Законодательные органы субъекта рф установили новый региональный налог на граждан не имеющих детей

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 10 апреля 2020 г. № 23-05-09/28856 О порядке рассмотрения проектов законов субъекта РФ, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Департамент доходов Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение во вопросу порядка рассмотрения проектов законов субъекта Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, и сообщает следующее.

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, а также в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерство финансов Российской Федерации не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Одновременно по вопросам, изложенным в обращении, считаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктами "и" и "н" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно части второй статьи 76 Конституции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов определен статьей 7 Закона N 184-ФЗ.

Также, статьей 26.3-3 Закона N 184-ФЗ установлено, что проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливаются новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий вправе устанавливать порядок рассмотрения проектов законов субъекта Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, положения которого не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

При этом в целях оценки влияния проектов нормативных правовых актов, предусматривающих установление для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, налоговых льгот, освобождений и иных преференций, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленным порядком осуществляется прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений, проводится оценка влияния реализации проекта акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, которая может основываться на отчетной информации, формируемой территориальными органами Федеральной налоговой службы в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности и предоставляемой, при необходимости, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, статистических данных, а также информации из других доступных и достоверных источников.

Кроме того, такие проекты нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" проходят общественное обсуждение, которое является формой непосредственного участия населения (общественности) региона в процессе принятия решений органов власти субъекта Российской Федерации и проводится с участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Дополнительно отмечаем, что вопросы предоставления налогоплательщиками коммерческих сведений любого характера (производственных, технических, финансово-экономических, организационных и других) при поступлении мотивированного запроса от органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления в рамках выполнения их функций, содержащего указание цели и правового основания затребования информации, срок предоставления этой информации, а также вопросы охраны конфиденциальности такой информации регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Статьей 6 указанного закона также установлено, что в случае отказа обладателя информации, составляющей по его решению коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Заместитель директора
Департамента доходов
О.В. Паршина

Обзор документа

Регион в рамках предоставленных полномочий вправе устанавливать порядок рассмотрения проектов законов субъекта Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, положения которого не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

При этом региональные власти должны спрогнозировать экономические и иные последствия реализации таких решений, оценить их влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета, юридических и физических лиц.

Такие проекты проходят общественное обсуждение.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Задача 1
Законодательные органы субъекта Российской Федерации установили на своей территории новый налог для граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.
Задача 2
Директор ООО «Колхида» прочитал в газете от 05.05.2010г. закон N-ской области из которого понял, что ставка налога на имущество организаций повышается с 1,5 % до 2%, после чего он попросил юриста организации пояснить ему должна ли организация уплачивать налог но новой ставке с начала текущего года, если нет, то с какого периода вступит в силу это изменение?
Задача 3
Начальник отдела но контролю за погашением недоимки налоговой инспекции принял решение о приостановлении операций по банковским счетам ООО «Манарага». Несмотря на принятое решение, банк списал с одного из счетов денежные средства на выплату заработной платы работникам предприятия. В связи с этим, налоговый орган привлек банк к ответственности по ст. 134 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?
Задача 4
Мазаев И.К. зарегистрирован в качестве предпринимателя. Однако, в связи с убыточностью своего бизнеса, решил временно прекратить свою предпринимательскую деятельность (о чем сообщил в налоговый орган по месту учета), устроился работать по трудовому договору. В течение всего срока приостановки деятельности Мазаев И.К. не представлял налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц и НДС, за что был привлечен налоговой инспекцией к ответственности но ст. 119 НК РФ. Оцените законность наложения штрафов.
Задача 5
Предприниматель Астафуров М.А. не предоставил в налоговую инспекцию декларацию в установленный срок. Решением инспекции за данное нарушение он был привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, а также по статье 15.5 КоАП РФ. Предприниматель не согласился с указанным ненормативным правовым актом налоговою органа и оспорил его в суде. Какое решение надлежит вынести суду?
Список использованных источников
Содержание

Задача 1 3
Задача 2 3
Задача 3 4
Задача 4 5
Задача 5 7
Список использованных источников 9

Законодательные органы субъекта Российской Федерации установили на своей территории новый налог для граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.

Без сомнения, такие действия субъекта РФ правомерными являться не могут, поскольку действующим в рассматриваемой сфере законодательством, а именно, положением пункта 3 ст. 12 НК РФ не разрешено устанавливать ни федеральные, ни региональные, ни местные налоги (сборы), которые действующий НК РФ не предусматривает.
Подчеркнем, что в отличие от ранее действующей советской системы налогов, в настоящее время, налог для граждан, не имеющих детей НК РФ не предусмотрен.

Директор ООО «Колхида» прочитал в газете от 05.05.2010г. закон N-ской области из которого понял, что ставка налога на имущество организаций повышается с 1,5 % до 2%, после чего он попросил юриста организации пояснить ему должна ли организация уплачивать налог но новой ставке с начала текущего года, если нет, то с какого периода вступит в силу это изменение?

Прежде всего отметим, что порядок, которым необходимо руководствоваться при исчисления налога на имущество организаций регламентирован положениями главы 30 НК РФ.
Налог на указанное имущество относится к группе региональных, а, соответственно, уполномоченные органы субъектов РФ обладают правом устанавливать налоговую ставку в рамках, предусмотренных указанной выше главой НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
Обратим внимание, что конкретные сроки уплаты рассматриваемых налогов, устанавливается соответствующими законами субъектов РФ, однако в подавляющем большинстве случаев, последний день уплаты налога на имущество организаций приходится на период с 30 марта по 10 апреля.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

Многие россияне еще помнят о таком налоге. Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводился в СССР с 1 октября 1941 г. Отменен налог российскими парламентариями после распада СССР - с 1 января 1992 года. Но обречен на гибель налог был в любом случае: еще в 1990 году Закон СССР предусматривал, что с 1 января 1993 года взимание налога прекращается. Очевидно, бессмысленность налога на холостяков как способа улучшить демографическую ситуацию стала ясной уже во времена советской власти.

И вот - "второе пришествие". Разумеется, для официального появления нового налога еще нужно согласие депутатов и президента, но уж очень настораживает тенденция: попытка "пропихнуть" такой налог через Думу предпринималась в 2003 году, затем о налоге вспомнили в конце прошлого года, и вот уже нынешней осенью активно идет агитация за внедрение налога на холостяков в налоговую систему страны.

В качестве агитаторов выступают региональные депутаты и представители предпринимательского сообщества.

Причем если для предпринимательских структур вопрос заключается только в ставке налога, то в регионах варьируются и подходы к налогообложению. Так, московские власти обсуждают идею взимать деньги за бездетных сотрудников с организаций-работодателей. Планируется, что это будет для организаций своеобразный "штраф". Чиновники не учитывают лишь того, что при подобном подходе организации постараются избавиться от бездетных сотрудников, равно как принимать на работу лиц, не имеющих детей, будут только при крайней необходимости. Кроме того, штрафовать организацию можно лишь за то, что совершила (или не совершила) сама организация. Если же сотрудник не имеет детей, то организация в том обстоятельстве каким образом виновата?!

С другой стороны, чиновники обещают льготы организациям, сотрудники которых уходят в декретный отпуск. В качестве льготы планируется снижение "подоходного и социального" налогов. Но оба этих налога - федеральные. Их величину определяет федеральный законодатель. И решать за Государственную Думу, надо ли снизить тот или иной налог, - смелый поступок для регионального чиновника. Впрочем, с представлением о налогах у регионального начальства ситуация вообще сложная. Так, в недавнем интервью "Российской газете" один из региональных депутатов заявил, что средства от налога на рекламу поступают в городской бюджет. Похоже, депутат и не подозревает, что налог на рекламу отменен еще с 1 января 2005 года - по причине исключения данного налога из Налогового кодекса.

И хотя региональные депутаты сами толком не знают, какие налоги ими введены, а какие аннулированы, еще один налог ввести все-таки собираются. Борьба за демографию - великое дело. Ведь тут главное - не польза от проведения мероприятия, а само проведение. Так уж повелось, что у нас борьба с трудностями - дело долгое и четких перспектив не имеющее, а потому главное в этой борьбе - процесс! И даже признание советским правительством бессмысленности борьбы с бездетностью путем взимания налога не мешает современным энтузиастам пытаться наступить на старые грабли.

В принципе продемонстрированная выше логика - некоторый плагиат идеи Остапа Бендера по превращению Васюков в центр мировой цивилизации. Но в основе попытки введения налога на холостяков лежит именно эта логика. Мол, не желающие платить налог граждане тут же начнут обзаводиться детьми, демографическая ситуация в стране улучшится, и даже китайцы окажутся далеко позади по темпам прироста населения. Проблему, вызванную отсутствием жилья, неразвитостью социальной инфраструктуры, недостаточно высокой зарплатой, нехваткой времени на личную жизнь, психологической неготовностью создавать семью, оказывается, так просто можно решить путем "красногвардейской атаки на демографию". А когда выяснится, что позитивного результата идея не дала, можно будет развести руками и сказать: "мы же ради общего блага старались".

Если подходить к ситуации прагматически и вести речь лишь о примитивном увеличении налогового бремени на определенные категории налогоплательщиков, проблемы вообще не существует. Налог на холостяков должен всего лишь повысить размер платежей с лиц, не имеющих детей. Такой результат может быть получен и в рамках действующей системы налогообложения. Достаточно изменить ставку налога на доходы физических лиц. Сейчас ставка налога установлена в общем случае в размере 13 процентов. Можно увеличить ставку, например, до 16 процентов и при этом скорректировать порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей, увеличив этот вычет на те же 3 процента. Вычет на детей предусмотрен и сейчас, но устанавливается он не в процентах от дохода, а по несколько иному алгоритму. Некоторая модификация механизма вычета вполне возможна (включая установление возрастных границ применительно к новому вычету, поскольку инициаторы введения налога на холостяков планируют ограничить уплату налога определенным возрастом). Что касается величины ставки, то она зависит только от воли государства. Изменить ее - дело одного дня. В результате получится то же самое, чего пытаются сложным путем достичь энтузиасты холостяцкого налога: бездетные граждане станут платить на 3 процента больше, а для остальных налогоплательщиков уплачиваемый налог останется на прежнем уровне. Не потребуется ставить с ног на голову Налоговый кодекс и вводить налог на "то, не знаю что". Вопрос только в том, приведет ли увеличение платежей с бездетных граждан к запланированному результату.

Скорее всего, холостяки будут воспринимать повышенный налог на доходы просто как "плату за свободу". А для решения демографической проблемы государству придется все-таки долго и упорно работать. В иных направлениях, нежели банальное повышение налогов.

Читайте также: