Доля налогов в ввп

Опубликовано: 01.05.2024


  • Государственные доходы
  • Уравнивание налога на имущество
  • Налоговые поступления
  • Неналоговые доходы
  • Закон о налоге
  • Налоговая категория
  • Налоговый порог
  • Освобождение
  • Кредит
  • Удержание
  • Налоговый сдвиг
  • Снижение налогов
  • Налоговые каникулы
  • Налоговое преимущество
  • Налоговая льгота
  • Налоговая реформа
  • Налоговая гармонизация
  • Налоговая конкуренция
  • Двойное налогообложение
  • Представление
  • Союзы
  • Медицинский сберегательный счет
  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налога
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Налоговая подготовка
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Прямой
  • Косвенный
  • За единицу
  • Адвалорный
  • Прирост капитала
  • Углерод
  • Потребление
  • Дивиденды
  • Экотакс
  • Акциз
  • Топливо
  • Грузин
  • Подарок
  • Валовая выручка
  • Доход
  • Наследование (имущество)
  • Стоимость земли
  • Платежная ведомость
  • Пиговский
  • Имущество
  • Продажи
  • Грех
  • Одинокий
  • Печать
  • Рулевое управление
  • Оборот
  • Добавленная стоимость (НДС)
  • Корпоративная прибыль
  • Сверхприбыль
  • Непредвиденная прибыль
  • Отрицательный (доход)
  • Богатство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог на испанскую
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Обычай
  • Долг
  • Тариф
    • Импортировать
    • Экспорт
  • Тарифная война
  • Бесплатный обмен
  • Зона свободной торговли
  • Торговое соглашение
  • Карнет АТА
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Фискус Иудейский
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят
  • v
  • т
  • е

В этой статье страны перечислены в алфавитном порядке с указанием общих налоговых поступлений в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) для перечисленных стран. Процент налога для каждой страны, указанной в источнике, был добавлен к диаграмме.






СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Налог в% от ВВП
    • 1.1 2020 [2]
  • 2 См. Также
  • 3 ссылки
  • 4 Дальнейшее чтение

Налог в% от ВВП

Примечание: этот список можно сортировать. Нажмите кнопки сортировки Сортировка both.svg
вверху диаграммы.

2020 г.

(В миллиардах, ППС)

Смотрите также

  • Налоговые ставки по всему миру
  • Налоговые ставки Европы
  • Налогообложение в США
  • Подоходный налог в США
  • Государственный бюджет по странам
  • Список стран по расходам на социальное обеспечение
  • Список стран по государственным расходам в процентах от ВВП

Рекомендации

дальнейшее чтение

Некоторые из них предоставляют дополнительную информацию для разных стран.

  • Налоговые поступления в странах ОЭСР падают . 15 декабря 2010 г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В конце статьи ссылки на таблицы.
  • Доля федеральных налоговых поступлений от ВВП в 1990-2009 гг. Для 148 стран - без учета программ добровольного страхования . Всемирный банк .
  • 5506.0 - Налоговые поступления, Австралия, 2008-09 гг . Австралийское статистическое бюро .
  • Налоги ОЭСР как доля ВВП 1999-2005 гг . Центр налоговой политики ( Urban Institute , Brookings Institution ).
  • Налоговые поступления как автоматический стабилизатор бюджета - перспектива Южной Африки . Сентябрь 2002 г. А. С. Свейнпол ( Резервный банк Южной Африки ) и Николас Дж. Шуман (Департамент экономики Университета Претории ). Южноафриканский журнал экономических и управленческих наук (САДЖЕМС). См. Таблицу 2 на странице 576. Общие налоги составили 26,4% ВВП в 2001 году. Репозиторий исследований Университета Претории, Южная Африка: [1]
  • РГСТ повысит отношение налогов к ВВП до 12% . Насир Джамал. 6 октября 2010 г. Dawn (старейшая и наиболее читаемая англоязычная газета Пакистана).

Отношение налогов к ВВП является хорошим показателем налоговой нагрузки на экономику. Это отношение варьируется от 64,07% в Алжире и 54,8% в Норвегии до 1,4% в Объединёных Арабских Эмиратах.

Страна Налоги в процентах от ВВП
Алжир 64,07
Восточный Тимор 61,5
Норвегия 54,8
Финляндия 54,2
Дания 50,8
Швеция 49,8
Бельгия 47,9
Франция 47,9
Куба 44,8
Германия 44,5
Италия 43,5
Лесото 42,9
Австрия 42,7
Босния и Герцеговина 41,2
Исландия 40,4
Нидерланды 39,8
Свазиленд 39,8
Словения 39,3
Кипр 39,2
Венгрия 39,1
Греция 39
Испания 37,3
Португалия 37
Израиль 36,8
Хорватия 36,7
Люксембург 36,5
Чехия 36,3
Япония 35,9
Европейский Союз 35,7
Ботсвана 35,2
Мальта 35,2
ОЭСР 34,8
Новая Зеландия 34,5
Бразилия 34,4
Великобритания 34,4
Сербия 34,1
Молдова 33,8
Монголия 33,8
Польша 33,8
Южная Корея 33,6
Барбадос 32,6
Эстония 32,3
Сейшелы 32
Гайана 31,9
Канада 31,7
Ирландия 30,8
Латвия 30,4
Даминика 30,3
Албания 30,26
Словакия 29,5
Северная Македония 29,3
Намибия 28,8
Украина 28,1
Черногория 28
Тринидад и Тобаго 28
Австралия 27,8
Болгария 27,8
Швейцария 27,8
Румыния 27,7
Ямайка 27,2
Зимбабве 27,2
США 27,1
Боливия 27
Тонга 27
Южная Африка 26,9
Казахстан 26,8
Сент-Винсент и Гренадины 26,5
Самоа 25,5
Венесуэла 25
Аргентина 24,95
Турция 24,9
Соломоновы острова 24,7
Папуа – Новая Гвинея 24,5
Беларусь 24,2
Мексика 23,7
Непал 23,1
Сент-Люсия 23,1
Уругвай 23,1
Кабо-Верде 23
Марокко 22,3
Суринам 22,1
Фиджи 21,8
Грузия 21,7
Белиз 21,6
Киргизия 21,4
Иордания 21,1
Чили 21
Коста-Рика 21
Узбекистан 21
Литва 20,9
Гана 20,8
Кирибати 20,7
Малави 20,7
Мальдивы 20,5
Туркменистан 20,2
Китай 20,1
Макао 20,1
Джибути 20
Россия 19,5
Сенегал 19,2
Маврикий 19
Гамбия 18,9
Багамы 18,7
Кения 18,4
Камерун 18,2
Перу 18
Азербайджан 17,8
Никарагуа 17,8
Вануату 17,8
Бурунди 17,4
Сан-Томе и Принсипи 17,4
Таиланд 17
Индия 16,8
Таджикистан 16,5
Колумбия 16,1
Замбия 16,1
Египет 15,8
Гондурас 15,6
Малайзия 15,5
Того 15,5
Бенин 15,4
Мавритания 15,4
Кот-д’Ивуар 15,3
Мали 15,3
Тунис 14,9
Ливан 14,4
Филиппины 14,4
Армения 14,2
Сингапур 14,2
Уганда 14,2
Руанда 14,1
Вьетнам 13,8
Мозамбик 13,4
Сальвадор 13,3
ДР Конго 13,2
Эквадор 13,2
Либерия 13,2
Гонконг 13
Тайвань 13
Федеративные Штаты Микронезии 12,3
Коморы 12
Доминиканская Республика 12
Индонезия 12
Парагвай 12
Танзания 12
Гватемала 11,9
Эфиопия 11,6
Шри-Ланка 11,6
Буркина-Фасо 11,5
Гвинея-Бисау 11,5
Нигер 11
Пакистан 11
Лаос 10,8
Бутан 10,7
Малагаскар 10,7
Сирия 10,7
Панама 10,6
Сьерра-Леоне 10,5
Ангола 10,33
Габон 10,3
Гаити 9,4
Бангладеш 8,5
Гвинея 8,2
Камбоджа 8
Йемен 7,1
Афганистан 6,4
Судан 6,3
Иран 6,1
Нигерия 6,1
Конго 5,9
Саудовская Аравия 5,3
Мьянма 4,9
Бахрейн 4,8
Чад 4,2
Ливия 2,7
Катар 2,2
Оман 2
Экваториальная Гвинея 1,7
Кувейт 1,5
ОАЭ 1,4

В России эта нагрузка очень низкая по сравнению с большинством стран мира за исключением самых отсталых. Почему же многим кажется, что в России большая налоговая нагрузка?

Потому что:
1) в России огромная теневая экономика и многие крупные компании уходят от налогов с помощью офшоров, тогда как люди с очень небольшими доходами вынуждены платить налоги
2) в России плохо администрируются налоговые сборы
3) в России плоская шкала налогообложения

По итогу получается, что самые малообеспеченные в России платят налоги, а многие обеспеченные — нет. В результате — государство не в состоянии адекватно оказывать социальные услуги. Образование, здравоохранение и прочие сферы оказываются недофинансированными, тогда как многие люди тратят значительную часть своих доходов на выплату налогов и надеются на соответствующие социальные гарантии.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

щш
олр

Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

шг

Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

лот

За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

Рост поступлений по основным налогам

щшо

ор

Эффективность налогового контроля

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

7н

Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

гшр

Эффективность взыскания

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

Некоторые выводы по 2018 г.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

о

Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Как и зачем его считают

ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт. Чаще всего с помощью него оценивают, насколько хорошо или плохо обстоят дела в экономике.

Валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Также ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.

Обычно ВВП считают за год, но его можно рассчитать и за другой период, например за квартал.

ВВП в нынешнем виде появился в 1930-х годах , а уже в следующем десятилетии стал стандартом для оценки экономики страны. Но ее и раньше пытались оценивать как нечто целое. Например, во Франции в 1665 году Уильям Петти хотел просчитать, сможет ли Англия вести войну с Голландией и финансировать ее за счет налогов.

Если сложить показатели валового внутреннего продукта всех стран, можно узнать мировой ВВП. Его изменение в разные годы показывает, что происходит с мировой экономикой: если ВВП растет — все хорошо, если падает — значит, пришел кризис.

В России часто используют еще один показатель — валовой региональный продукт, или ВРП. Его значение показывает, сколько товаров и услуг произведено в конкретном регионе.

Данные о ВВП России раз в квартал публикует Росстат.

Что такое ВВП на душу населения. Кроме ВВП для всего государства отдельно рассчитывают ВВП на душу населения. Он равен значению ВВП, поделенному на количество жителей страны.

ВВП на душу населения показывает уровень экономической активности и качество жизни людей. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, в среднем больше зарабатывают.

Чем отличается от ВНП. До 1993 года экономисты использовали еще один показатель — валовой национальный продукт, или ВНП, но сейчас о нем говорят реже.

В отличие от ВВП, который показывает стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, ВНП показывает стоимость товаров и услуг, созданных резидентами государства. Причем неважно, где они находятся: внутри страны или за рубежом.

В 1993 году ООН выпустила рекомендации по расчету системы национальных счетов, где ВНП заменили валовым национальным доходом — ВНД. Его рассчитывают как ВВП плюс доходы, полученные гражданами страны из-за границы, минус доходы, вывезенные иностранцами.

Структура

  1. Расходов людей и организаций.
  2. Товаров и услуг, которые люди приобрели в этом году, но не использовали. Научно это называется «валовым накоплением».
  3. Чистого экспорта товаров и услуг — то есть разницы между экспортом и импортом.

Кроме расчета самого ВВП и ВВП на душу населения статистики смотрят вклад каждой сферы экономической деятельности в валовой внутренний продукт. То есть изучают структуру ВВП по отраслям. Это помогает понять, какие направления развиваются быстрее, а какие проседают.

Например, считается, что экономика России основана на добыче полезных ископаемых — в первую очередь нефти и газа. Но если посмотреть на структуру ВВП в 2019 году, то окажется, что самую большую долю занимают обрабатывающие производства — 14,6%. На втором месте торговля — 13,7%. А добыча полезных ископаемых лишь на третьем — 12,6%.

Виды ВВП

Номинальный ВВП учитывает стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Он зависит от того, как меняется индекс цен и доходов в экономике. Если в стране инфляция — номинальный ВВП растет, даже если объемы производства остаются на том же уровне, ведь произведенные товары и услуги просто стали стоить дороже.

Реальный ВВП учитывает только изменение объемов производства. Для этого стоимость товаров и услуг рассчитывают в ценах того года, с которым сравнивают показатель. Например, чтобы узнать, как изменился реальный ВВП за год, товары, произведенные в 2019 году, оценят по их стоимости в 2018.

Для чего используется показатель ВВП

ВВП нужен для того, чтобы понимать, хорошо ли работает экономика государства: если валовой внутренний продукт растет — страна развивается. Кроме этого, ВВП помогает оценить, как разные макроэкономические показатели влияют на рынок. Например, инфляция — на расходы населения, а экспорт — на курс валют.

Пересчитав ВВП разных стран в одну валюту по биржевому курсу, можно сравнить экономики разных государств. Часто ВВП сравнивают по паритету покупательной способности — это соотношение двух валют исходя из цен на одинаковые товары в двух странах.

Некоторые экономисты считают, что с помощью ВВП очень сложно оценить благосостояние людей и что существуют другие, более подходящие показатели. Например, в странах, где большое неравенство доходов, богатеет лишь малая часть граждан. На жизни остальных рост производства никак не сказывается: ВВП на душу населения растет, а среднестатистические граждане живут плохо.

Во Франции в 2007 году создали специальную комиссию по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Председатель этой комиссии Джозеф Стиглиц написал книгу «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла».

Что не отражается в ВВП

При расчете ВВП не учитывают доходы, которые не связаны с производством. Например:

  • сделки с ценными бумагами, в том числе на фондовом рынке;
  • государственные безвозмездные расходы — пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации;
  • подарки, благотворительные взносы и материальную помощь;
  • продажу подержанных товаров — их стоимость уже посчитали при производстве.

Также не учитываются товары и услуги, произведенные за прошлый период, и рост стоимости активов.

Теневая экономика может включаться в ВВП, однако расчет ее размеров не очень точный из-за сложности оценки. Например, в 2017 году теневая экономика, по мнению Росстата, составляла порядка 12,7% ВВП России.

Как рассчитать ВВП

Существует три способа рассчитать внутренний валовой продукт.

По доходам — показывает, сколько денег заработано в стране. Еще этот метод называют распределительным, а Росстат использует термин «ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов».

Чтобы посчитать все доходы в стране, складывают несколько показателей:

  1. Оплату труда работников, то есть зарплаты, премии и другие выплаты.
  2. Валовую прибыль всех предприятий и организаций, то есть разницу между выручкой и себестоимостью товаров.
  3. Доходы от сдачи имущества в аренду.
  4. Налоги на импорт и производство.
  5. Амортизацию.
  6. Доходы от вложения капитала.

Из получившейся суммы вычитают субсидии и доход, полученный из-за границы. Итоговая цифра — показатель ВВП.

По расходам — показывает, сколько денег потрачено. Росстат использует термин «ВВП, рассчитанный методом использования доходов».

Для этого тоже суммируют несколько показателей:

  1. Инвестиционные расходы — вложения в модернизацию производства.
  2. Траты населения.
  3. Государственные расходы — зарплаты бюджетникам, оборона и т. д.
  4. Чистый экспорт — разница между импортом и экспортом товаров и услуг.

По добавленной стоимости — показывает, на какую сумму произведено продукции. Росстат использует термин «ВВП, при расчете производственным методом».

Какие показатели рассчитывают вместе с ВВП

Кроме ВВП на душу населения и ВНД вместе с валовым внутренним продуктом часто рассчитывают еще несколько экономических показателей.

Чистый национальный продукт — это ВНП после вычета амортизации.

Потенциальный валовой внутренний продукт — это ВВП, который получится при полной занятости населения и использовании всех технологических ресурсов. Он отражает потенциал экономики. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.

Дефлятор ВВП — ценовой индекс, который показывает, во сколько раз уровень цен всех произведенных в текущем году товаров и услуг больше уровня цен года, с которым сравнивают показатель. При расчете дефлятора учитывают только продукцию, которая произведена в стране, поэтому получается внутренняя инфляция.

Как увеличить ВВП

Чтобы увеличить валовой внутренний продукт, нужно повлиять на показатели, из которых складывается ВВП.

Повышать число занятых. Это можно сделать двумя путями: на коротком отрезке времени в несколько лет поможет борьба с безработицей, на длинном в несколько десятилетий — повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Повышать уровень жизни населения. Чем богаче живут люди, тем выше их расходы. Чем лучше у них образование, тем более ценные товары и услуги они смогут производить.

Снижать издержки производства через модернизацию оборудования и повышение квалификации сотрудников. Так будет расти производительность труда и добавленная стоимость продукции.

Делать теневую экономику легальной — выводить из тени самозанятых, бороться с зарплатами в конвертах и так далее. Нелегальный сектор экономики при расчете ВВП тяжело учесть, хотя фактически добавленная стоимость производится.

Снижать социальные выплаты и направлять эти деньги на государственные расходы, которые учитываются при расчете ВВП: капитальное строительство, инвестиции, создание новых рабочих мест.

ВВП России

По итогам 2019 года номинальный ВВП России составил 110 трлн рублей, или 1,67 трлн долларов США. ВВП на душу населения — примерно 750 тыс. рублей, или 11,4 тыс. долларов. Индекс-дефлятор по отношению к 2018 году — 103,8%.

номинальный ВВП России в 2019 году

В 2019 году ВВП России вырос на 1,3% по сравнению с 2018. В последние десять лет ежегодный рост составляет в среднем 1—1,5% .

Самым неудачным был 2015 год — статистики зафиксировали падение ВВП на 2%. Экономика не успела восстановиться после кризиса 2014 года, также ситуацию усугубили санкции западных стран. В итоге в 2015 году экспорт снизился почти на 70%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, промпроизводство — на 3,4%, а реальные доходы населения — на 4%.

Сравнение ВВП России и других стран

По размеру ВВП в 2019 году Россия занимала 12 место среди стран мира. По показателю ВВП на душу населения — 82 место.

Прогноз ВВП России на 2020 год

Экономисты ожидают, что по итогам года показатель валового внутреннего продукта снизится по сравнению с ВВП за 2019 год. Из-за коронавируса и самоизоляции производство резко упало, покупательская активность тоже. Это касается не только российской экономики, но и других стран: предприятия по всему закрывались на карантин, упали объемы перевозок. А значит, снизился спрос на российские полезные ископаемые — металлы, нефть и газ.

Центробанк считает, что по итогам 2020 года ВВП России снизится на 4,5—5,5% . Но уже в 2021 году рост составит 3,5%—4,5% .

Министерство экономического развития дает более пессимистичный прогноз: в 2020 году — падение на 5%, в 2021 — рост на 2,8%.

Министерство финансов заложило в базовый, то есть наиболее вероятный сценарий развития экономической ситуации, сокращение ВВП на 5%.

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

1 Индивидуальные налоги 25
2 Чистые частные внутренние инвестиции 85
3 Нераспределённая прибыль корпораций 27
4 Трансфертные платежи 52
5 Экспорт 26
6 Прибыль корпораций 157
7 Импорт 43
8 Доходы, полученные иностранцами 23
9 Заработная плата 365
10 Взносы на социальное страхование 35
11 Стоимость потреблённого капитала 73
12 Государственные закупки товаров и услуг 124
13 Потребительские расходы 532
14 Арендная плата 28
15 Доходы от собственности 84
16 Проценты по государственным ценным бумагам 9
17 Косвенные налоги на бизнес 47
18 Дивиденды 63
19 Процентные платежи 51
20 Доходы, полученные за рубежом 31

Определить:

ВВП (двумя способами), чистый экспорт, валовые инвестиции, чистый факторный доход из-за границы, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, налог на прибыль корпораций, сальдо государственного бюджета.

Решение:

1) Валовой внутренний продукт, рассчитанный по расходам, представляет сумму расходов всех макроэкономических агентов, которая включает: потребительские расходы (consumption spending – C), валовые частные внутренние инвестиции (gross private domestic investment – Igross), государственные закупки товаров и услуг (government spending – G), и чистый экспорт (net export - NX):

Формула расчёта ВВП по расходам

Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и стоимости потреблённого капитала (амортизации):

Формула и расчёт валовых инвестиций

Чистый экспорт (net export – NX) представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами страны по импорту (import – Im) и соответствует сальдо торгового баланса:

Формула и расчёт чистого экспорта

Таким образом, расчёт ВВП по расходам выглядит следующим образом:

Расчёт ВВП по расходам

2)Валовой внутренний продукт, рассчитанный по доходам, представляет сумму доходов от национальных и иностранных факторов. Он определяется как Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций плюс Косвенные налоги на бизнес плюс Амортизация (стоимость основного капитала) за вычетом Чистого факторного дохода из-за границы.
Чистый факторный доход из-за границы – это разность между доходами, полученными гражданами за рубежом и доходами, полученными иностранцами в данной стране:

Расчёт чистого факторного дохода из-за границы

Рассчитаем ВВП по доходам:

Формула и расчёт ВВП по доходам

4) Зная ВВП, а также величину чистых факторных доходов из-за границы можно найти ВНП:

Формула и расчёт ВНП

5) Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен разности между валовым внутренним продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧВП

6) Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности между валовым национальным продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧНП

7) Национальный доход – НД (National Income - NI) – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно рассчитать двумя способами:

Формула и расчёт национального дохода

Национальный доход равен сумме: Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций.

Расчёт НД

8)Для расчёта личного дохода – ЛД (personal income – PI) следует из НД вычесть всё, что не поступает в распоряжение домохозяйств и является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всё то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД.

Формула расчёта личного дохода

Формула расчёта ЛД

Расчёт личного дохода

9) Располагаемый личный доход – РЛД (disposable personal income – DPI) доход, находящийся в распоряжении домохозяйств. РЛД рассчитывается как разность между Личным доходом и Индивидуальными налогами.

Расчёт Располагаемого личного дохода

10) Располагаемый личный доход домашние хозяйства тратят на Личное потребление и Личные сбережения.

Формула расчёта РЛД

Отсюда Формула и расчёт личных сбережений

11) Найдём налог на прибыль корпораций.
Так как Прибыль корпораций содержит в своём составе Налог на прибыль корпораций, Дивиденды и Нераспределённую прибыль корпорации. Выразим отсюда Налог на прибыль:

Формула и расчёт налога на прибыль корпораций

12) Сальдо государственного бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета равны сумме Индивидуальных налогов, Налога на прибыль корпорации, Косвенных налогов на бизнес и Взносов на социальное страхование.

Формула и расчёт доходов бюджета

Расходы бюджета равны сумме Государственных закупок товаров и услуг, Трансфертов и Процентов по государственным облигациям.

Формула и расчёт расходов бюджета

Расчёт сальдо государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета равен 11 млрд. долл.

Читайте также: