Должностная инструкция главного налогового инспектора

Опубликовано: 07.05.2024

Налоговый инспектор назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы местного самоуправления по представлению начальника финансово-экономического отдела.

Налоговый инспектор подчиняется непосредственно заведующему сектором по доходам - старшему налоговому инспектору и начальнику финансово-экономического отдела - главному бухгалтеру.

При отсутствии налогового инспектора его функции выполняет другой работник отдела, назначаемый распоряжением главы местного самоуправления.

Налоговый инспектор в своей работе руководствуется законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, регламентирующими бюджетно-налоговые, денежно-кредитные и расчетно-платежные отношения, а также инструктивно-методологическими положениями Министерства финансов Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики, Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Государственной комиссии по стандартам финансовой отчетности и аудиту при Правительстве Кыргызской Республики, решениями местного кенеша, айыл окмоту, уставом местного сообщества и настоящей инструкцией.

Функциональные обязанности налогового инспектора

Налоговый инспектор обязан:

- проводить работу по формированию доходной части бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную (на три года) перспективу, на основе данных прогноза социально-экономического развития территории местного сообщества, с учетом сложившейся динамики поступления действующих на территории местных налогов и сборов, введенных решениями кенеша, а также отчислений от общегосударственных налогов, исходя из макроэкономических показателей организаций, учреждений и предприятий и установленных нормативов отчислений в доходы местного бюджета;

- контролировать своевременное поступление платежей в бюджет айыл окмоту, проводить регулярные проверки, в том числе встречные, по соблюдению налогоплательщиками платежной и финансовой дисциплины;

- принимать меры в рамках законодательства Кыргызской Республики к хозяйствующим субъектам-нарушителям платежной дисциплины;

- готовить необходимые материалы по показателям доходной части бюджета айыл окмоту на рассмотрение бюджетной комиссии кенеша, в вышестоящие финансовые органы;

- составлять план платежей в бюджет с поквартальной разбивкой, доводить его до хозяйствующих субъектов и обеспечивать его исполнение;

- обеспечивать своевременное составление и представление установленной финансовой отчетности;

- периодически (ежемесячно, ежеквартально) проводить анализ поступления установленных на территории платежей в бюджет и вносить соответствующие предложения;

- оказывать консультационную помощь юридическим и физическим лицам по разъяснению и применению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения.

Права налогового инспектора

Налоговый инспектор вправе:

- проводить проверки по соблюдению налогового законодательства, в том числе встречных, с посещением организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов, расположенных на территории айыл окмоту;

- вносить предложения по совершенствованию работы по налогообложению;

- докладывать главе местного самоуправления, начальнику финансово-экономического отдела о выявленных недостатках в пределах своей должностной компетенции;

- знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, условиями продвижения по службе;

- требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для выполнения им должностных обязанностей;

- запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных айыл окмоту структур и должностных лиц информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

- знакомиться с материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

- обращаться к главе местного самоуправления или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;

- быть членом профессиональных союзов;

- претендовать на повышение профессионального уровня (подготовку, переподготовку, переквалификацию, повышение квалификации) за счет средств местного бюджета;

- участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей муниципальной и государственной службы;

- требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- требовать письменного подтверждения устного распоряжения руководителя, в случаях возникновения сомнения в законности данного распоряжения;

- требовать обеспечения безопасных условий труда;

- уволиться по собственному желанию в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Ответственность налогового инспектора

Налоговый инспектор несет ответственность за:

- своевременное и полное поступление платежей, предусмотренных в местном бюджете;

- качественные проверки по соблюдению налогового законодательства на местах, достоверность представляемой информации по поступлению платежей, а также за меры по устранению выявленных недостатков;

- своевременное исполнение поручений начальника отдела.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговым инспектором возложенных на него обязанностей (должностной проступок) глава местного самоуправления вправе налагать на налогового инспектора дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы.

В случае допущения должностного проступка налоговый инспектор может быть временно (до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности) отстранен от исполнения должностных обязанностей без сохранения денежного содержания.

Отстранение производится на основании распоряжения главы местного самоуправления и допускается на срок не более одного месяца.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Налоговый инспектор несет предусмотренную законодательством Кыргызской Республики ответственность за действие или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.

Квалификационные требования

На должность налогового инспектора назначается на конкурсной основе лицо, имеющее среднее специальное или высшее экономическое (финансово-экономическое) образование и стаж работы не менее 2 лет.

При приеме на должность налогового инспектора учитываются:

- знание финансово-бюджетного и налогового законодательства;

- навыки по формированию доходной части бюджета, особенности работы с хозяйствующими субъектами - плательщиками налогов;

- умение проводить документальные (счетные) проверки по соблюдению налогового законодательства;

- знание основ организации бухгалтерского учета и отчетности, а также экономики;

- навыки работы со средствами вычислительной техники, телекоммуникаций и связи.


В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.

Обязанности налогового инспектора

В мои обязанности входит множество различных задач:

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

Уникальность профессии

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

Еще одно качество, которое необходимо специалисту по налогам — высокий порог «неконфликтности». Налоговый инспектор как дипломат должен достигать своих целей не военным путем, а с помощью мирных переговоров. При этом быть готовым к тому, что не всегда консенсус будет достигнут без обид и оскорблений.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

Знание всех нюансов налогообложения развивает человека: специалист все время должен «держать в форме» свой интеллект.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

Сегодня же получить профессию налогового инспектора можно в любом экономическим ВУЗе, где имеется специальность «налоги и налогообложение» или «экономическая безопасность».

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 2.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимого для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты», «ведущая группа должностей» : высшее профессиональное образование экономического направления по одной из специальностей: экономическая теория; национальная экономика; экономика и управление на предприятии; финансы; налоги и налогообложение; банковское дело; бухгалтерский учет, анализ и аудит; экономика и бухгалтерский учет; государственное и муниципальное управление; менеджмент, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение, или дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы : не менее 2-х лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4-х лет стажа работы по специальности.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям : должен знать Конституцию Российской Федерации; федеральное законодательство в области государственной гражданской службы Российской Федерации, федеральные законы применительно к своим должностным обязанностям; основы экономики и государственной службы, передовой отечественный и зарубежный опыт в области налогообложения; правила делового этикета; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; служебный распорядок; порядок работы со служебной информацией; должностной регламент.

Квалификационные требования к профессиональным навыкам должен иметь: лидерские качества и высокий уровень управленческих навыков; навыки делового письма и опыт ведения деловых переговоров; развитые навыки коммуникаций, умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимодействию с территориальными органами Федеральной налоговой службы; навыки по сбору и систематизации актуальной информации в установленной сфере деятельности, умение оперативно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетенции, правильно расставлять приоритеты, адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем, видеть, поддерживать и применять новое, передовое; навыки управления, владения компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением; быть требовательным, настойчивым, уметь эффективно сотрудничать; иметь склонность к гибкости и достижению компромисса при решении проблем в конфликтных ситуациях; чувство ответственности за порученное направление деятельности.

Должностной регламент
Главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №2
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам по Пермскому краю

1. Общие положения

В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты».

Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 2 (далее – главный государственный налоговый инспектор) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее по тексту – Инспекция) назначается на должность и освобождается от должности начальником Инспекции приказом по Инспекции.

Главный государственный налоговый инспектор непосредственно подчиняется начальнику отдела и наравне с ним несет ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФНС России, Управления ФНС России по Пермскому краю, положением об Инспекции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Квалификационные требования

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» главный государственный налоговый инспектор должен иметь высшее профессиональное образование.

При назначении на указанную должность стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) на ведущих должностях должен составлять не менее 2 (двух) лет стажа государственной гражданской службы или стаж (опыт) работы по специальности не менее 4 (четырех) лет.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимого для исполнения должностных обязанностей главного государственного налогового инспектора устанавливаются в соответствии с приложением № 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 06.10.2006 № САЭ-3-15/659@ «О квалификационных требованиях к должностям федеральной государственной гражданской службы Федеральной налоговой службы.

3. Должностные обязанности

Исходя из задач и функций, определенных Положением о Федеральной налоговой службе и положением об Инспекции, на главного государственного налогового инспектора возлагается.

Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с налоговыми органами Пермского края.

Осуществляет контроль за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты следующих видов налогов:

- налога на прибыль.

Осуществляет контроль за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками валютного законодательства.

Осуществляет выездные налоговые проверки налогоплательщиков в соответствии с планами контрольной и аналитической работы Инспекции в целом, планами отдела и по указанию руководства Инспекции или начальника отдела.

Исполняет обязанности руководителя проверяющей группы при проведении выездных налоговых проверок, с назначения начальника отдела.

Осуществляет свою работу во взаимодействии с правоохранительными и финансовыми органами, кредитными учреждениями.

Обеспечивает правильность применения налоговых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации за совершенные налогоплательщиками налоговые правонарушения.

Обеспечивает составление протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организаций (юридических лиц) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации с использованием программного комплекса ЭОД.

Осуществляет налоговый контроль в соответствии с инструкцией на типовые рабочие места (РМ11-3).

Учет и обработку результатов выездных налоговых проверок осуществляет в соответствии с руководством пользователя в функциональном блоке «Выездные проверки и другие акты по нарушениям налогового законодательства» в системе ЭОД.

Направляет в установленные законодательством порядке материалы в правоохранительные органы, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Осуществляет анализ наличия схем уклонения от налогообложения крупнейшими налогоплательщиками, а также принимает участие в выработке предложений по их предотвращению.

Оформляет документы в установленном с делопроизводством порядке.

Участвует в разработке приказов, инструкций методических указаний и других документов по применению действующего законодательства о налогах и сборах, а также предложений по его совершенствованию и предупреждению правонарушений.

Участвует в подготовке информации, представляемой в Управление ФНС России по Пермскому краю и в отдел учета и отчетности Инспекции, для составления отчётности, согласно распоряжению руководства Инспекции и начальника отдела. Отбор информации для отчетности осуществляет с использованием средств «Системы ЭОД».

Вносит предложения по совершенствованию налогового законодательства, направленные на дальнейшее улучшение порядка исчисления и взимания всех видов налогов и платежей, принимать участие в разработке порядка его применения.

В установленные сроки обеспечивает качественное и своевременное выполнение поручений руководства Инспекции и начальника отдела, заданий Управления ФНС России по Пермскому краю.

Принимает участие в мероприятиях по систематическому повышению уровня знаний действующего законодательства.

Составлять отчеты, относящиеся к деятельности и результатам работы отдела, в случаи необходимости с помощью программного комплекса ЭОД.

Соблюдает трудовой распорядок.

Выполняет другие поручения начальника отдела и руководства инспекции, относящиеся к деятельности отдела.

Выезжает в командировки по заданию начальника отдела и для выполнения своих должностных обязанностей.

При необходимости начальником отдела могут быть внесены в Должностные обязанности изменения (дополнения).

Основные права заместителя начальника отдела определены статьей 14 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из установленных полномочий и в пределах функциональной компетенции главный государственный налоговый инспектор имеет право:

знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условиями продвижения по службе;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

доступа к сведениям, составляющим служебную тайну (документы ДСП), к сведениям, составляющим налоговую и государственную тайну;

посещения в установленном порядке (для исполнения должностных обязанностей) предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;

участия по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной гражданской должности государственной гражданской службы;

продвижения по службе, увеличения денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

ознакомления со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами, приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной гражданской службы;

проведения по требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство;

объединения в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

внесения предложений по совершенствованию государственной гражданской службы в любые инстанции;

обращения в соответствующие государственные органы или суд для рассмотрения споров, связанных с государственной гражданской службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приемом на государственную гражданскую службу, ее прохождением, реализации споров государственного гражданского служащего, перевода на другую государственную гражданскую должность государственной гражданской службы, дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного гражданского служащего, увольнения с государственной гражданской службы,

осуществлять иные права, предусмотренные Положением об инспекции, иными нормативными актами.

Главный государственный налоговый инспектор несёт ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностного регламента в соответствии с административным регламентом, задачами и функциями Инспекции, функциональными особенностями замещаемой должности государственной гражданской службы:

некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на главного государственного налогового инспектора;

несоблюдение законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, Управления, начальника Инспекции;

разглашение налоговой и государственной тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностного регламента;

совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка;

состояние трудовой и исполнительской дисциплины работников отдела;

иных должностных обязанностей, предусмотренных настоящим регламентом.

6. Перечень вопросов, по которым главный государственный налоговый инспектор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции главный государственный налоговый инспектор вправе принимает решение по вопросам:

во время отсутствия заместителя начальника отдела организует работу отдела, координацию деятельности которого он осуществляет, для реализации задач и функций, возложенных на Инспекцию;

реализации законодательства Российской Федерации, поручений Управления ФНС России, положения об Инспекции, административного регламента Инспекции;

обеспечения соблюдения налоговой и иной охраняемой законом тайны в соответствии с Налоговым кодексом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; предусмотренным положением об Инспекции; административным регламентом ФНС России, Управления ФНС России по Пермскому краю;

7. Перечень вопросов, по которым главный государственный налоговый инспектор вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

В пределах функциональной компетенции принимает участие в подготовке нормативных правовых актов и (или) проектов, иных решений в части организационного обеспечения подготовки соответствующих документов по вопросам указанным в должностных обязанностях.

8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и применения проектов решений по замещаемой должности.

Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с административным регламентом Управления ФНС России, Инспекции, приказами и распоряжениями ФНС России по вопросам организации деятельности территориальных органов ФНС России, в соответствии с требованиями нормативных документов по делопроизводству в Инспекции.

9. Порядок служебного взаимодействия главный государственный налоговый инспектор в связи с исполнением им должностных обязанностей

Служебное взаимодействие главный государственный налоговый инспектор с гражданскими служащими государственных органов, другими гражданами, а также с организациями, в связи с исполнением должностных обязанностей и в пределах функциональной компетенции, определяется административными регламентами Управления ФНС России и Инспекции.

10. Перечень государственных услуг, оказываемых главным государственным налоговым инспектором гражданам и организациям, в соответствии с административными регламентами Управления ФНС России и Инспекции

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции, главный государственный налоговый инспектор выполняет организационное обеспечение оказания государственных услуг в пределах установленных должностных обязанностей.

11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности главного государственного налогового инспектора

Результативность профессиональной служебной деятельности главного государственного налогового инспектора определяется на основании показателей по надлежащему исполнению должностных обязанностей перечисленных в п.3 настоящего должностного регламента.

В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности.

Понятие должностных лиц налоговых органов

Налоговые органы РФ – важные участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности установлены налоговым законодательством (ст.ст. 31-32 НК РФ), Реализуя свои права должностные лица, при этом не должны превышаться пределы их компетенции.

Налоговое законодательство не содержит понятия о должностных лицах. Однако это понятие раскрывается другими нормативно-правовыми актами, а именно КоАП, в статье 285 УК РФ, а также в законе, регулирующем принципы организации местного самоуправления в РФ.

Отсутствие закрепленного в специальном законе понятия должностного лица налогового органа осложняет некоторые вопросы правоприменения, поскольку должностные лица являются самостоятельными субъектами, к которым применяются механизмы юридической ответственности.

Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов. Ими являются лица, которые занимают определенную должность, предусмотренную НПА, отвечающие квалификационным требованиям.

Должностные лица закон наделяет соответствующими правами и обязанностями, которые необходимы им для исполнения функций, возложенных на них в связи с их служебной деятельностью.

Анализируя налоговое законодательство можно добавить, что должностными лицами налогового органа являются его работники, которые выполняют установленные законом действия по отношению к участникам налоговых правоотношений, которыми являются плательщики налогов, налоговые агенты и т.д.

Права должностных лиц налоговых органов

Должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере налоговых правоотношений (налоговые инспекторы) закон наделяет такими правами:

  • контролировать соблюдение предпринимателями требований налогового законодательства;
  • проводить проверки камеральные или выездные, строго руководствуясь при этом требованиями налогового законодательства;
  • проверять первичную документацию налогоплательщиков;
  • получать все необходимые пояснения от налогоплательщиков (справки и т.д.) в связи с проводимой проверкой;
  • обследовать беспрепятственно объекты, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли (склады, офисы торговые помещения и территории и т.д.);
  • привлекать специалистов, в случае если собственных знаний недостаточно для налогового контроля (переводчиков, экспертов);
  • вызывать конкретных лиц с целью дачи показаний, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  • контролировать физических лиц с целью соответствия их расходов заявленным доходам.

Основные обязанности должностных лиц налоговых органов

Положения ст. 33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:

  • действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
  • не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;
  • внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
  • направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
  • направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.

Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков.

Исполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

Для того, чтобы обеспечить соблюдение со стороны должностных лиц своих обязанностей, предусмотренных законом, правительством РФ утверждена программа противодействия коррупции. В рамках данной программы организуется и проводится антикоррупционная деятельность, имеющая профилактический характер.

Поскольку налоговый орган представляет исполнительную власть, он должен делать только то, что прямо предписывает закон. В связи с этим можно назвать ряд примеров, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Ими являются:

  • истребование у плательщика налогов документов, которые не связаны с налоговой проверкой;
  • проверка деятельности налогоплательщика за период, который превышает 3 года;
  • не предоставление возможности налогоплательщику предоставить свои возражения на материалы налоговой проверки, а также принять участие в их рассмотрении;
  • вынесение необоснованного решения, которым плательщик налогов привлечен к ответственности;
  • требование уплаты налогов без наличия оснований для их взимания;
  • привлечение к ответственности плательщика налогов без учета срока исковой давности.

Этот перечень далеко не исчерпывающий.

Как показывает арбитражная практика примеров ненадлежащего исполнения обязанностей значительно больше.

Невыполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

В случае если должностными лицами налоговых органов не выполняются установленные законом обязанности, ст. 12 Закона о налоговых органах РФ предусматривает привлечение их к дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Данная законодательная норма имеет отсылочный характер, предусматривая в случае применения различных видов ответственности обращение к законодательным нормам других отраслей права.

Так, например, дисциплинарную ответственность устанавливает ФЗ об основах госслужбы, предусматривая такие дисциплинарные взыскания, как:

  • выговор;
  • предупреждение о служебном несоответствии;
  • замечание;
  • увольнение.

Материальная ответственность у должностных налоговых работников возникает в случае, если они причинили ущерб организации в результате:

  • преступных действий (для установления такого факта требуется решение суда);
  • нетрезвого состояния;
  • действий совершенных, когда работник не был при исполнении своих обязанностей (например, разбил служебную машину, находясь не на работе).

Возмещать ущерб работники налоговых органов, как предписывает трудовое законодательство, должны по распоряжению руководителя в размере, который не должен превышать пределов заработка работника (ст. 241 ТК РФ).

Уголовная ответственность, предусмотренная УК РФ для должностных лиц налогового органа, как правило, наступает в случаях:

  • злоупотребления своими полномочиями (ст. 285);
  • превышения полномочий (ст. 286);
  • получения взятки (ст. 290).;
  • халатности (ст. 293).

О правах и обязанностях налоговиков по отношению к налогоплательщикам

Налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;
  2. проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения;
  3. вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;
  4. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
  5. арестовывать имущество налогоплательщиков;
  6. определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик:
    • не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
    • более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
    • не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
  7. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;
  8. взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
  9. вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов и переводчиков;
  10. просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;
  11. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, по которому были приостановлены операции;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы обязаны:

  1. осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРН;
  2. соблюдать налоговое законодательство;
  3. бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;
  4. представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;
  5. давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;
  6. возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;
  7. направлять налогоплательщику:
    • копии акта налоговой проверки и решения по ней;
    • налоговое уведомление и (или) требование об уплате на‑ лога.
    • справки о состоянии расчетов (по запросу);
  8. руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ;
  9. при неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


Как устроена налоговая система России?

Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: