Налог на роскошь в сша
Опубликовано: 13.05.2024
Байрамкулова А.Н., 2 курс, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Швеция: роскошь - причина инвестиций в Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 году. До этого налог на богатство там составлял 1,5 процента на сбережения более 1,5 миллиона шведских крон (214 тысяч долларов США) для одиноких людей и столько же на сбережения более 3 миллионов крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 году в казну страны поступило 500 миллионов евро, что составило 2,5 процента от общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна недосчиталась 53 миллиардов евро, поскольку у богатых не было желания платить за собственную роскошь. В итоге в 2007 году налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 году снизили и налог на недвижимость.
Франция: бегство денежных мешков во Франции имеется своя разновидность налога на роскошь. Его платят физические лица, чье состояние превышает установленный государством не облагаемый порог в 760 тысяч евро. Налогообложению подлежит остаток, образующийся после вычета этой суммы. Величина налога - 0,55 -1,8 процента. Сами французы не в восторге от такой государственной меры. Налогом на богатство они облагаются вне зависимости от годового дохода. Это, к примеру, создает большие проблемы обедневшим дворянским семьям, которым оказывается не по карману содержать родовые замки и наследные имения. Правда, если недвижимое имущество является местом постоянного проживания, то его владельцу предоставляется 20-процентная скидка. В свою очередь, предметы искусства, старины, а также художественные коллекции во Франции вообще не подлежат налогообложению. Но и эти маленькие послабления не особо помогают. Еще более критичной выглядит ситуация с "невольными богачами" в городах, не говоря уже о Париже. К примеру, француз, состояние которого было оценено в 778 тысяч евро, обязан платить ежегодный налог с суммы 18 тысяч, что составляет 99 евро, то есть 0,55 процента. Если же гражданин обладает состоянием, оцениваемым в 3,8 миллиона евро (примерная стоимость квартиры в центре Парижа), то его ежегодный налог будет соответствовать уже 1 проценту от суммы, превышающей не облагаемый порог, а ежегодные выплаты в государственную казну вырастут до 30 тысяч евро. В итоге Францию ежегодно покидают порядка 350 богачей, а потери государственной казны от такой миграции оцениваются в 25 - 28 миллиардов евро. Кстати, жесткому французскому законодательству подчиняется и столь любимое российскими олигархами княжество Монако.
Германия: богатые мечтают раскошелиться в Германии налог на богатство был отменен еще в 1997 году. В то время он составлял 1 процент. Зато сейчас в стране очень серьезная дифференцированная ставка подоходного налога. Чем выше доход граждан, тем больше денег они отчисляют в бюджет. Причем власти не стесняются повышать планку - не так давно максимальную ставку подняли с 42 до 45 процентов. Эту часть немцы должны отчислять, если их доходы превышают 250 тысяч евро в год, а если они состоят в браке, то проценты отчисляются с суммы, превышающей 500 тысяч евро в год. Примечательно, что некоторые немецкие богачи недовольны таким положением вещей. И выражают свое недовольство весьма странным способом: совсем недавно группа немецких богачей разместила в Интернете петицию, призывающую вернуть налог на богатство.
Италия: остров невезучих миллиардеров Налог на богатство не обошел стороной и Италию. В 2006 году правительством Сардинии был введен "Областной сбор в пользу охраны окружающей среды", который мгновенно был прозван "налогом на роскошь". Он был принят, дабы извлечь выгоду от наплыва миллиардеров, собирающихся каждое лето на Изумрудном побережье. Под налог на роскошь попадали владельцы двух и более домов, а также яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера: за швартовку яхты длиной более 30 метров владельцу приходилось платить 10 тысяч евро; за дом площадью до 200 квадратных метров, расположенный в пределах трех километров от берега, надо было выложить 3 тысячи евро в год. А каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Общие поступления от налога на богатство оценивались приблизительно в 1 миллиард долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, больше всего от закона пострадал премьер-министр Сильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл. В 2008 году пресловутый налог на роскошь для итальянцев, имеющих на Сардинии "дачу" (второй, не основной дом), отменили. В 2009 году была отменена также та часть пошлины, которой облагались яхты и иные суда, чья длина превышала 14 метров, а также самолеты, выполнявшие туристические рейсы. Теперь несчастным владельцам особо длинных яхт не надо будет искать убежища на соседней Корсике.
США: вековой опыт себя не оправдал В США налог на богатство был введен еще в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3 процента. Под его действие позднее, кстати, подпадали все междугородные и международные звонки. Только спустя более чем сто лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене налога на богатство. Он перестал действовать с 2007 года. Но в 1990 году в Америке появились налоги на конкретные предметы роскоши: ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Впрочем, к 1993 году стало ясно, что эта мера не оправдала ожиданий - не собрала планируемых денег, а ко всему прочему и оказала крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе вызвала многочисленные увольнения, в связи с чем была отменена. Однако налог на автомобили действовал еще в течение 13 лет. Сейчас в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса "люкс", взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).
Великобритания: Минфин душит Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 процент -для жилья стоимостью 125 - 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента - если оно стоит 250 - 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента - для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов. А на днях, 22 апреля, глава Минфина Великобритании Алистер Дарлинг заявил в парламенте о ближайшем повышении ставки подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, с 45 до 50 процентов. В настоящий момент британцы, зарабатывающие свыше 39 тысяч 825 фунтов стерлингов в год, платят подоходный налог по ставке в 40 процентов. Греция: чёрные дни автомобилистов несмотря на забастовки и демонстрации, пару месяцев назад стало известно, что НДС в Греции поднят на 1 процент и вводится налог на роскошь, который по автомобилям будет доходить аж до 30 процентов. Но редкий российский турист захочет купить автомобиль в Греции. Зато многие наши соотечественники едут туда за шубами. По предварительной информации, под действие нового закона не попадают граждане стран, не являющихся членами ЕС. А вот покупателю из Германии греческая шуба достанется на 10 процентов дороже. Кстати сейчас работающий человек отдает государству 13 процентов со своей зарплаты. Премьер-министр Владимир Путин по этому поводу даже как-то сказал: "Весь мир нам завидует". Но большая часть людей состоятельных доход имеет не с зарплаты, а с дивидендов от предприятий, которыми владеет или входит в долю. А налог с дивидендов в России - 9 процентов. Таким образом, учитель или врач платит государству 13 процентов, а бизнесмен - всего 9. Госдума Отклоненный депутатами законопроект предлагал облагать налогом на роскошь: - жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью от 15 миллионов рублей, - автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 миллионов рублей, - ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей. Ставка предлагалась - от 1 до 5 процентов. В итоге законопроект получил всего 135 голосов, а для принятия нужно было как минимум 226. Справка "ТС" Налог на роскошь - вчерашний день Изменение структуры налогообложения как такового позволило многим странам отказаться от взимания налога на богатство. Он был отменен в Японии, в Ирландии. За прошлое десятилетие от него отказались Австрия, Дания, Люксембург, Финляндия. Однако практически во всех развитых странах обеспеченные граждане облагаются более высокими налогами, чем другие жители. Верхний и низший уровни налога отличаются там, как правило, в 2 - 8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Бразилии, Финляндии составляет, соответственно, 50, 27,5 и 35 процентов и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц. В Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5 процентов, а максимальная - 45 процентов. В Японии все работники, получающие в год менее 1 300 000 иен (чуть больше 11 тысяч долларов), подоходный налог не платят. С большинства же японцев взимается налог по ставке в 30 - 35 процентов. Дифференцированная шкала подоходного налога существует на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории. Несколько стран - Андорра, Бахрейн, Кувейт, Катар, Каймановы острова и ряд других - вообще не имеют подоходного налога.
Список использованных источников и литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2.
2. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.
Научный руководитель: Лайпанов У.М.
| | следующая лекция ==> |
Порядок виконання роботи. 1. Ознайомтеся з основними теоретичними відомостями. | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5225 (дата обращения: 12.04.2021).
С целью борьбы с распределением неравенства получения доходов при реформировании налоговой системы государства вводят ряд мер, направленных на достижение оптимального уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1, с.723], понятие «роскошь» представляет собой излишества в комфорте, в удовольствиях. Это социально-экономический феномен, связанный с потреблением благ. Предметы роскоши означают товары, спрос на которые растет с получением дополнительного дохода. По цене они доступны только состоятельным людям. Без этих предметов можно обойтись в жизни, но, потребляя их, индивид переходит в новый особый сегмент – класс богачей.
Применение налога на предметы роскоши обсуждается российским правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени, пока это стало наиболее актуально и своевременно, поскольку на сегодняшний момент остро стоит проблема социального расслоения общества. За рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения налоговой политики в области предметов роскоши, которая может помочь в выборе параметров вводимого налога на территории Российской Федерации.
Налог на роскошь представляет собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу взимания данный налог является прямым, так как уплачивается непосредственно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика. Обычно им облагаются физические лица, имеющие в личном потреблении предметы роскоши. В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. Основной вопрос относительно предмета налога: что же является роскошью? Стоит отметить, что налогом могут облагаться различные предметы роскоши, как например недвижимость, транспортные средства, ювелирные украшения и так далее. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть опыт применения налога на роскошь в зарубежных странах.
Налог на роскошь во Франции
Наиболее успешным, относительно налога на роскошь, считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции еще в 1982 году. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 миллиона евро на 2013 г). Таким образом, при стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка налога составит 0,25%. Свыше 3 миллионов евро – 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2012 году, в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро.
Стоит отметить, что Франция является одной из стран с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхдоход в размере свыше 1 миллиона евро. По его мнению, это была единственная возможность залатать дыры в государственном бюджете, поддержать пошатнувшуюся финансовую систему страны, а также поспособствовать установлению социальной справедливости [2]. Несмотря на то, что во Франции и так немаленький подоходный налог физических лиц – 41%. Однако на тот момент данный налог не был принят.
В рамках новой предложенной схемы, которая и вступила в силу 29 декабря 2013 года, 75-процентный налог теперь платят все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады, превышающие 1 миллион евро. Под действие налога попали физические лица, чей ежегодный доход превышает указанную сумму. Кроме того, налог распространяется на профессиональные футбольные клубы, которые ранее активно высказывались против введения налога и даже устраивали забастовку. По мнению представителей клубов, Франция рискует потерять множество высококлассных игроков, чьи зарплаты превышают миллион евро в год [3]. 75-процентный налог – мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом – еще 160 миллионов евро [4].
Налог на роскошь в Великобритании
Великобритания это первая в мире страна, правительство которой ввело налог на сверхприбыль (1915 году), который впоследствии стал основой для применения налога на роскошь в отношении физических лиц.
В Великобритании аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта, прогрессивная ставка: 1 процент – для недвижимости стоимостью 125 – 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента – если оно стоит 250 – 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента – для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов.
Собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. В будущем планируется повышение ставки до 7 %. Кроме того, власти намерены серьезно ужесточить надзор за уклонением от уплаты гербового сбора [5].
Таким образом, налогом на роскошь в чистом виде такое обложение предметом роскоши назвать нельзя, однако очевидно, что в Великобритании действует специальная система налогообложения для особого сегмента – богачей.
Налог на роскошь в США
В Америке неоднократно вводился и позже отменялся налог на роскошь. Во время становления США как самостоятельного государства сбор носил чисто прагматический смысл. Он помогал увеличивать доходы казны. В последствии основной целью введения данного налога стало социальное выравнивание общества. Особенно это было заметно в девяностые годы, когда богатым людям пришлось больше платить за такие предметы роскоши как: яхты, самолеты, дорогой мех и ювелирные украшения.
Но налогоплательщики стали находить способы ухода от оплаты данного налога, что повлекло отмену применения налога на роскошь. Они начали покупать предметы роскоши за рубежом, где данный налог не применялся. Например, США отменило налог на роскошь в 1991 году, в связи с тем, что богачи стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же яхты. В связи с этим во Флориде 13 тыс. сотрудников судостроителей остались без работы. В итоге необходимо было сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным кораблестроителям.
Налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на то, что экономика США переживала худшую после 30-х годов рецессию, закон не был принят.
Спустя много лет Америка попыталась воскресить его в новых законопроектах. Сбор с богатых домохозяйств, предложенный Бараком Обамой, который высказался в пользу обложения американских миллионеров налогами по ставке в 2 два раза выше существующей с целью сокращения дефицита госбюджета и установления в стране социальной справедливости; призывы Уоррена Баффета о повышении налогов для богатых американцев, получающих доход свыше 1 миллиона долл. в год, что подразумевало запрет платить налоги по ставкам ниже, чем они установлены для среднего класса в целях улучшения экономической ситуации в стране (в 2011, 2012 году) – все это новые инкарнации налога на роскошь. Такие решения должны были принести в казну около $1,5 трлн.
Однако, по мнению республиканцев, предложенный Обамой план смог бы навредить американской экономике: администрация Обамы, выступая с предложениями о повышении налогов, стимулировало рост безработицы, и дополнительные поступления в бюджет привели бы лишь к росту расходов. Нельзя повышать налоги, когда экономика находится в середине спада. По мнению сенатора Макконелла, корректировка налогов ударила бы не только по миллионерам, но прежде всего по самому активному слою населения — малому бизнесу и затронула 700 тыс. человек. Глава бюджетного комитета в палате представителей конгресса По Райан также раскритиковал программу Обамы: увеличение налогов для тех, кто создает рабочие места, привело бы к их сокращению, увеличение ставок на инвестиции — к их снижению [6]. В связи с чем, на сегодняшний день закон о введении налога на роскошь в США не принят.
Стоит отметить, что в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).
Таким образом, США пока лишь пытаются «подтянуть» финансовую нагрузку на богачей, получающих инвестиционный доход, до среднего уровня. Ни о каком введении отдельного налога на роскошь на сегодняшний день речь не идет.
Налог на роскошь в Китае
В мире быстро растет количество миллиардеров и миллионеров. Китай по этому показателю — в числе первых. За один только прошлый год в стране появились сотни тысяч новоиспеченных миллионеров. К 2015 году каждый второй азиатский миллионер окажется жителем Китая. Считается, что к 2015 году на китайский рынок придется пятая часть глобального рынка предметов роскоши. По итогам 2013 года Китай на первом мете в мире по росту объемов продаж предметов роскоши.
Налог на роскошь в Китае довольно долго является источником значительных доходов для китайского правительства. По данным на 2011 год на Китай приходилось до 27% оборота рынка предметов роскоши в мире. В 2010 году только на налогах на роскошь государство заработало 188 млрд. долларов, что составляет 78% всех расходов центрального правительства.
В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым. Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Кроме того, введен и налог на недвижимость. В первую очередь, чтобы бороться с инвестиционным пузырем. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Мера отлично действует на Тайване.
Термин «налог на роскошь» включает в себя также различные пошлины: импортные, НДС и налог на потребление. Налоговые ставки зависят от вида продукции. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 10%. Это намного выше, чем в других странах мира.
В результате многие китайские потребители стараются приобретать подобную продукцию за рубежом. Так, в настоящее время до 80% так называемых предметов роскоши приобретаются китайцами за пределами Китая. Другими словами, китайцы тратят в четыре раза больше на предметы роскоши за рубежом, чем дома. Вполне очевидно, что китайцам гораздо выгоднее покупать предметы роскоши за рубежом. Только в Европе в 2012 году китайские туристы потратили более 55 млрд. долларов на приобретение предметов роскоши.
Осознание этой проблемы ведет к снижению налогов на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно.
Снижение налогов и сборов не только позволит вернуть китайских потребителей роскоши на отечественный рынок. Это будет способствовать росту внутреннего потребления, стимулированию импорта и снижению давления на юань. Это, в свою очередь, позволит увеличить внутреннее потребление в Китае в целом и повысит налоговые сборы во всех секторах розничной торговли. Новшества в системе налогообложения предметов роскоши будут способствовать увеличению продаж товаров роскоши на внутреннем рынке.
Налог на роскошь в России
Вопросы о введении налога на роскошь в России поднимаются с 2003 года, и только сейчас делаются первые шаги для его применения.
В 2010 году уже предпринимались попытки по введению данного налога. Был подготовлен законопроект, согласно которому предлагалось обложить яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.
Позднее в 2012 году депутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в Государственную думу законопроект, по которому новым налогом на роскошь облагались бы налогоплательщики, имеющие расположенные на территории РФ жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами, стоимостью от 30 млн. рублей и транспортные средства стоимостью от 3 млн. рублей по прогрессивной ставке налога [7]. Однако правительство сочло проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.
В 2013 году к вышеуказанному законопроекту присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития и членов Российского союза промышленников и предпринимателей.
Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 л.с. При этом окончательные цифры Министерством еще не определены [8].
По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться: квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека; автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.; загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека; земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.
Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования; имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды и некоторые другие предметы [9].
Главная цель введения сегодняшнего налога на роскошь – социальное выравнивание и перенаправление денежный средств в реальный сектор экономики.
С 2014 года в России начал применяется налог на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 вводится для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога будет умножаться в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 – возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор будут взимать с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.
Минпромторг России уже опубликовал список автомобилей, которые подпадают под действия данного налога. Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам и обложить налогом на роскошь машины, стоимость которых превышает 3 млн. рублей за вычетом всех пошлин и акцизов, уплаченных с момента ввоза авто на территорию России. Таким образом, уже есть определенные предложения по доработке налога на роскошь.
В России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной.
К положительным факторам введения налога на роскошь в России можно отнести то, что новый налог будет способствовать уменьшению социального расслоения в распределении налогов, станет эффективной мерой в пополнении федерального бюджета, окажется положительным средством для корректирования общей системы налогообложения. Однако существуют и отрицательные моменты: уже сейчас понятно, что для введения данного налога власти затратят колоссальные денежные средства; налогоплательщики смогут найти схемы ухода от уплаты данного налога, что потребует от государства дополнительное администрирование; новый закон может лечь на плечи среднего класса.
Анализируя эффективность применения налога на роскошь в зарубежных странах, можно отметить, что наибольшее число поступлений в бюджет происходит от обложения дорогой недвижимости. Там эта система работает давно и хорошо настроена. В нашей стране существуют определенные трудности: нет четкого определения понятия «роскоши», не ясен перечень предметов, попадающих под данное понятие; не совсем проработан механизм обложения предметов роскоши, не понятен расчет налоговой базы.
Таким образом, мера по введению налога на роскошь в России могла бы решить задачи в сфере социальной политики, пополнения федерального бюджета и улучшения уровня жизни бедного населения за счет средств богачей, но вместе с тем стоит отметить о наличии многих нерешенных проблем, которые требуют особого внимания в том числе и на законодательном уровне.
В общественное пространство России активно вброшена тема налога на роскошь. Ее обсуждение имеет смысл вести с учетом международного опыта работы в этом направлении. Начнем цикл обзоров с опыта Соединенных Штатов Америки.
Федеральное правительство США периодически вводило и отменяло налог на роскошь начиная с XVIII в. Вводило для того, чтобы увеличить доходы государства (особенно в военное время); отменяло потому, что менялись обстоятельства — например, предметы роскоши становились общедоступными или введение налога приводило совсем не к тем результатам.
Под роскошью обычно понимались настолько дорогие товары и услуги, что их могли приобретать только граждане с уровнем дохода, сильно превосходящим средний. В 1789 г. ввели высокий акциз на нюхательный табак и экипажи, не в последнюю очередь потому, что они считались атрибутами роскошного образа жизни. В самом начале XIX в. (и до 1812 г.), впрочем, налог отменили наряду с прочими акцизами на товары, произведенные в стране, потому что доход государству от него был ниже, чем издержки, которые оно из-за него понесло.
Так как в числе товаров, периодически попадавших (и попадающих) в категорию «роскошь», часто оказывались табак и алкоголь, налог на роскошь (luxury tax) частично пересекался с так называемым «налогом на грехи» (sin tax). В результате эти термины до сих пор иногда используются в качестве синонимов, хотя на самом деле они обозначают разные вещи. Налог на роскошь распространяется только на небольшую категорию очень дорогих товаров и мотивируется как часть прогрессивной системы налогообложения, в которой налоги увеличиваются по мере роста доходов (и возможных расходов) граждан. Когда о нем заходит речь в экспертных/официальных кругах, то обсуждение идет на прагматическом уровне (как сделать так, чтобы повысить эффективность экономики). Налог на грехи распространяется на общедоступные товары и услуги – обычно те, употребление которых подлежит общественному осуждению. Он мотивируется отчасти прагматически, а отчасти патерналистски (воспрепятствовать неосмотрительным поступкам граждан и при этом повысить эффективность экономики). В этом случае дискуссия строится вокруг вопроса о том, насколько правомерны и действенны попытки государства влиять на личный выбор граждан и как сделать систему более гибкой.
При всей популярности налога на роскошь в США эта практика, особенно в последние несколько десятилетий, вызывает скепсис у экспертов и недовольство у общественности. В 1990 г. правительство Джорджа Буша (старшего) попыталось с помощью налога на роскошь увеличить государственный доход в условиях бюджетного дефицита. Под налогообложение, в частности, попали яхты, ювелирные изделия и изделия из меха. Расчет был на то, что богатые всё равно смогут покупать такую продукцию, а представителям среднего класса никакого ущерба от этого не будет. На практике получилось наоборот. Яхты стали покупать за рубежом, спрос на ювелирные и меховые изделия тоже резко снизился. В результате люди среднего достатка, работавшие в этих производственных сферах, стали терять работу. Согласно последовавшим подсчетам, ювелирная индустрия сократилась на 330 рабочих мест, а яхтенная – на 7600. В результате средства, полученные государством благодаря налогу, стали уходить на выплату пособий по безработице, которая возросла из-за того же налога. Налог в итоге отменили.
Кроме того, тогда же ввели налог на покупку автомобилей, стоимость которых превышала $30 000. При этом не было предусмотрено никаких льгот для инвалидов, которым автомобили, оборудованные специальными приспособлениями, обходились в суммы, выходящие за пределы этого лимита, но при этом не представляли собой предметы роскоши. Поправка была внесена только в 1993 г. Полностью налог на покупку дорогих автомобилей отменили в конце 2002 г.
Этот случай в 2011 г. вспомнил в блоге при одном из ключевых мозговых трестов Республиканской партии American Enterprise Institute экономист Алан Вайард (Alan Viard), когда летом ввели налог на использование соляриев. Налог ввели потому, что рассчитывали тем самым поддержать реформу здравоохранения, инициированную администрацией Обамы. Проблема с налогом была в том, что он первым делом создал путаницу, так как содержал множество оговорок и исключений (он, например, распространяется только на ультрафиолетовое облучение). Кроме того, он не распространяется на услуги, предоставляемые оздоровительными и спортивными центрами, многие из которых, в числе прочего, функционируют примерно так же, как солярии (в частности, наносят загар методом того же облучения). Таким образом, чтобы избежать оттока клиентов, некоторые владельцы обычных соляриев стали искать способы мимикрии под оздоровительные центры.
Общественность тоже стала возмущаться. Инициативу налога одобрила Американская академия дерматологии, мотивировав это тем, что облучение ультрафиолетом в солярии вредно для кожи – таким образом, налог получил сходство с налогом на грехи, - однако то же облучение без налога все еще можно получить в солярии, получившем статус оздоровительного центра.
Между тем, например, компания Harbor Bankshares Corporation еще в 2009 г. опубликовала у себя на сайте стратегию действий в условиях кризиса и с учетом принятого акта об оздоровлении американской экономики. Там постулируется, что все филиалы компании и ее акционеры теперь должны избегать лишних трат и какой-либо роскоши (excessive and luxury expenditures) и, в частности, пользоваться самолетами только по мере деловой необходимости. При этом особо оговаривается, что собственного самолета у корпорации нет.
Социальное расслоение общества, поляризация богатства и бедности поставило мир перед глобальной задачей — как добиться более справедливого распределения материальных благ. Почему один процент населения земли с жиру бесится, кушает золотые пиццы, имеет острова, яхты, самолеты, а у миллионов людей на земле нет даже корки хлеба на обед и крыши над головой? В некоторых странах мира (Франции, Швейцарии, Дании, Финляндии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Китае, Мексике, Тунисе, Алжире и др.) существует (или существовал) налог на роскошь в виде более высокого налога:
- на дорогую недвижимость, транспорт, ювелирные изделия, др. предметы роскоши;
- доходы физических и юридических лиц;
- добавленную стоимость и т.д.
Зачем это нужно? Как это реально работает в других странах? И как с налогом на роскошь обстоит дело в России?
Зачем нужен налог на роскошь?
Установление налога на роскошь позволяет:
- пополнить государственную казну, из которых выплачиваются пенсии, социальные пособия, предоставляется жилье;
- вкладывать в развитие экономики, науки, культуры, общественной инфраструктуры;
- повысить уровень жизни в стране, дать возможность всему населению жить достойно;
- заботиться об экологии, природе.
Доказано, что на самом деле человеку не нужно слишком много денег, так как наступает предел, когда их просто некуда девать (все уже есть). Для кого-то этот предел наступает при доходе 150 — 200 тыс. долларов в год, а для кого-то — в 1 млн. Начинают скапливаться излишки. Тогда-то и начинаются дикости в виде золотых мобильников, унитазов и пончиков. Те, у кого доходы еще больше, покупают футбольные клубы, острова, картины “черный (или красный) квадрат” и т. п. Редко кто вкладывает в меценатство и благотворительность.
Налог на роскошь в других странах
Как облагается недвижимость в Англии
Впервые ввела этот интересный вид побора Великобритания — это произошло в 1915 г.
“Фишкой” британцев является так называемый гербовый сбор, устанавливаемый для богатых нуворишей, слетающихся в Англию как мухи на мед:
- при покупке недвижимости стоимостью от 125 от 250 тыс. фунтов платится 1%;
- от 250 тыс до 0.5 млн. — 3%;
- свыше 0.5 млн. — 4%.
Ежегодные выплаты собственников дорогой недвижимости дороже одного млн. фунтов в Великобритании составляют 5%.
Дифференцированный подоходный во Франции и Финляндии
Реальный вес в составе бюджета имеет подоходный налог, так как он позволяет контролировать сверхприбыль и обеспечивает существенный приход в бюджет. Остальные виды налогов менее значимы:
- дорогие приобретения имеют разовый характер;
- ставки налогообложения более низки.
Именно высокий подоходный фактически является подлинным налогом на роскошь. Как правило, он используется в развитых странах.
Практика использования дифференцированных прогрессирующих ставок в налогообложении доходов показала свою эффективность. Достаточно увидеть уровень жизни в таких странах, как Швейцария, Франция, Финляндия.
Чемпионом по самому высокому в мире подоходному налогу является Франция, установившая в 2013 г. налог в 75%
- для физических лиц, которые зарабатывают более одного миллиона евро в год;
- для юридических лиц, выплачивающих оклады более 1 млн. евро/год.
Однако он просуществовал лишь до начала 2015 г.. Разумеется, миллионерам такое не по душе. Они прибегают ко всяческим уловкам, например, принимают гражданство других стран, в которых маленький подоходный налог, как это сделал французский актёр и винодел Депардье. В 2018 г. пришедший к власти президент Макрон открыто защищает интересы богатого класса: налог на роскошь уменьшили на 70%, то есть фактически убрали, взамен приняв налогообложение дорогой недвижимости.
Интересна налоговая шкала в Финляндии:
- зарплата меньше 1333 евро/мес. не облагается налогом вообще;
- доход от 1333 до 2000 в мес. облагается налогом 6%;
- от 2000 до 3300 — 17%;
- от 3300 до 5940 — 21.4%;
- от 5940 до 8333 — 29.7%;
- свыше 8333 евро — 31.7%.
Благодаря налогу на роскошь, в Финляндии всех бездомных обеспечили бесплатным жильем.
Налог на роскошь в Китае и Таиланде
Интересно отношение к роскоши в некоторых государствах.
В Китае, побившем мировые рекорды по потреблению дорогих товаров, налогом на роскошь облагаются люксовая парфюмерия, электроника, часы, одежда и др. товары. Это привело к вояжам китайцев за дорогими вещами в другие страны. Правительство Китая начинает подумывать о смягчении налогового бремени на приобретение дорогих товаров, чтобы подвигнуть богачей пополнять бюджет своей страны, а не чужих государств. Кстати, по этой же причине так и не приняли налог на роскошь в прагматичной Америке.
В Таиланде роскошью считается интернет, который облагается пошлиной в 30$ ежемесячно.
Налог на роскошь в России в 2018 г.
Россия пока безуспешно пытается ввести налог на роскошь. Начиная с 2010 г. делаются попытки, но законопроекты постоянно отклоняются. Понятия “роскошь” в законодательстве так до сих и нет.
В России НДФЛ одинаков для всех, и равняется он 13%. Единственные полумеры — принятие дифференцированных ставок налогообложения транспорта и 2% налога на недвижимое имущество стоимостью свыше 300 млн. руб.
Но это скорее ударило по населению, чем по богатым, так как привело к самоуправству на местах: по закону налоговые ставки имеют право устанавливать органы власти субъектов и муниципальных образований. Они встали взвинчивать ставки на всю недвижимость, которая стоит дороже 1 млн. руб.
Удивление людей также вызвал странный технический сбой в ЕГРН, благодаря которому многие невольно стали миллиардерами: к ним пришли уведомления о налогах на объекты стоимостью несколько миллиардов рублей. В то же время среди депутатов и чиновников обладателей роскоши так и не нашлось.
Дифференцированный транспортный налог
Некое подобие налога на роскошь в РФ — это транспортные поборы, проводимые по дифференцированной прогрессивной шкале. Транспортный налог (ТН) устанавливается не только на наземные транспортные средства, но и на воздушные и водные (суда, яхты, моторные лодки, самолёты). Он представляет из себя произведение налоговой базы (мощности автомобильного двигателя/реактивной тяги двигателя самолета, валовой вместимости водного транспорта, единицы транспортного средства*) на налоговую ставку.
*Единица транспортного средства — это отдельная налоговая база, устанавливаемая для всех остальных ТС с неопределенной мощностью/тягой и валовой вместительностью.
Налоговая ставка — это фиксированное значение в рублях, которое устанавливается законодательным порядком в субъекте РФ в отношении одной л.с., одной кг.с. или одной единицы ТС. В ст. 361 НК РФ находится таблица налоговых ставок.
По решению органов власти субъектов РФ ставки могут быть уменьшены или увеличены, но не более, чем в 10 раз. Уменьшение возможно для авто мощностью не более 150 л.с.
Примеры расчета
- Какой налог нужно заплатить за автомобиль мощностью 170 л. с.?
- Налоговая ставка по дифференцированной шкале для авто от 150 до 200 л.с. равна 5 руб. ТН равен 170 х 5 = 850 руб.
- Моторная лодка с мощностью двигателя 60 л.с.
- ТН: 60 х 10 = 600 руб.
Налог на новые дорогие автомобили
Роскошью в отношении транспорта условились считать автомобили дороже 3 млн. руб.
Примечание: Яхты по всей видимости роскошью в стране не считаются, так как с 2017 г. их разрешено ввозить в Россию без растаможки, в отличие от автомобилей. Вопрос: Ну и в чиьх интересах устанавливают такие законы?
Для вычисления налога на роскошь используется, согласно ст. 362 НК РФ, повышательный коэффициент (ПК), который умножается на стандартный транспортный налог. Размер повышательного коэффициента устанавливается для авто определенного возраста и стоимости:
- Для машин стоимость от 3 до 5 млн. руб., выпущенных не более трёх лет назад, коэффициент равен 1.1.
- Автомобили ценовой категории 5 — 10 млн. не старше 5 лет — коэффициент повышения 2.
- Авто дороже 10 млн. руб, стоимостью до 15 млн. включительно, выпущенные не ранее, чем 10 лет назад — ПК равен 3.
- Автомобили ценой свыше 15 млн. не старше 20 лет также облагаются с повышательным коэффициентом 3.
Получается, чем дороже машина, тем дольше с неё будет взиматься налог на роскошь. При достижении автомобилем своей возрастной планки владелец начинает выплачивать стандартные начисления.
Кто может не платить налог на роскошь
От налога на роскошь освобождаются:
- герои России и Советского Союза;
- ветераны ВОВ и приравненные к ним участники боевых действий;
- многодетные семьи.
На какие автомобили установлен налог на роскошь в 2018 г.
Законодателями ежегодно обновляется перечень легковых автомобилей для налогообложения дороже трёх миллионов рублей. В нем указываются марка, модель, тип и объёма двигателя, возраст машины. Перечень должен быть готов не позднее 1 марта нового налогового периода.
Налог на роскошь для владельцев недвижимости
Роскошью в недвижимости считаются крупные торговые и административные центры, коммерческая недвижимость под офисы, а также все остальные объекты стоимостью свыше 300 млн. руб. Владельцы данных объектов должны выплачивать налоги со ставкой 2 %.
Для сравнения: жилые дома и квартиры, части жилых помещений, комнаты, капитальные хозяйственные постройки облагаются налогом 0,1%.
Подробнее о налоговых ставках в недвижимости см. в ст. 406 НК РФ.
Заключение
Налог на роскошь в России мог бы не только пополнить казну, но и стимулировать экономику, уменьшить социальную несправедливость в обществе. Но пока политика и управление ведётся с учётом личных интересов олигархов, он вряд ли будет установлен. Необходимо контролировать не приобретение дорогих товаров (так как концы можно всегда спрятать в других странах), а прибыль, устанавливая налоги на сверхдоходы.
Введение налога на ультрабогатство было основой предвыборной платформы Элизабет Уоррен, безуспешно боровшейся за номинацию от демпартии в ходе кампании-2020 и уступившей в итоге лидерство Байдену (который, кстати, выступал против таких планов). Тогда демократка настаивала: дополнительным "двухпроцентным налогом" следует обложить 75 тысяч наиболее зажиточных семей в США. К таким толстосумам Уоррен относила всех американцев, располагающих состоянием свыше 50 миллионов долларов. А тех сограждан, кто имеет на банковских счетах больше миллиарда долларов, необходимо раскошелить на три процента, настаивала сенатор от штата Массачусетс.
Теперь эта же инициатива в первозданном виде перекочевала в законопроект, уже поддержанный конгрессменами-однопартийцами Уоррен из палаты представителей. По мнению этих законодателей, дополнительные налоги на сверхбогатых американцев дадут многомиллиардные ежегодные налоговые отчисления и позволят пополнить бюджет США почти тремя триллионами долларов в течение ближайших 10 лет.
"Влиятельные и ультрабогатые американцы подмяли под себя законы настолько, что для 0,1 процента населения с самыми высокими доходами действует налоговая ставка ниже, чем для 99,9 процентов оставшихся налогоплательщиков. И это при том, что состояние миллиардеров за период пандемии увеличилось на 40 процентов", - затронула больную тему для рядовых и страдающих от роста безработицы, социального, классового и расового неравенства в США сограждан Элизабет Уоррен. Неудивительно, что подобные инициативы согласно соцопросам, поддерживают трое из пяти избирателей. Причем как демократической, так и Республиканской партии.
Согласно статистике Федеральной резервной системы (ФРС) США, за первую половину прошлого года, несмотря на "коронакризис", состояние 50 самых обеспеченных американцев выросло и теперь равняется совокупным накоплениям 165 миллионов граждан США (половина населения страны). По данным ФРС, "золотая полсотня" американских богатеев с начала 2020 года нарастила свои капиталы на 339 миллиардов долларов, и теперь их денежные закрома оцениваются в два триллиона долларов США.
Как подсчитало агентство Bloomberg, в случае принятия "закона Уоррен" сотне богатейших американцев пришлось бы дополнительно выплатить 78 миллиардов долларов в виде налогов в ближайшие годы. Основатель компании Amazon и самый состоятельный житель Земли Джефф Безос раскошелился бы на 5,4 миллиарда долларов, глава Tesla Илон Маск - на 5,2 миллиарда, а руководитель Microsoft и третий богатейший человек в мире Билл Гейтс - на 4 миллиарда. Немного, с учетом того, что общее состояние того же Гейтса Bloomberg Billionaires Index оценивает в 137 миллиардов долларов.
Любопытно, что еще в 2019 году сразу несколько американских "Скруджей Макдаков", видимо, предвидя резкую политизацию вопроса о шокирующем расслоении в благосостоянии общества в США, выразили готовность "самораскошелиться" и призывали политиков к "умеренному повышению" налогов для богатых. Соответствующее письмо ко всем кандидатам в президенты Соединенных Штатов было подписано 19 богачами, включая небезызвестного финансиста-спекулянта Джорджа Сороса.
Однако теперь, как пишет The New York Times, республиканская оппозиция при полной поддержке лоббистов и представителей крупного бизнеса уже начала работу по дискредитации опасных для капиталистов инициатив Уоррен. При этом используются старые и набившие оскомину аргументы - федеральному правительству будет трудно подсчитать и собрать новый налог на сверхбогатство, он распугает всех инвесторов, да и суды сочтут новую подать неконституционной.
Исторически все потуги отдельных американских политиков закрыть "дыры" в налоговом законодательстве США, позволяющем богачам и корпорациям платить меньше налогов, чем рядовым американцам, заканчивались ничем. Более того, в расколотом ныне сенате США (50 голосов у демократов и 50 у республиканцев) предложение Уоррен практически не имеет шансов быть принятым, утверждает Bloomberg.
Президент США Джозеф Байден пока показательно дистанцируется от разворачивающейся на Капитолийском холме схватки за налог на сверхбогатство. Правда, со слов пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, "президент твердо верит в то, что ультрабогатые и корпорации должны начать платить честную долю". Но не ясно сможет ли в итоге Байден претворить свою веру в жизнь.
Читайте также:
- Принципы налогообложения впервые сформулировал тест
- Как утверждал ликург для оптимизации управления надо устранить налоги
- Подоходный налог с физических лиц в рф относится к налогам и сборам тест
- Проценты за пользование чужими денежными средствами налог на прибыль
- Учет банковских процентов в бухгалтерском и налоговом учете