Письмо во время пандемии для налоговой

Опубликовано: 29.04.2024

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи налоговой отчетности, а также приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие послабления получит бизнес на время борьбы с пандемией.

Перенос сроков уплаты налогов

В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • налогов и авансов по ним, за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на март и I квартал 2020 года;
  • единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН за 2019 год.

1. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции.

2. Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

3. Новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

4. До 1 июня 2020 года остановлены мероприятия налогового контроля.

5. Временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Уже начатое производство по таким нарушениям осуществляться не будет.

  • налогов, кроме НДС, уплачиваемых за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года
  • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей.
  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года.
  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за второй квартал 2020 года.

Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года.

Для кого перенесут сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.

В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19. Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.

Такие организации и ИП определяются по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП .

Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.
  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.
  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.
  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2021 г. № СД-19-21/144 “О дополнительных мерах поддержки в период пандемии коронавирусной инфекции”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о продлении мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций и земельного налога арендодателями, предоставившими отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, и сообщает следующее.

Статьёй 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон) установлено следующее:

- в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - Постановление N 439) рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утверждённых Постановлением N 439, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Согласно пункту 1 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных Постановлением N 439, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, продление предусмотренных в рамках Закона и Постановления N 439 мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, земельного налога в отношении объектов недвижимого имущества юридических лиц - собственников указанных объектов, которые предоставили отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды, может быть реализовано путем внесения соответствующих положений в Закон и Постановление N 439.

При этом согласно статьям 372 и 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право предусматривать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций и основания для их использования налогоплательщиками, а также дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно статьям 387 и 394 Кодекса представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков, а также устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Продление мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, земельного налога в отношении объектов недвижимости юрлиц-собственников, которые предоставили отсрочку по арендной плате, может быть реализовано путем внесения соответствующих положений в законодательство.

При этом регионы и местные власти вправе предусматривать дополнительные налоговые льготы.


Письмо о форс-мажоре в связи с коронавирусом

К СОЖАЛЕНИЮ, ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА в настоящий момент страдает не только мировая, но и российская экономика. Закрытие границ, отмена транспортного сообщения, остановка работы предприятий могут приводить к невозможности исполнения различных контрактов. В этом случае стороне соглашения стоит осуществить уведомление контрагентов о форс-мажоре в связи с коронавирусом.

юрист-по-недвижимости-залив-квартиры-ТСЖ

Уведомление о форс-мажоре (коронавирус)

ИТАК, ФОРС-МАЖОР – это правовая концепция, согласно которой сторона соглашения может избежать ответственности за неисполнение контракта при возникновении определённых обстоятельств. Для признания обстоятельств форс-мажором, они должны отвечать следующим признакам:

  • обстоятельство носит исключительный характер и является нетипичным для конкретных условий;
  • в момент подписания контракта субъекты не могли предусмотреть наступление рассматриваемых обстоятельств;
  • негативные обстоятельства не зависят от воли участников соглашения;
  • обстоятельство является непредотвратимым.

БЕЗУСЛОВНО ПАНДЕМИЯ ОТВЕЧАЕТ ДАННЫМ ПРИЗНАКАМ, её можно считать форс-мажором. Более того, об этом прямого говорится в следующих нормативных актах:

  • Указ Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206, вводящий нерабочую неделю с 30 марта по 3 апреля 2020 года;
  • Письмо Минфина России от 19 марта 2020 года № 24-06-06/21324;

Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2020 № ИА/21684/20.


Непреодолимая сила для Москвы

ЧТО КАСАЕТСЯ СТОЛИЦЫ, то здесь действует Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». В п. 8 (1) которого сказано, что распространение коронавируса признаётся чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим установление режима повышенной готовности в соответствии с 68-ФЗ, который является обстоятельством непреодолимой силы. То же самое говорится в п. 9 4 Постановления Губернатора Московской области от 13 марта 2020 года № 115-ПГ.

Если компания, столкнувшаяся с пандемией, осознаёт, что ввиду установленных запретов и ограничений ей не удастся выполнить взятые на себя обязательства, ей следует подготовить письмо о форс-мажоре в связи с коронавирусом.

Более того, в большинстве договоров содержится пункт о необходимости уведомления контрагентов о факте наступления форс-мажорных обстоятельств в течение определённого срока.

То, что вторая сторона, скорее всего, прекрасно осведомлена о происходящем в стране, не имеет значения, поскольку она не может знать, как пандемия повлияет на способность контрагента выполнять взятые на себя обязательства.

Содержание документа

ЧТО ЖЕ НЕОБХОДИМО ПРОПИСАТЬ В УВЕДОМЛЕНИИ о наступлении форс-мажора в связи с коронавирусом, чтобы вторая сторона была обязана его учитывать, и в последующем оно являлось доказательством в суде?

  • наименование, адрес компании, которая уведомляется;
  • наименование, адрес субъекта, который направляет уведомление;
  • реквизиты договора, обязательства по которому невозможно исполнить;
  • описания обязательств, которые должны были быть исполнены (их содержание, порядок и сроки исполнения);
  • описание обстоятельств, являющихся форс-мажором, начало и окончание срока существования таких событий;
  • отсылки к законам и подзаконным актам;
  • список прикладываемых документов (если имеется);
  • подпись руководителя, печать, дата.

Часто в договорах, содержащих условие о форс-мажоре, может закрепляться список документов, прилагаемых к уведомлению. Если такого перечня нет, то стороне стоит самостоятельно подготовить бумаги, подтверждающие факт невозможности исполнения обязательств.

Наверняка все встречали в договорах условие предоставления сертификата Торгово-промышленной палаты о свидетельствовании факта наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Поэтому может сложиться впечатление, что Торгово-промышленная палата обязана помогать бизнесу в случае реального форс-мажора и выпускать соответствующие разъяснения.

Однако это не так, например ТПП России предпочла остаться в стороне от проблемы и никаких разъяснений не издавала. По крайней мере, на 01.04.2020 в публикациях ТПП они отсутствуют (можем ошибаться).

Стоит отметить, что получить официальное заключение Торгово-промышленной палаты всё же можно, причём на БЕСПЛАТНОЙ ОСНОВЕ в соответствии с Письмом ТПП от 26.03.2020 № ПР/0135.

Обратите внимание, что данный документ был найден нами на сайте ТПП МАРИЙ Эл. Отыскать его на сате Торгово-промышленной палаты РФ (по поиску либо в новостях) на 01.04.2020 не представляется возможным, и если следовать имеющейся информации, выдача сертификатов по прежнему платная — 13 500 рублей.


Как правильно уведомить

Приведём пример, когда письмо о форс-мажоре помогло компании снизить платежи по аренде (случай от 30 марта 2020 года):

К нам обратилась компания, занимающаяся продажей бытовой техники, с просьбой составить письмо о форс-мажоре в адрес арендодателя.

Выяснилось, что в связи с пандемией, фирма не могла продолжить свою работу в привычном режиме: сотрудники были отправлены на карантин, компания не получала прибыль, в связи с чем не могла вносить платежи по аренде в полном объёме.

Однако от своих обязательств полностью не отказывалась и пыталась «удержаться на плаву», осуществляя торговлю он-лайн со своего склада в Мытищах, пока не запретили работать совсем.

Наши юристы составили аргументированное письмо, в котором выражалась просьба снизить арендные платежи до момента, когда власти Москвы снимут ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса.

Контрагент пошёл на уступки и добровольно снизил платежи по аренде, никаких санкций к магазину бытовой техники арендодатель применять не стал.

Стоит также помнить, что существование форс-мажорных обстоятельств не освобождает полностью компанию от исполнения своих обязательств.

Следовательно, когда неблагоприятные условия отпадут, стороны должны продолжить исполнение контракта.

Недвижимость-скачать-документ-в-Word
Образец письма о форс-мажоре в связи с коронавирусом

ЕДИНОГО УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА уведомления о форс-мажоре нет, ведь ситуация меняется очень быстро и письмо составляется с поправкой на обстоятельства. В настоящее время шаблоны и образцы документов можно без особого труда отыскать в Интернете, однако перед их использованием следует помнить о нескольких важных моментах:

  1. Образцы уведомлений о форс-мажоре в связи с коронавирусом не могут учесть особенностей именно Вашей ситуации и положений заключенного договора: соответственно, они могут требовать серьёзной корректировки.
  2. Готовые письма чаще всего составляются лицами, не имеющими отношения к юриспруденции. Следовательно, нередко образцы уведомлений контрагентов о форс-мажоре в связи с коронавирусом содержат грубые правовые ошибки, которые в дальнейшем могут спровоцировать разногласия и споры.

Следовательно, образцами уведомлений о форс-мажоре в связи с коронавирусом не стоит пользоваться: лучше поручить составление подобных документов опытным юристам.

Теперь немного рекламы

НАШИ ЮРИСТЫ ТАКЖЕ ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ, уже приобретённом и отработанном на форс-мажоре COVID-19, подготовить обоснование возникших обстоятельств непреодолимой силы и предоставить Вам следующие гарантии при составлении документов:

  1. Поскольку ситуация в стране меняется практически ежечасно, наши юристы подготовят письмо в максимально сжатые сроки. В настоящее время создание подобных уведомлений для нас – первостепенная задача.
  2. Юристы готовят грамотный юридический документ со ссылками на актуальные нормативные акты федерального и регионального значения, который не вызовет вопросов у контрагентов. В случае судебных разбирательств уведомления будут обязательно приняты судом в качестве доказательств.
  3. Юристы проконсультируют Вас относительно способов отправки уведомления и приложенных к нему документов, а также Ваших дальнейших действий.
  4. Мы работаем дистанционно, поэтому к нам за помощью может обратиться доверитель из любой части России. Вам не понадобится покидать пределы своей квартиры или офиса.
  5. В случае необходимости, адвокаты также подготовят различные дополнительные соглашения к договорам с учетом новых обстоятельств.

Обращайтесь: наши специалисты составят аргументированное и логичное письмо о форс-мажоре в связи с коронавирусом, которое поможет избежать серьёзных правовых последствий в виде незаконного неисполнения обязательств и необходимости возмещения убытков.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Не успели мы сдать отчетность, как с налоговой повалились требования. Сначала бизнесу поставили жёсткие условия: сидеть дома и под угрозой огромных штрафов и даже уголовной ответственности не выходить на работу. Рабочие пропуска были доступны лишь избранным. Работники тоже обрадовались, и уехали на дачи, помахав работодателям на прощание Указом Президента «О нерабочих днях».

А вот теперь налоговая провела камеральную проверку налоговых деклараций за 2 квартал 2020 года и настоятельно требует объяснить:

  • отсутствие продаж;
  • высокую долю вычетов;
  • низкую налоговую нагрузку;
  • местонахождение генерального директора.

Как вам вот это требование?

Требование 1

«В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2020 установлено, что в проверяемом периоде отсутствует реализация товаров (работ, услуг), в связи с чем просим предоставить пояснения:

1. Какие предприняты меры для дальнейшего ведения финансово-хозяйственной деятельности и исключения представления декларации по НДС с нулевыми показателями?

2. Имеется ли бизнес — план. При наличии такового предоставить. При отсутствии предоставить пояснение причин.

3. Фактическое местонахождение исполнительного органа (генерального директора) (указать адрес, контактные данные, телефон).»

Требование 2

«В ходе камеральной проверки декларации по НДС за 2 квартал 2020 установлено, что доля налоговых вычетов по НДС, превышает 89% (3 раздел стр. 190/ 3 раздел ст. 118×100%) от суммы НДС исчисленного с налогооблагаемой базы (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков установленных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ „Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок“)»

Оно и понятно, государство немного помогло пострадавшим отраслям, а теперь нужно подумать о пополнении казны. И никого не волнует, что пострадали все, а признаны пострадавшими были лишь единицы.

Какой ответ послать на такое требование? Когда хочется просто послать.

Также будет и третий вариант — как послать налоговиков в.

Ответ на требование 1

ООО «. » в ответ на требование №_ от _____ сообщает, что:

1. Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налогоплательщика осуществлять реализацию товаров, работ, услуг каждый квартал. В случае отсутствия деятельности сдаётся налоговая декларация с нулевыми показателями.

2. 25 марта 2020 года был издан и опубликован указ Президента РФ N 206, которым дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы. В дальнейшем указом Президента от 02.04.2020 N 239 режим нерабочих дней был распространен на период с 4 по 30 апреля, а указом от 28.04.2020 N 294 — на период с 6 по 8 мая. Таким образом, наша компания не имела права работать в период пандемии. И отсутствие реализаций в этот период говорит о добросовестном и неукоснительном соблюдении нами Указов Президента РФ и Мэра города Москва.

3. ООО «____» предпринимает различные меры, направленные на выход из ситуации, в которой оказалась наша компания из-за пандемии. Мы пытаемся восстановить деловые связи, подписать новые договоры. Отсутствие продаж во втором квартале напрямую говорит, что наша компания пострадала. Однако пострадавшими были признаны лишь некоторые ОКВЭДы и помощь государство оказало только определенным фирмам. К, сожалению, наш ОКВЭД не относится к перечню пострадавших отраслей

4. Бизнес-план отсутствует, так как в сложившейся ситуации что-то планировать очень сложно. Во-первых, из-за возможности второй волны пандемии. И, во-вторых, из-за огромных штрафов Роспотребнадзора, из-за угрозы которых на работу выходить не очень хочется.

Ответ на требование 2

ООО «_______» сообщает, что доля налоговых вычетов по НДС превышает 89% (3 раздел стр. 190/ 3 раздел ст. 118×100%) от суммы НДС, исчисленного с налогооблагаемой базы, в связи с тем, что продажи ООО «НПО Мониторинг» в период пандемии резко сократились. А постоянные расходы остались на прежнем уровне.

Также в 1 и 2 квартале ООО «___________» осуществляло экспортные операции и применяло ставку 0%. Все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 %, представлены в ФНС вместе с Налоговой декларацией.

Более того, мы работаем уже на протяжении __ лет. И анализ деятельности компании и уровня вычетов по НДС лишь на примере одного квартала не может быть объективным. В предыдущие налоговые периоды доля вычетов была на уровне 70-80%.

Вараинт 3 «Как послать налоговиков в. »

Послать мы их можем в Налоговый Кодекс, ответив следующим образом:

ООО «______» сообщает, что содержание требования №___ от ____ противоречит Налоговому Кодексу РФ по следующим причинам:

Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ : «Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок»

В качестве выявленной ошибки и (или) противоречия в требовании указано «что в проверяемом периоде отсутствует реализация товаров (работ, услуг)» Налоговый Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и все другие нормативно-правовые актыне содержат требований к налогоплательщикам осуществлять ежеквартальную реализацию товаров, работ, услуг. К тому же практически половина второго квартала была объявлена Президентом РФ нерабочими днями. Подача «нулевой» Налоговой Декларации по НДС не может быть рассмотрена как подача декларации, содержащей ошибки или противоречия.

На основании вышеизложенного считаем, что ООО не обязано предоставлять пояснения на вопросы в требовании № __ от __ .


Срок представления документов по требованиям

По камеральным, встречным проверкам, а также по предпроверочным мероприятиям налоговые органы вправе направлять требования о представлении документов и (или) информации. Срок представления материалов по таким требованиям составляет 5 и 10 рабочих дней.

В случае если вы получили требование от инспекции в период с 1 марта по 30 июня 2020 года, срок на ответ увеличивается. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409 срок представления материалов по таким требованиям продлен на 10 рабочих дней при камеральной проверке НДС и на 20 рабочих дней — в остальных случаях.

Вроде бы все тут должно быть понятно. Но жизнь оказалась намного интереснее. Появилось две точки зрения. Одни восприняли увеличение сроков так: нужно прибавить к существующим в Налоговом кодексе срокам новые (5 10, 10 20). Другие посчитали, что Правительство, по сути, увеличило срок, установив новый период для ответа на требование (вместо 5 рабочих дней — 10, вместо 10 рабочих дней — 20). Во втором варианте прочтения срок оказывался меньше на 5 и 10 рабочих дней, чем в первом. Понятно, что большая часть сторонников не сильно увеличившихся сроков оказалась сотрудниками налоговых инспекций.

На мой взгляд, все-таки более либеральное прочтение постановления Правительства является правильным. Буквально указано, что срок продлевается на некоторое количество рабочих дней. Очевидно, что это должно означать суммирование дополнительных дней к установленному в кодексе сроку. В противном случае правильнее было бы написать в постановлении Правительства, что срок продлевается до 10 или 20 рабочих дней.

Почему это важно сейчас. Вас не могут оштрафовать по статье 126 НК за непредставление документов и сведений, если срок истек до 30 июня. Но, во-первых, освобождение действует только в части указанной статьи 126 НК, но не других норм. А ведь есть еще статья 129.1 НК, которая предусматривает ответственность за непредставление пояснений на вопросы налогового органа при камеральной проверке.

Во-вторых, вместо штрафа по статье 126 НК инспекция может просто отказать в принятии к вычету или расходам определенных сумм по декларации. Хотя это не такая быстрая процедура (вынесение акта, возражения и пр.). Наверняка налогоплательщик успеет передать запрошенные у него документы и пояснения даже с учетом того срока, который он считает правильным.

В-третьих, правильный расчет срока представления документов и пояснений важен по требованиям, которые получены до 30 июня, но срок исполнения приходится уже на период после этой даты. Налоговый орган вправе вас оштрафовать даже по статье 126 НК. То есть в этих ситуациях также применяется увеличенный период ответа на требования. Вывод — срок должен быть больше, чем иногда говорят в инспекции.

Предпроверочные мероприятия как замена выездных

До ограничительных мер по осуществлению налогового контроля плательщики часто обвиняли налоговые органы в том, что в рамках предпроверочных мероприятий запрашивается огромное количество документов и информации. Конечно, это противоречит налоговому законодательству. Правовое регулирование этой процедуры довольно скромное — только некоторые пункты статьи 93.1 НК. Но и из этой нормы можно без затруднений сделать вывод, что запросы в рамках предпроверочных мероприятий могут касаться только конкретной сделки. Это значит, что не может инспектор запрашивать документы или информацию, например, обо всех сделках за один или три года. Такое требование ошибочно, оно не предполагает точечную предварительную проверку подозрительных для налоговиков операций, оно рассчитано на выявление этих подозрительных сделок. Хотя, на мой взгляд, смысл данной процедуры именно в том, что инспекция уже имеет часть информации о сделке, по которой есть нехорошие ощущения, и ей нужны дополнительные сведения, чтобы понять, идти на проверку или нет.

Проблема всегда была не только в объеме запрашиваемых документов и их конкретизации, но и в том, что иногда запрашивались документы, как минимум прямо не связанные с исследуемой сделкой. Конечно, в каких-то случаях можно было оправдать инспекцию в запросе протоколов совета директоров или исторических документов о приватизации имущества, например, если продавалось имущество, права на которое появились в результате приватизации, и эта сделка утверждалась на совете директоров. Однако совсем нет никаких оправданий, когда запрашивались корпоративные документы, вовсе не связанные со сделкой.

В указанных случаях налогоплательщик мог законно отказать в представлении документов и информации. Предпроверочные мероприятия не должны заменять собой выездную проверку. Хотя, конечно, на практике всегда приходится взвешивать все «за» и «против». Ведь инспекция, как правило, согласно внутренним регламентам в случае отказа налогоплательщика имела повод назначить выездную проверку.

Почему это важно сейчас. В условиях запрета проведения выездной проверки до 30 июня налоговый орган был лишен этой альтернативы. Видимо, в связи с этими ограничениями количество жалоб плательщиков на злоупотребления при проведении предпроверочных мероприятий значительно увеличилось. Объем и круг запрашиваемых документов, информации явно стал показывать, что по факту инспекция проводит запрещенную до 30 июня выездную проверку без выхода в офис компании. Конечно, такие требования являются незаконными и по ним есть все основания оспорить взимание штрафов за непредставление материалов. Только вот желание инспекции получить эти документы все равно может быть удовлетворено — сейчас выездные налоговые проверки можно назначать.

Контрольные мероприятия до подачи налоговой декларации

В числе мер государственной поддержки бизнеса в период пандемии было объявлено об увеличении сроков подачи налоговых деклараций по большинству налогов. Зачастую это сопровождалось продлением сроков уплаты налогов. Иногда — нет (НДС). Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2019 год продлили до 29 июня 2020 года. Возникает вопрос: мог ли налоговый орган проводить предпроверочные мероприятия по налогу на прибыль за 2019 год до момента подачи годовой налоговой декларации участниками сделки?

С одной стороны, положения пункта 2 статьи 93.1 НК прямо никак не ограничивают инспекторов.

С другой — налоговые органы должны контролировать корректность исчисления налогов, сборов и их полноту, своевременность их уплаты в бюджет. Об этом указано в пункте 1 статьи 30 Налогового кодекса. О порядке расчета и исчисленной сумме налога плательщик сообщает в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК). Значит, если декларация еще не подана в инспекцию, то есть срок не пропущен, то любая форма налогового контроля будет выглядеть странно. Зачем проверять какие-то сделки, если еще нет ясности, будет ли их результат влиять на исчисление налога. Получается, что по тем периодам, по которым увеличены сроки подачи деклараций или расчетов, проводить предпроверочные мероприятия налоговики не могут. Конечно, если декларация не была подана раньше срока.

Почему это важно сейчас. Эти рассуждения актуальны и для камеральных проверок. По ним даже все проще. Камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций (п. 1 ст. 88 НК).

Сложнее ситуация по НДС. Особенно если речь идет о плательщиках из тех отраслей, которые были обязаны обеспечивать нашу с вами жизнедеятельность (продуктовые магазины, аптеки и пр.).

Ведь у них срок уплаты НДС не был продлен. Внести налог нужно было до 27 апреля. А вот срок подачи налоговой декларации всем продлили до 15 мая.

Если камеральные проверки до момента подачи декларации нельзя было проводить, то можно ли было инспекторам направлять требования в рамках предпроверочных мероприятий?

Вроде бы, как я уже писал выше, налоговые органы могут проверять, всю ли сумму налога вы заплатили в бюджет. Но ведь всем очевидно, что прежде чем заплатить налог, надо его рассчитать, то есть по факту подготовить налоговую декларацию. Правительство при этом признало, что в силу исключительных обстоятельств, связанных с пандемией, сделать такой расчет можно позднее обычного срока.

Получается, что уплаченная без переноса срока сумма НДС без налоговой декларации носит некий предварительный характер расчетов с бюджетом. Это даже не аванс в его классическом понимании. До подачи декларации плательщик вправе скорректировать сумму налога к доплате, заметив, что им при расчете не были учтены какие-то операции. Тогда смысла проводить предпроверочные мероприятия по таким «рабочим» расчетам сумм налога нет. И негативных последствий в виде штрафа по статье 122 НК в этой ситуации быть не должно. Вина в совершении ошибки в расчетах налога до представления декларации отсутствует.

Читайте также: