Достоверность и полнота сведений указанных в налоговой декларации заверяется

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/18905@ "О представлении налоговых деклараций представителем налогоплательщика (юридическим лицом)"

Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше письмо, поступившее из Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России письмом, о порядке подписания и представления в налоговые органы налоговой и бухгалтерской отчетности, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 и 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик - индивидуальный предприниматель обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Согласно пункту 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определенном Минфином России. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2002 N 3756) (далее - Порядок).

Пункт 10 Порядка предусматривает, что первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.

Согласно статье 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29 НК РФ).

В целях упорядочения организации приема в налоговых органах налоговой отчетности и иных сведений, представляемых уполномоченными представителями налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей Федеральной налоговой службой были подготовлены разъяснения и доведены до нижестоящих налоговых органов письмом от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@ (копия прилагается).

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В качестве уполномоченного представителя, имеющего право подписи налоговой декларации (расчета), может выступать как руководитель специализированной организации, осуществляющей ведение налогового и бухгалтерского учета организации-налогоплательщика, так и иное лицо, в частности, если в соответствии со статьями 185 - 189 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу.

При представлении в налоговый орган в этом случае налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение налогового учета налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) налогоплательщика.

Кроме того, порядок заверения достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации по конкретному налогу, определяется соответствующим Порядком ее заполнения.

Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, утвержденным приказом ФНС России от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654@, в подпункте 10 пункта 3.2 установлено, что в разделе Титульного листа "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю" необходимые сведения заполняются в следующем порядке:

а) если достоверность и полноту сведений подтверждает сам налогоплательщик в поле, состоящем из одной ячейки, проставляется цифра 1; если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель налогоплательщика - цифра 2;

б) если достоверность и полноту сведений подтверждает сам налогоплательщик, в месте, отведенном для подписи, проставляется его личная подпись, а также дата подписания Декларации. Поле "фамилия, имя, отчество полностью" не заполняется;

в) если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель налогоплательщика - физическое лицо, в поле "фамилия, имя, отчество полностью" указываются построчно фамилия, имя, отчество представителя налогоплательщика в соответствии с документом, удостоверяющим личность, и проставляются личная подпись представителя налогоплательщика и дата подписания;

г) если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель налогоплательщика - организация в поле "фамилия, имя, отчество полностью" указываются построчно фамилия, имя, отчество физического лица, уполномоченного в соответствии с документом, подтверждающим полномочия представителя налогоплательщика - организации, удостоверять достоверность и полноту сведений, указанных в Декларации.

В поле "наименование организации - представителя налогоплательщика" указывается наименование организации - представителя налогоплательщика в соответствии с учредительными документами и проставляется подпись лица, сведения о котором указаны в поле "фамилия, имя, отчество полностью", заверяемая печатью организации - представителя налогоплательщика, и дата подписания;

д) в поле "наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика;

Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, установлено, что при заполнении декларации организацией - представителем налогоплательщика (налогового агента) указываются наименование организации-представителя, построчно фамилия, имя и отчество руководителя уполномоченной организации полностью, ставится его подпись, которая заверяется печатью организации, проставляется дата подписания (подпункт 2 пункта 31).

Одновременно сообщаем, что приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 2.8. Методических рекомендаций предусмотрено, что при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета).

Согласно пункту 3.2. Методических рекомендаций при представлении налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется Информационное сообщение о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах (приложение N1 Методических рекомендаций). При этом в Информационном сообщении указываются полномочия, которым наделен представитель налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@ утвержден формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03) часть LXXXVI.

Приложение: на 1 листе во второй адрес.

Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/18905@ "О представлении налоговых деклараций представителем налогоплательщика (юридическим лицом)"

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Налогоплательщики или их представители подписывают налоговые декларации (расчеты), подтверждая достоверность и полноту указанных в них сведений.

Разъяснено, что если подпись ставит уполномоченный представитель, то необходимо указать наименование документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий, и приложить к декларации (расчету) его копию.

При направлении декларации (расчета) в электронном виде копию документа, подтверждающего полномочия представителя, можно подать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В качестве уполномоченного может выступать руководитель специализированной организации, ведущей налоговый и бухучет налогоплательщика, а также иное лицо, если доверенность на право подписи выдана с правом передоверия.

В этом случае к декларации (расчету) следует приложить документы, подтверждающие полномочия руководителя указанной специализированной организации и лица, которому передоверено право подписи.

Нет времени читать?

Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:

  1. Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  2. Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  3. Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  4. Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  5. Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.

Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Валентина Петрова,
специалист-консультант отдела сопровождения и поддержки «ГЭНДАЛЬФ»

Кто может выступать в качестве законного или уполномоченного представителя организации в налоговых органах? Каковы особенности передоверия полномочий уполномоченным представителем? Какие существуют типы посредников при сдаче отчетности по ТКС?

Законный представитель

Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание - пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:

  • для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — их единоличный исполнительный орган. Это генеральный директор, президент или другое лицо (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • для производственного кооператива — его председатель (ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ);
  • для полного товарищества — его участник, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).

Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.

Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Важный момент

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).

Уполномоченный представитель

Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 29 НК РФ). В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.

Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):

  • дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
  • должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя — работника организации (полное наименование, место нахождения представителя - юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес — представителя — стороннего физического лица);
  • сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
  • права уполномоченного лица;
  • срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • подпись представителя;
  • подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
  • оттиск печати доверителя.

Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций

на представление интересов организации в отношениях с налоговыми органами

г. Москва Первое октября две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:

- представлять интересы ООО «Орбита» в налоговых органах по всем вопросам, связанным с данным поручением;

- представлять в налоговые органы декларации ООО «Орбита»;

- получать и передавать документы;

- вести переписку во исполнение данного поручения;

- расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Настоящая доверенность действительна до 1 октября 2012 г.

Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю.

Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г. № Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности — обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г. по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).

Передоверие полномочий

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.

Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.

Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:

  • документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
  • документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.

Кроме того, необходимо руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика (см. письма Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-02-07/1-28 и от 27 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-523).

Отчетность представляется по ТКС

При представлении отчетности в электронном виде по ТКС необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@. Согласно им, доверенность (ее копию), удостоверяющую право подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представитель налогоплательщика направляет в инспекцию до сдачи им налоговой отчетности в электронном виде. Ее копия сохраняется в ИФНС в течение трех лет после истечения срока действия названного документа.

Программным обеспечением на стороне представителя последовательно выполняются действия по формированию:

  • налоговой декларации в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения;
  • информационного сообщения о реквизитах доверенности, выданной данному представителю;
  • транспортного сообщения, содержащего зашифрованные для налогового органа декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные отчетность, информационное и транспортное сообщения представитель подписывает своей электронной цифровой подписью.

Представитель сохраняет подписанные своей электронной цифровой подписью декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сообщение о выданной доверенности

Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, установлена в Приложении № 1 к указанным выше Методическим рекомендациям.

В сообщении указываются срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Отметим, что в рассматриваемом документе предусмотрено 16 видов полномочий представителя:

  • подписывать налоговую декларацию, другую отчетность;
  • представлять налоговую декларацию, другую отчетность;
  • получать документы в инспекции ФНС России;
  • вносить изменения в документы налоговой отчетности;
  • подписывать документы по постановке и снятию с учета;
  • представлять документы по постановке и снятию с учета;
  • получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства;
  • подписывать документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт сверки расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт и решение налоговой проверки.

Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03), часть LXXXVI, установлен Приложением № 1 к приказу ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@.

Иные требования

Также при формировании информационного сообщения о доверенности, выданной представителю, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным 21 ноября 2011 г. Они доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002@. Согласно этим Методическим рекомендациям информационное сообщение о доверенности, уполномоченный представитель направляет в ИФНС только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. Обязательно он должен подать в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе до начала совершения доверенных ему действий.

В этом информационном сообщении должны быть указаны реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде по сути является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

Приведем рекомендуемые реквизиты доверенности для правильного заполнения полей информационного сообщения:

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия доверенности (не более трех лет);
  • отражение права передоверия полномочий в случае наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (выдается прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы;
  • реквизиты доверителя (лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать и подписывать отчетность;
  • сведения о полномочиях.

Перечень полномочий является обязательным для заполнения. Для сдачи деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем, как минимум, должен быть указан код - «01» (подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий - указывается код «99».

Важный момент

Действующий перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru - Информационное обеспечение - Классификаторы и справочники - «СППР». Справочник полномочий, представителя налогоплательщика.

Типы уполномоченных представителей

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, подразделяются на два типа.

Первый тип имеет место в следующей ситуации. Налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает декларацию сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносится код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;

Второй тип - налоговую декларацию сдает уполномоченный представитель, являющийся организацией или индивидуальным предпринимателем. Тогда в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносятся: код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника уполномоченной организации (фамилия, имя, отчество уполномоченного индивидуального предпринимателя) и полное наименование уполномоченного представителя.

Информационные сообщения о доверенности формируются в различных ситуациях, в том числе, когда:

  • руководитель организации подписал доверенность, в которой он уполномочивает своих сотрудников совершать при представлении в налоговые органы налоговой отчетности действия от имени организации;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, которым является сторонняя фирма, в лице руководителя и сотрудников последней;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя в лице индивидуального предпринимателя;
  • законный представитель организации подписал доверенность на ее сотрудника (сотрудников);
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, в качестве которой выступает фирма, в лице руководителя последней. В свою очередь, при наличии соответствующих прав, этот руководитель подписал доверенности на своих сотрудников;
  • руководитель организации подписал доверенность, в которой уполномочивает директора ее филиала совершать действия от имени организации только в части филиала в ИФНС России по месту нахождения такого подразделения.

Сдача отчетности по страховым взносам

Возможность сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законного или уполномоченного представителя предоставлена с 1 января 2011 года. Ведь с этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ в Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ, личное участие плательщика страховых взносов в отношениях с соответствующими внебюджетными фондами, не лишает его права иметь представителя, равно как участие последнего не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Законными представителями организации во внебюджетных фондах признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное организацией представлять ее интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Уполномоченный представитель организации во внебюджетных фондах осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая оформляется и выдается согласно требованиям, указанным в статьях 185-187 Гражданского кодекса.

Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговый консультант Д.П. Харитонов


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Что делать если ИНФС не принимает налоговую декларацию

24pravo.ru

30 августа 2019 года Арбитражный суд г. Москвы признал незаконными действия ИФНС № 25 г. Москвы, выразившиеся в отказе в приеме налоговой декларации Общества по НДС за 2 квартал 2018 года.

В наше время предприниматели часто сталкиваются с различными проблемами, которые зачастую исходят напрямую контролирующих государственных органов, таких как правоохранительные органы, федеральная налоговая служба. Можно долго угадывать мотивы данного поведения вышеуказанных органов, но проблема остается и необходимо находить пути ее решения.

В конце 2018 года к нам обратился генеральный директор ООО «. », у которого возникли сложности со сдачей налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года. Основанием для отказа в принятии декларации послужило то обстоятельство, что «электронная цифровая подпись не принадлежит отправителю». Неоднократно руководителем организации предпринимались попытки сдать налоговую декларацию, но результат был один и тот же.

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ознакомиться с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Согласно ст. 28 основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

- отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему
государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

- отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на
представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

- представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

- отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического
лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений,
указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

-отсутствие квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

- представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В рамках соблюдения досудебного урегулирования нами в адрес УФНС России по г. Москве направлено заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве, выразившихся в нарушении Приказа Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н.

Ответ, который в наш адрес направило УФНС России по г. Москве был очень распространенный в подобных случаях, а именно «отказ в приеме декларации обусловлен технической ошибкой и нештатной ситуацией» (без указания конкретных причин данной ошибки).

Впоследствии, в Арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве. Проанализировав содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации - заявителя или несоответствие
данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а
также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента, оснований для отказа в принятии налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года у ИФНС России N 25 по г. Москве не имелось.

Указанное соответствует публично-правовому принципу права, согласно которому в отношении государственных органов "разрешено только то, что предусмотрено законом". Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

Одновременно мы представляли интересы компании ООО ". ", у которой ИФНС России № 22 по г. Москве также не принималась налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года.
25.04.2019 ООО «. » в адрес ИФНС России № 22 по г. Москве посредством телекоммуникационного канала связи была направлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью исполнительного органа заявителя -
директором Ивановым А.С.

25.04.2019 ИФНС России N 22 отказала в приёме налоговой декларации (расчёта), со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н; указав на "отсутствие, неправильное указание ЭП".
Впоследствии мы обратились в УФНС России по г. Москве с жалобой о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приёме налоговой декларации. Письмом от 29.05.2019 в ответе на жалобу Управление указало на то, что в ходе проведённых контрольных мероприятий в отношении ООО ". " установлена совокупность фактов, свидетельствующих о нарушении требований, установленных пунктом 5 статьи 80 НК РФ (в том числе установлено
отсутствие юридического лица по месту регистрации).

В этой ситуации стало понятно, что единственным способом добиться справедливости и уйти от возможных рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, необходимо обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением на действия ИФНС № 22 по г. Москве. ООО ". " указывает, что действия налогового органа нарушают права налогоплательщика в предпринимательской деятельности, в частности, по взаимоотношениям с ООО ". " по договору поставки строительных материалов, поскольку покупатель лишен права на налоговый вычет, указанные денежные средства могут быть предъявлены поставщику в качестве убытков, что подтверждается судебной практикой.

Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица, документы, направленные заявителем, не приняты в базу данных налогового органа по причине того, что ООО ". " по адресу государственной регистрации не находится (протокол осмотра объекта недвижимости от 25.02.2019), о чём в Едином государственном реестре юридических лиц имеется соответствующая запись. В связи с чем, отказ налогового органа в приёме налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года по причине неверного указания ЭП, несоответствия отражённых в декларации данных руководителя данным владельца
квалифицированного сертификата, по мнению Инспекции, следует признать обоснованным.
По результатам рассмотрения доводов, приведенных представителями ООО «. » и ИФНС России № 22 по г. Москве, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил наши требования.


Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после её принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своём определении от 23.04.2015 N 736-О, камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Таким образом, обстоятельства, с точки зрения налогового органа, негативно характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления в инспекцию налоговой отчётности и не могут служить основанием для отказа в её принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии декларации. Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по
установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определённых Административным регламентом. Как установлено судом и следует из материалов дела, декларация по НДС за 2 квартал 2018 года подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО ". " – Ивановым А.А., статус которого как руководителя организации подтверждён выпиской из ЕГРЮЛ. Действие сертификата ключа ЭЦП подтверждено в удостоверяющем центре (налоговым органом не оспорено). Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчёта), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Изучив содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принял решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Нарушение способа предоставления декларации облагается штрафом.

Случаи представления налоговой декларации

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации влечет за собой налоговое преследование. Все положения работы с такими нарушениями прописаны в статье 119.1 НК РФ. Нарушение способа предоставления декларации влечет за собой назначение штрафа в 200 рублей. Далее рассмотрим основные моменты установления таких нарушений.

Налоговая декларация представляет собой основной документ налоговой отчетности. Если организация является налогоплательщиком, то она обязана вовремя предоставлять налоговую декларацию по соответствующему налогу способом, установленным Кодексом.

Декларация – письменное заявление в электронной форме, которое передается по телекоммуникационным связным каналам. Телекоммуникационный документ также заверяется подписью плательщика налогов и сборов. Такая подпись является электронной.

Электронная подпись заверяется в личном кабинете налогоплательщика, а доступ к кабинету открывается в налоговых органах по месту регистрации налогоплательщика.

Налоговая отчетность предоставляется как в случае наличия у компании доходов, так и в случае, если у юридического лица нет оборотов. Другими словами, если у компании были расходы в течение отчетного периода или обороты по счетам, то она обязана предоставить декларацию в контрольные органы.

С 1 января 2014 года Правительство запретило подачу документов на бумажных носителях. За несоблюдение способа подачи документов (способы установлены статьей 80 НК РФ) к налогоплательщику применяются правила статья 119.1 НК РФ.

Необходимо контролировать правильность заполнения и подачи декларации, поскольку декларация является основным источником сведений об исчисленных суммах доходов, расходов, стоимости имущества и налогах.

Несмотря на запрет, некоторые налоговые органы, особенно в малонаселенных пунктах принимают бумажные носители. Специалисты налоговой самостоятельно обрабатывают налоговую информацию, занося данные в электронные формы для хранения в общем декларационном банке данных.

По декларации налоговый орган может провести проверку достоверности сведений. Однако к декларации налогоплательщик должен предоставить подтверждающие документы: приходные и расходные ордера, книгу учета доходов и расходов и прочие – по отдельным видам налогов.

Способы представления налоговой декларации

На сегодняшний день законодательство предусматривает два способа подачи налоговой декларации – на бумажном носителе и с помощью телекоммуникационных средств связи. Бумажный носитель подтверждается подписью налогоплательщика, ответственного за уплату налогов или его доверенного лица (агента).

Электронный носитель подается по электронной почте или на накопителе. Декларация может быть подана на сайте налоговой инспекции. Требования к заполнению данных в декларации сходны вне зависимости от вида носителя. Вне зависимости от способа подачи необходимо предоставить дополнительные документы, так как декларация не является достаточным самостоятельным основанием для исчисления точных сумм налоговых платежей.

Форма декларации строго унифицирована, и порядок ее заполнения указан в п. 7 статьи 80 НК РФ. Формы деклараций ежегодно меняются и в связи с этим возникает множество вопросов по срокам применения того или иного вида декларации.

По мнению контролирующих налоговых органов старые формы подлежат замене со дня публикации официального документа об изменениях в налоговом законодательстве.

Иной позиции придерживается ВАС РФ. Позиция заключается в том, что все нормативные акты, в том числе и декларация при изменении форм сдачи могут быть сданы в старой форме до определенного временного периода. К примеру, в течение 10 дней после публикации документа об изменениях налогоплательщики могут подать старые бланки деклараций.

Основания для отказа в приеме налоговой декларации налоговыми органами

Декларация – унифицированный документ со строгими требованиями и сроками сдачи. Возникает множество споров по отказу в приеме декларации. Так, основаниями для отказа в приеме декларации к налоговому учету являются следующие:

  • если лицо, предоставляющее декларацию, не имеет документов, удостоверяющих личность;
  • если у должностного лица – уполномоченного представителя налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающих его полномочия;
  • если декларация представлена не по унифицированной форме либо в устаревшем виде;
  • если на бумажном носителе отсутствуют подписи налогоплательщика или уполномоченного лица либо печати;
  • если на электронном носителе отсутствует квалифицированная электронная подпись либо данные о владельце сертификата недостоверны;
  • если налогоплательщик предоставляет декларацию не в тот налоговый орган, в котором зарегистрирована компания.

Отказ в приеме декларации может быть закреплен судом, поскольку анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев налогоплательщик нарушает основания налогового законодательства.

Ответственность за нарушение способа представления декларации

Статья 119.1 Кодекса введена со 2 сентября 2010 года. Статья установила порядок подачи декларации и ответственности за нарушение способа предоставления.

Все компании, чья численность превышает 100 человек, предоставляют налоговые декларации на электронных носителях. Декларацию предоставляет ответственный налогоплательщик компании либо законный представитель.

Существуют следующие виды ответственности за нарушение способа предоставления декларации:

  • назначение штрафа в 200 рублей за каждую несвоевременно поданную декларацию;
  • назначение штрафа в размере от 40% суммы налога при недостоверных сведениях в декларации по сумме налога;
  • отказ в приеме декларации.

Налогоплательщик не может быть ответственным за то, что подал декларацию в старой форме.

Ответственность не назначается, если декларация, поданная в старом формате, утеряна либо не востребована налоговым органом.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение установленного способа представления налоговой декларации налогоплательщик обязан следить за изменениями законодательства. Все изменения указываются на официальных сайтах налоговых органов и фиксируются в различных налоговых вестниках.

Читайте также: