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица, то ими составляется акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направляется физическому лицу требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

------------------------------------
налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговый орган по месту жительства. Налоговый период - это календарный год.
------------------------------------

Итак, Вы получили требование явиться в налоговую инспекцию. В течение 60 дней после получения уведомления физические лица обязаны представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

Вы вправе (но не обязаны) приложить к декларации копии документов, подтверждающих указанные в ней сведения.

Налоговые органы вправе затребовать подлинники приложенных Вами документов.

Если Вы по какой-либо причине не смогли выполнить свои обязанности по представлению налоговой декларации, то необходимо будет оплатить следующие штрафы:

1.Непредставление в налоговые органы в установленный законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 рублей.

Непредставление декларации в течение 180 дней - штраф в размере 30% суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 дня;

2. Непредставление в установленный срок документов, затребованных налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый непредоставленный документ;

3.Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

4.Неправомерное несообщение лицом сведений в налоговый орган повлечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Необходимо знать, что при наличии хотя бы одного смягчающегося ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит снижению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

В случае если Вы в добровольном порядке не оплатили налоги либо штрафы, то данные суммы будут взысканы с Вас в судебном порядке.

Если Вы не согласны с решением налоговых органов и Ваше мнение опирается на нормы права, то Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Ваша жалоба должна быть рассмотрена не позже одного месяца. Решение вышестоящего органа высылается в течение трех дней в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган Вы можете подать аналогичную жалобу в суд. Если же Вы решили сначала дождаться ответа на Ваше обращение от вышестоящего налогового органа, но ответ Вас не удовлетворил, то за Вами сохраняется право подачи жалобы в суд.

К сожалению, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Поэтому только после признания жалобы правомерной вы сможете требовать возврата излишне взысканных с Вас средств.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Читайте также: