Концепция развития налоговых органов

Опубликовано: 21.04.2024

Налоговый мониторинг придет насмену устаревшим формам контроля. Фото: iStock

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга - мотивированному мнению - компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое - до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга - до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 - к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют "Аэрофлот", РЖД, "Ростех", "Газпром", ВТБ, "Мегафон", МТС, ООО "Гугл" (российская "дочка" Google) - всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

Кто отвечает за исполнение Концепции

Речь идёт о распоряжении Правительства от 21.02.2020 № 381-р, которым утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

Её реализация возложена на Минфин и ФНС России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Цели Концепции

Рассматриваемый документ направлен на:

  • повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений;
  • упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и/или налоговыми агентами);
  • повышение прозрачности деятельности плательщиков.

Основная цель Концепции – определить пути и способы цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков. Это позволит обеспечить:

  • добровольную, правильную и своевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности налогового контроля;
  • снижение административного бремени для плательщиков (отказ от налоговых проверок, сокращение сроков проведения мероприятий налогового контроля).

Государство в лице Минфина и ФНС хочет глубже понимать бизнес-модели и отраслевую специфику деятельности плательщиков, а также снижения количества споров путем развития инструментов согласования налоговой базы.

Система налогового мониторинга

Состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга;
  • информационная система, включающая программы для ЭВМ, базы данных, сайты в Интернете, иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;
  • информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия;
  • организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.

Как будут развивать систему мониторинга

Концепция определяет следующие основные направления развития налогового мониторинга:

  • создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в ИФНС документов (их копий) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика;
  • развитие риск-ориентированного подхода на основе единых стандартов создания и развития систем управления рисками, в том числе переход к совместной оценке рисков на основе своевременного информирования плательщиков о выявленных рисках и получения обратной связи от плательщика для оценки эффективности функционирования системы управления рисками;
  • разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам;
  • создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации;
  • дальнейшее развитие и совершенствование механизма согласования налоговыми органами налоговой базы с целью повышения уровня прогнозируемости поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности процедур урегулирования спорных вопросов с использованием мотивированных мнений налогового органа.

Концепция также определяет следующие мероприятия:

  • расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно;
  • отказ от проведения налоговых проверок и сокращение сроков налогового контроля;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации);
  • развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле;
  • дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков;
  • подтверждение соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, а также систем внутреннего контроля и управления рисками плательщиков установленным требованиям;
  • развитие института мотивированных мнений налоговых органов.

Как это будет

Реализация Концепции должна обеспечить:

  • расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга (к 2022 г. – до не менее 3879 плательщиков, к 2024 – до не менее 7827);
  • увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 20% в год;
  • повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 10% в год;
  • снижение доли рисков высокого и среднего уровней, не обеспеченных контролем, в общем количестве рисков, выявляемых при налоговом мониторинге, – на уровне не ниже 5%в год;
  • повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, в рамках налогового мониторинга, – на уровне не ниже 20% в год;
  • снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока (п. 5 ст. 105.30 НК РФ), в общем количестве мотивированных мнений, направленных по запросам плательщиков, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков, служащих основанием для отражения в учете фактов хозяйственной жизни и/или для подтверждения правильности уплаты налогов, сборов, страховых взносов, – на уровне не ниже 10% в год.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Кто отвечает за исполнение Концепции

Речь идёт о распоряжении Правительства от 21.02.2020 № 381-р, которым утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

Её реализация возложена на Минфин и ФНС России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Цели Концепции

Рассматриваемый документ направлен на:

  • повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений;
  • упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и/или налоговыми агентами);
  • повышение прозрачности деятельности плательщиков.

Основная цель Концепции – определить пути и способы цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков. Это позволит обеспечить:

  • добровольную, правильную и своевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности налогового контроля;
  • снижение административного бремени для плательщиков (отказ от налоговых проверок, сокращение сроков проведения мероприятий налогового контроля).

Государство в лице Минфина и ФНС хочет глубже понимать бизнес-модели и отраслевую специфику деятельности плательщиков, а также снижения количества споров путем развития инструментов согласования налоговой базы.

Система налогового мониторинга

Состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга;
  • информационная система, включающая программы для ЭВМ, базы данных, сайты в Интернете, иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;
  • информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия;
  • организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.

Как будут развивать систему мониторинга

Концепция определяет следующие основные направления развития налогового мониторинга:

  • создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в ИФНС документов (их копий) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика;
  • развитие риск-ориентированного подхода на основе единых стандартов создания и развития систем управления рисками, в том числе переход к совместной оценке рисков на основе своевременного информирования плательщиков о выявленных рисках и получения обратной связи от плательщика для оценки эффективности функционирования системы управления рисками;
  • разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам;
  • создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации;
  • дальнейшее развитие и совершенствование механизма согласования налоговыми органами налоговой базы с целью повышения уровня прогнозируемости поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности процедур урегулирования спорных вопросов с использованием мотивированных мнений налогового органа.

Концепция также определяет следующие мероприятия:

  • расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно;
  • отказ от проведения налоговых проверок и сокращение сроков налогового контроля;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации);
  • развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле;
  • дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков;
  • подтверждение соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, а также систем внутреннего контроля и управления рисками плательщиков установленным требованиям;
  • развитие института мотивированных мнений налоговых органов.

Как это будет

Реализация Концепции должна обеспечить:

  • расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга (к 2022 г. – до не менее 3879 плательщиков, к 2024 – до не менее 7827);
  • увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 20% в год;
  • повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 10% в год;
  • снижение доли рисков высокого и среднего уровней, не обеспеченных контролем, в общем количестве рисков, выявляемых при налоговом мониторинге, – на уровне не ниже 5%в год;
  • повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, в рамках налогового мониторинга, – на уровне не ниже 20% в год;
  • снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока (п. 5 ст. 105.30 НК РФ), в общем количестве мотивированных мнений, направленных по запросам плательщиков, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков, служащих основанием для отражения в учете фактов хозяйственной жизни и/или для подтверждения правильности уплаты налогов, сборов, страховых взносов, – на уровне не ниже 10% в год.

Читайте также: