Допускается ли прекращение права собственности за неуплату земельного налога

Опубликовано: 29.09.2022

Прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Право собственности на земельный участок может быть ликвидировано по разным причинам: начиная от добровольного отказа и заканчивая чрезвычайными ситуациям, по которым государство обязано провести процедуру изъятия. Что нужно знать о прекращении права собственности на землю и какие основания предусмотрены законами Российской Федерации?

Основные законодательные положения

В Конституции РФ (основополагающем законе) также прописаны права всех граждан на распоряжение своей собственностью:

  • каждый имеет право владеть земельным участком;
  • владелец земли может распоряжаться ею в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. Его действия не должны нарушать законы в отношении данного участка и третьих лиц.
  • Условия и порядок пользования земельным участком прямо прописан в законодательстве.

Все нормативно-правовые акты не должны перечить главному закону – Конституции.

Данный принцип соблюдается и в процедуре ликвидации прав гражданина на земельные участки. Основные правила прописаны непосредственно в Земельном Кодексе и имеют следующую процедуру:

  1. право владения земельным участком прекращается по воле его владельца;
  2. право собственности может быть принудительно прекращено, если владельцем были нарушены законы;
  3. способы ликвидации прописаны в Гражданском и Земельном Кодексах, а также в Федеральных Законах РФ.
  4. Право собственности на земельные участки может быть аннулировано.

Основания для прекращения права на землю

Какие же основания прекращения права собственности на земельные участки?

  1. На добровольной основе. В данном случае собственник земли сам желает прекратить право собственности на землю и передать её другому лицу. Обычно владелец продаёт земельный участок, сдаёт его в аренду или дарит. Также гражданин может совершить добровольный отказ от права собственности на участок земли в пользу третьего лица или государства.
  2. Принудительная ликвидация прав собственности на участок земли. В данном случае гражданина лишают права собственности без его согласия или учёта его мнения. Основания, по который возможна принудительная ликвидация прописаны законом РФ.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

На добровольной основе собственник земли обычно заключает какие-то сделки: продажу имущества, дарение, передачу в аренду, передачу по наследству.

Для оформления данного отчуждения нужно составить письменный договор и зарегистрировать переход прав собственности. Таким образом, на добровольной основе отказ от земельного участка происходит в два этапа:

Нюансы принудительного прекращения прав

Вторым способом ликвидации права собственности на землю является принудительное прекращение прав собственника на неё. В каких случаях государство имеет основания прекратить право собственности на землю?

  1. Если владелец наносит вред своему наделу.
  2. Если государство отчуждает земельный участок под нужды муниципалитета;
  3. Реквизиция – в случае если необходимо изъять земельный участок из безопасности с последующей компенсацией;
  4. Государство имеет право забрать землю, если она не принадлежит гражданину;
  5. Государство может конфисковать землю за правонарушения.

Нюансы изъятия за выкуп

При определении стоимости участка необходимо обратиться к специалистам для оценки имущества. Собственник может не соглашаться с постановлением органов власти и подать заявление в суд.

Процедура прекращения права собственности на земельный участок

Процедура прекращения прав собственности на земельный участок зависит от того, на каких правах она осуществляется:

  1. на возмездной основе;
  2. на безвозмездной основе;
  3. в случае халатного отношения и игнорирования предупреждений.

При возмездном характере

В данном случае процедура изъятия земли будет производиться на основе следующих документов:

  • акт об изъятии данного участка, который будет постановлен государственным органом;
  • решение суда;
  • распоряжение муниципалитета.

В данном случае собственнику будет предложен либо выкуп, либо компенсация изъятия земельного участка другим.

При безвозмездном характере

В случае, если право собственности на земельный участок прекращается на безвозмездной основе, то муниципалитет или местная администрация обязаны составить акт, в котором будут прописаны причины изъятия данной земли. Причинами может быть:

  • нанесение вреда земли;
  • нарушение окружающего ландшафта;
  • несоблюдение норм по эксплуатации земли;
  • нарушение законодательных аспектов;
  • другие.

В случае халатного отношения и игнорирования предупреждений

На основе акта о нарушения собственник земли получает сначала предупреждение и штраф и ему отводится определённый срок для того, чтобы привести в порядок свой земельный участок. В случае игнорирования и халатного отношения к земельному участку, владелец будет лишен прав собственности на основе арбитражного решения.

Горяинова Валентина

Валентина Горяинова

Есть земельный участок в городе Липецке, назначение земли — промышленность. Земля оформлена на физическое лицо. Хотим переоформить данную землю на юридическое лицо, но есть проблема. На физическом лице висит задолженность по земельному налогу. Есть ли возможность переоформить землю с долгом с физического лица на юридическое?

Наличие задолженности по земельному налогу само по себе не является препятствием для заключения договора купли-продажи принадлежащего физическому лицу на праве собственности земельного участка.

Вместе с тем необходимо учитывать общие требования и некоторые особенности оформлении данной сделки, а также обстоятельства, связанные с задолженностью по уплате налога у продавца имущества.

В силу ст. 37 Земельного кодекса РФ купле-продаже подлежат только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет. Продавец земельного участка обязан уведомить покупателя, если на участок наложены какие-либо обременения или ограничения в использовании. Кроме того, продавец не вправе ставить условия, ограничивающие действия покупателя по распоряжению купленной землей на собственное усмотрение после совершения сделки и оговаривать возможность обратного выкупа земельного участка. К числу общих требований следует отнести указание в договоре всех необходимых сведений о предмете сделки (в данном случае идентифицирующих характеристик земельного участка, в том числе его кадастрового номера, площади), стоимости, порядке расчетов, а также необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Соответственно, обязанность по уплате налога и задолженности по нему лежит на том лице, в чьей собственности находится или находилось имущество, в частности земельный участок, если речь идет о задолженности. Таким образом, прежний собственник участка обязан уплатить земельный налог за время своего владения им. При переходе права собственности на земельный участок обязанность по уплате уже начисленного налога (задолженности) к новому собственнику не переходит.

Статьей 551 Гражданского кодекса РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи к покупателю подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования права собственности на объекты недвижимого имущества является государственная регистрация в Едином государственном реестре прав.

На регистрацию перехода права собственности наличие задолженности по земельному налогу повлиять не должно, поскольку такого основания для отказа в регистрации или приостановки регистрации, как наличие задолженности по уплате налогов, Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ не предусмотрено.

Однако, если имеется вступивший в силу судебный акт о взыскании с физического лица задолженности по земельному налогу, в рамках исполнительного производства по исполнению такого судебного акта ( решения суда, судебного приказа) судебным приставом — исполнителем могут быть применены меры обеспечения исполнения, в том числе вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий с имуществом должника, либо наложен арест на имущество должника. А это, соответственно, будет являться препятствием для государственной регистрации перехода прав на земельный участок.

Даже если договор купли-продажи земельного участка уже заключен, но участок уже арестован, то покупателю не удастся снять арест. Суды отказывают в удовлетворении требований покупателя об освобождении имущества от ареста.

В частности, суды ссылаются на то, что, поскольку регистрация перехода права собственности на земельные участки не произведена в связи с поступлением в регистрирующий орган постановления судебного пристава — исполнителя, следовательно, заявитель (покупатель) не является собственником спорных участков и не вправе требовать их освобождения от ареста (см. Определение Ленинградского облсуда от 19.12.2013 по делу № 33-5762/2013).

Задолженность по налогам с физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) взыскивается налоговыми органами только в судебном порядке, при этом применяется упрощенный порядок — приказное производство.

Газета «Экономика и жизнь», № 24 от июля 2015 г.

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
    • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
    • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
      отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
      систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, систематическая неуплата земельного налога;
    • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
    • использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
    • использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не допускается:
    • в период полевых сельскохозяйственных работ;
    • в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    • по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    • по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    • работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    • работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
    • работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
    • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны и безопасности;
    • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
    • автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
    • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
  2. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
  3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ конфискация имущества как вид наказания исключена из Уголовного кодекса РФ.

Статья 50. Конфискация земельного участкаЗемельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Статья 51. Реквизиция земельного участка

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
  2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
  3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
  4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
  5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
  6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

О признании не противоречащей Конституции РФ статьи 52 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П.

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участкаОтчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Собственникам и иным владельцам земельных участков, не стоит забывать, что помимо прав на землю, у них есть и обязанности. В силу правовых норм действующего законодательства РФ, собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимые налоги и платежи. Данная обязанность лежит на владельце не зависимо от того, пользуется он своим земельным участком или нет, есть у него возможность и желание приезжать и ухаживать за ним или нет.

В случае, если земельный участок фактически не нужен его владельцу (нет сил и возможности обрабатывать участок), а совершить какую-либо сделку с участком не представляется возможным (участок не пользуется спросом) – от участка можно отказаться.

Процедура отказа от права собственности на земельный участок упрощена с принятием Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений».

Ранее процедура была очень сложной. Заявление об отказе от права собственности на землю подавалось в органы местного самоуправления (далее - МСУ), затем органы ОМСУ должны были обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной земли. Учет продолжался в течение года, и только после этого местные власти могли обратиться в суд с целью признания права собственности на земельный участок. После появления решения суда необходимо было зарегистрировать муниципальную землю, и только с этого момента прекращалось право собственности на земельный участок. А до этого собственник был обязан нести все бремя содержания имущества, в том числе уплачивать налог на не используемую им землю.

Особенности государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок регулируются статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Отказаться от права собственности на землю могут как гражданин или юридическое лицо, которые зарегистрировали свои права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), так и лица, чьи права возникли до 31.01.1998г., но не были зарегистрированы в ЕГРН.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Отказ представляет собой одностороннюю сделку.

К заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок (постановление, решение, свидетельство, государственный акт, договор или иной документ, который подтверждает право на землю). Если право собственности зарегистрировано в ЕГРН, то представление правоустанавливающего документа не требуется (уже имеется в деле правоустанавливающих документов). Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется.

Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, режима бесхозяйной вещи не приобретает.

Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При этом, согласно п. 4 ст. 56 Закона о регистрации, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права на него, осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения и (или) перехода права на него.

В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации на основании указанного пункта 4 ст. 56 Закона о регистрации прекращения права собственности на земельный участок и регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок, орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (о регистрации права), а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок (о регистрации прекращения права).

Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок осуществляется в срок 7 (семь) рабочих дней с даты приема в МФЦ вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (при отсутствии причин для приостановления либо отказа в государственной регистрации).

За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права на него государственная пошлина не взимается, то есть вся процедура осуществляется бесплатно.

Читайте также: