Налог на роскошь в сша

Опубликовано: 13.05.2024

Байрамкулова А.Н., 2 курс, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Швеция: роскошь - причина инвестиций в Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 году. До этого налог на богатство там составлял 1,5 процента на сбережения более 1,5 миллиона шведских крон (214 тысяч долларов США) для одиноких людей и столько же на сбережения более 3 миллионов крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 году в казну страны поступило 500 миллионов евро, что составило 2,5 процента от общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна недосчиталась 53 миллиардов евро, поскольку у богатых не было желания платить за собственную роскошь. В итоге в 2007 году налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 году снизили и налог на недвижимость.

Франция: бегство денежных мешков во Франции имеется своя разновидность налога на роскошь. Его платят физические лица, чье состояние превышает установленный государством не облагаемый порог в 760 тысяч евро. Налогообложению подлежит остаток, образующийся после вычета этой суммы. Величина налога - 0,55 -1,8 процента. Сами французы не в восторге от такой государственной меры. Налогом на богатство они облагаются вне зависимости от годового дохода. Это, к примеру, создает большие проблемы обедневшим дворянским семьям, которым оказывается не по карману содержать родовые замки и наследные имения. Правда, если недвижимое имущество является местом постоянного проживания, то его владельцу предоставляется 20-процентная скидка. В свою очередь, предметы искусства, старины, а также художественные коллекции во Франции вообще не подлежат налогообложению. Но и эти маленькие послабления не особо помогают. Еще более критичной выглядит ситуация с "невольными богачами" в городах, не говоря уже о Париже. К примеру, француз, состояние которого было оценено в 778 тысяч евро, обязан платить ежегодный налог с суммы 18 тысяч, что составляет 99 евро, то есть 0,55 процента. Если же гражданин обладает состоянием, оцениваемым в 3,8 миллиона евро (примерная стоимость квартиры в центре Парижа), то его ежегодный налог будет соответствовать уже 1 проценту от суммы, превышающей не облагаемый порог, а ежегодные выплаты в государственную казну вырастут до 30 тысяч евро. В итоге Францию ежегодно покидают порядка 350 богачей, а потери государственной казны от такой миграции оцениваются в 25 - 28 миллиардов евро. Кстати, жесткому французскому законодательству подчиняется и столь любимое российскими олигархами княжество Монако.

Германия: богатые мечтают раскошелиться в Германии налог на богатство был отменен еще в 1997 году. В то время он составлял 1 процент. Зато сейчас в стране очень серьезная дифференцированная ставка подоходного налога. Чем выше доход граждан, тем больше денег они отчисляют в бюджет. Причем власти не стесняются повышать планку - не так давно максимальную ставку подняли с 42 до 45 процентов. Эту часть немцы должны отчислять, если их доходы превышают 250 тысяч евро в год, а если они состоят в браке, то проценты отчисляются с суммы, превышающей 500 тысяч евро в год. Примечательно, что некоторые немецкие богачи недовольны таким положением вещей. И выражают свое недовольство весьма странным способом: совсем недавно группа немецких богачей разместила в Интернете петицию, призывающую вернуть налог на богатство.

Италия: остров невезучих миллиардеров Налог на богатство не обошел стороной и Италию. В 2006 году правительством Сардинии был введен "Областной сбор в пользу охраны окружающей среды", который мгновенно был прозван "налогом на роскошь". Он был принят, дабы извлечь выгоду от наплыва миллиардеров, собирающихся каждое лето на Изумрудном побережье. Под налог на роскошь попадали владельцы двух и более домов, а также яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера: за швартовку яхты длиной более 30 метров владельцу приходилось платить 10 тысяч евро; за дом площадью до 200 квадратных метров, расположенный в пределах трех километров от берега, надо было выложить 3 тысячи евро в год. А каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Общие поступления от налога на богатство оценивались приблизительно в 1 миллиард долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, больше всего от закона пострадал премьер-министр Сильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл. В 2008 году пресловутый налог на роскошь для итальянцев, имеющих на Сардинии "дачу" (второй, не основной дом), отменили. В 2009 году была отменена также та часть пошлины, которой облагались яхты и иные суда, чья длина превышала 14 метров, а также самолеты, выполнявшие туристические рейсы. Теперь несчастным владельцам особо длинных яхт не надо будет искать убежища на соседней Корсике.

США: вековой опыт себя не оправдал В США налог на богатство был введен еще в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3 процента. Под его действие позднее, кстати, подпадали все междугородные и международные звонки. Только спустя более чем сто лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене налога на богатство. Он перестал действовать с 2007 года. Но в 1990 году в Америке появились налоги на конкретные предметы роскоши: ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Впрочем, к 1993 году стало ясно, что эта мера не оправдала ожиданий - не собрала планируемых денег, а ко всему прочему и оказала крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе вызвала многочисленные увольнения, в связи с чем была отменена. Однако налог на автомобили действовал еще в течение 13 лет. Сейчас в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса "люкс", взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Великобритания: Минфин душит Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 процент -для жилья стоимостью 125 - 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента - если оно стоит 250 - 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента - для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов. А на днях, 22 апреля, глава Минфина Великобритании Алистер Дарлинг заявил в парламенте о ближайшем повышении ставки подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, с 45 до 50 процентов. В настоящий момент британцы, зарабатывающие свыше 39 тысяч 825 фунтов стерлингов в год, платят подоходный налог по ставке в 40 процентов. Греция: чёрные дни автомобилистов несмотря на забастовки и демонстрации, пару месяцев назад стало известно, что НДС в Греции поднят на 1 процент и вводится налог на роскошь, который по автомобилям будет доходить аж до 30 процентов. Но редкий российский турист захочет купить автомобиль в Греции. Зато многие наши соотечественники едут туда за шубами. По предварительной информации, под действие нового закона не попадают граждане стран, не являющихся членами ЕС. А вот покупателю из Германии греческая шуба достанется на 10 процентов дороже. Кстати сейчас работающий человек отдает государству 13 процентов со своей зарплаты. Премьер-министр Владимир Путин по этому поводу даже как-то сказал: "Весь мир нам завидует". Но большая часть людей состоятельных доход имеет не с зарплаты, а с дивидендов от предприятий, которыми владеет или входит в долю. А налог с дивидендов в России - 9 процентов. Таким образом, учитель или врач платит государству 13 процентов, а бизнесмен - всего 9. Госдума Отклоненный депутатами законопроект предлагал облагать налогом на роскошь: - жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью от 15 миллионов рублей, - автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 миллионов рублей, - ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей. Ставка предлагалась - от 1 до 5 процентов. В итоге законопроект получил всего 135 голосов, а для принятия нужно было как минимум 226. Справка "ТС" Налог на роскошь - вчерашний день Изменение структуры налогообложения как такового позволило многим странам отказаться от взимания налога на богатство. Он был отменен в Японии, в Ирландии. За прошлое десятилетие от него отказались Австрия, Дания, Люксембург, Финляндия. Однако практически во всех развитых странах обеспеченные граждане облагаются более высокими налогами, чем другие жители. Верхний и низший уровни налога отличаются там, как правило, в 2 - 8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Бразилии, Финляндии составляет, соответственно, 50, 27,5 и 35 процентов и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц. В Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5 процентов, а максимальная - 45 процентов. В Японии все работники, получающие в год менее 1 300 000 иен (чуть больше 11 тысяч долларов), подоходный налог не платят. С большинства же японцев взимается налог по ставке в 30 - 35 процентов. Дифференцированная шкала подоходного налога существует на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории. Несколько стран - Андорра, Бахрейн, Кувейт, Катар, Каймановы острова и ряд других - вообще не имеют подоходного налога.

Список использованных источников и литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2.

2. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.

Научный руководитель: Лайпанов У.М.


| следующая лекция ==>
Порядок виконання роботи. 1. Ознайомтеся з основними теоретичними відомостями. |

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5225 (дата обращения: 12.04.2021).

С целью борьбы с распределением неравенства получения доходов при реформировании налоговой системы государства вводят ряд мер, направленных на достижение оптимального уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1, с.723], понятие «роскошь» представляет собой излишества в комфорте, в удовольствиях. Это социально-экономический феномен, связанный с потреблением благ. Предметы роскоши означают товары, спрос на которые растет с получением дополнительного дохода. По цене они доступны только состоятельным людям. Без этих предметов можно обойтись в жизни, но, потребляя их, индивид переходит в новый особый сегмент – класс богачей.

Применение налога на предметы роскоши обсуждается российским правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени, пока это стало наиболее актуально и своевременно, поскольку на сегодняшний момент остро стоит проблема социального расслоения общества. За рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения налоговой политики в области предметов роскоши, которая может помочь в выборе параметров вводимого налога на территории Российской Федерации.

Налог на роскошь представляет собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу взимания данный налог является прямым, так как уплачивается непосредственно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика. Обычно им облагаются физические лица, имеющие в личном потреблении предметы роскоши. В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. Основной вопрос относительно предмета налога: что же является роскошью? Стоит отметить, что налогом могут облагаться различные предметы роскоши, как например недвижимость, транспортные средства, ювелирные украшения и так далее. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть опыт применения налога на роскошь в зарубежных странах.

Налог на роскошь во Франции

Наиболее успешным, относительно налога на роскошь, считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции еще в 1982 году. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 миллиона евро на 2013 г). Таким образом, при стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка налога составит 0,25%. Свыше 3 миллионов евро – 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2012 году, в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро.

Стоит отметить, что Франция является одной из стран с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхдоход в размере свыше 1 миллиона евро. По его мнению, это была единственная возможность залатать дыры в государственном бюджете, поддержать пошатнувшуюся финансовую систему страны, а также поспособствовать установлению социальной справедливости [2]. Несмотря на то, что во Франции и так немаленький подоходный налог физических лиц – 41%. Однако на тот момент данный налог не был принят.

В рамках новой предложенной схемы, которая и вступила в силу 29 декабря 2013 года, 75-процентный налог теперь платят все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады, превышающие 1 миллион евро. Под действие налога попали физические лица, чей ежегодный доход превышает указанную сумму. Кроме того, налог распространяется на профессиональные футбольные клубы, которые ранее активно высказывались против введения налога и даже устраивали забастовку. По мнению представителей клубов, Франция рискует потерять множество высококлассных игроков, чьи зарплаты превышают миллион евро в год [3]. 75-процентный налог – мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом – еще 160 миллионов евро [4].

Налог на роскошь в Великобритании

Великобритания это первая в мире страна, правительство которой ввело налог на сверхприбыль (1915 году), который впоследствии стал основой для применения налога на роскошь в отношении физических лиц.

В Великобритании аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта, прогрессивная ставка: 1 процент – для недвижимости стоимостью 125 – 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента – если оно стоит 250 – 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента – для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов.

Собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. В будущем планируется повышение ставки до 7 %. Кроме того, власти намерены серьезно ужесточить надзор за уклонением от уплаты гербового сбора [5].

Таким образом, налогом на роскошь в чистом виде такое обложение предметом роскоши назвать нельзя, однако очевидно, что в Великобритании действует специальная система налогообложения для особого сегмента – богачей.

Налог на роскошь в США

В Америке неоднократно вводился и позже отменялся налог на роскошь. Во время становления США как самостоятельного государства сбор носил чисто прагматический смысл. Он помогал увеличивать доходы казны. В последствии основной целью введения данного налога стало социальное выравнивание общества. Особенно это было заметно в девяностые годы, когда богатым людям пришлось больше платить за такие предметы роскоши как: яхты, самолеты, дорогой мех и ювелирные украшения.

Но налогоплательщики стали находить способы ухода от оплаты данного налога, что повлекло отмену применения налога на роскошь. Они начали покупать предметы роскоши за рубежом, где данный налог не применялся. Например, США отменило налог на роскошь в 1991 году, в связи с тем, что богачи стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же яхты. В связи с этим во Флориде 13 тыс. сотрудников судостроителей остались без работы. В итоге необходимо было сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным кораблестроителям.

Налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на то, что экономика США переживала худшую после 30-х годов рецессию, закон не был принят.

Спустя много лет Америка попыталась воскресить его в новых законопроектах. Сбор с богатых домохозяйств, предложенный Бараком Обамой, который высказался в пользу обложения американских миллионеров налогами по ставке в 2 два раза выше существующей с целью сокращения дефицита госбюджета и установления в стране социальной справедливости; призывы Уоррена Баффета о повышении налогов для богатых американцев, получающих доход свыше 1 миллиона долл. в год, что подразумевало запрет платить налоги по ставкам ниже, чем они установлены для среднего класса в целях улучшения экономической ситуации в стране (в 2011, 2012 году) – все это новые инкарнации налога на роскошь. Такие решения должны были принести в казну около $1,5 трлн.

Однако, по мнению республиканцев, предложенный Обамой план смог бы навредить американской экономике: администрация Обамы, выступая с предложениями о повышении налогов, стимулировало рост безработицы, и дополнительные поступления в бюджет привели бы лишь к росту расходов. Нельзя повышать налоги, когда экономика находится в середине спада. По мнению сенатора Макконелла, корректировка налогов ударила бы не только по миллионерам, но прежде всего по самому активному слою населения — малому бизнесу и затронула 700 тыс. человек. Глава бюджетного комитета в палате представителей конгресса По Райан также раскритиковал программу Обамы: увеличение налогов для тех, кто создает рабочие места, привело бы к их сокращению, увеличение ставок на инвестиции — к их снижению [6]. В связи с чем, на сегодняшний день закон о введении налога на роскошь в США не принят.

Стоит отметить, что в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Таким образом, США пока лишь пытаются «подтянуть» финансовую нагрузку на богачей, получающих инвестиционный доход, до среднего уровня. Ни о каком введении отдельного налога на роскошь на сегодняшний день речь не идет.

Налог на роскошь в Китае

В мире быстро растет количество миллиардеров и миллионеров. Китай по этому показателю — в числе первых. За один только прошлый год в стране появились сотни тысяч новоиспеченных миллионеров. К 2015 году каждый второй азиатский миллионер окажется жителем Китая. Считается, что к 2015 году на китайский рынок придется пятая часть глобального рынка предметов роскоши. По итогам 2013 года Китай на первом мете в мире по росту объемов продаж предметов роскоши.

Налог на роскошь в Китае довольно долго является источником значительных доходов для китайского правительства. По данным на 2011 год на Китай приходилось до 27% оборота рынка предметов роскоши в мире. В 2010 году только на налогах на роскошь государство заработало 188 млрд. долларов, что составляет 78% всех расходов центрального правительства.

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым. Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Кроме того, введен и налог на недвижимость. В первую очередь, чтобы бороться с инвестиционным пузырем. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Мера отлично действует на Тайване.

Термин «налог на роскошь» включает в себя также различные пошлины: импортные, НДС и налог на потребление. Налоговые ставки зависят от вида продукции. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 10%. Это намного выше, чем в других странах мира.

В результате многие китайские потребители стараются приобретать подобную продукцию за рубежом. Так, в настоящее время до 80% так называемых предметов роскоши приобретаются китайцами за пределами Китая. Другими словами, китайцы тратят в четыре раза больше на предметы роскоши за рубежом, чем дома. Вполне очевидно, что китайцам гораздо выгоднее покупать предметы роскоши за рубежом. Только в Европе в 2012 году китайские туристы потратили более 55 млрд. долларов на приобретение предметов роскоши.

Осознание этой проблемы ведет к снижению налогов на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно.

Снижение налогов и сборов не только позволит вернуть китайских потребителей роскоши на отечественный рынок. Это будет способствовать росту внутреннего потребления, стимулированию импорта и снижению давления на юань. Это, в свою очередь, позволит увеличить внутреннее потребление в Китае в целом и повысит налоговые сборы во всех секторах розничной торговли. Новшества в системе налогообложения предметов роскоши будут способствовать увеличению продаж товаров роскоши на внутреннем рынке.

Налог на роскошь в России

Вопросы о введении налога на роскошь в России поднимаются с 2003 года, и только сейчас делаются первые шаги для его применения.

В 2010 году уже предпринимались попытки по введению данного налога. Был подготовлен законопроект, согласно которому предлагалось обложить яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Позднее в 2012 году депутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в Государственную думу законопроект, по которому новым налогом на роскошь облагались бы налогоплательщики, имеющие расположенные на территории РФ жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами, стоимостью от 30 млн. рублей и транспортные средства стоимостью от 3 млн. рублей по прогрессивной ставке налога [7]. Однако правительство сочло проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.

В 2013 году к вышеуказанному законопроекту присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития и членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 л.с. При этом окончательные цифры Министерством еще не определены [8].

По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться: квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека; автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.; загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека; земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.

Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования; имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды и некоторые другие предметы [9].

Главная цель введения сегодняшнего налога на роскошь – социальное выравнивание и перенаправление денежный средств в реальный сектор экономики.

С 2014 года в России начал применяется налог на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 вводится для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога будет умножаться в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 – возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор будут взимать с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Минпромторг России уже опубликовал список автомобилей, которые подпадают под действия данного налога. Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам и обложить налогом на роскошь машины, стоимость которых превышает 3 млн. рублей за вычетом всех пошлин и акцизов, уплаченных с момента ввоза авто на территорию России. Таким образом, уже есть определенные предложения по доработке налога на роскошь.

В России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной.

К положительным факторам введения налога на роскошь в России можно отнести то, что новый налог будет способствовать уменьшению социального расслоения в распределении налогов, станет эффективной мерой в пополнении федерального бюджета, окажется положительным средством для корректирования общей системы налогообложения. Однако существуют и отрицательные моменты: уже сейчас понятно, что для введения данного налога власти затратят колоссальные денежные средства; налогоплательщики смогут найти схемы ухода от уплаты данного налога, что потребует от государства дополнительное администрирование; новый закон может лечь на плечи среднего класса.

Анализируя эффективность применения налога на роскошь в зарубежных странах, можно отметить, что наибольшее число поступлений в бюджет происходит от обложения дорогой недвижимости. Там эта система работает давно и хорошо настроена. В нашей стране существуют определенные трудности: нет четкого определения понятия «роскоши», не ясен перечень предметов, попадающих под данное понятие; не совсем проработан механизм обложения предметов роскоши, не понятен расчет налоговой базы.

Таким образом, мера по введению налога на роскошь в России могла бы решить задачи в сфере социальной политики, пополнения федерального бюджета и улучшения уровня жизни бедного населения за счет средств богачей, но вместе с тем стоит отметить о наличии многих нерешенных проблем, которые требуют особого внимания в том числе и на законодательном уровне.

В общественное пространство России активно вброшена тема налога на роскошь. Ее обсуждение имеет смысл вести с учетом международного опыта работы в этом направлении. Начнем цикл обзоров с опыта Соединенных Штатов Америки.

Федеральное правительство США периодически вводило и отменяло налог на роскошь начиная с XVIII в. Вводило для того, чтобы увеличить доходы государства (особенно в военное время); отменяло потому, что менялись обстоятельства — например, предметы роскоши становились общедоступными или введение налога приводило совсем не к тем результатам.

Под роскошью обычно понимались настолько дорогие товары и услуги, что их могли приобретать только граждане с уровнем дохода, сильно превосходящим средний. В 1789 г. ввели высокий акциз на нюхательный табак и экипажи, не в последнюю очередь потому, что они считались атрибутами роскошного образа жизни. В самом начале XIX в. (и до 1812 г.), впрочем, налог отменили наряду с прочими акцизами на товары, произведенные в стране, потому что доход государству от него был ниже, чем издержки, которые оно из-за него понесло.

Так как в числе товаров, периодически попадавших (и попадающих) в категорию «роскошь», часто оказывались табак и алкоголь, налог на роскошь (luxury tax) частично пересекался с так называемым «налогом на грехи» (sin tax). В результате эти термины до сих пор иногда используются в качестве синонимов, хотя на самом деле они обозначают разные вещи. Налог на роскошь распространяется только на небольшую категорию очень дорогих товаров и мотивируется как часть прогрессивной системы налогообложения, в которой налоги увеличиваются по мере роста доходов (и возможных расходов) граждан. Когда о нем заходит речь в экспертных/официальных кругах, то обсуждение идет на прагматическом уровне (как сделать так, чтобы повысить эффективность экономики). Налог на грехи распространяется на общедоступные товары и услуги – обычно те, употребление которых подлежит общественному осуждению. Он мотивируется отчасти прагматически, а отчасти патерналистски (воспрепятствовать неосмотрительным поступкам граждан и при этом повысить эффективность экономики). В этом случае дискуссия строится вокруг вопроса о том, насколько правомерны и действенны попытки государства влиять на личный выбор граждан и как сделать систему более гибкой.

При всей популярности налога на роскошь в США эта практика, особенно в последние несколько десятилетий, вызывает скепсис у экспертов и недовольство у общественности. В 1990 г. правительство Джорджа Буша (старшего) попыталось с помощью налога на роскошь увеличить государственный доход в условиях бюджетного дефицита. Под налогообложение, в частности, попали яхты, ювелирные изделия и изделия из меха. Расчет был на то, что богатые всё равно смогут покупать такую продукцию, а представителям среднего класса никакого ущерба от этого не будет. На практике получилось наоборот. Яхты стали покупать за рубежом, спрос на ювелирные и меховые изделия тоже резко снизился. В результате люди среднего достатка, работавшие в этих производственных сферах, стали терять работу. Согласно последовавшим подсчетам, ювелирная индустрия сократилась на 330 рабочих мест, а яхтенная – на 7600. В результате средства, полученные государством благодаря налогу, стали уходить на выплату пособий по безработице, которая возросла из-за того же налога. Налог в итоге отменили.

Кроме того, тогда же ввели налог на покупку автомобилей, стоимость которых превышала $30 000. При этом не было предусмотрено никаких льгот для инвалидов, которым автомобили, оборудованные специальными приспособлениями, обходились в суммы, выходящие за пределы этого лимита, но при этом не представляли собой предметы роскоши. Поправка была внесена только в 1993 г. Полностью налог на покупку дорогих автомобилей отменили в конце 2002 г.

Этот случай в 2011 г. вспомнил в блоге при одном из ключевых мозговых трестов Республиканской партии American Enterprise Institute экономист Алан Вайард (Alan Viard), когда летом ввели налог на использование соляриев. Налог ввели потому, что рассчитывали тем самым поддержать реформу здравоохранения, инициированную администрацией Обамы. Проблема с налогом была в том, что он первым делом создал путаницу, так как содержал множество оговорок и исключений (он, например, распространяется только на ультрафиолетовое облучение). Кроме того, он не распространяется на услуги, предоставляемые оздоровительными и спортивными центрами, многие из которых, в числе прочего, функционируют примерно так же, как солярии (в частности, наносят загар методом того же облучения). Таким образом, чтобы избежать оттока клиентов, некоторые владельцы обычных соляриев стали искать способы мимикрии под оздоровительные центры.

Общественность тоже стала возмущаться. Инициативу налога одобрила Американская академия дерматологии, мотивировав это тем, что облучение ультрафиолетом в солярии вредно для кожи – таким образом, налог получил сходство с налогом на грехи, - однако то же облучение без налога все еще можно получить в солярии, получившем статус оздоровительного центра.

Между тем, например, компания Harbor Bankshares Corporation еще в 2009 г. опубликовала у себя на сайте стратегию действий в условиях кризиса и с учетом принятого акта об оздоровлении американской экономики. Там постулируется, что все филиалы компании и ее акционеры теперь должны избегать лишних трат и какой-либо роскоши (excessive and luxury expenditures) и, в частности, пользоваться самолетами только по мере деловой необходимости. При этом особо оговаривается, что собственного самолета у корпорации нет.

Соци­аль­ное рас­сло­е­ние обще­ства, поля­ри­за­ция богат­ства и бед­но­сти поста­ви­ло мир перед гло­баль­ной зада­чей — как добить­ся более спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния мате­ри­аль­ных благ. Поче­му один про­цент насе­ле­ния зем­ли с жиру бесит­ся, куша­ет золо­тые пиц­цы, име­ет ост­ро­ва, яхты, само­ле­ты, а у мил­ли­о­нов людей на зем­ле нет даже кор­ки хле­ба на обед и кры­ши над голо­вой? В неко­то­рых стра­нах мира (Фран­ции, Швей­ца­рии, Дании, Фин­лян­дии, Австрии, Вели­ко­бри­та­нии, Вен­грии, Австра­лии, Китае, Мек­си­ке, Туни­се, Алжи­ре и др.) суще­ству­ет (или суще­ство­вал) налог на рос­кошь в виде более высо­ко­го налога:

  • на доро­гую недви­жи­мость, транс­порт, юве­лир­ные изде­лия, др. пред­ме­ты роскоши;
  • дохо­ды физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц;
  • добав­лен­ную сто­и­мость и т.д.

Зачем это нуж­но? Как это реаль­но рабо­та­ет в дру­гих стра­нах? И как с нало­гом на рос­кошь обсто­ит дело в России?


Зачем нужен налог на роскошь?

Уста­нов­ле­ние нало­га на рос­кошь позволяет:

  • попол­нить госу­дар­ствен­ную каз­ну, из кото­рых выпла­чи­ва­ют­ся пен­сии, соци­аль­ные посо­бия, предо­став­ля­ет­ся жилье;
  • вкла­ды­вать в раз­ви­тие эко­но­ми­ки, нау­ки, куль­ту­ры, обще­ствен­ной инфраструктуры;
  • повы­сить уро­вень жиз­ни в стране, дать воз­мож­ность все­му насе­ле­нию жить достойно;
  • забо­тить­ся об эко­ло­гии, природе.

Дока­за­но, что на самом деле чело­ве­ку не нуж­но слиш­ком мно­го денег, так как насту­па­ет пре­дел, когда их про­сто неку­да девать (все уже есть). Для кого-то этот пре­дел насту­па­ет при дохо­де 150 — 200 тыс. дол­ла­ров в год, а для кого-то — в 1 млн. Начи­на­ют скап­ли­вать­ся излиш­ки. Тогда-то и начи­на­ют­ся дико­сти в виде золо­тых мобиль­ни­ков, уни­та­зов и пон­чи­ков. Те, у кого дохо­ды еще боль­ше, поку­па­ют фут­боль­ные клу­бы, ост­ро­ва, кар­ти­ны “чер­ный (или крас­ный) квад­рат” и т. п. Ред­ко кто вкла­ды­ва­ет в меце­нат­ство и благотворительность.

Налог на роскошь в других странах

Как облагается недвижимость в Англии

Впер­вые вве­ла этот инте­рес­ный вид побо­ра Вели­ко­бри­та­ния — это про­изо­шло в 1915 г.

“Фиш­кой” бри­тан­цев явля­ет­ся так назы­ва­е­мый гер­бо­вый сбор, уста­нав­ли­ва­е­мый для бога­тых нуво­ри­шей, сле­та­ю­щих­ся в Англию как мухи на мед:

  • при покуп­ке недви­жи­мо­сти сто­и­мо­стью от 125 от 250 тыс. фун­тов пла­тит­ся 1%;
  • от 250 тыс до 0.5 млн. — 3%;
  • свы­ше 0.5 млн. — 4%.

Еже­год­ные выпла­ты соб­ствен­ни­ков доро­гой недви­жи­мо­сти доро­же одно­го млн. фун­тов в Вели­ко­бри­та­нии состав­ля­ют 5%.

Дифференцированный подоходный во Франции и Финляндии

Реаль­ный вес в соста­ве бюд­же­та име­ет подо­ход­ный налог, так как он поз­во­ля­ет кон­тро­ли­ро­вать сверх­при­быль и обес­пе­чи­ва­ет суще­ствен­ный при­ход в бюд­жет. Осталь­ные виды нало­гов менее значимы:

  • доро­гие при­об­ре­те­ния име­ют разо­вый характер;
  • став­ки нало­го­об­ло­же­ния более низки.

Имен­но высо­кий подо­ход­ный фак­ти­че­ски явля­ет­ся под­лин­ным нало­гом на рос­кошь. Как пра­ви­ло, он исполь­зу­ет­ся в раз­ви­тых странах.

Прак­ти­ка исполь­зо­ва­ния диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных про­грес­си­ру­ю­щих ста­вок в нало­го­об­ло­же­нии дохо­дов пока­за­ла свою эффек­тив­ность. Доста­точ­но уви­деть уро­вень жиз­ни в таких стра­нах, как Швей­ца­рия, Фран­ция, Финляндия.

Чем­пи­о­ном по само­му высо­ко­му в мире подо­ход­но­му нало­гу явля­ет­ся Фран­ция, уста­но­вив­шая в 2013 г. налог в 75%

  • для физи­че­ских лиц, кото­рые зара­ба­ты­ва­ют более одно­го мил­ли­о­на евро в год;
  • для юри­ди­че­ских лиц, выпла­чи­ва­ю­щих окла­ды более 1 млн. евро/год.

Одна­ко он про­су­ще­ство­вал лишь до нача­ла 2015 г.. Разу­ме­ет­ся, мил­ли­о­не­рам такое не по душе. Они при­бе­га­ют ко вся­че­ским улов­кам, напри­мер, при­ни­ма­ют граж­дан­ство дру­гих стран, в кото­рых малень­кий подо­ход­ный налог, как это сде­лал фран­цуз­ский актёр и вино­дел Депар­дье. В 2018 г. при­шед­ший к вла­сти пре­зи­дент Мак­рон откры­то защи­ща­ет инте­ре­сы бога­то­го клас­са: налог на рос­кошь умень­ши­ли на 70%, то есть фак­ти­че­ски убра­ли, вза­мен при­няв нало­го­об­ло­же­ние доро­гой недвижимости.


Инте­рес­на нало­го­вая шка­ла в Финляндии:

  • зар­пла­та мень­ше 1333 евро/мес. не обла­га­ет­ся нало­гом вообще;
  • доход от 1333 до 2000 в мес. обла­га­ет­ся нало­гом 6%;
  • от 2000 до 3300 — 17%;
  • от 3300 до 5940 — 21.4%;
  • от 5940 до 8333 — 29.7%;
  • свы­ше 8333 евро — 31.7%.

Бла­го­да­ря нало­гу на рос­кошь, в Фин­лян­дии всех без­дом­ных обес­пе­чи­ли бес­плат­ным жильем.

Налог на роскошь в Китае и Таиланде

Инте­рес­но отно­ше­ние к рос­ко­ши в неко­то­рых государствах.

В Китае, побив­шем миро­вые рекор­ды по потреб­ле­нию доро­гих това­ров, нало­гом на рос­кошь обла­га­ют­ся люк­со­вая пар­фю­ме­рия, элек­тро­ни­ка, часы, одеж­да и др. това­ры. Это при­ве­ло к воя­жам китай­цев за доро­ги­ми веща­ми в дру­гие стра­ны. Пра­ви­тель­ство Китая начи­на­ет поду­мы­вать о смяг­че­нии нало­го­во­го бре­ме­ни на при­об­ре­те­ние доро­гих това­ров, что­бы подвиг­нуть бога­чей попол­нять бюд­жет сво­ей стра­ны, а не чужих госу­дарств. Кста­ти, по этой же при­чине так и не при­ня­ли налог на рос­кошь в праг­ма­тич­ной Америке.

В Таи­лан­де рос­ко­шью счи­та­ет­ся интер­нет, кото­рый обла­га­ет­ся пошли­ной в 30$ ежемесячно.

Налог на роскошь в России в 2018 г.

Рос­сия пока без­успеш­но пыта­ет­ся вве­сти налог на рос­кошь. Начи­ная с 2010 г. дела­ют­ся попыт­ки, но зако­но­про­ек­ты посто­ян­но откло­ня­ют­ся. Поня­тия “рос­кошь” в зако­но­да­тель­стве так до сих и нет.

В Рос­сии НДФЛ оди­на­ков для всех, и рав­ня­ет­ся он 13%. Един­ствен­ные полу­ме­ры — при­ня­тие диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных ста­вок нало­го­об­ло­же­ния транс­пор­та и 2% нало­га на недви­жи­мое иму­ще­ство сто­и­мо­стью свы­ше 300 млн. руб.

Но это ско­рее уда­ри­ло по насе­ле­нию, чем по бога­тым, так как при­ве­ло к само­управ­ству на местах: по зако­ну нало­го­вые став­ки име­ют пра­во уста­нав­ли­вать орга­ны вла­сти субъ­ек­тов и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний. Они вста­ли взвин­чи­вать став­ки на всю недви­жи­мость, кото­рая сто­ит доро­же 1 млн. руб.

Удив­ле­ние людей так­же вызвал стран­ный тех­ни­че­ский сбой в ЕГРН, бла­го­да­ря кото­ро­му мно­гие неволь­но ста­ли мил­ли­ар­де­ра­ми: к ним при­шли уве­дом­ле­ния о нало­гах на объ­ек­ты сто­и­мо­стью несколь­ко мил­ли­ар­дов руб­лей. В то же вре­мя сре­ди депу­та­тов и чинов­ни­ков обла­да­те­лей рос­ко­ши так и не нашлось.


Дифференцированный транспортный налог

Некое подо­бие нало­га на рос­кошь в РФ — это транс­порт­ные побо­ры, про­во­ди­мые по диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной про­грес­сив­ной шка­ле. Транс­порт­ный налог (ТН) уста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко на назем­ные транс­порт­ные сред­ства, но и на воз­душ­ные и вод­ные (суда, яхты, мотор­ные лод­ки, само­лё­ты). Он пред­став­ля­ет из себя про­из­ве­де­ние нало­го­вой базы (мощ­но­сти авто­мо­биль­но­го двигателя/реактивной тяги дви­га­те­ля само­ле­та, вало­вой вме­сти­мо­сти вод­но­го транс­пор­та, еди­ни­цы транс­порт­но­го сред­ства*) на нало­го­вую ставку.

*Еди­ни­ца транс­порт­но­го сред­ства — это отдель­ная нало­го­вая база, уста­нав­ли­ва­е­мая для всех осталь­ных ТС с неопре­де­лен­ной мощностью/тягой и вало­вой вместительностью.

Нало­го­вая став­ка — это фик­си­ро­ван­ное зна­че­ние в руб­лях, кото­рое уста­нав­ли­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным поряд­ком в субъ­ек­те РФ в отно­ше­нии одной л.с., одной кг.с. или одной еди­ни­цы ТС. В ст. 361 НК РФ нахо­дит­ся таб­ли­ца нало­го­вых ставок.

По реше­нию орга­нов вла­сти субъ­ек­тов РФ став­ки могут быть умень­ше­ны или уве­ли­че­ны, но не более, чем в 10 раз. Умень­ше­ние воз­мож­но для авто мощ­но­стью не более 150 л.с.

При­ме­ры расчета

  • Какой налог нуж­но запла­тить за авто­мо­биль мощ­но­стью 170 л. с.?
    • Нало­го­вая став­ка по диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной шка­ле для авто от 150 до 200 л.с. рав­на 5 руб. ТН равен 170 х 5 = 850 руб.
  • Мотор­ная лод­ка с мощ­но­стью дви­га­те­ля 60 л.с.
    • ТН: 60 х 10 = 600 руб.

Налог на новые дорогие автомобили

Рос­ко­шью в отно­ше­нии транс­пор­та усло­ви­лись счи­тать авто­мо­би­ли доро­же 3 млн. руб.

При­ме­ча­ние: Яхты по всей види­мо­сти рос­ко­шью в стране не счи­та­ют­ся, так как с 2017 г. их раз­ре­ше­но вво­зить в Рос­сию без рас­та­мож­ки, в отли­чие от авто­мо­би­лей. Вопрос: Ну и в чиьх инте­ре­сах уста­нав­ли­ва­ют такие законы?


Для вычис­ле­ния нало­га на рос­кошь исполь­зу­ет­ся, соглас­но ст. 362 НК РФ, повы­ша­тель­ный коэф­фи­ци­ент (ПК), кото­рый умно­жа­ет­ся на стан­дарт­ный транс­порт­ный налог. Раз­мер повы­ша­тель­но­го коэф­фи­ци­ен­та уста­нав­ли­ва­ет­ся для авто опре­де­лен­но­го воз­рас­та и стоимости:

  • Для машин сто­и­мость от 3 до 5 млн. руб., выпу­щен­ных не более трёх лет назад, коэф­фи­ци­ент равен 1.1.
  • Авто­мо­би­ли цено­вой кате­го­рии 5 — 10 млн. не стар­ше 5 лет — коэф­фи­ци­ент повы­ше­ния 2.
  • Авто доро­же 10 млн. руб, сто­и­мо­стью до 15 млн. вклю­чи­тель­но, выпу­щен­ные не ранее, чем 10 лет назад — ПК равен 3.
  • Авто­мо­би­ли ценой свы­ше 15 млн. не стар­ше 20 лет так­же обла­га­ют­ся с повы­ша­тель­ным коэф­фи­ци­ен­том 3.

Полу­ча­ет­ся, чем доро­же маши­на, тем доль­ше с неё будет взи­мать­ся налог на рос­кошь. При дости­же­нии авто­мо­би­лем сво­ей воз­раст­ной план­ки вла­де­лец начи­на­ет выпла­чи­вать стан­дарт­ные начисления.

Кто может не платить налог на роскошь

От нало­га на рос­кошь освобождаются:

  • герои Рос­сии и Совет­ско­го Союза;
  • вете­ра­ны ВОВ и при­рав­нен­ные к ним участ­ни­ки бое­вых действий;
  • мно­го­дет­ные семьи.

На какие автомобили установлен налог на роскошь в 2018 г.

Зако­но­да­те­ля­ми еже­год­но обнов­ля­ет­ся пере­чень лег­ко­вых авто­мо­би­лей для нало­го­об­ло­же­ния доро­же трёх мил­ли­о­нов руб­лей. В нем ука­зы­ва­ют­ся мар­ка, модель, тип и объ­ё­ма дви­га­те­ля, воз­раст маши­ны. Пере­чень дол­жен быть готов не позд­нее 1 мар­та ново­го нало­го­во­го периода.

Налог на роскошь для владельцев недвижимости

Рос­ко­шью в недви­жи­мо­сти счи­та­ют­ся круп­ные тор­го­вые и адми­ни­стра­тив­ные цен­тры, ком­мер­че­ская недви­жи­мость под офи­сы, а так­же все осталь­ные объ­ек­ты сто­и­мо­стью свы­ше 300 млн. руб. Вла­дель­цы дан­ных объ­ек­тов долж­ны выпла­чи­вать нало­ги со став­кой 2 %.


Для срав­не­ния: жилые дома и квар­ти­ры, части жилых поме­ще­ний, ком­на­ты, капи­таль­ные хозяй­ствен­ные построй­ки обла­га­ют­ся нало­гом 0,1%.

Подроб­нее о нало­го­вых став­ках в недви­жи­мо­сти см. в ст. 406 НК РФ.

Заклю­че­ние

Налог на рос­кошь в Рос­сии мог бы не толь­ко попол­нить каз­ну, но и сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­ку, умень­шить соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость в обще­стве. Но пока поли­ти­ка и управ­ле­ние ведёт­ся с учё­том лич­ных инте­ре­сов оли­гар­хов, он вряд ли будет уста­нов­лен. Необ­хо­ди­мо кон­тро­ли­ро­вать не при­об­ре­те­ние доро­гих това­ров (так как кон­цы мож­но все­гда спря­тать в дру­гих стра­нах), а при­быль, уста­нав­ли­вая нало­ги на сверхдоходы.

Если законопроект о дополнительном налоге на ультрабогатство будет принят, главе Tesla Илону Маску придется выплатить дополнительно 5,2 миллиарда долларов. Фото: Reuters

Введение налога на ультрабогатство было основой предвыборной платформы Элизабет Уоррен, безуспешно боровшейся за номинацию от демпартии в ходе кампании-2020 и уступившей в итоге лидерство Байдену (который, кстати, выступал против таких планов). Тогда демократка настаивала: дополнительным "двухпроцентным налогом" следует обложить 75 тысяч наиболее зажиточных семей в США. К таким толстосумам Уоррен относила всех американцев, располагающих состоянием свыше 50 миллионов долларов. А тех сограждан, кто имеет на банковских счетах больше миллиарда долларов, необходимо раскошелить на три процента, настаивала сенатор от штата Массачусетс.

Фото: instagram.com / owen_stevens_

Фото: instagram.com / owen_stevens_

Теперь эта же инициатива в первозданном виде перекочевала в законопроект, уже поддержанный конгрессменами-однопартийцами Уоррен из палаты представителей. По мнению этих законодателей, дополнительные налоги на сверхбогатых американцев дадут многомиллиардные ежегодные налоговые отчисления и позволят пополнить бюджет США почти тремя триллионами долларов в течение ближайших 10 лет.

"Влиятельные и ультрабогатые американцы подмяли под себя законы настолько, что для 0,1 процента населения с самыми высокими доходами действует налоговая ставка ниже, чем для 99,9 процентов оставшихся налогоплательщиков. И это при том, что состояние миллиардеров за период пандемии увеличилось на 40 процентов", - затронула больную тему для рядовых и страдающих от роста безработицы, социального, классового и расового неравенства в США сограждан Элизабет Уоррен. Неудивительно, что подобные инициативы согласно соцопросам, поддерживают трое из пяти избирателей. Причем как демократической, так и Республиканской партии.

Согласно статистике Федеральной резервной системы (ФРС) США, за первую половину прошлого года, несмотря на "коронакризис", состояние 50 самых обеспеченных американцев выросло и теперь равняется совокупным накоплениям 165 миллионов граждан США (половина населения страны). По данным ФРС, "золотая полсотня" американских богатеев с начала 2020 года нарастила свои капиталы на 339 миллиардов долларов, и теперь их денежные закрома оцениваются в два триллиона долларов США.

Как подсчитало агентство Bloomberg, в случае принятия "закона Уоррен" сотне богатейших американцев пришлось бы дополнительно выплатить 78 миллиардов долларов в виде налогов в ближайшие годы. Основатель компании Amazon и самый состоятельный житель Земли Джефф Безос раскошелился бы на 5,4 миллиарда долларов, глава Tesla Илон Маск - на 5,2 миллиарда, а руководитель Microsoft и третий богатейший человек в мире Билл Гейтс - на 4 миллиарда. Немного, с учетом того, что общее состояние того же Гейтса Bloomberg Billionaires Index оценивает в 137 миллиардов долларов.

Фото: JOE RAEDLE / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / Getty Images via AFP

Фото: JOE RAEDLE / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / Getty Images via AFP

Любопытно, что еще в 2019 году сразу несколько американских "Скруджей Макдаков", видимо, предвидя резкую политизацию вопроса о шокирующем расслоении в благосостоянии общества в США, выразили готовность "самораскошелиться" и призывали политиков к "умеренному повышению" налогов для богатых. Соответствующее письмо ко всем кандидатам в президенты Соединенных Штатов было подписано 19 богачами, включая небезызвестного финансиста-спекулянта Джорджа Сороса.

Однако теперь, как пишет The New York Times, республиканская оппозиция при полной поддержке лоббистов и представителей крупного бизнеса уже начала работу по дискредитации опасных для капиталистов инициатив Уоррен. При этом используются старые и набившие оскомину аргументы - федеральному правительству будет трудно подсчитать и собрать новый налог на сверхбогатство, он распугает всех инвесторов, да и суды сочтут новую подать неконституционной.

Исторически все потуги отдельных американских политиков закрыть "дыры" в налоговом законодательстве США, позволяющем богачам и корпорациям платить меньше налогов, чем рядовым американцам, заканчивались ничем. Более того, в расколотом ныне сенате США (50 голосов у демократов и 50 у республиканцев) предложение Уоррен практически не имеет шансов быть принятым, утверждает Bloomberg.

Президент США Джозеф Байден пока показательно дистанцируется от разворачивающейся на Капитолийском холме схватки за налог на сверхбогатство. Правда, со слов пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, "президент твердо верит в то, что ультрабогатые и корпорации должны начать платить честную долю". Но не ясно сможет ли в итоге Байден претворить свою веру в жизнь.

Читайте также: